Что такое паттерн поведения в психологии простыми словами с примерами
Кто из нас не рассматривал затейливые рисунки на обоях, стенах, тканях. Если ты умеешь вязать, то понятие раппорт тебе хорошо знакомо: это один и тот же рисунок, который повторяется в изделии много раз через определённые промежутки. Впрочем, само вязанное изделие состоит из многих петель.
Фото автора Katie E: Pexels
Проследи за своим дыханием: вдох следует за выдохом. Это повторяется автоматически. Ты не задумываешься об этих действиях. Если задаться целью, и отследить своё поведение в течении дня, можно заметь:
- повторяющиеся действия, доведённые да автоматизма,
- слова, их называют «паразитами», которые ты повторяешь в разных ситуациях, и не замечаешь этого;
- эмоции, возникающие в ответ на внешние воздействия.
В этой статье:
Определение понятия паттернаОсновные свойства паттернаКлассификация паттерновТочка отсчётаСущество привычкиХорошо и плохоПаттерны в общенииКак изменить паттернПаттерны в психологии
Новости СМИ2
Определение понятия паттерна
Всё это имеет название – паттерн. Паттерн, в дословном переводе с английского языка, имеет значение – узор, шаблон, схема, модель, образец. Синонимом понятия паттерна можно определить – регулярность.
Если объединить, то получается, что паттерн – схема или модель, повторяющаяся автоматически, благодаря которой выявляются закономерности в природе, обществе, восприятии и поведении человека. Паттерн в психологии – это набор поведенческих реакций или устойчивая последовательность действий, а также объединение сенсорных стимулов, возникающих для характеристики определённых внешних объектов.
Основные свойства паттерна
Паттерны встречаются в любой области деятельности, и ты постоянно имеешь с ними дело в своей повседневной жизни. Паттерны обладают определёнными свойствами, по которым из можно легко распознать:
- постоянное устойчивое повторение;
- бессознательная природа проявления, определяющаяся чётким алгоритмом, который сложно откорректировать;
- полное или частичное проявление алгоритма повторения.
Если повторение не полное, то оно носит название кода, и служит пусковым механизмом для исполнения всей схемы паттерна. Метод кодирования широко используется в психологии для коррекции психологических реакций на разные виды внешних раздражителей;
- в психологии различные паттерны редко существуют в отдельности друг от друга. Начальной точкой считается врождённый паттерн, на который накладываются другие схемы в процессе приобретения соответствующего жизненного опыта. Таким образом образуются стереотипы поведения, привычки, которые, неизбежно, влияют на формирование характера человека и его образ жизни;
- постоянное развитие и образование новых видов паттернов. Алгоритмы паттернов могут меняться по мере приобретения тобой соответствующего жизненного опыта. Примером такой трансформации паттерна может служить изменение типа твоего поведения, когда ты начинаешь жить с кем-то в паре. Холостяцкие привычки, некоторое время, проявляются очень ярко, но, со временем, они заменяются на новые виды поведения.
Что такое паттерн поведения в психологии?
Классификация паттернов
В области психологии, поведенческие паттерны имеют свою классификацию. Выделяются:
- врождённые или наследственные;
- приобретённые или творческие;
- позитивные или комфортные;
- негативные или ошибочные;
- социальные и индивидуальные;
- коммуникативные.
Каждый из этих классов, в свою очередь, делится по месту и качеству своего проявления. Рассмотрим подробнее на примерах основные виды паттернов в психологии.
Точка отсчёта
Врождённые или наследственные паттерны являются отправной точкой для формирования и развития других поведенческих шаблонов, которое возникают в процессе взросления и развития человека. Они отличаются самой устойчивой природой проявления. К этому виду относятся любые типы физиологических процессов в организме, инстинкты и реакции, например, такие как ответ на физическую боль.
Существо привычки
На основе врождённых паттернов, как ты уже наверно понимаешь, формируются паттерны приобретённые. Их развитие происходит в процессе воспитания, образования, взаимодействия с другими людьми.
Определяющим в развитии приобретённых шаблонов является твой жизненный опыт. Например, каждое утро ты чистишь зубы. Это не является твоим врождённым паттерном, но ритуал повторяется тобой регулярно. Он результат твоего воспитания.
Хорошо и плохо
По сути, все остальные классы поведенческих паттернов являются разновидностями приобретённых. Совсем не секрет, что каждый человек формирует большое количество вредных и полезных привычек, навыков. Они существенно влияют на качество твоей жизни, и от некоторых очень сложно избавиться.
Примером негативного паттерна может служить курение. Ты начинаешь нервничать или испытываешь чувство расслабления, и возникает желание выкурить сигарету. Кто имел опыт борьбы с этой вредной привычкой, хорошо знает, как тяжело проходит процесс отказа от неё.
К приобретённым паттернам относятся и шаблоны поведения. Стеснительному и замкнутому человеку очень сложно выходить на открытое общение с другими людьми, и это откладывает отпечаток на развитие его личности и мешает социальной реализации.
Преодоление подобных стереотипов поведения требует посторонней помощи, и лучше обратиться к опытному специалисту. Он поможет выявить причины, которые послужили началом для формирования паттерна, и, с помощью определённых методов психологической коррекции, шаблон будет изменён в сторону более комфортной психологической реакции.
Паттерны в общении
Если понаблюдать за поведением людей в их обычной, повседневной жизни, то можно отметить, что каждый из нас, в процесс взаимодействия с другими людьми, использует широкую гамму мимики, систему жестов, набор стандартных словосочетаний. При встрече, ты здороваешься, на твоём лице возникает соответствующая эмоциональная маска. Это коммуникативные паттерны. На основе их можно сделать вывод об эмоциональном состоянии собеседника, его наклонностях, и даже типе его личности.
Среди отрицательных коммуникативных паттернов можно выделить жесты или слова, от которых сложно избавиться, и приходится некоторое время постоянно находиться в состоянии осознанного общения, что доставляет определённые неудобства, так как присутствует внутреннее эмоциональное, иногда, физическое напряжение.
Реализацию коммуникативных паттернов можно наблюдать при общении двух слабослышащих людей. Они разговаривают с помощью определённых жестов, за каждым из которых закрепляется смысловое значение.
Как изменить паттерн
Изменение паттерна процесс очень сложный и продолжительный, который требует от человека концентрации внимания и настойчивого намерения его изменить. Особенно важно желание человека изменить шаблон поведения, если речь идёт о фобиях, зависимостях.
Успешным методом изменения, коррекции приобретённых паттернов является гипнотерапия. При помощи сеанса гипноза, при участии грамотного специалиста, можно изменить или справиться с любым негативным поведенческим паттерном.
Паттерны в психологии
Паттерн – это термин, обозначающий некий повторяющийся шаблон, также им можно назвать образец, модель, схему или образ. Понятие пошло от английского «pattern» и переводится, как пример, форма. Паттерн представляет собой повторяющийся образец или шаблон, компоненты которого повторяются предсказуемо.
Паттерны могут восприниматься неодинаково, это зависит от органа ощущений, которым они чувствуются. Существуют разнообразные паттерны поведения. Примеры их можно увидеть в различных сферах жизнедеятельности: от ранних умываний до специальных профессиональных действий.
Так, например, они встречаются в таких науках, как психология, физика, информатика. Часто применяются в дизайне, музыке, творчестве. Такая схема поведения воспроизводится человеком автоматически в процессе взаимодействия с окружающим миром. Ежедневные паттерны поведения: утренние умывания, приветствия, манера поведения за столом.
В психологии паттерном называется парадигма поведения, свойственная человеку в каких-нибудь ситуациях и обстоятельствах. В медицине паттерн воспринимается как устойчивая комбинация результатов исследования или иных признаков, симптомов при похожих жалобах больного или больных с одной нозологией.
Так, паттерн состоит из нескольких симптомов, признаков. Синдром, в свою очередь, включает один или пару паттернов. Синдром или несколько синдромов составляют болезнь. Паттерны имеют характерные свойства:
- они являются постоянной категорией, которую легко определить;
- они всё время повторяются;
- они являются бессознательно созданными алгоритмами, которые, как правило, очень сложно скорректировать;
- они способны проявляться полностью или частично. Если он выявляется частично, то его называют кодом. Например, человек услышал отрывок из какой-то песни, и у него перед глазами сразу отображаются картины из определенной впечатляющей ситуации из прошлого, его захватывают эмоции и воспоминания, которые связанные с ней. Таким образом, мелодия была кодом, произношение которого запустило весь паттерн.
