Периодизация жизни человека: 14. Возрастная периодизация жизни человека

Маркетинговый Подход К Возрастной Периодизации При Взаимодействии С Пожилыми Потребителями

Author

Listed:

Registered:

    Abstract

    В статье представлен ретроспективный анализ подходов к возрастной периодизации жизни человека в гуманитарных науках, в результате которого показано, что, несмотря на интерес исследователей различных научных направлений, на сегодняшний день наукой не выработано единых подходов к определению возрастных границ пожилого возраста. Также в статье показано, что общих подходов не сформировано и в отношении оценки содержания поздних периодов жизни человека: в научных трудах по психологии пожилой возраст характеризуется как с позитивной, так и с негативной позиции. Авторами обозначено, что проблема объективной характеристики периодов старшего возраста обусловлена всевозрастающей дифференциацией индивидов по причине особенностей их развития и условий, оказывающих влияние на данный процесс. В условиях старения населения, характерного для большинства стран и регионов мира, отмечена тенденция к распространению позитивного восприятия старости, что определяет, в том числе, и изменения в образе жизни пожилых людей. С позиции маркетинга, при взаимодействии с потребителями старшей возрастной группы, важным фактором является не только определение возрастных границ сегмента, но и понимание психологического состояния индивида, обуславливающего дистинктивность его покупательского поведения. С целью дифференциации потребителей авторами предлагается использование модели субъективного возраста, преимуществом которой является расширенное представление о возрасте человека с позиции его самовосприятия и поведения, и позволяет учесть гетерогенность сегмента пожилых потребителей.

    Suggested Citation

  • Асташова Юлия Владимировна & Каточков Виктор Михайлович, 2015. «Маркетинговый Подход К Возрастной Периодизации При Взаимодействии С Пожилыми Потребителями,» Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and management Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, CyberLeninka;Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет», vol. 9(2), pages 175-180.
  • Handle: RePEc:scn:009910:15826769

    as

    HTMLHTML with abstractplain textplain text with abstractBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Download full text from publisher

    File URL:
    http://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-podhod-k-vozrastnoy-periodizatsii-pri-vzaimodeystvii-s-pozhilymi-potrebitelyami
    Download Restriction: no
    —>

    More about this item

    Keywords

    МАРКЕТИНГ; СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ; ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ; СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ; ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ;
    All these keywords.

    Statistics

    Access and download statistics

    Corrections

    All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:009910:15826769. See general information about how to correct material in RePEc.

    For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: . General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .

    If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.

    We have no bibliographic references for this item. You can help adding them by using this form .

    If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the «citations» tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.

    For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: CyberLeninka (email available below). General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .

    Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.

    ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА • Большая российская энциклопедия

    ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, пе­ри­од от ро­ж­дения че­ло­ве­ка до то­го или ино­го от­считывае­мо­го мо­мен­та его жиз­ни. Раз­ли­ча­ют био­ло­гич. В. ч., ко­то­рый оп­ре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью био­ло­гич. зре­ло­сти ор­га­низ­ма и её со­от­вет­ст­ви­ем сред­ним по­пу­ля­ци­он­ным ха­рак­те­ри­сти­кам, ка­лен­дар­ный В. ч. (хро­но­ло­ги­че­ский, пас­порт­ный), из­ме­ряе­мый вре­ме­нем, про­шед­шим с мо­мен­та ро­ж­де­ния, а так­же пси­хо­ло­ги­че­ский, со­ци­аль­ный В. ч. и др. Био­ло­гич. В. ч. мо­жет за­мет­но от­ли­чать­ся от ка­лен­дар­но­го как в сто­ро­ну опе­ре­же­ния, так и от­ста­ва­ния. В за­ви­си­мо­сти от вы­бо­ра сис­те­мы при­зна­ков раз­ли­ча­ют мор­фо­ло­гич. В. ч., ко­ст­ный, зуб­ной и т. п.

    В де­мо­гра­фи­че­ском ана­ли­зе час­то­та всех де­мо­гра­фич. со­бы­тий (ро­ж­де­ний, смер­тей и т. д.) рас­смат­ри­ва­ет­ся обыч­но как функ­ция воз­рас­та, ко­то­рый счи­та­ет­ся не­пре­рыв­ной пе­ре­мен­ной и ука­зы­ва­ет­ся ли­бо в ви­де точ­но­го В. ч. (как про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду мо­мен­том ро­ж­де­ния и оп­ре­де­лён­ным мо­мен­том жиз­ни че­ло­ве­ка), ли­бо как воз­рас­т­ной ин­тер­вал ме­ж­ду дву­мя со­сед­ни­ми (обыч­но це­лы­ми го­дич­ны­ми) его зна­че­ния­ми. Для по­ко­ле­ния пред­по­ла­га­ет­ся, что все со­став­ляю­щие его лю­ди ро­ди­лись (или с ни­ми про­изош­ло то или иное со­бы­тие) в один и тот же мо­мент. В про­цес­се эво­лю­ции про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни пред­став­ле­ния о воз­рас­тных пе­рио­дах (пе­рио­ди­зация он­то­ге­не­за че­ло­ве­ка) ме­ня­ют­ся. При­мер­ная пе­рио­ди­за­ция жиз­ни че­ло­ве­ка (с учё­том от­но­ситель­но­сти гра­ниц) мо­жет быть пред­став­ле­на в сле­дую­щем ви­де:

    $1–7\:дней\:новорождённые$

    $7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$

    $1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$

    $4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$

     

    $\left. \begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$

     

    $\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$

    $17\:–\:21\: год\: юноши$

    $16\:–\:20\: лет\: девушки$

    $\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$

     

    $\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$

     

    $\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$

    $\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$

    $75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$

    $90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\;                   долгожители$

    В ме­ди­ци­не су­ще­ст­ву­ет по­ня­тие гес­та­ци­он­но­го В. ч., оп­ре­де­ляе­мо­го в не­де­лях для пло­да или но­во­ро­ж­дён­но­го ре­бён­ка от по­след­не­го пе­рио­да мен­ст­руа­ции ма­те­ри.

