Что не так с «пирамидой Маслоу»?
В основе «пирамиды Маслоу» лежит иерархия потребностей человека, сформулированная Абрахамом Маслоу в середине XX века, но ее популярность остается крайне высокой. Что не так с «пирамидой Маслоу» и почему сам Абрахам Маслоу не виноват в вульгаризации его теории? Разбираемся в статье.
Ноябрь, 16, 2022
© Психолог Дмитрий Демидов
Иерархическая модель потребностей человека, предложенная Абрахамом Маслоу в 1943 году (оригинал статьи «A Theory of Human Motivation» можно прочитать здесь) и детализированная в 1954 году, является теоретической (и это важно) моделью объяснения потребностей человека и его мотивации. Концепция получила большое распространение и до сих пор используется во многих популярных моделях объяснения поведения личности. По всей видимости, простота и наглядность описания иерархии человеческих потребностей, доступность для объяснения каждому, играют в популярности пирамиды ключевую роль. Однако не следует забывать, что простота модели не подразумевает ее доказательность.
Photo: Pexels
Почему возникла «пирамида Маслоу» и какую роль теория мотивации играет в иерархии потребностей?
В настоящей статье мы не будем описывать общеизвестные факты о «пирамиде Маслоу», их можно посмотреть в статье Википедии, более подробный разбор и уточнение концепции без общепринятых заблуждений есть здесь. Необходимо подчеркнуть, что, как правило, словосочетание «пирамида Маслоу» подразумевает не саму теоретическую концепцию Абрахама Маслоу, а лишь ее довольно грубую интерпретацию, которая иногда практически нивелирует всю теорию потребностей. И, конечно, визуализация пирамиды, которую легко найти в поисковиках, это тоже интерпретация. Поэтому, когда речь идет о «пирамиде Маслоу» уместно использовать кавычки.Другой аспект, на который стоит обратить внимание — теоретическая конструкция мотивации личности, которая была переработана и финализирована автором к концу жизни, опубликована во второй редакции книги «Мотивация и личность» в 1970 году. Следует учитывать, что эта теория использовалась Маслоу в рамках собственной психологической парадигмы. Поэтому для более четкого понимания всех аспектов иерархии потребностей необходимо не смотреть на визуализированную пирамиду, а обращаться к смысловому содержанию иерархии, которая вполне детально описывается в главе 5 указанного издания.
Почему распространенный вариант «пирамиды Маслоу» неточный и искаженный?
Дело в том, что популяризированная «пирамида Маслоу» не учитывает слишком много факторов, и поэтому, как только мы начинаем рассматривать составляющие пирамиду потребности, то попадаем в ловушку выстроенной иерархичности. То есть последовательно начинаем рассматривать предложенную модель с точки зрения определенных ступеней (блоков иерархии), что само по себе ошибочно.Например, многие обращаются к самой ранней модели, где последний уровень — уровень самоактуализации — указывает на возможность удовлетворения этой потребности только после всех других уровней (от физиологических потребностей до признания). Уже при первом рассмотрении такой подход к иерархии потребностей выглядит сомнительным.
Важно помнить и то, что сама графическая модель пирамиды появилась после смерти Маслоу. В своей последней работе Маслоу уточнял модель иерархии: «До сих пор мы говорили, что эта иерархия является фиксированным порядком, но на самом деле она далеко не так строга, как мы могли предположить. Это правда, что у большинства людей, с которыми мы работали, эти основные потребности были примерно в указанном порядке. Однако был и ряд исключений.».
Впрочем, многих не смущает приведенный факт, достаточно часто использование упрощенной визуализации и ошибочно описываемой концепции остается распространенным в популярной психологии, в маркетинге и продажах.
Недостатки и критика иерархии потребностей по Маслоу.
Предложенная иерархия потребностей может рассматриваться лишь в некоторых аспектах объяснения поведения человека, но в целом относится к ней как к научно доказанной и обоснованной модели не стоит. Вот как резюмируют критику иерархии потребностей Бенджамин Хенвуд и его коллеги:«Распространенная критика Маслоу заключается в том, что, хотя самоактуализация имеет смысл на вершине иерархии, а физиологические потребности, такие как пища, вода и воздух, находятся внизу, природа и порядок уровней потребностей между ними субъективны или произвольны. (Wahba and Bridwell 1976). Если существует набор „основных благ“ или потребностей, необходимых для достижения самоактуализации, неясно следует ли и как именно размещать их в иерархии (Nussbaum 2006; Rawls 1971). Другая критика теории Маслоу заключается в том, что линейный процесс несовместим с восстановлением психического здоровья, которое было определено как рекурсивное и последовательное (Ridgway 2001). Интересно, что более поздняя работа Маслоу (1970) предполагает, что стремление к самореализации может проявляться скорее в разочаровании от неудовлетворенности потребностей, а не наоборот. То есть столкновение с невзгодами и неудачами может привести к самореализации».
На сегодняшний день достаточно сложно найти практикующего психолога, который бы использовал «пирамиду Маслоу» в ее популярном виде. Хотя в какой-то степени, теоретическая модель иерархии потребностей используется. Например, в протоколе первой психологической помощи учитываются базовые потребности физиологических нужд и потребности в безопасности при работе в кризисных ситуациях. Однако, современная психология не ограничивается только одной мотивационной моделью и учитывает актуальное психологическое знание в своей работе.
Представляется, что некритичное восприятие «пирамиды Маслоу» в ее вульгаризированном виде является некорректным. Уже во второй половине 20 века устоялось мнение, что единая и универсальная теория мотивации, которая удовлетворительно описывает и объясняет поведение человека, практически невозможна.
Вероятно, лучшим вариантом исследования иерархии потребностей, предложенной Абрахамом Маслом, является самостоятельное ознакомление с первоисточником и рядом исследований, которые применяют/актуализируют/спорят с предложенной выдающимся психологом теорией.
До встречи в новых статьях и на сессиях!
Ваш психолог Дмитрий Демидов
© 2022 Все права защищены.
Дмитрий Демидов
Тест иерархия потребностей (пирамида) Маслоу онлайн
Инструкция: проанализируйте свою систему ценностей и узнайте уровень удовлетворенности основных потребностей при помощи согласно концепции А. Маслоу.
1.Спокойная работа — самое главное для меня
совершенно верно и точно
в большей степени верно и точно
частично верно и точно
в некоторой степени верно и точно
совершенно не верно
1 из 20
Концепция потребностей американского психолога и социолога Абрахама Харольда Маслоу уже более полувека служит ориентиром для формирования и оценки социально-экономической политики государств и мониторинга уровня жизни населения. Теория легла в основу различных тестов для измерения степени удовлетворенности человека своим положением и социальным статусом.
Опросник, состоящий из 24 вопросов, охватывает все сферы потребностей человека:
- Безопасности;
- Социализации;
- Самоутверждении;
- Самоактуализации.
Концепция Маслоу утверждает, что потребности находятся в строгой иерархической зависимости, представленной в виде пирамиды. Удовлетворение верхних уровней невозможно без полноценного покрытия нижних. Так, самореализация будет интересовать человека только тогда, когда его примитивные жизненные потребности в еде, жилье и безопасности будут обеспечены надлежащим образом.
Тест пирамида Маслоу интерпретирует концепцию автора в ракурс актуализированности отдельных потребностей для испытуемого, чтобы определить фокус его интересов и слабые места, которые могут вызывать тревогу, стресс или депрессию.
Что входит в тест «пирамида Маслоу»
Согласно концепции Абрахама Маслоу потребности человека располагаются в такой последовательности:
- Физиологические – базовые, инстинктивные потребности организма, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, тепло, половое желание).
- Безопасности – необходимость быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
- Социальности – контакта с окружающими и получения своей роль в социуме, которая проявляется в дружбе, любви, принадлежности к определенной общине.
- Признания – уважения и почитания социумом.
- Познания – возможность проявления природного любопытства человека: изучения,поиска истины, освоения навыков.
- Эстетические – потребность в доступе к прекрасному, духовному, креативному началу.
- Самореализации – поиска и реализации жизненного смысла, самоутверждения в обществе.
Теория построена на логической цепочке причинно-следственных связей, состоящих в том, что человек не может думать о саморазвитии пока он обеспокоен поиском пропитания и крова. Формирование развитого общества требует обеспечения достойного уровня трудоустройства и заработной платы, при которых люди смогут уделять больше времени и сил саморазвитию.
Кому полезен этот тест
Опросник по пирамиде Маслоу универсален и подходит для всех зрелых людей, независимо от сферы деятельности и социального статуса. Если вы раздумываете о смене места работы, результат теста поможет развеять сомнения в целесообразности такого шага. Также пройти тест будет интересно тем, кто привык сравнивать себя с другими. Возможно, его результат докажет, что вы недооцениваете свои успехи и качество жизни.
Что делать, если тест покажет низкие результаты удовлетворенности потребностей
Низкий результат – сигнал к изменению к лучшему. Вы можете быть обеспечены перспективной работой и хорошим жильем, но при этом не получать удовольствия от имеющегося, потому что в приоритете не карьера, а личная жизнь. Или давно заброшенное хобби. Тест поможет переосмыслить свой быт и найти новый вектор развития.
Сколько времени займет тестирование
Методика предполагает анализ 24 вопросов, касающихся разных сфер повседневной жизни человека. Ответы оцениваются по 5 бальной шкале, а результат будет выведен автоматически по окончании тестирования. Выделите 5–10 минут в спокойной обстановке, без посторонних шумов и прочих раздражителей, чтобы вдумчиво проанализировать свое отношение к пунктам теста.
Переворачивание пирамиды Маслоу с ног на голову
«Великие команды состоят из обычных людей, наделенных полномочиями и вдохновением».
—Марти Кейган. «Уполномоченные: обычные люди, экстраординарные продукты»
Мы все хорошо знакомы с иерархией потребностей Маслоу, также известной как пирамида Маслоу. Американский психолог Абрахам Маслоу предложил ее в своей статье 1943 года «Теория мотивации человека». В этой статье Маслоу предложил мотивационную концепцию, часто отображаемую в виде вариации на картинке, показанной ниже:0007
Согласно этой концепции, наша мотивация аналогична нашим инстинктам. Мотивация человека начинается с основных физиологических потребностей, таких как потребность в еде, воде, сне и тепле. До тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены, человек не сможет перейти на следующий уровень потребностей, то есть на безопасность. По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, их потребности усложняются. Каждый уровень усиливает социальную и психологическую природу человека. По мере того, как люди продвигаются к вершине пирамиды, их потребности в любви и дружбе становятся все более важными, продвигаясь дальше к личному уважению и чувству выполненного долга, называемому самоактуализацией. Самоактуализация определяется как процесс роста и развития личности с целью реализации индивидуального потенциала.
С точки зрения нашей работы и карьеры это можно перевести как переход от отстраненности («приходится заставлять себя идти на работу»), отсутствия вовлеченности («Я здесь только из-за денег») к чувству принадлежности и личный вклад («Я чувствую, что меня ценят»), затем до значимого вклада («Я горжусь тем, что нахожусь здесь») до высокой вовлеченности («Я делаю мир лучше»). Последний так хорошо описал Чиксентмихайи, Михай в своей книге «Поток: психология оптимального опыта». Вот цитата из этой книги: «Чтобы преодолеть тревоги и депрессии современной жизни, люди должны стать независимыми от социальной среды до такой степени, чтобы они больше не реагировали исключительно на ее награды и наказания. Чтобы достичь такой автономии, человек … должен развивать способность находить удовольствие и цель независимо от внешних обстоятельств». Это можно описать с помощью приведенной ниже пирамиды вовлеченности, которая представляет собой разновидность иерархии потребностей Маслоу:
Современный гуру профессиональной мотивации Дэниел Пинк очень хорошо описал самоактуализацию в трех словах «Мастерство. Автономия. Цель» в своей книге 2009 года «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует». Его интерпретация также основана на человеческих инстинктах: «У людей есть врожденное внутреннее стремление быть автономными, самоопределяющимися и связанными друг с другом». Эта концепция внутренней мотивации близка к теории Маслоу и концепции «потока» Михая Чиксентмихайи, хотя фокусирует свой анализ на вершине пирамиды.
Google подтвердил еще одно измерение этой концепции в своем проекте «Аристотель» 2012 года, отдавая дань цитате Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей». Пытаясь понять эффективность команды и определить высокоэффективную команду, они обнаружили пять характеристик высокоэффективных команд:
1. Психологическая безопасность: каждый чувствует себя в безопасности, рискуя рядом с членами своей команды, и что они не будут смущены или наказаны за это.
2. Надежность: каждый выполняет работу качественно и в срок.
3. Структура и ясность: каждый знает, каковы его конкретные ожидания. Эти ожидания должны быть сложными, но достижимыми.
4. Значение: у каждого есть чувство цели в своей работе (т. е. финансовая безопасность, поддержка семьи или помощь команде в достижении успеха).
5. Воздействие: каждый видит, что результат его работы способствует общему цели.
Эти утверждения отражали размеры пирамиды Маслоу и почти отражали басню Патрика Ленсиони 2002 года «Пять пороков команды: басня о лидерстве». Многие видели в ней книгу об организационной политике. Однако эти пять нарушений очень похожи на те же стимуляторы мотивации, что и в проекте «Аристотель», и на уровнях пирамиды Маслоу:
- Отсутствие доверия: люди не хотят быть уязвимыми внутри группы.
- Боязнь конфликта: люди ищут искусственной гармонии, а не конструктивных страстных дебатов.
- Недостаток приверженности: люди не желают принимать групповые решения.
- Уклонение от ответственности: люди не берут на себя ответственность сообщать коллегам или руководителям о контрпродуктивном поведении, которое устанавливает низкие стандарты.
5. Невнимание к результатам: люди сосредотачиваются на личном успехе и ставят свой статус и эго выше командного успеха.
Трудно подвергнуть сомнению любую из этих гипотез, поскольку мы испытываем и подтверждаем их в нашей повседневной жизни и на каждом этапе нашей профессиональной деятельности. Однако последние полтора года придали этим понятиям совершенно новый смысл. Forbes назвал это «цунами товарооборота» 2021 года.
В 2020 году пандемия ускорила экономический спад, вызвавший массовые увольнения по всему миру. Но очень скоро, в 2021 году, рынок труда полностью восстановился с противоположной тенденцией новой волны увольнений и увольнений по собственному желанию. Работодатели принимают чрезвычайные меры для привлечения и удержания сотрудников.
Давайте рассмотрим несколько примеров из недавнего опыта:
1. Ведущие банки платят своим аналитикам-первокурсникам (недавним выпускникам колледжей) шестизначные зарплаты и все еще борются за привлечение талантов. Эти меры по-прежнему не приносят желаемых результатов на фоне продолжающейся войны за таланты между Уолл-стрит и Силиконовой долиной, где многие технологические фирмы предлагают большую гибкость и более веские причины.
2. Сотрудники убегают от работодателей, которые требуют, чтобы они вернулись в офис. Они ценят свою способность работать из любого места и чувствуют себя уверенно, выполняя значимую работу удаленно. Данные Forrester показывают, что 53% сотрудников хотят продолжать работать из дома. Хотя исследование Forrester предполагает, что 70% компаний перейдут на гибридный график работы, не каждая организация пойдет на это, и не каждая работа будет соответствовать требованиям.
3. Мы поняли, что жизнь коротка, и у нас появилось повышенное желание наполнить ее смыслом. Деньги и гарантированная работа больше не рассматриваются как основа иерархии потребностей. Молодые сотрудники массово бросают престижную, высокооплачиваемую работу и находят время, чтобы путешествовать по миру или вносить свой вклад в значимое дело, которое помогает им чувствовать, что они имеют значение. Это было глубоким размышлением для многих людей.
Итак, сегодня мы наблюдаем перевернутую пирамиду Маслоу:
Люди не хотят оставаться на работе из-за денег. Они преднамеренны в своей жизни и своей карьере.
