«Психология» («Общая психология»)
Параграф первый. Значение памяти в жизни человека.
Память есть у всех живых существ. Без памяти невозможна нормальная жизнедеятельность. Благодаря памяти человечество достигло огромных результатов в различных областях деятельности и культуры. Однако необходимо и дальше совершенствовать человеческую память, так как растет количество новой информации, вводится в эксплуатацию новейшая техника.
В психологии принято памятью называть процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Механизмами функционирования памяти наука интересуется давно. Уже установлено, что некоторые отделы коры головного мозга отвечают за организацию процесса запоминания. Если, например, нарушить лимбическую систему — часть мозга, которая прилегает к переднему концу мозгового ствола, то у человека полностью исчезает способность что-либо запоминать. А если электрическим током раздражать височную часть больших полушарий головного мозга, то у человека могут появляться яркие воспоминания давно забытого.
Издавна человечество пыталось найти ключи к тайникам своей памяти. На земном шаре немало людей, обладающих феноменальной памятью. Например, маленькая жительница филиппинской столицы Шакре Луна (тысяча девятьсот восемьдесят девятого года рождения) в трехлетнем возрасте играет на пианино и скрипке, рисует картины масляными красками, поражает познаниями в области анатомии и астрономии. Она наизусть знает сорок одно стихотворение, классификацию нескольких десятков насекомых, планеты Солнечной системы. Поистине способности человека безграничны.
Основными функциями памяти являются запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Запоминание — один из процессов памяти, связанный с введением в память необходимой информации.
Сохранение — один из процессов памяти, направленный на хранение полученной информации.
Воспроизведение — один из процессов памяти, направленный на припоминание ранее воспринятой информации.
Вышеназванные процессы, а именно запоминание, сохранение и воспроизведение различны по своей структуре и результатам и имеют индивидуальные различия у разных людей.
Параграф второй. Виды памяти и их особенности.
В психологии существуют различные классификации видов человеческой памяти. По времени сохранения информации выделяют кратковременную, долговременную и оперативную или, другими словами, моментальную память.
Кратковременная память предполагает хранение информации в течение короткого промежутка времени. Например, человек может с ходу запомнить какой-либо материал и тут же припомнить его.
Долговременная память характеризуется способностью хранить информацию на неограниченное время. Это значит, что человек в любой момент может вспомнить необходимую ему информацию. Функционирование долговременной памяти связано с усилием воли и мышлением.
Оперативная или моментальная память
Существует и другая классификация. Ее основанием служит преобладание в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения информации того или иного анализатора. Различают зрительную, слуховую, эмоциональную, двигательную, а также осязательную, обонятельную, вкусовую память.
Охарактеризуем некоторые из них.
Зрительная память — это память на зрительные образы. Этот вид памяти чрезвычайно важен для человека. Ведь не случайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек запоминает легко то, что созерцает зрительно.
Слуховая память — это запоминание разнообразных звуков. Этот вид памяти характеризуется тем, что человек быстро, на слух, запоминает необходимый ему материал. Такой памятью обладают лекторы, музыканты, писатели. Известно, что выдающийся русский композитор СВ. Рахманинов обладал необыкновенной музыкальной памятью.
Эмоциональная память — это память на переживания. Человек может заново переживать какие-либо чувства, связанные с воспоминаниями о каких-то событиях.
Двигательная память — это память на движения. Человек может с точностью воспроизводить какие-либо движения, которые он запомнил ранее. Эта память необходима человеку при выполнении физических упражнений, трудовой деятельности, профессиональных задач.
Огромную роль в жизни человека играют осязательная, обонятельная, вкусовая виды памяти. В ходе жизни человек запоминает запахи духов, вкус продуктов и так далее.
Помимо вышеперечисленных классификаций существует еще одна. Ее основанием является участие силы воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Различают произвольную и непроизвольную виды памяти.
Непроизвольная память — это запоминание информации без особых усилий человека, то есть автоматически. Человек не ставит перед собой задачу запомнить что-либо. Например, человек запоминает понравившуюся мелодию, не ставя перед собой задачу запомнить ее.
Произвольная память — это запоминание и воспроизведение информации с помощью волевых усилий. В данном случае человек ставит перед собой задачу запомнить интересующий его материал. Например, при подготовке к экзаменам школьники и студенты прилагают особые усилия, чтобы запомнить экзаменационный материал. Все виды памяти активно работают в любой жизненной ситуации.
Параграф третий. Индивидуальные различия памяти.
Память проявляется в различных аспектах, на разных уровнях. Она имеет необозримые возможности и резервы. Память у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Одни люди запоминают быстро и прочно, другие запоминают материал в большом объеме, третьи могут воспроизвести материал с невероятной точностью. У одних людей хорошо развита слуховая память, у других — зрительная и так далее.
В литературе сохранились уникальные примеры проявления человеческой памяти. Так, например, описана судьба финского студента, жившего в восемнадцатом веке, который знал почти все европейские языки. Считалось, что эта способность была дана ему нечистой силой, за что церковные служители приговорили его к смерти.
Процессы памяти связаны с личностными особенностями человека, его интересами, склонностями, потребностями. Большую роль играет отношение к запоминаемому материалу. Насколько этот материал важен для человека? Какие эмоции и чувства вызывает? Не последнюю роль играют и физические состояния человека.
Также установлено, что существуют у некоторых людей болезненные расстройства памяти. Например, кратковременные или длительные потери различных видов памяти, склонность к забыванию и так далее.
Вопросы для самоконтроля.
Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили эту тему, ответьте на вопросы.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ.
Первый вопрос. Что такое память?
Второй вопрос. Какие виды памяти Вы знаете? Охарактеризуйте их.
Третий вопрос. Какие функции памяти Вы знаете?
ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ (тест). Выберите правильный ответ. Ответы можете записывать на бумаге.
Первый вопрос. Процессами памяти являются:
Ответ А: запоминание, узнавание
Ответ Б: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание
Второй вопрос. Непроизвольное запоминание — это …
Ответ А: запоминание, перед которым ставим цель запомнить что-либо и выполняем действия, направленные на достижение этой цели
Ответ Б: запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить
Третий вопрос. Произвольное запоминание — это …
Ответ А: запоминание, которое происходит без специальной цели запомнить
Ответ Б: запоминание, перед которым мы ставим цель запомнить что-либо
Четвертый вопрос. Виды памяти с позиции волевой регуляции — это …
Ответ Б: кратковременная, длительная, оперативная
Ответ В: двигательная, эмоциональная, слуховая, осязательная, зрительная, слуховая
Пятый вопрос. Виды памяти с точки зрения длительности сохранения в памяти?
