Перцептивное общение. Приемы перцептивного общения. Перцептивное общение как одна из составляющих эффективного общения
Психология \ Теория и практика общения
Страницы работы
14 страниц (Word-файл)
Посмотреть все страницы
Скачать файл
Фрагмент текста работы
Предмет: «Теория и практика общения»
Специальность 0314: «Социальная педагогика»
Тема: «Перцептивное общение»
План:
1. Приемы перцептивного общения.
2. Перцептивное общение как одна из составляющих эффективного общения.
ПРИЕМЫ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
С давних времен природа психики человека связывалась с его способностью ориентироваться и действовать в сложных ситуациях. Умение ориентироваться в них зависит от педагогического мышления и опыта работы учителя, включающего знание и умение применять многочисленные приемы перцептивного общения, оптимальные способы воздействия на школьников.
Педагогу следует прогнозировать свое поведение, скажем, в конфликтной ситуации, и это поможет находить выход из самых, на первый взгляд, безнадежных положений. Ведь именно в этих ситуациях создаются потенциальные возможности для проявления индивидуальности педагога, его воли, самообладания, находчивости, что позволяет не только избежать трудностей в общении, но и еще выше поднять авторитет учителя.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете.
Практика знает немало случаев, когда, умело, воздействуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница географии одной из школ Приморского края вошла в класс, ее встретил необычный шум. Осмотревшись, она обнаружила, что географическая карта перевернута. Тут же учительница изменила план урока и начала занятие с изложения нового материала. Так как она блестяще знала карту, то повернулась к ней спиной и под внимательными взглядами учеников сопровождала свой рассказ показом рек так, как будто карта висела правильно.
Кончив изложение нового материала, учительнице приступила к опросу. Первый же вызванный ученик получил «два» за незнание карты. Вышедшая после неге к доске отличница заплакала.
— В чем дело? — спросила учительница.
— Да разве хорошо ответишь, когда карта висит вверх ногами.
— Ну так перевесь ее. Мне-то все равно, я думала, что и вам все равно, раз вы так ее повесили.
Инцидент был исчерпан.
А вот другой случай.
В славящийся своими проказами 6 класс вошла новая учительница математики. В первый момент ей показалось, что класс пуст. Однако через несколько секунд шум и возня под партами помогли обнаружить местонахождение школьников. «Не заметив» нарушения дисциплины, учительница представилась классу. И начала объяснять новый материал, не повышая голоса и не обращая внимания на мяуканье, писк, скрип парт.
Когда через несколько минут учительница отвернулась от доски — несколько учениц сидели на своих местах.
—Кто разрешил? — возмутилась она.
Девочки нырнули вниз. Стало тихо. Через несколько минут из-под парты показалась рука.
—В чем дело?
— Можно я сяду па место?
— Садись.
Минут за десять до конца урока все ученики смирно сидели за партами. Учительница дала задание на дом, попрощалась и вышла из класса.
На вопрос директора, как им понравилась новая учительница, ребята, не сговариваясь, ответили восторженно.
…Когда в 9-й класс одной из омских школ вошел новый учитель, демобилизованный офицер, еще не успевший приобрести гражданское платье, школьники, дружно запели гимн. Вытянув руки по швам, преподаватель стал по стойке «смирно» начал подпевать ребятам. Гимн дружно допели до конца.
— Я никогда не забуду этой встречи, спасибо, ребята, — растроганно произнес педагог. — Буду писать товарищам, обязательно расскажу им, как тепло вы меня встретили. Еще раз спасибо. Садитесь. Начнем заниматься.
И в полной тишине начал урок.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537 московской школы, стул
Похожие материалы
Информация о работе
Перцептивный.
Что такое «Перцептивный»? Понятие и определение термина «Перцептивный» – ГлоссарийГлоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Перцептивный (лат. percipere – воспринимать). Относящийся к перцепции, то есть процессу отражения событий, предметов, явлений… В рамках психологии как науки термин «перцептивный» чаще всего используется для определения сенсорно-перцептивных процессов – тех, которые обеспечивают связь внутреннего и внешнего мира через работу органов чувств.
Новый этап изучения сенсорно-перцептивных процессов пришелся на век научно-технического прогресса – в основном благодаря развитию техники, которая позволила произвести качественный сдвиг в обработке результатов исследований. В настоящее время по-прежнему не существует единого мнения относительно подхода к изучению сенсорно-перцептивных процессов, однако общая динамика развивается в пользу рассмотрения сенсорных и
Пример этого взаимодействия можно наблюдать в процессе коммуникации: на сенсорном уровне происходит акустический анализ и выделение звуков в составе слова. Само слово узнается на перцептивном уровне восприятия. Далее на смысловом уровне определяется сначала смысл слова, затем предложения и в итоге приходит понимание смысла всего сообщения, которое субъект получил в процессе общения.
< Перфекционизм
Перцепция >
Популярные термины
Перцептивный
Невидимая горилла: почему мы ее не замечаем?
Каждый из нас когда-нибудь становился жертвой своей невнимательности. Авария на дороге, украденный из сумки кошелек, пятна от кофе на новом костюме… А сколько интересного мы упускаем из виду! Почему мы не замечаем того, что происходит прямо у нас под носом, рассказывает когнитивный психолог Мария Фаликман.
Новости СМИ2
- Как оставаться счастливым, даже если жизнь свернула не туда: 4 стратегии
- Жизнь после измены: каких советов стоит избегать
- «Толстый волосатый мужик грозится напрыгнуть на мой член»: откровения о сталкинге комментируют эксперты
- От Гарольда II Годвинсона до Карла III: почему мы так пристально следим за королевской семьей
- «Муж два года ленится доделать пристройку к дому и пьет. Он стал для меня кем-то вроде старшего ребенка»
- 7 признаков избегающего стиля привязанности
- «Окно Джохари» и еще 10 способов раскрыть свои таланты
- Почему женщины ненавидят друг друга: 3 причины
- «Родители требуют, чтобы я отдала им деньги за учебу и вернулась жить в родной город»
- 10 диких историй с марафонов Блиновской
- Почему нелюбимые дочери не могут завести подруг: 5 проблем из детства — освободитесь от травм
- 8 самых креативных глэмпингов в России
Psychologies приглашает
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Перцептивные барьеры для эффективного общения
То, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как преобразуются его/ее мысли об этом во время общения — отправки, получения, интерпретации или анализа сообщения.
Барьеры восприятия — это ментальные блоки, которые мы создаем из-за нашего восприятия определенных людей, ситуаций или событий вокруг нас.
Барьер восприятия — один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеровОткрывается в новом окне .
Проблема в общении с другими возникает из-за того, что все мы воспринимаем вещи по-разному в зависимости от уникального опыта каждого человека — мы созданы и подготовлены по-разному из-за нашего различного социально-культурного происхождения, уровня образования и системы ценностей. Все, что мы интерпретируем, подчинено этому опыту, хорошему или плохому.
Процесс восприятия определяет, какие сообщения Открывается в новом окне мы выбираем или отсеиваем, а также то, как организована и интерпретируется выбранная информация.
Таким образом, то, как человек воспринимает предмет или событие, влияет на то, как преобразуются его/ее мысли о нем при общении – отправке, получении, интерпретации или анализе сообщения. Если восприятие отправителей и получателей не совпадает, это может стать серьезным источником барьера в процессе коммуникации Открывается в новом окне .
Воспринимаемые факторы действуют как фильтры нашего восприятия людей, событий и информации вокруг нас. Если у человека был негативный опыт общения с другом, все, что он делает или говорит, будет фильтроваться через это восприятие.
Взгляд на вещи через призму нашего собственного уникального жизненного опыта или обусловленность может привести к предположениям, стереотипам и непониманию других, чей опыт отличается от нашего.
Это приводит к различным интерпретациям сообщения и делает нас жертвой барьера восприятия.