Что означают эти тенденции для Agile-организаций? Как ясно показывает мой опыт последних полутора лет, Agile-команды и организации более стабильны. Члены команды в высокоэффективных командах чувствуют себя ценными и услышанными и с меньшей вероятностью покинут среду, в которой они имеют значение. У них также есть четкое чувство вклада. Благодаря тому, что их цели четко выражены в задачах и ключевых результатах (OKR), дорожных картах продуктов и текущих плановых сессиях, у них есть понимание цели и видение того, как ее достичь.
Agile-команды стремятся радовать своих клиентов и работать в обратном направлении от их потребностей. Возможность решать проблемы своих клиентов делает их работу значимой. Члены команд объединенных продуктовых команд гордятся тем, что являются частью их команды, и вдохновляются на то, чтобы изменить жизнь своих клиентов к лучшему.
Agile-команды адаптивны по своей природе. Адаптация является характеристикой любой Agile-структуры или методологии. Непрерывное совершенствование встроено в Agile-процессы и, самое главное, в мышление. Изменениями управляют по своей сути, как частью текущего процесса, и это ожидаемо.
Зрелые Agile-команды, по моему опыту, наиболее успешно перешли на полностью удаленную работу во время пандемии и сбалансировали свой переход к новым нормам в наши дни.
Эти качества Agile — приспособляемость, устойчивость, командная структура — естественным и органичным образом создают принадлежность и преднамеренность, что делает Agile-команды и даже организации успешными в современной реальности перевернутой пирамиды Маслоу.
Каталожные номера:
Марти Кейган (2021 г.) «Расширенные возможности: обычные люди, необычные продукты», Группа продуктов Силиконовой долины.
Михай Чиксентмихайи (1990) «Поток: психология оптимального опыта», Harper & Row.
Патрик Ленсиони (2002), Пять пороков команды, Джосси-Басс.
Авраам Маслоу (1943). «Теория мотивации человека», первоначально опубликованная в Psychological Review, 1943, Vol. 50 № 4, стр. 370–396.
Дэниел Пинк (2009). «Драйв: удивительная правда о том, что нас мотивирует», Riverhead Hardcover.
Проект Аристотель (2012). «Чему Google научился в своем стремлении создать идеальную команду: новое исследование раскрывает удивительную правду о том, почему одни рабочие группы процветают, а другие терпят неудачу». Газета «Нью-Йорк Таймс.
«Аналитики-первокурсники JPMorgan теперь будут зарабатывать 100 000 долларов». CNN.com. 29 июня 2021 г. Источник: https://www.cnn.com/2021/06/29/business/wall-street-pay-jpmorgan/index. html
Почему происходит «Цунами товарооборота» 2021 г. и какой бизнес Лидеры могут подготовиться. Forbes, 3 апреля 2021 г. https://www.forbes.com/sites/karadennison/2021/04/27/why-the-2021-turnover-tsunami-is-happening-and-what-business-leaders-can -сделать-подготовить/?sh=48d25d54e6d0
Великая отставка 2021 года: действительно ли 30% рабочих собираются уволиться? The Tech Republic, 25 мая 2021 г. https://www.techrepublic.com/article/the-great-resignation-of-2021-are-30-of-workers-really-going-to-quit/
Маслоу не построил пирамиду, которая изменила историю управления
В зависимости от вашего жизненного опыта, вы можете думать о пирамиде потребностей Маслоу одним из двух способов.
Вы можете поверить в то, что я сделал перед тем, как рассказать об этой истории: что пирамида цвета радуги, возможно, впервые запечатленная в памяти в начальной школе, упорядочивает истины о том, что мотивирует людей. Во-первых, мы удовлетворяем наши потребности «нижнего уровня», такие как основное питание и безопасность, базовые слои пирамиды. Только тогда мы можем заняться потребностями «более высокого уровня», такими как любовь, принадлежность и уважение, ступеньками к самореализации, раскрытию своего полного потенциала и вершине пирамиды.
Однако, если вы психолог или специалист по организационному поведению, вы можете отвергнуть пирамиду потребностей как ненаучную и устаревшую. Но вы, вероятно, пришли к пониманию того, насколько она вездесуща как элемент поп-психологии.
В любом случае, вы почти наверняка верите, что пирамиду изобрел Абрахам Маслоу, американский психолог, умерший в 1970 году. Но эта часть не соответствует действительности.
Хотя Маслоу дал нам теорию иерархии потребностей, согласно новому исследованию, опубликованному в журнале Academy of Management Learning & Education, он вовсе не представлял свою структуру в форме пирамиды. В нем три профессора менеджмента — Тодд Бриджмен и Стивен Каммингс из Университета Виктории в Веллингтоне, Новая Зеландия, и Джон Баллард из Университета Маунт-Сент-Джозеф в Огайо — прослеживают происхождение, возможно, самой известной инфографики в мире. Они предполагают, что этот символ на самом деле был создан консультантом по менеджменту, вдохновленным 9 теоретиком менеджмента.0105 неправильное истолкование самых ранних идей Маслоу.
Последствия красочного конечного продукта, утверждают они, не были благоприятными. То, что мы знаем как пирамиду Маслоу, испортило наше представление о работе и наши ожидания, что люди озабочены потребностями «высшего» или «низшего» уровня в зависимости от их дохода или профессионального статуса. Создается впечатление, что некоторым сотрудникам нужно заботиться о своих сердцах и душах, раскрывать и развивать их творческий потенциал, в то время как другие просто озабочены ежемесячным погашением арендной платы и подачей еды на стол.