Ответ А: произвольная, непроизвольная
Ответ Б: кратковременная, длительная, оперативная
Ответ В: двигательная, эмоциональная, образная
Шестой вопрос: Запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности — это
Ответ А: двигательная память
Ответ Б: кратковременная память
Ответ В: образная память
Ответ Г: эмоциональная память
Седьмой вопрос. Память на движения — это …
Ответ А: слуховая память
Ответ Б: зрительная память
Ответ В: эмоциональная память
Ответ Г: двигательная память
Восьмой вопрос. Запоминание разнообразных звуков — это …
Ответ А: зрительная память
Ответ Б: слуховая память
Ответ В: двигательная память
Ответ Г: оперативная память
Девятый вопрос. Процесс памяти, направленный на воспроизведение ранее воспринятой информации?
Ответ А: запоминание
Ответ Б: сохранение
Ответ В: воспроизведение
Десятый вопрос. Процесс памяти, направленный на хранение полученной информации?
Ответ А: запоминание
Ответ Б: сохранение
Ответ В: воспроизведение
Одиннадцатый вопрос. Процесс памяти, связанный с введением в память необходимой информации?
Ответ А: запоминание
Ответ Б: сохранение
Ответ В: воспроизведение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!!!
Правильными являются следующие ответы: вопрос первый — Б; вопрос второй — Б; вопрос третий — Б; вопрос четвертый — А; вопрос пятый — Б; вопрос шестой — В; вопрос седьмой — Г; вопрос восьмой — Б; вопрос девятый — В; вопрос десятый — Б; вопрос одиннадцатый — А.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ. ПОСЛУШАЙТЕ, ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
Индийская девочка Шакунтала Деви принимала участие в соревнованиях с электронно-вычислительными машинами. В Сиднейском университете она опередила по скорости расчетов несколько компьютеров!
ЭТО ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!!!
- То, чем человек особенно интересуется, запоминается надолго.
- Странные, необычные впечатления запоминаются быстрее, чем те, которые являются привычными.
3.Новое повторение способствует успешному запоминанию ранее выученного. Не случайно говорят: «Повторение — мать учения».
НА ДОСУГЕ!!!
Предлагаем Вам в целях развития своей памяти поиграть с друзьями в игру, которая называется «Скульптор».
Из числа участников выбирается так называемый скульптор. Его задача: вернуть исходное положение скульптурам. На первом этапе игры все участники выбирают какую-либо позу. Скульптор запоминает позу каждого участника. Затем скульптор отворачивается. В это время участники меняют позы. На следующем этапе скульптор пытается обнаружить все перемены.
📖 Лекция № 3. Память как высшая психическая функция. Общая психология: конспект лекций. Дмитриева Н. Ю. Страница 3. Читать онлайн
Память является одной из высших психических функций человека, тесно связанной с остальными. В самых общих чертах психологическую категорию памяти можно определить как совокупности психических процессов организации и сохранения прошлого опыта, позволяющих использовать этот опыт в дальнейшем. К этим процессам, называемым в психологии мнемическими (от греч. «мнемос» «память»), относятся запоминание (или следообразование), сохранение, узнавание, припоминание (воспроизведение), забывание.
В соответствии с современными представлениями нейрофизиологии и биохимии все явления памяти осуществляются либо путем изменения активности электрического возбуждения биопотенциалов соответствующих нейронов (кратковременная память), либо, при более длительных изменениях, на биохимическом уровне в молекулах РНК и ДНК (долговременная память).
Память, как и любая высшая психическая функция, связана с индивидуальными психическими свойствами личности. Кроме этого, существует взаимодействие мнемических процессов с такими индивидуальными качествами человека, как опыт, знания, навыки, умения. Связь эта двусторонняя, поскольку память, с одной стороны, зависит от этих качеств, с другой сама способствует их дальнейшему развитию.
Рассмотрим более подробно мнемические процессы.
Запоминание запечатление в сознании следа какого-либо объекта. В данном случае под объектом запоминания понимаются и предметы окружающего мира, и события, и идеи, и взаимосвязи между ними, и их языковое отображение, и эмоциональный фон, соответствующий объекту, т. е. любое проявление жизнедеятельности человека является объектом запоминания. Этот процесс является первым в цепочке мнемических процессов он необходим для любого последующего проявления памяти.
Запоминание может быть механическим или смысловым. Первый тип осуществляется путем многократного повторения мнемического материала. Ну, например, это могут быть зубрежка таблицы умножения, многократное повторение иностранных слов при изучении языка или повторение последовательности каких-то движений, скажем танцевальных, для запоминания хореографической композиции. Смысловой тип запоминания появляется тогда, когда мнемический материал связан с мышлением. Основное значение в этом типе имеют логический ход мысли и ассоциативность структуры материала. Часто используются одновременно оба типа запоминания при заучивании какого-либо материала, например лекций, или при учении наизусть текста роли. Чем более в процессе запоминания задействованы смысловые образования, тем дольше объект сохранится в памяти. Поэтому современные методики обучения стараются избегать механической зубрежки и как можно более задействовать логику и ассоциации.
Надо отметить важную роль, которую в процессе запоминания играют мотивы мнемической деятельности. Виды таких мотивов могут быть различными. Например, Э. Харлок исследовал воздействие поощрения на процесс запоминания. Он установил, что в экспериментальной группе, в качестве мотивации которой было поощрение (в виде похвалы), продуктивность значительно выше, чем в контрольных группах, где хорошие результаты никак не поощрялись. В. Симс и Дж. Малер изучали влияние мотивации соревнования на продуктивность запоминания. Качественные и количественные характеристики запоминания оказалось наиболее высоким в ситуации личностного первенства.
Еще одним из основных мотивов, повышающих параметры запоминания, является уровень притязаний испытуемых.
Опыты и исследования, проведенные отечественными психологами П. И. Зинченко и З. М. Истоминой, подтвердили существенную роль мотивации при запоминании, однако установили, что одни и те же мотивы у разных испытуемых могут оказывать абсолютно различное влияние на данный процесс.
