18. Патогенная дезадаптация и ее характеристика
ДЕЗАДАПТАЦИЯ — какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнем дезорганизации функциональных систем организма. В зависимости от характера функционирования, выделяют две формы дезадаптации:
— непатологическая: поддержание гомеостаза возможно при режиме усиленного, но «нормального» физиологического функционирования;
— патологическая: поддержание гомеостаза возможно только при переходе к патологическому функционированию.
В отношении к человеку применимы категории психической, психологической и социальной дезадаптации. Объективные проявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные — широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов. Личностнаядезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случае невозможности реализации базовых ценностных установок.
Патогеннаядезадаптация– вид дезадаптации, вызванный заболеваниями, которые сдерживают процессы накопления социального опыта и препятствуют адаптации человека в обществе.
К категориям дезадаптированных людей в рамках данного вида дезадаптации можно отнести инвалидов; людей, имеющих хронические заболевания; людей с ослабленным соматическим здоровьем; психически больных людей и т.п.
Патогеннаядезадаптациявызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы.
Патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер :
Психозы;
Психопатии;
Органические поражения головного мозга;
Отставания в умственном развитии;
Дефекты анализаторов, в основе которых серьезные органические повреждения.
Выделяют, также, так называемую, психогенную дезадаптацию, которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией, закреплению устойчивых психопатических и патопсихологических проявлений. К ней относятся:
Фобии;
Навязчивые дурные привычки;
Энурез и т.д.
В данном случае в качестве необходимых превентивных мер выступают меры медико-педагогического оздоровительно-реабилитационного характера, которые должны осуществляться как в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях (детсадах, школах), так и в специальных лечебно-воспитательных реабилитационных учреждениях.
Под психосоциальными факторами, как правило, подразумевают набор социальных и психологических характеристик, имеющих отношение к здоровью индивида. Многочисленные исследования в данном направлении не объединены какой-либо концептуальной позицией, а конкретный перечень характеристик (личность, ситуация на работе, ситуация в семье, общественные связи, межличностное поведение, поведение в ситуации конфликта) определяется контекстом проводимого исследования и может охватывать широкий диапазон сфер функционирования индивида.
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усилием социальной отчужденности среди молодежи, все большим распространением в детской среде саморазрущающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей
под категорией «дети группы риска» понимаются дети, имеющие различные дефекты социализации, появляющиеся в асоциальных формах поведения и девиантных действиях
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды
Дети, как особая возрастная категория людей с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на период детства приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личность.
Однако в связи с динамическим характером процесса социализации возможны различные результаты. Часть детей, на которых воздействует в процессе социализации неблагоприятные условия, приобретает асоциальные формы поведения и привычки. Данную категорию детей современные исследователи относят к категории неблагополучных
В настоящее время сложились две модели психологической помощи и адаптации детей группы риска.
Первая модель связана с деятельностью одного психолога и наличием социального педагога, логопеда, дефектолога, врача. Такая служба по своей сути является междисциплинарной, разносторонней. Она требует координации деятельности специалистов. Модель психологической службы, представленной в виде такой команды, можно описать как первый уровень оказания психолого-медико-социальной и педагогической помощи и поддержки детям и персоналу непосредственно в учреждении. Это позволит работать всему педагогическому коллективу в едином русле, решать поставленные задачи сообща.
Вторая модель психологической службы в учреждениях образования ориентирована на деятельность не одного психолога, а команды психологов.
Можно говорить о трех стратегиях в психологической службе учреждений социально-педагогической помощи детям и подросткам.
Первая стратегия – деятельность психолога, активно включенного во все проблемы учреждения; его работа охватывает все субъекты во всех видах и формах деятельности учреждения.
Вторая стратегия – психолог работает в составе команды психологов и выполняет свою работу через профилактическую (пропедевтическую) деятельность совместно с персоналом учреждения, с детьми и родителями.
Третья стратегия – психолог выступает роли эксперта, являясь при этом одним из звеньев управления образования или социальной защиты ребенка (то есть управленческого уровня). Направляет деятельность психологов учреждения, заботясь о повышении специалистов, разработка их методического и практического уровня (приглашение специалистов, разработка отдельных программ работы с детьми, персоналом, повешение квалификации и т.д.).
Помимо психолога, активную роль в процессе социально – педагогической поддержки детей группы риска играет социальный педагог.
Методические рекомендации по проведению мероприятий профилактике поведенческих дезадаптаций
Скачать 0,76 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 98
- Навигация по данной странице:
- Методические рекомендации по проведению мероприятий профилактике поведенческих дезадаптаций детей и подростков Методическое пособие
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся с психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования г. Жиздра Жиздринского района Калужской области Методические рекомендации по проведению мероприятий профилактике поведенческих дезадаптаций детей и подростков Методическое пособие в помощь образовательному учреждению Калуга, 2008 Содержание
2. Особенности социально-психологической дезадаптации детей в школе 3. Диагностические признаки социальной дезадаптации 4. Референтные и ценностные ориентации социально дезадаптированных подростков 5. Психолого-педагогическая поддержка социально дезадаптированных несовершеннолетних 6. Общие концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей 7. Организация индивидуальной работы по профилактике правонарушений в условиях общеобразовательного учреждения 8. Методика работы с безнадзорными и беспризорными детьми 9.Методика формирования основ правовой культуры школьников
Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 ЛИТЕРАТУРА Введение
Речь идет о детях, имеющих повышенный риск развития дезадаптивных форм нарушения поведения. Неблагополучная родительская семья, в которой происходит ранняя социализация ребенка, закладывает основу будущего социального и биологического неблагополучия ребенка, начиная с первых дней жизни. Образ жизни родителей в таких семьях, семейное неблагополучие является одной из главных причин, влияющих на несовершеннолетних, на безнадзорность детей и подростков. В связи с этим, большое значение имеет своевременное выявление детей с асоциальным поведением и повышение эффективности работы по профилактике правонарушений. Пособие является методической помощью в организации профилактической работы по предупреждению дезадаптивного поведения детей и подростков. Представленные материалы позволяют составить общее представление о дезадаптивном поведении детей, его диагностике, коррекции и психопрофилактике. Предназначено для педагогов, психологов, представителей администрации образовательных учреждений. Каталог: pasport -> files Скачать 0,76 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 98
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Инъекция аллопрегнанолона вызвала нейроповеденческие изменения у новорожденного жеребенка: является ли это ключом к патогенезу синдрома неонатальной дезадаптации?
. 2012 февраль;(41):109-12.
doi: 10.1111/j.2042-3306.2011.00504.x.
Дж. Э. Мэдиган 1 , E F Haggettt, K J Pickles, A Conley, S Stanley, B Moeller, B Toth, M Aleman
Принадлежности
принадлежность
- 1 Кафедра медицины и эпидемиологии, Школа ветеринарной медицины, Калифорнийский университет, Дэвис, США.
- PMID: 22594038
- DOI: 10.1111/ж.2042-3306.2011.00504.х
Дж. Э. Мэдиган и соавт. Ветеринар по лошадям J Suppl. 2012 9 февраля0003
. 2012 февраль;(41):109-12.
doi: 10.1111/j.2042-3306.2011.00504.x.
Авторы
Дж. Э. Мэдиган 1 , Э. Ф. Хаггетт, К. Дж. Пиклз, А. Конли, С. Стэнли, Б. Меллер, Б. Тот, М. Алеман
принадлежность
- 1 Кафедра медицины и эпидемиологии, Школа ветеринарной медицины, Калифорнийский университет, Дэвис, США.
- PMID: 22594038
- DOI: 10.1111/ж.2042-3306.2011.00504.х
Абстрактный
Причины проведения исследования: Сообщалось о повышении концентрации прогестагена в плазме у жеребят с синдромом неонатальной дезадаптации (СНД). Эти стероиды могут преодолевать гематоэнцефалический барьер и оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.
Цели: Оценить, вызовет ли инфузия производного прогестерона (аллопрегнанолона) у здорового новорожденного жеребенка клинические признаки, совместимые с ЗНС.
Методы: Здоровому новорожденному жеребенку от здоровой кобылы с нормальной беременностью (продолжительность, отсутствие осложнений), родами и плацентой вводили аллопрегнанолон для наблюдения за его нейроповеденческими эффектами. Гепаринизированные образцы крови собирали до и после инфузии для определения различных концентраций прогестагена с помощью жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. Второму здоровому новорожденному жеребенку вводили этанол и физиологический раствор для сравнения клинических наблюдений.
Полученные результаты: Введение аллопрегнанолона приводило к оглушению, отсутствию привязанности к кобыле и снижению реакции на внешние раздражители. Эти эффекты были кратковременными и ассоциировались с измеримыми концентрациями прогестагенов.
Выводы и потенциальная значимость: Введение стероидного метаболита здоровому новорожденному жеребенку приводило к нейроповеденческим изменениям, сходным с теми, которые наблюдались у жеребят с ЗНС. Эти данные свидетельствуют о том, что повышенные концентрации прогестагена могут быть причиной некоторых поведенческих изменений, наблюдаемых у жеребят с ЗНС.
Похожие статьи
Аномальные нейроактивные производные прогестагена в плазме у больных новорожденных жеребят, поступивших в отделение интенсивной терапии новорожденных.
Алеман М., Пиклз К.Дж., Конли А.Дж., Стэнли С., Хаггетт Э., Тот Б., Мэдиган Дж.Э. Алеман М. и др. Equine Vet J. 2013 Nov;45(6):661-5. doi: 10. 1111/evj.12065. Epub 2013 22 апр. Ветеринар по лошадям Дж. 2013. PMID: 23600660
Ультрасонографическая оценка атланто-затылочного пространства у здоровых чистокровных жеребят и чистокровных жеребят с синдромом неонатальной дезадаптации.
Маккензи С.Дж., Хаггетт Э.Ф., Пинчбек Г.Л., Марр С.М. Маккензи CJ и др. Вет Дж. 2017 май; 223:55-59. doi: 10.1016/j.tvjl.2017.04.002. Эпаб 2017 2 мая. Вет Дж. 2017. PMID: 28671073
Центральная нервная система новорожденных лошадей: развитие и заболевания.
Теннент-Браун Б.С., Моррис А.В., Рид С. Теннент-Браун Б.С. и соавт. Vet Clin North Am Equine Pract. 2015 Декабрь; 31 (3): 587-600. doi: 10.1016/j.cveq.2015.08.002. Vet Clin North Am Equine Pract. 2015. PMID: 26612749 Обзор.
Нейропатологические изменения, связанные с синдромом неонатальной дезадаптации у чистокровного жеребенка.
Палмер AC, Россдейл, округ Колумбия. Палмер А.С. и соавт. рез. вет. 1976 г., май; 20 (3): 267–75. рез. вет. 1976 год. PMID: 935662
Клиническая картина нарушений созревания плода у лошадей.
Россдейл, полицейский участок. Россдейл, полиция. Ветеринар по лошадям J Suppl. 1993 апр;(14):3-7. doi: 10.1111/j.2042-3306.1993.tb04800.x. Ветеринар по лошадям J Suppl. 1993. PMID: 9079128 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Исследование NGF и VEGF в перинатальном периоде лошадей, часть 2: жеребята, пораженные неонатальной энцефалопатией.
Эллеро Н., Ланчи А., Бальдассарро В.А., Аластра Г., Мариэлла Дж., Ческатти М., Кастаньетти С., Джардино Л. Эллеро Н. и др. Ветеринарная наука. 2022 26 августа; 9 (9): 459. doi: 10.3390/vetsci9090459. Ветеринарная наука. 2022. PMID: 36136675 Бесплатная статья ЧВК.
Динамика андрогенов у здоровых и госпитализированных новорожденных жеребят.
Swink JM, Rings LM, Snyder HA, McAuley RC, Burns TA, Dembek KA, Gilsenan WF, Browne N, Toribio RE. Суинк Дж. М. и соавт. J Vet Intern Med. 2021 Январь; 35 (1): 538-549. дои: 10.1111/jvim.15974. Epub 2020 5 декабря. J Vet Intern Med. 2021. PMID: 33277956 Бесплатная статья ЧВК.
Предшественники стероидов, стероиды, нейроактивные стероиды и концентрации нейростероидов в сыворотке и слюне здоровых новорожденных телок голштинской породы.
Алеман М., Чигерве М., Варга А., Мадиган Дж. Э. Алеман М. и др. J Vet Intern Med. 2020 ноябрь;34(6):2767-2775. дои: 10.1111/jvim.15957. Epub 2020 17 ноября. J Vet Intern Med. 2020. PMID: 33201530 Бесплатная статья ЧВК.
Концентрация в плазме предшественников стероидов, стероидов, нейроактивных стероидов и нейростероидов у здоровых новорожденных жеребят от рождения до 7-дневного возраста.
Алеман М., МакКью П.М., Чигерве М., Мэдиган Дж.Э. Алеман М. и др. J Vet Intern Med. 2019 сен; 33 (5): 2286-2293. дои: 10.1111/jvim.15618. Epub 2019 5 сентября. J Vet Intern Med. 2019. PMID: 31489708 Бесплатная статья ЧВК.
