Современная возрастная периодизация: CONTEMPORARY CONDITIONS OF AGE GROUPS IN THE RUSSIAN FEDERATION

17. Возрастная периодизация. Принципы построения возрастной периодизации психического развития.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризуется складывающейся к началу каждого возрастного периода социальной ситуацией развития. Социальная ситуация развития — это «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Структура психологического возраста включает:

  • социальную ситуацию развития, определяющую;

  • «образ жизни, или «социальное бытие»;

  • новообразования в сфере сознания и личности.

Д.Б. Элькониным определены основные подходы к проблеме периодизации:

  • исторический подход к темпам развития и к вопросу о возникновении отдельных периодов в ходе исторического развития человечества;

  • подход к каждому возрастному периоду с точки зрения того места, которое он занимает в общем цикле психического развития;

  • представление о психическом развитии как о процессе диалектически противоречивом, протекающим не эволюционным путем, а путем перерывов непрерывности, возникновения в ходе развития качественно новых образований;

  • выделение, как обязательных и необходимых переломных, критических точек в психическом развитии, являющихся важными объективными показателями переходов от одного периода к другому;

  • выделение различных по своему характеру переходов и в связи с этим различение в психическом развитии эпох, стадий, фаз.

18. Современная периодизация психического развития взрослого человека.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий психологии развития. На сегодняшний день, к сожалению, не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека.

Современная возрастная периодизация по всемирной организации здравоохранения:

1. Внутриутробный период (от зачатия до рождения).

2. Постнатальный период (от рождения до 21-25 лет).

  • Новорожденный (от рождения до 10-15 сут.).

  • Молочный (грудной) этап (от 10-15 сут. до 1 года).

  • Детства — от 1 до 11 лет (д), от 1 года до 12 лет (м).

  • Раннего детства (от 1 до 3 лет).

  • Среднего детства (от 3 до 6 лет).

  • Позднего детства от 6 до 11 лет (д),

  • Подростковый — от 11 до 15 лет (д), от 12 до 16 лет (м).

  • Юношеский (от 15 до 21 года (д), от 16 до 25 лет (м)).

3. Зрелый (от 21-25 лет до физиологической смерти).

  • Зрелый (от 21 до 55 лет (ж), от 25 до 60 лет (мужчины).

  • Первой зрелости (от 21 до 48 лет (ж), от 25 до 45 лет (мужчины).

  • Второй зрелости (от 48 до 55 лет (ж), от 45 до 60 лет (м)).

  • Пожилой — от 55 – 60 до 75 лет(ж), от 60 до 75 лет (м).

  • Старческий этап (от 75 до 90 лет — мужчины и женщины)

  • Долгожителей (от 90 лет и старше — м, ж).

19. Общая характеристика социализации взрослого человека. Виды социализации. Понятие неудачной социализации.

Социализация – процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, не­обходимых для успешного функционирования в данном обществе. Соц-я охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых чел. обре­тает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая со­циологическая теория была предложена Т.Парсонсом. Процесс соц-ии продолжается всю жизнь, поскольку ч-к за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный (социализация ребенка в семье), средний (обучение в школе) и за­вершаю­щий (роль супруга, ро­дителя, дедушки и т.п.). Выделяют первичную соц-цию, это прежде всего семья, друзья, учителя, врачи и т.д.), и вто­ричную: школа, вуз, СМИ и т.д. Соц-ция – двусто­ронний процесс, в ко­тором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые куль­турой своего общества.

Виды социализации.

Каждый этап жизненного цикла сопровождается взаимодополняющими друг друга процес­сами: десоциализацией — процессом отучения от старых норм, ролей и правил поведения, и ресоциализацией — обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Неполная соц-ция означает, что ч-к из всего необходимого объема знаний и культуры овладел только их частью. Односторонняя соц-ция — дети художников, артистов и пр. наследуют данный вид деятельности. Актуальная соц-ция. При ней объем и содержание социального знания и культуры полностью соответствуют тем, которые присущи той или иной социальной группе. Дети вун­деркинды — пример быстрой соц-ции. Медленная соц-ция замедленное развитие р-ка (позднее развитие ч-ка).

«Неудачная социализация» — в результате этого процесса субъект оказывается неадаптирован­ным к своей социальной среде, что выражается в его неспособности продуктивно выполнять свою ведущую деятельность, вступать в продуктивное общение, соответствовать принятым ро­левым ожиданиям в конвенциональных и межличностных отношениях с другими субъектами.