Следующим в цепочке является процесс сохранения. Объект может сохраняться в сознании бессрочно, а может быть забыт со временем. Это зависит и от способа запоминания, и от важности объекта для конкретной личности, и от частоты последующих воспроизведений этого объекта. Вернемся к упомянутым примерам. Если танцевальная композиция представляет собой некий сюжет, а каждое движение служит развитием сюжета и передачей образа, то артист сохранит ее в памяти значительно дольше, чем когда эта композиция является набором не связанных общей логикой движений. В то же время длительность сохранения этой композиции зависит и от частоты ее исполнения. Так же и с ролью, и с учебным материалом. Даже будучи в свое время логически осмысленными, но затем более не применяемыми, знания быстро сотрутся из памяти. А примером действия ассоциативности на сохранение материала может послужить изучение языка. Механическое прослушивание записи иностранных слов значительно менее эффективно, чем обучение при помощи ассоциирования их в какие-либо логические связки, наглядных пособий и живого общения.
Из вышесказанного ясно, что процесс забывания неизбежно присущ человеческой памяти. Мы не можем хранить всю информацию, которая когда-либо была запечатлена в нашем сознании. Часть ее забывается за ненужностью. Кроме того, существует процесс вытеснения из сферы сознания неприятной, травмирующей информации. Таким образом, резко негативная эмоциональная окраска информации для данного субъекта также является фактором забывания.
Следующий процесс памяти узнавание. Под этим термином понимают проявление памяти при повторном восприятии объекта. Простейший пример узнавание по внешности или по голосу знакомого вам человека.
Процесс воспроизведения или припоминания отличается от узнавания тем, что объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти внешность или голос знакомого. Ну и, разумеется, сюда же относятся более сложные формы воспроизведения припоминание изученного материала, последовательности движений, нюансов какого-либо события вашей жизни и т. п. Психологи считают, что воспроизведение возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу. Такое «извлечение» воспоминания может быть проведено, например, при гипнотическом воздействии на человека.
У каждого человека существуют различные виды памяти. Три основные группы это образная, эмоциональная и словесно-логическая память.
Образная память разделяется на несколько подвидов в соответствии с типом анализатора, создающего след (в данном случае запечатлеваемый образ). Такими подвидами являются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, осязательная, вкусовая память. В зависимости от степени развития того или иного анализатора у каждого человека некоторые подвиды образной памяти преобладают над остальными. Редко встречаются случаи, чтобы все анализаторы были развиты одинаково.
Образная память тесно связана с видом деятельности человека. Так, для художника наиболее важной является зрительная память, для музыканта слуховая, для человека, владеющего боевыми искусствами, – моторная, и т. п. Например, Моцарт и некоторые другие композиторы могли после единственного прослушивания безошибочно воспроизвести самые сложные музыкальные произведения. А такие художники, как Левитан, Айвазовский, Васнецов обладали изумительной зрительной памятью, позволяющей им писать свои знаменитые картины не только с натуры, но и по памяти.
Преобладание того или иного вида памяти не обязательно определяет профессию. Просто, например, люди с преобладанием зрительной памяти лучше воспринимают материал, когда читают его, а не когда прослушивают. Для того чтобы, скажем, выучить наизусть стихотворение, им удобнее читать его, а не слушать. Попытка воспринять текст одновременно еще и на слух ухудшает качество запоминания, поскольку при подключении слухового анализатора в данном случае происходит торможение зрительного.
Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной врожденной способностью, взглянув бегло на какой-либо объект, в точности воспроизвести все детали. Например, взглянув на дом, который они видят впервые, и сразу отвернувшись или закрыв глаза, они могут в точности рассказать, сколько у него окон, какие из них освещены, на каких балконах сушится белье, какие занавески на каждом из окон и т. п. Таким образом, здесь происходит моментальное запечатление объекта при помощи одного только зрительного анализатора. Считается, что способности к эйдетическому способу запоминания можно до некоторой степени развивать путем тренировки. Но это касается людей с преобладающим зрительным типом памяти. Да и в этом случае результаты не достигнут способностей, проявляемых эйдетиками.
Эмоциональный (или аффективный) вид памяти заключается в запоминании, сохранении, узнавании, воспроизведении эмоций и чувств, когда-либо пережитых человеком. Как правило, толчком для воспроизведения объектов эмоциональной памяти являются воспоминания о событиях, которые вызвали данные эмоции. Ведь всякое значительное или незначительное событие нашей жизни сопровождается целой гаммой эмоций. Именно эмоциональная память позволяет стать воспоминаниям об этих событиях более объемными, более достоверными. Без эмоций они были бы скупы и схематичны. Что могут значить для человека воспоминания о дне его свадьбы или о дне скорбной утраты, если ему не дано воскресить в памяти те чувства и эмоции, которые переполняли его? Они были бы ничем не затрагивающим его душу воспроизведением последовательности событий и только.
Кроме того, эмоциональная окраска воспоминаний позволяет им дольше сохраняться. Чем более сильные эмоции запомнились в связи с каким-либо событием или объектом, тем легче будет воспроизвести хранящийся в памяти образ. Отсюда следует вывод, что эмоциональная память неразрывно связана с образной. Ведь эмоции связаны не только с событиями жизни. Они могут быть вызваны музыкальным произведением, картиной, запахом, вкусовым ощущением, чувством голода или боли. Если мы остались равнодушны к какому-либо музыкальному произведению, вряд ли нам удастся воспроизвести его в сознании. Если какое-то полотно вызвало у нас волнующую и сильную гамму чувств, мы наверняка запомним его надолго. Точно так же мы скорее и ярче запомним и впоследствии сможем распознать тот запах, который вызвал у нас восхищение или отвращение, чем тот, который не пробудил никакой эмоциональной реакции.
Эмоциональная память особенно важна для людей творчества, представителей различных видов искусства. Это связано с тем, что они по роду своей деятельности будь то живопись, литература, музыка или что-то еще обязаны наиболее ярко воспроизводить образы. А в этом лучшим помощником является эмоциональная память.
Словесно-логический вид памяти характеризуется тем, что информация сохраняется в словесной форме и объединяется в смысловые блоки, которые связаны цепочкой ассоциаций. Таким образом, материалом словесно-логической памяти может служить лишь прочитанная или услышанная информация.