    На­ря­ду с воз­рас­том жи­ву­щих важ­ное зна­че­ние в де­мо­гра­фич. ана­ли­зе име­ет воз­раст умер­ших, воз­раст всту­п­ле­ния в брак, де­то­род­ный воз­раст и т. д. Зна­ние воз­рас­тов отд. лю­дей на мо­мент на­блю­де­ния или на­сту­п­ле­ния в их жиз­ни тех или иных де­мо­гра­фич. со­бы­тий да­ёт пред­став­ле­ние о воз­рас­тной струк­ту­ре на­се­ле­ния и о том, в ка­ких воз­рас­тных груп­пах про­ис­хо­дят дан­ные со­бы­тия. По­сколь­ку час­то­та ро­ж­де­ний, смер­тей, бра­ков, раз­во­дов в раз­ных воз­рас­тах не­оди­на­ко­ва, В. ч. слу­жит об­щей ко­ор­ди­на­той де­мо­гра­фич. яв­ле­ний; их ста­ти­стич. опи­са­ние при по­мо­щи таб­лиц смерт­но­сти, ро­ж­дае­мо­сти, брач­но­сти и др. (име­ют важ­ное зна­че­ние для ана­ли­за вос­про­из­вод­ст­ва на­се­ле­ния) по­зво­ля­ет вы­яс­нить об­щие за­ко­но­мер­но­сти про­те­ка­ния этих про­цес­сов на разл. эта­пах жиз­ни.

    Ста­ти­стич. ана­лиз воз­рас­та как де­мо­гра­фич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. ка­те­го­рии мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся по двум на­прав­ле­ни­ям: во-пер­вых, изу­че­ние воз­рас­тной струк­ту­ры все­го на­се­ле­ния на оп­ре­де­лён­ный мо­мент; во-вто­рых, изу­че­ние од­но­го по­ко­ле­ния, пе­ре­жи­ваю­ще­го разл. ис­то­рич. со­бы­тия в од­ном и том же воз­рас­те. Вви­ду зна­чит. труд­но­стей по­лу­че­ния ста­ти­стич. ин­фор­ма­ции по по­ко­ле­ни­ям в де­мо­гра­фии наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ли ис­сле­до­ва­ния воз­рас­т­ных ха­рак­те­ри­стик, за­пе­чат­лён­ных в воз­рас­тных струк­ту­рах на­се­ле­ния.

    В. ч. име­ет зна­че­ние так­же и с юри­дич. точ­ки зре­ния: напр., брач­ный воз­раст, пра­во­спо­соб­ность и дее­спо­соб­ность (в т. ч. тру­до­вая), воз­раст уго­лов­ной, адм. или гражд. от­вет­ст­вен­но­сти и т. д.

    В. ч., с эко­но­мич. и со­ци­аль­ной то­чек зре­ния, ус­лов­но де­лит жизнь на ряд эта­пов: по­треб­ле­ние и на­ко­п­ле­ние жиз­нен­но­го опы­та; про­из­вод­ст­во и по­треб­ле­ние ма­те­ри­аль­ных и ду­хов­ных цен­но­стей; по­треб­ле­ние без про­из­вод­ст­ва, пе­ре­да­ча жиз­нен­но­го опы­та и зна­ний.

    В. ч. в де­мо­гра­фии из­ме­ря­ет­ся обыч­но це­лым чис­лом ис­пол­нив­ших­ся лет, а для де­тей мо­ло­же го­да – чис­лом ме­ся­цев или да­же дней (для де­тей до 1 мес). Све­де­ния о В. ч. по­лу­ча­ют при пе­ре­пи­сях и об­сле­до­ва­ни­ях на­се­ле­ния пу­тём оп­ро­са, при те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции де­могра­фич. со­бы­тий (бра­ков, раз­во­дов и т. д.) – ча­ще все­го на ос­но­ва­нии за­писей в до­ку­мен­тах. В про­грам­мах пе­ре­пи­сей, как пра­ви­ло, ста­вит­ся во­прос о да­те ро­ж­де­ния (чис­ло, ме­сяц, год или ме­сяц, год), ино­гда и о чис­ле ис­пол­нив­ших­ся лет. Зная да­ту ро­ж­де­ния, мож­но оп­ре­де­лить чис­ло лет, ис­пол­нив­ших­ся к мо­мен­ту пе­ре­пи­си, вы­чи­тая год ро­ж­де­ния из го­да пе­ре­пи­си. При этом, ес­ли день ро­ж­де­ния в го­ду пе­ре­пи­си поз­же её да­ты, раз­ность умень­ша­ет­ся на еди­ни­цу. При те­ку­щей ре­ги­ст­ра­ции учи­тыва­ет­ся обыч­но да­та или толь­ко год ро­ж­де­ния. При­бли­зи­тель­ное или ок­руг­лён­ное ука­за­ние воз­рас­та при оп­ро­се при­во­дит к ис­ка­же­нию чис­лен­но­сти отд. воз­рас­тных групп – к т. н. воз­рас­тной ак­ку­му­ля­ции, ко­то­рая ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­сре­до­то­че­ни­ем в отд. воз­рас­тах, ча­ще все­го окан­чи­ваю­щих­ся на 0 или 5, чис­лен­но­сти на­се­ле­ния или де­мо­гра­фич. со­бы­тий зна­чи­тель­но боль­шей, чем в со­сед­них воз­рас­тах.

    В пси­хо­ло­гии пе­рио­ди­за­ция В. ч. ука­зы­ва­ет на ка­че­ст­вен­но свое­об­раз­ные сту­пе­ни раз­ви­тия ин­ди­ви­да. В пси­хо­ло­гии вы­де­ля­ют сле­дую­щие В. ч.: пре­на­таль­ное раз­ви­тие (от за­ча­тия до ро­ж­де­ния), мла­ден­че­ст­во (от ро­ж­де­ния до 1 го­да), ран­нее дет­ст­во (1–3), до­шко­ль­ный воз­раст (от 3 до 6–7), млад­ший школь­ный воз­раст (от 6–7 до 11–12), от­ро­че­ст­во (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), мо­ло­дость (от 19–21 до 25–30), зре­лость (от 25–30 до 55–60), ста­рость (от 55–60). Ста­биль­ные пе­рио­ды раз­ви­тия че­ре­ду­ют­ся с пе­ре­ход­ны­ми пе­рио­да­ми от од­но­го воз­рас­тно­го эта­па к дру­го­му, не­ред­ко про­те­каю­щи­ми в фор­ме воз­рас­тных кри­зи­сов. Для ка­ж­до­го В. ч. су­ще­ст­ву­ют нор­ма­тив­ные (сред­не­ста­ти­сти­че­ские) по­ка­за­те­ли пси­хо­фи­зи­че­ско­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го, эмо­цио­наль­но­го, лич­но­ст­но­го раз­ви­тия и т. п. Для ха­рак­те­ри­сти­ки ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия ис­поль­зу­ют­ся по­ня­тия «пси­хо­ло­гич. воз­раст», «со­ци­аль­ный воз­раст», «ум­ст­вен­ный воз­раст», ко­то­рые оп­ре­де­ля­ют­ся со­от­не­се­ни­ем па­ра­мет­ров раз­ви­тия ин­ди­ви­да с нор­ма­тив­ны­ми. Пси­хо­ло­гич. воз­раст ука­зы­ва­ет на оп­ре­де­лён­ную струк­ту­ру пси­хи­ки, ста­дию раз­ви­тия лич­но­сти и мыш­ле­ния, со­ци­аль­ную си­туа­цию раз­ви­тия, ве­ду­щую дея­тель­ность, пси­хо­ло­гич. но­во­об­ра­зо­ва­ния и т. п. Со­ци­аль­ный воз­раст пред­став­ля­ет со­бой на­бор нор­ма­тив­но-ро­ле­вых свойств и иден­тич­но­стей, про­из­вод­ных от воз­рас­тно­го раз­де­ле­ния тру­да и со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ст­ва. Та­кие по­ня­тия, как до­шко­ль­ный, школь­ный, сту­ден­че­ский, ра­бо­чий, пен­си­он­ный, брач­ный воз­раст или воз­раст гражд. со­вер­шен­но­ле­тия име­ют смысл толь­ко в кон­тек­сте со­ци­аль­ных от­но­ше­ний оп­ре­де­лён­но­го об­ще­ст­ва и из­ме­ня­ют­ся вме­сте с ни­ми. Напр., ак­се­ле­ра­ция ме­ня­ет пред­став­ле­ния о про­дол­жи­тель­но­сти и осо­бен­но­стях дет­ст­ва, с рос­том про­дол­жи­тель­но­сти и ка­че­ст­ва жиз­ни ме­ня­ет­ся по­ня­тие «ста­рость» и т.  п.

    Для ка­ж­дой куль­ту­ры ха­рак­те­рен свой сим­во­лизм В. ч., вклю­чаю­щий в се­бя тер­ми­но­ло­гию, нор­ма­тив­ные кри­те­рии В. ч., пе­рио­ди­за­цию жиз­нен­но­го цик­ла, воз­рас­тные сте­рео­ти­пы (чер­ты и свой­ст­ва, при­пи­сы­вае­мые ли­цам дан­но­го воз­рас­та и за­да­вае­мые им в ка­че­ст­ве под­ра­зу­ме­вае­мой нор­мы), воз­рас­тные об­ря­ды (ри­туа­лы, по­сред­ст­вом ко­то­рых куль­ту­ра струк­ту­ри­ру­ет и оформ­ля­ет взаи­мо­от­но­ше­ния воз­рас­тных сло­ёв), воз­рас­т­ную суб­куль­ту­ру, вклю­чаю­щую при­зна­ки и цен­но­сти, по ко­то­рым пред­ста­ви­тели дан­но­го воз­рас­тно­го слоя осоз­на­ют и ут­вер­жда­ют се­бя в ка­че­ст­ве един­ст­ва, от­лич­но­го от всех ос­таль­ных воз­рас­т­ных общ­но­стей (напр., дет­ская суб­куль­ту­ра). Куль­тур­ный сим­во­лизм воз­рас­та влия­ет на пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о сво­ей био­гра­фии, жиз­нен­ном пу­ти и на субъ­ек­тив­ный, пе­ре­жи­вае­мый воз­раст лич­но­сти, «воз­рас­тное са­мо­соз­на­ние» (чув­ст­ву­ет че­ло­век се­бя мо­ло­дым или ста­рым), ко­то­рое так­же за­ви­сит от сте­пе­ни са­мо­реа­ли­за­ции, со­бы­тий­ной на­пол­нен­но­сти жиз­ни, ак­ту­аль­ных со­ци­аль­ных ро­лей и си­туа­ций и т.  п. См. так­же Воз­рас­тная ор­га­ни­за­ция.