Врожденный паттерн является отправной точкой, первоначальным шаблоном, на который наслаиваются другие. Такие комбинации паттернов объединяются со стереотипами, привычками и ценностями человека, формируя его характер и образ жизни. Поэтому, такие шаблоны всегда взаимодействуют и не могут существовать по отдельности.
Психологический паттерн отображает устойчивую модель поведения индивидов. Такие поведенческие паттерны можно увидеть, наблюдая за окружающими людьми. Все ведут себя в разнообразных обстоятельствах по-разному, но всё-таки каждый индивид придерживается собственного стиля.
Например, если человек по своей натуре неразговорчив, достаточно замкнутый, и предпочитает проводить свое свободное время в одиночестве или компании одного друга, то естественно, он будет себя чувствовать очень неловко в большой компании и может даже обидеться, если его без предупреждения затянули в такое шумное общество.
Следует выходить из интересов человека, чтобы предугадать, какая реакция у него может возникнуть, соответственно действовать так, чтобы никто не был обижен. Наблюдать то, как проявляются и меняются паттерны поведения людей очень полезное и интересное занятие. В психологии существует такой вид паттернов, как гипнотические.
Это особые повторяющиеся словесные формулы, с помощью которых человека можно погрузить в гипнотическое трансовое состояние. Может случиться так, что человек даже не догадается о том, что его погрузили в гипноз. Такой метод широко применяется в нейролингвистическом программировании, а манипуляторы хорошо им владеют в корыстных целях.
Если у человека случаются такие ситуации, в которых он переживает трудности взаимодействия с внешним миром, он ищет помощи у психолога. Высказав всё наболевшее, пройдя некоторое количество тестов, клиент часто может услышать от психолога, что дело заключается в его негативной модели поведения. В дальнейшем клиенту назначается курс психокоррекции.
Паттерн (психология) | это… Что такое Паттерн (психология)?
Cтереотип (греч. stereos + typos — «твердый» + «отпечаток») . Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Стереотип — это устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет — миропонимание.
Содержание
|
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману [1], возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык [3]
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его. Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьезных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще. Система стереотипов не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, А следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой. Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Отечественная традиция
В 20–30е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) —слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [2]
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
См. также
- Клише
- Паттерн
- Архетип
- Социальная роль
- Гендерная роль
- Стереотип поведения
- Автоматизм
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
Выкройка | Психология Вики | Фэндом
в: Восприятие
Посмотреть источник Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
Шаблон — это форма, шаблон или модель (или, более абстрактно, набор правил), которые можно использовать для создания или создания вещей или частей вещей, особенно если создаваемые вещи имеют достаточно общего для того, чтобы можно было вывести или различить лежащий в основе образец, и в этом случае говорят, что вещи экспонат шаблон. Сопоставление с образцом — это проверка наличия составляющих образца. Обнаружение базовых паттернов называется распознаванием паттернов. Вопрос о том, как паттерны возникают естественным образом, рассматривается в научной области формирования паттернов.
Некоторые паттерны (например, многие визуальные паттерны) можно непосредственно наблюдать с помощью органов чувств.
Некоторые шаблоны названы. Простыми декоративными примерами являются полосы и зигзаги. Другие примеры включают регулярное замощение плоскости, эхо-сигналы и сбалансированное бинарное ветвление.
Простейшие шаблоны основаны на повторении/периодичности: несколько копий одного шаблона объединяются без изменений. Например, в авиации «схема ожидания» — это траектория полета, которая может повторяться до тех пор, пока воздушному судну не будет предоставлено разрешение на посадку.
Распознавание образов усложняется, когда шаблоны используются для создания вариантов. Например, в английском языке предложения часто следуют шаблону «N-VP» (существительное — глагольная фраза), но для обнаружения шаблона требуется некоторое знание английского языка. Распознавание образов изучается во многих областях, включая психологию, этологию и информатику.
В дополнение к статическим моделям могут быть модели движения, такие как колебания.
Содержимое
- 1 Натуральный
- 2 Золотое сечение
- 3 Арт.
- 4 Наука и математика
- 5 Информатика
- 6 моделей педагогики
- 7 Цитата
- 8 См. также
- 9 Внешние ссылки
Природа
Планеты нашей Солнечной системы образуют невероятно древний узор под действием гравитации Солнца. Планеты следуют своим (очень предсказуемым) эллиптическим орбитам в течение миллиардов и миллиардов лет. Там, безусловно, есть узнаваемый паттерн/цикл.