В ходе онтогенетического развития человека происходит смена способов запоминания, и в процессе взросления и овладения логическим мышлением все большее значение приобретает именно словесно-логическая память.
Новое слово в представление о памяти внесла когнитивная психология. Это одно из ведущих течений зарубежной психологии, основанное в середине прошлого столетия. Представители этого течения проводили аналогию между познавательными процессами, в частности памятью человека, и процессами переработки, хранения и актуализации информации в вычислительных устройствах. На основании этой аналогии они сделали вывод, который был воспринят и дополнен отечественными психологами. Он заключается в том, что функция памяти имеет две подсистемы долговременную память и кратковременную. Впоследствии стали выделять еще оперативную память.
Долговременная память обеспечивает сохранение информации на длительное время от нескольких часов до нескольких десятилетий. Проводя аналогию с компьютером, можно сравнить эту форму памяти с жестким диском, объем которого не безграничен, но тем не менее позволяет хранить основную необходимую информацию и обращаться к ней в случае надобности. У человека объем долговременной памяти очень велик. Однако количество запоминаемой информации в течение жизни неизмеримо больше. Поэтому для того, чтобы сохранялось максимальное количество информации, она должна быть хорошо структурирована. Это означает, что необходима осмысленная интерпретация всякого вновь поступающего мнемического материала, увязывание его в одну систему с уже имеющимся. Простого механического повторения недостаточно для сохранения информации в долговременной памяти.
Кратковременная память служит для удержания на некоторое время данных, поступающих либо от органов чувств для передачи в долговременную память, либо из долговременной памяти в оперативную для того, чтобы работать с этими данными. Она представляет собой начальную стадию переработки информации.
Таким образом, можно сказать, что долговременная память отвечает за процесс хранения информации, а кратковременная начинает работать в момент запоминания, узнавания или воспроизведения.
Оперативная память представляет собой процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации для достижения конкретной цели в некий промежуток времени. И оперативная, и долговременная память в процессе своего формирования проходят стадию кратковременной.
Выделяют также сенсорную память как отдельную подсистему. Под ней подразумевается процесс удержания продуктов сенсорной информации, полученной от органов чувств, до того, как они поступают в кратковременную память. Это удержание длится очень короткое время менее секунды. Та сенсорная информация, которая фиксируется за этот промежуток времени сознанием, поступает в кратковременную память. Упомянутый выше эйдетический вид памяти по своей форме является именно сенсорной памятью. У эйдетиков она в значительной степени развита.
При экспериментальном исследовании памяти предметом рассмотрения становятся отдельные ее составляющие. Это могут быть, например, объем оперативной памяти, характеристики произвольного запоминания, точность сохранения образов и т. п.
Аномалии памяти заключаются чаще всего в ее ослаблении. Ослабление памяти носит название «гипомнезия». Гипомнезия может быть временной, возникшей в связи с усталостью, перегруженностью информацией, болевыми синдромами, ситуацией сильного эмоционального потрясения. При устранении этих факторов память возвращается к норме без психотерапевтического вмешательства. Может она принимать и более устойчивые формы при невротических и некоторых соматических расстройствах. В таком случае функция памяти возвращается постепенно после излечения таких расстройств. Здесь, как правило, без помощи или хотя бы рекомендаций психотерапевта не обойтись. Кроме того, необходимо применение ноотропных средств лекарственных препаратов, восстанавливающих и поддерживающих функции головного мозга.
Гипомнезия может наблюдаться при алкогольном психозе. Это известный в психиатрии синдром Корсакова (открыт русским психиатром С. С. Корсаковым в 1897 г.) – нарушение памяти на ближайшие события при сохранении ее на события прошлые. Данный синдром наблюдается также у старых людей, страдающих атеросклерозом сосудов головного мозга: события далекого прошлого, своей молодости, зрелого возраста такие люди помнят прекрасно, но не могут припомнить, что делали вчера или час назад.
Помимо гипомнезии, существует амнезия полная потеря памяти. Она в основном бывает вызвана травмами головного мозга. Различают ретроградную амнезию, когда человек не может вспомнить ничего из той части жизни, которая предшествовала заболеванию, и антероградную амнезию выпадение из памяти всего, что было после травмы. Бывает также частичная амнезия потеря только одного вида памяти при сохранении остальных.
Существует еще одна аномалия памяти гипермнезия. В отличие от ослабления памяти, здесь, наоборот, происходит усиление возможностей припоминания. У некоторых людей гипермнезия на те или иные виды памяти бывает врожденной, у некоторых патологической, появившейся в результате травм мозга, на фоне высокой температуры или воздействия каких-либо психотравмирующих факторов. Проявляется патологическая гипермнезия в том, что память удерживает огромное количество ненужных и несущественных деталей. Причем такое проявление является непроизвольным и не зависит от уровня интеллекта. Врожденная же гипермнезия характеризуется сознательной возможностью удерживать в памяти значительно большее количество информации, чем это доступно обычному человеку. Людей с феноменальной памятью называют мнемонистами. Об одном из таких людей, обладающем уникальными способностями к запоминанию, написал известный российский психолог А. Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти».
Взаимодействие памяти и деятельности заключается в зависимости типа запоминания от его включенности в структуру деятельности. Будучи психическим процессом, происходящим на фоне какой-либо деятельности, запоминание определяется особенностями этой деятельности. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа произвольное и непроизвольное.
Основной характеристикой любой человеческой деятельности является направленность. Следовательно, взаимосвязь запоминания и деятельности прежде всего характеризуется зависимостью запоминания от характеристик направленности.
Направленность деятельности представляет собой осознанное намерение достичь той или иной поставленной цели. Намерение, таким образом, является основой сознательной деятельности человека, стремлением достичь желаемого результата в соответствии с намеченной программой действий.
Направленность на запоминание какого-либо материала называется мнемической направленностью. Она делится на следующие виды: направленность на полноту, точность, последовательность, прочность запоминания. Иногда эти виды выступают в совокупности, иногда отдельно в зависимости от конечной цели деятельности. Например, при заучивании текста наизусть необходимы все четыре вида. А, скажем, при переработке информации, целью которой является составление о каком-либо объекте собственного мнения, необходимы преимущественно направленность на точность и полноту, а последовательность и прочность запоминания не важны.
Итак, если целью деятельности является сознательное запоминание материала, то в этом случае запоминание является произвольным. Если же мнемическая задача не ставится, а запоминание является побочным эффектом деятельности, то это непроизвольное запоминание. В чистом виде два этих типа запоминания встречаются не так часто. Обычно один из типов преобладает, но к нему примешивается и второй.
Непроизвольное запоминание непосредственно связано с процессом научения на ранних стадиях онтогенеза, так как процесс накопления жизненного опыта происходит путем неосознаваемого, т. е. непроизвольного, усвоения информации об окружающем мире. На более поздних стадиях онтогенеза в процесс научения вплетается и произвольное запоминание. Это происходит тогда, когда человек уже способен к целеполаганию в деятельности.
В опытах, проведенных академиком А. А. Смирновым, известным российским специалистом в области исследования памяти, наблюдается следующая закономерность с возрастом показатель эффективности непроизвольного запоминания относительно уменьшается. Это объясняется тем, что продуктивность непроизвольного запоминания определяется в первую очередь интенсивностью интеллектуальной активности, необходимой для выполнения деятельности. Дети прикладывают значительно больше усилий для выполнения какой-либо деятельности. Взрослым же людям в силу умственного развития требуется значительно меньшая интенсивность интеллектуальной активности, поэтому доля непроизвольного запоминания с возрастом уменьшается.
Развитие и тренировка памяти являются основной прикладной задачей исследований в области памяти. В современной психологии существует большое количество авторских методик, направленных на расширение возможностей запоминания текстовой, звуковой, образной и других видов информации. Наиболее актуальными являются методики повышения эффективности в запоминании словесного материала в текстовой или устной форме. Это связано с тем, что наибольшую часть информации, связанной с обучением, развитием, адаптацией в социуме, мы получаем в словесном виде при чтении учебных пособий, художественной литературы, прессы, при прослушивании лекций, радиопередач, при общении с людьми и т. д.
В качестве примера повышения эффективности запоминания словесной информации можно упомянуть одну из самых известных методик методику алгоритмизации словесного материала. Она применяется для улучшения запоминания научных и научно-популярных текстов, публицистики, устных докладов и выступлений, а также для повышения скорости чтения. Первым этапом является отделение существенной информации от несущественной; второй этап отделение в существенной информации главной мысли от второстепенных мыслей; третий этап «сжатие» главной мысли до слова-образа для формирования «ключа» для дальнейшего воспроизведения информации всего текста.
Обсуждение: Память | Введение в психологию | Мозг и когнитивные науки
« Предыдущая
Обзор сеанса
Как мы переносим информацию во времени? Эта дискуссионная сессия дополняет предыдущие лекции «Память I» и «Память II».
Демонстрация
Прежде чем приступить к обсуждению тем, связанных с памятью, попробуйте эту короткую демонстрацию. Вот что нужно сделать: нажмите на ссылку ниже, потратьте ровно 15 секунд на просмотр всплывающих лиц, а затем нажмите на ссылку еще раз, чтобы скрыть изображение. Тогда продолжайте обсуждение на этой странице. Мы свяжемся с вами через некоторое время…
› Показать/скрыть изображение
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
Обсуждение
Для чего нужна память? Что это дает нам? Классический пример важности памяти — прикосновение к горячей плите. В первый раз, когда вы прикасаетесь к горячей плите, вы понимаете, что это была плохая сделка. Вы откладываете это на будущее, поэтому, если вы снова увидите плиту, не прикасайтесь к ней. Таким образом, память направляет наше поведение в будущем, основываясь на нашем прошлом опыте, в идеале, чтобы увеличить наши шансы на выживание.
Итак, если основной задачей системы памяти является передача информации вперед во времени, то какими свойствами должна обладать эта система? Подумайте об запоминающих устройствах, которые вы используете в повседневной жизни: USB-накопитель, стикер для заметок, ваш разум и т. д. Что они должны уметь делать?
› Пример ответа
Он должен записывать то, что сейчас происходит (кодирование).
Должен сохранять информацию (хранение).
Должен предоставлять доступ в более позднее время (извлечение).
В мозгу существует несколько различных типов систем памяти, которые выполняют задачу переноса информации вперед во времени совершенно по-разному. Термины, используемые психологами, включают сенсорную память, кратковременную память и долговременную память , и каждый из этих терминов был уточнен исследованиями в области неврологии. В лекции мы поговорим, например, о степени, в которой определенные виды памяти зависят от гиппокампа, и о том, как в этих типах памяти осуществляются кодирование, хранение и извлечение.
Хорошим примером сенсорной памяти может быть, если я покажу вам на секунду кучу букв и попрошу вас назвать как можно больше из них.
Большинство людей могут сообщить о первых четырех или пяти, и кажется, что они просто не могут так быстро воспринимать дополнительную информацию. Но тщательно спланированный эксперимент может показать, что сенсорная память обладает гораздо большими возможностями, чем вы думаете. В одном исследовании те же буквы мигали, но сразу после этого воспроизводился высокий, средний или низкий тон, указывающий, о каком из трех рядов сообщать. Как оказалось, вы можете сообщить о любой из строк с довольно хорошей точностью. Идея в том, что наша сенсорная память очень хороша. Он может хранить много информации, но очень быстро исчезает. Передача информации из сенсорной памяти в кратковременную память (которая позволяет произносить названия букв) затруднена. Вы просто не можете произнести все буквы, которые видели, до того, как сенсорная память разрушится.
Кратковременная память — это тип памяти, который требует активного обслуживания, например поиска телефонного номера и повторения его про себя, пока вы не сможете его набрать. Он временный, требует обслуживания и длится всего пару секунд. Однако долговременная память возвращает нас к теме забывания и к Эббингаузу, который изобрел и запомнил списки слов. В первый день он запомнил большинство из них; на второй день не так много; на третий день не так много; И так далее, и так далее. И он обнаружил эту степенную зависимость («кривая забывания») между тем, что вам нужно знать, и тем, сколько времени прошло, что, по-видимому, является неотъемлемым свойством человеческой памяти.
Изображение MIT OpenCourseWare.
