Перцептивная сторона общения в психологии
Перцептивная сторона общения – основа взаимодействия между людьми. А как вы строите общение? Всегда ли у вас получается донести свою точку зрения, завоевать доверие собеседника, вызвать желание продолжить диалог? Если нет, механизмы перцепции помогут исправить ситуацию. Вы научитесь видеть человека «насквозь», понимать мотивы его поступков, правильно оценивать его как личность. Сплошные преимущества. Как научиться перцептивному общению?
Содержание
- Что такое перцепция
- Функции и предназначение социальной перцепции
- Ошибки первого впечатления
- Перцептивный компонент
- Аспекты
- Механизмы социальной перцепции
- Рефлексия
- Идентификация
- Эмпатия
- Стереотипизация
- Аттракция
- Казуальная атрибуция
- Эффекты межличностного восприятия
- Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
- Заключение
Что такое перцепция
Перспективной стороной общения или перцепцией в психологии называется процесс взаимодействия между людьми. Основан на обычном общении, понимании и восприятии человека человеком. Термин «перцепция» происходит от латинского perceptio, означающего «восприятие».
Есть и другое определение понятия. Перцепция в психологии – это отображение индивидом на когнитивном уровне встречающихся ему объектов и явлений.
Если сказать кратко, перцепция означает восприятие одного человека другим, осознание ими личностных качеств друг друга. Это происходит благодаря пониманию установок, целей, мотивов. Вы проводите объективную оценку собеседника, качества которого не похожи на ваши.
Перцепция проявляется не только в понимании, но и в принятии. Получается, что два человека разделяют ценности и убеждения, согласовывают их между собой. В результате развивается дружба, привязанность, влюбленность.
Перцепция помогает «читать» окружающих людей, видеть то, что они о себе не говорят. Если анализ произведен неточно, случается конфликтная ситуация.
Функции и предназначение социальной перцепции
Итак, перцептивная сторона общения представляет собой серьезный процесс обмена информацией между людьми. Они рассматривают, оценивают, пытаются понять и принять друг друга.
К функциям социальной перцепции относят 5 пунктов:
- Изучение себя. Осуществляется благодаря осознанию себя через других людей. Взаимодействуя социально с окружающими, вы получаете информацию о самом себе. Воспринимая личность собеседника, вы обретаете возможность примерить черты его характера на себя. Это помогает увидеть свои собственные скрытые желания, страхи, потребности.
- Изучение партнера. Эта функция перцепции включает в себя понимание взглядов, убеждений окружающих вас людей. Только так вы можете получить на 100% точную информацию о человеке. По-другому это сделать невозможно. Коммуникация – это основа любого вида отношений, будь то романтические, дружеские или приятельские.
- Развитие взаимопонимания. Такая функция перцепции является основой любых отношений. Точки соприкосновения, общие интересы и взгляды – это залог получения удовольствия от общения. Также это возможность находить компромиссные решения в спорных ситуациях.
- Развитие эмоционального взаимодействия. Любые отношения вызывают в человеке чувства и эмоции. В результате между людьми появляются симпатия, враждебность, дружба и другие виды отношений.
Получается, что перцепция помогает создать образ человека, лучше рассмотреть его качества, охарактеризовать его как личность.
Ошибки первого впечатления
Иногда механизмы перцепции или восприятия срабатывают неправильно. К примеру, вы ведете с человеком дружелюбный диалог. Соответственно и образ собеседника складывается такой же. Вы превозносите некоторые его качества. Автоматически считаете его умнее и талантливее вас. Но так ли это на самом деле?
Подобные ошибки возможны и при оценке внешней привлекательности.
Перцептивный компонент
Эта составляющая перцепции помогает правильно оценить внешность и поведение собеседника. Полученная информация позволяет изучить его характер, мотивы, причины поступков. Без перцептивной стороны общения сделать такие выводы не получится. А если и получится, они будут поверхностными. Вы увидите «картинку», но не сможете понять ее содержание.
Развитие социальной перцепции – возможность увидеть, что думает человек, почему он поступил так, а не иначе, о чем он переживает и тревожится. Главное – не спешить. Дайте время на то, чтобы сформировалась достоверная оценка.
Интересно, что перцептивный компонент помогает изменить первое впечатление, сложившееся мнение о человеке. Представьте, что вы встретили давнего знакомого и сразу заметили, как сильно он изменился. Перцептивная сторона общения в этом случае поможет вам поменять свое мнение, отказаться от первичной оценки. Рассматривать оппонента вы теперь будете на основании его изменений, того, каким он является в текущий момент времени.
Аспекты
Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.
Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.
Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.
Механизмы социальной перцепции
В психологии выделят 6 механизмов перцептивной стороны общения.
Рефлексия
Это процесс самопознания. Человек оценивает свои мысли и поступки, анализирует ошибки, делает выводы и, возможно, меняет план действий. В общении с окружающими способность к рефлексии предполагает оценку впечатления, которое вы оказываете на собеседника.
Если сказать понятным языком, рефлексировать – взглянуть на происходящее со стороны, с помощью рационального мышления выявить мотивы, причины, понять суть.
Идентификация
Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.
Эмпатия
Означает способность сопереживать, разделять эмоции и чувства оппонента. Сильнее всего такая способность развита у людей, имеющих свою систему ценностей. Им легче, чем другим оценивать состояние окружающих по их поступкам, жестам, словам.
Стереотипизация
Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.
Аттракция
Еще одна составляющая перцепции. Это понимание и приятие другого человека, основанное на давно сформированных позитивных чувствах по отношению к нему. Эти чувства провоцируют развитие дружбы, привязанности, любви.
Аттракция существует как в межличностных, так и в деловых отношениях. В первом случае фундаментом для нее являются общие взгляды, ценности и интересы. Эти объясняется, почему к кому-то вы относитесь с симпатией, а кто-то вызывает в вас лишь неприязнь.
В деловой сфере эта часть перцепции помогает наладить контакт абсолютно со всеми людьми. Так, психологи рекомендуют быть доброжелательными даже с теми клиентами, которые не вызывают положительных эмоций. Чаще всего такое поведение играет на руку – помогает сменить негативное отношение на позитивное. Плюс ко всему, человек развивает в себе способность к социальной перцепции. Она поможет получить как можно больше информации о собеседнике.
Казуальная атрибуция
Это механизм перцепции, предполагающий трактовку слов и поведения окружающих людей на основании своих собственных предположений, рассуждений, наблюдений, опыта.
Казуальная атрибуция подчиняется нескольким закономерностям, влияющим на то, как люди понимают друг друга:
- События, которые сопровождают наблюдаемую ситуацию, часто являются причиной ее возникновения.
- В случаях, когда вы хотите объяснить необычный поступок, его причиной считается предшествовавшее ему такое же необычное явление.
- Человек неправильно объясняет поведение других в том случае, когда у него есть несколько вариантов трактовки.
- Свое поведение вы объясняете сложившимися вокруг вас обстоятельствами (влияние внешних ситуаций). Поведение же других оценивается на основании внутренних причин, к которым относятся особенности характера.
На способность к перцепции влияет и культура.
Эффекты межличностного восприятия
Их 9:
- Эффект первичности или порядка. Эта составляющая часть перцепции проявляется, когда происходит общение с незнакомым человеком. Его суть заключается в следующем: если первое впечатление оставило противоречивые чувства, образ будет сформирован на основании полученной ранее информации.
- Эффект края. Объекты восприятия, которые находятся по краям, воспринимаются лучше, чем те, что расположены в центре.
- Эффект новизны. В случае с ранее знакомым человеком новая информация о нем играет более важную роль в его восприятии.
- Эффект ореола. Краткое объяснение выглядит так: новая информация о человеке накладывается на уже привычный образ. Последний и является «ореолом». Он мешает воспринимать личность правильно. Если у вас о собеседнике позитивное мнение, то любая информация приведет к такой же позитивной оценке. Точно так происходит и с негативом. Чаще всего этот эффект возникает, если идет речь о моральных принципах.
- Эффект первого впечатления. Приводит к появлению устойчивого мнения о человеке. Все последующие оценки сочетаться с действительностью не будут.
- Эффект проекции. Это состояние, при котором вы приписываете оппоненту свои преимущества или недостатки. Все зависит от мнения о нем.
- Эффект средней ошибки. Намеренное преуменьшение сильных черт характера собеседника.
- Эффект Барнума. Человек воспринимает свои характеристики как наиболее правильные в том случае, когда они подтверждены научными, магическими или ритуальными аргументами.
- Эффект бумеранга. Его суть состоит в том, что информация, передаваемая собеседнику, вызывает эффект, обратный ожидаемому. Так бывает, если вы вызываете у оппонента неприязнь или преподносите недостоверные данные. Еще одна причина развития эффекта – недоверие к вам.
В этот список можно добавить еще одну составляющую перцепции – стереотипизацию.
Характеристика и особенности стереотипизации: как в ней проявляется перцептивная сторона общения
Перцепция – термин, обозначающий понимание и принятие другого человека. Как видно, он тесно переплетается с множеством стереотипов, навязанных обществом. В процессе общения они появляются под влиянием 3 факторов:
- Превосходство. Сильнее всего заметно, если собеседники имеют разный статус, материальное положение, интеллектуальные способности. Вы можете либо переоценить человека, либо, наоборот, недооценить его.
- Привлекательность. В любом случае на перцепцию влияет симпатия или антипатия. Красивым людям всегда приписывается больше положительных качеств.
- Отношение к нам. Тех людей, которые хорошо к вам относятся, вы, скорее всего, всегда будете воспринимать позитивно.