К определяющим факторам перцептивных барьеров относятся:
1. Образование
Образованные люди часто воспринимаются как более умные, чем необразованные или не имеющие формальной квалификации.
Это может привести к сбою в общении, потому что люди могут чувствовать, что они недостаточно подготовлены или недостаточно образованы, чтобы понять сообщение, отправленное более образованным или квалифицированным человеком.
2. Род занятий
Род занятий отправителя может повлиять на то, как получатель поймет сообщение. отношение людей к определенным занятиям может замедлить процесс общения и привести к негативному пониманию сообщения.
Это также может работать в обратном порядке. Например, мы доверяем врачам и будем слушать, что они говорят.
3. Требуется
У разных людей разные потребности. Некоторым людям безопасность в жизни может понадобиться больше, чем деньги. На процесс связи Открывается в новом окне влияют потребности как отправителя, так и получателя.
Например, непонимание и конфликт между руководством и работниками организации из десяти человек возникают из-за разных потребностей.
Руководству может потребоваться, чтобы сотрудники уложились в сжатые сроки, а сотрудникам может потребоваться больше времени для выполнения задачи. Сотрудникам может показаться, что требования, предъявляемые руководством, слишком высоки или необоснованны.
4. Возраст
Различные возрастные группы по-разному реагируют на определенное сообщение. В большинстве случаев уважение или неуважение к пожилому человеку играет важную роль в процессе общения.
Молодые люди склонны уважать мнение старших. Они считают, что пожилые люди хорошо осведомлены, но иногда оспаривают подход или заявление, сделанное пожилым человеком. Техническое сообщение, например, как пользоваться Интернетом, может быть лучше воспринято более молодой аудиторией, потому что в последние годы они больше знакомы с технологиями.
5. Измерение навыка
Фоновые и иерархические различия отправителя и получателя играют важную роль в интерпретации сообщения. Разница в фоне часто упускается из виду.
Дело в том, что событие может восприниматься разными людьми по-разному. Чтобы общение было эффективным, важно, чтобы умственные способности или уровень опыта говорящего и слушающего совпадали.
По сравнению с другими группами легче общаться между группами сверстников. Если между отправителем и получателем существует большая разница в силу их знаний, или положения, или даже опыта, то ни один из них не пытался соединить разные системы отсчета.
В процессе взаимодействия попытка понять идеи, изложенные в рамках собственной системы отсчета, может привести к расхождениям в понимании сообщения. В результате возникает рассогласование в передаче и приеме сообщения.
- Цитаты
Барьеры восприятия — Лаборатория решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Вы когда-нибудь чувствовали, что к вам относятся по-другому из-за того, что кто-то ожидал от вас такого поведения? Возможно, ваше образование в престижном университете сделало вас жертвой повышенной нагрузки в офисе. Или, может быть, какой-то коллега думал, что вы будете возражать против его нового проектного предложения из-за проблемы, которую вы подняли в связи с его последней крупной идеей.
Чаще всего такого рода предвзятые мнения приводят к препятствиям в общении, остановке рабочего процесса и общему диссонансу между людьми.
В то время как некоторые барьеры для общения более очевидны, например языковые различия и физические препятствия, перцептивные барьеры обнаружить труднее. Они отражают внутреннее восприятие того, что происходит снаружи, и могут существенно повлиять на то, как мы общаемся с другими. 1
Наше поведение, язык тела и жесты, наше социально-экономическое положение, личные убеждения и склонности — все это распространенные источники предубеждений, которые создают барьеры восприятия, препятствующие нашей способности общаться друг с другом. Имея это в виду, полезно знать об этих препятствиях для общения и находить способы их преодоления.
»Одно из основных препятствий на пути межличностного общения заключается в нашей очень естественной склонности судить — одобрять или не одобрять утверждения другого человека.