Критическое мышление
На приведенном ниже графике показаны результаты эксперимента, в котором участники должны были запомнить 15 элементов. Взгляните на график и опишите результаты как для условия задержки 0, так и для условия задержки 30 секунд.
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. http://ocw.mit.edu/fairuse.
Основываясь на том, что вы знаете о процессах памяти, объясните результаты для первых трех представленных элементов и последних трех представленных элементов.
› Пример ответа
Если вам предлагается вспомнить элементы списка сразу после его изучения, вы часто помните несколько последних элементов. Однако, если вы подождете 30 секунд, вы, вероятно, не запомните последние несколько элементов. Независимо от периода задержки первые несколько элементов в среднем запоминаются наиболее точно.
Мы помним более ранние предметы лучше, потому что у нас есть больше времени, чтобы поместить их в долговременную память, явление, известное как эффект первичности . Кроме того, предметы, увиденные совсем недавно, также лучше запоминаются, потому что они все еще находятся в кратковременной памяти — это эффект недавности .
Если вы репетировали элементы, первые несколько получили возможность войти в долговременную память, где они сохраняются даже после 30-секундной задержки.
Обсуждение
Еще один способ классификации памяти — по тому, является ли она неявной или явной . Явная память — это то, что мы могли бы вспомнить, если бы нас попросили вспомнить, тогда как неявная память — это то, что вы делаете без какого-либо активного представления или самоописания. Имплицитная память включает в себя привычки (нажать на тормоз, когда вы видите красный свет), навыки (езда на велосипеде), подготовку и классическую обусловленность.
Сейчас самое время рассмотреть разницу между классическим обусловливанием и оперантным обусловливанием. (Вернитесь к обсуждению: Обучение, если вам нужно освежить память.) Почему классическое обусловливание считается имплицитной памятью, а оперантное обусловливание — явной?
Демонстрация: неявная память
Послушайте, как Тайлер представляет демонстрацию: (MP3) (0:00:40)
Затем нажмите, чтобы открыть игру.
› Играть в игру
Только что выслушав рассказ Тайлера, вот несколько словесных основ. Какие слова первыми приходят на ум?
CAR ___
MET ___
PRO ___
PER ___
THI ___
POT ___
_HA_R__N
A__A__IN
После того, как вы поиграете в игру, послушайте объяснение Тайлера: (MP3) (0:03:12)
› Спойлер (что вы услышали первым)
Председатель комитета обычно открывает заседание одной из своих скучных, а иногда даже извращенных лекций. Сегодня он начал с какой-то дурацкой пословицы : Я даже не могу ее вспомнить — что-то о том, что чертополох не посадил семян. Затем он пошел на бессмысленный разговор о том, как защитить политического лидера от потенциального убийства в людном месте, таком как карнавал . Стоит ли за безумием его речей какой-то метод ?
Демонстрация: явная память
Помните те лица, которые вы видели в начале обсуждения? Давайте проверим вашу память. Нажмите на ссылку ниже и попробуйте определить, кого из этих мужчин вы видели раньше.
› Показать/скрыть тест
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
Как дела?
› Показать/скрыть ответ
© источник неизвестен. Все права защищены. Этот контент исключен из нашей лицензии Creative Commons. Для получения дополнительной информации см. [http://ocw.mit.edu/fairuse](/fairuse).
« Предыдущий
Метафоры памяти в когнитивной психологии
Андерсон, Дж. А. Теория распознавания элементов из коротких запоминаемых списков. Психологический обзор , 1973, 80 , 417–438.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р. Аргументы относительно репрезентации мысленных образов. Психологический обзор , 1978, 85 , 249–277.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. Процессы распознавания и поиска в свободном воспоминании. Психологический обзор , 1972, 79, 97–123.
Артикул Google Scholar
Андерсон, Дж. Р., и Бауэр, Г. Х. Ассоциативная память человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1973.
. Google Scholar
Андерсон, Р. К., Пичерт, Дж. В., Гетц, Э. Т., Шаллерт, Д. Л., Стивенс, К. В., и Троллип, С. Р. Конкретизация общих терминов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1977, 15 , 667–680.
Артикул Google Scholar
Аткинсон, Р. К., Герман, Д. Дж., и Весткорт, К. Т. Поисковые процессы в памяти распознавания. В RL Solso (Ed.), Теории когнитивной психологии: Симпозиум Лойолы . Потомак, штат Мэриленд: Erlbaum, 1974.
Google Scholar
Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. Человеческая память: предлагаемая система и процессы ее управления. В KW Spence & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 2). Нью-Йорк: Academic Press, 1968.
. Google Scholar
Bartlett, F.C. Воспоминание: исследование по экспериментальной и социальной психологии . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1932.
. Google Scholar
Бернбах, Х. А. Процессы принятия решений в памяти. Психологический обзор , 1967, 74 , 462–480.
Артикул пабмед Google Scholar
Бернбах, Х. А. Процессы репликации в человеческой памяти и обучении. В GH Bower & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 3). Нью-Йорк: Academic Press, 1969.
. Google Scholar
Скучный Е. Г. История экспериментальной психологии (2-е изд.). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 1950.
. Google Scholar
Бауэр, Г. Х. Многокомпонентная теория следа памяти. В К. В. Спенсе и Дж. Т. Спенсе (редакторы), Психология обучения и мотивация (Том 1). Нью-Йорк: Academic Press, 1967.
. Google Scholar
Бауэр, Г. Х. Теория выборки стимулов для кодирования изменчивости. пер.А. У. Мелтон и Э. Мартин (ред.), Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Брансфорд, Дж. Д., Маккаррелл, Н. С., Фрэнкс, Дж. Дж., и Нич К. Э. К необъяснимой памяти. В R. Shaw & JD Bransford (Eds.), Восприятие, действие и знание . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1977.
. Google Scholar
Broadbent, D.E. Решение и стресс . Нью-Йорк: Academic Press, 1971.
. Google Scholar
Браун, Р., и Макнейл, Д. Феномен кончика языка. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 325–337.
Артикул Google Scholar
Campbell, N. R. Физика, элементы . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета, 1920.
Google Scholar
Кавано, Дж. П. Голографические и следовые модели репетиционных эффектов в задаче распознавания предметов. Память и познание , 1976, 4 , 186–199.
Google Scholar
Коллинз А. М. и Куиллиан М. Р. Облегчение извлечения из семантической памяти: эффект повторения части вывода. Acta Psychologica , 1970, 33, 304–314.
