Первичные и вторичные агенты социализации: Вторичные агенты социализации

Агенты и институты социализации

     Агенты  и институты социализации  

     Поскольку социализация подразделяется на два  вида – первичную и вторичную , постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

     Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает  новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс  научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты. Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. В роли коллективных агентов выступают социальные институты.

     Агенты  социализации – конкретные люди, ответственные  за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

     Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

     Агенты  первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие  и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

     Термин  «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят  о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая  к человеку, но и важнейшая для  его формирования, то есть стоящая  на первом месте по степени значимости.

     Агенты  вторичной социализации – представители  администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

     Термин  «вторичная» описывает тех, кто  стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние  на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные  учреждения. К институтам социализации относятся именно они.

     Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда  подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют  понятие «агенты».

     Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.

     Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он сталкивается с формальными  организациями и учреждениями, называемыми  институтами вторичной 

социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т. д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

     Первичная социализация – сфера межличностных  отношений, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может  быть агентом как первичной, так  и вторичной социализации.

     Учитель, если между ним и учеником доверительные  отношения, окажется среди агентов  первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом  вторичной социализации.

     Агенты  первичной социализации выполняют  каждый множество функций (отец –  опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.

     Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и  обладают равным статусом. По отношению  к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей  позиции. Напротив, ровесники равны  ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные  решения, нарушение нравственных принципов  и социальных норм, бесцеремонность  и т.

д.

     Каждая  социальная группа может дать индивиду в процессе социализации только то, чему она обучена или социализирована. Иначе говоря, у взрослых ребенок  учится тому, как быть взрослым, а  у ровесников – как быть ребенком: уметь драться, хитрить, как относиться к противоположному полу, дружить  и быть справедливым.

     Малая группа ровесников выполняет важнейшую  социальную функцию – облегчает  переход от состояния зависимости  к независимости, от детства к  взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господства над другими.

     Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированны. Так, например, взаимозаменяемы функции  родителей и ровесников. Вторые часто  заменяют первых, выполняя их функции  социализации. И наоборот. Взаимозаменяемы  также функции родителей и  родственников, вторые могут заменить первых.

     Но  этого нельзя сказать об агентах  вторичной социализации, поскольку  они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя. Агенты первичной социализации, напротив, универсальны. В отличие от родителей, закладывающих базисные ценности и долговременные цели, ровесники больше влияют на сиюминутное поведение, внешность, выбор сексуального партнера и мест досуга.

     Различие  между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а  агенты первичной социализации не получают.  

     Противоречие  между агентами социализации  

     Агенты  первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда – противоречивое, разнонаправленное. Причем противоречие характеризует  дисгармонию между:

     •  агентами первичной социализации,

     •  агентами вторичной социализации,

     •  агентами первичной и вторичной  социализации. Если, к примеру, семья  учит подростка одним ценностям, а группа сверстников – совсем другим, то между агентами первичной  социализации формируется не только конкуренция, но и противоречие.

     Другой  пример – различие между религиозными ценностями и ценностями бизнеса. Религия  учит нас таким нравственным нормам, как помощь близким, учит не обманывать, быть скромными в своих желаниях и потребностях и основное время  уделять решению духовных вопросов. Бизнес же требует прямо 

противоположного: часто он построен на обмане, погоне за материальными ценностями, стремлении выделиться, сделать карьеру. Он вынуждает профессионального бизнесмена посвятить все свое время решению только материальных вопросов, в то время как церковь призывает человека думать о вечном, нематериальном.

     В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных  направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка.

     В глубокое противоречие между собой  вступают и два других института  социализации – образование и  армия. Призыв юношей в армию на два  года сразу после окончания школы  часто становится барьером на пути образования. Через два года службы в армии знания, полученные в школе, улетучиваются. Происходит переоценка ценностей, может пропасть и мотивация  к учебе. Чем больше разрыв между  двумя стабильными периодами (школой и вузом), тем глубже кризис и необратимей  процесс.

     Лучше всего выпускнику поступать в  вуз в первый же год. Между двумя  стабильными фазами перерыв не должен превышать двух месяцев. Стоит затянуть его с двух месяцев до двух лет, которые уходят на службу в армии, о поступлении в вуз без  серьезной дополнительной подготовки можно забыть. Объяснение надо искать в особенностях мотивации к учебе. У школьников она еще не сформировалась в устойчивую жизненную потребность. Дети, как известно, учатся как бы для родителей. Все, что не укрепилось, легко теряется. Даже год разрыва  между школой и вузом многим трудно преодолеть. Они попросту теряют интерес  к учебе.

     В бывшем СССР для тех, кто отслужил в армии, существовали рабфаки (подготовительные отделения), где выпускные экзамены приравнивались к вступительным в вуз. Для уволенных в запас существовали многочисленные льготы, которые сейчас практически исчезли, тем не менее и тогда армия была серьезным барьером на пути к дальнейшему образованию. Во многом поэтому в составе студенчества преобладали девушки.

     Существенное  противоречие может возникнуть между  агентами первичной и вторичной  социализации. Оно выражается в том, что правительство и политические партии, используя СМИ, учат людей  одному, а знакомые и друзья, среди  которых протекает наша жизнь, другому.

     Кравченко А. Социология: Общий  курс. Учебное пособие  для вузов

Агенты и институты социализации — Студопедия

Поделись с друзьями: 


     Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации. К ним относятся люди и социальные институты.

Индивидуальными агентами социализации могут быть родители, родственники, приходящие няни, друзья семьи, учителя, тренеры, подростки, лидеры молодежных организаций, врачи и т.п. Таким образом, агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

В роли коллективных агентов выступают социальные институты. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и др.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, то есть стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

 

Заключение

 

      Мы рассмотрели, что такое личность, структуру личности, процесс социализации, раскрыли ее понятие и содержание. Социализация — один из важнейших процессов в жизни человека и одна из самых значительных тем в социологии. Она раскрывает нам процесс формирования личности, ее адаптации к обществу.

Социализация присуща только человеку. Несмотря на то, что некоторые насекомые имеют социальные организации, их поведение продиктовано инстинктами. В поведении человека значительную роль играют социально приобретенные знания и навыки.

Мы убедились, что социализация в широком смысле проходит на протяжении всей жизни человека. На каждом ее этапе есть определенные моменты, которые человеку необходимо освоить: новые социальные роли, адаптация к изменению социального положения.

Социализация имеет свои виды и структуру. В этот процесс включены не только люди ее проходящие, но и люди которые влияют на нее. Агенты и институты социализации являются необходимыми инструментами, сопровождающие человека всю его жизнь.

Существует первичная и вторичная социализации, которые составляют основу человеческих представлений об обществе. После завершения вторичной социализации человек сам становится агентом и начинает выполнять оба процесса: социализироваться сам и влиять на социализацию других людей (детей, воспитанников, учеников).

В целом без социализации невозможно было бы представить полноценное общество, таким, какое оно есть.

 

 

Список литературы

 

1.Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. Питер, 2003г. — 863с.

2.Ковалева А.И. Социализация // Энциклопедия гуманитарных наук. — 2004год — №1 — с.139-143.

3.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2001г.

4. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 г.

5. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. Учебник для ВУЗов. М.2000 г.

6. Качалов Л.К. Социология. Учебное пособие. Ч.1. Новосибирск, 2002 г.

7. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998 г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий