Воображение | Психологическая энциклопедия 1vc0
Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Воображение — способ овладения человеком возможным будущим на основе опережающего отражения действительности. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение — специфически человеческое проявление психической активности, сформировавшееся в трудовой деятельности: любая трудовая деятельность требует предварительного осознания цели, т. е. формирования психической модели будущего результата деятельности. Воображение обеспечивает опережающее отражение действительности, при котором прошлое экстраполируется (проецируется) в будущее.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя.
Воображение обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной сущности процесса воображения — в нем объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.
Образы воображения активизируют эмоциональную сферу человека, обеспечивают его энергетическую мобилизацию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря воображению становится возможной специфически человеческая операция мышления — абстракция
Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.
Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.
Окружающая среда является для человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без достаточно развитого воображения. Оно лежит в основе идеального, социально осмысленного отражения действительности и обеспечивает человеку знаковое овладение миром.
Нейрофизиологическая основа воображения — образование временных нервных связей в первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций.
Формирование образов воображения зависит от типологических особенностей высшей нервной деятельности. Так, подвижность нервных процессов, повышенная чувствительность нервной системы содействуют более быстрому возникновению новых образов. Оптимальный очаг воображения, доминанта, функционирование детекторов новизны, устойчивость ориентировочно-исследовательского рефлекса — все это образует нейрофизиологическую основу творческой деятельности.
Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга. Под влиянием воображения у человека возникают соответствующие органические изменения. Так, образно представляя те или иные физические действия, можно вызвать учащение работы сердца, органов дыхания и т. д. (Флобер, описывая сцену отравления госпожи Бовари, сам почувствовал признаки отравления.)
Воображение подразделяется на произвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое.
Наиболее простой вид — непроизвольное воображение, возникающее помимо воли человека, непреднамеренно, в связи с теми или иными восприятиями. Так, глядя на облако, человек непроизвольно может вообразить различные фигуры.
Преднамеренное, целенаправленное использование человеком соответствующих элементов опыта и реконструкция их в новых образах — произвольное воображение. В результате произвольного воображения создаются художественные образы, новые модели различных предметов и т. д.
Воссоздающее воображение формирует новые образы — представления по описанию событий или его следам, фрагментам, схематическим изображениям.
На основе воссоздающего воображения формируется ожидание наступающих событий и соответствующее отношение к ним.
Существенный критерий творческого воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности. Акцентирование может проявляться в сдвиге элементов отображаемого явления, изменении их соотношений (шарж, карикатура — типичный пример своеобразной расстановки акцентов).
Акцентирование в сторону усиления какой-либо особенности явления называется гиперболой, а в сторону уменьшения — литотой (от греч. litotes — простота). Литоты могут быть образные (мальчик-с-пальчик) и речевые («не настаиваю» вместо «возражаю»). Преуменьшение внешних размеров объекта иногда используется для контрастного подчеркивания внутренних, содержательных достоинств объекта (ко- нек-горбунок внешне мал и уродлив, но полон других достоинств).
На познание и преобразование действительности направлена и фантазия — конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов — создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров. Сущность образов фантазии — новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, образное объяснение непонятных явлений.
Образы фантазии могут быть простыми и сложными. Простейшая форма синтезирования новых образов — агглюцинация — механическое нереальное объединение частей или свойств различных несовместимых предметов (образы русалок, кентавров и т. п.). Соединяя несоединимое в образах фантазии, люди нередко ставят перед собой творческие перспективные цели (так, соединив образ лодки и автомобиля, люди создали амфибию и т. д.).
Один из видов простого творческого воображения — воображение по аналогии. (Многие орудия труда — клещи, грабли и т. п. созданы по аналогии с рукой человека.)
Сложный вид творческого воображения — гиперболизация — преувеличение предметов, их качеств, количества их элементов (например, гиперболизация силы человека в былинных образах, дружеских шаржах и т. п.).
Наиболее высокий уровень творческого синтеза — типизация — воплощение в конкретном образе существенных сторон данной группы объектов. Здесь воображение особенно тесно связывается с мышлением.
Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение возникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полудремотном и сонном состоянии
При преднамеренном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от действительности — грезы. Создаваемый личностью ирреальный мир является попыткой заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые утраты, ослабить психические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубоком внутриличностном конфликте.
Активное воображение — психическая функция, обеспечивающая преобразовательную деятельность человека, признак творческого типа личности. Творчество связано не только с внешними предметными преобразованиями, но и с динамичностью внутреннего мира данного человека, его конструктивной мобилизованностью. Творческая личность постоянно испытывает свои внутренние возможности. Ее познания не статичны, а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивиду эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей.
В зависимости от типологических особенностей творческие личности находят самовыражение в искусстве, науке или техническом творчестве. Художественный тип личности осваивает мир посредством художественных образов, овладевает механизмами их образования, системой знаковых средств (речевых, визуальных, звуковых) для реализации эстетических позиций, миропонимания. Между художником и его почитателями существует духовное созвучие, психическое единение, образно-эмоциональное единство, ценностное сопереживание, влияющее на мотивацию их поведения.
Особый вид духовного производства — наука. Ее продукты отражают реальность системно-абстрогированно, но в эмпирически контролируемых логических формах.
Каждый художник, ученый, изобретатель оригинален в силу индивидуальных особенностей своего интеллекта и воображения.
Воображение индивида — одна из основных сфер его типологических проявлений. Личность в значительной мере характеризуется тем, насколько она способна к реконструктивной деятельности, в каких направлениях она склонна преобразовывать типичные исходные ситуации. Одни люди отличаются подвижностью, гибкостью интеллекта, способны к продуктивным реконструкциям. Другие — скованны, негибки, их воображение крайне ограниченно. Исходную данность они склонны расценивать как некую незыблемость. Наряду с этим люди с пылким воображением могут проявлять чрезмерную аффектацию, снижение критичности мышления.
У каждой личности в зависимости от ее ценностной направленности есть свои доминанты воображения, зоны наибольшей эмоциональной чувствительности, свои предпочтения и ожидания в развитии значимых для них событий. У каждого человека есть свои сокровенные образы желаемого будущего, свои мечты, надежды и ожидания. Это ожидаемое, возможное будущее дает человеку силу для преодоления текущих трудностей. Воображение неразрывно связано с волевой регуляцией.
[1] Сон не является полным отключением психической деятельности. В нем чередуются две фазы — «медленная» и «быстрая» (парадоксальная). Каждая фаза имеет продолжительность 60 — 90 мин. В фазе «медленного» сна возникает глубокое торможение. В «быстрой» фазе появляются сновидения, с характерными для них необычными хаотичными комплексами элементов реальности, фантастическими образами; функциональная сущность этих явлений пока еще не исследована. Однако предполагается, что во сне происходит определенная перестройка и консолидация образов, сформированных в бодрствующем состоянии.
Статья на тему «Развитие воссоздающего воображения младших школьников при изучении басни на уроках литературного чтения»
РАЗВИТИЕ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАСНИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Симонова Елена Александровна
преподаватель ГБПОУ УМПК
Воображение – это возможность человека создавать новые образы, представления путем переработки предшествующего опыта. Оно является высшей психической функцией и отражает действительность. Воображение и фантазия присущи каждому человеку, и особенно детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение.
В ФГОС начальной школы определено, что обучающийся научится читать по ролям литературное произведение, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами, передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста, участвовать в обсуждении прочитанного текста: задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение. Школьники учатся фантазировать, создавать устные рассказы и писать сочинения по прочитанному. Все эти умения формируются и на уроках изучения басни.
В школе, к сожалению, анализ басни бывает часто неполным. Учителя ограничиваются требованием выучить басни и прочитать их выразительно. В редких случаях произведения данного жанра используются для инсценировок, постановки вопросов самими обучающимися и устного словесного рисования, которое развивает воссоздающее и творческое воображение.
В младшем школьном возрасте обучающийся в своем воображении уже может создавать разные ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению обучающегося предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения.