Эти факторы социальной перцепции искажают представление о человеке, мешают созданию его объективной оценки.
Кроме стереотипов, нарушить механизм перцепции могут некоторые барьеры:
- Использование в речи жаргона, неизвестных слов, терминов, понятий.
- Боязнь выражать свои чувства и эмоции.
- Отсутствие интереса к обсуждаемой теме.
- Несовпадение во мнениях.
- Наличие физических проблем, например, нарушений слуха или речи.
- Невозможность понять и оценить поведение собеседника из-за общения по телефону или через интернет.
- Языковые различия.
- Нежелание принимать услышанное.
- Отличия в культуре и мировоззрении в целом.
Убрать эти барьеры при перцепции практически невозможно, поскольку человек осознает информацию, только пропустив ее через несколько своих «фильтров». Поэтому в процессе разговора вам нужно выделить, а потом передать суть так, чтобы собеседник смог правильно ее расшифровать. Ответственность за это лежит на перцептивной стороне общения. Поняв внутренний мир оппонента, вы сможете выбрать правильную модель поведения.
- Гуманистическая. Между вами и оппонентом возник взаимный интерес, проявляется эмпатия.
- Манипулятивная. Вы пытаетесь навязать свою точку зрения, позицию. Подобные поступки не всегда имеют положительные последствия.
- Ритуальная. Ваше поведение учитывает культурные традиции собеседника.
Еще одна модель поведения носит название трансакционного анализа. Это способ взаимодействия, учитывающий роль каждого участника разговора. Таких ролей всего 3:
- «родитель» рассказывает, как нужно себя вести;
- «взрослый» рассказывает, как сочетать желания и обязанности;
- «ребенок» руководствуется эмоциями.
Если и у вас, и у вашего собеседника эти роли совпадают, будьте уверены, что информация воспримется правильно.
Заключение
Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.
Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения и их цели
Любой процесс общения включает взаимодействие между участниками и обмен информации для достижения общей цели. Чтобы общение было эффективным, каждый из партнеров должен уметь передавать данные, воспринимать их и человека, который их предоставляет, и совершать определенные действия, позволяющие организовать коммуникацию. С учетом этих функций, говорят про три стороны общения: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.
В этой статье:
Коммуникативная сторона общенияИнтерактивная сторонаПерцептивная сторона общенияСтороны общения в социальной психологии
Коммуникативная сторона общения
Фото автора William Fortunato: Pexels
Под коммуникативной стороной общения понимают передачу и обмен информацией. Цель этого процесса – информирование партнера, уведомление о новых данных, убеждение, выражение своего мнения, объединение людей вокруг какой-либо идеи, достижение взаимопонимания.
Коммуникация всегда состоит из нескольких элементов:
- Человек-коммуникатор – тот, кто передает информацию. Это может быть твой муж, ребенок, докладчик, начальник. Важно, что он сообщает тебе что-то.
- Аудитория или реципиент – люди, для которых предназначена информация.
- Сообщение – сведения, которыми делится коммуникатор.
- Канал передачи подразумевает то, каким образом человек делится информацией. Например, ты участвуешь в конференции, тогда доклад, диспут. Или ты пишешь сообщение, письмо, отправляешь через мессенджер, по электронной почте. Все эти средства и будут твоим каналом.
- Результат общения сообщает, получены ли сведения теми, кому они предназначались.
Для коммуникации используется письменная и устная речь, мимика, жесты, действия. От того, насколько глубоко ты используешь те или иные коммуникационные средства, зависит эффективность общения, умение убеждать людей.
Казалось бы, что может быть проще, чем передать информацию, используя известные способы коммуникации. Однако в процессе общения возникают коммуникативные барьеры или препятствия. Опасность их в том, что они мешают достичь цели общения.
Возникают коммуникативные барьеры под влиянием разных причин.
Это может быть разница в возрасте, когда умудренный опытом человек пытается убедить в чем-то романтично настроенного юнца, слепо верящего, что весь мир лежит у его ног. Последний не всегда даже может понять, почему старец не может запомнить названия соцсетей, пароли, или затрудняется представить преимущества поездки на отдых в Таиланд.
Следующая причина заключается в культурных различиях. Для одних неуважение к женщине является нормой поведения, для других это уголовно наказуемое преступление.
Большую роль в образовании препятствий играет непонимание смысла слов. Связано это с их многозначностью, контекстом, в котором они используются, ограничением словарного запаса, использованием жаргона. Проблемы появляются и при применении иностранных слов.
Частенько случается, что смысл отдельных слов ясен, но непонятным становится все сообщение. Предложения выстраиваются без знаков препинания. Между словами нет логической связи. Вспомни известную фразу «убить нельзя помиловать». От знака препинания, акцента зависит смысл сказанного.
