Модальная память — Психологос
По самой распространенной и в то же время простой классификации существует пять типов памяти: слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная, вкусовая. Поскольку это перечисление основных модальностей восприятия, эти виды памяти называют модальной памятью.
Слуховая память — образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.
Зрительная память — образная память, связанная с деятельностью зрительного анализатора, направлена на запоминание всех зрительных образов.
Осязательная память – образная память, связанная с деятельность тактильных анализаторов. Здесь же можно упомянуть о двигательной памяти — психофизиологический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения движений и их систем.
Двигательная память обеспечивает координацию и последовательность движений, лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков: ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков.
Обонятельная память – образная память, связанная с деятельностью обонятельных анализаторов. Направлена на запоминание запахов. У человека, по сравнению с животными, значительно редуцирована.
Вкусовая память, в свою очередь, связана с деятельностью вкусовых анализаторов, и направлена на запоминание вкусов.
Стоит ещё упомянуть об эмоциональной памяти. Эмоциональная память — память на пережитые чувства; способность запоминать и воспроизводить чувства. Эмоциональная память проявляется в закреплении и последующем (непроизвольном) воспроизведении тех или иных эмоциональных состояний. Установлено, что эмоционально окрашенные впечатления, человек хранит дольше всего.
У каждого человека все типы развиты по-разному, как правило, наиболее развит один или два, реже три, типа памяти. Например, человек лучше запомнит ту или иную информацию, если сможет прочитать её, другой – прослушав тот же самый текст. Очень редко встречаются люди, у которых все типы памяти были бы развиты одинаково хорошо.
Что такое хорошая память
Когда проверяют, хорошая ли у вас память, в реальности обычно проверяют не вообще все память, а только ваше умение использовать зрительную и слуховую память. Типовое упражнение:
Как проверить, хорошая ли у вас память? Пусть кто-нибудь для вас напишет на бумаге 20 простых существительных. К примеру, Ложка, Кровать, Гитара, Корабль, Душ, Яблоко, Лампа, Слог, Машина, Ручка, Ухо, Нож, Коробка, Обои, Телефон, Собака, Иллюстрация, Ножницы, Блокнот, Брюки. Изучите список в течение полутора минут, либо пусть его вам кто-то прочтёт медленно два-три раза. Попытайтесь воспроизвести слова по порядку письменно или устно. Если вы запомнили от 18 до 20 слов, у вас отличная память. От 15 до 17 — хорошая память. От 10 до 14 запомненных слов — показатель того, что способности к запоминанию у вас средние. Меньше 10 — вы не умеете пользоваться своей памятью.
Вначале здесь обращение к зрительной памяти, позже — к слуховой. Все. См.→
Определение памяти
19. 08.2012
Термин «память» применяется не только в психологии. Мы слышим о памяти вычислительных машин и соответствующих единицах ее измерения. Выясняется, что в условиях термообработки некоторые сплавы металлов могут «запоминать» и «воспроизводить» свою форму. Однако тут речь в лучшем случае идет о техническом моделировании (кстати сказать, весьма неполном) человеческой памяти. Память, которую нам предстоит изучать, следует также отграничить от видовой памяти, благодаря которой по биологическим законам (а не психологическим) происходит воссоздание любого организма — от растения до человека. Говоря иначе, это генетическая программа, с помощью которой организм наследует существенные черты своих предков. Инстинктивное поведение — это тоже реализация ресурсов видовой памяти. Предметом психологии является индивидуальная память человека (и аналогичная память животного) как один из важнейших регуляторов его поведения и деятельности.
Память — это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком (или животным) своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.