Необходимо своевременно сформировать у младших школьников
сначала интерес к басне как особому способу художественного видения окружающего мира, а затем возбудить у них интерес к разностороннему осмыслению одного и того же явления в разных ситуациях.
Научная актуальность по данной проблеме определяется разработками психологов и педагогов. Вопросу развития воображения при чтении басен уделяли внимание такие педагоги и психологи, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, С.Н. Вачкова, И.Н. Арзамасцева, В.С. Воропаева, Н. С. Ефимова, М.М. Кашапов, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Б.Р. Мандель.
Воображение — способность воображать, творчески мыслить, фантазировать. Воссоздающее воображение — это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении.
Усваивая учебный материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст учебника), обучающийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которым он знакомится. К.Д. Ушинский отмечает, что особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы — читая книги, обучающийся с помощью воссоздающего воображения представляет себе картины природы, героев, как бы «видит» их, чувствует себя участником событий, описанных в книге. У младших школьников различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается.
Басня – одна из форм эпического жанра, где в аллегорической форме под видом зверей, птиц и различных предметов писатель подразумевает людей, высмеивая человеческие пороки. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи обучающихся. Это жанр, который помогает развить воображение младших школьников. А для этого нужны всего лишь фантазия, желание подарить обучающимся позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражений.
В школьном обучении басни занимают отдельное положение и, соответственно, имеют свои особенности работы с ними. Басня имеет не только своё текстовое выражение, но и скрытую мысль, а также, в большинстве случаев, поучительную мораль, которая может находиться как в конце произведения, так и в начале.
Обоснование необходимости включения басен в процесс обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого и является в наши дни методической основой их использования.
Методика работы над басней опирается на её специфику как вида эпического жанра, то есть на главные признаки: наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказание). Существует множество приемов работы над баснями, которые позволяют развиватьвоображение обучающихся,атакже пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь.
С.Н. Вачкова считает, что использование басни дает весьма высокие результаты в плане познавательного, эмоционального, личностного и творческого развития младших школьников.
Необходимым условием развития воображения обучающихся является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, в предметно-творческую. Воссоздающее воображение обучающихся 1-2 классов отличается некоторыми особенностями. У младших школьников 1 класса не удается полностью воссоздать в рисунке или даже в словесном ответе образы прочитанного текста. Воссоздаваемые обучающимися этого возраста образы неустойчивы, постоянно меняются. При повторном чтении текста обучающиеся 1 класса, так же как и старшие дошкольники, обычно изображают другие предметы, а не те, которые были ими изображены в результате образного воссоздания этого текста после первого чтения.
Воссоздающее воображение второклассников и отчасти третьеклассников мало отличается от воссоздающего воображения первоклассников, хотя оно и становится гораздо качественнее: обучающиеся 2 и отчасти 3 класса меньше отвлекаются, они имеют теперь гораздо больше впечатлений, сохраняемых памятью и используемых воссоздающим воображением. Образы воображения в словесном и изобразительном творчестве обучающихся 3 — 4 классов улучшаются под влиянием активного познания предметов в процессе их изображения с натуры. Усовершенствование образа происходит обычно не за счет присоединения новых деталей, как это было у обучающихся 1 класса, а за счет упорной работы над формой изображаемых предметов. Перед обучающимися возникает необходимость приводить форму изображаемых предметов в точное соответствие с содержанием, возникает с новой силой проблема полной адекватности (похожести) изображения изображаемому, возрастает роль восприятия своего рисунка в процессе изображения. Возникающий в рисунке и словесном описании продукт творческого воображения сопоставляется с замыслом (идеальным образом) и при частичном совпадении с последним является опорой для дальнейшего развития творческого воображения младшего школьника [5].
Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания обучающихся. Каждая басня — метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками младшего возраста.
Развитие воображения, работа над выразительным чтением басен, увеличение словарного запаса, правильное произношение помогает эффективно развивать речевые способности обучающихся. Кроме того, работа над басней развивает память и мыслительные процессы, формирует нравственные качества и умение сопереживать.
Таким образом, учитывая большой учебный и нравственный потенциал этого жанра, ведущие методисты и разработчики учебных программ включают большое количество басен для изучения в начальной школе.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
По мнению современных ученых, все психические функции возникают и развиваются при наличии основных видов деятельности — игры, труда и общения. В психологии процесс воображения рассматривается как особая форма человеческой психики. Воображение является мыслительным и познавательным процессом и представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.
Л.С. Выготский считал, что воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из прежде накопленных впечатлений. По мнению Е.И. Игнатьева, основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.
С точки зрения современных психологов, процесс воображения показывает не существующую жизненную реальность, а скорее возможность или вероятность. Воображение характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью всего организма. Ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики.
Процесс воображения тесно связан с восприятием. Различие в том, что образы не всегда соответствуют реальности, имея в себе элементы фантазии.
Преобразование действительности при помощи воображения происходит непроизвольно, оно имеет закономерные пути, выражающиеся в различных способах или приемах преобразования, используемых людьми неосознанно.
Воображение может быть четырёх основных видов. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. К активному воображению относятся творческое и музыкальное воображение.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и интеллектуальных операций. Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике человека. Младший школьный возраст — очень благоприятный возраст для развития творческого воображения, для стимулирования к творчеству в более позднем возрасте. Взрослый помогает ребенку развиваться, формирует механизмы воображения, которое у детей тесно связано с действительностью.
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образам и мотивам, обучаясь профессиональному мастерству. Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве.
Пассивное — это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.
О развитости детского воображения в младшем школьном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа продуктов их творчества — разнообразных поделок и рисунков. В первой половине младшего школьного возраста у ребенка преобладает репродуктивное (воссоздающее) воображение, задачей которого является отражение действительности в таком виде, в каком она существует на самом деле. Репродуктивное воображение механически воспроизводит полученные ребенком впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления от прослушивания рассказов, сказок и басен, просмотра кинофильмов. Этот тип воображения является основой для успешного усвоения материала посредством создания образов, что необходимо в будущем для обучения в начальной школе.
Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, а особенно его значение велико в художественном творчестве младших школьников. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических процессов, которые определяют успешность учебы ребенка. Творческая деятельность развивает личность, помогает усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Воображение выполняет сразу несколько важных функций. По мнению JI.C. Выготского, существует несколько классификаций функций воображения.
1. Последовательная. Вызывает в ребенке живое представление о предмете, помогает найти в реальной жизни все элементы, из которых будет построено представление.
2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.
3. Воспитательная. В игре эмоциональная функция позволяет обеспечить организацию форм среды, позволяющих развивать свои способности.
По мнению психологов, именно творческая деятельность играет важнейшую роль в развитии воображения, влияющего на самостоятельность мышления младших школьников, в том числе и на уроках литературного чтени.
Работа с басней на уроке литературного чтения с учетом её специфики и своеобразии жанра, заключающееся в особом построении, особой форме и содержании, предоставляет широкий спектр возможностей для развития образного мышления обучающихся, а также умения проникать в скрытый смысл произведения и понимать замысел автора. Кроме этого, обучающимся преподносится в доступной и эмоциональной форме основы морали и нравственности, что ведёт к повышению воспитательного момента на уроке чтения.
Воссоздающее воображение при правильной организации урока можно развивать на всех этапах изучения басни.
1. Подготовительная работа к восприятию произведения может включать такие виды работы: викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.
Беседа может включать следующие вопросы:
— Что вы знаете о повадках и характере героев басни по известным вам сказкам, рассказам и басням?
— Как ведут себя герои в предложенных автором обстоятельствах?
— Судя по названию басни, где будет происходить действие?
2. Во время чтения басни учителем или прослушивания грамзаписи обучающиеся представляют происходящее в басне и после чтения рассказывают о своих представлениях.
— Сейчас мы прочитаем (прослушаем) басню и расскажем, что вы представили, как выглядят герои басни (костюмы, позы, как выглядят предметы, принадлежащие героям).
— Где происходит действие (описание интерьера или пейзажа)?
3. При анализе той части басни, в которой заключена мораль, школьники формулируют главную мысль своими словами.
— Что хотел сказать автор своим произведением?
— Над чем заставляет задуматься данная басня?
Рассмотрим приведённые положения на примере басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Мораль басни выражена в словах:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Сущность нравоучения довольно сложна для обучающихся 4 класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. Школьники знакомятся только с конкретным содержанием (разговор Лисицы и Вороны). При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.
Целесообразно начать работу обучающихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Обучающиеся делят текст на части, тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.
— Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия?
— Что является основным стержнем в развитии действия? (Льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
— Почему Лисица так хвалит Ворону?
— Как автор подчеркнул,что на самом деле Ворона не такова?
— Какой вы представляете Лисицу,читая эту басню?
— Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть)
— Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть.Лисица умела льстить).
— Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть)
— Кого осуждает И. А.Крылов в своей басне? ( И того, кто льстит, и того, кто любит лесть)
— Замените другими словами выражение «лесть гнусна». (Незаслуженная похвала отвратительна)
— «Но только все не впрок». А как можно сказать иначе? (Все не на пользу)
— Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
(Льстивый человек всегда сумеет привлечь другого на свою сторону)
4. После анализа басни обучающиеся приводит аналогию из жизни (приходилось ли кому-либо из школьников наблюдать за подобной ситуацией).
5. Один из главных вопросов анализа басни связан с аллегорией (иносказанием).
6. Сравнительный метод. После изучения нескольких басен сравнивается поведение одних и тех же героев в разных ситуациях. После чтения басни обучающиеся представляют себе героев, описывают их, а затем сравнивают с иллюстрациями различных художников.
7. Сочинение историй. Важная роль в развитии творческого начала принадлежит таким приемам, как сочинение сказочной истории, тема которой определяется содержанием басни, придумывание продолжения знакомой басни.
8. Инсценирование басен. Для развития творческих способностей обучающимся предлагались роли персонажей определенной басни. Важным было включение воссоздающего воображения и фантазии. Остальные школьники наблюдали за представлением, затем происходила смена участников инсценировки. Все заканчивалось обсуждением – рефлексивный момент был важнейшим в ходе каждого урока.
9. Иллюстрирование. Обучающимся предлагается нарисовать различных героев той или иной басни. При анализе рисунков определяется, кто из обучающихся наиболее близко к авторскому описанию изобразил выбранный персонаж.
Таким образом, систематическая работа над баснями с использованием различных способов их анализа позволяет развивать мышление обучающихся, воссоздающее и творческое воображение, воспитывать нравственные качества в каждом школьнике, развивать и обогащать его речь.
Развитие воссоздающего воображения является одним из наиболее значимых видов воображения, который широко используется в разных сферах деятельности человека и особенно в обучении. Воссоздающее воображение — это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Воссоздающее воображение при правильной организации урока можно развивать на всех этапах изучения басни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 26 ноября 2010 года № 1241) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. –М.: Перспектива, 2011.- 424 с.
4.Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш. учеб.з аведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — М. , 2005.
5.Вачкова С.Н. Методика работы с басней в современной начальной школе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dslib.net
6.Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. — № 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.yandex.ru/search
7.Выготский Л.С. Речь и мышление: учебное пособие для студентов педколледжей / Л.С. Выготский. – М.: Издательский центр АГРАФ, 2012. – 292 с.
8.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. — 288 с. — (Профессиональное образование).
9. Игнатьева Е.И. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://moluch.ru
10.Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд. Первое сентября, 2013, №1(175)
11. Каравайная Н.В. Методика работы над басней на уроках литературного чтения во 2 классе. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://fil.na5bal.ru
12.Кашапов М. М. Психология творческого мышления : учеб. пособие / М.М. Кашапов. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 436 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.znanium.com
13.Мандель Б. Р. Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с.
