Пирамида ценностей человека по максвеллу: «Пять уровней лидерства» — как стать лидером по Джону Максвеллу

«Пять уровней лидерства» — как стать лидером по Джону Максвеллу

Мы привыкли размышлять о том, как стать лидером с позиции власти и статуса, однако автор книги по лидерству «Пять уровней лидерства» Джон Максвелл убеждён, лидерство это не карьера и не продвижение себя. Лидерство — это продвижение своей команды. Можно быть лидером, не обладая какой-либо властью, и занимать высокий пост, не являясь при этом лидером. По мнению Максвелла, продуктивность не является целью лидерства. Настоящая цель лидерства — это изменения и развитие. С разрешения компании SmartReading мы публикуем саммари («сжатую» версию) книги Джона Максвелла о примерах и правилах лидерства. Издание будет полезно предпринимателям, топ-управленцам, менеджерам среднего звена, ориентированным на карьерный рост. С разрешения компании SmartReading мы публикуем саммари («сжатую» версию) книги Джона Максвелла. Издание будет полезно предпринимателям, топ-управленцам, менеджерам среднего звена, ориентированным на карьерный рост.

Досье

SmartReading – проект сооснователя одного из ведущих российских издательств деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» Михаила Иванова и его партнёров. SmartReading выпускает так называемые саммари – тексты, в сжатой форме излагающие ключевые идеи бестселлеров жанра нон-фикшн. Таким образом, люди, которые по каким-то причинам не могут оперативно прочесть полные версии книг, могут познакомиться с их главными идеями и тезисами. SmartReading использует в своей работе подписную бизнес-модель.

1. Уровни лидерства

Пять уровней лидерства формируют пирамиду, в фундаменте которой находится первый уровень, «Положение». Этот уровень не требует ни таланта, ни усилий: руководителя назначили, и сотрудники должны ему подчиняться. Второй уровень, «Отношения», предполагает добровольное следование за лидером, с которым сложились хорошие межличностные отношения. Третий уровень, «Продуктивность», характеризуется уважением к лидеру как к человеку, приносящему пользу общему делу.

На четвертом уровне, который называется «Развитие», люди идут за лидером, потому что он для них многое сделал и делает. Пятый уровень — «Вершина» лидерства, когда за человеком следуют, потому что видят в нем личность, способную изменить мир.

1.1. Первый уровень. Положение

Лидер первого уровня лишь формально считается лидером. Такое лидерство не зависит от трудолюбия, таланта и опыта, а возникает как результат стечения обстоятельств. Оно основывается лишь на привилегиях, которые дает человеку его положение или должность. В самой высокой должности нет ничего плохого. Плохо, если она становится единственным рычагом давления.

Для лидера первого уровня, который не стремится к дальнейшему развитию, не существует понятия «команда». Он босс, а окружающие — подчиненные. Он приказывает, они выполняют. Все отношения в таком коллективе формальны и в лучшем случае регулируются трудовым кодексом, штатным расписанием и прочими локальными актами.

Люди делают только то, что положено, но они не будут тратить на работу дополнительное время и усилия. 

Нередко лидеры первого уровня злоупотребляют властью и устраивают настоящую «дедовщину» — заставляют подчинённых задерживаться допоздна, работать в выходные и за двоих. У лидеров первого уровня нередко возникают проблемы с молодыми сотрудниками, волонтёрами и людьми с высоким уровнем образования. Эти категории работников наиболее независимы, и для них заявления вроде «Вы будете делать так, а не иначе, потому что я начальник, а вы подчинённый» — не аргумент.

По большому счету, лидерство — это процесс, а не состояние. Лидер всегда ведёт людей за собой. Нет путешествия — нет лидерства.

Лидер первого уровня — персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Вот его основные характеристики:

  • не ценит людей;
  • склонен к микроменеджменту;
  • помнит о своих правах, забывая об обязанностях;
  • как правило, одинок;
  • не терпит изменений;
  • в его подразделении текучка кадров и низкие показатели.

Если лидер первого уровня хочет стать настоящим лидером и перейти на более высокий уровень, ему следует выполнить следующие пункты плана развития: 

  • поблагодарите людей, которые привели вас на лидерскую позицию;
  • старайтесь становиться лучше каждый день;
  • откровенно ответьте на следующие вопросы: «Кто я? Каковы мои ценности? Какие лидерские практики я хочу применить?»;
  • подумайте о себе не как о начальнике, а как о человеке с лидерским потенциалом, переосмыслите свои цели;
  • поразмышляйте о миссии организации, в которой вы работаете, определите свою роль в ней, подумайте, что вы можете сделать как лидер;
  • сместите приоритет с правил на межличностные отношения;
  • обсуждайте с сотрудниками не только рабочие темы;
  • реже упоминайте название своей должности;
  • научитесь говорить: «Я не знаю»;
  • найдите ментора, который будет вдохновлять вас на лидерство.

1.2. Второй уровень. Отношения

Лидер второго уровня отличается от лидера первого уровня тем, что воспринимает окружающих как партнёров, а не как бездушных роботов, которые должны выполнить определённый объем работы в заданное время. Он видит в каждом сотруднике личность, принимает во внимание индивидуальные особенности и интересуется жизнью каждого.

 В коллективе образуются долгосрочные межличностные связи, обстановка становится более позитивной и доверительной, а работа эффективной.

Второй уровень лидерства качественно отличается от первого тем, что теперь люди следуют за лидером добровольно. Они превращаются из подчинённых в последователей, то есть начинается движение, без которого не бывает настоящего лидерства.

Для лидера второго уровня характерны:

  • стремление создать благоприятную рабочую атмосферу не только для себя, но и для всего коллектива;
  • энергичность;
  • наличие многочисленных знакомств и каналов общения;
  • понимание ценности каждого человека;
  • доверие к людям.

Лидеры второго уровня могут столкнуться с некоторыми трудностями:

  • некоторые люди не воспринимают лидеров второго уровня всерьёз, считая их слишком мягкими;
  • для амбициозных людей лидерство второго уровня — тяжелая ноша, потому что они привыкли получать всё и сразу;
  • лидерам второго уровня сотрудники часто «садятся на шею»;
  • интровертам трудно дается лидерство второго уровня, поскольку оно подразумевает полную открытость.

Для перехода на третий уровень нужно много работать над собой:

  • даже если вы прежде были мизантропом, научитесь относиться ко всем людям хорошо, иначе вы не сможете расти как лидер;
  • живите в ладу с собой — человек, который не любит себя, не способен полюбить других;
  • хотя бы раз в неделю говорите каждому члену команды что-то хорошее;
  • примите каждого сотрудника не только как профессионала, но и как личность с достоинствами и недостатками;
  • научитесь получать удовольствие от рабочего процесса и научите этому сотрудников;
  • найдите время для личного общения с каждым сотрудником;
  • станьте главным вдохновителем команды;
  • будьте заботливы и откровенны.

1.3. Третий уровень. Продуктивность

Нередко лидеры «застревают» на втором уровне, забывая, что благоприятная рабочая обстановка — лишь начало пути. Настоящие изменения начинаются на третьем уровне, на котором лидера уважают не только как доброго и отзывчивого человека, но и как профессионала. Лидер всегда участвует в процессе, а не ждёт, пока подчинённые выполнят задачу.

На третьем уровне лидер становится инициатором изменений в процессе работы, он решает сложные задачи и ведёт людей за собой в самых запутанных ситуациях. Члены команды видят позитивные изменения в работе и доверяют своему лидеру.

Случается, что продуктивные люди ошибочно считают себя лидерами третьего уровня. Однако следует помнить, что все настоящие лидеры продуктивны, но не все продуктивные люди — лидеры.

Лидеры третьего уровня имеют следующие отличительные черты:

  • они продуктивны и личным примером стимулируют сотрудников к продуктивной работе;
  • они создают атмосферу, способствующую эффективной деятельности;
  • они сами решают проблемы, а не делегируют их решение;
  • они создают сплочённые команды.

Лидерство — это увлекательное путешествие, но лишь самые талантливые и верные своему делу находят силы и стимулы для постоянного роста. Для перехода на четвертый уровень важно осознать, что:

  • высокая продуктивность — это не предел мечтаний настоящего лидера;
  • люди — это главный актив компании;
  • воспитание новых лидеров — сложная и высокая цель, но именно через нее реализуется миссия любой успешной компании.

Для перехода на четвёртый уровень необходимо:

  • самому стать таким членом команды, о котором вы мечтали бы;
  • стать продуктивным лидером, а не просто продуктивным человеком, то есть помогать сотрудникам становиться продуктивными;
  • понимать, в чем силён каждый член команды;
  • как можно чаще обсуждать с командой миссию компании;
  • регулярно встречаться с командой: анализировать неудачи, хвалить за успехи, обсуждать цели и строить планы;
  • создавать ситуации успеха;
  • стать агентом изменений — подумать, что можно изменить в работе команды в лучшую сторону, и предложить команде произвести эти изменения;
  • не забывать о втором уровне: тесные личные отношения делают профессиональную команду сильнее.

1.4. Четвёртый уровень. Развитие

На четвёртом уровне люди следуют за лидером, потому что он сумел изменить их жизнь. Такие отношения долговечны и продуктивны. Лидер второго уровня меняет атмосферу, лидер третьего уровня — процесс, а лидер четвёртого уровня способствует внутренним изменениям членов команды. 

На высших уровнях лидерства главная роль лидера заключается не в производстве, а в развитии. Лидеры четвёртого уровня инвестируют время, энергию и деньги в развитие людей и воспитание лидеров внутри коллектива. 

Лидер четвёртого уровня отличается тем, что:

  • сфокусирован на росте и развитии людей;
  • не стремится быть единственным лидером в компании или ее подразделении;
  • старается сделать организацию преуспевающей в долговременной перспективе, помогая другим становиться лидерами;
  • не страдает перфекционизмом;
  • для него процесс важнее результата.

