Маркетинговый Подход К Возрастной Периодизации При Взаимодействии С Пожилыми Потребителями
Author
Listed:
Registered:
Abstract
В статье представлен ретроспективный анализ подходов к возрастной периодизации жизни человека в гуманитарных науках, в результате которого показано, что, несмотря на интерес исследователей различных научных направлений, на сегодняшний день наукой не выработано единых подходов к определению возрастных границ пожилого возраста. Также в статье показано, что общих подходов не сформировано и в отношении оценки содержания поздних периодов жизни человека: в научных трудах по психологии пожилой возраст характеризуется как с позитивной, так и с негативной позиции. Авторами обозначено, что проблема объективной характеристики периодов старшего возраста обусловлена всевозрастающей дифференциацией индивидов по причине особенностей их развития и условий, оказывающих влияние на данный процесс. В условиях старения населения, характерного для большинства стран и регионов мира, отмечена тенденция к распространению позитивного восприятия старости, что определяет, в том числе, и изменения в образе жизни пожилых людей. С позиции маркетинга, при взаимодействии с потребителями старшей возрастной группы, важным фактором является не только определение возрастных границ сегмента, но и понимание психологического состояния индивида, обуславливающего дистинктивность его покупательского поведения. С целью дифференциации потребителей авторами предлагается использование модели субъективного возраста, преимуществом которой является расширенное представление о возрасте человека с позиции его самовосприятия и поведения, и позволяет учесть гетерогенность сегмента пожилых потребителей.
Suggested Citation
Handle: RePEc:scn:009910:15826769
as
HTMLHTML with abstractplain textplain text with abstractBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON
Download full text from publisher
File URL:Download Restriction: no
—>
More about this item
Keywords
МАРКЕТИНГ; СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ; ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ; СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ; ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ;All these keywords.
Statistics
Access and download statisticsCorrections
All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:009910:15826769. See general information about how to correct material in RePEc.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: . General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .
If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.
We have no bibliographic references for this item. You can help adding them by using this form .
If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the «citations» tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.
For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: CyberLeninka (email available below). General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .
Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕКА • Большая российская энциклопедия
ВО́ЗРАСТ ЧЕЛОВЕ́КА, период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологич. В. ч., который определяется степенью биологич. зрелости организма и её соответствием средним популяционным характеристикам, календарный В. ч. (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный В. ч. и др. Биологич. В. ч. может заметно отличаться от календарного как в сторону опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологич. В. ч., костный, зубной и т. п.
В демографическом анализе частота всех демографич. событий (рождений, смертей и т. д.) рассматривается обычно как функция возраста, который считается непрерывной переменной и указывается либо в виде точного В. ч. (как промежуток времени между моментом рождения и определённым моментом жизни человека), либо как возрастной интервал между двумя соседними (обычно целыми годичными) его значениями. Для поколения предполагается, что все составляющие его люди родились (или с ними произошло то или иное событие) в один и тот же момент. В процессе эволюции продолжительности жизни представления о возрастных периодах (периодизация онтогенеза человека) меняются. Примерная периодизация жизни человека (с учётом относительности границ) может быть представлена в следующем виде:
$1–7\:дней\:новорождённые$
$7\:дней\:–\: 1\:год\:младенцы$
$1\:–\:3\:года\:раннее\:детств$
$4\:–\:7\: лет\: первое\: детство$
$\left. \begin{matrix} 8-12\: лет\:(мальчики) \\ \\ 8-11\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} второе\: детство$
$\left.\begin{matrix} 13-16\: лет\:(мальчики) \\ \\ 12-15\: лет\:(девочки) \end{matrix}\right\} подростки$
$17\:–\:21\: год\: юноши$
$16\:–\:20\: лет\: девушки$
$\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:\:взрослые\: зрелые$
$\left.\begin{matrix} 22-35\: лет\:(мужчины)\\ 21-35\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 1-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 36-60\: лет\:(мужчины)\\ 36-55\: лет\:(женщины)\end{matrix}\right\} 2-й\:период\: зрелости$
$\left.\begin{matrix} 61-72\: года\:(мужчины)\\ 56-74\: года\:(женщины)\end{matrix}\right\} пожилые\: люди$
$75\:–\:90\:лет\:(мужчины\:и\:женщины)\:\:\:\:\:\:старые\:люди$
$90\:лет\: и\: более\:\:\:\:\:\:\;\;\:\;\:\;\;\:\; долгожители$
В медицине существует понятие гестационного В. ч., определяемого в неделях для плода или новорождённого ребёнка от последнего периода менструации матери.
Наряду с возрастом живущих важное значение в демографич. анализе имеет возраст умерших, возраст вступления в брак, детородный возраст и т. д. Знание возрастов отд. людей на момент наблюдения или наступления в их жизни тех или иных демографич. событий даёт представление о возрастной структуре населения и о том, в каких возрастных группах происходят данные события. Поскольку частота рождений, смертей, браков, разводов в разных возрастах неодинакова, В. ч. служит общей координатой демографич. явлений; их статистич. описание при помощи таблиц смертности, рождаемости, брачности и др. (имеют важное значение для анализа воспроизводства населения) позволяет выяснить общие закономерности протекания этих процессов на разл. этапах жизни.
Статистич. анализ возраста как демографич. и социально-экономич. категории может осуществляться по двум направлениям: во-первых, изучение возрастной структуры всего населения на определённый момент; во-вторых, изучение одного поколения, переживающего разл. историч. события в одном и том же возрасте. Ввиду значит. трудностей получения статистич. информации по поколениям в демографии наибольшее развитие получили исследования возрастных характеристик, запечатлённых в возрастных структурах населения.
В. ч. имеет значение также и с юридич. точки зрения: напр., брачный возраст, правоспособность и дееспособность (в т. ч. трудовая), возраст уголовной, адм. или гражд. ответственности и т. д.
В. ч., с экономич. и социальной точек зрения, условно делит жизнь на ряд этапов: потребление и накопление жизненного опыта; производство и потребление материальных и духовных ценностей; потребление без производства, передача жизненного опыта и знаний.
В. ч. в демографии измеряется обычно целым числом исполнившихся лет, а для детей моложе года – числом месяцев или даже дней (для детей до 1 мес). Сведения о В. ч. получают при переписях и обследованиях населения путём опроса, при текущей регистрации демографич. событий (браков, разводов и т. д.) – чаще всего на основании записей в документах. В программах переписей, как правило, ставится вопрос о дате рождения (число, месяц, год или месяц, год), иногда и о числе исполнившихся лет. Зная дату рождения, можно определить число лет, исполнившихся к моменту переписи, вычитая год рождения из года переписи. При этом, если день рождения в году переписи позже её даты, разность уменьшается на единицу. При текущей регистрации учитывается обычно дата или только год рождения. Приблизительное или округлённое указание возраста при опросе приводит к искажению численности отд. возрастных групп – к т. н. возрастной аккумуляции, которая характеризуется сосредоточением в отд. возрастах, чаще всего оканчивающихся на 0 или 5, численности населения или демографич. событий значительно большей, чем в соседних возрастах.
В психологии периодизация В. ч. указывает на качественно своеобразные ступени развития индивида. В психологии выделяют следующие В. ч.: пренатальное развитие (от зачатия до рождения), младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1–3), дошкольный возраст (от 3 до 6–7), младший школьный возраст (от 6–7 до 11–12), отрочество (от 11–12 до 15–17), юность (от 15–17 до 19–21), молодость (от 19–21 до 25–30), зрелость (от 25–30 до 55–60), старость (от 55–60). Стабильные периоды развития чередуются с переходными периодами от одного возрастного этапа к другому, нередко протекающими в форме возрастных кризисов. Для каждого В. ч. существуют нормативные (среднестатистические) показатели психофизического, интеллектуального, эмоционального, личностного развития и т. п. Для характеристики индивидуального развития используются понятия «психологич. возраст», «социальный возраст», «умственный возраст», которые определяются соотнесением параметров развития индивида с нормативными. Психологич. возраст указывает на определённую структуру психики, стадию развития личности и мышления, социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, психологич. новообразования и т. п. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражд. совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определённого общества и изменяются вместе с ними. Напр., акселерация меняет представления о продолжительности и особенностях детства, с ростом продолжительности и качества жизни меняется понятие «старость» и т. п.
Для каждой культуры характерен свой символизм В. ч., включающий в себя терминологию, нормативные критерии В. ч., периодизацию жизненного цикла, возрастные стереотипы (черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы), возрастные обряды (ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоёв), возрастную субкультуру, включающую признаки и ценности, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве единства, отличного от всех остальных возрастных общностей (напр., детская субкультура). Культурный символизм возраста влияет на представления человека о своей биографии, жизненном пути и на субъективный, переживаемый возраст личности, «возрастное самосознание» (чувствует человек себя молодым или старым), которое также зависит от степени самореализации, событийной наполненности жизни, актуальных социальных ролей и ситуаций и т. п. См. также Возрастная организация.
Теория периодизации: перед лицом неудобной правды
1. Маквортер Дж. Какая научная концепция улучшит когнитивный инструментарий каждого? Зависимость от пути. 2011. Доступно по адресу: http://www.edge.org/response-detail/10852. По состоянию на 16 ноября 2017 г.
2. Liebowitz SJ, Margolis SE. Зависимость от пути, блокировка и история. JL Econ Org. 1995; 11:205. [Google Scholar]
3. Файгенбаум А.Д. Силовые тренировки и здоровье детей. J Phys Educ Recreation Dance. 2001;72(3):24–30. doi: 10.1080/07303084.2001.10605847. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
4. Сифф МЦ. Супертренинг. Институт сверхподготовки; Нью-Джерси: Уайли; 2003.
5. Кэннон ВБ. Регуляция гомеостаза симпатической системой. Trans Assoc Am Phys. 1929;41.
6. Гольдштейн Д.С., Копин И.Ю. Эволюция представлений о стрессе. Стресс. 2007;10(2):109–120. doi: 10.1080/10253890701288935. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Selye H. Синдром, вызываемый различными вредными агентами. Природа. 1936;138(3479):32. дои: 10.1038/138032a0. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
8. Селье Х. Жизненный стресс. 1956.
9. Forbes C. Выгорание. 1999 г. http://www.swimmingcoach.org/articles/9908/9908_1.htm. По состоянию на 16 ноября 2017 г.
10. Bourne ND. Быстрая наука: история теории и методов тренировок элитных бегунов до 1975 года. Остин: Техасский университет в Остине; 2008. [Google Scholar]
11. Советник Дж. Э. Наука плавания. Река Аппер-Сэдл: Прентис-холл; 1968. [Google Scholar]
12. Тернер А. Наука и практика периодизации: краткий обзор. Прочность Cond J. 2011; 33 (1): 34–46. дои: 10.1519/SSC.0b013e3182079cdf. [CrossRef] [Google Scholar]
13. Бомпа Т.О., Хафф Г.Г. Периодизация: теория и методика тренировки. Шампейн: кинетика человека; 2009. [Google Scholar]
14. Baechle TR, Earle RW, Национальная ассоциация силы и физической подготовки (США) Основы силовой тренировки и физической подготовки.
15. Хоффман Дж. Ассоциация кондиционирования: руководство NSCA по разработке программ. Шампейн: кинетика человека; 2012. [Google Академия]
16. Иссурин В.Б. Новые горизонты для методологии и физиологии периодизации тренировок. Спорт Мед. 2010;40(3):189–206. doi: 10.2165/11319770-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Иссурин В.Б. Преимущества и ограничения блочно-периодических подходов к подготовке спортсменов: обзор. Спорт Мед. 2016;46(3):329–338. doi: 10.1007/s40279-015-0425-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Mason JW. Исторический взгляд на поле стресса. J Hum Стресс. 1975;1(2):22–36. doi: 10.1080/0097840X.1975.9940405. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Selye H, Cooper CL. Проблемы исследования стресса для восьмидесятых годов. Купер С., Нью-Джерси: Wiley; 1983.
20. Стоукс А.Ф., Кайт К. Стресс в полете: стресс, усталость и работоспособность в авиации. Лондон: Рутледж; 2017.
21. Лазарь Р.С. Психологический стресс и копинг при адаптации и болезни. Int J Psychiatry Med. 1974; 5 (4): 321–333. doi: 10.2190/T43T-84P3-QDUR-7RTP. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
22. Лазарус Р.С., Фолкман С. Транзакционная теория и исследование эмоций и преодоления трудностей. Евр Джей Личный. 1987;1(3):141–169. doi: 10.1002/per.2410010304. [CrossRef] [Google Scholar]
23. Mason JW. Переоценка концепции «неспецифичности» в теории стресса. J Psychiatr Res. 1971;8(3):323–333. doi: 10.1016/0022-3956(71)
-8. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Стерлинг П. Принципы аллостаза: оптимальный дизайн, прогностическое регулирование, патофизиология и рациональность. Аллостаз, гомеостаз и затраты на физиологическую адаптацию. 2004.