14.Мещеряков Б.Г. Психологический словарь. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_
15. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений. Год издания: 2016 Издательство: АСТ, Мир и Образование.
16.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
17.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://pedlib.ru/Books
18.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения.
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.М.: Академия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://maltseva1253.ru
19.Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — 2-е изд. [Электронный ресурс] — Режим доступа: biblio-online.ru— М.:
20.Черемисинова Л.И. Мораль в баснях И.Крылова/НШ– 2003 – №10 –с.26
Воссоздание воображения: DeepMind строит нейронные сети, которые спонтанно воспроизводят прошлый опыт
комментариев
Способность использовать знания, извлеченные из предыдущего опыта, является одним из волшебных качеств человеческого обучения. На наши сны часто влияет прошлый опыт, и любой, кто пережил травматический опыт в прошлом, может рассказать вам, как постоянно мы видим его вспышки в новых ситуациях. Человеческий мозг способен делать важные выводы в отсутствие данных, обобщая прошлый опыт. Это воспроизведение опыта десятилетиями озадачивало нейробиологов, поскольку оно является важным компонентом наших процессов обучения. В области искусственного интеллекта (ИИ) идея нейронных сетей, которые могут спонтанно воспроизводить изученный опыт, кажется фантастикой. Недавно группа исследователей ИИ из DeepMind опубликовала увлекательную статью, в которой описывается метод, ориентированный именно на это.
В неврологии способность мозга делать выводы из прошлого опыта называется воспроизведением. Хотя многие механизмы, лежащие в основе воспроизведения опыта, до сих пор неизвестны, исследования в области нейробиологии достигли значительного прогресса в объяснении когнитивного феномена. Понимание нейробиологических корней воспроизведения опыта необходимо для того, чтобы воссоздать его механику в агентах ИИ.
Неврологическая теория воспроизведения
Происхождение нейронного воспроизведения можно отнести к работе таких исследователей, как лауреат Нобелевской премии по медицине Джон О’Киф. Доктор О’Киф уделяет много внимания объяснению роли гиппокампа в создании переживаний. Гиппокамп представляет собой искривленное образование в мозгу, которое является частью лимбической системы и обычно связано с формированием новых воспоминаний и эмоций. Поскольку мозг латерализован и симметричен, на самом деле у вас есть два гиппокампа. Они расположены чуть выше каждого уха и примерно на полтора дюйма внутри головы.
Ведущие нейрофизиологические теории предполагают, что разные области гиппокампа связаны с разными типами воспоминаний. Например, задняя часть гиппокампа участвует в обработке пространственных воспоминаний. Используя аналогию с архитектурой программного обеспечения, гиппокамп действует как система кэширования воспоминаний; получение информации, ее регистрация и временное хранение перед отправкой для хранения в долговременной памяти.
Возвращаясь к работе доктора О’Кифа, одним из его ключевых вкладов в исследования в области нейробиологии было открытие клеток места, представляющих собой клетки гиппокампа, которые возбуждаются в зависимости от конкретных условий окружающей среды, таких как данное место. В одном из экспериментов доктора О’Киф крысы бежали по одному коридору или круговой дорожке, поэтому исследователи могли легко определить, какой нейрон кодирует каждую позицию в коридоре.
После этого эксперимента ученые записали те же самые нейроны, пока крысы отдыхали. Во время отдыха клетки иногда спонтанно активировались в быстрых последовательностях, размечая тот же путь, который животное пробежало ранее, но со значительно ускоренной скоростью. Они назвали эти последовательности повторением опыта.
Несмотря на то, что мы знаем, что воспроизведение опыта является ключевой частью процесса обучения, его механику особенно трудно воссоздать в системах ИИ. Отчасти это связано с тем, что воспроизведение опыта зависит от других когнитивных механизмов, таких как концептуальные абстракции, которые только начали проникать в мир ИИ. Однако команда DeepMind считает, что у нас достаточно для начала.
Воспроизведение в ИИ
Из различных областей ИИ обучение с подкреплением кажется особенно подходящим для включения механизмов воспроизведения опыта. Агент обучения с подкреплением накапливает знания, постоянно взаимодействуя с окружающей средой, что позволяет ему записывать и воспроизводить прошлый опыт более эффективно, чем традиционные контролируемые модели. Некоторые из ранних работ, посвященных попыткам воссоздать воспроизведение опыта в агентах обучения с подкреплением, восходят к эпохе 19.92, которая оказала влияние на создание сетей DQN DeepMind, которые освоили игры Atari в 2015 году.
С точки зрения архитектуры добавление опыта воспроизведения в сеть обучения с подкреплением кажется относительно простым. Большинство решений в этой области основывались на дополнительном буфере воспроизведения, который записывает опыт, полученный агентом, и воспроизводит его в определенное время. Некоторые архитектуры предпочитают воспроизводить опыт случайным образом, в то время как другие используют определенный предпочтительный порядок, который оптимизирует процесс обучения агента.
Способ воспроизведения опыта в модели обучения с подкреплением играет ключевую роль в обучении агента ИИ. На данный момент два из наиболее активно экспериментируемых режимов известны как повторы кино и воображения. Чтобы объяснить оба режима, давайте воспользуемся аналогией из статьи DeepMind:
Предположим, вы приходите домой и, к своему удивлению и тревоге, обнаруживаете, что вода скапливается на ваших красивых деревянных полах. Войдя в столовую, вы находите разбитую вазу. Затем вы слышите хныканье и выглядываете из-за двери внутреннего дворика, чтобы увидеть, что ваша собака выглядит очень виноватой.
Агент обучения с подкреплением, основанный на предыдущей архитектуре, запишет следующую последовательность в буфер воспроизведения.
Воспроизведение фильма воспроизведет сохраненные воспоминания в точном порядке, в котором они происходили в прошлом. В этом случае буфер воспроизведения будет воспроизводить последовательность e: «вода, ваза, собака» именно в таком порядке. Архитектурно наша модель будет использовать автономного обучающего агента для воспроизведения этого опыта.
В стратегии воображения воспроизведение не буквально воспроизводит события в том порядке, в котором они происходили. Вместо этого он делает вывод или воображает реальные отношения между событиями и синтезирует последовательности, которые имеют смысл с учетом понимания того, как устроен мир. Теория воображения пропускает точный порядок событий и вместо этого делает вывод о наиболее правильной связи между переживаниями. С точки зрения архитектуры агента последовательность воспроизведения будет зависеть от текущей изученной модели.
Концептуально исследования в области неврологии предполагают, что повтор фильма может быть полезен для укрепления связей между нейронами, которые представляют различные события или места в том порядке, в котором они были пережиты. Однако воспроизведение воображения может быть основой для создания новых последовательностей. Команда DeepMind настаивала на этой теории воспроизведения воображения и на том, что агент обучения с подкреплением смог заставить генерировать замечательные новые последовательности, основанные на предыдущем опыте.
Текущие реализации повторного воспроизведения опыта в основном следуют стратегии фильма, основанной на ее простоте, но исследователи начинают вторгаться в модели, которые напоминают стратегию воображения. Конечно, включение модулей воспроизведения опыта может стать отличным катализатором обучения агентов обучения с подкреплением. Еще более захватывающим является тот факт, что, наблюдая за тем, как агенты ИИ воспроизводят опыт, мы можем получить новое представление о нашем собственном человеческом познании.
Оригинал. Перепечатано с разрешения.
Связанный:
- DeepMind открыл исходный код трех новых впечатляющих обучающих фреймворков с подкреплением
- Как DeepMind и Waymo используют эволюционную конкуренцию для обучения беспилотных транспортных средств
- Представляем IceCAPS: платформу Microsoft для расширенного моделирования диалогов
Воссоздание воображения и саморегуляции как средства развития математического мышления в инклюзивном образовании
Воссоздание воображения и саморегуляции как средств развития математического мышления в инклюзивном образовании
Полный текст (PDF)Сабирова Эльвира Геннадьевна 1 * , Зарипова Зульфия Федоровна 2 , Михайловский Михаил Николаевич 3 , Серебренникова Юлия Владимировна 4 9 0089 , Юлия Васильевна Торкунова 5 Буслаев Станислав Иванович 6
Подробнее
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, РОССИЯ 2 Альметьевский государственный нефтяной институт , Альметьевск, РОССИЯ 3 И.М. Сеченова Первый Московский Медицинский университет (Сеченовский университет), Москва, РОССИЯ 4 Амурский государственный гуманитарно-педагогический университет, Комсомольск-на-Амуре, РОССИЯ 5 Казанский государственный энергетический университет, Казань, РОССИЯ 6 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, РОССИЯ * Автор, ответственный за переписку
Реферат
Актуальность данной статьи определяется необходимостью изучения новых подходов к организации изучения математики в условиях инклюзивного образования, изучения рекреационного воображения, а также саморегуляции для развития умения обучающихся подробно объяснять свои действия. , самостоятельно находить и исправлять ошибки и тем самым развивать свое математическое мышление. Сегодня потребности общества в повышении качества современного образования наряду с возрастающим объемом информации, которую современные школьники должны постоянно обрабатывать, еще более обостряют проблему развития математического мышления. Цель исследования — изучить взаимосвязь воссоздающего воображения, психической саморегуляции и математического мышления у учащихся с умственной отсталостью. Методы исследования включали наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, психодиагностические тесты, диагностические задачи. Использовались также математические и статистические методы (коэффициент корреляции Пирсона, отражающий степень корреляции между изменениями двух переменных, где изменения одной из них соответствуют изменениям другой), а также интерпретационные методы. Результат исследования: в статье рассматривается взаимосвязь психической саморегуляции, воссоздания воображения и математического мышления у студентов с умственной отсталостью и подтверждается взаимосвязь этих процессов с использованием методов математической статистики в психологии. Также рассматривается комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие воссоздающего воображения, и предлагаются средства развития психической саморегуляции для дальнейшего развития математических способностей учащихся. Данные, полученные в данном исследовании, могут быть использованы в социальной психологии, педагогике, возрастной психологии, инклюзивном образовании, а также для дальнейшего теоретического развития этого направления и найти применение в широкой практике инклюзивного образования вместе со сложившейся и апробированной системой заданий. .
Ключевые слова
- инклюзивное образование
- математическое мышление
- математические способности
- воссоздание воображения
- саморегулирование
Лицензия
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.
Тип статьи: исследовательская статья
ЕВРАЗИЯ J Math Sci Tech Ed, 2020, Том 16, Выпуск 10, Номер статьи: em1890
https://doi.org/10.29333/ejmste/8501
Дата публикации: 01 сен 2020
Просмотры статьи: 1360
Загрузка статей: 718
Открытый доступ Рекомендации Как цитировать эту статьюАПА
Сабирова Е. Г., Зарипова З.Ф., Михайловский М.Н., Серебренникова Ю.В., Торкунова Ю.В., Буслаев С.И. (2020). Воссоздание воображения и саморегуляции как средства развития математического мышления в инклюзивном образовании. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 16 (10), em1890. https://doi.org/10.29333/ejmste/8501
Ванкувер
Сабирова Е.Г., Зарипова З.Ф., Михайловский М.Н., Серебренникова Ю.В., Торкунова Ю.В., Буслаев С.И. Воссоздание воображения и саморегуляции как средства развития математического мышления в инклюзивном образовании. ЕВРАЗИЯ J Math Sci Tech Ed. 2020;16(10):em1890. https://doi.org/10.29333/ejmste/8501
АМА
Сабирова Е.Г., Зарипова З.Ф., Михайловский М.Н., Серебренникова Ю.В., Торкунова Ю.В., Буслаев С.И. Воссоздание воображения и саморегуляции как средства развития математического мышления в инклюзивном образовании. ЕВРАЗИЯ J Math Sci Tech Ed . 2020;16(10), em1890. https://doi.org/10.29333/ejmste/8501
Чикаго
Сабирова, Эльвира Г.