Работа памяти создает условия для усвоения человеком знаний и их использования в новых условиях, для освоения речи, развития мышления и воображения. Вне этой работы невозможно ни научение, ни учение. Что было бы, если бы образы предметов и явлений, возникающие в психике (сознании) тут же бесследно исчезали? Человек, по выражению И.М.Сеченова, оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Синонимом термина «память» можно считать слово греческого происхождения — «
Самой старой теорией памяти является ассоциативная теория. Если впечатления возникают в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними возникает связь (ассоциация). В последующем актуализация в сознании какого-либо одного из элементов связи влечет за собой воспроизведение других элементов. От Аристотеля идет различение ассоциаций по сходству (встретившись с человеком, можно вспомнить другого, чем-то на него похожего), по контрасту (у школьника, слушающего рассказ о пустыне Сахаре, непреднамеренно «всплывают» в памяти ранее сложившиеся представления о Заполярье), по смежности (через несколько месяцев после посещения концерта человек по радио услышал песню, которая тогда исполнялась, и тут же вспомнил знакомого, которого встретил в антракте). В этом случае речь идет о смежности событий в пространстве и времени. Позднее предметом исследования стали родовидовые, причинно-следственные, обобщенные и другие ассоциации.
Учение об ассоциациях помогает понять многие явления, относящиеся к умственной активности человека и его мышлению. Разумеется, ассоциативные процессы имеют большое значение в учебной деятельности, в усвоении и воспроизведении учебного материала. Однако учение об ассоциациях следует отличать от ассоционизма, в классическом варианте которого понятие об ассоциациях стало объяснительным принципом всей познавательной сферы человека.
С развитием естественных наук стали раскрываться физиологические механизмы памяти. В частности, исследователей привлекли электромеханические изменения в синапсах (в областях контакта нервных клеток друг с другом) при прохождении нервного импульса по группе нейронов, а также факт многократного прохождения импульса через одни и те же синапсы. В этом факте был усмотрен процесс консолидации следа памяти как механизм перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Существует также «химическая гипотеза» памяти — о роли молекул РНК (рибонуклеиновой кислоты) в мнемических процессах. Предполагается, что эти процессы связаны с изменением последовательности оснований в указанных молекулах.
Ключевые слова: Память
Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология
Материалы по теме |
---|
Память младенца Абдурахманов Р.А., История психологии |
Приемы улучшения и развития памяти Сухарев В. — Психология интеллекта |
Память и обучение. Модусы обучения Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012… |
Объем и быстродействие памяти … |
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Нейронные и биохимические теории памяти Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций |
Память младших школьников Абдурахманов Р.А., История психологии |
Научение и память Крылов А.А., Психология |
Значение, определения, виды и фазы памяти в психологии | Методы запоминания
Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, сохранения. и позже получить информацию. В
задействованы три основных процесса.Что такое память?
Память относится к процессам, которые используются для получения, хранения, удержания. и позже получить информацию. В памяти участвуют три основных процесса: кодирование , хранение и поиск . Человеческая память включает в себя способность как сохранять, так и восстанавливать информацию, которую мы узнали или испытали. Однако, как мы все знаем, это не безупречный процесс. Иногда мы что-то забываем или неправильно помним. Иногда вещи изначально неправильно закодированы в памяти.
Проблемы с памятью могут варьироваться от незначительных неприятностей, таких как забывание, где вы оставили ключи от машины, до серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера и другие виды деменции, которые влияют на качество жизни и способность функционировать. Изучение человеческой памяти было предметом науки и философии на протяжении тысячелетий и стало одной из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии.
Определение Памяти
1. Согласно Магдугаллу , «Память означает представлять опыт прошлых событий и признавать, что они сами по себе являются прошлым опытом».
2. Согласно Стауту , «память — это идеальное повторение, при котором переживания прошлого пробуждаются в том же порядке и таким же образом, как и раньше».
3. Согласно Вудворту , «память — это прямое использование усвоенного опыта».
Фазы памяти
(i) Обучение:- Память основана только на записи обучения или опыта. Поэтому первая стадия памяти — это заучивание объекта или факта. Сознательный ум выполняет работу по обучению. На этой стадии жизненный опыт запечатлевается в нашем уме в виде мысленных впечатлений и, когда необходимо, вновь приходит в настоящее сознание.
(ii) Удержание:- Постоянное удержание в уме выученного текста или ритуалов называется дхараной. Помните, что способность удерживать находится в разном количестве у каждого человека. Говорят, что чем дольше человек что-то держит в уме, тем лучше его память. Удерживающая сила студентов, то есть подростков и девочек-подростков, больше, чем у взрослых.
(iii) Напомним:- Приведение сухих переживаний в сознание называется пратьямараной. Хорошая или плохая память человека зависит только от воспоминаний о его прошлом опыте. Как бы хорошо он ни учился, все напрасно, если он не может ничего вспомнить, когда это необходимо. Помните, что человеку приходится сталкиваться со многими трудностями при запоминании тех вещей, которые человек не носит должным образом.
(iv) Распознавание:- Увидев объект или человека, сказать, что мы видели его раньше, называется идентификацией. Другими словами, идентичность — это ментальный процесс, посредством которого мы вступаем в контакт с каким-либо объектом или человеком и рассказываем, что такое или кто есть этот человек и когда мы с ним познакомились. Помните, что узнавание и припоминание имеют такие же отношения, как разум с телом.
Как формируются воспоминания?
Для формирования новых воспоминаний информация должна быть преобразована в пригодную для использования форму, что происходит посредством процесса, известного как кодирование. Если информация была успешно закодирована, ее необходимо сохранить в памяти для последующего использования.
Большая часть этой сохраненной памяти находится вне нашего сознания большую часть времени, за исключением тех случаев, когда нам действительно нужно ее использовать. Процесс поиска позволяет нам довести сохраненные воспоминания до сознания.
Типы памяти
1. Сенсорная память
Сенсорная память относится к кратковременному хранению сенсорной информации. Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.
2. Кратковременная память
Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может переходить в кратковременную память. Кратковременная память (КПМ) — это место, где небольшие объемы информации могут временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты. Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, а процессы, которые мы используем для осмысления, модификации, интерпретации и хранения информации в СТМ, известны как рабочая память.
Методы запоминания
Обладать хорошей памятью не только полезно помнить семейный рецепт жаркого, это также важный навык на работе. Будь то запоминание имени кого-то, кого вы встретили на конференции, или припоминание цифр или дат во время встречи с вашей командой, хорошая память хороша для бизнеса. Наш мозг запоминает информацию в четыре этапа: внимание, кодирование, хранение и извлечение.
1. Внимание:- Допустим, вы находитесь на совещании, и один из ваших коллег предлагает маркетинговую идею. Информация поступает в ваш мозг через сенсорные рецепторы. Они будут удерживать эту информацию всего несколько секунд, пока ваш мозг фильтрует ее и, надеюсь, сочтет ее важной. Только когда вы сознательно воспринимаете информацию, она будет передана на следующий шаг.
2. Кодирование:- Похоже, презентация вашего коллеги была хорошей, потому что ваш мозг теперь кодирует информацию. На этом этапе он будет либо перемещен в вашу кратковременную память, либо в рабочую память. Ваша кратковременная память будет удерживать информацию в течение нескольких секунд, а в рабочей памяти вы можете удерживать ее до 20 минут. Это может быть полезно при решении математической задачи или очистке листа Excel, но не поможет вам вспомнить презентацию вашего коллеги во время телефонного разговора с клиентом в следующий четверг.
3. Хранение:- Перенос информации из краткосрочной памяти в долговременную — это активный шаг. Ваш мозг не может принять это решение за вас, вам придется запомнить его, используя технику, которая работает для вас, но мы вернемся к этому через минуту.
4. Извлечение:- То, как вы обращаете внимание, кодируете и храните информацию, повлияет на то, насколько хорошо вы сможете извлечь ее в более поздний момент времени. Чем больше времени проходит между двумя последними шагами, хранением и поиском, тем важнее часто возвращаться и просматривать информацию, чтобы она оставалась свежей в вашей памяти.
Факторы, влияющие на память
Память, как уже говорилось, представляет собой процесс, который включает обучение, удержание и запоминание. Таким образом, все три процесса важны для хорошей памяти. Факторы, влияющие на процесс памяти у людей, следующие:
1. Способность запоминать:- Это зависит от хороших следов памяти, оставленных в мозгу прошлым опытом.
2. Хорошее здоровье:- Человек с хорошим здоровьем лучше усваивает изученный материал, чем человек со слабым здоровьем.
3. Возраст ученика:- Подростки запоминают лучше, чем пожилые.
4. Зрелость:- Очень маленькие дети не могут удерживать и запоминать сложный материал.
5. Желание помнить:- Желание помнить способствует лучшему запоминанию.
6. Интеллект:- Более умный человек будет иметь лучшую память, чем тупой.
7. Интерес:- Чем больше интереса у человека, тем лучше он учится и запоминает.
8. Сон или отдых:- Сон или отдых сразу после обучения укрепляет связи в мозгу и способствует четкой памяти.
Причины забывчивости
1. Недостаток сна:- Недостаток сна, пожалуй, самая большая недооцененная причина забывчивости. Слишком мало спокойного сна также может привести к изменениям настроения и беспокойству, что, в свою очередь, способствует проблемам с памятью.
2. Лекарства:- Транквилизаторы, антидепрессанты, некоторые лекарства от кровяного давления и другие лекарства могут влиять на память, обычно вызывая седативный эффект или спутанность сознания. Это может затруднить пристальное внимание к новым вещам. Поговорите со своим врачом или фармацевтом, если вы подозреваете, что новое лекарство ослабляет вашу память.
3. Низкая активность щитовидной железы:- Неустойчивая работа щитовидной железы может повлиять на память (а также нарушить сон и вызвать депрессию, оба из которых могут быть причинами забывчивости). Простой анализ крови может сказать, правильно ли работает ваша щитовидная железа.
4. Алкоголь:- Чрезмерное употребление алкоголя может повлиять на кратковременную память, даже после того, как действие алкоголя прошло. Хотя «слишком много» варьируется от человека к человеку, лучше всего придерживаться рекомендации не более двух порций в день для мужчин и не более одной порции в день для женщин. Один напиток обычно определяется как 1,5 унции (1 рюмка) крепких спиртных напитков 80, 5 унций вина или 12 унций пива.
5. Стресс и тревога:- Все, что затрудняет концентрацию и удержание новой информации и навыков, может привести к проблемам с памятью. Стресс и беспокойство заполняют счет. Оба могут мешать вниманию и блокировать формирование новых воспоминаний или восстановление старых.
6. Депрессия:- Общие признаки депрессии включают удушающую грусть, отсутствие драйва и уменьшение удовольствия от вещей, которыми вы обычно наслаждаетесь. Забывчивость также может быть признаком депрессии или ее следствием.
Читайте также
- Память в психологии
- Значение, определения, природа, важность, процесс и методы творчества
- Социальный интеллект в психологии
8.2 Части мозга, связанные с памятью — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Объясните функции мозга, связанные с памятью
- Распознать роль гиппокампа, миндалевидного тела и мозжечка
Воспоминания хранятся только в одной части мозга или во многих разных частях мозга? Карл Лэшли начал исследовать эту проблему около 100 лет назад, делая повреждения в мозге животных, таких как крысы и обезьяны. Он искал доказательства инграммы: группы нейронов, которые служат «физическим представлением памяти» (Josselyn, 2010). Сначала Лешли (1950) обучал крыс находить дорогу в лабиринте. Затем он использовал доступные в то время инструменты — в данном случае паяльник — для создания повреждений в мозге крыс, особенно в коре головного мозга. Он сделал это, потому что пытался стереть инграмму или первоначальный след памяти крыс о лабиринте.
Лэшли не обнаружил следов инграммы, и крысы все еще могли найти дорогу в лабиринте, независимо от размера или местоположения поражения. Основываясь на созданных им повреждениях и реакции животных, он сформулировал гипотезу эквипотенциальности: если часть одной области мозга, отвечающая за память, повреждена, другая часть той же области может взять на себя эту функцию памяти (Lashley, 1950). Хотя ранние работы Лэшли не подтверждали существование инграммы, современные психологи добиваются успехов в ее обнаружении. Например, Эрик Кандел потратил десятилетия на изучение синапсов и их роли в управлении потоком информации через нейронные цепи, необходимые для хранения воспоминаний (Mayford, Siegelbaum, & Kandel, 2012).
Многие ученые считают, что памятью занимается весь мозг. Однако после исследования Лэшли другие ученые смогли более внимательно изучить мозг и память. Они утверждали, что память находится в определенных частях мозга, и определенные нейроны можно распознать по их участию в формировании воспоминаний. Основными частями мозга, связанными с памятью, являются миндалевидное тело, гиппокамп, мозжечок и префронтальная кора (рис. 8.8).