    Теория периодизации: перед лицом неудобной правды

    1. Маквортер Дж. Какая научная концепция улучшит когнитивный инструментарий каждого? Зависимость от пути. 2011. Доступно по адресу: http://www.edge.org/response-detail/10852. По состоянию на 16 ноября 2017 г.

    2. Liebowitz SJ, Margolis SE. Зависимость от пути, блокировка и история. JL Econ Org. 1995; 11:205. [Google Scholar]

    3. Файгенбаум А.Д. Силовые тренировки и здоровье детей. J Phys Educ Recreation Dance. 2001;72(3):24–30. doi: 10.1080/07303084.2001.10605847. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

    4. Сифф МЦ. Супертренинг. Институт сверхподготовки; Нью-Джерси: Уайли; 2003.

    5. Кэннон ВБ. Регуляция гомеостаза симпатической системой. Trans Assoc Am Phys. 1929;41.

    6. Гольдштейн Д.С., Копин И.Ю. Эволюция представлений о стрессе. Стресс. 2007;10(2):109–120. doi: 10.1080/10253890701288935. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    7. Selye H. Синдром, вызываемый различными вредными агентами. Природа. 1936;138(3479):32. дои: 10.1038/138032a0. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

    8. Селье Х. Жизненный стресс. 1956.

    9. Forbes C. Выгорание. 1999 г. http://www.swimmingcoach.org/articles/9908/9908_1.htm. По состоянию на 16 ноября 2017 г.

    10. Bourne ND. Быстрая наука: история теории и методов тренировок элитных бегунов до 1975 года. Остин: Техасский университет в Остине; 2008. [Google Scholar]

    11. Советник Дж. Э. Наука плавания. Река Аппер-Сэдл: Прентис-холл; 1968. [Google Scholar]

    12. Тернер А. Наука и практика периодизации: краткий обзор. Прочность Cond J. 2011; 33 (1): 34–46. дои: 10.1519/SSC.0b013e3182079cdf. [CrossRef] [Google Scholar]

    13. Бомпа Т.О., Хафф Г.Г. Периодизация: теория и методика тренировки. Шампейн: кинетика человека; 2009. [Google Scholar]

    14. Baechle TR, Earle RW, Национальная ассоциация силы и физической подготовки (США) Основы силовой тренировки и физической подготовки.

    Шампейн: кинетика человека; 2008. С. 395–396. [Google Scholar]

    15. Хоффман Дж. Ассоциация кондиционирования: руководство NSCA по разработке программ. Шампейн: кинетика человека; 2012. [Google Академия]

    16. Иссурин В.Б. Новые горизонты для методологии и физиологии периодизации тренировок. Спорт Мед. 2010;40(3):189–206. doi: 10.2165/11319770-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    17. Иссурин В.Б. Преимущества и ограничения блочно-периодических подходов к подготовке спортсменов: обзор. Спорт Мед. 2016;46(3):329–338. doi: 10.1007/s40279-015-0425-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    18. Mason JW. Исторический взгляд на поле стресса. J Hum Стресс. 1975;1(2):22–36. doi: 10.1080/0097840X.1975.9940405. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    19. Selye H, Cooper CL. Проблемы исследования стресса для восьмидесятых годов. Купер С., Нью-Джерси: Wiley; 1983.

    20. Стоукс А.Ф., Кайт К. Стресс в полете: стресс, усталость и работоспособность в авиации. Лондон: Рутледж; 2017.

    21. Лазарь Р.С. Психологический стресс и копинг при адаптации и болезни. Int J Psychiatry Med. 1974; 5 (4): 321–333. doi: 10.2190/T43T-84P3-QDUR-7RTP. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    22. Лазарус Р.С., Фолкман С. Транзакционная теория и исследование эмоций и преодоления трудностей. Евр Джей Личный. 1987;1(3):141–169. doi: 10.1002/per.2410010304. [CrossRef] [Google Scholar]

    23. Mason JW. Переоценка концепции «неспецифичности» в теории стресса. J Psychiatr Res. 1971;8(3):323–333. doi: 10.1016/0022-3956(71)

    -8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    24. Стерлинг П. Принципы аллостаза: оптимальный дизайн, прогностическое регулирование, патофизиология и рациональность. Аллостаз, гомеостаз и затраты на физиологическую адаптацию. 2004.