Возрастная периодизация

Содержание

Введение……………………………………………………………. 3

Возрастная периодизация………………………………………….4

Литература…………………………………………………………12

Приложение 1………………………………………………………13

Приложение 2…………………………………………………….……14 
Введение

      Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных изменений (стадии развития).

     Возрастная периодизация — выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических признаков и по социально-психологическим признакам [1 с. 13].

     Установление приблизительных возрастных норм ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстников в своем развитии (или, наоборот, отстает от них).

Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям.

     Актуальность данной темы в том, что проблема периодизации  — одна из важнейших в общей, возрастной и педагогической психологии. Разработка ее позволит определить реальные периоды развития личности, выделить наиболее характерные для каждого периода особенности, изучить переходы от одного периода к другому. Исследования периодов развития личности будут способствовать выявлению возможностей их безкризисного прохождения, использованию имеющихся сензитивных периодов для оптимального развития тех или иных психических функций, созданию возрастной психологии: психологии взрослых, психологии старости и т.п. 

     Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития нуждается в особом подходе. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка.
Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

     Образовательные учреждения, а следовательно, и практическая психология образования охватывают дошкольное детство (3 — 6/7 лет) и детство школьное, включающее младший школьный возраст (6 — 9 лет), подростковый (10 — 14 лет) и старший школьный или ранний юношеский возраст (15 — 17 лет). 
     В этом заложен определенный смысл, так как системы обучения и воспитания строятся не на пустом месте, в них отражаются опыт и знания особенностей детей, накопленные и отработанные многими поколениями. 

Вообще проблема возрастной периодизации психического развития — одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. 
Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику. Возрастные категории всегда многозначны потому, что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость — возрастные границы этих периодов жизни человека непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества. Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практики, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность. Это, в свою очередь, требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства — юности. Во-вторых, дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр. 
Существует множество попыток периодизации жизненного пути личности. В их основе лежат различные теоретические позиции авторов. Л.С.Выготский делил все попытки периодизации детства на три группы: по внешнему критерию, по какому-либо одному признаку детского развития, по системе существенных особенностей самого детского развития. 
Так, французский психолог Р.Заззо строил периодизацию детства в соответствии с принятыми во Франции ступенями обучения и воспитания детей. Он выделял шесть периодов: 0 — 3, 3 — 6, 6 — 9, 9 — 12, 12 — 15, 15 — 18. И считал, что задачей психологов является не установление некоторых новых возрастных стадий, а только психологическое объяснение уже существующих. Л.С.Выготский признавал правомерность такой периодизации, считал, что процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка и обращал внимание на положительный момент таких периодизаций, заклю-чающийся в выявлении важности смены социальных позиций ребенка, которые в решающей степени обусловлены именно организацией его воспитания и обучения.  
Такие периодизации существуют практически во всех странах, они представляют собой «общественно-детерминированные последовательные звенья процесса воспитания и являются научно-правомерными исходными пунктами для подразделения психического развития на этапы» (Д.Б.Эльконин). 
В нашей стране на основе данных современной отечественной возрастной психологии практикой образования приняты следующие основные периоды развития детства: 
— новорожденность — до 1 месяца; 
— младенчество — до 1 года; 
— ранний детский возраст — от 1 года до 3 лет; 
— младший дошкольный возраст — от 3 до 5 лет; 
— старший дошкольный возраст — от 5 до 6 (7) лет; 
Младший школьный возраст — от 6 (7) до 11 лет; 
Подростничество — от 11 до 15 (16) лет; 
Ранняя юность — от 15 (16) до 18 лет. 
Вторая группа периодизации развития строится по принципу вычленения какого-либо «одного признака, детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды» (Л. С.Выготский). 
Например, П.П.Блонский взял за основу периодизации детства такой признак созревания организма, как состояние зубов ребенка и выделил: беззубое, молочнозубое и постояннозубое детство. При этом он считал основными характеристиками возраста вес ребенка, его конституцию, среду и поведение. Темп умственного развития, по мнению Блонского пропорционален темпу соматического развития, которое не может быть ускорено. 
З.Фрейд считает «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон (приложение 2). 
Среди периодизаций, основанных на выделении существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э.Эриксона, которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов: соматического развития, развития сознательного «Я» и социального развития.  
Весь жизненный путь по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития. Центральным моментом концепции Эриксона является представление о психосоциальной идентичности как итоговом, интегрирующем свойстве личности. 

