Память по психологии: 5. Память. Психология: конспект лекций

Психология памяти | Диплом по психологии

Перейти к содержимому

Понятие памяти

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком какой-либо информации. Значение памяти состоит в обеспечении накопления индивидуального опыта человека. Запоминание, сохранение и воспроизведение называются процессами памяти или мнемическими процессами.

Мнемические процессы

К процессам памяти — мнемическим процессам — относятся запоминание, сохранение и воспроизведение.

  1. Запоминание – это закрепление новой информации в памяти. От успешности запоминания зависит успешность сохранения и успешность воспроизведения информации.
  2. Сохранение. Обратной стороной сохранения информации в памяти является забывание. При анализе сохранения анализируется и забывание.
  3. Воспроизведение – актуализация информации и перевод ее из долговременной памяти в оперативную. Успешность воспроизведения зависит от эффективности исходных процессов: запоминания и сохранения информации.

По сложности выделяют следующие виды воспроизведения:

  1. Узнавание – воспроизведение информации в условиях ее повторного предъявления;
  2. Собственно воспроизведение;
  3. Воспоминание – наиболее полное воспроизведение. Воспроизводится не только информация, но и место и время ее восприятия.

Виды памяти

Существуют четыре основные классификации видов памяти. Основанием для первой классификации является содержание запоминаемой информации. По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти:

  1. Двигательная память лежит в основе выработки у человека навыков движения и заключается в запоминании движений или их систем.
  2. Образная память – это запоминание информации органов чувств; ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память.
  3. Эмоциональная память – это память на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д.
  4. Вербальная (словесно-логическая, вербально-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение.

Критерием второй классификации является длительность хранения информации, на основании которой различают следующие виды памяти:

  1. Кратковременная память — функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации,
  2. Долговременная память – при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти не ограничено.
  3. Оперативная память — занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, ее функцией является сопровождение деятельности, выполняемой человеком.

По способу запоминания информации (третья классификация) память разделяется на механическую и логическую.

  1. Механическая память реализуется на основе многократного и шаблонного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и точность в воспроизведении.
  2. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Четвертым основанием для классификации видов памяти является наличие или отсутствие цели запоминания:

  1. Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной,
  2. Если такая цель отсутствует – непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти.

Индивидуальные особенности памяти

  • Объем запоминаемой информации. Стандартный объем — 7±2. Некоторые люди отличаются неограниченным объемом. Лурия: «человек и не догадывался об особенностях своей памяти».
  • Скорость запоминания информации;
  • Прочность запоминания информации. Скорость и прочность запоминания информации объединены взаимосвязью, определяемой типом темперамента человека: холерики отличаются высокой скоростью и низкой прочностью, сангвиники – высокими значениями того и другого, флегматики – низкой скоростью и высокой прочностью, меланхолики – низкими значениями того и другого.
  • Тип памяти. Определяется наиболее развитым у данного человека видом памяти.

См. также:

  • Развитие памяти;
  • Факторы эффективности памяти.

Память в психологии

Основной характеристикой памяти в психологии является отражение ее, как функции мозга, способной усваивать, удерживать и впоследствии использовать информацию, получаемую от всех пяти основных чувств человека: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Это своего рода матрица, куда закладывается полная база данных о всем имеющимся жизненном опыте индивида, связующая его прошлое и настоящее без которой человечество вряд ли смогло бы выжить и развиться, как биологический вид. Психология, как наука, в отличие от медицины работает в основном с прижизненным видом памяти, хотя генетическая ее разновидность тоже учитывается, в особенности, при определении наследственной составляющей в организации психических состояний человека и оценки степени их отклонений от нормы.

Забыть или запомнить?

Если говорить о механизмах памяти, то в психологии они делятся по основным своим функциям: необходимости запомнить поступившую информацию, сохранить ее, воспроизвести при необходимости и забыть в случае ее малозначимости. Кстати, забывание совершенно не означает полное стирание ненужных файлов. Они просто закладываются в более глубокие «архивы» и извлекаются оттуда по импульсному запросу той части нашего сознания, которая отвечает за текущий жизненный опыт и фильтрации его по степени важности.

Залогом успеха в любом виде деятельности человека является развитие памяти, и психология предлагает массу методик, способных помочь максимально, в мельчайших деталях запомнить и сохранить на долгий срок получаемую информацию. Естественно, основы развития внимания и памяти в психологии человека закладываются в детстве и начинать строить прочный фундамент для «библиотеки накопленных знаний о внешнем мире» лучше именно в первой декаде жизни ребенка, так как детская память более гибкая и цепкая, хотя и в более позднем возрасте, при желании и использовании различных техник запоминания, возможно научиться достаточно быстро извлекать из «кладовых мыслительного процесса» все необходимые на данный момент сведения.

Раз ступенька, два ступенька…

Структура памяти в психологии человека обычно представляет собой трехуровневую лестницу, ступеньки которой располагаются по иерархии их временной составляющей.

  1. Сенсорная память. Самой короткой по длительности является сенсорная память, период удерживания данных которой, составляет, от силы, полсекунды. Она перерабатывает информацию, идущую от органов чувств, и если «высшее начальство» в виде конкретных центров головного мозга не проявило к ней должного внимания, то сенсорная составляющая нашей памяти, благополучно удаляет ненужный материал из своей «корзинки» и заполняет ячейки новыми информационными поступлениями.
  2. Кратковременная память. Следующий уровень в нашей лестнице занимает кратковременная память, которая по продолжительности своего действия превышает сенсорную, но тем не менее, тоже имеет свои ограничения. К примеру, объемы запоминаемого материала сводятся к 5-7 информационным единицам.
    Причем 7 это предел и если нужно усвоить больше сведений, то мозгу приходится производить перегруппировку символов, для того, чтобы уместить их в отведенные ему кратковременной памятью 7 ячеек.
  3. Долговременная память. Для более длительного хранения и последующего многократного воспроизведения воспоминаний существует долговременная память, у которой также есть свои минусы, в частности время, затрачиваемое на поиск нужных сведений. Но тем, не менее вся машина работает достаточно быстро и слаженно, так что подавляющее большинство запрашиваемых данных «подаются к столу» вовремя и практически без искажений.

Таким образом, наличие четкой архитектуры памяти в психологии человека и использование всей этой лесенки позволяет нам заново переоценивать свой жизненный опыт, причем, как физиологический, так и эмоциональный, его аспекты.

Мы помним и об ошибках, которые совершили, расставаясь с любимыми и о том, что огонь горячий и может оставить ожог на коже. Все процессы, протекающие в сложных, структурированных механизмах памяти невероятно важны для поддержания полноценной жизнедеятельности, как всего организма человека в целом, так и для создания комфортных для жизни психологических состояний.

В частности события, окрашенные позитивной эмоциональной составляющей, мы помним гораздо дольше, чем какие-либо болевые ощущения, к примеру родовые схватки у женщины. Если бы подобные воспоминания надолго задерживались в нашем сознании, человечество просто вымерло бы как вид, не желая постоянно страдать от мучительных образов перенесенной боли, возникающих в памяти.

Природа все продумала за нас и нам остается только быть ей бесконечно благодарными за все прекрасные моменты нашей жизни, которые, мы помним и за те негативные воспоминания, на которых у нас есть возможность учиться, извлекая уроки.

 

Статьи по теме:

Роль эмоций в жизни человека

Роль эмоций в нашей жизни сложно переоценить, ведь множество открытий и достижений появилось именно благодаря чувствам и эмоциям. О роли эмоций в жизни человека и пойдет речь в этой статье.

Какие бывают чувства?

В этой статье мы поговорим о том, какие бывают чувства и как они характеризуются с точки зрения психологии.

Перечень основных чувств человека мы составили на основании трудов известного психолога Изарда Кэррола.

Психология эмоций

В этой статье речь пойдет о психологической стороне эмоций. Мы расскажем о том, стоит ли подавлять эмоции или же более целесообразно научиться брать их под контроль.

Как разобраться в своих чувствах?

Бывает так, что человеку сложно понять свои чувства и разобраться в них, отбросив в сторону эмоции. В этой статье мы расскажем о том, как же все-таки можно разобраться в чувствах и понять себя.

памяти | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.

Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.

У каждого вида памяти есть свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью различных видов памяти.

В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.

Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .

Забывчивость и проблемы с памятью

Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.

Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти.

Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.

Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.

Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .

Создание лучшей памяти

Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.

Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.

Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать огромное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.

Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .

Роль памяти в психическом здоровье

Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.

Фактически, такие переживания, как неприятные воспоминания и воспоминания, являются одними из основных симптомов посттравматического стрессового расстройства. Для человека с посттравматическим стрессовым расстройством ряд сигналов, включая ситуации, людей или другие стимулы, так или иначе связанные с травмирующим опытом, могут вызывать очень неприятные воспоминания, и человек может стремиться избегать таких напоминаний.