Артикул Google Scholar
Крейк, Ф. И. М. Два компонента свободного отзыва. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1968, 7 , 996–1004.
Артикул Google Scholar
Крейк, Ф.И.М., и Локхарт, Р.С. Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1972, 11 , 671–684.
Артикул Google Scholar
Крейк Ф.И.М. и Талвинг Э. Глубина обработки и удержание слов в эпизодической памяти. Journal of Experimental Psychology: General , 1975, 104 , 268–294.
Артикул Google Scholar
Duhem, P. Цель и структура физической теории . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 19.54. (Первоначально опубликовано как La theorie physique , Париж, 1914 г.)
Google Scholar
Эстес, В. К. Статистическая теория спонтанной регрессии и восстановления. Психологический обзор , 1955, 62 , 145–154.
Артикул пабмед Google Scholar
Эстес, В. К. Статистический подход к теории обучения. В С. Кох (ред.), Психология: Исследование науки (Том 2). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1959.
. Google Scholar
Фишер, Р. П., и Крейк, Ф. И. М. Взаимодействие между операциями кодирования и извлечения при воспроизведении по сигналу. Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память , 1977, 3 , 701–711.
Артикул Google Scholar
Флекссер, А. Дж., и Талвинг, Э. Независимость поиска при распознавании и отзыве. Психологический обзор , 1978, 85 , 153–171.
Артикул Google Scholar
Фрейд, С. Общее введение в психоанализ . Нью-Йорк: Washington Square Press, 1952 г. (Первоначально опубликовано в 1924 г.).
Google Scholar
Фрейд, С. Заметка о «мистическом блокноте». В J. Strachey (Ed.), Сборник статей Зигмунда Фрейда . Лондон: Hogarth Press, 1950. (Первоначально опубликовано в 1940 г. ).
Google Scholar
Гарнер, В.Л., Хейк, Х.В., и Эриксен, К.В. Операционизм и концепция восприятия. Психологический обзор , 1956, 63 , 149–159.
Артикул пабмед Google Scholar
Гланцер, М. Механизмы хранения в отзыве. В GH Bower (Ed.), Психология обучения и мотивации (Том 5). Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Гланцер М. и Куниц А. Р. Два механизма хранения в свободном отзыве. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 351–360.
Артикул Google Scholar
Гамильтон, Э. Платон: Сборник диалогов . Нью-Йорк: Фонд Боллингена, 1961.
. Google Scholar
Заведующая, Х. Исследования по неврологии (Том 2). Лондон: Hodder & Stoughton and Oxford University Press, 1920.
. Google Scholar
Хебб, Д. О. Организация поведения . Нью-Йорк: Wiley, 1949.
. Google Scholar
Hesse, M.B. Модели и аналогии в науке . Саут-Бенд, Индиана: University of Notre Dame Press, 1966.
. Google Scholar
Хинцман Д. Л. Психология и коровий живот. Дайджест червячного бегуна , 1974, 16 , 84–85.
Google Scholar
Халл, С. Л. Принципы поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 19.43.
Google Scholar
Хант Э. Л. Что за компьютер человек? Когнитивная психология , 1971, 2 , 57–98.
Артикул Google Scholar
Якоби, Л. Л., и Крайр, Ф. И. М. Эффекты разработки обработки при кодировании и поиске: отличительность трассировки и восстановление исходного контекста. В LS Cermak & FIM Craik (Eds.), Уровни обработки в памяти человека . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1979.
. Google Scholar
Джеймс В. Основы психологии . Нью-Йорк: Холт, 1890.
. Google Scholar
Javnes, J. Происхождение сознания при распаде двухкамерного мозга . Бостон: Хоутон-Миффлин, 1976.
. Google Scholar
Джон, Э. Р. Коммутатор против статистических теорий обучения и памяти. Наука , 1972, 177 , 849–864.
Артикул Google Scholar
Кантовиц Б. Х. Двойная стимуляция. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Канеман Д. Внимание и усилие . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1973.
Google Scholar
Каплан А. Проведение расследования . Сан-Франциско: Чендлер, 1964.
. Google Scholar
Кац, Дж. Дж., и Фодор, Дж. А. Структура семантической теории. Язык , 1963, 39 , 170–210.
Артикул Google Scholar
Keele, S.W. Внимание и человеческая деятельность . Пасифик Палисейдс, Калифорния: Goodyear, 1973.
Google Scholar
Клацки, Р. Л. Человеческая память: структура и процессы . Сан-Франциско: Фримен, 1975.
. Google Scholar
Колерс, П. А., и Палеф, С. Р. Не зная. Память и познание , 1976, 4 , 553–558.
Google Scholar
Ландауэр, Т. К. Память без организации: свойства модели со случайным хранением и ненаправленным поиском. Когнитивная психология , 1975, 7 , 495–531.
Артикул Google Scholar
Локхарт, Р. С., Крейк, Ф. И. М., и Джейкоби, Л. Глубина обработки, распознавания и отзыва. В Дж. Брауне (ред.), Отзыв и признание . Нью-Йорк: Wiley, 1976.
. Google Scholar
Лофтус, Э. Ф. Как поймать зебру в семантической памяти. В R. Shaw & J. Bransford (Eds.), Восприятие, действие и знание . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1977.
. Google Scholar
Мэндлер, Дж. М., и Джонсон, Н. С. Воспоминание о разобранных вещах: структура рассказа и отзыв. Когнитивная психология , 1977, 9 , 111–151.
Артикул Google Scholar
Мандлер Г. Организация и память. В К. В. Спенсе и Дж. Т. Спенсе (редакторы), Психология обучения и мотивация (Том 1). Нью-Йорк: Academic Press, 1967.
. Google Scholar
Миллер Г. А. Человеческая память и хранение информации. IRE Transactions on Information Theory , 1956, IT-2 , 129–137.
Артикул Google Scholar
Миллер, Г. А. Комментарии к статье профессора Постмана. В CN Cofer & BS Musgrave (Eds.), Вербальное поведение и обучение . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1963.
. Google Scholar
Миллер Г. А., Галантер Э. и Прибрам К. Х. Планы и структура поведения . Нью-Йорк: Холт, 1960.