    25. Zachariae R. Психонейроиммунология: биопсихосоциальный подход к здоровью и болезни. Scand J Psychol. 2009;50(6):645–651. doi: 10.1111/j.1467-9450.2009.00779.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    26. Kleckner I, Zhang J, Touroutoglou A, Chanes L, Xia C, Simmons WK, Quigley K, Dickerson B, Barrett L. Доказательства существования крупномасштабной системы мозга, поддерживающей Аллостаз и интероцепция у человека. Нат Хум Бехав. 2017 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    27. Стерлинг П., Эйер Дж. Аллостаз: новая парадигма для объяснения патологии возбуждения. В: Fisher S, Reason J, редакторы. Справочник по жизненному стрессу, познанию и здоровью. Чичестер: Уайли; 1988. стр. 629–649. [Google Scholar]

    28. McEwen BS. Физиология и нейробиология стресса и адаптации: центральная роль мозга. Physiol Rev. 2007; 87: 873–901. doi: 10.1152/physrev.00041.2006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    29. McEwen BS. Аллостаз и аллостатическая нагрузка: последствия для нейропсихофармакологии. Нейропсихофармакология. 2000; 22:108–124. doi: 10.1016/S0893-133X(99)00129-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    30. Ganzel BL, Morris PA, Wethington E. Allostasis и человеческий мозг: интеграция моделей стресса из социальных наук и наук о жизни. Psychol Rev. 2010;117(1):134. doi: 10.1037/a0017773. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    31. Макьюэн Б.С. Защитное и повреждающее действие медиаторов стресса. N Engl J Med. 1998; 338: 171–179. doi: 10.1056/NEJM199801153380307. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    32. Гольдштейн Д.С. Компьютерные модели стресса, аллостаза, острых и хронических заболеваний. Энн Н.Ю. Академия наук. 2008;1148(1):223–231. doi: 10.1196/annals.1410.061. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    33. McEwen BS, Gianaros PJ. Пластичность мозга, вызванная стрессом и аллостазом. Энн Рев Мед. 2011;18(62):431–445. doi: 10.1146/annurev-med-052209-100430. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    34. Tawakol A, Ishai A, Takx RA, Figueroa AL, Ali A, Kaiser Y, Truong QA, Solomon CJ, Calcagno C, Mani V, Tang КИ. Связь между активностью миндалевидного тела в покое и сердечно-сосудистыми событиями: продольное и когортное исследование. Ланцет. 2017;389(10071):834–845. doi: 10.1016/S0140-6736(16)31714-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    35. Juster RP, Bizik G, Picard M, Arsenault-Lapierre G, Sindi S, Trepanier L, Marin MF, Wan N, Sekerovic Z, Lord C , Фиокко А.Дж. Междисциплинарная перспектива хронического стресса в связи с психопатологией на протяжении всей жизни. Дев психопат. 2011;23(3):725–776. дои: 10.1017/S0954579411000289. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    36. Vachon-Presseau E, Martel MO, Roy M, Caron E, Albouy G, Marin MF, Plante I, Sullivan MJ, Lupien SJ, Rainville P. Острый стресс способствует индивидуальным различиям в боли и активности головного мозга, связанной с болью, у здоровых и пациентов с хронической болью. Дж. Нейроски. 2013;33(16):6826–6833. doi: 10.1523/JNEUROSCI.4584-12.2013. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    37. Эбрехт М., Хекстолл Дж., Киртли Л.Г., Тейлор А., Дайсон М., Вейнман Дж. Воспринимаемый стресс и уровни кортизола предсказывают скорость заживления ран у здоровых мужчин. Взрослые. Психонейроэндокринология. 2004;29(6): 798–809. doi: 10.1016/S0306-4530(03)00144-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    38. Gouin JP, Kiecolt-Glaser JK. Влияние психологического стресса на заживление ран: методы и механизмы. Иммунол Аллергия Клин Н Ам. 2011;31(1):81–93. doi: 10.1016/j.iac.2010.09.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    39. Иварссон А., Джонсон У., Андерсен М.Б., Транеус У., Стенлинг А., Линдуолл М. Психосоциальные факторы и спортивные травмы: метаанализ для прогнозирования и предотвращения . Спорт Мед. 2017;47(2):353–365. дои: 10.1007/s40279-016-0578-х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    40. Timpka T, Jacobsson J, Dahlström Ö, Kowalski J, Bargoria V, Ekberg J, Nilsson S, Renström P. Шведские легкоатлеты высшего уровня: 12-месячное когортное исследование. Бр Дж Спорт Мед. 2015;49(22):1472–1477. doi: 10.1136/bjsports-2015-094622. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    41. Madigan DJ, Stoeber J, Forsdyke D, Dayson M, Passfield L. Перфекционизм предсказывает травмы у юных спортсменов: предварительные данные проспективного исследования. J Sports Sci. 2017; 8:1–6. [PubMed] [Академия Google]

    42. Иварссон А., Джонсон У. Психологические факторы как предикторы травм среди старших футболистов: проспективное исследование. J Sports Sci Med. 2010;9(2):347. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    43. Mann JB, Bryant KR, Johnstone B, Ivey PA, Sayers SP. Влияние физического и академического стресса на болезни и травмы у футболистов колледжа 1 дивизиона. J Прочность Конд Рез. 2016;30(1):20–25. doi: 10.1519/JSC.0000000000001055. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    44. Li H, Moreland JJ, Peek-Asa C, Yang J. Предсезонная тревога и депрессивные симптомы и предполагаемый риск травм у университетских спортсменов. Am J Sports Med. 2017;1:0363546517702847. [PubMed] [Google Scholar]