В самом деле, внутреннее послание пирамиды «действительно сдерживало нас», — говорит Сьюзен Фаулер, старший партнер-консультант The Ken Blanchard Companies, фирмы по обучению менеджменту. Фаулер не принимал участия в исследовании, но в других статьях и книгах критиковал прочную власть Маслоу над менеджерами.
Бриджмен и его соавторы добавят, что чрезмерное упрощение более тонких идей Маслоу позволило нам игнорировать некоторые более эгалитарные принципы психологии. Теперь они хотят исправить запись.
Психологическая основа новой эры оптимизма
Абрахам Маслоу родился в 1908 году в семье рабочего класса в Бруклине. Его отец, Самуил, уехал из Киева в 14 лет без гроша в кармане и мог говорить только по-русски и на идиш. Он бежал от царского насилия, но также, согласно единственной биографии его знаменитого сына, уклонялся от властного отца, когда он отправился в США в одиночку, с приколотыми к одежде инструкциями о том, как семья в новой стране должна заботиться о нем. .
Авраам, старший из семи детей, вырос в еврейском квартале Бруклина и посещал школы с преимущественно еврейским населением. По-видимому, на него так повлияли антисемитские хулиганы на улицах его района, что понимание их ненависти было частью того, что привело его в область психологии. Он развил ученость, которая дала ему психологическое облегчение от домашних беспорядков и от матери, которую в журналах описывали как жестокую и мстительную.
Гениальность молодого Маслоу привела его в более утонченный мир. Он учился в Городском колледже Нью-Йорка, получил степень магистра и доктора философии в области психологии в Университете Висконсина и продолжил свою аспирантуру в Колумбийском университете. Он разработал свою теорию иерархии потребностей, представленную в 1943 в статье под названием «Теория мотивации человека», когда он был профессором Бруклинского колледжа, хотя его идеи получили гораздо более широкое признание в 1950-х годах. К тому времени он работал в Университете Брандейса, где проработал на факультете до своей смерти в 1970 году. что на самом деле говорило о нашем величайшем потенциале как эмоциональных и разумных существ, — пришло ему в голову в 1941, год, когда США ввязались во Вторую мировую войну. «Сидя в своей машине, наблюдая за проезжающим мимо парадом ветеранов, он размышлял о том, как мир снова идет на войну. В тот момент он решил посвятить свою жизнь разработке «психологии для мирного стола», — пишут Бриджмен и его соавторы, цитируя биографа Маслоу Эдварда Хоффмана.
Мы настолько привыкли к самосовершенствованию как к цели и к тому, чтобы рассматривать терапию как способ улучшить свое эмоциональное благополучие, а не только как способ лечения психологического состояния, что трудно представить, насколько оригинально и свежие идеи Маслоу были в свое время.
Хотя он не был первым психологом, сосредоточившимся на здоровых потребностях человеческого разума и духа, он помог создать гуманистическую психологию, которую называют предшественницей позитивной психологии. «До этого психология сосредоточивалась на том, что не так с человеком», — сказала Марджи Лахман, профессор психологии в Брандейсе, общественному радиошоу Ted Radio Hour в 2015 году. редуктивного бихевиоризма, Маслоу дал миру теорию, которая возвысит то положительное и уникальное, что есть в человеческой природе. Он стремился «вернуть удивление, трепет, трансцендентность и религию» в изучение людей, — говорит психолог Джессика Грогран в видео о своей книге «9».0105 Знакомство с Америкой: гуманистическая психология, культура шестидесятых и формирование современного «я» (Harper Perennial, 2012). «В своем оптимизме он был похож на ребенка, — говорит Гроган. «У него были идеи, что, изменив психологию, он может изменить мир».
Хотя концепция Маслоу об иерархии потребностей успешно вызвала движение, ученые быстро подвергли ее критике за ее субъективность и отсутствие эмпирической строгости. (Хотя Маслоу был одержим выдвижением и развитием своих гипотез, у него, казалось, было меньше времени для научного процесса, говорит Бриджмен.) сегодня признан за открытие новых направлений психологических исследований.
Сегодня Маслоу, вероятно, был бы известен не только своей пирамидой, если бы не некоторые оскорбительные взгляды, которые он принял в конце 1960-х, незадолго до своей смерти. Он начал утверждать, что способность к самореализации является унаследованной биологической чертой и, следовательно, недоступна для некоторых людей и групп. Этот аргумент заставил выдающегося психолога Карла Роджерса, также считающегося основателем гуманистической психологии, и других дистанцироваться от Маслоу.
Однако в исследованиях по менеджменту восхождение пирамиды было неукротимым. Иерархия потребностей стала, возможно, самым известным образцом в исследованиях менеджмента, пишут Бриджмен и его соавторы, отмечая, что спустя годы это по-прежнему структура, которую «студенты помнят наиболее ярко».
Научные связи в MIT Sloan?
Как отмечают исследователи, большинство репродукций ярко раскрашенной пирамиды ссылаются в качестве источника либо на известную статью Маслоу 1943 года, либо на одно из трех ранних изданий его книги Мотивация и личность , впервые опубликованной в 1954 году . Однако, если кто-то потрудится просмотреть исходный материал, он обнаружит, что пирамида не фигурирует ни в одном из них.
Другие исследователи отметили это любопытство. Однако до сих пор никто не пытался установить, откуда взялась пирамида и кто был ответственен за нее, по крайней мере, так считает Бриджмен. Он и его соавторы корпели над богатыми журналами Маслоу и публиковали работы на предмет каких-либо следов пирамид или даже треугольников в иллюстрациях или в прозе. Они также поговорили с бывшим коллегой Маслоу, почетным профессором менеджмента Массачусетского технологического института Эдгаром Шейном, который сказал исследователям, что, по его мнению, пирамиду придумал Маслоу, но не может вспомнить конкретное событие.
«Проведя обширный поиск, в том числе в архивах Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо, мы не обнаружили никаких следов того, чтобы Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды», — Бриджмен и его соавторы. заключить.
Чтобы определить, как возникла пирамида, ученые искали самые ранние упоминания о Маслоу в журналах по менеджменту и книгах по лидерству. Они нашли свой первый ключ к разгадке в статье 1944 года Дугласа МакГрегора, теоретика менеджмента, который в XIX веке50-х годов, с энтузиазмом перенесет идеи Маслоу в расцветающую область человеческих отношений, смешивая психологию с бизнес-мышлением и мышлением лидера.
МакГрегор, профессор Школы менеджмента имени Слоана при Массачусетском технологическом институте, умерший в 1964 году, известен тем, что создал структуру управления Теории X и Теории Y, которая разделила стили управления на два основных лагеря, один из которых был занят теми, кто считал, что сотрудниками нужно манипулировать с помощью меры кнута и пряника (теория X) и один подход руководителей, которые считали сотрудников внутренне мотивированными (теория Y). Последняя идея, глубоко вдохновленная Маслоу, была революционной и своевременной, прекрасно совпавшей с появлением того, что стало известно как «сектор знаний» и его класса работников, чьи повседневные задачи были интеллектуальными и эфемерными.
Спустя годы после ссылки на Маслоу в статье 1944 года МакГрегор в письме психологу от 1956 года рассказал о встрече с руководителями, которых привлекло его мнение о теории Маслоу. Он писал, что иерархия потребностей «разжигала их воображение».
Основополагающая книга МакГрегора « Человеческая сторона предприятия » была опубликована в 1960 году и оказала то, что в исследовании Бриджмена описывается как «трансформационный эффект на зарождающуюся область организационного поведения». Книга не цитирует Маслоу напрямую. Но взгляды психолога и почти его слова (почти дословно) налицо, и маслоу Мотивация и личность указан в качестве ссылки.
Намеренно или нет, но перевод МакГрегором идей Маслоу изменил историческое понимание иерархии потребностей. Например, в 1960 году он писал: «Человек, чьи потребности более низкого уровня удовлетворены, не мотивирован для удовлетворения этих потребностей. Для практических целей их больше не существует». Авторы нового исследования подчеркивают, что Маслоу никогда не приводил такого аргумента; он чувствовал, что у людей может быть несколько неудовлетворенных потребностей одновременно, и все они могут быть мотивированы.
Справедливости ради следует отметить, что причиной неточностей могли быть драматические примеры, которые Маслоу использовал для оживления своей теории . Например, он писал, что о человеке, который изо всех сил пытается прокормить себя, «можно справедливо сказать, что он живет одним хлебом». Однако Маслоу «поспешил указать, что такие ситуации редки», объясняют авторы. Вместо этого он считал, что большинство людей «частично удовлетворены во всех своих основных потребностях и частично не удовлетворены во всех своих основных потребностях одновременно».
Различие имеет решающее значение. Тем не менее, даже МакГрегора нельзя винить в том, что он придумал пирамиду, а только в том, что он посеял идеи Маслоу — или, скорее, его версию идей Маслоу — в корпоративных пространствах. (Маслоу к этому моменту еще не написал ни слова о потребностях и прихотях рабочих.)
Таинственное создание пирамиды
Первый намек на иерархию потребностей, даже похожую на пирамиду, появляется в 1957 г. когда теория Маслоу проиллюстрирована для книги «Человеческие отношения в бизнесе» Кита Дэвиса, известного ученого той эпохи, который, по словам Бриджмена, вращался в тех же кругах, что и МакГрегор.
Здесь, однако, метафора выбора — это лестница, каждая ступенька которой представляет собой отдельную потребность и занята обычным бизнесменом в костюме и галстуке, удовлетворяющим ее. Например, на уровне «базовых физиологических потребностей» его видят обедающим, возможно, сидящим за плотным обедом. Вверху изображен наш победоносный корпоративный солдат, водружающий американский флаг, что напоминает культовый образ американских пехотинцев, поднимающих звезды и полосы во время битвы за Иводзиму во время Второй мировой войны, отмечают авторы нового исследования.
Равносторонний треугольник, наконец, появляется в 1960 году, впервые упоминаясь в статье Чарльза Макдермида, психолога из консалтинговой фирмы из Висконсина, в статье «Как деньги мотивируют мужчин» в деловом журнале. Макдермид называет потребность высшего уровня «самореализацией», как это делал Дэвис, а не «самоактуализацией», как писал Маслоу, отмечается в исследовании. Из-за этого исследователи подозревают, что Макдермид просто переосмыслил лестницу Дэвиса как треугольную форму.
Цитируя эссе Макдермида, авторы находят нечто вроде дымящегося пистолета, который объединяет ошибочную версию теории Маслоу и следствия пирамиды: «Поскольку «максимальная мотивация при наименьших затратах является желаемым конечным результатом», Макдермид посоветовал менеджерам использовать Теория мотивации Маслоу, которую «можно устроить» в виде пирамиды, чтобы оценить потребности своих сотрудников и соответствующим образом скорректировать компенсационные пакеты».
Исследователи считают, что эта пирамида вдохновила тысячи других.
Устойчивая пирамида и то, как она сформировала наше представление о работе
Как отмечают Бриджмен и его коллеги-исследователи, концепция иерархии «отражала преобладающие [послевоенные] идеологии индивидуализма, национализма и капитализма в Америке и оправдывала растущий менеджеризм в бюрократические (т. е. многоуровневые треугольные) форматы».
Пирамида отражает структуру организации, сужаясь кверху. Подразумевается, что у людей наверху более изощренные потребности, чем у тех, кто внизу. Принято считать, что только тогда, когда сотрудник выходит за рамки рядового состава и переходит на уровень с более высокой оплатой, «он будет беспокоиться о своей самооценке или возможностях, эта работа будет для него значимой», — говорит Бриджмен, « и я думаю, что это оказывает медвежью услугу».
Фаулер обнаружил, что многие руководители используют пирамиду как «предлог, чтобы не заниматься психологическими проблемами людей» и отложить в сторону более сложные потребности. По словам Фаулера, «это что-то вроде: «Ну, мы не можем позволить себе дать это всем, кто находится внизу пирамиды, поэтому мы просто предполагаем, что они не будут мотивированы причинами более высокого порядка».
Другим негативным эффектом, который она связывает с иерархией Маслоу, является убеждение, что: «Если бы я зарабатывал больше денег, я был бы счастливее. Или, если бы я позаботился об этих потребностях в безопасности, я был бы более счастлив или более мотивирован выполнять свою работу», — говорит Фаулер. «Люди попадают в ловушку этого, — утверждает она, — и все же, если бы деньги были решением, мы бы не видели богатых людей, которые страдают. Они бы не разводились, не становились наркоманами и не совершали преступлений».
Возможно, самым отвратительным является инсинуация пирамиды о том, что на «вершине» есть конечное пространство, и мы все соревнуемся друг с другом, чтобы попасть туда. «На самом деле, — говорит Фаулер, — люди «самоактуализируются» повсеместно».
Первые работы Маслоу на самом деле дали понять, что выявленные им потребности могут не быть универсальными, что культура и контекст имеют значение, и что иерархия может не отражать одни и те же приоритеты для всех. Таким образом, хотя его список потребностей может быть справедливо захлопнут, он также не был таким наивным, как хотелось бы верить критикам пирамиды, по словам Бриджмена. «Маслоу пытался сказать, что у людей эти потребности будут устроены по-разному. Менеджеры действительно должны понимать каждого сотрудника и то, что им движет, а не полагать, что я могу просто накинуть пирамиду на всех в организации».
Маслоу явно не впечатлили ученые-менеджеры, которые рассматривали «его теорию человеческой природы как средство для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли — а не цели, которую он видел, более просвещенных граждан и общества», — отмечают авторы, цитируя Маслоу. Книга 1965 года Eupsychian Management . И все же он не дистанцировался от популярности пирамиды.
«Маслоу дожил до того, чтобы увидеть пирамиду, и на самом деле не бросил ей вызов из-за других трудностей, с которыми он столкнулся в своей жизни, из-за отвержения психологии», — говорит Бриджмен. «Люди из руководства расстелили перед ним красную ковровую дорожку и хорошо заплатили ему, так что, я думаю, это его вполне устраивало, но это было далеко от того, о чем он писал».
На протяжении 1960-х годов и в последнее время теории Маслоу проверялись в полевых и лабораторных исследованиях. При внимательном рассмотрении пять потребностей, которые определил и ранжировал Маслоу, просто не выдержали критики, особенно в других культурах. (Прежние критики работ Маслоу называли его взгляды европоцентричными и нечувствительными к таким барьерам, как системный расизм и сексизм, которые теоретически могут помешать некоторым сотрудникам когда-либо «продвигаться вверх» по иерархии.)
Представления Маслоу о самореализовавшихся людях также были субъективными. Хотя он описал черты самоактуализировавшегося человека (скромный, благодарный, заботящийся о благе человечества, самоуправляемый, а не бездумный конформист и т. д.), это были по существу субъективные измерения. Подпитывая критику «субъективности», он даже назвал несколько человек, в том числе таких общественных деятелей, как Элеонора Рузвельт и Альберт Эйнштейн, которых он считал самореализовавшимися.
Визуальный удар пирамиды
К 1970-м годам ученые начали разочаровываться в неточных размышлениях Маслоу, сообщают газеты, но уже появились учебники по менеджменту, чтобы спасти пирамиду от возможного забвения. Всплеск спроса на бизнес-школы на уровне колледжей создал рынок учебников, которые были как учебными, так и интеллектуальными, подходящими для серьезного образования. Пирамида Маслоу отвечает всем требованиям.
Перенесемся в поздние нулевые, и студентов-менеджеров обычно учат считать пирамиду пережитком старой школы. Как правило, объясняет Бриджмен, профессора представляют пирамиду как фундаментальную теорию того, что движет сотрудниками, а затем анализируют все недостатки модели.
Распространенной мишенью для нападок является утверждение, до сих пор ошибочно приписываемое Маслоу, что люди могут подняться на следующий уровень потребностей только после того, как удовлетворены основные потребности. Действительно, многие из нас знают людей, чье стремление к творчеству перевешивает потребность в солидной зарплате. Как отмечает Педро Монтейру, постдок-исследователь бизнес-школы Emlyon в Париже, в подкасте Talking About Organizations , мы также видели, что даже самые сытые, обеспеченные и имеющие социальные связи работники — изнеженные сотрудники Silicon Богатые технологические гиганты Долины, например, не обязательно продолжают «прогрессировать», чтобы достичь более высокого уровня потенциала. «Если бы это было так, — говорит Монтейро, — разве не каждый там был бы добродетельным мудрецом?»
Тем не менее, пирамида, кажется, стала своего рода татуировкой, символом веры, применявшимся к менеджменту, когда он был молод и все еще разгадывал себя. «Я собираюсь в Сербию, Румынию, Россию, Париж, Лондон, Кипр, Корею, буквально в ближайшие пару месяцев, — говорит Фаулер, — и мне все равно, где я выступаю, Маслоу всегда появляется». Она столкнулась с поклонниками Маслоу, которые просто не хотят отказываться от логики пирамиды.
Чтобы раскрыть стойкость пирамиды и мировое господство, Бриджмен и его коллеги посвящают часть своего времени немалой силе самой формы. Иерархия потребностей «может быть единственной теорией управления, которая стала «вирусной» и стала мемом, и сомнительно, чтобы это произошло, если бы она не была упакована в пирамиду с пятью четкими категориальными уровнями», — пишут они. . Они указывают, что это древний символ силы и человеческого стремления достичь божеств, находящихся над нами.
Николас Паджерски, дизайнер и архитектор WeWork в Сан-Франциско находит эту аргументацию убедительной. Когда вы думаете о европейских соборах, говорит он, или о «то, что мы называем пирамидами в Египте или формами зиккурата в Мезоамерике, в истории архитектуры определенно есть след, который в некотором роде можно свести к восхождению вверх и внутрь».
Сегодня, добавляет он, наблюдается фетишизация высоты не только в том, как мы строим, но и в том, как мы «программируем» наши здания, делая пентхаусы самыми просторными и роскошными жилыми помещениями или гостиничными номерами, босс углового офиса на 38-м этаже. «Я действительно думаю, что существует неявное социально-экономическое, философское стремление забраться как можно выше», — заключает Паджерски.
В Южной Африке есть даже отель Маслоу, построенный из слоев, которые постепенно уменьшаются снизу вверх, и все вместе они напоминают пирамиду. На его веб-сайте мы узнаем, что отель Maslow Hotel «стремится создать среду, которая оптимально удовлетворяет основные потребности человека, чтобы разум был свободен для достижения своего наивысшего потенциала, самореализации».
Куда мы пойдем дальше?
В своей попытке отделить Маслоу от идеи пирамиды исследователи, стоящие за научным расследованием нового исследования, сталкиваются с важным ограничением: они намереваются доказать обратное. Не каждого историка убедит вывод, что сам Маслоу не организовывал иерархию потребностей таким образом. Если однажды будут найдены доказательства, связывающие Маслоу с пирамидой, что тогда?
Но для Бриджмена и его команды туманность происхождения пирамиды поднимает более серьезные вопросы о общепринятой мудрости в теории управления и ее истории заимствования идей из психологии или экономики, которые «отфильтрованы через давние приверженности нашей области свободному рынку». капитализм, менеджеризм, организационные иерархии и примат личности». (В другой статье Бриджмен и Каммингс вместе с Колмом Маклафлином из Дублинского университетского колледжа поставили под сомнение официальную историю тематического исследования Гарвардской школы бизнеса.)
Пирамида Маслоу до сих пор широко используется в публичных беседах о корпоративном успехе, корпоративной культуре и вовлеченности сотрудников. Начните обращать внимание, и вы будете поражены его распространенностью.
Между тем, изучение мотивации стало обширной областью, привлекающей большое количество ученых в области управления и психологии. Мы постоянно сталкиваемся с новыми идеями современных мыслителей. Некоторые основаны на традициях бихевиоризма, но многие содержат суть первоначального видения Маслоу. Например, Фаулер считает теорию самоопределения, в которой утверждается, что все сотрудники нуждаются в автономии, связности и компетентности, усовершенствованием Маслоу, которое, по ее словам, научно проверено. «Для меня это то, к чему Маслоу пришел бы за последние 60 лет», — говорит она.
Несмотря на давние заблуждения о пирамиде Маслоу, растет осознание того, насколько важно видеть в каждом сотруднике полный человеческий потенциал. Такие компании, как Zappos, Disney или Four Seasons Hotels, хвалят за то, что поощряют сотрудников к самовыражению и за то, что они предоставляют сотрудникам на любой должности свободу принимать решения и решать проблемы, не консультируясь с менеджером или бездумно отправляя вопросы по цепочке.
Буквально в прошлом месяце на саммите Bloomberg Equality Summit в Нью-Йорке Арианна Хаффингтон заявила, что мы вступаем в эпоху, когда большему количеству компаний придется комплексно думать о своих сотрудниках, обо всех них и обо всех их потребностях, однажды. Ее видение совсем не походило на пирамидальную иерархию.
Авторы учебников принимают к сведению
Примерно через неделю после публикации их исследования в Интернете, где оно доступно бесплатно до 28 апреля, Бриджмен и его соавторы начали получать сообщения от экспертов по менеджменту и авторов учебников, которые заявили, что планируют обновить свою работу.