Отвлеченное мышление как движитель цивилизации: anikin — LiveJournal
Отвлеченное мышлениеОтвлечённое, абстрактно-логическое мышление определенно наиболее сильно отличает человека от окружающего его растительного и животного мира. Основным, непреложным фактором развития отвлечённого мышления является досуг, именно наличия досуга, отвлечение от насущных проблем индивидуума, дает возможность обратиться к умопостроениям абстрактного характера. Однако это не значит, что отвлечённое мышление присуще только человеку, такое утверждение было бы
в корне неправильным. У высших животных, у тех же млекопитающих, птиц оно также развито, хотя его природа ещё недостаточно изучена, однако со всей определенностью можно сказать, что такие основополагающие понятия отвлеченного мышления как добро и зло им присущи. Ещё Кропоткин в 1902 году в своей работе «Взаимная помощь как фактор эволюции» указывал на факты взаимопомощи у животных не только в составе одной семьи или вида, но и на межвидовые, подтверждения которым мы сейчас находим тысячами случаев, запечатленными в большом количестве видеосъемками живой природы. Но тему взаимопомощи я затрону в следующих статьях.
Нам, к сожалению, на данный момент известна только одна цивилизация, наша, и говорить о том, что только отвлечённое мышление является единственным способом развития цивилизаций было бы неверно. Хотя, возможно, я и не прав, не стоит забывать о других, угасших ветвях человечества, к примеру, о неандертальцах, но они как раз и подтверждают это правило. Как мы знаем, к закату мустьерской культуры, около 35 тысяч лет назад, неандертальцы уже вполне осознанно наносили на стены пещер искусно созданные цветные полосы и пятна, а также делали попытки придать форму камням, не только как орудиям труда или охоты. Человек, как мы знаем, пошел в этом отношении дальше, настолько дальше, что нет возможности даже и сравнивать, но никто не знает, к каким результатам пришли бы в отвлечённом мышлении неандертальцы, если бы их цивилизация не исчезла самым таинственным образом.
Что касается людей, к которым мы и относимся, то им это отвлеченное, абстрактное мышление, принесло не только благо, но и очень много зла. Ведь все религиозные культы, какие мы знаем, имеют в своей природе абстрагирование от реальности, с последующим созданием логических связей с действительностью основанных на ложной основе, начиная от поклонения стихиям, фетишизма и кончая самими проработанными за тысячелетия современными религиями. Фундаментом всех без исключения религий было жертвоприношение, и в разные периоды развития человечества оно имело разные формы, начиная от самых диких, с принесением человеческих жертв, и кончая завуалированными, современными, в виде крещения, обрезания и пр. И, все же, именно отвлечённое мышление дало нам то богатство человеческой культуры, которым мы не без основания гордимся, тот взлет научной мысли, которая уже оперирует космическими, субмолекулярными, субатомными величинами, и продолжает стремительно двигаться к открытию новых миров, к увеличению продолжительности жизни людей.
Как я уже писал выше отвлечённое мышление может быть только одним из множества других факторов развития цивилизаций; отвлечённое мышление присуще людям, как вершине развития жизни на планете Земля, но в других мирах, которые нам ещё только предстоит открыть, основой для развития цивилизации может послужить какой-то иной способ осознания действительности. Как бы там ни было, отвлечённое мышление, абстрактные, логические построения многим людям приносят наслаждение даже большее, нежели наслаждения животного характера, и уже одно это выносит его из разряда основополагающих факторов развития цивилизации в главенствующий.
Сергей Аникин
09.06.20
12.Определение и виды мышления. Основные операции и формы мышления.
Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.
Мыслительные операции: Сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Виды мышления:
По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое (продуктивное) и репродуктивное.
Репродуктивное мышление – это мышление, открывающее для человека уже известные знания.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в онтогенезе.
Первый способ мышления ребенка – наглядно-действенное мышление (от 1 до 3 лет), т.е. мышление в виде практических действий. Ребенок на практике решает примитивные задачи — вертит, тянет, открывает, нажимает. Здесь он на практике выявляет причину со следствием, такой своеобразный метод проб и ошибок. Таким мышлением обладает не только ребенок, часто и взрослые им пользуются.
Следующая ступень — наглядно-образное мышление – мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. На этом этапе, ребенку не обязательно совершать действия руками, он уже способен образно (наглядно) представить, что будет, если он совершит какое-то действие.
3 этап. Словесно-логическое мышление. Самый сложный процесс мышления для детей. Здесь ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
4 этап Абстрактно-логическое (отвлеченное, понятийное)
К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения – недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде.
По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении:
Дебильность, имбецильность, идиотия – наиболее глубокое нарушение психического развития.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — это… Что такое Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление?
- Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление
- вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — Ставрополь: изд-во СтГМА. Т. Б. Сергеева. 2009.
- Абстрагирование
- Абстракция
Смотреть что такое «Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление» в других словарях:
МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности человека характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дей ствительности в их существенных свойствах, связях и отношениях Исходный уровень познания непосредственное чувственное… … Российская педагогическая энциклопедия
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
Общая психопатология | Обучение | РОП
Локализация и функциональная организация речи — см. главу 2
Для правильного протекания мышления необходимо участие множества других психических процессов (речи, восприятия, памяти и пр.), но непосредственно само мышление основано на так называемых исполнительских функциях, локализованных в префронтальных отделах коры головного мозга, в том числе таких, как:
- постановка целей и планирование;
- выделение важности;
- внимание: поддержание деятельности и подавление влияния интерферирующих воздействий и импульсов;
- коррекция ошибок и гибкая смена когнитивных установок при необходимости;
- рабочая память.
Патология мышления может быть обусловлена различными вариантами нарушений как этих, так и других познавательных процессов, что и определяет многообразие форм нарушений мышления.
Клиническая оценка мышления в первую очередь основана на оценке того, что говорит пациент во время беседы с врачом.
Для наглядности можно представить себе следующую модель протекания ассоциативного процесса:
Мышление начинается с появления задачи (посыла) и постановки цели, которую необходимо достичь для ее решения. Из всех возможных мыслей начинает составляться план (схема решения имеющейся задачи), содержащий мысли, соответствующие поставленной цели, а мысли, несоответствующие цели, «тормозятся» (выводятся из фокуса активного внимания). Далее происходит последовательное раскрытие (анализ, описание или другие операции) каждого из пунктов плана в отдельности с возвращением к общему плану, сверкой прогресса его выполнения, проверкой на соответствие поставленной цели и коррекцией плана в случае такой необходимости.
В большинстве случаев данная последовательность операций имеет имплицитный (неосознаваемый) характер, но, столкнувшись с какой-либо сложной, непривычной или объемной задачей человек может в той или иной степени осознанно подойти к ее решению, например, записывая ход решения на бумаге и т.д.
По своей сути мышление человека имеет несколько «уровней вложенности» (по типу матрешки), где каждый уровень представлен полной моделью, изображенной на рисунке, но при этом каждый из отдельных пунктов плана представляет собой вложенный уровень, являясь такой же полной моделью со своей задачей, целью и планом решения.
Представим себе ход мышления на наиболее частом в клинике примере — рассказе пациента о своей болезни:
Врач просит пациента описать свое самочувствие (ставит задачу), пациент задает себе соответствующую цель, составляет предварительный план рассказа, куда включает ряд своих мылей, относящихся к самочувствию. Посторонние мысли (не относящиеся к рассказу о самочувствии), даже те, которые по тем или иным причинам сейчас могут быть актуальны для больного, он игнорирует. Начав свой рассказ, пациент последовательно раскрывает каждую из мыслей (в данном случае — жалобу на состояние своего здоровья), упоминая наиболее важные для врача детали, затем вновь возвращается к своему внутреннему списку (плану), проверяя, что уже было рассказано и что еще необходимо рассказать, чем еще можно было бы дополнить этот план для того, чтобы он более полно соответствовал поставленной цели и не отклонялся от нее.
Нейрофизиологический базис рационального и интуитивного мышления — см. главу 2
Мышление и его расстройства (В.В. Дунаевский)
Мышление
Мышление является основным и специфическим для человека познавательным процессом, в ходе которого диалектически устанавливаются внутренние (семантические) связи, характеризующие структуру объектов реальной действительности, их отношения между собой и к субъекту познавательной деятельности. Мышление тесно связано с другим базисным познавательным процессом – процессом восприятия и необходимо возникло в результате его поступательного эволюционного развития. Борьба за существование, являющаяся основным механизмом видовой динамики, вынуждала в каждый момент конфликтного взаимодействия конкурирующих особей сначала к максимальному напряжению физических сил (стрессовой мобилизации) в интересах удовлетворения своих безусловных потребностей (пищевой, половой, самосохранения), обеспечивая тем самым выживание индивидуума и сохранение вида. На определенном этапе развития, когда чисто физические ресурсы были исчерпаны, более эффективным приспособительным механизмом стала возможность сначала обобщения на основе индивидуального опыта своеобразия проблемных ситуаций и их алгоритмического разрешения, а затем необходимость поиска новых нестандартных (творческих) решений.
Эти обстоятельства стали побудительным стимулом, обеспечивающим качественный скачок – переход от конкретно воспринимаемой сиюминутности бытия к аналитико-синтетической оценке прошлого опыта и прогнозированию своего поведения в будущем. Таким образом были расширены его временные границы и созданы предпосылки для интенсивного развития других психических функций (долговременная и кратковременная память, воображение, перспективное мышление и др. — то есть сознания и самосознания в широком смысле этого понятия). Параллельно и взаимозависимо с этими процессами возникли и развивались новые сугубо человеческие свойства – символика языка и речи, изобразительного искусства, зачатки религиозного чувства, научного сознания мира и своего места в нем.
Таким образом был осуществлен переход от системы представлений об окружающем мире, которая постепенно складывалась на основе его индивидуального и коллективного восприятия к системе понятий. Последняя отражала самые существенные, позволяющие сделать обобщения признаки явлений и предметов и складывалась в картину понимания окружающего мира. Символика языка как функция коммуникации из средства обозначения реальностей все больше превращалась в средство общения, обмена информацией, формирующее коллективное сознание популяции. Наряду с конкретными понятиями, описывающими отдельные предметы, явления (кошка, стол, пожар) возникли абстрактные, обобщающие конкретные реалии (животные, мебель, стихийные бедствия).
Способность формировать и усваивать смысловые, родообразующие понятия возникает на определенном этапе исторического и онтогенетического развития психической деятельности и называется абстрактным мышлением. Неспособность оперировать абстрактными понятиями, субъективное, опирающееся на несущественные признаки мышление не раскрывает смысла явлений или приводит к противоречивому (алогичному) толкованию их сути. Это в свою очередь указывает либо на атавистическую задержку его развития, либо на наличие психического расстройства.
Мышление нормальных людей организует картины окружающего и внутреннего мира на основе анализа причинно-следственных отношений, подвергая его результаты проверке опытом, и рано или поздно оказывается в состоянии выявить внутренние связи объектов и явлений.
Творческое, или так называемое диалектическое, мышление, являющееся основой профессионально-клинического, как наиболее продуктивная форма опирается на анализ и синтез. Анализ предполагает выяснение того, чем данный объект, предмет, явление в силу своих индивидуальных особенностей отличается от других, внешне похожих. Для того, чтобы это установить, необходимо изучить его структурно-динамическое своеобразие. Применительно к больному это означает необходимость исследования исключительности личностной феноменологии, включая изучение биологического, психического и социального статусов.
Синтез, напротив, означает стремление установить внутренние связи внешне непохожих объектов, что невозможно ни на уровне восприятия, ни на уровне конкретного формального мышления. Иногда эта связь представлена лишь одной характеристикой, которая, тем не менее, является фундаментальной. Если верить преданию, то закон всемирного тяготения открылся Ньютону в тот момент, когда ему на голову упало яблоко. Восприятие внешних признаков указывает лишь на сходство форм. Понимание внутренних связей позволяет рассмотреть в одном ряду совершенно разные объекты, обладающие лишь одним общим качеством – массой. Человеческий разум благодаря этому свойству способен также к экстраполяции известной внутренней связи за пределы опытного восприятия пространства и времени, что делает его возможности практически безграничными. Так происходит осознание человеком законов, управляющих миром, и постоянный пересмотр уже имеющихся представлений.
Так называемое формальное мышление, являющееся атавистическим или имеющее болезненные причины, идет по пути аналогий, которые устанавливаются по признакам внешнего сходства, и уже поэтому не может быть творчески продуктивным. В медицине оно называется фельдшерским, но отнюдь не является прерогативой фельдшеров. Мыслящий подобным образом врач, завершая специальное образование, имеет канонизированные представления о реестре существующих, по его мнению, форм болезней в их описательных характеристиках с соответствующим алгоритмом последующих действий. Диагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.
Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.
Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.
Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)Эта рубрика включает ряд нарушений способа мышления по форме: изменение его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.
Нарушения темпа мышленияБолезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления.
Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.
Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.
Нарушения стройности мышленияРазорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.
При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.
Нарушение целенаправленности мышленияРезонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.
Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.
Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.
Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.
Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.
Расстройства мышления по содержаниюВключают в себя бредовые, сверхценные и навязчивые идеи.
Бредовые идеи.Представляют собой ложные, ошибочные суждения (умозаключения), возникшие на болезненной основе и недоступные критике и коррекции. Заблуждающегося, но здорового человека рано или поздно можно либо разубедить, либо он сам поймет ошибочность своих взглядов. Бред же, являясь одним из проявлений расстройства психической деятельности в целом, может быть устранен только посредством специального лечения. По психопатологическим механизмам бредовые идеи делятся на первичные и вторичные.
Первичный бред, или бред толкования, интерпретации вытекает непосредственно из расстройств мышления и сводится к установлению неправильных связей, неправильному пониманию взаимоотношений между реальными объектами. Восприятие здесь обычно не страдает. Изолированно первичные бредовые идеи наблюдаются при сравнительно легких психических заболеваниях. Болезненной основой здесь чаще всего является патологический характер или личностные изменения.
Вторичный, или чувственный бред представляет собой производное от других первичных психопатологических расстройств (восприятия, памяти, эмоций, сознания). Выделяют галлюцинаторный, маниакальный, депрессивный, конфабуляторный, образный бред. Из сказанного следует, что вторичный бред возникает на более глубоком уровне расстройства психической деятельности. Этот уровень или «регистр», как и генетически связанный с ним бред, называют параноидным (в отличии от первичного – паранойяльного).
По содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи можно разделить на три основные группы: преследования, величия и самоуничижения.
К группе идей преследования относятся бред отравления, отношения, воздействия, собственно преследования, «любовного очарования».
Бредовые идеи величия также разнообразны по содержанию: бред изобретательства, реформаторства, богатства, высокого происхождения, бред величия.
К бредовым идеям самоуничижения (депрессивный бред) относят бред самообвинения, самоуничижения, греховности, виновности.
Депрессивные фабулы обычно сопровождаются подавленностью и предъявляются астенично. Параноидный бред может быть как астеничным, так и стеничным («преследуемый преследователь»).
Бредовые синдромыПаранойяльный синдром характеризуется систематизированным бредом отношения, ревности, изобретательства. Суждения и умозаключения больных внешне производят впечатление вполне логичных, однако они исходят из неверных посылок и ведут к неверным выводам. Этот бред тесно связан с жизненной ситуацией, личностью больного, либо измененной психическим заболеванием, либо являющейся патологической от самого рождения. Галлюцинации обычно отсутствуют. Поведение больных с паранойяльным бредом характеризуется сутяжничеством, кверулянтскими тенденциями, иногда агрессивностью. Наиболее часто этот синдром наблюдается при алкогольных, пресенильных психозах, а также при шизофрении и психопатиях.
Параноидный синдром. Характеризуется вторичным бредом. К группе параноидных синдромов относятся галлюцинаторно-бредовой, депрессивно-бредовой, кататоно-бредовой и некоторые другие синдромы. Параноидные синдромы встречаются как при экзогенных, так и при эндогенных психозах.
При шизофрении часто наблюдается один из наиболее типичных вариантов галлюцинаторно-параноидного синдрома – синдром Кандинского-Клерамбо, который складывается из следующих симптомов: псевдогаллюцинации, психические автоматизмы, бредовые идеи воздействия. Автоматизмами называют явление утраты чувства принадлежности самому себе мыслей, эмоциональных переживаний, действий. По этой причине психические акции больных субъективно воспринимаются как автоматические. Г. Клерамбо (1920) описал три вида автоматизмов:
Идеаторный (ассоциативный) автоматизм проявляется в чувстве построннего вмешательства в течение мыслей, их вкладывание или отнятие, обрывы (шперрунги) или наплывы (ментизм), ощущение, что мысли больного становятся известны окружающим (симптом открытости), «эхо мыслей», насильственная внутренняя речь, вербальные псевдогаллюцинации, воспринимаемые как ощущение передачи мыслей на расстояние.
Сенсорный (сенестопатический, чувственный) автоматизм. Для него характерно восприятие различных неприятных ощущений в теле (сенестопатии), чувство жжения, скручивания, боли, полового возбуждения в качестве сделанных, специально вызванных. Вкусовые и обонятельные псевдогаллюцинации могут рассматриваться в качестве вариантов этого автоматизма.
Моторный (кинэстетический, двигательный) автоматизм проявляется ощущением вынужденности некоторых действий, поступков больного, которые совершаются помимо его воли или вызваны воздействием извне. При этом больные часто испытывают мучительное чувство физической несвободы, называя себя «роботами, фантомами, марионетками, автоматами» и т.д. (чувство овладения).
Объяснение подобных внутренних переживаний при помощи воздействия гипнозом, космическими лучами или различных технических средств называется бредом воздействия и иногда носит достаточно нелепый (аутистический) характер. Аффективные расстройства при этом чаще всего представлены чувством тревоги, напряженности, в острых случаях – страха смерти.
Парафренный синдром. Характеризуется сочетанием фантастических, нелепых идей величия с экспансивным аффектом, явлениями психического автоматизма, бредом воздействия и псевдогаллюцинациями. Иногда бредовые высказывания больных имеют в качестве основы фантастические, вымышленные воспоминания (конфабуляторный бред). При параноидной шизофрении парафренный синдром является заключительным этапом течения психоза.
Помимо описанных выше хронических бредовых синдромов в клинической практике встречаются остро развивающиеся бредовые состояния, имеющие лучший прогноз (острая паранойя, острый параноид, острая парафрения). Они характеризуются выраженностью эмоциональных расстройств, низкой степенью систематизации бредовых идей, динамизмом клинической картины и соответствуют понятию острого чувственного бреда. На высоте этих состояний могут наблюдаться признаки грубой дезорганизации психической деятельности в целом, в том числе признаки нарушения сознания (онейроидный синдром).
Острый чувственный бред также может быть представлен синдромом Капгра (Капгра Ж., 1923), включающим помимо тревоги и идей инсценировки симптом двойников. При симптоме отрицательного двойника больной утверждает, что близкий человек, например, мать или отец, не является таковым, а представляет собой подставную фигуру, загримированную под его родителей. Симптом положительного двойника заключается в убеждении, что незнакомые лица, специально изменившие свой облик, представляются больному в качестве близких людей.
Синдром Котара (нигилистический бред, бред отрицания), (Котар Ж., 1880) выражается в ошибочных умозаключениях мегаломанического, ипохондрического характера по поводу своего здоровья. Больные убеждены в наличии у них тяжелого, смертельного заболевания (сифилиса, рака), «воспаления всех внутренностей», говорят о поражении отдельных органов или частей тела («сердце перестало работать, сгустилась кровь, кишечник сгнил, пища не перерабатывается и из желудка поступает через легкие в мозг» и т.п.). Иногда они утверждают, что умерли, превратились в гниющий труп, погибли.
Сверхценные идеиСверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, которые эмоционально переоцениваются, гиперболизируются и занимают в сознании больных неоправданно большое место, вытесняя конкурирующие представления. Таким образом, на высоте этого процесса при сверхценных идеях, также как и при бреде, исчезает критика, что позволяет отнести их к разряду патологических.
Умозаключения возникают как на основе логической переработки понятий, представлений (рационально), так и с участием эмоций, организующих и направляющих не только сам процесс мышления, но оценивающих его результат. Для личностей художественного типа последнее может иметь решающее значение по принципу: «если нельзя, но очень хочется, то можно». Сбалансированное взаимодействие рациональной и эмоциональной составляющих называется аффективной координацией мышления. Наблюдающиеся при различных заболеваниях и аномалиях эмоциональные расстройства вызывают ее нарушения. Сверхценные идеи являются частным случаем неадекватно избыточного насыщения аффектом какой-либо отдельной группы представлений, лишающего конкурентоспособности все прочие. Этот психопатологический механизм называется механизмом кататимии. Вполне понятно, что возникающие подобным образом патологические идеи могут иметь не только личностную, болезненную, ситуационную обусловленность, но и содержательно связаны с жизненными темами, вызывающими наибольший эмоциональный резонанс.
Этими темами чаще всего являются любовь и ревность, значимость собственной деятельности и отношение окружающих, собственное благополучие, здоровье и угроза потери того и другого.
Чаще всего сверхценные идеи возникают в ситуации конфликта у психопатических личностей, в дебютных проявлениях экзогенно-органических и эндогенных заболеваниях, а также в случаях их легкого течения.
При отсутствии стойкой дезорганизации эмоционального фона они могут иметь транзиторный характер и при его упорядочивании сопровождаться критическим отношением. Стабилизация аффективных расстройств в процессе развития психического заболевания или хронизации конфликта у аномальных личностей приводит к стойкому снижению критического отношения, что некоторые авторы (А.Б. Смулевич) предлагают называть «сверхценным бредом».
Навязчивые идеиНавязчивые идеи, или обсессии, — это возникающие спонтанно патологические идеи, носящие навязчивый характер, к которым всегда имеется критическое отношение. Субъективно они воспринимаются как болезненные и в этом смысле являются «инородными телами» психической жизни. Чаще всего навязчивые мысли наблюдаются при заболеваниях невротического круга, однако могут встречаться и у практически здоровых людей с тревожно-мнительным характером, ригидностью психических процессов. В этих случаях они, как правило, нестойкие и не причиняют значительного беспокойства. При психическом заболевании, напротив, концентрируя на себе и на борьбу с ними всю активность больного, переживаются как крайне тягостные и мучительные. В зависимости от степени эмоциональной насыщенности, во-первых, выделяют отвлеченные (абстрактные) навязчивости. Они могут быть представлены навязчивым мудрствованием («мыслительная жвачка»), навязчивым счетом (арифмомания).
К эмоционально насыщенным навязчивостям относятся навязчивые сомнения и контрастные навязчивости. При них больные могут многократно возвращаться домой, испытывая тревожные сомнения, закрыли ли они дверь, выключили ли газ, утюг и т.п. При этом они прекрасно понимают нелепость своих переживаний, но не в силах перебороть возникающие вновь и вновь сомнения. При контрастных навязчивостях больные охвачены страхом совершить что-то недопустимое, аморальное, противозаконное. Несмотря на всю тягостность этих переживаний, больные никогда не пытаются реализовать возникшие побуждения.
Навязчивые идеи, как правило, представляют собой идеаторный компонент навязчивых состояний и редко встречаются в чистом виде. В структуре их также имеют место эмоциональная составляющая (навязчивые страхи – фобии), навязчивые влечения – компульсии, моторные расстройства – навязчивые действия, ритуалы. В наиболее полном виде эти нарушения представлены в рамках обсессивно-фобического синдрома. Навязчивые страхи (фобии) могут иметь различное содержание. При неврозах они чаще всего носят понятный характер, тесно связанный с ситуацией реальной жизни больного: страхи загрязнения и заражения (мизофобия), закрытых помещений (клаустрофобия), толпы и открытых пространств (агорафобия), смерти (танатофобия). Чаще всего встречаются навязчивые страхи возникновения тяжелого заболевания (нозофобия), особенно в случаях, спровоцированных психогенно: кардиофобия, канцерофобия, сифилофобия, спидофобия.
При шизофрении навязчивые переживания чаще имеют нелепое, непонятное, оторванное от жизни содержание – например, мысли о том, что в употребляемой пище могут присутствовать трупный яд, иголки, булавки; домашние насекомые могут заползти в ухо, нос, проникнуть в мозг и т.п.
Тревожно-напряженный аффект в этих случаях довольно часто послабляется ритуалами – своеобразными символическими защитными действиями, нелепость которых больные также могут понимать, однако их выполнение приносит больным облегчение. Например, чтобы отвлечь себя от навязчивых мыслей о заражении, больные моют руки определенное количество раз, используя при этом мыло определенного цвета. Для подавления клаустрофобических мыслей перед тем, как войти в лифт, трижды оборачиваются вокруг своей оси. Подобные действия больные вынуждены повторять по многу раз при всем понимании их бессмысленности.
Чаще всего обсессивно-фобический синдром наблюдается при неврозе навязчивых состояний. Он также может встречаться в рамках эндогенных психозов, например, при неврозоподобных дебютах шизофрении, а также при конституциональных аномалиях (психастении).
Одним из вариантов обсессивно-фобического синдрома является дисморфофобический (дисморфоманический) синдром. При этом переживания больного сосредоточены на наличии либо мнимого, либо реально существующего физического недостатка или уродства. Они могут носить как характер навязчивых страхов, так и сверхценных мыслей со снижением или отсутствием критического отношения, напряженным аффектом, вторичными идеями отношения, неправильным поведением. В этих случаях больные пытаются самостоятельно устранить имеющиеся недостатки, например, избавиться от веснушек при помощи кислоты, бороться с излишней полнотой, прибегая к изнурительному голоданию, или обращаются к специалистам с целью хирургического устранения имеющегося, по их мнению, уродства.
Синдром дисморфомании может наблюдаться у аномальных личностей в подростковом и юношеском возрасте, чаще у девушек. Также у них часто встречаются близкие к этому синдромы – синдром нервной анорексии и ипохондрический. Бредовой вариант синдрома дисмофомании наиболее типичен для дебютных проявлений параноидной шизофрении.
Гуманистический активизм
💁🏻♂️ Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых философов эпохи Ренессанса, кто попытался сделать все выводы из концепции гуманистического активизма* и отделить политику от религии и морали. Его девиз: «Сначала жить, потом философствовать».
*На примере искусства и этики мы видели, что гуманисты Возрождения призывают человека жить своей собственной жизнью, активно и свободно реализовывать себя во всех сферах жизни. Эта концепция получила название «гуманистический активизм».
✍️ Макиавелли занимал ряд государственных постов во Флоренции. Большинство произведений он написал после ареста в период высылки в свое поместье — это случилось в 1512 году, когда ко власти снова вернулась партия Медичи, противником которых он был. Тем не менее благо Флоренции ему было дороже, чем личная судьба.
📗 Свой главный трактат «Государь» Макиавелли адресует Лоренцо Медичи как наставление о том, как надо делать реальную политику в новую эпоху.
Каким должен быть современный правитель?
⚔️ Прежде всего, настоящий государь должен быть активным и доблестным.
🙌 Сильный государь не ждет милостей от фортуны, он сам стремится подчинить ее своим целям: «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим». Более того, Макиавелли говорит, что «фортуна — женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать».
🦁 Как лев и лисица. Мудрый правитель не должен быть моральным эталоном или рыцарем веры. Скорее он должен сочетать в себе и в своих действиях качества льва, способного расправиться с любым из врагов, и лисицы, способной провести самого изощренного хитреца.
⚖️ Государь должен по возможности не удаляться от добра, но при необходимости не чураться и зла. Если к тому подталкивает необходимость и интересы государства, в политике можно нарушать обещания и прибегать к жестоким, решительным мерам. При этом нужно помнить главное правило: добро необходимо творить небольшими порциями, но постоянно, а зло — редко, но сразу и целиком.
Виды мышления. — Шпаргалка — Ответы на экзаменационные вопросы по Общей психологии
Нужна помощь в написании работы?
Виды мышления — это проявление особенностей познавательных механизмов при решении задач, поиске ответов на вопросы. Классификация видов мышления:
1. По генезису развития:
- Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;
- Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;
- Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;
- Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;
2. По характеру решаемых задач:
- Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.
- Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По степени развернутости:
- Дискурсивное (аналитическое) — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
- Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
4. По степени новизны и оригинальности:
- Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
- Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.
5. По средствам мышления:
- Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.
- Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
6. По функциям:
- Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
- Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость Поделись с друзьями Абстрактное мышление — это мышление, выходящее за рамки конкретных реалий. Ниже приведены иллюстративные примеры.КонцепцииВсе концепции, не имеющие физической формы, абстрактны. Например, размышления о свободе и уважении — это абстрактное мышление, потому что эти идеи не существуют как физическая вещь.ТеорииРазработка теорий для объяснения наблюдений. Например, фермер, который разрабатывает теорию о том, что артишоки плохо растут на определенном поле из-за слишком кислой почвы.Это может быть основано на конкретных данных, но сама теория является предположением и поэтому может считаться абстрактной.ОрганизацияОрганизация вещей по абстрактным категориям. Например, культурная конвенция разделения дней на будни и выходные. Это абстрактные концепции, которые нельзя связать ни с чем физическим.Дивергентное мышлениеДивергентное мышление — это процесс использования воображения для создания новых решений таких проблем, как, например, фермер, который определяет посадку-компаньон, которая позволяет артишокам процветать в кислой почве.Проведение аналогии, упрощающей сложную проблему. Например, Корабль Галилея — это мысленный эксперимент, в котором говорится, что если вы уроните пушечное ядро с мачты движущегося корабля, оно должно упасть прямо ниже того места, где оно было сброшено, и что это место не зависит от скорости или направления корабля. . Это было разработано Галилео Галилеем в 1632 году, чтобы противостоять преобладающему в то время аргументу, что если бы Земля действительно вращалась, то объект, упавший с высоты, не упал бы прямо под место падения, потому что Земля переместилась бы.Теперь известно, что Земля вращается и что принцип относительности подтверждает предсказания мысленного эксперимента «Корабль Галилея».ЭмоцииЭмоции — это ментальные состояния, окрашивающие все мышление. Способность думать об эмоциональном воздействии вещей — это тип абстрактного мышления. Например, оратор, способный сформулировать и передать сообщение, которое вызывает у аудитории чувство доверия, ожидания, радости и удивления.Рассказывание историйРассказывание историй — это искусство делать информацию интересной.Это обычно включает конкретную информацию в такие элементы, как литературные приемы, риторические приемы, напряжение, юмор и культура, которые почти всегда являются абстракциями.КультураЭлементы культуры, такие как нормы, часто являются полностью абстрактными социальными конструкциями. Ошибочно думать, что это не реально, поскольку что-то абстрактно. Например, нормы могут помочь людям жить в обществе и могут быть реальными и ценными.Контрфактическое мышлениеКонтрфактическое мышление — это процесс воображения того, как то прошлое могло быть другим.Например, если вы говорите что-то глупое в социальной ситуации, вы можете позже вообразить более разумные вещи, которые вы могли бы сказать, и то, как это могло бы привести к другим результатам. Контрфактическое мышление может быть пустой тратой времени, поскольку прошлое нельзя изменить. Однако он также может дать понимание и выявить улучшения, которые можно применить в будущем.ПредсказаниеРазработка прогнозов, оценок и предсказаний будущего — это абстракция, потому что самого будущего физически еще не существует.Например, турист, который сталкивается с кабаном на тропе, предсказывает, что может случиться, если он тихо и медленно отступит от животного.SynthesisПроектирование вещей — это процесс абстрактного мышления. Например, модельер, создающий шляпу из идеи. Это пример того, как абстрактное понятие становится конкретным объектом, способным понять, почему вещи визуально привлекательны или непривлекательны. Например, стилист, который может разрабатывать новые стили, которые подходят времени, месту и культуре как визуально привлекательные.Магическое мышлениеАбстрактное мышление — это мощная форма мышления, которая позволяет создавать ценности, решать проблемы и влиять на людей. Однако его также можно использовать для ленивых мыслительных процессов, мотивированного мышления и для формирования предубеждений, которые рисуют неточную картину мира. Например, магическое мышление — это процесс присвоения магических сил абстрактной концепции, такой как технология, которая нереальна. В некоторых случаях люди тратят слишком много времени на размышления об абстракциях, которые далеки от практических реалий ситуации, так что они упускают возможность быстро принимать решения, которые принесут им пользу.Например, ученик, который тратит бесконечные часы на размышления о своем страхе перед публичными выступлениями, вместо того, чтобы предпринимать практические шаги к приобретению речевого опыта, который начинает побеждать этот страх.ПримечанияЧеловеческая мысль очень часто основывается на абстракциях. Например, естественный язык, такой как английский или французский, наполнен абстрактными понятиями, так что любой, кто использует богатый словарный запас, применяет абстрактное мышление.МышлениеЭто полный список статей, которые мы написали о мышлении.Если вам понравилась эта страница, добавьте в закладки Simplicable. Полное руководство по мыслительным процессам, техникам и ошибкам. Определение самоанализа с примерами. Обзор критического мышления с примерами. Определение скептицизма с примерами. Определение воображения с примерами. Определение визуального мышления с примерами. Определение абстрактного понятия с примерами.Определение реализма с примерами. Определение прагматизма с примерами. Рациональное мышление часто в некоторой степени логично, но включает такие факторы, как эмоции, воображение, культура, язык и социальные условности. Определение преимущества сомнения с примерами. Определение внутриличностного с примерами. Определение парадокса с примерами. Обзор логических аргументов с примерами. Определение теории рационального выбора с примерами. Определение рефлексивного мышления с примерами.Определение разума с примерами. Самые популярные статьи о Simplicable за последние сутки. Последние сообщения или обновления на Simplicable. Карта сайта © 2010-2020 Простое. Все права защищены. Воспроизведение материалов, размещенных на этом сайте, в любой форме без явного разрешения запрещено.Просмотреть сведения об авторских правах и цитировании этой страницы. |
Навыки абстрактного мышления в детском саду | Scholastic
«Этому человеку нужна помощь!» — говорит Тамара в длинную будку, которую использует как рацию.Соня отвечает: «Я сейчас буду!» в ее руку «телефон», когда она изображает прыжок в свою машину скорой помощи и едет на место происшествия.
Для детских садов характерно развитие абстрактного или символического мышления. Вы видите, как дети делают это почти каждый день в своих драматических играх, когда они используют предметы для представления других вещей или совершают движения для представления более сложных действий, таких как вождение машины скорой помощи. Когда они это делают, они учатся использовать символы. Символическая игра — это способность принять мысленный образ чего-то, чего нет, заменить один объект другим или имитировать объект, когда опора недоступна.Развитие понимания символов важно для чтения и математики, потому что это позволяет детям распознавать, что буквы и цифры что-то представляют.
Абстрактное мышление и драматическая игра
Маленькие дети начинают развивать навыки абстрактного мышления с помощью ролевой игры. В детсадовские годы способность детей притворяться доводится до высокого уровня абстракции. Они образно используют простой объект для представления чего-либо и примеряют множество символических ролей.
Эта способность изображать предметы и использовать их символически помогает детям во всех областях учебной программы. Например, детсадовцы узнают, что цифра «шесть» обозначает шесть вещей, и начинают учиться складывать и вычитать эти символы. Этот абстрактный математический навык в конечном итоге перерастает в очень абстрактное понимание алгебры и исчисления.
Дорога к чтению и письму
То же самое можно сказать и о чтении и письме. Абстрактное мышление необходимо для использования системы символов, известной нам как алфавит.Они начинают понимать, что рисунки и линии могут представлять объект, мысль или слово. Это приводит к тому, что пятилетние дети экспериментируют с использованием каракулей и фигур для рисования и «письма». Когда дети «читают» вам эти строки и каракули, они используют свою собственную систему символов для представления своих мыслей. Удивительно то, что они часто могут читать эти каракули снова и снова точно так же.
Изучение языка
Сильные языковые навыки необходимы для абстрактного мышления, а воспитанники детского сада часто очень вербальны.Они могут объяснить свое мышление и очень подробно изложить свои идеи.
Например, когда они делятся книгами, дети могут представить сцены, которых нет даже в книгах, и предложить возможные новые концовки или продолжения рассказа. Требуется высокая степень абстрактного мышления, чтобы иметь возможность представить себе вещи, которых нет, а затем выразить эти мысли словами. На этом этапе развития детям нравится творческое мышление, например, мозговой штурм по всем способам использования знакомых предметов или использование простых предметов для рассказа истории.
Абстрактное мышление и решение проблем
Обучение абстрактному мышлению является важным компонентом развития навыков решения проблем. К детскому саду дети становятся более искусными в размышлениях о решении проблемы, фактически не пробуя ее. Теперь они могут представить и обдумать проблему и ее решение с меньшим практическим опытом. Способность представить проблемную ситуацию и возможные решения позволяет детям решать проблемы, не прибегая к причинно-следственным экспериментам.
Движение к математике и естественным наукам
Во время того, что Жан Пиаже определил как предоперационный этап (обычно от 2 до 6 лет), дети находятся в «поиске репрезентации». Они учатся переходить от конкретного к абстрактному. Вот почему важно использовать простые графики и рисунки как способы представления практического научного эксперимента или математического опыта. Этот развивающийся навык не только позволяет детям применять то, что они узнали (и демонстрировать свое понимание), но также побуждает их перейти на более высокие уровни абстрактного мышления.
Что вы можете сделать:
- Добавьте абстрактный реквизит в игровую зону. Чем абстрактнее реквизит, тем символичнее спектакль. Подумайте о том, чтобы добавить много коробок разного размера, трубопроводов и стыков из ПВХ, шарфов и простыней.
- Предложите детям создать свою собственную систему символов. Дети могут захотеть создать независимый набор символов для обозначения знакомых слов, имен и указаний.
- Совершите экскурсии и свяжите их с репрезентативной деятельностью, такой как реконструкция, составление графиков и письмо.
Абстрактное мышление помогает осмыслить мир с некоторыми неудачами, обнаружили исследователи
Чтобы понять кажущиеся необъяснимыми события, абстрактное мышление ищет скрытый смысл или всеобъемлющие темы.
После массового расстрела люди пытаются найти ответы, опираясь на общие черты прошлых трагедий, чтобы разобраться в вещах. По мнению исследователей психологии, хотя это может помочь упростить сложные вопросы и снять психологическое напряжение, это может создать ложное чувство понимания и еще больше поляризовать точки зрения людей.
Необходимость понимать, почему что-то происходит — уменьшение «причинной неопределенности» — это мощный психологический мотиватор, способствующий когнитивным процессам, которые помогают сделать мир более управляемым или предсказуемым. Некоторые из этих процессов представляют собой преднамеренные систематические усилия, направленные на достижение более точного понимания причин. Но другие являются спонтанными и автоматическими, порождая абстрактные мысли, помогающие упростить сложные проблемы.
Новое исследование ученых из Университета Невады в Рино и Техасского университета в Остине, опубликованное в Current Directions in Psychological Science, сосредоточилось на последнем.
«Было доказано, что абстрактное мышление имеет как положительные, так и отрицательные эффекты», — говорит Марлон Хендерсон, доцент психологии Университета штата Остин и соавтор исследования. «С одной стороны, было показано, что абстракция помогает людям справляться с проблемами настроения и способствует совместному решению проблем. С другой стороны, это способствует предвзятости ».
Чтобы понять кажущиеся необъяснимыми события, абстрактное мышление ищет скрытый смысл или всеобъемлющие темы. «Это может быть сосредоточение внимания на сходстве событий или объяснение поведения с помощью черт или целей более высокого уровня», — сказал Джэ-Ын Намкун, доцент кафедры маркетинга Университета Невады и соавтор исследования.
Предыдущие исследования показывают, что абстрактное мышление происходит спонтанно и вне осознания, как естественная мотивационная реакция на причинную неопределенность, которая помогает достичь чувства понимания.
«Возможно, абстрактное мышление делает причинное понимание менее подавляющим, что может затем сделать людей более психологически подготовленными к систематическому устранению проблемы», — сказал Хендерсон.
Это может быть хорошо, учитывая, что причинно-следственная неопределенность негативного поведения связана с невротизмом, тревогой и депрессией, а также употреблением алкоголя.Исследователи предположили, что в будущем исследовании можно будет изучить абстрактное мышление как «механизм защиты или совладания», поскольку оно может обеспечить психологическую дистанцию от травмирующего события и снизить интенсивность эмоциональных реакций.
В предыдущем исследовании Намкунг и Хендерсон обнаружили, что во времена широко распространенной причинно-следственной неопределенности люди реагировали более позитивно, когда в сообщениях от лидеров использовался более абстрактный язык, чем в тех, которые были сосредоточены на конкретных деталях. Они предупреждают, что, хотя этот автоматический абстрактный ответ может помочь людям лучше переваривать сложные проблемы, он может чрезмерно упростить проблему или «дразнить» людей, заставляя их думать, что они лучше знают, почему что-то произошло, без фактического получения какой-либо дополнительной информации, хотя исследователи заявили, что необходимы дополнительные исследования в этом районе.
«Упрощенное причинно-следственное объяснение означало бы большую убежденность в меньшем количестве потенциальных причин», — сказал Намкун. «Это может привести к тому, что люди станут более целеустремленными и, возможно, даже более радикальными в своих убеждениях, игнорируя информацию, которая отвергает собственные причинные убеждения, или игнорируя нюансы и сложности, связанные с причинами, лежащими в основе событий».
Почему детям нужно использовать абстрактное мышление в школе
Абстрактное мышление — это способность обрабатывать идеи, включающие сложные визуальные или языковые идеи, которые нелегко связать с конкретными идеями.Абстрактные идеи часто невидимы, сложны и субъективны по сравнению с конкретными идеями, которые обычно видимы и объективны. Например, правосудие — это абстрактное понятие, а полицейский — конкретное понятие.
Навыки абстрактного мышления важны при изучении таких предметов, как прикладная математика, естественные науки и общественные науки. Абстрактное мышление необходимо на более высоких уровнях мышления, таких как те, которые описаны в Таксономии Блума.
Если вашему ребенку поставили диагноз «неспособность к обучению», и он также не понимает, как подходить к учебным заданиям, у него могут быть слабые места в области абстрактного мышления.Узнайте, почему способность к абстрактным рассуждениям важна при оценивании специального образования и как эта способность может принести пользу учащимся как в классе, так и в реальном мире.
Примеры
Задачи абстрактного рассуждения включают способность понимать предметы на сложном уровне посредством анализа и оценки, а также способность применять знания при решении проблем с помощью теории, метафор или сложных аналогий.
Способность понимать отношения между вербальными и невербальными идеями также является частью абстрактного мышления.Например, использование статистики для прогнозирования результатов выборов — это пример абстрактного рассуждения, примененного к реальной проблеме. Студенты математических классов могут работать над такими задачами, тем более что они стареют и осваивают основы математики.
Как работают абстрактные задачи мышления
Абстрактные проблемы часто бывают визуальными и обычно не связаны с социальными идеями. Примером может служить прогнозирование того, что будет дальше в последовательности фигур, путем распознавания закономерностей и взаимосвязей.Абстрактное мышление обычно оценивается как часть тестирования интеллекта.
