Перцептивное общение: Перцептивная сторона общения в психологии

Перцептивное общение. Приемы перцептивного общения. Перцептивное общение как одна из составляющих эффективного общения

Психология \ Теория и практика общения

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Посмотреть все страницы

Скачать файл

Фрагмент текста работы

Предмет: «Теория и практика общения»

Специальность 0314: «Социальная педагогика»

Тема: «Перцептивное общение»

План:

1.  Приемы перцептивного общения.

2.  Перцептивное общение как одна из составляющих эффективного общения.

ПРИЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

С давних времен природа психики человека связывалась с его способностью ориентироваться и действовать в сложных ситуациях. Умение ориентироваться в них зависит от педагогического мышления и опыта работы учителя, включающего знание и умение применять многочисленные приемы перцептивного общения, оптимальные способы воздействия на школьников.

Педагогу следует прогнозировать свое поведение, скажем, в конфликтной ситуации, и это поможет находить выход из самых, на первый взгляд, безнадежных положений. Ведь именно в этих ситуациях создаются потенциальные возможности для проявления индивидуальности педагога, его воли, самообладания, находчивости, что позволяет не только избежать трудностей в общении, но и еще выше поднять авторитет учителя.

Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете.

Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников,   не закричать, а остроумно   использовать создавшееся положение, противопоставив озорству или грубости иронию, а иногда и сарказм.

Практика знает немало случаев, когда, умело, воздействуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

Когда учительница географии одной из школ Приморского края вошла в класс, ее встретил необычный шум. Осмотревшись, она обнаружила, что географическая карта перевернута. Тут же учительница изменила план урока и начала занятие с изложения нового материала. Так как она блестяще знала карту, то повернулась к ней спиной и под внимательными взглядами учеников сопровождала свой рассказ показом рек так, как будто карта висела правильно.

Кончив изложение нового материала, учительнице приступила к опросу. Первый же вызванный ученик получил «два» за незнание карты. Вышедшая после неге к доске отличница заплакала.

— В чем дело? — спросила учительница.

— Да разве хорошо ответишь,   когда карта висит вверх ногами.

— Ну так перевесь ее. Мне-то все равно, я думала, что и вам все равно, раз вы так ее повесили.

Инцидент был исчерпан.

А вот другой случай.

В славящийся своими проказами 6 класс вошла новая учительница математики. В первый момент ей показалось, что класс пуст. Однако через несколько секунд шум и возня под партами помогли обнаружить местонахождение школьников. «Не заметив» нарушения дисциплины, учительница представилась классу. И начала объяснять новый материал, не повышая голоса и не обращая внимания на мяуканье, писк, скрип парт.

Когда через несколько минут учительница отвернулась от доски — несколько учениц сидели на своих местах.

—Кто разрешил? — возмутилась она.

Девочки нырнули вниз. Стало тихо. Через несколько минут из-под парты показалась рука.

—В чем дело?

— Можно я сяду па место?

— Садись.

Минут за десять до конца урока все ученики смирно сидели за партами. Учительница дала задание на дом, попрощалась и вышла из класса.

На вопрос директора, как им понравилась новая учительница, ребята, не сговариваясь, ответили восторженно.

…Когда в 9-й класс одной из омских школ вошел новый учитель, демобилизованный офицер, еще не успевший приобрести гражданское платье, школьники, дружно запели гимн. Вытянув руки по швам, преподаватель стал по стойке «смирно»  начал подпевать ребятам. Гимн дружно допели до конца.

— Я никогда не забуду этой встречи, спасибо, ребята, — растроганно произнес педагог. — Буду писать товарищам, обязательно расскажу им, как тепло вы меня встретили. Еще раз спасибо. Садитесь. Начнем заниматься.

И в полной тишине начал урок.

Когда учительница вошла в 3-й класс 537 московской школы, стул

Похожие материалы

Информация о работе

Скачать файл

Перцептивный.

Что такое «Перцептивный»? Понятие и определение термина «Перцептивный» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Перцептивный (лат. percipere – воспринимать). Относящийся к перцепции, то есть процессу отражения событий, предметов, явлений… В рамках психологии как науки термин «перцептивный» чаще всего используется для определения сенсорно-перцептивных процессов – тех, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.

Изучению этих процессов всегда уделялось внимание, особенно в контексте неразрешенного вопроса о том, стоит ли рассматривать перцептивные (восприятие) и сенсорные (чувства) процессы как самостоятельные или составляющие единое целое. Однако с развитием теории творческого мышления как главного фактора в психологии познавательных процессов к ним стали относиться как к низшей ступени, и интерес к ним постепенно снизился.

Новый этап изучения сенсорно-перцептивных процессов пришелся на век научно-технического прогресса – в основном благодаря развитию техники, которая позволила произвести качественный сдвиг в обработке результатов исследований. В настоящее время по-прежнему не существует единого мнения относительно подхода к изучению сенсорно-перцептивных процессов, однако общая динамика развивается в пользу рассмотрения сенсорных и

перцептивных процессов как отдельных элементов, образующих вместе с этапом информационного поиска единую функционирующую структуру.

Пример этого взаимодействия можно наблюдать в процессе коммуникации: на сенсорном уровне происходит акустический анализ и выделение звуков в составе слова. Само слово узнается на перцептивном уровне восприятия. Далее на смысловом уровне определяется сначала смысл слова, затем предложения и в итоге приходит понимание смысла всего сообщения, которое субъект получил в процессе общения.

< Перфекционизм

Перцепция >

Популярные термины

    Перцептивный

    Невидимая горилла: почему мы ее не замечаем?

    Каждый из нас когда-нибудь становился жертвой своей невнимательности. Авария на дороге, украденный из сумки кошелек, пятна от кофе на новом костюме… А сколько интересного мы упускаем из виду! Почему мы не замечаем того, что происходит прямо у нас под носом, рассказывает когнитивный психолог Мария Фаликман.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Как оставаться счастливым, даже если жизнь свернула не туда: 4 стратегии
    • Жизнь после измены: каких советов стоит избегать
    • «Толстый волосатый мужик грозится напрыгнуть на мой член»: откровения о сталкинге комментируют эксперты
    • От Гарольда II Годвинсона до Карла III: почему мы так пристально следим за королевской семьей
    • «Муж два года ленится доделать пристройку к дому и пьет. Он стал для меня кем-то вроде старшего ребенка»
    • 7 признаков избегающего стиля привязанности
    • «Окно Джохари» и еще 10 способов раскрыть свои таланты
    • Почему женщины ненавидят друг друга: 3 причины

    Сегодня читают

    • «Родители требуют, чтобы я отдала им деньги за учебу и вернулась жить в родной город»
    • 10 диких историй с марафонов Блиновской
    • Почему нелюбимые дочери не могут завести подруг: 5 проблем из детства — освободитесь от травм
    • 8 самых креативных глэмпингов в России

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Перцептивные барьеры для эффективного общения

    То, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как преобразуются его/ее мысли об этом во время общения — отправки, получения, интерпретации или анализа сообщения.

    Барьеры восприятия — это ментальные блоки, которые мы создаем из-за нашего восприятия определенных людей, ситуаций или событий вокруг нас.

    Барьер восприятия — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне