Перцептивная сторона общения предполагает: Перцептивная сторона общения в психологии

📖 Перцептивная сторона общения, Межличностная перцепция (Восприятие людьми друг друга), Глава 2. Психология общения. Диагностика способности к общению. Батаршев А. В. Страница 7. Читать онлайн


Перцептивная сторона общения

При исследовании проблем, связанных с перцептивной стороной общения, иногда говорят о социальной перцепции. Под социальной перцепцией следует понимать восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей). Это более широкое понятие, чем понятие «межличностная перцепция». В последнем случае термин-понятие «социальная перцепция» сужается, отождествляется с межличностным восприятием. В данной работе за основу принято это, более узкое значение понятия о перцептивной стороне общения.

Выдающиеся отечественные психологи Б. Г. Ананьев и В. Н. Мя-сищев в своих трудах, посвященных познанию людьми друг друга, четко выделили три компонента, которые необходимо иметь в виду каждому исследователю при разработке проблем общения:

1) познание людьми друг друга;

2) эмоциональное отношение их друг к другу;

3) взаимопонимание партнеров по общению.

Развитие этих теоретических позиций по проблемам общения продолжено их учениками и последователями (А. А. Бодалев, Г. М. Андреева, А. В. Петровский и др.).

Таким образом, при взаимодействии в совместной деятельности важно взаимопонимание, т. е. восприятие человека человеком и изучение особенностей межличностной перцепции. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную регулятивную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Этот процесс в межличностной перцепции осуществляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподобляет себя другому. Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении. Кроме того, в расчет должно быть принято и третье измерение «Я» (Я++), т. е. то, каким вас видит партнер по общению (см. п. «Психологическая структура общения).

Следует подчеркнуть существенную разницу между познанием мира, природы и познанием человека человеком. Если познание природы происходит на основе чувственного отражения объективного мира и рационального мышления индивида (т. е. субъекта познания), то познание и понимание людьми друг друга происходит на основе взаимопонимания, предполагает понимание целей, мотивов, установок партнеров по взаимодействию. Более того, это взаимопонимание может качественно изменяться. Скажем, если цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию поняты, но не восприняты к тому, чтобы действовать сообразно этим целям, мотивам, установкам (субъект взаимопонимания имеет, например, другие установки, другие цели, другие мотивы), то это — одно. И совсем другое дело, когда цели, мотивы, установки партнера по взаимодействию не только поняты, но и восприняты и принимаются для себя. В этом случае согласуются действия, проявляются симпатии, возникает любовь…

В обыденной жизни люди зачастую не знают действительных причин поведения партнеров по общению и начинают приписывать друг другу причины поведения, основываясь на сходстве поведения воспринимаемого лица с поведением другого индивида, либо на основе собственных мотивов поведения, которые могут возникнуть или которые возникали в прошлом в аналогичных ситуациях.

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом, опосредованная переживанием своей тождественности с ним.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т.  е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). Ивтомивдру-гом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека).

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

Эффекты межличностного восприятия

Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.

Таким образом, каузальная атрибуция — это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция — это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.

На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г. М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426]. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.

Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12]. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок — о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок — о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.

Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.

Эффект ореола (галоэффект) – это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).

Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.[2]

Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.

Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.

Стереотип — это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.

Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129]. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — на-зидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.

Социальная аттракция — это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.

* * *

Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т.  п. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т — начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.

Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Перцептивная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

Механизмы перцептивной стороны общения:

Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Обратная связь в общении.

Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Восприятие и взаимодействие

Доктор К. Джордж Бори
Университет Шиппенсбурга


Восприятие

Восприятие — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, осязание в положение суставов и напряжение мышц, равновесие, температура, боль… — начинается со стимуляции сенсорных нейронов. Каждое чувство включает в себя высокоразвитые клетки, чувствительные к определенным стимул: боль рецепторы реагируют на определенные химические вещества, образующиеся, когда ткани поврежден. Рецепторы осязания включают клетки с волосками, которые при согнуты, вызывают сигналы путешествовать вниз по аксону клетки. Баланс, движение и даже слух вовлекать подобные волосковые клетки. Нейроны, чувствительные к температуре, реагируют на тепло и холод. Вкус и запах рецепторы реагируют на молекулы окружающей среды так же, как и другие нейроны реагировать к нейротрансмиттерам. И нейроны сетчатки реагируют на в наличие света или определенные частотные диапазоны света, которые мы воспринимаем в качестве цвет.

Но восприятие — это больше, чем просто пассивное восприятие Информация. Восприятие — это активный процесс: Прикосновение, к примеру, требует движения — то, что в наши дни мы называется «сканирование». Touch включает информацию о вас (например, о ваших мышцах, суставах), а также о том, что вы трогательный. То же самое можно сказать и о слухе. Мы действительно должны называть это слушаю! Звук сам по себе, конечно, движется — он постоянно меняется. Если бы это было не так, мы бы перестали это слышать!

То же самое и со зрением. Видение предполагает постоянное движение — наших глаз, головы и тела, или вещей, которые мы видим, или всего выше. Внешние части нашей сетчатки особенно чувствительны к движение, поэтому, когда что-то попадает в поле нашего зрения, наше внимание притягивается к этому. Даже тот факт, что у нас есть два глаза (бинокулярное зрение), является своего рода движение: два вида немного отличаются, как если бы мы переместили на несколько дюймов влево или вправо. Если бы мы смотрели и смотрели на сцену мы смотрим совершенно неподвижно, все бы все стало белым!

Мы также должны помнить, что восприятие не является чем-то сделанным. глазами, ушами или любым другим органом чувств. Это мультисенсорный, полный телом: «Годовалый ребенок стоит на пол комнаты упадет, если стены бесшумно и внезапно сдвинуть вперед несколько дюймов, хотя его ничего не касается» (Нейссер, стр. 116, ссылаясь Ли и Аронсону, 1974)


«Сырье» восприятия

Процессу восприятия предстоит многое сделать с самого начала. начало: Мы не в том положении, чтобы понимать мозаика бессмысленных точек света или несвязных звуков или запахи. Даже когда В 1890-х годах Уильям Джеймс указал, что мы не только воспринимаем

вещи, но отношения такие как «и» и «или» а также.

Возьмите руки и поднимите их перед собой на расстоянии нескольких дюймы. Вы, конечно, видите свои руки, и нетрудно представить, что восприятие это вопрос определенных узоров света, за которыми следуют похожие узоры нейронных возбуждений. Но заметьте, что вы также воспринимаете свое Руки как «рядом друг с другом», тогда как на самом деле это восприятие не непосредственно представлен для вас как стимул в том, как сами ваши руки.

Многое из того, что мы переживаем, приходит «предварительно упакованным», готовым к нашему потребление. Природа дает «края» —

изменения света паттернов, переходов, звуков — чтобы мы могли выбрать объекты вне их окружения. За например, мы видим вещи выделяющимися на фоне, чем-то называется явление фигура-фон , представленное датским феноменолог Эдгар Рубин (1886-1951).

Рубин продемонстрировал феномен, создав свой классический пример ан неоднозначная ситуация фигура-фон:

По сути, мы воспринимаем один аспект события как цифру . а другой как наземный . На рисунке Рубина нет истинных фигура и фон. Это рисунок, на котором выдает себя за . объект. Двусмысленность этого вынуждает нас использовать смещающееся внимание, которое мы дайте к вазе или к лицам, чтобы увидеть то или иное.

Глубина — главный пример того, что мы переживаем напрямую, без необходимость опережающего толкования. Традиционно это было предполагаемый что мы конструируем глубину по таким ключам, как перспектива и родственник размер. Но нам нужно использовать такие подсказки только тогда, когда мы смотрим на картинки, которые находятся подделка глубины! На самом деле, мы видим истинной глубины потому что Это есть, чтобы увидеть.

Опять же, именно тот факт, что видение включает в себя движение, показывает нам правда дела. Например, вещи, которые ближе к нам, меняются должность быстрее, чем предметы, которые находятся дальше, и удаленные предметы форма фоны для близких. Помнишь с детства, как в луна, казалось, следовала за тобой, пока ты ехал, а телефонные столбы взбитый по со скоростью миллион миль в час?

Элеонора Гибсон заняла свое место в истории книг по психологии с ей эксперимент с визуальным обрывом. Она построили специальную таблицу: У одной половины было оргстекло с наклеенным прямо под ним шахматным рисунком. Другая половина тоже был оргстекло, но в шахматном порядке было пару футов внизу, на полу. В между ними была доска. Затем младенцев помещали на доску, и их матери просили уговорить их переползти через ту или иную сторону. Предполагать который сторона, которую они не хотели попробовать? Судя по всему, дети вполне способны видя глубина с очень небольшим, если вообще есть, опытом работы со «утесами».


Гештальты

гештальта психологов — немецких исследователей по имени Макс Вертхаймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер. открыл много других способов, которыми то, что мы воспринимаем, уже организованный.

Гештальт-психология основана на наблюдении, что мы часто испытывать вещи, которые не являются частью наших простых ощущений. оригинальное наблюдение принадлежало Вертгеймеру, когда он заметил, что мы воспринимаем движение там, где ничего нет нечто большее, чем быстрая последовательность отдельных сенсорных событий. Это то, что он видел в игрушечном стробоскопе, купленном на вокзале во Франкфурте, и какие он видел в своей лаборатории, когда экспериментировал с вспышками света в стремительный последовательность (как рождественские огни, которые, кажется, движутся вокруг дерево, или причудливые неоновые вывески в Лас-Вегасе, которые кажутся движущимися).

Эффект называется кажущимся движением , а вообще это основной принцип позади движение изображения и телевидение.

Если мы видим то, чего нет, то что мы видим? Ты мог позвонить это иллюзия, но это не галлюцинация. Ветхеймер объяснил, что ты видят эффект всего события, не содержащийся в сумме в части. Мы видим бегущую цепочку огней, хотя только один свет огни одновременно, потому что все событие содержит отношения между индивидуальный огни, которые мы испытываем также.

Мы созданы для того, чтобы ощущать структурированное целое так же, как и индивидуальные ощущения. И мы не только имеем возможность Итак, у нас есть мощная встроенная склонность к этому. Мы даже добавляем структуру к событиям, которые не имеют структурные качества гештальта.

В восприятии есть много организующих принципов, называемых гештальтом. законы . Самый общий называется законом pragnanz . Прагнанц это Немецкий для беременных, но в смысле беременных смыслом, а не беременная с ребенком. Этот закон гласит, что мы врожденно склонны к переживанию. вещи в качестве хороший гештальт насколько это возможно. «Хорошо» может означать многое здесь, такая правильность, упорядоченность, простота, симметричность и т. д., которые тогда относятся к конкретным законам гештальта.

Например, набор точек, очерчивающих форму звезды, скорее всего быть воспринимается как звезда, а не как набор точек. Мы склонны завершать рисуй, сделай так, как «должно быть», доделай. Как мы как-то суметь увидеть это как «Б»…

Закон закрытия гласит, что если чего-то не хватает в в противном случае полный рисунок, мы будем стремиться добавить его. Треугольник, для например, с небольшая часть его края отсутствует, все равно будет виден треугольник. Мы будут «закрыть» пробел.

Закон подобия говорит, что мы будем стремиться к группировке похожие предметы вместе, чтобы увидеть их как образующие гештальт в более крупной форме.

Здесь является простой типографский пример:

О ХХХХХХХХХ
Х
О ХХХХХХХХ
ХХ
О ХХХХХХХХ
ХХХ
О ХХХХХХ
ХХХХ
О ХХХХХ
ХХХХХ
О ХХХХХ
ХХХХХ
О ХХХХ
ХХХХХХ
О ХХХ
ХХХХХХХ
О ХХ
ХХХХХХХХ
О Х
ХХХХХХХХХ
О

Для нас вполне естественно видеть буквы «о» в виде линии в поле х.

Другим законом является закон близости . Вещи, которые близки вместе, как считается принадлежащим друг другу. Например…

****************
****************
****************

Вы с гораздо большей вероятностью увидите три ряда близко расположенных звездочек *. чем 14 вертикальных коллекций по 3* в каждой.

Далее идет закон симметрии . Взгляните на это пример:

[   ][   ][   ]

Несмотря на необходимость сгруппировать скобки, ближайшие к каждой Другой вместе, симметрия подавляет наше восприятие и заставляет нас видеть их как пары симметричных скоб.

Другой закон закон преемственности . Когда мы сможем увидеть линия, для например, продолжая через другую строку, а не останавливаясь и начиная, мы сделаем так, как в этом примере, который, как мы видим, состоит из двух линии, не как сочетание двух углов…:

Гештальтпсихологи также указывали, что когда мы видим утку а также слон, в их характере мало такого, что могло бы заставить нас понимать их как принадлежащие друг другу. Но если они оба идут вместе в одинаковом направлении через поле, их общий путь немедленно воспринимается как связь между ними.

Но принципы гештальта никоим образом не ограничиваются восприятием — именно там они были впервые замечены. Возьмем, к примеру, память — что тоже похоже работает по этим законам. Если вы видите неправильный зуб пилы фигура, вполне вероятно, что ваша память немного исправит это для вас. Или же, если вы испытываете что-то, что не совсем имеет для вас смысл, вы будете иметь тенденцию помнить, что это имеет значение, которого, возможно, не было. Хороший пример это сны: понаблюдайте за собой в следующий раз, когда вы расскажете кому-то сон и видеть если вы не замечаете, что немного модифицируете сон, чтобы форсировать его к смысл!

Гештальт-теория хорошо известна своей концепцией обучения прозрению . Люди склонны неправильно понимать то, что здесь предлагается: Гештальт психологи говорят не столько о вспышках интуиции, сколько о решении а проблему посредством распознавания гештальта или организации принцип.

Самый известный пример обучения прозрению связан с шимпанзе по имени Султан. Ему было поставлено множество различных практических задач (большинство включая получение труднодоступный банан). Когда, например, ему разрешили играть с палки, которые можно было сложить как удочку, он, казалось, рассмотреть возможность, очень по-человечески ситуация с недосягаемым бананом задумчиво — а потом довольно внезапно вскочить, собрать жерди, и достичь банан.

В аналогичном примере пятилетняя девочка получила задачка по геометрии выше ее головы: как вычислить площадь параллелограмм? Она задумалась, а потом взволнованно попросила пару ножницы. Она отрезала треугольник с одного конца и переместил его на другую сторону, повернув в параллелограмм в простой прямоугольник. Вертхаймер назвал это продуктивное мышление.


Восприятие полезности

Многие психологи, в том числе феноменологи и гештальтологи. психологи, расскажите о непосредственном восприятии использования объекты. Некоторые вещи «предоставляют различные возможности для действия, нести последствия того, что произошло или произойдет, принадлежат связно с более широким контекстом, обладают идентичность, которая выходит за рамки их простых физических свойств». (Нейссер, п. 71)

Рубин назвал это утилитарным определением : «Мы сразу видим что молоток предназначен для того, чтобы бить молотком, карандаш — для письма, трубка — для курение.» (Из, стр. 15) Коффка назвал этот характер требования : «Каждая вещь говорит, что она есть… фрукт говорит: «Съешь меня»; вода говорит ‘Пей мне;’ гром говорит «Бойся меня. ..» (Коффка, стр. 7)

Дж.Дж. Гибсон назвал их возможностями: «возможностями в окружающая среда, что она предлагает животное, что оно дает или снабжает , к добру или к худу… «ценности» и «смысл» вещей в окружающая среда может быть непосредственно воспринята» (Гибсон, стр. 127)

«Удлиненный предмет среднего размера и веса позволяет владеть им. Если используется чтобы ударить или ударить, это дубинка или молоток . Если используется шимпанзе за решеткой затащить банан за пределы досягаемости, это что-то вроде грабли . В любом случае это продолжение руки. Жесткий посох также дает рычаг и это использование рычаг . Острый продолговатый предмет дает прокалывание — если большое то копье , если маленькое то игла или шило ». (Гибсон стр. 128)

А также для предметов, которыми можно резать (ножи) или метать (шарики) или связывание (веревка) или «следоведение» (ручка, кисть, карандаш. ..).

«Разные места обитания могут иметь разные возможности. В одних местах еда обычно есть, а в других ее нет. Есть опасные места, такие как край обрыва и районы, где хищники таиться. Есть места убежища от хищников. Среди них есть место где находятся помощник и детеныш, дом, который обычно является частичным корпус. Животные умеют то, что психологи называют обучением на месте. Они могут найти путь к важным местам» (Гибсон, стр. 136)

«Среда, вещества, поверхности, места и другие животные имеют аффордансы для данного животного. Они предлагают выгоду или вред, жизнь или смерть. Вот почему их нужно воспринимать» (Гибсон, стр. 143)

«Разные вещества окружающей среды имеют разные возможности для питания и для производства. Различные объекты среда имеет разные возможности для манипуляции. Другой животные позволяют, выше все, богатый и сложный набор взаимодействий, сексуальных, хищнических, воспитание, борьба, игра, сотрудничество и общение. какая другие лица, включает в себя всю сферу общественного значения для людей» (Гибсон, стр. 128)


Восприятие человека

Как следует из последней цитаты, эта идея прямого восприятия смысл вещей применим и к восприятию людей. Философы иногда говорить о «проблеме другого»: Откуда мы знаем, что другой человек на самом деле другой человек, как и мы, сознательный, способный мыслить и чувство? Замечаем ли мы сходство с тем, как мы себя ведем, а также каким-то образом мы пришли к такому выводу? Или нам всего см. их личность?

Феноменологический психолог Франц Фром заставил людей посмотреть на разнообразие из фильмов и описывать увиденное. Он обнаружил, что «Когда мы должны описывать последовательность поведения, мы обычно делаем это, указывая на восприятие немного психологическое состояние у поступающего человека.» (Из, стр. 7)

«…когда мы воспринимаем человеческое поведение как действие…подразумеваемое в воспринимаемой материальной последовательности существует определенная смысл (который он написал как сенс). Тем самым я значит, что мы воспринимают поведение как управляемое психическим фактором». (Из, стр. 69) Этот психический фактор также называется намерением, цель, или значение.

Мы можем видеть смысл в поведении животных, даже насекомых: я не могу сказать вы, как меня впечатлили богомолы и садовые пауки. Они действительно смотреть на вас, следить за вашими движениями, реагировать с большой осторожностью… даже хотя мозги у них маленькие, как рисовое зернышко!

Это относится даже к вещам, которые на самом деле вовсе не живые — т.е. мы могу ошибаться насчет смысла! Фриц Хайдер и Марианна Зиммель провел эксперимент. с участием фильм о треугольниках, движущихся «целенаправленно»: люди видели треугольники как имеющие намерения! Рубин имел в виду других людей, животных и даже по всей видимости целеустремленный треугольник как психоидных сущностей .

Когда мы наблюдаем за людьми, отсутствие смысла на самом деле специальный кейс! От кого рассказывает эту историю:

«Однажды днем, когда мы с профессором Рубином уже надели наши пальто, собираясь идти домой из лаборатории, Рубин сказал: Из. ‘ В В тот же момент он сел за стол и посмотрел прямо перед собой, пока сделанный короткие резкие горизонтальные движения вправо-влево в воздухе перед его правой рукой, держа вместе указательный и большой пальцы вместе. Мне только что удалось подумать что-то вроде «Что, черт возьми, случилось с Вбивать в голову,’ когда он раздобыл карандаш и лист бумаги, нарисовал систему маленький стрелки и пододвинул ко мне бумагу, сказав: «Вот код для в предохранитель на моем велосипеде. Не могли бы вы поехать за мной домой на велосипеде? ранее восприятие чего-то совершенно непонятного было немедленно заменены, а цель его поведения, т. е. записать код который он «держал в пальцах», стало совершенно очевидным…» (Из, стр. 13)


Ожидание

Восприятие в самом широком смысле — это вопрос взаимодействия между в мир и себя. В самом простом случае мир дает нам события; мы в свою очередь, придают смысл этим событиям, интерпретируя их и воздействуя на них.

Тут очевидные детали: у нас ощущения (вход от мир, стимулы) и действия (выход в мир, ответы). Там было время, когда психологи думали, что этого достаточно. Теперь мы знаем лучше, и добавляем еще две детали, которые называются ожидание и адаптация .

Предвкушение немного трудно объяснить. У нас есть определенное знание мира, его «модель». Эта модель включает в себя все от от мелких деталей, таких как обувь, которую вы надели первой, до сложных вещей, таких как как ты себя чувствуешь о себе и своей жизни. Мы используем эту модель, чтобы предвидеть — ожидать, предсказывать — что произойдет в следующее мгновение или в следующее десять лет.

Если я закрою глаза, я ожидаю, что когда я открою их, мой компьютер все еще быть там, комната все еще будет там, я все еще буду там и так далее. Я упал Если бы это исчезло на мне, я был бы серьезно удивлен! Мы также предвидеть на более долгосрочной основе: у нас есть ожидания относительно того, что колледж будет и не будет делать для нас, о любви, которая вечна, и о восходе солнца, а также скоро.

Если я буду держать глаза закрытыми и сосредоточусь на ожидании, а не на мир «там» я могу представьте себе мой компьютер, комната, и так далее. Мы можем понять картинки и мысли как предвосхищения, временно оторвавшиеся от потока События. «Образы — это не картинки в голове, а планы получения Информация из потенциальных сред…  Когда у вас есть образ единорог у локтя — при этом совершенно уверен, что единороги чисто мифические животные — вы готовитесь воспринимать визуальную информацию, которая в единорог обеспечит, несмотря на то, что полностью осознает, что ваши приготовления находятся в напрасно». (Нейссер, стр. 131-132)

Мышление , говорит Нейссер, также является вопросом образов: способность разделять, отделять и манипулировать нашими собственными ожиданиями чрезвычайно важно. Я считаю, что это основная операция во всех так называемые высшие психические процессы» (Нейссер, стр. 133). далее, предполагая, что восприятие, образы, обучение, память, поведение. .. это всего лишь аспекты одного и того же, на что он ссылается как познание: «Познание есть деятельность познания; приобретение, организация, и использование знаний» (Нейссер, стр. 1)

Ожидание — главный фактор большей части восприятия. Например, когда мы смотрим на довольно плохой почерк, мы все еще можем сделать это из. Но мы можем интерпретировать одну и ту же чернильную каплю очень по-разному. по-разному в зависимости от контекста — то есть в зависимости от того, что мы ожидаем, что должно быть там!

Взгляните на эту фотографию:

Вы, наверное, видите молодую девушку, играющую в шахматы. Если ты знакомы с игрой, вы будете знать названия различных фигур, такие как кони (не кони) и ладьи (не ладьи). Вы можете «видеть» потенциальные ходы фигур — чего другие не увидят уведомление. Вы могли заметить, что она, должно быть, играет черными, так что фигура в руке взята (конь — неплохой ловить!). Вы можете заметить то, что новичок может не заметить: у нее есть рокировка (ход с участием короля и ладьи). Я, как шахматы Игрок, обратите внимание, что она, вероятно, могла бы сбить с меня штаны!

Если бы ребенок смотрел на шахматы, он или она могли бы ответить: пытается съесть кусочки. Маленький ребенок может видеть кусочки как маленькие люди. Мастер шахмат может видеть слабости в ее положении или ловушки, которые она может устроить. Все это смотря кто смотрит! Восприятие, хотя оно начинается «снаружи», быстро вовлекает человека, его разум, его или ее знания, основанные на его или ее предыдущем опыте, и поэтому на. Ничто в психологии не так просто, как кажется!

Обратите внимание, насколько это усложняет личность. восприятия: чтобы понять, предсказать и контролировать опыт и поведение людей, мы должны понять значения, которые они применяют к реальности. Нет просто обманывать!

Предвосхищение особенно важно для понимания языка : от момента к моменту мы предугадываем, какие звуки, скорее всего, прозвучат далее, какие грамматические конструкции, какие осмысленные сочетания. .. Мы можем сделать смысл даже нечеткой, несколько сумбурной беседы.

Предвкушение также помогает нам понять, как нам удается уделять внимание к одним вещам, а не к другим. Как это мы можем слушать друг в шумный бар и удается как-то «отфильтровать» все остальные разговоры и все же «впускаем» голос нашего друга? Мы не воспринимаем все что стимулирует наши чувства. Как мы «отфильтровываем» неважное (менее значимый) вещи? Мы не: Мы просто не выбираем это! Мы выбираем вещи с помощью ожидание. Мы слышим разговор, в который мы вовлечены, тот, который мы ожидание момент в момент. Остальное просто шум. Так же и с другим чувства: Мы видим то, что ищем, и не видим, что мы вместо Ищу за.

Есть, конечно, несколько исключений, некоторые встроенные привлекающие внимание: громкие звуки, вспышки света, болезненные раздражители, внезапные движения. Эти включают врожденные реакции!


Адаптация

Адаптацию также объяснить сложнее. Иногда мы не хорошо предвидеть. Например, вы думаете, что видите, как к вам приближается друг. и вы готовитесь дать сердечное «привет!» но так же, как вы поднимаете руку махнуть и начать открой рот, ты понимаешь, что это вовсе не твой друг, а полный незнакомец. (Если возможно, вы превращаете поднятую руку в почесывание спины, и открытым рот в зевок. Если уже слишком поздно и ты уже поздоровался, просто притворяться вы их знаете. Это сведет их с ума.)

Всякий раз, когда вы делаете ошибки, вам нужно выяснить, что пошло не так, какие что с этим делать, как понять. Делая это, вы совершенствуетесь ваш понимание мира и своего отношения к нему; ты совершенствуешься ваш «модель.» Это адаптация. В нашем примере теперь у вас может быть модель из мир, который включает в себя двойников, неловких ошибок и склонность немного повременить с будущим, прежде чем быть таким буйным с твоим приветом. Адаптация — это обучение, и мы подробно обсудим это позже.

Этот дополнительный слой к взаимодействию ожидания и адаптации является решающее значение: это означает, что наше поведение и опыт не просто функция какой-то общей реальности. Мы, мы сами, наше понимание реальности, находятся неизбежно и неотъемлемо является частью нашего поведения и опыта. Без «я», реальность была бы бессмысленной.


Ссылки

От, Франц (1971). Восприятие других людей. (Эрик Кван и Брендан Махер, пер.) Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.

Гибсон, Джеймс Дж. (1979). Экологический подход к визуальному Восприятие. Бостон : Хоутон Миффлин

Гибсон, Джеймс Дж. (1966). Чувства, рассматриваемые как перцептивные Системы. Бостон: Хоутон Миффлин

Хайдер, Фриц и Зиммель, Марианна (1944). Экспериментальное исследование Очевидный Поведение. Американский журнал психологии, 57 , с. 245

Джеймс, Уильям (1890 г.). Принципы психологии. Нью-Йорк: Холт.

Коффка, Курт (1936). Принципы гештальт-психологии. Новый Йорк.

Ли, Д. Н. и Аронсон, Э. (1974). Зрительный проприоцептивный контроль стояния у младенцев человека. Восприятие и психофизика, 15, 529-532.

Нейссер, Ульрик (1976). Познание и реальность. Сан-Франциско: В. Х. Фриман.


© Copyright 2002, 2009, C. George Boeree

3. Процесс восприятия — Электронный фолио Кортни

3. Процесс восприятия

            В этой главе я больше всего узнал о процессе восприятия. Процесс восприятия состоит из четырех этапов: отбор, организация, устный перевод и переговоры. В третьей главе нашего учебника определяет выбор как стимулы которым мы выбираем заниматься. Это та часть восприятия, где мы больше всего блокируем другие стимулы и сосредоточиться на тех, которые больше всего выделяются для нас. Второй шаг в процессе организация . Этот определяется как шаг, когда мы упорядочиваем информацию, которую мы выбрали в осмысленный способ. В нашем мозгу есть «файлы», в которых мы храним то, что нам нужно. выучил. Это момент в процессе, когда мы решаем, где каждый раздражители идут. Это также этап категоризации стереотипов. Третий шаг – интерпретация. Книга определяет интерпретацию как время когда мы интерпретируем вещи таким образом, который имеет для нас какой-то смысл. последний шаг – переговоры. Переговоры является большой частью осмысления, которое происходит между людьми, которые имеют влияние друг на друга, когда они пытаются достичь общего восприятия. Каждый человек может интерпретировать одни и те же стимулы по-разному, а также систематизировать их иначе. Восприятие у каждого человека разное.

                История в этой главе «Взгляд на разнообразие» (104). Речь идет о человеке, у которого были проблемы с процесс восприятия, так как он был маленьким мальчиком, потому что у него было расстройство. ДОБАВИТЬ или синдром дефицита внимания, из-за которого люди становятся невнимательными, легко отвлекаются, очень импульсивны и иногда даже гиперактивны. В этой истории рассказывается о многих проблемы, с которыми сталкиваются дети с СДВ, пока не получат помощь. Джейсон сказал, что он был отмечен за невнимательность в классе, и он часто выпалить все, что у него на уме. Это показало мне, насколько важно восприятие процесс и как часто мы принимаем его как должное. Это также объяснило мне, как процесс действительно работает. Если бы вы не могли выбрать определенные стимулы, вы бы не быть хорошим коммуникатором. Это также относится и к другим этапам процесса. ДОБАВЛЯТЬ доказывает, что каждый человек воспринимает вещи по-своему.

 

 

    

                 В этом видео Дженны Марблс видно, что это стереотипно для мальчиков. Стереотипы являются частью организационного процесса. Стереотипы — это вынесение суждений и предположений о членах групп, в которые они вписываются.

Добавить комментарий