Способность к рассуждению позволяет студентам комплексно применять полученные знания. Образовательные стандарты, такие как стандарты Common Core, делают упор на эти навыки. Хотя механическое запоминание полезно, преподаватели все чаще осуждают такие стратегии.
Многие учащиеся с когнитивными нарушениями обучаемости и другими расстройствами имеют слабые места в абстрактном мышлении и могут извлечь выгоду из прямого обучения навыкам решения проблем.Им также может помочь языковая терапия, которая поможет им научиться использовать язык для понимания и решения проблем.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с обучением из-за того, что у него проблемы в этой области, не откладывайте его обследование на предмет возможных нарушений. Раннее вмешательство — это ключ к тому, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями обучения продолжить учебу. Если будет обнаружено нарушение обучаемости, вашему ребенку, возможно, придется усерднее работать, чтобы задействовать абстрактные рассуждения, но расстройство не сделает невозможным использование навыков, задействованных в таких рассуждениях, будь то решение проблем или понимание того, как связаны идеи. .
Абстрактное мышление в тестах на интеллект
При тестировании коэффициента интеллекта (IQ) некоторые считают абстрактные концепции менее предвзятыми, чем концепции, основанные на языке. Тем не менее, дети, которые сталкивались с игрушками, развивающими абстрактные навыки мышления, такими как кубики, игрушки с геометрическим рисунком, игрушки с геометрическими фигурами или другие игрушки для построения и решения проблем, могут улучшить свои способности к абстрактному мышлению.
Учитывая это, даже если вашему ребенку не был поставлен диагноз нарушения обучаемости, в его интересах использовать вышеупомянутые игрушки на раннем этапе.Такие игрушки обычно кажутся детям не работой, а развлечением. Родители могут использовать такие игрушки со своими детьми, чтобы связывать и настраивать абстрактные навыки мышления своих малышей.
Развитие абстрактного мышления в детстве и подростковом возрасте: роль ростролатеральной префронтальной коры
Основные моменты
- •
Ростральная префронтальная кора (RPFC) поддерживает самогенерируемую абстрактную обработку мысли.
- •
Гибкое отношение к абстрактным мыслям и их обработка развиваются в подростковом возрасте.
- •
Активация RPFC становится более специфичной для реляционной интеграции во время разработки.
- •
Перспективное развитие памяти еще предстоит изучить с помощью нейровизуализации.
- •
Тренировка абстрактного мышления, например рассуждения, могут иметь значение для образования.
Abstract
Ростральная префронтальная кора (RPFC) увеличилась в размерах и изменилась с точки зрения своей клеточной организации в ходе эволюции приматов.Параллельно появилась способность отстраняться от непосредственного окружения, чтобы обрабатывать абстрактные мысли и решать проблемы, а также понимать мысли и намерения других людей. Считается, что ростролатеральная префронтальная кора (RLPFC) играет важную роль в поддержке интеграции абстрактных, часто самогенерируемых мыслей. Мысли могут быть абстрактными во времени и относиться к долгосрочным целям, прошлым или будущим событиям или относительно абстрактными и сосредотачиваться на отношениях между репрезентациями, а не на простых характеристиках стимула.Поведенческие исследования предоставили доказательства длительного развития когнитивных функций, связанных с RLPFC, в частности логического и реляционного мышления, а также восстановления эпизодической памяти и перспективной памяти. Функциональные и структурные нейровизуализационные исследования обеспечивают дополнительную поддержку длительного развития RLPFC в подростковом возрасте, с некоторыми доказательствами повышенной специализации активации RLPFC для реляционной интеграции и аспектов восстановления эпизодической памяти. Будут обсуждены темы для будущих исследований, такие как роль медиального RPFC в обработке абстрактных мыслей в социальной сфере, возможность обучения абстрактному мышлению в области рассуждений и ссылки на образование.
Ключевые слова
Подростковый возраст
Когнитивный контроль
Фронтополярная кора
Префронтальная кора
Область Бродмана 10
Рассуждения
Рекомендуемые статьи Цитирующие статьи (0)
Copyright © 2014 Издано Elsevier Ltd.
Рекомендуемые статьи
Цитирование статей
Готовность к колледжу: как помочь студентам мыслить абстрактно
Катящийся камень не собирает мха. У Мика Джаггера есть мох? Не плачьте над пролитым молоком.Это всего лишь молоко, зачем плакать? Слишком много поваров портят суп. Ненавижу суп. Вода под мостом. Конечно, под мостом вода! Полоски тигра не меняются. Конечно, нет! Рыбак рыбака видит издалека. Да, эти Grackles в центре города так раздражают. Их должны быть миллионы.
Готовый к колледжу студент может мыслить образно или, другими словами, связывать абстрактные идеи с конкретными примерами. Один из лучших способов помочь студентам мыслить абстрактно — это приобщить их к древней мудрости метафор и высказываний.Первоначально их реакции будут такими же, как указано выше, но после небольшой практики студенты смогут понять истинный смысл высказываний.
Абстрактное мышление полезно для понимания богатства литературы, как классической, так и современной. «Алиса в стране чудес» Кэрол, «Слон Хортон» доктора Зюсса, «Потерянный рай» Мильтона — все это было бы непостижимо без способности мыслить абстрактно.
Причина, по которой алгебра, геометрия и общая математика бросают вызов студентам, заключается в том, что они требуют от студентов абстрактного мышления.Проклятие большинства студентов — проблемы со словами — все сводятся к тому, чтобы взять что-то конкретное и преобразовать ситуацию в абстрактные символы и числа. Большинство методов решения проблем требуют, чтобы учащиеся отступили (образно) от рассматриваемой проблемы (она может лежать в основе) и сформулировали проблему в абстрактных терминах.
Чтобы помочь своим ученикам думать и использовать испанский язык, я напечатал дихо (поговорку), например: «En boca cerrada no entra mosca!» (в закрытом рту мухи не входят — мой любимый) на доске и попросил их расшифровать испанский, а затем и истинное значение.Как только мы проходили буквальные интерпретации, студенты обычно могли прийти к приблизительным значениям. Некоторые dichos просто ставили их в тупик: «Al hambriento, no hay pan duro». (голодным нет твердого хлеба) или «En casa del herrero, cuchillo de palo» (в доме кузнеца деревянный нож). Я обнаружил, что главное не в том, чтобы давать студентам ответы. Я просто надела халат Сократа и задавал вопросы. Сначала это было очень сложно для моих учеников, но с практикой мне приходилось задавать все меньше и меньше вопросов.Студенты начали видеть более глубокие послания в дичо и смогли передать этот навык, чтобы видеть более глубокие послания в испанском юморе и литературе.
Всегда было вдохновляюще и вдохновляюще наблюдать, как студенты улавливают шутку или значение отрывка из литературы. Студенты часто оказываются умнее, чем мы думаем: El leon no es como lo pintan (лев не такой, как его рисуют).
Как заставить своих учеников мыслить абстрактно?
Подростки и абстрактное мышление: неясна концепция?
Пиаже 1 объяснил эту стадию как «формальную операционную» и утверждал, что этот абстрактный уровень мышления начинает развиваться в раннем подростковом возрасте.Он прав, но различия между сверстниками одного возраста могут быть настолько значительными, что мы должны серьезно подумать о том, как любой учебный план по математике (не арифметике) должен быть представлен учащимся.