– Carl Rogers
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Когнитивное искажение : Подсознательное, систематическое отклонение от рациональности при вынесении суждений, возникающее из-за проблем, связанных с памятью, вниманием и другими умственными ошибками. 2
Гуманизм : направление в психологии, которое делает упор на целостном изучении человека и подчеркивает его уникальность. Эта точка зрения подчеркивает концепции свободы воли, самоактуализации и самоэффективности.3,4
Эффект ореола : форма когнитивного искажения, которое возникает, когда мы переносим наши чувства по поводу одного атрибута характера человека на другую, часто не связанную с ним черту. Это может произойти, когда наше первоначальное впечатление об одной черте («она красивая!») неправомерно проецируется на наше общее впечатление о человеке («она дружелюбная!»).
Карл Роджерс был американским психологом 20-го века, отцом-основателем гуманистической психологии и видным деятелем психотерапии. Он был пионером личностно-центрированного подхода к терапии, который был сосредоточен на распознавании тенденции к самоактуализации пациента, определяемой как встроенная склонность каждого человека стремиться к росту, автономии и свободе от периферийных источников власти. 6
Роджерс считал, что вся задача психотерапии состоит в том, чтобы помочь людям достичь, посредством особых отношений со своим терапевтом, хорошего внутреннего общения. Как только это будет достигнуто, считал Роджерс, тогда этот человек сможет более свободно и эффективно общаться с другими.7
Естественное стремление судить или оценивать других существует внутри всех нас, утверждал Роджерс. И более того, это стремление обостряется в ситуациях, когда эмоции и чувства сильнее. Чтобы бороться с этими оценочными и предвзятыми тенденциями, Роджерс решительно выступал за то, чтобы слушать с пониманием; видение предполагаемого отношения, идеи или убеждения, которое мы воспринимаем о другом человеке с его точки зрения. Это, как утверждал Роджерс, может позволить нам лучше понять, как наши предубеждения могут восприниматься другим человеком, и впоследствии улучшить способ нашего общения в будущем.0003
История
Барьеры восприятия являются результатом определенного типа когнитивной предвзятости, термин, используемый для описания наших систематических, но непоследовательных моделей ответов на проблемы суждения и решения. Идея когнитивной предвзятости была предложена психологами Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом в 1970-х годах, и с тех пор ее использование экспоненциально выросло для описания десятков более конкретных форм предвзятости. 9
Пять когнитивных искажений, которые в наибольшей степени способствуют возникновению барьеров восприятия, включают: стереотипы , эффект ореола , избирательное участие, проекция и ожидания.
Избирательное участие предполагает внимание к информации, которая поддерживает ваши идеи, и игнорирование остальной информации. Если у вас есть проблемы с вашим руководителем, выборочное участие может включать оценку только его отрицательных черт личности и игнорирование любых хороших качеств, которые несовместимы с вашими ранее существовавшими представлениями о нем. Избирательное участие может также отражаться в защите восприятия, нашем механизме защиты от идей и концепций, которые угрожают нашей системе убеждений. Примером этой тенденции является курильщик, отвлекающий внимание от предупреждения о вредном воздействии на сигаретной пачке10, 9.0003
Эффект ореола — еще один распространенный стимул для перцептивных барьеров; Впервые это наблюдал американский психолог Эдвард Торндайк и описал в своей статье 1920 года Постоянная ошибка в психологических рейтингах .11 В его исследовании системы ранжирования вооруженных сил США офицеров просили ранжировать своих подчиненных на основе черт характера. Торндайк обнаружил, что внешний вид подчиненных сильно коррелирует с оценкой таких качеств, как интеллект, компетентность и навыки.12
Стереотипы также могут создавать помехи в восприятии; широко распространенные обобщения о людях могут повлиять на то, чтобы мы приписывали индивидам атрибуты исключительно на основе той категории, в которой мы их воспринимаем. Стереотипы чаще всего возникают, когда мы знакомимся с новыми людьми. Стереотипы могут исказить наше первое впечатление о чьем-то характере на основе не связанных между собой атрибутов, таких как пол, раса или возраст13. организации обнаружили, что они считаются более непокорными организационным изменениям, менее творческими или склонными идти на просчитанный риск, хуже оцениваются по физическим возможностям, а также менее заинтересованы и способны к изучению новых методов. 14 Участвовавшие в исследовании студенты-бизнесмены, которым было поручено принимать решения о кадровых назначениях, меньше внимания уделяли пожилым людям при продвижении по службе и уделяли меньше внимания обучению.