Интерактивная сторона
Если с пониманием смысла коммуникативной стороны обычно не возникает трудностей, то интерактивная вызывает много вопросов. Под интеракцией понимают деятельность участников общения, их взаимодействие.
3 стороны общения
Интеракцию можно рассматривать с нескольких точек зрения. Прежде всего, это то, как осуществляется контакт – лично или с использованием разных средств связи – телефона, пк, и, соответственно, мессенджеров, электронной почты.
Дополнительные средства применяются не только в личном общении, но и в бизнесе, обучении. Вспомни, что сегодня школы, университеты организуют учебный процесс дистанционнно.
С другой стороны, под интерактивной стороной понимают то, какие роли берут на себя участники общения.
Самая известная схема включает три роли:
- Взрослый. Этот человек умеет брать на себя ответственность за коммуникацию, способен принимать решения. Он не использует во взаимодействии какие-либо игры, не представляет себя в роли жертвы, не стремиться поучать партнеров. Четко понимает, что ему нужно, и что он может сделать для достижения цели.
- Родитель. Человек в этой роли склонен требовать подчинения и послушания, учить, убеждать с позиции умудренного опытом родителя. Он редко объективно оценивает свою роль, как и роль других людей. Его девиз – «надо», при этом отсутствуют какие-либо объяснения и доводы.
- Ребенок. Партнер по общению, играющий роль ребенка, подчиняется желаниям, требует, чтобы окружающие удовлетворили его потребности. Он не хочет адекватно оценивать свои возможности.
Подобную схему взаимодействия можно наблюдать в общении в кругу семьи, с друзьями, на работе.
Но интерактивную сторону можно рассматривать и с точки зрения направленности общения. Продуктивным взаимодействие будет тогда, когда стороны склонны к координации совместных действий. Они вместе настроены на достижение общих целей, уважают интересы друг друга.
Общение может быть основано на конкуренции. Конечно, в голове сразу возникает бизнес-организации, соревнования. Однако конкурировать могут и члены одной семьи – родители и дети, братья и сестры. Пример – ребенок хорошо играет в шахматы, цель папы – доказать, что он играет лучше и может победить.
Если кооперация всегда играет положительную роль, то позиция конкуренции – двоякая.
Третий вид отношений в общении основан на конфликте. Одна или обе стороны сознательно стремятся к ссоре, драме, рассогласованию взаимодействия.
Перцептивная сторона общения
Важным элементом любой коммуникации, обеспечивающим ее успешность, является то, как ты воспринимаешь партнера и саму себя. Говоря языком психологии, это перцептивный компонент.
Процесс взаимодействия нарушается, если ее участники не хотят или не могут услышать, понять друг друга. При этом важно не только быть открытым к другому человеку. Нужно знать себя, видеть, осознавать, как ты себя ведешь, анализировать свои действия.
Восприятию мешает множество факторов; среди них:
- Стереотипы. Например, женщин после 45 часто не хотят брать на работу, считая, что к этому возрасту они теряют желание работать, гибкость мышления и думают больше о семье и болячках. Какой бы умелой она ни была, ей не дают шанса раскрыться.
- Склонность к проецированию. Этот фактор заключается в переносе своего мнения, опыта, ощущений на других людей. Так, ты можешь быть уверена, что если ты в коллеге видишь бессердечного нахала, то и человек, с которым общаешься, воспринимает его также.
- Установки. Возможно, ты настроила себя на то, что какой-то человек – глупый и лживый. Причем установка родилась на основе слов его недругов. Познакомившись с этим человеком, ты воспринимаешь его, исходя из этой установки, не давая ему шанс продемонстрировать свои способности.
- Желание быстро сделать выводы, не анализируя факты. Ты просто закрываешь глаза на происходящее и игнорируешь очевидное.
Чтобы общение помогало достижению целей, нужно не только уметь говорить и выражать свою точку зрения. Важно уметь видеть, понимать человека, с которым ты взаимодействуешь, сопереживать ему, анализировать происходящее.
Стороны общения в социальной психологии
Есть всего три стороны общения, которые тесно взаимосвязаны между собой: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной и особой деятельности.
Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.
Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на восприятии друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника
Он расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Другими словами, восприятие собеседника подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками, в результате чего происходит понимание его поведения.
В перцептивные процессы всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. При планировании контакта каждому беседующему приходится учитывать особенности другого.
Каждый из партнеров стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной этого не происходит. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим причины их поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков.
Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания взаимоотношениям, которые складываются в процессе взаимодействия.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией в момент общения. В узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями. Все это вместе можно назвать информацией.
Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, налаживание коллективной деятельности. Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята.
Это может быть звуковая или текстовая информация. Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают их по-разному из-за возраста, социального статуса, политики, языка.
Это подтверждает тот факт, что коммуникационное взаимодействие представляет собой лишь сторону общения. Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.
Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения.
Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости. Исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.