Как признак различных психических расстройств, аберрантная или предвзятая функция памяти также может быть целью лечения. Например, лечение, включающее экспозиционную терапию, используется, чтобы помочь пациентам уменьшить силу воспоминаний, связанных с травмой, путем безопасных и управляемых встреч с этими воспоминаниями и стимулами, связанными с травмой.

Чтобы узнать больше, см. Память и психическое здоровье .

Далее: Типы памяти

Основные чтения

Последние сообщения

памяти | Определение, поиск и забывание

Ключевые люди:
Анри Бергсон Джерри Лукас Даниэла Шиллер Георг Элиас Мюллер Герман Эббингауз
Похожие темы:
нарушение памяти пространственная память мнемонический краткосрочная память отзывать

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

память , кодирование, хранение и поиск в человеческом уме прошлого опыта.

Тот факт, что переживания влияют на последующее поведение, свидетельствует об очевидной, но тем не менее замечательной деятельности, называемой запоминанием. Память является как результатом, так и влиянием на восприятие, внимание и обучение. Базовый паттерн запоминания состоит из внимания к событию, за которым следует представление этого события в мозгу. Постоянное внимание, или практика, приводит к кумулятивному эффекту на память и позволяет выполнять такие действия, как искусная игра на музыкальном инструменте, декламация стихотворения, чтение и понимание слов на странице. Обучение не может происходить без функции памяти. Так называемое интеллектуальное поведение требует памяти, а запоминание является предпосылкой рассуждений. Способность решить любую проблему или даже признать, что проблема существует, зависит от памяти. Обычное действие, такое как решение перейти улицу, основано на воспоминании о многочисленных прошлых переживаниях. Акт запоминания опыта и доведения его до сознания в более позднее время требует ассоциации, которая формируется из опыта, и «сигнала поиска», который вызывает воспоминание об опыте.

Практика (или повторение) направлена ​​на создание и поддержание памяти для задания или любого изученного материала. В период без практики то, что было изучено, имеет тенденцию забываться. Хотя адаптивное значение забывания может быть неочевидным, драматические случаи внезапного забывания (например, при амнезии) можно рассматривать как адаптивные. В этом смысле способность к забыванию можно интерпретировать как естественный отбор у животных. Действительно, когда воспоминание об эмоционально болезненном опыте приводит к сильной тревоге, забвение может принести облегчение. Тем не менее, эволюционная интерпретация может затруднить понимание того, как был выбран обычно постепенный процесс забывания.

Размышляя об эволюции памяти, полезно подумать о том, что произойдет, если память не исчезнет. Забывание явно помогает ориентироваться во времени; поскольку старые воспоминания ослабевают, а новые имеют тенденцию быть яркими, даются подсказки для определения продолжительности. Если не забывать, адаптивная способность пострадает; например, выученное поведение, которое десять лет назад могло быть правильным, может больше не быть уместным или безопасным. Действительно, зарегистрированы случаи, когда люди (по обычным меркам) забывают так мало, что их повседневная деятельность полна беспорядка. Таким образом, забывание, по-видимому, служит выживанию не только отдельного человека, но и всего человеческого рода.

Дополнительные предположения постулируют систему хранения памяти ограниченной емкости, которая обеспечивает адаптивную гибкость, в частности, за счет забывания. Согласно этой точке зрения, между обучением или хранением в памяти (вход) и забыванием (выход) происходят постоянные корректировки. На самом деле есть свидетельства того, что скорость, с которой люди забывают, напрямую связана с тем, сколько они узнали. Такие данные обеспечивают общую поддержку моделей памяти, которые предполагают баланс ввода-вывода.

Каким бы ни было его происхождение, забывание привлекло значительное внимание исследователей. Большая часть этих исследований была направлена ​​на выявление тех факторов, которые изменяют скорость забывания. Предпринимаются усилия по изучению того, как информация может храниться или кодироваться в человеческом мозгу. Можно сказать, что запомненный опыт состоит из закодированных коллекций взаимодействующей информации, и взаимодействие, по-видимому, является основным фактором забывания.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Посмотрите, как исследователи используют транскраниальную магнитную стимуляцию для изучения мозга и улучшения памяти эта система — «след» или группа следов. Пока эти следы существуют, теоретически они могут быть рестимулированы, вызывая запоминание события или опыта, которые их установили.

Исследования американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910) позволили ему выделить два типа памяти: первичную, предназначенную для обработки непосредственных забот, и вторичную, предназначенную для управления хранилищем информации, накопленной с течением времени.

Добавить комментарий