Эффект ореола также может создавать значительные препятствия для эффективного принятия решений и общения; это может привести к несправедливым различиям в отношении к сотрудникам, диспропорциям в дисциплинарных нарушениях и даже может повлиять на процесс найма. Если кандидат получает преимущество из-за этого, это может привести к предвзятому процессу найма. 15
Последствия
Упомянутые выше предвзятые идеи могут серьезно повлиять на то, как мы общаемся друг с другом. Не умея адекватно воспринимать других на основе таких предубеждений, мы создаем фильтры для того, как мы интерпретируем информацию и передаем ее в разговоре.
Стремление к ясности — это одна из полезных тактик, которая может свести к минимуму вред барьеров восприятия. Если вы не уверены в ожиданиях или предпочтениях другого человека во время взаимодействия, может проявиться замешательство и спровоцировать наше искажение восприятия. Ключ к преодолению нехватки ясности — это задавать вопросы, чтобы убедиться, что вы и другой человек согласны друг с другом. 16
Практический пример
Барьеры восприятия могут стать серьезной проблемой для представителей меньшинств как на рабочем месте, так и вне его. Например, люди, имеющие дело с инвалидностью, часто сталкиваются с проблемами при принятии решения о том, следует ли использовать возможности, более доступные для общественности.
Исследование, проведенное в 2019 году Эрин Людвиг из Колледжа искусств и дизайна Коркоран, показало, как стигма влияет на людей с ограниченными возможностями при принятии решения о покровительстве художественным организациям. Людвиг стремился понять, влияют ли барьеры отношения к участию, помимо традиционных структурных и архитектурных барьеров, на вероятность того, что такие люди будут заинтересованы и присоединятся к художественной деятельности. 17 Пул участников состоял из 28 художественных организаций со всего штата Нью-Джерси, которые ответили на первоначальный опрос исследования, за которым последовали 50 людей с ограниченными возможностями, ответивших на второй раунд опроса.
В то время как формы базовой доступности доступны в большинстве организаций по мере необходимости (например, пандусы, сурдопереводы, удобные туалеты для инвалидных колясок), исследование было направлено на определение того, осведомлены ли эти организации об отношенческих барьерах и социальных потребностях своих посетителей-инвалидов. . В ходе первоначального опроса опрошенные организации были «весьма оптимистичны в отношении отсутствия стигмы в их организациях», при этом 93% респондентов указали, что они разработали политику доступности для людей с ограниченными возможностями18. почти половина посетителей с ограниченными возможностями заявили, что они согласны или полностью согласны с идеей о том, что «стигму (в контексте участия) иногда труднее преодолеть, чем физические или связанные с программой барьеры». 19 Людвиг обнаружил, что эта стигма затрагивает людей, даже если они лично не сталкивались с какой-либо формой дискриминации, подразумевая, что самостигматизация возникает просто из-за признания людьми того, что они являются частью стигматизированной группы. Это, в свою очередь, удерживает посетителей с ограниченными возможностями от участия в ситуациях, когда они чувствуют, что есть потенциальные стигматизаторы, такие как сотрудники художественных организаций.
Людвиг предполагает, что обучение людей с инвалидностью причинным последствиям поведенческих барьеров может иметь большое значение для участия в художественных организациях. Кроме того, изучение аспектов инвалидности, с которыми персонал может быть не знаком, например, тот факт, что при первом общении с посетителями с инвалидностью обычно возникает дискомфорт, может стать огромным шагом к преодолению разрыва между стигмой и реальностью. 20
Связанное содержимое TDL
Теория самовосприятия
Осознание барьеров восприятия частично отражается на нашем собственном поведении. Теория самовосприятия объясняет, как мы осознаем определенные предрасположенности и отношения, наблюдая за собственным поведением.