25. Zachariae R. Психонейроиммунология: биопсихосоциальный подход к здоровью и болезни. Scand J Psychol. 2009;50(6):645–651. doi: 10.1111/j.1467-9450.2009.00779.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Kleckner I, Zhang J, Touroutoglou A, Chanes L, Xia C, Simmons WK, Quigley K, Dickerson B, Barrett L. Доказательства существования крупномасштабной системы мозга, поддерживающей Аллостаз и интероцепция у человека. Нат Хум Бехав. 2017 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Стерлинг П., Эйер Дж. Аллостаз: новая парадигма для объяснения патологии возбуждения. В: Fisher S, Reason J, редакторы. Справочник по жизненному стрессу, познанию и здоровью. Чичестер: Уайли; 1988. стр. 629–649. [Google Scholar]
28. McEwen BS. Физиология и нейробиология стресса и адаптации: центральная роль мозга. Physiol Rev. 2007; 87: 873–901. doi: 10.1152/physrev.00041.2006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. McEwen BS. Аллостаз и аллостатическая нагрузка: последствия для нейропсихофармакологии. Нейропсихофармакология. 2000; 22:108–124. doi: 10.1016/S0893-133X(99)00129-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Ganzel BL, Morris PA, Wethington E. Allostasis и человеческий мозг: интеграция моделей стресса из социальных наук и наук о жизни. Psychol Rev. 2010;117(1):134. doi: 10.1037/a0017773. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Макьюэн Б.С. Защитное и повреждающее действие медиаторов стресса. N Engl J Med. 1998; 338: 171–179. doi: 10.1056/NEJM199801153380307. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
32. Гольдштейн Д.С. Компьютерные модели стресса, аллостаза, острых и хронических заболеваний. Энн Н.Ю. Академия наук. 2008;1148(1):223–231. doi: 10.1196/annals.1410.061. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. McEwen BS, Gianaros PJ. Пластичность мозга, вызванная стрессом и аллостазом. Энн Рев Мед. 2011;18(62):431–445. doi: 10.1146/annurev-med-052209-100430. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Tawakol A, Ishai A, Takx RA, Figueroa AL, Ali A, Kaiser Y, Truong QA, Solomon CJ, Calcagno C, Mani V, Tang КИ. Связь между активностью миндалевидного тела в покое и сердечно-сосудистыми событиями: продольное и когортное исследование. Ланцет. 2017;389(10071):834–845. doi: 10.1016/S0140-6736(16)31714-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Juster RP, Bizik G, Picard M, Arsenault-Lapierre G, Sindi S, Trepanier L, Marin MF, Wan N, Sekerovic Z, Lord C , Фиокко А.Дж. Междисциплинарная перспектива хронического стресса в связи с психопатологией на протяжении всей жизни. Дев психопат. 2011;23(3):725–776. дои: 10.1017/S0954579411000289. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Vachon-Presseau E, Martel MO, Roy M, Caron E, Albouy G, Marin MF, Plante I, Sullivan MJ, Lupien SJ, Rainville P. Острый стресс способствует индивидуальным различиям в боли и активности головного мозга, связанной с болью, у здоровых и пациентов с хронической болью. Дж. Нейроски. 2013;33(16):6826–6833. doi: 10.1523/JNEUROSCI.4584-12.2013. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Эбрехт М., Хекстолл Дж., Киртли Л.Г., Тейлор А., Дайсон М., Вейнман Дж. Воспринимаемый стресс и уровни кортизола предсказывают скорость заживления ран у здоровых мужчин. Взрослые. Психонейроэндокринология. 2004;29(6): 798–809. doi: 10.1016/S0306-4530(03)00144-6. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Gouin JP, Kiecolt-Glaser JK. Влияние психологического стресса на заживление ран: методы и механизмы. Иммунол Аллергия Клин Н Ам. 2011;31(1):81–93. doi: 10.1016/j.iac.2010.09.010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Иварссон А., Джонсон У., Андерсен М.Б., Транеус У., Стенлинг А., Линдуолл М. Психосоциальные факторы и спортивные травмы: метаанализ для прогнозирования и предотвращения . Спорт Мед. 2017;47(2):353–365. дои: 10.1007/s40279-016-0578-х. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Timpka T, Jacobsson J, Dahlström Ö, Kowalski J, Bargoria V, Ekberg J, Nilsson S, Renström P. Шведские легкоатлеты высшего уровня: 12-месячное когортное исследование. Бр Дж Спорт Мед. 2015;49(22):1472–1477. doi: 10.1136/bjsports-2015-094622. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Madigan DJ, Stoeber J, Forsdyke D, Dayson M, Passfield L. Перфекционизм предсказывает травмы у юных спортсменов: предварительные данные проспективного исследования. J Sports Sci. 2017; 8:1–6. [PubMed] [Академия Google]