Опрос ветеринаров, использующих новую процедуру физического сжатия при лечении синдрома неонатальной дезадаптации у жеребят.
Алеман М., Вейх К.М., Мэдиган Дж.Е. Алеман М. и др. Животные (Базель). 2017 5 сентября; 7 (9): 69. дои: 10.3390/ani70
. Животные (Базель). 2017. PMID: 28872596 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
вещества
[Исследования синдрома профессиональной дезадаптации (Часть 2). В отношении взаимосвязи между психофизиологическими признаками и клиническими особенностями]
. 1985 янв.; 27(1):3-15.
дои: 10.1539/joh2959.27.3.
[Статья в японский]
M Нацумэ, Y Охта, O Fujimoto, H Nan’no, H Asao, H Fujii
- PMID: 4057674
- DOI: 10. 1539/joh2959.27.3
[Статья в японский]
M Natsume et al. Сангё Игаку. 1985 Январь
. 1985 янв.; 27(1):3-15.
дои: 10.1539/joh2959.27.3.
Авторы
М. Нацумэ, Ю. Охта, О. Фуджимото, Х. Нано, Х. Асао, Х. Фуджи
- PMID: 4057674
- DOI: 10.1539/joh2959.27.3
Абстрактный
В предыдущем отчете (Natsume et al., Jpn. J. Ind. Health, Vol. 24) о синдроме профессиональной дезадаптации (O. M.A.S.) на основании клинических данных мы классифицировали пациентов с O.M.A.S. на 5 подкатегорий; стержень, отсев, переходная реакция, специальная служебная дезадаптация и др. Основные и выпадающие типы типичны для O.M.A.S. Чтобы проверить нашу гипотезу о клиническом и психофизиологическом характере пациентов с O.M.A.S., 39субъектов (25 основных и 14 выпадающих) обследовали полиграфическими методами, такими как ЭЭГ, ЭМГ лицевых мышц и электроокулограмма, и результаты сравнивали с результатами 16 нормальных субъектов. Нас особенно интересовало их поведение при ментальной арифметике и в состоянии покоя. Результаты резюмированы следующим образом: в покое у пациентов характерны менее частые нерегулярные быстрые движения глаз (особенно «r-типа») и меньшие амплитуды мышцы, сморщивающей бровь, по сравнению с нормой. При ментальной арифметике эти два показателя проявляли большую тенденцию к увеличению у стержневого типа, чем у нормальных, но оставались неизменными у выбывающей группы. У испытуемых основного типа повышенный уровень этих показателей сохранялся кратковременно после арифметических занятий. Мы обсуждаем взаимосвязь между клиническим характером двух типов и приведенными выше результатами. Мы считаем, что психофизиологический характер обоих типов может играть важную роль в патогенетическом механизме СОАС.
Похожие статьи
[Исследования синдрома профессиональной дезадаптации. Применительно к обзору обследований, этиологических факторов и лечения.
Нацумэ М., Охта Ю., Фуджи Х., Асао Х. Нацумэ М. и др. Сангё Игаку. 1982 Сентябрь; 24 (5): 455-64. дои: 10.1539/joh2959.24.455. Сангё Игаку. 1982. PMID: 7154389 Японский язык.
[Исследования синдрома профессиональной дезадаптации. (Часть 3). В отношении терапевтической системы синдрома ОМА и роли промышленного врача.
Нацумэ М., Охта Ю. , Кога Т., Нано Х., Асао Х., Фуджи Х. Нацумэ М. и др. Сангё Игаку. 1986 г., май; 28 (3): 160-9. дои: 10.1539/joh2959.28.160. Сангё Игаку. 1986 год. PMID: 3773294 Японский язык.
Бета- и гамма-мощность ЭЭГ при сравнении некоторых психофизиологических состояний с нормальной и ослабленной электромиограммами лицевых мышц.
Бойцова Ю.А., Данко С.Г., Медведев С.В. Бойцова Ю.А., и соавт. Физиол человека. 2016 ноябрь;42(6):5-17. Физиол человека. 2016. PMID: 29932523 Русский.
ЭМГ и реакции сердечно-сосудистой системы на эмоционально провокационные фотографии и текст.
Ливси Младший, Портер Т. Ливси Дж. Р. и др. Навыки восприятия. 1994 г., август 79 (1 часть 2): 579–94. doi: 10.