Эффект ореола в восприятии потребителей: почему маленькие детали могут иметь большое значение
Эффект ореола — один из основных факторов, провоцирующих барьеры восприятия в нашей повседневной жизни. В потреблении эффект ореола играет важную роль в том, как мы воспринимаем продукты, как на уровне бренда, так и на уровне продукта.
Источники
- Герман К. (2019, 18 июня). Как устранить барьеры восприятия. Бизфлюэнт. https://bizfluent.com/how-8483270-eliminate-perceptual-barriers.html
- Рул, К. (2021, 4 мая). Что такое когнитивное искажение? Учебные пособия для студентов-психологов – просто психология. https://www.simplypsychology.org/cognitive-bias.html
- Черри, К. (20 июля 2020 г.). Как гуманистические теории используются в психологии. Очень хорошо Разум. https://www.verywellmind.com/what-is-humanistic-psychology-2795242
- Britannica, T. Editors of Encyclopaedia (неверная дата). гуманистическая психология. Британская энциклопедия. https://www.britannica.com/science/humanistic-psychology
- Перера, А. (2021, 22 марта). Эффект ореола: определение и примеры. Учебные пособия для студентов-психологов – Просто психология. https://www.simplypsychology.org/halo-effect.html
- Шунк, Д. Х. (2016). Теории обучения: образовательная перспектива. Пирсон.
- Роджерс, К., и Ротлисбергер, Б. (1 ноября 1991 г.). Барьеры и шлюзы для общения. Гарвардский бизнес-обзор. https://hbr.org/1991/11/barriers-and-gateways-to-communication
- Rogers, C., & Roethlisberger, B. (1991, 1 ноября). Барьеры и шлюзы для общения. Гарвардский бизнес-обзор. https://hbr.org/1991/11/barriers-and-gateways-to-communication
- Уилке, А., и Мата, Р. (2012). Когнитивное искажение. В Энциклопедии человеческого поведения (стр. 531-535). Академическая пресса.
- Долан С. и Лингхэм Т. (2021 г.). Введение в международное организационное поведение (2-е изд.). Мой Воспитатель. 2.10
- Перера, А. (2021, 22 марта). Эффект ореола: определение и примеры. Учебные пособия для студентов-психологов – Просто психология. https://www.simplypsychology.org/halo-effect.html
- Долан С. и Лингхэм Т. (2021). Введение в международное организационное поведение (2-е изд.). Мой Воспитатель. 2.10
- Блэк, Дж. С., Брайт, Д. С., и Гарднер, Д. Г. (2019). Организационное поведение. ОпенСтакс. https://openstax.org/books/organizational-behavior/pages/3-2-barriers-to-accurate-social-perception
- К. фон Хиппель и др. , «Угроза возрастных стереотипов и результаты работы : оценки стресса и размышления как посредники», «Психология и старение», февраль 2019 г., стр. 68–84.
- Миллер, Б. (2018, 1 октября). Как эффект ореола влияет на ваше рабочее место. Ежедневный советник по персоналу. https://hrdailyadvisor.blr.com/2018/10/02/how-the-halo-effect-impacts-your-workplace/
- Допико А. (24 сентября 2019 г.). Как вы преодолеваете барьеры восприятия? JanetPanic.com – Портал всемирной истории. https://janetpanic.com/how-do-you-overcome-perceptual-barriers/
- Людвиг, Э. (2012). Стигма в искусстве: как барьеры восприятия влияют на участие людей с ограниченными возможностями в художественных организациях. Журнал управления искусством, права и общества , 42 (3), 142
- Людвиг Э. (2012). Стигма в искусстве: как барьеры восприятия влияют на участие людей с ограниченными возможностями в художественных организациях. Журнал управления искусством, права и общества , 42 (3), 143
- Людвиг Э.