42. Иварссон А., Джонсон У. Психологические факторы как предикторы травм среди старших футболистов: проспективное исследование. J Sports Sci Med. 2010;9(2):347. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
43. Mann JB, Bryant KR, Johnstone B, Ivey PA, Sayers SP. Влияние физического и академического стресса на болезни и травмы у футболистов колледжа 1 дивизиона. J Прочность Конд Рез. 2016;30(1):20–25. doi: 10.1519/JSC.0000000000001055. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
44. Li H, Moreland JJ, Peek-Asa C, Yang J. Предсезонная тревога и депрессивные симптомы и предполагаемый риск травм у университетских спортсменов. Am J Sports Med. 2017;1:0363546517702847. [PubMed] [Google Scholar]
45. Форсдайк Д., Смит А., Джонс М., Гледхилл А. Психосоциальные факторы, связанные с результатами реабилитации после спортивных травм у соревнующихся спортсменов: систематический обзор смешанных исследований. Бр Дж Спорт Мед. 2016;50(9):537–544. doi: 10.1136/bjsports-2015-094850. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
46. Ардерн С.Л., Тейлор Н.Ф., Феллер Дж.А., Вебстер К.Е. Систематический обзор психологических факторов, связанных с возвращением в спорт после травмы. Бр Дж Спорт Мед. 2013;47(17):1120–1126. doi: 10.1136/bjsports-2012-091203. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. McEwen BS, Gianaros PJ. Центральная роль мозга в стрессе и адаптации: связь с социально-экономическим статусом, здоровьем и болезнями. Энн Н.Ю. Академия наук. 2010;1186(1):190–222. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.05331.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Рууска П.С., Хаутала А.Дж., Кивиниеми А.М., Мякикаллио Т.Х., Тулппо М.П. Самостоятельная оценка психического стресса и реакции на физическую нагрузку у здоровых людей. Фронт Физиол. 2012;3:51. doi: 10.3389/fphys.2012.00051. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Main LC, Landers GJ, Grove JR, Dawson B, Goodman C. Образцы тренировок и негативные последствия для здоровья в триатлоне: продольные наблюдения в течение всего соревновательного сезона . J Sports Med Phys Fit. 2010;50(4):475–485. [PubMed] [Академия Google]
50. Оттер Р.Т., Бринк М.С., Диркс Р.Л., Лемминк К.А. Негативное жизненное событие ухудшает психосоциальный стресс, восстановление и экономичность бега бегунов. Int J Sports Med. 2016;37(3):224–229. [PubMed] [Google Scholar]
51. Stults-Kolehmainen MA, Lu T, Ciccolo JT, Bartholomew JB, Brotnow L, Sinha R. Более высокий хронический психологический стресс связан с притуплением аффективных реакций на напряженные упражнения с сопротивлением: RPE, удовольствие, боль. Психоспортивные упражнения. 2016;22:27–36. doi: 10.1016/j.psychsport.2015.05.004. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
52. Stults-Kolehmainen MA, Lu T, Ciccolo JT, Bartholomew JB, Brotnow L, Sinha R. Более высокий хронический психологический стресс связан с притуплением аффективных реакций на напряженные упражнения с сопротивлением: RPE, удовольствие, боль. Психоспортивные упражнения. 2016;31(22):27–36. doi: 10.1016/j.psychsport.2015.05.004. [CrossRef] [Google Scholar]
53. Cook CJ, Crewther BT. Изменения концентрации тестостерона в слюне и последующее произвольное выполнение приседаний после демонстрации коротких видеоклипов. Хорм Бехав. 2012;61(1):17–22. doi: 10.1016/j.yhbeh.2011.09.006. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
54. Smith MR, Marcora SM, Coutts AJ. Психическая усталость ухудшает показатели прерывистого бега. Медицинские спортивные упражнения. 2015;47(8):1682–1690. doi: 10.1249/MSS.0000000000000592. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Rathschlag M, Memmert D. Влияние собственных эмоций на физическую работоспособность: исследование счастья, гнева, беспокойства и печали. J Sport Exerc Psychol. 2013;35(2):197–210. doi: 10.1123/jsep.35.2.197. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Englert C, Bertrams A. Беспокойство, истощение эго и спортивные результаты. J Sport Exerc Psychol. 2012;34(5):580–599. doi: 10.1123/jsep.34.5.580. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