Периодизация дает представление о возрастных рамках каждого этапа развития, позитивных и негативных компонентах каждой стадии, а также о сильных сторонах Эго или его достоинствах, приобретаемых благодаря успешному разрешению каждого кризиса.  
Младенчество: базальное доверие-недоверие. Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство «внутреннего доверия», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества. 
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Основное содержание материнской функции — чуткая забота об индивидуальных потребностях ребенка и доверие к самой себе в контексте тех требований, которые существуют в каждой конкретной культуре. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других.

Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком — причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это способствует появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. 

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие-недоверие», Эриксон обозначает термином «надежда». Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, а у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество Эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства.  
Раннее детство: автономия — стыд. Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду. 
До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я — то, что я могу». 
С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями.  

Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность. Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. 

Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился». Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате — они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

Трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. 

Юность: эго-идентичность — ролевое смешение. Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес Эриксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития Эго. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. 

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей», придерживаться морали, этики и идеологии общества.  
Ранняя зрелость: интимность — изоляция. Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям как в социальном, так и в сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения индивидуума были мотивированы поиском эго-идентичности. Напротив, раннее достижение личной идентичности и начало продуктивной работы — то, что знаменует собой период ранней зрелости — дают толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, на противоположном — изоляция.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать в совершенно формальное личностное взаимодействие и устанавливать поверхностные контакты. Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлеченности в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу.  
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса, — это любовь. В дополнение к ее романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (1750-1900) — Freemanpedia

Современный период в AP WORLD: MODERN охватывает период с 1750 по 1900 год нашей эры. Это очень тяжело для экономических, социальных и политических изменений. Следующие два из девяти юнитов AP WORLD: MODERN относятся к этому периоду времени. См. диаграмму ниже для точного взвешивания:

Ниже приведены

АКТУАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ , предоставленные Советом колледжей для того, что вам нужно знать для периода 1750-1900 гг. н.э.:

Развитие промышленного капитализма привело к повышению уровня жизни для некоторых и к постоянному совершенствованию методов производства, что увеличило доступность, доступность и разнообразие потребительских товаров.

  • Развитие машин, в том числе паровых двигателей и двигателей внутреннего сгорания, позволило использовать преимущества как существующих, так и недавно обнаруженных огромных ресурсов энергии, хранящихся в ископаемом топливе, особенно в угле и нефти. Революция в области ископаемого топлива значительно увеличила количество энергии, доступной человеческому обществу.

  • Развитие фабричной системы сконцентрировало производство в одном месте и привело к повышению степени специализации труда.

  • По мере того, как новые методы промышленного производства становились все более распространенными в некоторых частях северо-западной Европы, они распространились на другие части Европы, а также в Соединенные Штаты, Россию и Японию.

  • «Вторая промышленная революция» привела к появлению новых методов производства стали, химикатов, электричества и точного машиностроения во второй половине XIX в. век.

  • Железные дороги, пароходы и телеграф сделали возможным исследование, развитие и связь во внутренних регионах по всему миру, что привело к увеличению торговли и миграции.

  • В промышленно развитых странах многие рабочие объединялись, часто в профсоюзы, для улучшения условий труда, ограничения продолжительности рабочего дня и получения более высокой заработной платы. В различных областях возникли рабочие движения и политические партии, продвигающие альтернативные взгляды на общество.

  • В ответ на экспансию индустриальных государств некоторые правительства в Азии и Африке, включая Османскую империю и Цинский Китай, стремились реформировать и модернизировать свою экономику и вооруженные силы. Усилия по проведению реформ часто встречали сопротивление со стороны некоторых членов правительства или авторитетных элитных групп.

  • В ответ на социальные и экономические изменения, вызванные промышленным капитализмом, некоторые правительства, организации и отдельные лица продвигали различные виды политических, социальных, образовательных и городских реформ.

  • Возникли новые социальные классы, включая средний класс и промышленный рабочий класс.

  • В то время как женщины, а часто и дети в семьях рабочего класса, как правило, работали по найму, чтобы увеличить доход своей семьи, женщины из среднего класса, у которых не было таких же экономических потребностей, все чаще ограничивались ролями в домашнем хозяйстве или ролями, сосредоточенными на развитие ребенка.

  • Быстрая урбанизация, сопровождавшая глобальный капитализм, иногда приводила к целому ряду проблем, включая загрязнение окружающей среды, бедность, рост преступности, кризисы в области общественного здравоохранения, нехватку жилья и недостаточную инфраструктуру для обеспечения роста городов.