    45. Форсдайк Д., Смит А., Джонс М., Гледхилл А. Психосоциальные факторы, связанные с результатами реабилитации после спортивных травм у соревнующихся спортсменов: систематический обзор смешанных исследований. Бр Дж Спорт Мед. 2016;50(9):537–544. doi: 10.1136/bjsports-2015-094850. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    46. Ардерн С.Л., Тейлор Н.Ф., Феллер Дж.А., Вебстер К.Е. Систематический обзор психологических факторов, связанных с возвращением в спорт после травмы. Бр Дж Спорт Мед. 2013;47(17):1120–1126. doi: 10.1136/bjsports-2012-091203. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    47. McEwen BS, Gianaros PJ. Центральная роль мозга в стрессе и адаптации: связь с социально-экономическим статусом, здоровьем и болезнями. Энн Н.Ю. Академия наук. 2010;1186(1):190–222. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.05331.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    48. Рууска П.С., Хаутала А.Дж., Кивиниеми А.М., Мякикаллио Т.Х., Тулппо М.П. Самостоятельная оценка психического стресса и реакции на физическую нагрузку у здоровых людей. Фронт Физиол. 2012;3:51. doi: 10.3389/fphys.2012.00051. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    49. Main LC, Landers GJ, Grove JR, Dawson B, Goodman C. Образцы тренировок и негативные последствия для здоровья в триатлоне: продольные наблюдения в течение всего соревновательного сезона . J Sports Med Phys Fit. 2010;50(4):475–485. [PubMed] [Академия Google]

    50. Оттер Р.Т., Бринк М.С., Диркс Р.Л., Лемминк К.А. Негативное жизненное событие ухудшает психосоциальный стресс, восстановление и экономичность бега бегунов. Int J Sports Med. 2016;37(3):224–229. [PubMed] [Google Scholar]

    51. Stults-Kolehmainen MA, Lu T, Ciccolo JT, Bartholomew JB, Brotnow L, Sinha R. Более высокий хронический психологический стресс связан с притуплением аффективных реакций на напряженные упражнения с сопротивлением: RPE, удовольствие, боль. Психоспортивные упражнения. 2016;22:27–36. doi: 10.1016/j.psychsport.2015.05.004. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]

    52. Stults-Kolehmainen MA, Lu T, Ciccolo JT, Bartholomew JB, Brotnow L, Sinha R. Более высокий хронический психологический стресс связан с притуплением аффективных реакций на напряженные упражнения с сопротивлением: RPE, удовольствие, боль. Психоспортивные упражнения. 2016;31(22):27–36. doi: 10.1016/j.psychsport.2015.05.004. [CrossRef] [Google Scholar]

    53. Cook CJ, Crewther BT. Изменения концентрации тестостерона в слюне и последующее произвольное выполнение приседаний после демонстрации коротких видеоклипов. Хорм Бехав. 2012;61(1):17–22. doi: 10.1016/j.yhbeh.2011.09.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    54. Smith MR, Marcora SM, Coutts AJ. Психическая усталость ухудшает показатели прерывистого бега. Медицинские спортивные упражнения. 2015;47(8):1682–1690. doi: 10.1249/MSS.0000000000000592. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    55. Rathschlag M, Memmert D. Влияние собственных эмоций на физическую работоспособность: исследование счастья, гнева, беспокойства и печали. J Sport Exerc Psychol. 2013;35(2):197–210. doi: 10.1123/jsep.35.2.197. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    56. Englert C, Bertrams A. Беспокойство, истощение эго и спортивные результаты. J Sport Exerc Psychol. 2012;34(5):580–599. doi: 10.1123/jsep.34.5.580. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    57. Tol WA, Barbui C, Van Ommeren M. Лечение острого стресса, посттравматического стрессового расстройства и тяжелой утраты: рекомендации ВОЗ. ДЖАМА. 2013;310(5):477–478. doi: 10.1001/jama.2013.166723. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    58. Mothes H, Leukel C, Jo HG, Seelig H, Schmidt S, Fuchs R. Ожидания влияют на психологические и нейрофизиологические преимущества даже после одного упражнения. Дж. Бехав Мед. 2017;40(2):293–306. doi: 10.1007/s10865-016-9781-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    59. De Petrillo LA, Kaufman KA, Glass CR, Arnkoff DB. Внимательность для бегунов на длинные дистанции: открытое испытание с использованием осознанного повышения спортивных результатов (MSPE) J Clin Sport Psychol. 2009;3(4):357–376. doi: 10.1123/jcsp.3.4.357. [CrossRef] [Google Scholar]

    60. Demarzo MM, Montero-Marin J, Stein PK, Cebolla A, Provinciale JG, García-Campayo J. Осознанность может как смягчать, так и опосредовать влияние физической подготовки на реакцию сердечно-сосудистой системы на стресс: спекулятивная гипотеза. Фронт Физиол. 2014;5:105. дои: 10.3389/ффиз.2014.00105. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    61. Сапольский Р.М. Важность чувства контроля и физиологических преимуществ лидерства. Proc Natl Acad Sci. 2012;109(44):17730–17731. doi: 10.1073/pnas.1215502109. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    62. Skinner JS, Jaskólski A, Jaskólska A, Krasnoff J, Gagnon J, Leon AS, Rao DC, Wilmore JH, Bouchard C. Возраст, пол, раса, первоначальная физическая форма и реакция на тренировки: семейное исследование HERITAGE. J Appl Physiol. 2001;90 (5): 1770–1776. doi: 10.1152/jappl.2001.90.5.1770. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    63. Hubal MJ, Gordish-Dressman HE, Thompson PD, Price TB, Hoffman EP, Angelopoulos TJ, Gordon PM, Moyna NM, Pescatello LS, Visich PS, Zoeller RF. Вариабельность размера мышц и прироста силы после односторонней тренировки с отягощениями. Медицинские спортивные упражнения. 2005;37(6):964–972. [PubMed] [Google Scholar]

    64. Timmons JA. Изменчивость адаптации скелетных мышц к тренировкам. J Appl Physiol. 2011;110(3):846–853. doi: 10.1152/japplphysiol.00934.2010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    65. Sylta Ø, Tønnessen E, Hammarström D, Danielsen J, Skovereng K, Ravn T, Rønnestad B, Sandbakk Ø. Влияние различных моделей периодизации высокой интенсивности на адаптацию к выносливости. Медицинские науки Спортивное упражнение. 2016;48(11):2165–2174. doi: 10.1249/MSS.0000000000001007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    66. Харрис С.К., Лубанс Д.Р., Каллистер Р. Систематический обзор и метаанализ линейных и волнообразных периодических программ тренировок с отягощениями на мышечную силу. J Прочность Конд Рез. 2015;29(4): 1113–1125. doi: 10.1519/JSC.0000000000000712. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    67. Коукли С.Л., Пассфилд Л. Индивидуальные тренировки разной интенсивности для нетренированных участников приводят к аналогичным физиологическим и функциональным преимуществам. J Sports Sci. 2017; 29:1–8. [PubMed] [Google Scholar]

    68. Верхошанский Ю. Окончание «периодизации» спортивной подготовки на элитном уровне. Н Стад Атл. 1999;14(2):47–55. [Google Scholar]

    69. Кили Дж. Парадигмы периодизации в 21 веке: основанные на фактах или на традициях? Int J Sports Physiol Perform. 2012;7(3):242–250. doi: 10.1123/ijspp.7.3.242. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

    70. Кили Дж. Новые горизонты методологии и физиологии периодизации тренировок. Спорт Мед. 2010;40(9):803–805. doi: 10.2165/11535130-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    71. Izard CE. Множество значений/аспектов эмоций: определения, функции, активация и регулирование. Эмот Ред. 2010; 2(4):363–370. doi: 10.1177/1754073910374661. [CrossRef] [Google Scholar]

    72. Mauss IB, Robinson MD. Меры эмоций: обзор. Познание эмоций. 2009;23(2):209–237. doi: 10.1080/02699930802204677. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    73. Крайбиг С. Д. Активность вегетативной нервной системы при эмоциях: обзор. Биол Психол. 2010;84(3):394–421. doi: 10.1016/j.biopsycho.2010.03.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    74. Прусак Л. Что нельзя измерить. Бостон: Harvard Business Review; 2010. [Google Scholar]

    75. Габбет Т.Дж. Парадокс тренировки и предотвращения травм: должны ли спортсмены тренироваться умнее и усерднее? Бр Дж Спорт Мед. 2016;50(5):273–280. дои: 10.1136/bjsports-2015-095788. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    76. Kim HD, Cruz AB. Влияние стилей руководства тренеров на удовлетворенность спортсменов и сплоченность команды: метааналитический подход. Тренер Int J Sports Sci. 2016;11(6):900–909. doi: 10.1177/1747954116676117. [CrossRef] [Google Scholar]

    77. Thelwell RC, Wagstaff CR, Rayner A, Chapman M, Barker J. Изучение восприятия спортсменами стресса тренера в элитной спортивной среде. J Sports Sci. 2017;35(1):44–55. дои: 10.1080/02640414.2016.1154979. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    78. Кердейк С., Ван дер Камп Дж., Полман Р. Влияние контекста социальной среды на стресс и преодоление стресса в спорте. Фронт Псих. 2016;7:875. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00875. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    79. Коллинз Д., Макнамара А., Маккарти Н. Суперчемпионы, чемпионы и почти чемпионы: важные различия и сходства на каменистой дороге. Фронт Псих. 2016;11(6):2009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

    80. Манн Т.Н., Ламбертс Р.П., Ламберт М.И. Высоко реагирующие и низко реагирующие: факторы, связанные с индивидуальными вариациями в ответ на стандартизированное обучение. Спорт Мед. 2014;44(8):1113–1124. doi: 10.1007/s40279-014-0197-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    81. Кили Дж. Крепкая бегущая обезьяна: раскрытие глубоких основ скоординированного человеческого мастерства бега. Фронт Псих. 2017;12(8):892. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00892. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

    82. Калра Н. , Халлегатт С., Лемперт Р., Браун С., Фоззард А., Гилл С., Шах А. Согласование надежных решений: новые процессы принятия решений в условиях глубокой неопределенности. Группа Всемирного банка по изменению климата. Рабочий документ по исследованию политики; 2014, июнь

    Что такое обучение периодизации?

    Последовательность, как говорится, является ключом к прогрессу. Но у этого совета по фитнесу есть обратная сторона: слишком много постоянства в выполнении одних и тех же действий может привести к застою. То, что когда-то было новым, веселым и сложным, становится повторяющимся. Прогресс останавливается. Флаги мотивации. Возникают травмы.

    Исправление называется периодизацией.

    Пусть вас не смущает технически звучащее название. «Периодизация — это просто запланированное изменение», — говорит мастер-тренер Life Time Дэнни Кинг. «Вы меняете вещи ровно настолько, чтобы со временем становиться лучше».

    При правильном выполнении периодизация сводит к минимуму застои в фитнесе и делает ваши тренировки увлекательными, безопасными и эффективными.

    Принципы периодизации

    Упражнения вызывают стресс. Несмотря на то, что его эффекты в подавляющем большинстве случаев положительны, слишком много может утомить вас. Физиологические изменения, которые происходят, когда наши тела реагируют на стресс, следуют предсказуемой трехфазной модели, идентифицированной как общий адаптационный синдром в 1936 эндокринолога Ганса Селье.