- Морские ракушки, песочные доллары
- Песчаные дюны, Гранд-Каньон
- Ветви деревьев, папоротники, береговые линии, облака
- Пихтовые волны и тигровый куст являются примерами узорчатой растительности
- Снежинки
Золотое сечение
Повторяющаяся тема в биологии природы — это золотое сечение. Золотое сечение — это а+b к а, как а к b. Он имеет прямое отношение к числам Фибоначчи. Этот образец использовал Леонардо да Винчи в своем творчестве. Паттерн Фибоначчи имеет выражение закрытой формы. Эти узоры можно увидеть в природе, от спиралей цветов до симметрии человеческого тела (как это выражено в «Витрувианском человеке» да Винчи, одном из самых упоминаемых и воспроизводимых произведений искусства сегодня.
Искусство
- Современное искусство: Мондриан, оп-арт
- Импрессионизм: Пуантилизм
- Перформанс: круги на полях
- Музыка: Минимализм
Наука и математика
Фракталы — это математические закономерности. Образцы, встречающиеся в природе, подчиняются определенным принципам, также присутствующим во фракталах, например самоподобию. Несмотря на то, что самоподобие в природе является лишь приблизительным и стохастическим, интегральные меры, описывающие фрактальные свойства, также могут быть применены к естественным «фракталам», таким как береговые линии, формы деревьев и т. Д. (см. Фрактальную геометрию). В то время как внешний вид самоподобных паттернов может быть довольно сложным, правила, необходимые для описания или создания их формирования, могут быть чрезвычайно простыми (например, системы Линденмайера для описания древовидных форм).
Образцы также распространены в других областях математики. Повторяющиеся десятичные числа будут повторять последовательность цифр бесконечное количество раз. Например, 1, деленная на 81, даст ответ 0,012345679… числа от 0 до 9 (кроме 8) будут повторяться вечно — 1/81 — это повторяющееся десятичное число.
Повторяющийся образец является одним из 5 краеугольных камней определения минерала в геологии. Минерал должен показывать свои элементы в трехмерном повторяющемся образце (также известном как кристаллическая матрица).
- Кристаллы
- Мозаика
- Плитки Пенроуза
- Клеточные автоматы
- Минерал
Информатика
- Сопоставление образов
- Шаблоны проектирования
- Регулярные выражения
Образцы в педагогике
- Педагогические образцы
Цитата
- «Образец имеет целостность, независимую от среды, благодаря которой вы получили информацию о том, что он существует. Каждый из химических элементов целостность паттерна. Каждый человек представляет собой целостность паттерна. Целостность паттерна человеческой личности эволюционна, а не статична».
Р. Бакминстер Фуллер (1895–1983), американский философ и изобретатель. Критический путь , 1981 год.
- «Искусство — это наложение образца на опыт, а наше эстетическое наслаждение — узнавание образца».
Альфред Норт Уайтхед (1861–1947), английский философ и математик. Диалоги , 10 июня 1943 г.
Математику обычно называют «наукой о закономерностях».
См. также
- Распознавание образов
- мотивы ДНК
- Выкройка (шитье)
- Константа формы
- Автоматическая оцифровка лекал
- Язык шаблонов
- Число Фибоначчи
Внешние ссылки
- Геометрические искусства
- Шаблоны для резьбы по тыкве
- de:Muster (Struktur)
- fa:الگو
- nl:Patroon (ворм)
- ja:パターン
- ви: Mẫu (dạng thức)
- ш:Узор
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.
3.6 Психологические паттерны и психология окружающей среды для проектирования и планирования
Список содержания
- 3.1 Язык паттернов
- 3.2 Происхождение языка шаблонов
- 3.3 Разработка языка шаблонов
- 3.4 Враги языка шаблонов
- 3.5 Структурализм и язык шаблонов
- 3.6 Психологические модели
- 3.7 Экологические модели
- 3.8 Модели поведения
- 3.9 Шаблоны историй
- 3.10 Геоморфологические закономерности
- 3.11 Модели роста
- 3.12 Визуальные шаблоны
- 3.13 Шаблоны проектирования
- 3.14 Классификация моделей
- 3.15 Рекомендации по шаблону
- Ссылки
Психология изучает психику. Стремясь узнать о работе разума, современная психология делится на ряд тем: восприятие, мотивация, эмоции, обучение, мышление, интеллект, личность и врожденные паттерны. Это большая тема, в которой часто доминируют отдельные личности.
Карл Юнг рассматривал психику как функциональное целое с тремя важными уровнями: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Сознание — единственная известная нам часть разума. Личное бессознательное, которым очень интересовался Фрейд, включает в себя все те переживания, которые не распознаются сознательной частью разума. Открытие коллективного бессознательного было самым важным вкладом Юнга в психологию. Его можно рассматривать как резервуар первичных образов, унаследованных от эволюционного прошлого человека. Как врожденные паттерны, они формируют предрасположенность реагировать на мир способами, которые были выработаны нашими далекими предками. Страх темноты, одиночества, разлуки с убежищем исходит из бесчисленных поколений человеческого опыта.
Юнг считал, что коллективное бессознательное можно рассматривать как серию архетипов. Среди тех, что он описал, некоторые относились к живым существам, некоторые к природным объектам, а некоторые к объектам, созданным человеком. Они включали рождение, смерть, силу, магию, героя, мудрого старца, мать-землю, деревья, солнце, ветер, реки, огонь, животных, кольца, инструменты и оружие. Архетипы — это не образы: это паттерны, фокусирующиеся на опыте. Например, каждый младенец рождается с материнским архетипом, который становится определенным образом после переживания внешности и поведения матери. Юнг считал, что символы — это внешнее проявление коллективных архетипов (Jung, 19).64). Поэтому он провел последнюю часть своей жизни, анализируя символы, сны, мифы и искусство как способ узнать о коллективном бессознательном (рис. 3.11).
Творческим художникам и дизайнерам полезно понимать символы и их связь с бессознательным. Когда сэр Джеффри Джеллико обратился к Архитектурной ассоциации в свой девяностолетний юбилей, он заметил: «Вы можете задаться вопросом, чем я занимался с тех пор, как ушел с поста директора этой школы пятьдесят лет назад. Я хотел бы сказать вам: я исследовал бессознательное. ‘ Пятьюдесятью годами ранее школа АА была поглощена абстрактным модернизмом, и Джеллико понял, что если дизайнеры будут рассматривать свою работу как бессимвольную композицию абстрактных линий, цветов и узоров, они сильно отойдут от всего, что было у их предшественников. Повернувшись назад от пустого абстрактного искусства, Джеллико был одним из первых постмодернистов.0003
Гештальт-психология также связана с отношениями. В немецком языке слово гештальт используется для описания того, как вещь была сформирована, сформирована, сконфигурирована или собрана. В психологии гештальт часто переводится как «паттерн». Гештальт-психология зародилась в Австрии и Южной Германии в конце девятнадцатого века как движение, противоречащее практике анализа опыта на все более мелкие элементы. Типичные фразы, используемые для обобщения гештальт-психологии: «Целое больше, чем сумма частей» и «Понимание частей не может дать понимания целого». Если 100 световых точек проецируются на стену с интервалом в одну секунду, они будут бессмысленными. с интервалом в 0,003 секунды они могут образовывать узнаваемый паттерн. Точно так же мелодия — это больше, чем последовательность нот. Дизайнеры часто занимаются созданием форм, которые можно читать, как статические паттерны или последовательные паттерны 9. 0003
Жан Пиаже разработал теорию обучения, связанную с гештальт-психологией. Он считал, что мышление возникает в ситуациях, когда рефлекторных действий и выученных порядков недостаточно. Пиаже выделял отдельные этапы в развитии мышления человека. Когда дети становятся взрослыми, они учатся классифицировать объекты и мыслить логически и экспериментально. Путем проб, ошибок и опыта они формулируют ментальные структуры, чтобы справляться с новыми ситуациями. Психологические свойства структур были идентифицированы как целостность, взаимосвязь между частями и гомеостатическая адаптация в свете нового опыта. Структурное мышление этого типа применялось и в других областях. Ноам Хомский определил структуры в языке. Кристофер Александер, знавший Хомского по Гарварду, применил идеи гештальта к теории дизайна. Во введении к языку шаблонов Александр пишет:
Каждый паттерн может существовать в мире только в той мере, в какой он поддерживается другими паттернами: более крупными паттернами, в которые он встроен, паттернами того же размера, которые его окружают, и более мелкими паттернами, которые в него встроены.