57. Tol WA, Barbui C, Van Ommeren M. Лечение острого стресса, посттравматического стрессового расстройства и тяжелой утраты: рекомендации ВОЗ. ДЖАМА. 2013;310(5):477–478. doi: 10.1001/jama.2013.166723. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Mothes H, Leukel C, Jo HG, Seelig H, Schmidt S, Fuchs R. Ожидания влияют на психологические и нейрофизиологические преимущества даже после одного упражнения. Дж. Бехав Мед. 2017;40(2):293–306. doi: 10.1007/s10865-016-9781-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. De Petrillo LA, Kaufman KA, Glass CR, Arnkoff DB. Внимательность для бегунов на длинные дистанции: открытое испытание с использованием осознанного повышения спортивных результатов (MSPE) J Clin Sport Psychol. 2009;3(4):357–376. doi: 10.1123/jcsp.3.4.357. [CrossRef] [Google Scholar]
60. Demarzo MM, Montero-Marin J, Stein PK, Cebolla A, Provinciale JG, García-Campayo J. Осознанность может как смягчать, так и опосредовать влияние физической подготовки на реакцию сердечно-сосудистой системы на стресс: спекулятивная гипотеза. Фронт Физиол. 2014;5:105. дои: 10.3389/ффиз.2014.00105. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Сапольский Р.М. Важность чувства контроля и физиологических преимуществ лидерства. Proc Natl Acad Sci. 2012;109(44):17730–17731. doi: 10.1073/pnas.1215502109. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Skinner JS, Jaskólski A, Jaskólska A, Krasnoff J, Gagnon J, Leon AS, Rao DC, Wilmore JH, Bouchard C. Возраст, пол, раса, первоначальная физическая форма и реакция на тренировки: семейное исследование HERITAGE. J Appl Physiol. 2001;90 (5): 1770–1776. doi: 10.1152/jappl.2001.90.5.1770. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
63. Hubal MJ, Gordish-Dressman HE, Thompson PD, Price TB, Hoffman EP, Angelopoulos TJ, Gordon PM, Moyna NM, Pescatello LS, Visich PS, Zoeller RF. Вариабельность размера мышц и прироста силы после односторонней тренировки с отягощениями. Медицинские спортивные упражнения. 2005;37(6):964–972. [PubMed] [Google Scholar]
64. Timmons JA. Изменчивость адаптации скелетных мышц к тренировкам. J Appl Physiol. 2011;110(3):846–853. doi: 10.1152/japplphysiol.00934.2010. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Sylta Ø, Tønnessen E, Hammarström D, Danielsen J, Skovereng K, Ravn T, Rønnestad B, Sandbakk Ø. Влияние различных моделей периодизации высокой интенсивности на адаптацию к выносливости. Медицинские науки Спортивное упражнение. 2016;48(11):2165–2174. doi: 10.1249/MSS.0000000000001007. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
66. Харрис С.К., Лубанс Д.Р., Каллистер Р. Систематический обзор и метаанализ линейных и волнообразных периодических программ тренировок с отягощениями на мышечную силу. J Прочность Конд Рез. 2015;29(4): 1113–1125. doi: 10.1519/JSC.0000000000000712. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Коукли С.Л., Пассфилд Л. Индивидуальные тренировки разной интенсивности для нетренированных участников приводят к аналогичным физиологическим и функциональным преимуществам. J Sports Sci. 2017; 29:1–8. [PubMed] [Google Scholar]
68. Верхошанский Ю. Окончание «периодизации» спортивной подготовки на элитном уровне. Н Стад Атл. 1999;14(2):47–55. [Google Scholar]
69. Кили Дж. Парадигмы периодизации в 21 веке: основанные на фактах или на традициях? Int J Sports Physiol Perform. 2012;7(3):242–250. doi: 10.1123/ijspp.7.3.242. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
70. Кили Дж. Новые горизонты методологии и физиологии периодизации тренировок. Спорт Мед. 2010;40(9):803–805. doi: 10.2165/11535130-000000000-00000. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
71. Izard CE. Множество значений/аспектов эмоций: определения, функции, активация и регулирование. Эмот Ред. 2010; 2(4):363–370. doi: 10.1177/1754073910374661. [CrossRef] [Google Scholar]
72. Mauss IB, Robinson MD. Меры эмоций: обзор. Познание эмоций. 2009;23(2):209–237. doi: 10.1080/02699930802204677. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
73. Крайбиг С. Д. Активность вегетативной нервной системы при эмоциях: обзор. Биол Психол. 2010;84(3):394–421. doi: 10.1016/j.biopsycho.2010.03.010. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
74. Прусак Л. Что нельзя измерить. Бостон: Harvard Business Review; 2010. [Google Scholar]
75. Габбет Т.Дж. Парадокс тренировки и предотвращения травм: должны ли спортсмены тренироваться умнее и усерднее? Бр Дж Спорт Мед. 2016;50(5):273–280. дои: 10.1136/bjsports-2015-095788. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
76. Kim HD, Cruz AB. Влияние стилей руководства тренеров на удовлетворенность спортсменов и сплоченность команды: метааналитический подход. Тренер Int J Sports Sci. 2016;11(6):900–909. doi: 10.1177/1747954116676117. [CrossRef] [Google Scholar]
77. Thelwell RC, Wagstaff CR, Rayner A, Chapman M, Barker J. Изучение восприятия спортсменами стресса тренера в элитной спортивной среде. J Sports Sci. 2017;35(1):44–55. дои: 10.1080/02640414.2016.1154979. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
78. Кердейк С., Ван дер Камп Дж., Полман Р. Влияние контекста социальной среды на стресс и преодоление стресса в спорте. Фронт Псих. 2016;7:875. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00875. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
79. Коллинз Д., Макнамара А., Маккарти Н. Суперчемпионы, чемпионы и почти чемпионы: важные различия и сходства на каменистой дороге. Фронт Псих. 2016;11(6):2009. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
80. Манн Т.Н., Ламбертс Р.П., Ламберт М.И. Высоко реагирующие и низко реагирующие: факторы, связанные с индивидуальными вариациями в ответ на стандартизированное обучение. Спорт Мед. 2014;44(8):1113–1124. doi: 10.1007/s40279-014-0197-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
81. Кили Дж. Крепкая бегущая обезьяна: раскрытие глубоких основ скоординированного человеческого мастерства бега. Фронт Псих. 2017;12(8):892. doi: 10.3389/fpsyg.2017.00892. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
82. Калра Н. , Халлегатт С., Лемперт Р., Браун С., Фоззард А., Гилл С., Шах А. Согласование надежных решений: новые процессы принятия решений в условиях глубокой неопределенности. Группа Всемирного банка по изменению климата. Рабочий документ по исследованию политики; 2014, июнь
Что такое обучение периодизации?
Последовательность, как говорится, является ключом к прогрессу. Но у этого совета по фитнесу есть обратная сторона: слишком много постоянства в выполнении одних и тех же действий может привести к застою. То, что когда-то было новым, веселым и сложным, становится повторяющимся. Прогресс останавливается. Флаги мотивации. Возникают травмы.
Исправление называется периодизацией.
Пусть вас не смущает технически звучащее название. «Периодизация — это просто запланированное изменение», — говорит мастер-тренер Life Time Дэнни Кинг. «Вы меняете вещи ровно настолько, чтобы со временем становиться лучше».
При правильном выполнении периодизация сводит к минимуму застои в фитнесе и делает ваши тренировки увлекательными, безопасными и эффективными.
Принципы периодизации
Упражнения вызывают стресс. Несмотря на то, что его эффекты в подавляющем большинстве случаев положительны, слишком много может утомить вас. Физиологические изменения, которые происходят, когда наши тела реагируют на стресс, следуют предсказуемой трехфазной модели, идентифицированной как общий адаптационный синдром в 1936 эндокринолога Ганса Селье.
- Тревога: Сначала ваше тело входит в состояние тревоги. Артериальное давление, частота сердечных сокращений и гормоны стресса повышаются.
- Сопротивление: Во-вторых, ваше тело стремится восстановиться и приспосабливается к стрессу. Мышцы растут, сердце и легкие укрепляются, гормоны стресса стабилизируются.
- Истощение: Если стресс не ослабевает, вы истощаетесь. Усталость становится хронической, ваше настроение ухудшается, а тревога и напряжение растут.
Чередование сигналов тревоги и сопротивления является краеугольным камнем улучшения физической формы. И цель периодизированной программы состоит в том, чтобы удержать вас в этих первых двух фазах. Применяйте возрастающие уровни стресса, постепенно поправляйтесь, а затем меняйте стресс, прежде чем вы устанете или получите травму.
Периодизация в действии
Многие тренирующиеся впервые сталкиваются с концепцией периодизации в силовых тренировках. Это потому, что лучшие силовые программы, независимо от того, какие инструменты они используют, периодизированы для учета различных фаз развития опорно-двигательного аппарата, защищая при этом от перетренированности и травм. Периодизация обычно фокусируется на трех основных этапах обучения.
- Выносливость: Способность выполнять работу в течение длительного времени.
- Гипертрофия: Рост мышц.
- Сила: Способность прилагать большие усилия.
На этой диаграмме показано, как каждая фаза преобразуется в подходы, повторения, нагрузку и отдых:
Фаза | Наборы | Число повторений | Вес | Отдых между наборами |
Выносливость | 2–3 | 15–20 | Легкий | Краткое (30–45 секунд) |
Гипертрофия | 3–4 | 8–12 | Средний | Средний (45–90 секунд) |
Прочность | 4–5 | 3–6 | Тяжелый | Длинный (90–180 секунд) |
Следуя этой программе в течение трех месяцев, вы постепенно прорабатываете фазы выносливости, гипертрофии и силы: вы постепенно увеличиваете вес, используемый в каждом упражнении, одновременно увеличивая количество подходов, но уменьшая количество повторений. — на каждом из этих ходов.
- В начале первого месяца, , вы можете выполнять жим гантелей стоя с 12-фунтовыми гантелями в подходах по 15 повторений. Усердно работайте в течение этого месяца, ориентированного на выносливость, и через четыре недели вы, возможно, будете жать 15-фунтовые гантели в подходах по 20 повторений.
- Во второй месяц вы бы увеличили вес — скажем, до 20 фунтов — и сделали бы восемь повторений, чтобы сосредоточиться на гипертрофии. Четыре недели спустя вы можете сделать 12 повторений с гантелями весом до 25 фунтов.
- В начале третьего месяца вы снова увеличиваете вес — возможно, до 30 или 35 фунтов — и выполняете три или четыре повторения, чтобы действительно подчеркнуть силовую фазу.
- К тому времени, как вы вернетесь к схеме на один месяц, вы почти наверняка будете тренировать выносливость с более тяжелыми весами, чем в прошлый раз.
«Сосредоточьтесь на усердной работе в правильном диапазоне повторений», — предлагает Кинг. По мере того, как вы прогрессируете в течение каждого месяца, отслеживайте веса, которые вы используете, и повторения, которые вы выполняете в основных упражнениях, в небольшом блокноте или приложении для тренировок.
Спортсмены обычно планируют свои тренировки в связи с важными соревновательными событиями; они планируют заранее, поэтому эти события следуют за силовой фазой. Если вы не участвуете в соревнованиях, было бы неплохо запланировать свои тренировки так, чтобы вы заканчивали силовую фазу каждого трехмесячного блока перед естественным перерывом, например, в отпуске.
Даже если вы остаетесь дома, сделайте недельный перерыв для восстановления, прежде чем переходить к следующей фазе выносливости.
Периодизация для всех
«Все, что можно измерить количественно, можно периодизировать», — говорит Кинг. Другими словами, периодизация предназначена не только для тяжелоатлетов. Бегуны, пловцы и велосипедисты могут следовать аналогичной схеме, выполняя больше работы на длинные дистанции в фазе выносливости; больше работы на средние дистанции в фазе гипертрофии; и более взрывная работа на коротких дистанциях в силовой фазе.
Еще один мощный прием периодизации — добавление перекрестного обучения. Вы можете следовать графику, в котором вы тренируетесь перекрестно, сосредоточив свою энергию на спорте или занятиях, которые по-разному бросают вызов вашему телу, в зависимости от времени года.
Если вы увлекаетесь спортом, вы можете попробовать что-то более аэробное, например бег по пересеченной местности или катание на горном велосипеде, на этапе выносливости; что-то, требующее большей силы, например баскетбол, в фазе гипертрофии; и спорт с частыми остановками, такой как сквош или теннис, в силовой фазе.
Или вы можете заниматься в помещении, например боевыми искусствами, когда холодно, и на открытом воздухе, например скалолазанием, когда теплее.
Пока вы регулярно что-то меняете, прежде чем вам станет скучно или вы получите травму, вы практикуете форму периодизации. (Подробнее о кросс-тренинге см. в разделе «6 кросс-тренингов, которые стоит попробовать».)
Хотя он требует чуть больше внимания, чем свободный подход, дополнительные усилия того стоят.