Книга. Google Scholar
Миллер, Н. Э. Либерализация основных концепций SR: расширение конфликтного поведения, мотивации и социального обучения. В С. Кох (ред.), Психология: исследование науки (Том 2). Нью-Йорк: Макгроу-Хилл, 1959.
. Google Scholar
Мердок, Б. Б. Человеческая память: теория и данные . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Мердок Б. Б. и Андерсон Р. Э. Кодирование, хранение и поиск информации об элементе. В RL Solso (Ed.), Обработка информации и познание: Симпозиум Лойолы . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1975.
. Google Scholar
Мердок Б. Б. и Дафти П. О. Теория силы и память распознавания. Журнал экспериментальной психологии , 1972, 94 , 284–290.
Артикул Google Scholar
Мердок Б., Хокли В. и Мутер П. Два теста модели конвейерной ленты для распознавания предметов. Canadian Journal of Psychology , 1977, 31 , 71–89.
Google Scholar
Neisser, U. Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, 19.67.
Google Scholar
Норман, Д. А. К теории памяти и внимания. Психологический обзор , 1968, 75 , 522–536.
Артикул Google Scholar
Норман, Д. А. (ред.). Модели человеческой памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1970.
. Google Scholar
Оппенгеймер, Р. Аналогия в науке. Американский психолог , 1956, 11 , 127–135.
Артикул Google Scholar
Пайвио, А. Ментальные образы в ассоциативном обучении и памяти. Психологический обзор , 1969, 76 , 241–263.
Артикул Google Scholar
Пайвио, А. Неоментализм. Канадский журнал психологии , 1975, 29 , 263–291.
Google Scholar
Груша, Т. Х. Вспоминая и забывая . Лондон: Метеун, 1922.
. Google Scholar
Познер, М.И., и Коник, А.Ф. О роли вмешательства в краткосрочное удержание. Журнал экспериментальной психологии , 1966, 72 , 221–231.
Артикул пабмед Google Scholar
Познер, М. И., и Уоррен, Р. Э. Следы, концепции и сознательные конструкции. В AW Melton & E. Martin (Eds.), Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Почтальон Л. Организация и вмешательство. Психологический обзор , 1971, 78 , 290–302.
Артикул Google Scholar
Постман, Л. Прагматический взгляд на теорию организации. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Постман Л. и Андервуд Б. Дж. Критические вопросы теории интерференции. Память и познание , 1973, 1 , 19–40.
Google Scholar
Прибрам, К. Х. Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы в нейропсихологии . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1971.
Google Scholar
Рэтклифф, Р. Теория извлечения памяти. Психологический обзор , 1978, 85 , 59–108.
Артикул Google Scholar
Rumelhart, DE. Примечания к схеме рассказов. В Д. Бобров и А. Коллинз (ред.), Представление и понимание: исследования в области когнитивистики . Нью-Йорк: Academic Press, 1975.
. Google Scholar
Rumelhart, D. E., Lindsay, P. H., & Norman, D. A. Модель процесса долговременной памяти. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Шактер, Д. Л., Элдил, Дж. Э., и Талвинг, Э. Психология Ричарда Семона. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1978, 17 , 721–743.
Артикул Google Scholar
Семон Р. Мнема . Нью-Йорк: Аллен и Анвин, 1921.
. Google Scholar
Шиффрин Р. М. Поиск в памяти. В Д. А. Норман (ред.), Модели человеческой памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1970.
. Google Scholar
Шиффрин Р. М. и Аткинсон Р. К. Процессы хранения и поиска в долговременной памяти. Психологический обзор , 1969, 76 , 179–193.
Артикул Google Scholar
Саймон, Х. А., и Фейгенбаум, Э. А. Теория обработки информации некоторых эффектов сходства, ознакомления и осмысленности в вербальном обучении. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1964, 3 , 385–396.
Артикул Google Scholar
Скиннер Б. Ф. О бихевиоризме . Нью-Йорк: Винтаж, 1976.
Google Scholar
Скиннер, Б. Ф. Размышления о бихевиоризме и обществе . Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1978.
Google Scholar
Штернберг С. Высокоскоростное сканирование памяти человека. Наука , 1966, 153 , 652–654.
Артикул пабмед Google Scholar
Штернберг, С. Сканирование памяти: психические процессы, выявленные в экспериментах на время реакции. Американский ученый , 1969, 57, 421–457.
ПабМед Google Scholar
Торндайк, Э. Л. Интеллект животных: экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных. Психологические монографии , 1898, 2 (№ 8).
Торндайк, П. Х. Когнитивные структуры в понимании и памяти повествовательного дискурса. Когнитивная психология , 1977, 9 , 77–110.
Артикул Google Scholar
Таунсенд, Дж. Т. Вопросы и модели, касающиеся обработки конечного числа входных данных. В BH Kantowitz (Ed.), Обработка информации человеком: учебные пособия по производительности и познанию . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1974.
. Google Scholar
Тулвинг, Э. Субъективная организация в свободном воспроизведении «несвязанных» слов. Психологический обзор , 1962, 69 , 344–354.
Артикул пабмед Google Scholar
Тульвинг Э. Эпизодическая и семантическая память. В E. Tulving & W. Donaldson (Eds.), Организация памяти . Нью-Йорк: Academic Press, 1972.
. Google Scholar
Тулвинг, Э. Исследование памяти: какой прогресс? В LG Nilsson (Ed.), Перспективы исследования памяти . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум, 1979.
. Google Scholar
Тулвинг, Э., и Перлстоун, З. Наличие и доступность информации в памяти для слов. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 381–391.
Артикул Google Scholar
Тулвинг Э. и Томсон Д. Специфичность кодирования и процессы поиска в эпизодической памяти. Психологический обзор , 1973, 80 , 352–373.
Артикул Google Scholar
Андервуд, Б. Дж. Не перегружаем ли мы память? В AW Melton & E. Martin (Eds.), 90 152 Процессы кодирования в памяти человека . Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон, 1972.
. Google Scholar
Во, Н.К., и Норман, Д.А. Первичная память. Психологический обзор , 1965, 72 , 89–104.
Артикул пабмед Google Scholar
Векслер Д. Б. Энграммы, хранение в памяти и мнемоническое кодирование. Американский психолог , 1963, 18 , 149–153.
Артикул Google Scholar
Викельгрен, В.