14. Память. Виды памяти.
Память — познавательный (когнитивный) процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения, последнее включает в себя узнавание, воспоминание и припоминание.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют:
Двигательную, образную, эмоциональную, словесно-логическую (вербальную) память.
Образная память, в свою, очередь подразделяется в зависимости от ведущего анализатора:
зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний.
Иногда выделяются также: память на движения (моторная) и память на слова (вербальная).
По продолжительности закрепления и сохранения материала (или по установке на длительность сохранения) различают:
кратковременную, долговременную, оперативную.
Кратковременная память — это подсистема памяти, обеспечивающая непродолжительное удержание.
Оперативная память — это подсистема памяти, поддерживающая конкретные действия и операции во время их осуществления.
Долговременная память — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохранение умений и навыков. Характеризуется огромным объемом сохраняемой информации.
В зависимости от целей деятельности память подразделяется на:
произвольную и
непроизвольную.
Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение при отсутствии осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.
Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, направляемые сознательной целью запомнить и требующие волевого усилия.
По степени осмысления запоминаемого материала память бывает:
механическая и
смысловая.
Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.
Смысловая память предполагает установление и запоминание смысловых связей между понятиями.
15. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его восприятия.
16. Строение тела и психологические особенности человека. Конституция и темперамент в концепциях у. Шелдона, э. Кречмера
Во времена Э. Кречмера еще не было точного учения о конституции, основанного на строении тела, отсутствовали систематические исследования, разработанные в деталях.
Типы темперамента Э. Кречмера — классификация темпераментов на основе особенностей телосложения.
Кречмер действует, как бы копируя портреты 100 лиц одного типа на одной и той же бумаге, при этом совпадающие черты интенсивно усиливаются, не соответствующие друг другу затушевываются. Он описывает как типичные, лишь черты, усиливающиеся в средней величине. На материале Кречмера вряд ли возможно обнаружить такой тип в массовом количестве, без кропотливого предварительного упражнения глаза: скорее мы в каждом отдельном случае находим тип завуалированным гетерогенными «индивидуальными» чертами и местами затушеванным.
При описании типов Кречмер руководствуется не наиболее частыми, но наиболее яркими случаями, которые яснее всего изображают то общее и эмпирически констатируемое, что мы обычно видим в сглаженной форме
Под конституцией мы понимаем сумму всех индивидуальных свойств, которые покоятся на наследственности, т.е. заложены генотипически.
Основным положением типологии Э. Кречмера явилось положение о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Э. Кречмер разработал типологию телосложения, которая включает в себя астенический, атлетический и пикнический типы.
В соответствии с выделенными типами телосложения Э. Кречмер различает три типа темперамента: шизотимический, циклотимический и иксотимический.
У. Шелдон в собственных исследованиях пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», т.е. основных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга. Отличие классификации Шелдона в том, что классификация соматотипов производилась только на здоровых людях, а в основу классификации было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы и эктодермы.
Первый тип («эндоморфный», преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жиров.
Для второго («мезоморфного», преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из которого формируются скелет, мускулы) типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова.
Третий тип («эктоморфный», преимущественное развитие внешнего зародышевого слоя, из которого формируется нервная система и мозг, а внутренний и средний зародышевый слои развивались по минимуму, поэтому по минимуму развиты кости, мускулы, жировые прослойки) олицетворяет худой человек с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой.
Классификация психотипов Э. Керчмера:
«Астеник» -шизотимик– ему свойственно хрупкое, худое телосложение, высокий рост, уплощенная грудная клетка. Плечи – узкие, ноги – длинные и худые.
«Пикник» -циклотимик– это чрезмерно тучный, небольшого роста, с большим животом и круглой головой на короткой шее человек.
«Атлетик»иксотимик – для него характерны развитость мускулатуры, крепкое телосложение, средний и выше рост, широкие плечи, узкие бедра.
«Диспластик» – это человек с бесформенным, не пропорциональным строением тела. Для него характерны различные деформации и отклонения от нормы.
Все эти характеристики носят весьма условный характер, не учитываются половые различия, культурные и возрастные особенности. И что самое противоречивое – так это несовпадение количества конституционных типов построения тела – их 4, и типов темперамента – их всего 3!
1. «Щизотимик»
2.«Иксотимик»
3.«Циклотимик»
«Шизотимик» имеет аскетическое телосложение, он замкнут, уравновешен, упрям, склонен к колебаниям эмоций, для него затруднительны изменения установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению.
«Иксотимик» отличается атлетическим телосложением. Он спокоен, со сдержанной мимикой, мало впечатлительный, со слабой гибкостью мышления, обычно мелочный человек.
«Циклотимик» – имеет пикническое телосложение, склонен к противоположным перепадам настроений от печали до радости, легко контактирует с людьми, ему свойственны реалистические взгляды.
Такие выводы имеют под собой почву, основанную на наблюдениях, но не могут претендовать на достаточную точность выводов. Такую классификацию трудно назвать обоснованной уже потому, что нарушен принцип сопоставимости, что предполагает оценку различных типов по одним и тем же параметрам и желательно измеряемым.
Долговременная память: виды, диагностика, развитие
Что это такое? Долговременная память – банк наших знаний, полученных за всю жизнь. В этом хранилище навыки катания на велосипеде, воспоминания об отпуске в 2018 году, стихотворение Пушкина, выученное наизусть в седьмом классе. Но бывает так, что память начинает давать сбои, и вот уже с трудом вспоминается то, что было три дня назад.
Как развить? Не стоит отчаиваться и впадать во фрустрацию, нужно прокачивать свой банк знаний. Для этого достаточно выполнять простые упражнения, можно даже вместе со своим ребенком в паре – так будет веселее. Глазом не успеете моргнуть, как долговременная память заработает как прежде, а может еще лучше.
В статье рассказывается:
- Что такое долговременная память
- Виды долговременной памяти
- Причины нарушения долговременной памяти
- Симптомы сбоев в долговременной памяти
- Диагностика долговременной памяти
- Развитие долговременной памяти
- Способы повторения информации
-
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains
Что такое долговременная память
Под долговременной памятью понимают функции мозга, которые служат для кодирования и хранения длительное время практически неограниченных объемов различных данных, фактов и другой информации. Если говорить о воспоминаниях, то долговременная память хранит их многие годы.
Наличие данного механизма способствует безошибочному и самостоятельному выполнению обязанностей и дел, из которых складывается наш день. С этим типом памяти связана способность мозга накапливать и сохранять большое количество знаний, фактов, навыков и при необходимости доставать из своих хранилищ необходимое в данный момент воспоминание.
За поддержание этой комплексной способности в рабочем состоянии отвечают разные отделы головного мозга. Как известно, поражения мозга влияют на долговременную память. Но с этой проблемой можно справиться, используя специальные упражнения.
Виды долговременной памяти
Существующая классификация памяти в зависимости от длительности хранения информации разделяет ее на сенсорный, кратковременный, рабочий и долговременный типы. К видам долговременной памяти относят:
- Декларативную или эксплицитную,то есть такую, которая хранит информацию, воспроизводимую вербальным способом. Реализация таких способностей «поручена» промежуточному мозгу, медиальной височной доле и неокортексу. В свою очередь данный вид памяти делят на:
- Семантический подвид, отвечающий за наши представления об окружающем мире. Эти знания не получены в результате обучения. Они состоят из словарного запаса, академических сведений о каждой вещи, предмете или понятии. К примеру, мы имеем представление о яблоке как съедобном фрукте, растущем на соответствующем дереве, которое бывает желтым, зеленым или красным. Но вряд ли нам удастся соотнести эти знания с конкретным моментом их получения.
- Эпизодический подвид связан с воспоминаниями о происходивших с нами ситуациях и работает по принципу обучения. Сюда относятся все события жизни: мы помним, чем нас кормили вчера в гостях, где находится автобусная остановка, когда впервые были на море и т. п.
Виды долговременной памяти
- Недекларативную или иксплитицитную память, содержащую информацию, которая выражается невербальными средствами. Это такие «отпечатки», которые откладываются сами собой, через имплицитное обучение. Такая память лучше противостоит церебральным поражениям и меньше подвергается разрушению. Эти способности связаны с работой различных отделов мозга: неокортекса, миндалины, мозжечка и базальных ганглий. Данный подвид памяти подразделяется на:
- Процедурную, когда человек после многократного повторения запоминает все мускульные движения, и в нужное время они производятся автоматически. Сюда относятся такие навыки, как застегивание пуговиц, вращение педалей при езде на велосипеде, подбрасывание мяча, пользование компьютерной мышкой.
- Прайминг: здесь также имеется в виду предыдущая установка, которая помогает легко вспоминать подходящие по смыслу понятия. Память сразу выдает слова «животное» или «хищник», когда мы разговариваем о львах и тиграх.
- Классическое обусловливание: под этим подразумевается связь условного действия с реагированием на ранее полученный безусловный сигнал. К примеру, если прозвенел звонок (условный сигнал) и после этого на нас направили луч света (безусловный сигнал), то в следующий раз в ответ на трель звонка мы можем отреагировать, как на яркий свет, прикрыв глаза. Таким образом работает недекларативная память.
Причины нарушения долговременной памяти
Долговременная память мозга ухудшается под воздействием таких физиологических проблем, как:
- острая или хроническая интоксикация – отравление алкоголем, наркотиками, лекарственными препаратами или другими веществами;
- атеросклероз, инсульт, приведшие к нарушению мозгового кровообращения;
- развитие опухоли мозга;
- болезнь Альцгеймера;
- умственная отсталость в результате генетических трансформаций, патологии в период беременности.
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере
Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT
ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains
Безопасные и надежные программы для работы в наши дни
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 20264
Кроме того, память слабеет из-за нарушений психического свойства:
- длительных стрессов;
- невротических состояний;
- переутомления, проблем со сном;
- интенсивных эмоциональных, интеллектуальных нагрузок;
- психологических травм;
- депрессии.
Ухудшение долговременной памяти человека также связано с физическим и эмоциональным истощением.
Симптомы сбоев в долговременной памяти
Ниже приведем примеры нарушений, свидетельствующих о начавшихся проблемах с памятью:
- у человека трудности с запоминанием, он не может вспомнить дату события, выученное ранее стихотворение или слова песни;
- не получается восстановить последовательность событий прошлого – недавнего или из детства, юности, наблюдаются провалы памяти;
- путает участников событий, их действия, имена, сбой причинно-следственных связей;
- забывает привычный порядок действий, не может вспомнить, что хотел делать;
- заметно снижение интеллекта и ухудшение работоспособности;
- становится несобранным, не может долго концентрировать внимание на одном деле;
- не знает, что делать, теряется в привычной обстановке.
Процесс ухудшения характеристик долговременной памяти может развиваться в течение нескольких лет без явных симптомов, но бывает, что дают о себе знать сразу несколько признаков «сбоя программы».
Потеря памяти вызывает проблемы во всех сферах жизни личности. Родные и друзья не сразу понимают, что происходит с их близким человеком. Начинаются претензии от коллег и начальства из-за невнимательности, ошибок, снижения качества работы. Приступы амнезии, когда человек забывает, кто он, где живет, становятся причиной социальной дезадаптации.
Диагностика долговременной памяти
Состояние долговременной памяти можно определить с помощью различных тестовых методик.
Суть первого метода состоит в том, чтобы человек запомнил слова, не имеющие между собой логической связи. Каждому слову в списке соответствует номер. Для тестирования составляют два списка из 10 слов. Долговременная память детей возраста 6-12 лет проверяется с использованием одного списка. Ведущий может зачитать список вслух, но испытуемые при этом только слушают, ничего не записывая.
Взрослые могут прослушать слова 2-3 раза, дети 4-5 раз.
Примеры списков.
Диагностика долговременной памятиСписок №1:
- магия;
- кино;
- лодка;
- аптека;
- колесо;
- деньги;
- завтрак;
- серебро;
- циркач;
- мораль.
Только до 6.04
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:
Тест на определение компетенций
Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»
Инструкция по выходу из выгорания
Чтобы получить файл, укажите e-mail:
Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:
Уже скачали 7503
Список №2:
- роза;
- танцы;
- горы;
- письмо;
- треугольник;
- волшебство;
- эфир;
- любовь;
- скука;
- какао.
Прослушав или перечитав список слов несколько раз, испытуемые записывают то, что запомнили, на листочке и без подглядывания. Отлично, если удастся сохранить порядок слов. После этого испытуемым предлагается другое занятие. Через полчаса тест проходят повторно.
Следующие проверки проводят на другой день и затем через неделю, при этом список зачитывают или прослушивают один раз. Результат рассчитывают с помощью формулы: С = В : А х 100, в которой С соответствует коэффициенту долговременной памяти, В – количеству правильно записанных слов, А – их общему количеству.
Результат в пределах от 75 до 100 указывает на высокий уровень долговременной памяти, от 50 до 75 – это средние показатели, от 30 до 50 − низкий уровень, а цифры до 29 говорят об очень слабой долговременной памяти.
При втором варианте проверки памяти тестируемый должен пересказать текст с сохранением смысла. В целом эти техники похожи одна на другую. Ведущий раздает всем участникам листочки с текстами. В каждом тексте выделяют основные мысли, которые необходимо запомнить и воспроизвести в письменном виде.
Диагностика долговременной памятиДанную технику применяют для выявления нарушений долговременной памяти у людей с 13-летнего возраста. Для проверки используется та же формула, но здесь В показывает, сколько выделенных мыслей записано верно, А – сколько всего выделений.
Текстовый образец.
Каждый человек индивидуален и неповторим. Но ведь и про ветер можно сказать, что он проявляет свой характер в разные дни и времена года по-разному. Что такое ветер? Это движение воздушных масс, возникающее вследствие изменения температуры и давления в атмосфере планеты, которое мы чувствуем, как порывы, имеющие определенную силу.
Самый приятный по ощущениям – это легкий теплый ветерок, несущий прохладу в жаркий летний день. Особенно хорошо в этот момент идти по тропинке через луг к речке, касаясь ладонью цветущих ромашек и васильков. Бывает, что в некоторые дни сила ветра достигает штормовых показателей 18-20 м/с и может даже нести угрозу жизни. Во время смерча лучше спрятаться за крепкими стенами домов.
Осень приносит с собой непогоду, резкий сильный ветер с дождем, мокрым снегом. Он вырывает из рук зонтик, уносит шляпку, хлопает дверями, как разгневанный супруг. Но потом затихает, успокаивается, начинает играть опавшей листвой, словно котенок, для которого все может стать игрушкой. Вот и дорожки парка просохли, хватит плакать, пойдем гулять!
Развитие долговременной памяти
Хотя со временем долговременная память начинает слабеть, особенно если имеются генетические предпосылки, опускать руки не следует. Применяя специальные упражнения, можно выработать привычку лучше и быстрее запоминать то, что необходимо:
- Хорошо помогает метод, когда человек дополняет нужную информацию ассоциациями и образами. Образное мышление способствует лучшему «отпечатыванию» сведений.
- Для развития долговременной памяти важно полностью концентрировать внимание на том, что требуется запомнить. Иначе все данные просто улетучатся и не попадут в «отсек» памяти.
- Использование навыка разбивания большого информационного объема на небольшие куски. При таком способе сразу в голову приходят нужные ассоциации.
- Укрепление памяти тесно связано с режимом дня, правильным образом жизни, полноценным отдыхом. Ночной сон взрослого человека должен длиться не меньше шести или восьми часов.
- Для закрепления важной информации следует ее повторять через определенные промежутки времени. Такая активная методика позволит запоминать все больше нужных сведений.
Конечно, нельзя не упомянуть о таком важном моменте, как применение изученного в практических делах. Кроме того, полезно визуализировать действия, представляя их выполнение в виде фильма. Этот метод подходит к любому обучению.
Развитие долговременной памятиЧтобы механизм долговременной памяти служил эффективно и долго, можно обратиться к методу Цицерона. Здесь тоже речь идет о визуальной ассоциации. К примеру, когда нужно сходить за хлебом и молоком, можно представлять, что они лежат в холодильнике или на кухонном столе.
Чрезвычайно полезно заниматься развитием долговременной памяти у детей. Предложите ребенку сочинить небольшой рассказ, используя заданные слова. Или попросите выучить предложенный список слов, а спустя час проверьте, что он запомнил. Если упражнение вызвало трудности, просто повторите его еще раз, превратите тест в игру, которая понравится ребенку.
Способы повторения информации
При обучении профессии требуется запоминать много информации. Закрепить знания в памяти поможет способ, заключающийся в повторении через три дня, неделю, месяц и полгода.
Например, студентам рекомендуется за три дня до экзамена проделать следующее:
- прочитать изучаемую тему и сразу после этого повторить первый раз;
- второй раз вспомнить все, что прочитал, через 20 минут;
- третий − по истечении восьми часов;
- четвертый – на следующий день и желательно перед тем, как лечь спать.
Важный момент: в дни, когда будете заниматься повторением изучаемого предмета, в промежутках между этими повторениями нужно отвлекаться на другие дела: сходить прогуляться, приготовить еду, порисовать, убраться в комнате. Книги, Интернет, фильмы желательно исключить, чтобы усвоение материала было эффективным.
Изучение новых профессиональных навыков лучше совместить с отпуском, когда можно посвятить больше времени запоминанию, а не решению текущих задач, при этом хорошо высыпаться, находиться в спокойной домашней обстановке.
Удача сопутствует тем, кто стремится к самопознанию и расширению своих возможностей.
Продвижение блога — Генератор продаж
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Поделиться статьей
Как работает память – Психология
Память
OpenStaxCollege
[латексная страница]
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Обсудить три основные функции памяти
- Опишите три этапа хранения памяти
- Опишите и различите процедурную и декларативную память, а также семантическую и эпизодическую память
Память – это система обработки информации; поэтому мы часто сравниваем его с компьютером. Память — это набор процессов, используемых для кодирования, хранения и извлечения информации в течение различных периодов времени ([ссылка]).
Кодирование включает ввод информации в систему памяти. Хранение – это сохранение закодированной информации. Извлечение, или извлечение информации из памяти и обратно в осознание, — это третья функция.
Мы получаем информацию в наш мозг посредством процесса, называемого кодированием, который представляет собой ввод информации в систему памяти. Как только мы получаем сенсорную информацию из окружающей среды, наш мозг маркирует или кодирует ее. Мы организуем информацию с другой подобной информацией и связываем новые понятия с существующими понятиями. Кодирование информации происходит посредством автоматической обработки и обработки, требующей усилий.
Если кто-нибудь спросит вас, что вы ели сегодня на обед, скорее всего, вы легко вспомните эту информацию. Это называется автоматической обработкой или кодированием таких деталей, как время, пространство, частота и значение слов. Автоматическая обработка обычно выполняется без какого-либо сознательного осознания. Вспомнить, когда вы в последний раз готовились к тесту, — еще один пример автоматической обработки. Но как насчет фактического тестового материала, который вы изучали? Вероятно, вам потребовалось много работы и внимания, чтобы закодировать эту информацию. Это известно как трудоемкая обработка ([ссылка]).
Когда вы впервые осваиваете новые навыки, такие как вождение автомобиля, вы должны приложить усилия и внимание, чтобы закодировать информацию о том, как завести машину, как тормозить, как вести себя в повороте и так далее. Как только вы научитесь водить машину, вы сможете автоматически кодировать дополнительную информацию об этом навыке. (кредит: Роберт Коуз-Бейкер)
Каковы наиболее эффективные способы гарантировать, что важные воспоминания будут хорошо закодированы? Даже простое предложение легче вспомнить, когда оно осмысленно (Андерсон, 19 лет).84). Прочитайте следующие предложения (Bransford & McCarrell, 1974), затем отведите взгляд и сосчитайте в обратном порядке от 30 по три до нуля, а затем попытайтесь записать предложения (не заглядывая назад на эту страницу!).
- Записки были кислыми, потому что швы разошлись.
- Путешествие задержалось не потому, что бутылка разбилась.
- Стог сена был важен, потому что ткань порвалась.
Насколько хорошо ты справился? Сами по себе утверждения, которые вы записали, скорее всего, сбивали вас с толку и вам было трудно их вспомнить. Теперь попробуйте написать их снова, используя следующие подсказки: волынка, крещение корабля и парашютист. Затем сосчитайте в обратном порядке от 40 до четырех, а затем проверьте себя, насколько хорошо вы запомнили предложения на этот раз. Вы можете видеть, что предложения теперь намного лучше запоминаются, потому что каждое из предложений было помещено в контекст. Материал намного лучше кодируется, когда вы делаете его осмысленным.
Существует три типа кодирования. Кодирование слов и их значения известно как семантическое кодирование. Впервые это было продемонстрировано Уильямом Боусфилдом (1935) в эксперименте, в котором он просил людей запоминать слова. 60 слов были фактически разделены на 4 категории значения, хотя участники не знали об этом, потому что слова были представлены случайным образом. Когда их просили запомнить слова, они, как правило, вспоминали их по категориям, показывая, что обращали внимание на значения слов по мере их заучивания.
Визуальное кодирование — это кодирование изображений, а акустическое кодирование — это кодирование звуков, в частности слов. Чтобы увидеть, как работает визуальное кодирование, прочитайте этот список слов: машина, уровень, собака, правда, книга, значение . Если бы вас позже попросили вспомнить слова из этого списка, как вы думаете, какие из них вы, скорее всего, запомнили бы? Вам, вероятно, будет легче вспоминать слова машина, собака, и книга , и труднее вспоминать слова уровень, правда, и значение . Почему это? Потому что вы можете вспоминать образы (ментальные картинки) легче, чем одни только слова. Когда вы читаете слова , машина, собака, и , книга , вы создаете в уме образы этих вещей. Это конкретные, образные слова. С другой стороны, абстрактные слова, такие как уровень , правда, и значение , являются малообразными словами. Образные слова кодируются как визуально, так и семантически (Paivio, 1986), что укрепляет память.
Теперь обратимся к акустическому кодированию. Вы едете в своей машине и по радио звучит песня, которую вы не слышали как минимум 10 лет, но вы подпеваете, вспоминая каждое слово. В Соединенных Штатах дети часто учат алфавит с помощью песен и узнают количество дней в каждом месяце с помощью стишков: « Тридцать дней в сентябре / апреле, июне и ноябре; / У всех остальных тридцать один, / За исключением февраля, с двадцатью восемью ясными днями, / И двадцать девять в каждом високосном году». Эти уроки легко запомнить благодаря акустическому кодированию. Мы кодируем звуки, которые издают слова. Это одна из причин, почему многое из того, чему мы учим маленьких детей, делается с помощью песен, рифм и ритма.
Как вы думаете, какой из трех типов кодирования лучше всего запоминает словесную информацию? Несколько лет назад психологи Фергус Крейк и Эндел Талвинг (1975) провели серию экспериментов, чтобы выяснить это. Участникам были даны слова вместе с вопросами о них. Вопросы требовали от участников обработки слов на одном из трех уровней. Вопросы визуальной обработки включали такие вещи, как вопросы о шрифте букв. Вопросы акустической обработки спрашивали участников о звучании или рифмовке слов, а вопросы семантической обработки спрашивали участников о значении слов. После того, как участникам были представлены слова и вопросы, им было предложено неожиданное задание на припоминание или распознавание.
Слова, закодированные семантически, запоминались лучше, чем закодированные визуально или акустически. Семантическое кодирование предполагает более глубокий уровень обработки, чем более поверхностное визуальное или акустическое кодирование. Крейк и Талвинг пришли к выводу, что лучше всего мы обрабатываем вербальную информацию посредством семантического кодирования, особенно если мы применяем так называемый эффект самореференции. Эффект самореференции — это склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение (Rogers, Kuiper & Kirker, 19).77). Может ли семантическое кодирование быть полезным для вас, когда вы пытаетесь запомнить понятия из этой главы?
После того, как информация закодирована, мы должны как-то ее сохранить. Наш мозг берет закодированную информацию и помещает ее в хранилище. Хранение – это создание постоянной записи информации.
Чтобы память попала в хранилище (т. е. в долговременную память), она должна пройти три отдельных этапа: сенсорная память, кратковременная память и, наконец, долговременная память. Эти этапы были впервые предложены Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968). Их модель человеческой памяти ([ссылка]), называемая Аткинсоном-Шиффрином (А-Ш), основана на убеждении, что мы обрабатываем воспоминания так же, как компьютер обрабатывает информацию.
В соответствии с моделью памяти Аткинсона-Шиффрина информация проходит три этапа, прежде чем она будет сохранена в долговременной памяти.
Но A-S — это всего лишь одна из моделей памяти. Другие, такие как Baddeley и Hitch (1974), предложили модель, в которой кратковременная память сама по себе имеет разные формы. В этой модели хранение воспоминаний в кратковременной памяти похоже на открытие различных файлов на компьютере и добавление информации. Тип кратковременной памяти (или компьютерного файла) зависит от типа полученной информации. Существуют воспоминания в визуально-пространственной форме, а также воспоминания об устном или письменном материале, и они хранятся в трех краткосрочных системах: зрительно-пространственном блокноте, эпизодическом буфере и фонологической петле. Согласно Баддели и Хитчу, центральная исполнительная часть памяти контролирует или контролирует поток информации к трем краткосрочным системам и от них.
Сенсорная память
В модели Аткинсона-Шиффрина стимулы из окружающей среды сначала обрабатываются в сенсорной памяти: хранилище кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы. Это очень кратковременное хранение — до пары секунд. Нас постоянно бомбардируют сенсорной информацией. Мы не можем поглотить все это или даже большую часть. И большая часть из них никак не влияет на нашу жизнь. Например, во что был одет ваш профессор на последнем уроке? Пока профессор был одет подобающим образом, на самом деле не имеет значения, во что она была одета. Сенсорная информация о видах, звуках, запахах и даже текстурах, которую мы не рассматриваем как ценную информацию, мы отбрасываем. Если мы считаем что-то ценным, информация переместится в нашу систему кратковременной памяти.
Одно исследование сенсорной памяти изучало значение ценной информации для кратковременного хранения памяти. Дж. Р. Струп открыл феномен памяти в 1930-х годах: вам будет легче назвать цвет, если он напечатан в этом цвете, что называется эффектом Струпа. Другими словами, слово «красный» будет называться быстрее, независимо от цвета, в котором оно появляется, чем любое слово, окрашенное в красный цвет. Проведите эксперимент: назовите цвета слов, данных вам в [ссылка]. Не читайте слова, а называйте цвет, которым напечатано слово. Например, увидев слово «желтый» зеленым шрифтом, вы должны сказать «зеленый», а не «желтый». Этот эксперимент забавен, но не так прост, как кажется.
Эффект Струпа объясняет, почему нам трудно назвать цвет, когда слово и цвет слова различны.
Кратковременная память
Кратковременная память (КПМ) представляет собой систему временного хранения, которая обрабатывает входящую сенсорную память; иногда ее называют рабочей памятью. Кратковременная память берет информацию из сенсорной памяти и иногда связывает эту память с чем-то, что уже находится в долговременной памяти. Кратковременная память длится около 20 секунд. Джордж Миллер (1956) в своем исследовании объема памяти обнаружил, что большинство людей могут запомнить около 7 элементов в СТМ. Кто-то помнит 5, кто-то 9, поэтому он назвал емкость STM 7 плюс-минус 2.
Думайте о кратковременной памяти как об информации, отображаемой на экране вашего компьютера — в документе, электронной таблице или веб-странице. Затем информация из кратковременной памяти переходит в долговременную память (вы сохраняете ее на жесткий диск) или отбрасывается (вы удаляете документ или закрываете веб-браузер). Этот этап репетиции, сознательное повторение информации, которую нужно запомнить, для перемещения СТМ в долговременную память называется консолидацией памяти.
Вы можете задаться вопросом: «Сколько информации может обрабатывать наша память одновременно?» Чтобы изучить объем и продолжительность вашей кратковременной памяти, попросите партнера прочитать вам вслух цепочки случайных чисел ([ссылка]), начиная каждую строку со слов «Готов?» и заканчивая каждый, говоря «Вспомнить», после чего вы должны попытаться записать строку чисел по памяти.
Проработайте эту серию чисел, используя описанное выше упражнение на припоминание, чтобы определить самую длинную последовательность цифр, которую вы можете сохранить.
Обратите внимание на самую длинную строку, в которой вы получили правильный ряд. Для большинства людей это будет близко к 7, знаменитому Миллеру 7 плюс-минус 2. Припоминание несколько лучше для случайных чисел, чем для случайных букв (Jacobs, 1887), а также часто немного лучше для информации, которую мы слышим (акустическое кодирование). чем видеть (визуальное кодирование) (Андерсон, 1969).
Долговременная память
Долговременная память (LTM) — это непрерывное хранение информации. В отличие от кратковременной памяти, объем памяти LTM не имеет ограничений. Он включает в себя все, что вы можете вспомнить, что произошло более чем несколько минут назад, и все, что вы можете вспомнить, что произошло дни, недели и годы назад. В соответствии с аналогией с компьютером информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени. Не все долгосрочные воспоминания являются сильными воспоминаниями. Некоторые воспоминания можно вызвать только с помощью подсказок. Например, вы можете легко вспомнить факт («Какая столица Соединенных Штатов?») или процедуру («Как вы ездите на велосипеде?»), но вам может быть сложно вспомнить название ресторана, в котором вы обедали. когда вы были в отпуске во Франции прошлым летом. Подсказка, например, что ресторан был назван в честь его владельца, который рассказал вам о вашем общем увлечении футболом, может помочь вам вспомнить название ресторана.
Долговременная память делится на два типа: явную и неявную ([ссылка]). Понимание различных типов важно, потому что возраст человека или определенные типы травм или расстройств головного мозга могут оставить нетронутыми определенные типы LTM, но иметь катастрофические последствия для других типов. Явные воспоминания — это те воспоминания, которые мы сознательно пытаемся вспомнить и вспомнить. Например, если вы готовитесь к экзамену по химии, материал, который вы изучаете, будет частью вашей явной памяти. (Примечание: иногда, но не всегда, термины явная память и декларативная память используются взаимозаменяемо.)
Имплицитные воспоминания — это воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания. Это воспоминания, сформированные из поведения. Неявная память также называется недекларативной памятью.
Долговременная память состоит из двух компонентов: явного и неявного. Эксплицитная память включает эпизодическую и семантическую память. Имплицитная память включает в себя процедурную память и информацию, полученную в результате обусловливания.
Процедурная память — это тип имплицитной памяти: в ней хранится информация о том, как что-то делать. Это память на искусные действия, например, как чистить зубы, как водить машину, как плавать кролем (вольным стилем). Если вы учитесь плавать вольным стилем, вы практикуете гребок: как двигать руками, как поворачивать голову, чтобы чередовать дыхание из стороны в сторону, и как бить ногами. Вы будете практиковать это много раз, пока не станете в этом хороши. Как только вы научитесь плавать вольным стилем и ваше тело научится двигаться по воде, вы никогда не забудете, как плавать вольным стилем, даже если не плаваете пару десятков лет. Точно так же, если вы подарите опытному гитаристу гитару, даже если он давно не играл, он все равно сможет играть достаточно хорошо.
Декларативная память связана с хранением фактов и событий, с которыми мы столкнулись лично. Эксплицитная (декларативная) память состоит из двух частей: семантической памяти и эпизодической памяти. Семантический означает, что он имеет отношение к языку и знаниям о языке. Примером может служить вопрос «что означает аргументативный ?» В нашей семантической памяти хранятся знания о словах, понятиях, языковых знаниях и фактах. Например, в вашей семантической памяти хранятся ответы на следующие вопросы:
- Кто был первым президентом США?
- Что такое демократия?
- Какая самая длинная река в мире?
Эпизодическая память — это информация о событиях, которые мы пережили лично. Концепция эпизодической памяти впервые была предложена около 40 лет назад (Tulving, 1972). С тех пор Тулвинг и другие изучили научные данные и переформулировали теорию. В настоящее время ученые считают, что эпизодическая память — это память о событиях в определенных местах в определенное время, о том, что, где и когда произошло событие (Tulving, 2002). Это включает в себя припоминание визуальных образов, а также чувство знакомства (Hassabis & Maguire, 2007).
Можете ли вы вспомнить все, что вы когда-либо делали или говорили?
Эпизодические воспоминания также называют автобиографическими воспоминаниями. Давайте быстро проверим вашу автобиографическую память. Что ты был одет ровно пять лет назад сегодня? Что вы ели на обед 10 апреля 2009 года? Вероятно, вам будет трудно, если не невозможно, ответить на эти вопросы. Можете ли вы вспомнить каждое событие, которое вы пережили в течение своей жизни — приемы пищи, разговоры, выбор одежды, погодные условия и так далее? Скорее всего, никто из нас даже близко не смог бы ответить на эти вопросы; однако американская актриса Марилу Хеннер, наиболее известная по телешоу Такси, могу вспомнить. У нее потрясающая и превосходная автобиографическая память ([ссылка]).
Суперавтобиографическая память Мэрилу Хеннер известна как гипертимезия. (кредит: Марк Ричардсон)
Очень немногие люди могут вспоминать события таким образом; прямо сейчас только 12 известных людей обладают этой способностью, и лишь некоторые из них изучены (Parker, Cahill & McGaugh 2006). И хотя гипертимезия обычно проявляется в подростковом возрасте, у двоих детей в Соединенных Штатах, по-видимому, есть воспоминания задолго до своего десятого дня рождения.
Итак, вы приложили немало усилий, чтобы закодировать (посредством сложной обработки) и сохранить некоторую важную информацию для предстоящего выпускного экзамена. Как получить эту информацию обратно из хранилища, когда она вам понадобится? Акт извлечения информации из хранилища памяти и обратно в сознательное сознание известен как извлечение. Это похоже на поиск и открытие документа, который вы ранее сохранили на жестком диске вашего компьютера. Теперь он вернулся на ваш рабочий стол, и вы снова можете с ним работать. Наша способность извлекать информацию из долговременной памяти жизненно важна для нашего повседневного функционирования. Вы должны уметь извлекать информацию из памяти, чтобы делать все, от умения чистить волосы и зубы до вождения на работу и до знания того, как выполнять свою работу, когда вы туда доберетесь.
Существует три способа извлечения информации из вашей долговременной памяти: воспоминание, распознавание и повторное обучение. Воспоминание — это то, о чем мы чаще всего думаем, когда говорим о извлечении памяти: это означает, что вы можете получить доступ к информации без подсказок. Например, вы могли бы использовать отзыв для теста сочинения. Узнавание происходит, когда вы идентифицируете информацию, которую вы ранее узнали после повторного знакомства с ней. Он включает в себя процесс сравнения. Когда вы проходите тест с несколькими вариантами ответов, вы полагаетесь на узнавание, которое поможет вам выбрать правильный ответ. Вот еще один пример. Допустим, вы закончили школу 10 лет назад и вернулись в свой родной город на 10-летнюю встречу. Возможно, вы не сможете вспомнить всех своих одноклассников, но многих из них вы узнаете по их фотографиям в ежегоднике.
Третья форма поиска — это переобучение, и это только то, на что это похоже. Это включает в себя изучение информации, которую вы узнали ранее. Уитни изучала испанский язык в старшей школе, но после школы у нее не было возможности говорить по-испански. Уитни сейчас 31 год, и ее компания предложила ей возможность работать в их офисе в Мехико. Чтобы подготовиться, она записалась на курсы испанского языка в местном общественном центре. Она удивлена тем, как быстро она может освоить язык после того, как не говорила на нем 13 лет; это пример переучивания.
Память — это система или процесс, который хранит то, что мы изучаем, для будущего использования.
Наша память выполняет три основные функции: кодирование, хранение и извлечение информации. Кодирование — это процесс поступления информации в нашу систему памяти посредством автоматической или требующей усилий обработки. Хранение — это удержание информации, а извлечение — это акт извлечения информации из хранилища в сознательное осознание посредством припоминания, узнавания и повторного обучения. Идея о том, что информация обрабатывается через три системы памяти, называется моделью памяти Аткинсона-Шиффрина (А-Ш). Во-первых, стимулы окружающей среды попадают в нашу сенсорную память на период от менее секунды до нескольких секунд. Те стимулы, которые мы замечаем и на которые обращаем внимание, затем перемещаются в кратковременную память (также называемую рабочей памятью). Согласно модели A-S, если мы повторяем эту информацию, она перемещается в долговременную память для постоянного хранения. Другие модели, такие как модель Баддели и Хитча, предполагают, что между кратковременной и долговременной памятью существует больше петли обратной связи. Долговременная память имеет практически неограниченный объем памяти и делится на неявную и явную память. Наконец, извлечение — это акт извлечения воспоминаний из хранилища и обратно в сознательное сознание. Это делается посредством припоминания, узнавания и повторного обучения.
________ — это еще одно название кратковременной памяти.
- сенсорная память
- эпизодическая память
- рабочая память
- неявная память
C
Емкость долговременной памяти ________.
- один или два бита информации
- семь бит плюс-минус два
- ограниченный
- практически безграничный
D
Три функции памяти ________.
- автоматическая обработка, трудоемкая обработка и хранение
- кодирование, обработка и хранение
- автоматическая обработка, трудоемкая обработка и поиск
- кодирование, хранение и поиск
Д
Сравните неявную и явную память.
Оба являются типами долговременной памяти. Явные воспоминания — это воспоминания, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить. Эксплицитная память также называется декларативной памятью и подразделяется на эпизодическую память (события жизни) и семантическую память (слова, идеи и понятия). Имплицитные воспоминания — это воспоминания, не являющиеся частью нашего сознания; это воспоминания, сформированные из поведения. Имплицитная память также называется недекларативной памятью и включает в себя процедурную память, а также вещи, усвоенные с помощью классического обусловливания.
Согласно модели Аткинсона-Шиффрина, назовите и опишите три стадии памяти.
Согласно модели Аткинсона-Шиффрина память обрабатывается в три этапа. Первая сенсорная память; это очень кратко: 1-2 секунды. Все, на что не обращают внимания, игнорируется. Стимулы, на которые мы обращаем внимание, затем перемещаются в нашу кратковременную память. Кратковременная память может хранить примерно 7 бит информации в течение примерно 20 секунд. Информация здесь либо забывается, либо кодируется в долговременную память в процессе повторения. Долговременная память — это постоянное хранилище информации, ее емкость практически не ограничена.
Сравните два способа кодирования информации.
Информация кодируется посредством автоматической или принудительной обработки. Автоматическая обработка относится ко всей информации, которая поступает в долговременную память без сознательных усилий. Сюда входят такие вещи, как время, пространство и частота — например, ваша способность вспомнить, что вы ели сегодня на завтрак, или тот факт, что вы помните, что дважды на этой неделе встречали своего лучшего друга в супермаркете. Усиленная обработка относится к кодированию информации посредством сознательного внимания и усилий. Материал, который вы изучаете для теста, требует усердной обработки.
Опишите то, чему вы научились, что теперь находится в вашей процедурной памяти. Обсудите, как вы узнали эту информацию.
Опишите что-то, чему вы научились в старшей школе и что теперь хранится в вашей семантической памяти.
Глоссарий
- акустическое кодирование
- ввод звуков, слов и музыки
- Модель Аткинсона-Шиффрина (A-S) Модель памяти
- , в которой говорится, что мы обрабатываем информацию через три системы: сенсорную память, кратковременную память и долговременную память
- автоматическая обработка
- кодирование информационных деталей, таких как время, пространство, частота и значение слов
- декларативная память
- тип долговременной памяти о фактах и событиях, которые мы переживаем лично
- трудоемкая обработка
- кодирование информации, требующее усилий и внимания
- кодирование
- ввод информации в систему памяти
- эпизодическая память
- тип декларативной памяти, который содержит информацию о событиях, которые мы лично пережили, также известный как автобиографическая память
- явная память
- воспоминания, которые мы сознательно пытаемся запомнить и вспомнить
- неявная память
- воспоминания, которые не являются частью нашего сознания
- долговременная память (LTM)
- непрерывное хранение информации
- память
- система или процесс, сохраняющий то, что мы изучаем, для использования в будущем
- консолидация памяти
- активная репетиция для перемещения информации из кратковременной памяти в долговременную
- процедурная память
- тип долговременной памяти для совершения квалифицированных действий, например, как чистить зубы, как водить машину и как плавать
- отзыв
- доступ к информации без подсказок
- распознавание
- идентификация ранее изученной информации после повторной встречи с ней, обычно в ответ на сигнал
- репетиция
- сознательное повторение информации для запоминания
- переобучение
- изучение информации, которая была изучена ранее
- поиск
- действие по извлечению информации из долговременной памяти и обратно в сознание
- эффект самореференции
- склонность человека лучше запоминать информацию, относящуюся к нему самому, по сравнению с материалом, имеющим меньшее личное значение
- семантическое кодирование
- ввод слов и их значение
- семантическая память
- тип декларативной памяти о словах, понятиях и языковых знаниях и фактах
- сенсорная память
- хранение кратких сенсорных событий, таких как образы, звуки и вкусы
- кратковременная память (СТМ)
- (также рабочая память) содержит около семи битов информации до того, как она будет забыта или сохранена, а также информация, которая была извлечена и используется
- хранение
- создание постоянной записи информации
- визуальное кодирование
- ввод изображений
Введение в память | безграничная психология |
Память — это способность воспринимать информацию, кодировать ее, сохранять и извлекать в более позднее время.
Цели обучения
Обобщите, какие типы памяти необходимы для какой стадии процесса хранения памяти
Ключевые выводы
Ключевые моменты
- Три основных этапа памяти — это кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом из этих этапов.
- Тремя основными формами хранения памяти являются сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
- Сенсорная память не контролируется сознательно; это позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия исходного стимула.
- Кратковременная память длится очень короткое время и может хранить только 7 +/- 2 фрагмента информации одновременно.
- Долгосрочное хранилище может содержать неопределенно большое количество информации и может длиться очень долго.
- Имплицитная и явная память — это два разных типа долговременной памяти. Имплицитные воспоминания связаны с сенсорным и автоматическим поведением, а явные воспоминания связаны с информацией, эпизодами или событиями.
Ключевые термины
- память : Способность организма записывать информацию о вещах или событиях с возможностью вспоминать их позже по желанию.
- репетиция : Повторение элемента в кратковременной памяти для его сохранения в долговременной памяти.
Память – это способность воспринимать информацию, сохранять ее и вспоминать позже. В психологии память разбивается на три этапа: кодирование, хранение и извлечение.
Стадии памяти : Три стадии памяти: кодирование, хранение и извлечение. Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса.
Процесс памяти
- Кодирование (или регистрация): процесс получения, обработки и объединения информации. Кодирование позволяет информации из внешнего мира достигать наших органов чувств в виде химических и физических раздражителей. На этом первом этапе мы должны изменить информацию, чтобы мы могли использовать память в процессе кодирования.
- Хранение: создание постоянной записи закодированной информации. Хранение — это второй этап памяти или процесс, в котором мы храним информацию в течение определенного периода времени.
- Воспроизведение (или воспроизведение, или распознавание): возврат сохраненной информации в ответ на какой-либо сигнал для использования в процессе или деятельности. Третий процесс — это поиск информации, которую мы сохранили. Мы должны найти его и вернуть в наше сознание. Некоторые попытки поиска могут быть легкими из-за типа информации.
Проблемы могут возникнуть на любом этапе процесса, что может привести к чему угодно, от забывчивости до амнезии. Отвлечение может помешать нам изначально кодировать информацию; информация может храниться неправильно или может не перемещаться из краткосрочного в долгосрочное хранилище; и/или мы не сможем получить информацию после ее сохранения.
Типы памяти
Сенсорная память
Сенсорная память позволяет людям сохранять впечатления от сенсорной информации после прекращения действия первоначального стимула. Одним из наиболее распространенных примеров сенсорной памяти являются быстро движущиеся огни в темноте: если вы когда-нибудь зажигали бенгальский огонь на Четвертое июля или наблюдали за движением транспорта ночью, свет, кажется, оставляет след. Это происходит из-за «знаковой памяти», визуального сенсорного хранилища. Широко изучались два других типа сенсорной памяти: эхоическая память (слуховая сенсорная память) и тактильная память (тактильная сенсорная память). Сенсорная память не участвует в высших когнитивных функциях, таких как кратковременная и долговременная память; это не контролируется сознательно. Роль сенсорной памяти состоит в том, чтобы обеспечить подробное представление всего нашего сенсорного опыта, для которого соответствующие фрагменты информации извлекаются кратковременной памятью и обрабатываются рабочей памятью.
Кратковременная память
Кратковременная память также известна как рабочая память . Он содержит всего несколько предметов (исследования показывают диапазон 7 +/- 2 предмета) и длится всего около 20 секунд. Однако элементы можно перемещать из кратковременной памяти в долговременную с помощью таких процессов, как репетиция . Примером репетиции является случай, когда кто-то устно дает вам номер телефона, и вы повторяете его про себя до тех пор, пока не сможете его записать. Если кто-то прерывает вашу репетицию, задавая вопрос, вы можете легко забыть номер, так как он хранится только в вашей кратковременной памяти.
Долговременная память
Долгосрочные воспоминания — это все воспоминания, которые мы храним в течение периодов времени, превышающих несколько секунд; долговременная память охватывает все, от того, что мы выучили в первом классе, до наших старых адресов и того, во что мы вчера ходили на работу. Долговременная память обладает невероятно большой емкостью, и некоторые воспоминания могут длиться с момента их создания до самой смерти.
Существует множество типов долговременной памяти. Явный или декларативный 9Память 0054 требует сознательного вызова; он состоит из информации, которая сознательно сохраняется или извлекается.