По мере индустриализации штатов они также расширяли существующие заморские империи и основывали новые колонии и трансокеанские связи.

  • Европейские государства, а также Соединенные Штаты и Япония приобрели территории по всей Азии и Тихоокеанскому региону, в то время как испанское и португальское влияние уменьшилось.

  • Многие европейские государства использовали как войну, так и дипломатию для расширения своих империй в Африке.

  • Европейцы основали колонии поселенцев в некоторых частях своих империй.

  • Промышленно развитые государства и предприятия в этих государствах практиковали экономический империализм прежде всего в Азии и Латинской Америке.

  • Расширение влияния США и Европы в Азии привело к внутренней реформе в Японии, которая поддержала индустриализацию и привела к росту региональной мощи Японии в эпоху Мэйдзи.

  • Для оправдания империализма использовался ряд культурных, религиозных и расовых идеологий, включая социальный дарвинизм, национализм, концепцию цивилизаторской миссии и желание обратить коренное население в религиозную веру.

18-й век ознаменовался началом интенсивного периода революций и восстаний против существующих правительств, что привело к созданию новых национальных государств по всему миру.

  • Люди во всем мире развили новое чувство общности, основанное на языке, религии, социальных обычаях и территории. Это иногда использовалось правительствами для укрепления чувства единства.

  • Новые воображаемые национальные сообщества часто связывали эту новую национальную идентичность с границами государства, а в некоторых случаях националисты оспаривали границы или стремились к объединению раздробленных регионов.

  • Колониальные подданные Америки возглавили ряд восстаний, вдохновленных демократическими идеалами. Американская революция и ее успешное создание республики Соединенных Штатов Америки послужили образцом и источником вдохновения для ряда последующих революций. Американская революция, гаитянская революция и движения за независимость в Латинской Америке способствовали возникновению независимых государств в Америке.

  • Растущее недовольство имперским правлением привело к восстаниям, некоторые из которых были вызваны религиозными идеями.

  • Недовольство монархическим и имперским правлением способствовало развитию систем правления и различных идеологий, включая демократию и либерализм 19-го века.

  • Недовольство сложившимися властными структурами способствовало развитию различных идеологий, в том числе идей Карла Маркса, идей социализма и коммунизма.

В результате возникновения заокеанских империй и глобальной капиталистической экономики резко изменились модели миграции, значительно увеличилось количество мигрантов

  • Во многих случаях на миграцию повлияли демографические изменения как в промышленно развитых, так и в неиндустриальных обществах, которые бросили вызов существующим моделям жизни.

  • Из-за характера новых видов транспорта как внутренние, так и внешние мигранты все чаще переезжают в города. Эта модель способствовала значительной глобальной урбанизации 19 века.

  • Многие люди решили свободно переехать, часто в поисках работы.

  • Новая глобальная капиталистическая экономика продолжала полагаться на принудительную и полупринудительную трудовую миграцию, включая порабощение, китайское и индийское наемное рабство и труд каторжников.

  • Мигранты, как правило, были мужчинами, оставляя женщин, чтобы взять на себя новые роли в домашнем обществе, которые раньше были заняты мужчинами.

  • Мигранты часто создавали этнические анклавы в разных частях мира, что помогало трансплантировать их культуру в новую среду.

  • Принимающие общества не всегда принимали иммигрантов, о чем свидетельствуют различные степени этнических и расовых предрассудков и попытки государств регулировать увеличивающийся поток людей через свои границы.

56?!?! В Новое время нужно знать 56 человек?!?! Ага. Но не думайте «о нет, я должен выучить 56 человек за этот период». Скорее подумайте, что «это намного лучше, чем 76, которые будут в следующем периоде». 😎

О периодизации: защита «раннего модерна»

Ссылки на другие посты из серии «О периодизации»:

  • Как лучше всего дробить историю на кусочки?
  • Религия, раннее современность и «Реформация»
  • Две «ранние современные» Англии?
  • Вопросы, на которые невозможно ответить, сомнительные ответы
  • Истории Лондона, 1640–1660-е годы: преемственность и поворотные моменты
  • Против долгого восемнадцатого века

Марк Хейлвуд

Как отметила Лаура в предыдущем посте этой «монстровой серии о периодизации», термин «ранний современный» — с 1970-х годов, по крайней мере, на исторических факультетах британских университетов — стал рассматриваться как один из «святой троицы» исторических периодов: средневековье, раннее Новое время, Новое время. Но почему?

Существует ряд причин, по которым его широкое признание и использование можно считать несколько удивительным. Его нынешнее преобладание в публикациях и названиях должностей — а также в этом блоге, который идентифицирует себя как блог «ранней современной истории» — примечательно, учитывая, что он является относительным новичком в партии периодизации. И, как уже подчеркивала Лаура, нет единого мнения о том, когда именно это было (1500-1700, конечно, правильный ответ…)[1]

немного странно из-за чего это подразумевает : что шестнадцатый и семнадцатый века лучше всего понимать как находящиеся на пути к чему-то другому или как подпериод современности, а не как самостоятельный отдельный исторический период. Но такого рода «модернизационные нарративы» — рассматривающие прошлое так, как будто единственная история — это триумфальное и неизбежное шествие всего сущего к блестящему здесь и сейчас (конечно, доступны и более пессимистические формы исторического детерминизма) — подвергались резкой критике. и пришел в упадок среди историков примерно в то же время, когда термин «ранний модерн» со всеми его последствиями «модернизационного нарратива» пользовался одобрением. Очень странно.

Действительно, начиная с 1970-х годов одним из самых значительных изменений в историческом подходе к шестнадцатому и семнадцатому векам было желание исследовать верования, культуру и действия современников и понимать их «на их собственных условиях» — в процессе часто подчеркивая, насколько другим и отличным, а не похожим и смутно современным был период. Действительно ли «ранний модерн» лучше всего подходит для описания этой сингулярности? Возможно, нет, но этот термин, тем не менее, широко использовался историками культуры. На самом деле, Кейт Томас, Натали Земон Дэвис и Питер Берк могут быть причислены к первооткрывателям как истории культуры, так и термина «ранний модерн».

Другая связанная с этим критика этого термина заключается в том, что если мы хотим отдать должное тому, как современники понимали свой собственный мир, не должны ли мы по крайней мере использовать для него дескриптор, который был бы для них узнаваем? (Дискуссия, которую мы провели здесь, в этом блоге, относительно терминов, которые мы используем для описания предметов «истории снизу»). Называть их ранними версиями нас самих, возможно, не лучший способ отдать должное тому, как они понимали себя в свое время. Тем не менее, историк «раннего Нового времени» Фил Уитингтон недавно утверждал, что англичане шестнадцатого и семнадцатого веков в какой-то степени считали себя «современными» и свидетелями рассвета новой эпохи, которая явно порвала с древним миром. недалекое прошлое, хотя и обращенное к открытиям древнего мира в поисках вдохновения, а не с нетерпением ожидающее появления смартфона.[3] Тогда возможно, что некоторые современники признали бы и одобрили предположение, что они жили в новой «ранней современной» эпохе истории. Или, по крайней мере, некоторые грамотные, мужские, образованные городские элиты поступили бы так.

Современные мужчины?

И в этом проблема. Любая попытка найти подходящий термин для описания определенного исторического периода почти всегда в чем-то подходит, а в чем-то нет: термин «раннее Новое время» мог бы найти отклик у английских гуманистов шестнадцатого века, но я сомневаюсь, что это имело бы большое значение для сельскохозяйственный рабочий и его жена, продавщица эля. Это применимо, даже если мы удалим требование использовать термин, который мог найти отклик у современников, и просто нацелимся на что-то, что точно характеризует период с нашей собственной точки зрения: «раннее Новое время» на самом деле может быть вполне подходящим описанием зарождающегося мира. аграрный капитализм и зарождающийся коммерческий рынок опьяняющих веществ — два процесса, которые были отличительными чертами этого периода и должны были очень сильно ощущаться в жизни наших женщин и рабочих. Но «ранний современный» может служить менее подходящим способом для характеристики веры в ведьм, привидений и фей, которую одинаково разделяли наши гуманисты и сельские рабочие.

Другими словами, я считаю глупой затеей пытаться защищать использование нами термина «раннее Новое время» в качестве подходящего универсального описания этого периода истории (и это касается только его применимости к Англии 1500 г. -1700), не говоря уже о том, на что современники дали бы добро. Но мой заголовок обещает защиту «раннего модерна», так что есть один. Очевидным аргументом было бы подчеркивание практической необходимости — это полезное сокращение уже широко используется, оно никогда не бывает совершенным и т. д. — и важность практичности не следует упускать из виду. На самом деле я уверен, что они объясняют постоянное использование этого термина больше, чем какая-либо конкретная интеллектуальная привязанность к нему.