    • Тревога: Сначала ваше тело входит в состояние тревоги. Артериальное давление, частота сердечных сокращений и гормоны стресса повышаются.
    • Сопротивление: Во-вторых, ваше тело стремится восстановиться и приспосабливается к стрессу. Мышцы растут, сердце и легкие укрепляются, гормоны стресса стабилизируются.
    • Истощение: Если стресс не ослабевает, вы истощаетесь. Усталость становится хронической, ваше настроение ухудшается, а тревога и напряжение растут.

    Чередование сигналов тревоги и сопротивления является краеугольным камнем улучшения физической формы. И цель периодизированной программы состоит в том, чтобы удержать вас в этих первых двух фазах. Применяйте возрастающие уровни стресса, постепенно поправляйтесь, а затем меняйте стресс, прежде чем вы устанете или получите травму.

    Периодизация в действии

    Многие тренирующиеся впервые сталкиваются с концепцией периодизации в силовых тренировках. Это потому, что лучшие силовые программы, независимо от того, какие инструменты они используют, периодизированы для учета различных фаз развития опорно-двигательного аппарата, защищая при этом от перетренированности и травм. Периодизация обычно фокусируется на трех основных этапах обучения.

    • Выносливость: Способность выполнять работу в течение длительного времени.
    • Гипертрофия: Рост мышц.
    • Сила: Способность прилагать большие усилия.

    На этой диаграмме показано, как каждая фаза преобразуется в подходы, повторения, нагрузку и отдых:  

    Фаза Наборы Число повторений Вес Отдых между наборами
    Выносливость 2–3 15–20 Легкий Краткое (30–45 секунд)
    Гипертрофия 3–4 8–12 Средний Средний (45–90 секунд)
    Прочность 4–5 3–6 Тяжелый Длинный (90–180 секунд)

    Следуя этой программе в течение трех месяцев, вы постепенно прорабатываете фазы выносливости, гипертрофии и силы: вы постепенно увеличиваете вес, используемый в каждом упражнении, одновременно увеличивая количество подходов, но уменьшая количество повторений. — на каждом из этих ходов.

    • В начале первого месяца, , вы можете выполнять жим гантелей стоя с 12-фунтовыми гантелями в подходах по 15 повторений. Усердно работайте в течение этого месяца, ориентированного на выносливость, и через четыре недели вы, возможно, будете жать 15-фунтовые гантели в подходах по 20 повторений.
    • Во второй месяц вы бы увеличили вес — скажем, до 20 фунтов — и сделали бы восемь повторений, чтобы сосредоточиться на гипертрофии. Четыре недели спустя вы можете сделать 12 повторений с гантелями весом до 25 фунтов.
    • В начале третьего месяца вы снова увеличиваете вес — возможно, до 30 или 35 фунтов — и выполняете три или четыре повторения, чтобы действительно подчеркнуть силовую фазу.
    • К тому времени, как вы вернетесь к схеме на один месяц, вы почти наверняка будете тренировать выносливость с более тяжелыми весами, чем в прошлый раз.

    «Сосредоточьтесь на усердной работе в правильном диапазоне повторений», — предлагает Кинг. По мере того, как вы прогрессируете в течение каждого месяца, отслеживайте веса, которые вы используете, и повторения, которые вы выполняете в основных упражнениях, в небольшом блокноте или приложении для тренировок.

    Спортсмены обычно планируют свои тренировки в связи с важными соревновательными событиями; они планируют заранее, поэтому эти события следуют за силовой фазой. Если вы не участвуете в соревнованиях, было бы неплохо запланировать свои тренировки так, чтобы вы заканчивали силовую фазу каждого трехмесячного блока перед естественным перерывом, например, в отпуске.

    Даже если вы остаетесь дома, сделайте недельный перерыв для восстановления, прежде чем переходить к следующей фазе выносливости.

    Периодизация для всех

    «Все, что можно измерить количественно, можно периодизировать», — говорит Кинг. Другими словами, периодизация предназначена не только для тяжелоатлетов. Бегуны, пловцы и велосипедисты могут следовать аналогичной схеме, выполняя больше работы на длинные дистанции в фазе выносливости; больше работы на средние дистанции в фазе гипертрофии; и более взрывная работа на коротких дистанциях в силовой фазе.

    Еще один мощный прием периодизации — добавление перекрестного обучения. Вы можете следовать графику, в котором вы тренируетесь перекрестно, сосредоточив свою энергию на спорте или занятиях, которые по-разному бросают вызов вашему телу, в зависимости от времени года.

    Если вы увлекаетесь спортом, вы можете попробовать что-то более аэробное, например бег по пересеченной местности или катание на горном велосипеде, на этапе выносливости; что-то, требующее большей силы, например баскетбол, в фазе гипертрофии; и спорт с частыми остановками, такой как сквош или теннис, в силовой фазе.

    Или вы можете заниматься в помещении, например боевыми искусствами, когда холодно, и на открытом воздухе, например скалолазанием, когда теплее.

    Пока вы регулярно что-то меняете, прежде чем вам станет скучно или вы получите травму, вы практикуете форму периодизации. (Подробнее о кросс-тренинге см. в разделе «6 кросс-тренингов, которые стоит попробовать».)

    Хотя он требует чуть больше внимания, чем свободный подход, дополнительные усилия того стоят.

Добавить комментарий