2.2: Роль восприятия в общении
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 135737
- Анонимный
- LibreTexts
Обычно дружелюбный сосед не отвечает на ваше сообщение «Доброе утро» уже три дня подряд. Как бы вы восприняли, если бы вас игнорировали?
Вместо того, чтобы решить никогда больше не разговаривать с этим человеком, проверьте свое восприятие, чтобы увидеть, что с соседом не так. Дайте ближнему презумпцию сомнения; поделитесь своим восприятием его или ее поведения и спросите, все ли в порядке.
Проведение проверки восприятия поможет вам не делать поспешных выводов.
Восприятие — это то, как мы видим мир, и каждый из нас видит мир по-своему. В результате каждый из нас приходит к разговору с разными способами говорить и делать вещи. Восприятие напрямую влияет на то, как мы общаемся. Чаще всего мы воспринимаем на основе нашей системы отсчета, которая включает в себя наш фон, отношения, убеждения, опыт и культуру. Эти аспекты не только влияют на наше внутриличностное общение, но и влияют на то, как мы ежедневно общаемся с другими. Восприятие окрашивает то, как мы создаем сообщения и отвечаем на них.
Имейте в виду, что когда вы разговариваете с другими людьми, у них есть собственная точка зрения, управляющая их мыслительным процессом. Нет двух людей с абсолютно одинаковой системой отсчета!
Процесс восприятия
Восприятие — это процесс выбора, организации и интерпретации информации. Этот процесс включает в себя восприятие избранных стимулов, которые проходят через наши перцептивные фильтры, организуются в наши существующие структуры и паттерны, а затем интерпретируются на основе предыдущего опыта. Хотя восприятие — это в значительной степени когнитивный и психологический процесс, то, как мы воспринимаем людей и предметы вокруг нас, влияет на наше общение. Мы по-разному реагируем на объект или человека, который воспринимаем положительно, чем на то, что считаем неблагоприятным. Но как мы фильтруем массу поступающей информации, организуем ее и придаем смысл тому, что проходит через фильтры нашего восприятия и в наши социальные реальности?
Выбор информацииМы принимаем информацию во всех пяти наших чувствах, но наше поле восприятия (мир вокруг нас) включает в себя так много стимулов, что невозможны для нашего мозга и создавать обработку и создания восприятия). смысл всего этого. Отбор — это первая часть процесса восприятия, в которой мы сосредотачиваем наше внимание на определенной поступающей сенсорной информации.
о том, как из многих других возможных раздражителей, на которые следует обратить внимание, вы можете услышать знакомый голос в коридоре, увидеть пару туфель, которые хотите купить в другом конце торгового центра, или почувствовать запах чего-то готовящегося на ужин, когда вы вернетесь домой из дома. работа. Мы быстро отсекаем и отодвигаем на задний план всевозможные образы, запахи, звуки и другие раздражители, но как мы решаем, что выбрать, а что оставить?
Мы отбираем информацию на основе:
Потребности и интересы — Мы склонны обращать внимание на информацию, которая, по нашему мнению, так или иначе удовлетворяет наши потребности или интересы. Мы знаем, что нас интересует, и автоматически тяготеем к стимулам, которые соответствуют этому.
Ожидания — Поскольку мы ожидаем, что что-то произойдет, мы можем быть дополнительно настроены на подсказки того, что это произойдет.
Организация информацииОрганизация — это вторая часть процесса восприятия, в ходе которой мы сортируем и классифицируем информацию, которую воспринимаем. Мы организуем взаимодействие и межличностный опыт на основе собственного опыта
Мы также систематизируем информацию на основе:
Сходства — Мы склонны думать, что похожие друг на друга или действующие вещи связаны друг с другом, и мы склонны воспринимать других как похожих на нас
Различие — Мы предполагаем, что предмет, который выглядит или действует иначе, чем остальные, не принадлежит
90 05
Интерпретация — это третья часть процесса восприятия, в которой мы придаем значение нашему опыту, используя ментальные структуры, известные как схемы . Схемы подобны базам данных сохраненной связанной информации, которую мы используем для интерпретации нового опыта. У всех нас есть довольно сложные схемы, которые со временем развивались по мере того, как небольшие единицы информации объединялись, чтобы создавать более значимые информационные комплексы.
Важно знать о схемах, потому что наши интерпретации влияют на наше поведение. Например, если вы выполняете групповой проект для класса и считаете члена группы застенчивым, основываясь на вашей схеме общения застенчивых людей, вы можете не возлагать на него обязанности по презентации в своем групповом проекте, потому что вы не думаете, что застенчивые люди застенчивы. хорошие ораторы. Схемы также направляют наши взаимодействия, обеспечивая сценарий нашего поведения. В целом мы знаем, как вести себя и общаться в зале ожидания, в классе, на первом свидании и на игровом шоу. Даже человек, который никогда не был на игровом шоу, может разработать схему того, как действовать в этой среде, посмотрев Обыграть Shazam , например.
Схемы используются для интерпретации поведения других людей и формирования впечатления о них. Подумайте, как могло бы измениться ваше общение с кем-то, если бы он или она были представлены вам как художник, а не как врач. Мы делаем аналогичные интерпретации в зависимости от того, откуда люди, их возраст, раса и другие социальные и культурные факторы.
«Получение реального»: сотрудники полиции, схема и восприятие/интерпретация
Кабельное и сетевое телевизионные шоу в прайм-тайм. взгляд на жизнь сотрудников правоохранительных органов. COPS , первое и самое продолжительное реалити-шоу в прайм-тайм, а также новые реалити-шоу и образовательные шоу, такие как The First 48 и Lockdown предлагают более реалистичный взгляд на методы, используемые правоохранительными органами. Восприятие является важной частью набора навыков офицера. В частности, во время столкновений полиции с гражданами, когда напряженность может быть высокой, а время для принятия решений ограничено, офицеры полагаются на схемы, разработанные на основе личного опыта вне работы, а также обучения и опыта на работе (Rozelle & Baxter, 1975). Кроме того, полицейским часто приходится делать выводы на основе неполной, а иногда и недостоверной информации. Итак, как же полицейские используют восприятие для выполнения своей работы?
Исследование изучало, как полицейские используют восприятие для вынесения суждений о чертах характера, правдоподобии, обмане, наличии или отсутствии оружия, среди прочего, и точно так же, как вы и я, офицеры используют один и тот же процесс отбора, организации , и интерпретация. Это исследование показало, что офицеры, как и мы, полагаются на схему, которая помогает им принимать решения в условиях временных и ситуационных ограничений.
С точки зрения выбора ожидания влияют на восприятие офицера. На собраниях перед сменой офицеров информируют о текущих проблемах и «вещах, на которые следует обратить внимание», что дает им ряд ожиданий — например, марку и модель украденного автомобиля — которые могут определять их процесс выбора. Они также должны быть готовы к вещам, которые бросают вызов их ожиданиям, что не является профессиональным навыком, который многим другим профессионалам приходится учитывать каждый день. Они никогда не знают, когда остановка транспорта может превратиться в погоню, а кажущийся нежным человек может стать агрессивным.
Затем эти ожидания можно соединить с стратегиями организации. Например, если офицер знает, что нужно быть настороже в отношении подозреваемого в совершении преступления, он будет активно распределять поступающую перцептивную информацию по категориям в зависимости от того, похожи ли люди на описание подозреваемого или нет. Близость также играет роль в работе полиции. Если человек находится в машине с водителем, у которого есть незарегистрированный пистолет, полицейский, скорее всего, решит, что у другого человека также есть преступный умысел. Хотя эти практики не являются плохими по своей сути, существуют очевидные проблемы, которые могут возникнуть, когда эти шаблоны становятся жесткой схемой. Некоторые исследования показали, что определенные предубеждения, основанные на расовой схеме, могут привести к ошибкам восприятия — в данном случае полицейские ошибочно воспринимают оружие у чернокожих подозреваемых чаще, чем у белых подозреваемых (Payne, 2001). Кроме того, расовое профилирование (подумайте о том, как профили похожи на схемы) стало проблемой, которая привлекла большое внимание после 11 сентября 2001 года, террористических атак и принятия иммиграционных законов в таких штатах, как Аризона и Алабама, которые подвергались критике как нацеленные на мигрантов. рабочих и других иммигрантов без документов. Как видите, сотрудники правоохранительных органов и гражданские лица используют один и тот же процесс восприятия, но такая карьера сопряжена с обязанностями и проблемами, которые подчеркивают несовершенный характер процесса восприятия.
- Какие коммуникативные навыки, по вашему мнению, необходимы сотруднику правоохранительных органов для эффективного выполнения своей работы и почему?
- Опишите встречу с сотрудником правоохранительных органов (если у вас не было прямого опыта, вы можете использовать гипотетический или вымышленный пример). Какими были ваши впечатления от офицера? Как вы думаете, как он или она относились к вам? Как вы думаете, какие схемы повлияли на каждую из ваших интерпретаций?
- Какие ошибки восприятия создают потенциальные этические проблемы в правоохранительных органах? Например, как следует использовать организующие принципы близости, сходства и различия?
Пейн, Б.К. (2001). Предубеждение и восприятие: роль автоматических и контролируемых процессов в неправильном восприятии оружия. Журнал личности и социальной психологии, 81 (2), 181–192. https://doi.org/10.1037/0022-3514.81.2.181
Ричард М. Розелл и Джеймс К. Бакстер (1975) Формирование впечатления и распознавание опасности у опытных полицейских, Журнал социальной психологии, 96:1, 53-63, DOI: 10. 1080/00224545.1975.9923262
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или страница
- Автор
- анонимно
- Версия лицензии
- 1,3
- Программа OER или Publisher
- Издатель, имя которого нельзя называть
- Показать оглавление
- нет
- Сцена
- Обзор
- Теги
Общение и индивидуальное восприятие – объяснение
Содержание
Как восприятие влияет на общение? Выбор организации Что такое теория гештальта? Интерпретация
Точка зрения человека определяет, как он смотрит на мир. Говорящий или писатель должен сделать сообщение адаптированным к потребностям слушателя или читателя, чтобы установить ассоциацию.
Вернуться к: Переговоры и коммуникации
Стиль письма, тон голоса, выбор слов и язык тела говорящего влияют на читателя или слушателя.
Эти ассоциации повышают эффективность вашего сообщения в целом.
Точки зрения у разных людей разные, и разница во взглядах влияет на то, как вы видите свое мнение и мнение других.
Это поможет вам принимать предложения, помнить об интересах вашей аудитории, практиковать ориентированную на других речь и, таким образом, улучшать коммуникативные навыки.
Зрители приходят подготовленными, у них есть список того, что они запланировали испытать.
Этот список включает в себя опыт, ценности, этику, убеждения и планы по преодолению трудностей и сценарии поведенческих надежд.
Чтобы завязать разговор, нужно иметь лучшее представление о картах в головах зрителей. Это поможет вам общаться на взаимной основе.
Предварительное понимание — Набор ранее старых чувств, предположений и ожиданий, которые применяются для решения новой проблемы, называется предварительным пониманием.
Как люди, мы склонны учиться на своих ошибках, и поэтому мы используем опыт для достижения наших целей.
Следует иметь в виду, что ситуации могут быть разными. Сначала к нам приходит понимание ситуации. После этого мы испытываем эмоции, когда воспринимаем и предполагаем то, что, как мы думаем, происходит.
Поэтому в результате наше восприятие затуманено ожиданиями.
Обычные формы и конфигурации (общения), которых ожидают члены, называются соглашениями.
Условные обозначения используются для формирования ожиданий поведения или поведения.
Когда вы говорите или пишете, вы должны приветствовать ожидания получателей (аудитории) и их важность для достижения вашей цели.
Ваша цель должна заключаться в том, чтобы информировать, уговаривать или поощрять их.
Умный способ найти общий язык с аудиторией — выдвинуть другую точку зрения, работая с их точками зрения.
Это удерживает их внимание и восприимчивость к вашему контенту.
Как писатель, вы должны правильно интерпретировать сообщение, которое собираетесь отправить, и не создавать ложных ожиданий. Это здоровый способ для вашего процесса письма.
Задача делового коммуникатора — помочь аудитории упростить содержание и хорошо его понять.
Слушатели должны соединить точки и воспринять материал так, как того хочет говорящий.
Деловой коммуникатор избегает замещающих решений, способных сбить с толку и дезинформировать аудиторию.
Все это делается для предотвращения предположений и неправильных интерпретаций со стороны зрителей.
ПодборкаСообщение без видимых мотивов может ошеломить и сбить с толку слушателя. Становится трудно определить, где находится информация в слове.
Мы обращаем внимание и схватываем то, что кажется нам достоверным. Таким образом, отбор — это процесс, посредством которого из сообщения сортируется информация или выбирается стимул. Он играет жизненно важную роль в восприятии, сборе знаний и сознании.
Аудитория выбирает, что они хотят фильтровать и слушать. Продолжительность их внимания определяется ими на основе контента, который они получают. Они также определяют, на что они хотят обратить внимание.
Аудитория сама решает, что она считает важным, актуальным или ценным, и это зависит от человека.
Из-за этого постоянно возникают трудности с концентрацией внимания. В этом случае пригодится теория прыгающего мяча.
Прыгающий шар внимания ограничивает наше внимание другими раздражителями и работает с одним триггером.
О методах игнорирования и отбора говорилось как в контексте врожденной черты, так и в связи с чем-то, что было усвоено.
Стимулы бывают двух типов:
- Внутренние раздражители : Раздражители, возникающие изнутри. Пример: злиться.
- Внешние раздражители : Раздражители, возникающие при восприятии окружающего мира. Пример: голос инструктора или образ привлекательного человека.
Вы должны знать об этих источниках стимулов, чтобы знать о необходимости подготовки, выполнения и усердия, когда вы готовитесь к своему сообщению. Информация, которую мы храним при себе, и информация, которую мы предпочитаем отвергать, относятся к выборочному раскрытию.
Когда вы сосредотачиваетесь на одном триггере, например, на изображении привлекательного человека, и поэтапно переключаете свое внимание на другой противоположный триггер, например, на голос инструктора, это называется избирательным вниманием.
Выборочное удержание выбирает сохранение только одного триггера из двух.
Чтобы сделать его более понятным для аудитории, говоря на простом языке, предоставляя наглядные пособия, такие как изображения и видео, а также объясняя термины, вы можете привлечь к своей теме более значительный процент аудитории.
Это делается потому, что зрители не понимают терминологию или им слишком сложно следовать им. Несмотря на то, что вы слышите слова, их можно не слушать.
Только пассивное внимание к словам означает их понимание. Слушание предполагает слежение за дискуссией, обработку мыслей о них, регистрацию звуков, тем самым облегчая вам припоминание.
Вы выбираете, на что обращать внимание, эффективно выбирая или отменяя выбор конкурирующего стимула.
ОрганизацияФеномен, посредством которого мы организуем информацию в систематические и согласованные категории или ряды, называется организацией. Основываясь на нашем восприятии, мы классифицируем вещи.
Организационные схемы служат для развития внимательности и эффективного слушания.
Позволяет аудитории следить за спикером и учитывать тот факт, что аудитория может потерять интерес к выступлению.
Эффективный коммуникатор и проницательный организатор тратит время на то, чтобы понять точку зрения аудитории и посмотреть на содержание с ее точки зрения.
Они предвидят, как аудитория может организовать информацию и представить доклад или презентацию.
Способность выборочно сортировать данные, сохранять их и применять там, где это необходимо, помогает миру функционировать разумно.
Что такое гештальт-теория?Теория гештальта говорит, что общее важнее, чем фрагменты, и что контекст является самым важным.
Объект, который вы просматриваете, и то, как вы его просматриваете, имеют решающее значение для бизнеса, поскольку ваше понимание имеет большое значение.
Независимо от того, существует ли целостная вещь в реальности или нет, мы распознаем девять точек как единое целое.
Этот принцип применим не только к объектам, но и к планам и схемам.
Вы можете смотреть на определенные биты данных предсказуемым образом, но что может изменить общую концепцию, так это то, как вы их наблюдаете и распознаете. Чтобы сделать вывод, мы иногда восполняем пробелы из-за недоступности небольшого количества информации, предполагая множество связей.
Чтобы придать своим действиям смысл, мы делаем поспешные выводы, часто игнорируя определенные убеждения и полагаясь на них.
Не определяя нашу врожденную склонность к созданию слов, контекстов и понятий, мы в конечном итоге сбиваем аудиторию с толку.
Неорганизованный, вводящий в заблуждение текст — это то, чего очень заинтересованные читатели также будут избегать.
Гештальт-принципы организации:
- Близость — Предпринимательская структура, созданная на основе присоединения территорий к делу.
- Непрерывность — Это сделать связь между двумя событиями, которые происходят одно за другим. Это часто приводит к обману и лжи, неправильным представлениям, включающим в себя определенную временную хронологию.
- Сходство Это делается для того, чтобы определенные идеи имели схожие коннотации в определенной группе. Когда мы читаем об одинаковой информации, мы пытаемся запомнить их как единое целое, предполагая, что они имеют схожие черты.
- Единообразие — Запоминание одинаковых идей как одинаковых.
- Рисунок и фон — Выделите конкретный объект, который лучше, чем его аналоги
- Симметрия — Чтобы сохранить гармонию между концепциями одной части к другой.
- Закрытие — Импульс использовать предыдущую идею для преодоления разрыва в частичном сценарии.
Интерпретация – это третий шаг, следующий за Отбором и Организацией.
Принимая во внимание ваш предыдущий и настоящий опыт, вы понимаете нынешний стимул. Однако слово не будет оставаться статичным на протяжении всего периода времени.
Многие организованные препятствия, такие как социальное и экономическое положение, влияние опекунов и друзей, а также необходимость поддержать свою семью, могут повлиять на ваши идеи и мнение.
Знать и понимать концепцию с разных точек зрения (различное восприятие) может быть сложно. Тем не менее, по мере того, как мы лучше понимаем друг друга, это также влияет на нашу манеру говорить и писать.
Это повышает частоту, с которой мы можем знать, общаться и принимать вещи в разных традициях, языковом использовании и различном мышлении.
Люди понимают идеи по-разному. Это наш выбор, чтобы решить, какой аспект выделить. Это основано на наших симпатиях вещей, которые нам известны или необходимы нам.
Чтобы лучше понять идеи, мы определим, как быть сосредоточенным и как воспринимать информацию в процессе взаимодействия.
Ваши традиции, верования и мировоззрение отражают место и культуру, к которой вы принадлежите.
Аспекты, в которых люди по-разному понимают вещи, известны как субъективные или индивидуальные различия.
Внешние особенности влияют на то, как мы смотрим, понимаем и реагируем на данные.
Ваше психическое состояние также может влиять на то, что вы изучаете, и на причины этого.
Культура, к которой вы принадлежите, также играет важную роль.