Но я также думаю, что это полезно для описания подходов историков к этому периоду. Если мы думаем о «ранней современной истории» не столько как об истории периода, который характеризовался ранней стадией модерности, а как об области изучения, движимой определенным набором вопросов, я думаю, что «ранняя современная» полезный способ обратиться к этим вопросам. Ибо мне кажется, что центральный вопрос, который до сих пор движет многими историческими исследованиями этого периода — возможно, неявно так же часто, как и явно — это насколько современными были шестнадцатый и семнадцатый века?

Шахтеры на пути к современности?

Возьмем, к примеру, недавнюю периодическую литературу (т. е. журнальные статьи) по социальной и экономической истории Великобритании и Ирландии за 1500–1700 гг., за которую я в настоящее время отвечаю — ежегодно — для журнала Economic History Review ( вы можете прочитать мой обзор статей, опубликованных в 2014 году здесь, если у вас есть доступ). В процессе прочтения более 50 статей, опубликованных в 2014 г., стало ясно, что подавляющее большинство так или иначе касаются вопросов о том, в какой степени XVI и XVII века проявляют черты, связанные с современностью. Насколько урбанизированными были Великобритания и Ирландия в этот период? В какой степени землевладельцы проявляли и принимали «капиталистический» образ мышления? Можем ли мы отнести возникновение современного «государства» к этим годам? Представляло ли изменение климата серьезные проблемы для обществ шестнадцатого и семнадцатого веков? Играли ли женщины значительную экономическую роль? Насколько широко в то время было то, что мы могли бы назвать «культурой потребления»? Насколько широко было использование того, что мы называем промышленным топливом, например угля, в семнадцатом веке? Вы поняли идею.

Кто-то может возразить, что это специфическая черта социально-экономической истории, с ее фокусом на вопросах долгосрочного развития, но я бы сказал, что это можно распространить и на те типы культурной истории, которые пытаются рассматривать период «на своих условиях». По-своему они озабочены вопросами сходства и различия между современным миром и тем, который мы изучаем, даже если их целью в целом является утверждение существенных различий. И это очень важный момент: ответы, которые историки того периода дают на вопрос, насколько он был современным, значительно различаются и во многом зависят от того, на что они смотрят. Было бы трудно сказать, что периодическая литература, которую я просмотрел, вместе взятая, дала последовательный общий ответ на этот вопрос, таков диапазон и сложность выводов, сделанных по всем вопросам, которые я изложил выше.

Разнообразие выводов, к которым мы приходим о современности нашего периода, — это именно то, что делает «раннее модерн» сомнительным дескриптором шестнадцатого и семнадцатого веков. Это не наш ответ; это наш вопрос.

О, дорогой, я слышу, как ты плачешь, похоже, он приближается к старейшему трюку в книге дебатов по терминологии: просто добавь вопросительный знак! Это ранний модерн? период’. Или, может быть, ранний современный период с ’.

Однако, если серьезно, я думаю, что «ранний современный» действительно служит хорошим описанием области истории и может быть применен к (многим) историкам для обозначения их подхода к шестнадцатому и семнадцатому векам. Это делает наш центральный исследовательский вопрос явным. И это то, что мне в нем нравится. Все периодизации навязываются историками прошлому и, вероятно, говорят больше о нас, чем о наших субъектах. Так почему бы не взять это за отправную точку того, как мы разделяем и описываем прошлое?

Конечно, вопрос о том, являются ли эти вопросы правильными для исследования шестнадцатого и семнадцатого веков, сам по себе является совершенно другим спором, но выдвижение наших исследовательских вопросов на первый план в наших попытках периодизации может только способствовать этим спорам.

Хотя, если честно, я не тратил много времени на размышления о том, как этот принцип работает на практике для других периодов. Мне кажется, что «средневековый» и «современный» менее явно переназначаются как короткие руки для конкретных исследовательских вопросов или наборов вопросов, и я не ожидаю, что вы все броситесь и придумаете новые термины (хотя может быть интересно попробовать) Но, возможно, по крайней мере, это идея, которую медиевисты, ранние модернисты, модернисты (или любой другой конфессии историка) могли бы счесть интересным обсудить за пределами обычных границ периодизации…


[1] Было некоторое обсуждение «под чертой» и в Твиттере о том, когда именно термин «ранний модерн» прочно утвердился в академических кругах Великобритании. Мы собираем некоторые из этих статей в одном из последующих постов, а пока я просто добавлю еще одну ссылку на историка, который утверждает, что 1970-е годы были эпохальным десятилетием: Фил Витингтон, Society in Early Modern England (Polity, 2010), с.

Добавить комментарий