Анекдотические свидетельства
Когда я был студентом, я сильно боролся с математикой, и только недавно я пришел к пониманию того, что меня сдерживает уровень абстракции. В возрасте 22 лет у меня был один из тех моментов, которые никто из нас не может полностью объяснить; просто все пришло и имело смысл.Это долгое время, чтобы бороться с абстракцией (семь лет абстрактной математики от алгебры до исчисления II), когда я почти сотни раз бросал математику.
То, что мы считаем быстрым и медленным или опытным и неопытным, на самом деле может быть не чем иным, как ужасающе детерминированной игрой в генетику и тайминг, особенно в математике и естественных науках.
Мы давно знаем, что мозг 13–21-летнего человека претерпевает причудливые изменения. 2 Я помню, как проснулся однажды утром в возрасте 15 лет и внезапно так сильно позаботился о своих штанах и туфлях, что меня парализовало при мысли о том, что я надену обычную комбинацию носка и сандалий.
Точнее, я помню, как каждый день приходил в физику и с разинутым ртом тупого вида наблюдал, как мой учитель объясняет общие положения, режимы и уравнения, применимые в различных ситуациях. Я не виню своего учителя физики. Откуда он мог знать, что у меня уровень абстракции, более характерный для семиклассников?
Ну, может, и мог бы. . .
Педагогика абстракции
Некоторые учителя осознают эти дикие различия в уровне абстракции и соответственно корректируют свои классы.Одно из таких начинаний включает использование теста научного мышления Лоусона. 3
Я разговаривал с учителем физики Мэттом Хардингом (@physicsramble в Твиттере), который использовал этот тест несколько лет. Я спросил его, почему он использует этот экзамен и почему многие учителя этого не делают:
Я помню, как отклонил тест, когда впервые столкнулся с ним в классе аспирантуры. В то время это казалось более подходящим для младших школьников. Одна из целей теста — пометить детей на основе уровня рассуждений Пиаже: Конкретный / Переходный / Формальный Оперативный.Я вернулся к этому после завершения исследовательского проекта, в котором я изучал методы, пытающиеся повлиять на уровень рассуждений учащихся. Я был шокирован, увидев, сколько из моих учеников были определены тестом как конкретные или находящиеся на нижнем конце переходного уровня.
Я вижу это в своем классе и во всех классах, которые я посещаю. Мы склонны желать, чтобы наши ученики были на высшем уровне абстракции. Мы стараемся их там ускорить, что особенно дорого обходится в математике. Огромное количество учеников средней школы спешат изучать геометрию и продвинутую алгебру, когда их уровень абстракции настолько неадекватен с точки зрения развития, что эти курсы принижают не более, чем срыгивание и неаккуратность.
Но что-то кажется подозрительным в использовании любого теста для такой сортировки студентов. Я спросил г-на Хардинга, как он удерживает этот вид измерения, чтобы он не стал слишком «кальвинистским» [выделение мое]:
В исследовании 4 было отмечено, что уровень рассуждений, измеренный с помощью теста Лоусона, коррелирует с концептуальным Успех во вводной курсовой работе по физике. Корреляция сильнее, чем концептуальные предварительные тесты. Как учитель физики, я стремлюсь продвинуть своих учеников как можно дальше с точки зрения концептуального понимания.Уровень рассуждений, кажется, является ограничивающей переменной с точки зрения этой способности к росту. Я думаю, что вместо того, чтобы использовать это как оправдание для более низкой успеваемости учащихся, я считаю, что это мотивирует меня искать способы вмешательства, которые могут повысить уровень рассуждений учащихся. Это то, что впервые заставило меня использовать такие элементы, как «Ранжирование задач», с моими учениками, потому что в этих элементах упор делается на объяснение причин, лежащих в основе ответа, больше, чем на листе задач «подключи и забей». Совсем недавно, когда я включил в свои курсы элементы взаимного обучения и моделирования физики, я заметил значительные улучшения в концептуальном плане.
Наконец, Мэтт и я обсудили, как можно справиться с идеей о том, что уровень абстракции каким-то образом генетически привязан, и, если бы это было так, насколько это было бы неприятно для учителя.
Он ответил:
Я не думаю, что это изменение связано с каким-то врожденным генетическим ограничением. Я думаю, что наша цель как учителей должна заключаться в поиске методов, которые могут повысить уровень рассуждений учащихся. Факты, безусловно, позволяют предположить, что время потрачено не зря, поскольку, похоже, это дает учащимся лучшую возможность понять содержание физики.Кроме того, я думаю, что информация об уровне рассуждений должна определять типы задач, которые мы ставим перед студентами. Осведомленность об уровне рассуждения может оказаться большим подспорьем при выполнении задач, соответствующих уровню рассуждения.
Другими словами, не зная, где находятся ваши ученики, почти невозможно подтолкнуть их к более абстрактному месту.
Классика: Лестница абстракции Хаякавы
На этом этапе любой хороший учитель ищет ступеньки, по которым их ученики могут подняться, и даже психолог С.И. Хаякава уже описал такую лестницу абстракции. Как и любой хороший психологический инструмент, он сначала кажется пренебрежительно очевидным, но при тщательном применении он довольно мощный.
Я попросил одного из лучших в Twitter, Дэна Мейера (@ddmeyer), объяснить LOA, о котором он часто писал в своем блоге:
Сначала вы смотрите на конкретные экземпляры объекта — например, на разные точки данных. — перед тем, как подняться по лестнице, абстрагируйтесь и скажите: «Все эти точки можно описать в целом законом Бойля.«Ключевым моментом является то, что существуют разные задачи, которые подходят для разных ступеней лестницы, и понимание более низких задач часто необходимо, прежде чем учащиеся смогут понять более высокие задачи.
Опять же, это кажется очевидным, но это не так. , потому что мы видим, как новые учителя неуклюже задают вопросы учащимся на всех и всех уровнях лестницы, но сосредотачиваются на более высоких ступенях. Если мы не знаем, на какой ступени находятся наши ученики, очень трудно сказать, на какой из следующих двух вопросы, которые мы должны задать:
- Как на цены на газ повлияли волнения в различных нефтедобывающих регионах мира?
- Как повлияли на цены на газ во время арабской весны в Египте?
Мне как учителю нравится Вопрос 1 лучше.Вроде более открыто. Это кажется более абстрактным. И тому ученику, который достиг этой ступеньки лестницы, он или она сможет сиять. Большинство подростков можно привести туда только с помощью Вопроса 2 или чего-то подобного.
Невозможно переоценить важность измерения абстракции. Мы обучаем поколения людей, которые отвергают математику как загадочную и, возможно, даже оккультную. Почему? Потому что мы не учли их потребность в конкретности как переход к настоящей математике.
Брет Виктор и его проект KillMath 5 выразили это лучше всего:
Способность понимать и предсказывать количества мира не должна ограничиваться теми, кто обладает причудливой способностью манипулировать абстрактными символами.
Я мог бы добавить в конце этой цитаты «в более раннем возрасте, чем большинство».
Как вы оцениваете уровень абстракции? И как вы поддерживаете студентов, которые, возможно, еще не достигли более высокого уровня абстракции?
Источники
1 http://www.piaget.org/students.html
2 http://www.psychologytoday.