Рисунок 8,8 Миндалевидное тело связано со страхом и воспоминаниями о страхе. Гиппокамп связан с декларативной и эпизодической памятью, а также памятью узнавания. Мозжечок играет роль в обработке процедурных воспоминаний, таких как игра на пианино. Префронтальная кора, по-видимому, участвует в запоминании семантических задач.
Миндалевидное тело
Во-первых, давайте рассмотрим роль миндалевидного тела в формировании памяти. Основная задача миндалевидного тела — регулировать такие эмоции, как страх и агрессия (рис. 8.8). Миндалевидное тело играет роль в том, как хранятся воспоминания, потому что на хранение влияют гормоны стресса. Например, один исследователь экспериментировал с крысами и реакцией страха (Josselyn, 2010). Используя условное обозначение Павлова, нейтральный тон сочетался с ударами по ногам крыс. Это вызывало у крыс память о страхе. После подготовки каждый раз, когда они слышали тон, они замирали (защитная реакция у крыс), что указывает на воспоминание о надвигающемся шоке. Затем исследователи вызвали гибель клеток в нейронах латеральной миндалины, которая является особой областью мозга, ответственной за воспоминания о страхе. Они обнаружили, что память о страхе угасла (вымерла). Из-за своей роли в обработке эмоциональной информации миндалевидное тело также участвует в консолидации памяти: процессе переноса новых знаний в долговременную память. Миндалевидное тело, по-видимому, способствует кодированию воспоминаний на более глубоком уровне, когда событие эмоционально возбуждает.
Гиппокамп
Другая группа исследователей также экспериментировала с крысами, чтобы узнать, как гиппокамп функционирует при обработке памяти (рис. 8.8). Они создали повреждения в гиппокампе крыс и обнаружили, что крысы демонстрировали ухудшение памяти при выполнении различных задач, таких как распознавание объектов и бег по лабиринту. Они пришли к выводу, что гиппокамп участвует в памяти, в частности, в нормальной памяти распознавания, а также в пространственной памяти (когда задачи на память похожи на тесты на припоминание) (Clark, Zola, & Squire, 2000). Другая задача гиппокампа — проецировать информацию в области коры, которые придают воспоминаниям смысл и связывают их с другими воспоминаниями. Он также играет роль в консолидации памяти: процессе переноса нового обучения в долговременную память.
Повреждение этой области лишает нас возможности обрабатывать новые декларативные воспоминания. Одному известному пациенту, известному в течение многих лет только как Х. М., удалили левую и правую височные доли (гиппокампы) в попытке контролировать приступы, от которых он страдал в течение многих лет (Corkin, Amaral, Gonzalez, Johnson, & Hyman, 1997). В результате у него значительно пострадала декларативная память, и он не смог сформировать новые смысловые знания. Он потерял способность формировать новые воспоминания, но все еще мог помнить информацию и события, которые произошли до операции.
Мозжечок и префронтальная кора
Хотя гиппокамп, по-видимому, является скорее областью обработки эксплицитных воспоминаний, вы все же можете потерять его и быть в состоянии создавать имплицитные воспоминания (процедурную память, моторное обучение и классическое обусловливание) благодаря мозжечку (рис. 8.8). Например, один из классических экспериментов с обусловливанием состоит в том, чтобы приучить испытуемых моргать, когда им дуют в глаза. Когда исследователи повредили мозжечок кроликов, они обнаружили, что кролики не способны выучить условную реакцию моргания (Steinmetz, 19).99; Грин и Вудрафф-Пак, 2000).
Другие исследователи использовали сканирование мозга, в том числе позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ), чтобы узнать, как люди обрабатывают и сохраняют информацию. Судя по этим исследованиям, в этом участвует префронтальная кора. В одном исследовании участники должны были выполнить две разные задачи: либо найти букву a в словах (считается задачей восприятия), либо классифицировать существительное как живое или неживое (считается семантической задачей) (Kapur et al. , 1994). Затем участников спросили, какие слова они видели ранее. Припоминание было намного лучше для семантической задачи, чем для перцептивной задачи. По данным ПЭТ, в левой нижней префронтальной коре при выполнении семантической задачи активация была намного сильнее. В другом исследовании кодирование было связано с активностью левой лобной доли, а извлечение информации — с правой лобной областью (Craik et al., 1999).
Нейротрансмиттеры
По-видимому, в процесс памяти также вовлечены специфические нейротрансмиттеры, такие как адреналин, дофамин, серотонин, глутамат и ацетилхолин (Myhrer, 2003). Среди исследователей продолжаются дискуссии и споры о том, какой нейротрансмиттер играет какую конкретную роль (Blockland, 19).96). Хотя мы еще не знаем, какую роль каждый нейротрансмиттер играет в памяти, мы знаем, что связь между нейронами через нейротрансмиттеры имеет решающее значение для развития новых воспоминаний. Повторяющаяся активность нейронов приводит к увеличению количества нейротрансмиттеров в синапсах и более эффективным и более синаптическим связям. Так происходит консолидация памяти.
Также считается, что сильные эмоции вызывают формирование сильных воспоминаний, а более слабые эмоциональные переживания формируют более слабые воспоминания; это называется теорией возбуждения (Кристиансон, 1992). Например, сильные эмоциональные переживания могут вызвать выброс нейротрансмиттеров, а также гормонов, укрепляющих память; поэтому наша память на эмоциональное событие обычно лучше, чем наша память на неэмоциональное событие. Когда люди и животные испытывают стресс, мозг выделяет больше нейротрансмиттера глутамата, который помогает им вспомнить стрессовое событие (McGaugh, 2003). Об этом ясно свидетельствует то, что известно как явление памяти-вспышки.
Память-вспышка — исключительно яркое воспоминание о важном событии (рис. 8.9). Многие люди, пережившие исторические и знаменательные события, могут точно вспомнить, где они были и как узнали о них. Например, исследование Pew Research Center (2011) показало, что среди тех американцев, которым было 8 лет и старше во время терактов 11 сентября, 97% могут вспомнить момент, когда они узнали об этом событии, даже спустя десять лет после того, как оно произошло. . Многие широко обсуждаемые примеры воспоминаний-вспышек относятся к национальным или глобальным событиям, но согласно их первоначальному определению исследователей Брауна и Кулика (1977), а также дополнительной работы более поздних исследователей, такое широко распространенное событие не требуется (Hirst & Phelps, 2016). Члены семьи могут всегда помнить, как они узнали о важном событии в своей жизни, или люди в школе могут помнить почти все о том, как они пережили важное событие в той обстановке. И хотя большинство исследований (и многие разговоры) связаны с негативными воспоминаниями, позитивные события также могут вызывать воспоминания-вспышки.
Рисунок 8,9 Большинство людей могут вспомнить, где они были, когда впервые услышали о 9/11 терактов. Это пример вспышки памяти: запись нетипичного и необычного события, вызывающего очень сильные эмоциональные ассоциации. (кредит: Майкл Форан)
Копай глубже
Неточные и ложные воспоминания
Даже воспоминания о важных событиях со вспышками могут терять точность с течением времени. Например, по крайней мере в трех случаях, когда президента Джорджа Буша спросили, откуда он узнал о терактах 11 сентября, он дал неверный ответ. В январе 2002 г., менее чем через 4 месяца после терактов, тогдашнего президента Буша спросили, откуда он узнал о терактах. Он ответил:
Я сидел там, и мой начальник штаба — ну, во-первых, когда мы вошли в класс, я увидел, как этот самолет влетел в первое здание. Был включен телевизор. И знаете, я подумал, что это ошибка пилота, и был поражен, что кто-то может совершить такую ужасную ошибку. (Гринберг, 2004, стр. 2)
Вопреки заявлению президента Буша, никто не видел падения первого самолета, кроме людей на земле возле башен-близнецов. Никто из тех, кто смотрел прямую трансляцию, не увидел бы, как первый самолет врезался в башни-близнецы. До первого удара самолета это было обычное утро вторника.
Память не похожа на видеозапись. Человеческая память, даже память-вспышка, может быть хрупкой. Различные их части, такие как время, визуальные элементы и запахи, хранятся в разных местах.