Только лидер может вырастить другого лидера. Этот процесс происходит в несколько этапов:

  • рекрутмент — поиск потенциальных лидеров;
  • позиционирование — выбор подходящей должности; человек может стать лидером на одной позиции, но не раскрыться на другой;
  • моделирование — будущий лидер должен видеть, что такое быть лидером;
  • поддержка — помощь в работе;
  • развитие — выход из зоны комфорта;
  • создание ситуации успеха;
  • оценка — могут ли они быть лидерами без посторонней помощи.

1.5. Пятый уровень. Вершина

Пятый, наиболее сложный и высокий уровень, доступен не каждому. Для его достижения недостаточно быть целеустремлённым, трудолюбивым и умелым. Великие лидеры создают организации пятого уровня, внутри которых растут новые лидеры. На этом уровне влияние на людей оказывает не только личное общение с лидером, но и его имидж и репутация. Лидеры пятого уровня выходят за пределы своей должности, компании, а иногда и отрасли.

Цель лидера пятого уровня — не просто выполнить работу или сделать так, чтобы люди шли за ним, а вырастить новых лидеров, которые будут вдохновлять и вести за собой людей. Лидерство пятого уровня — это не работа, а дело всей жизни. 

Быть лидером пятого уровня непросто: в какой-то момент может показаться, что добравшись до вершины, можно остановиться и пожинать плоды прошлой деятельности; также не исключена вероятность звездной болезни.

Генеральный директор компании «Крайслер» Ли Якокка — яркий пример того, как успех может вскружить голову самому талантливому и результативному лидеру. Он не только спас компанию от банкротства, но и в рекордные сроки обеспечил рост на 290%. Добившись столь невероятных успехов, он начал заниматься собственным продвижением. Якокка регулярно появлялся в шоу Ларри Кинга и других телевизионных передачах, снимался в рекламе и даже собирался стать президентом США, заявляя, что эта работа проще, чем управление автогигантом. Общий тираж его автобиографии составил 7 миллионов экземпляров. Создание личного бренда гендиректора не пошло на пользу компании: акции «Крайслер» упали на 31%, а Ли Якокка был вынужден покинуть свой пост.

Приведённые ниже советы Джона Максвелла помогут лидерам пятого уровня всегда быть на высоте:

  • оставьте на вершине место для других лидеров;
  • оказывайте поддержку лидерам, у которых есть потенциал вырасти до пятого уровня;
  • создайте круг людей, которые будут поддерживать и стимулировать личностный рост друг друга;
  • будьте примером для подражания;
  • создавайте наследие.

2. Портрет лидера пятого уровня

Лидер пятого уровня — не святой, над головой которого светится нимб. Это абсолютно реальный человек, который виртуозно использует инструменты всех пяти уровней лидерства и которого знают и уважают далеко за пределами места проживания и профессиональной сферы.  

Для автора примером великого лидера стал не известный политик или генерал, а тренер университетских баскетбольных команд Джон Вуден. За двадцать семь лет команды под руководством этого тренера выиграли 620 матчей. За последние 12 лет его карьеры подопечные Вудена 10 раз становились чемпионами США, причем в четырёх сезонах они не проиграли ни одного матча. Список его заслуг и наград огромен, однако главное его достижение в том, что он учил своих подопечных не только игре в баскетбол, но и успешной жизни. 

Джон Вуден неоднократно переходил на первый уровень и использовал властные полномочия в случае, когда заносчивый игрок мешал командной игре.

Когда в команде появился Сидни Викс, все игроки признавали, что он звезда. Однако в течение первого года тренер часто отправлял его на скамейку запасных, потому что Сидни вёл себя на поле так, будто других игроков не существует. Чтобы добиться сплочённой командной игры, тренер Вуден был вынужден действовать как лидер первого уровня, то есть использовать свое положение.

Великий тренер понимал, что отношения тренера с игроками — это улица с двухсторонним движением. Он говорил: «Люди будут прислушиваться к лидеру, только если лидер слышит людей».

Отношения тренера с игроками были настолько тёплыми и прочными, что даже через несколько десятилетий после окончания тренерской карьеры (Джон Вуден прожил 99 лет) он ежедневно был на связи с бывшими игроками. 

До начала тренерской карьеры он был одним из лучших игроков Национальной баскетбольной лиги. Он стал первым человеком, который стал членом баскетбольного Зала славы как игрок (1960) и как тренер (1973).

Тренер Вуден имел особый дар — находить талантливых игроков и воспитывать из них лидеров. Он гордился не только баскетбольными победами своих учеников, но и тем, чего они добились после окончания спортивной карьеры. 

Существует множество доказательств того, что Джон Вуден достиг пятого уровня лидерства: престижная баскетбольная премия носит его имя с 1977 года, в честь него названы два крупных ежегодных турнира, в 2003 году президент США вручил ему медаль Свободы. Однако главным доказательством того, что тренер Вуден был настоящим лидером пятого уровня, является тот факт, что, несмотря на все свои заслуги и награды, он до конца жизни оставался скромным, честным и принципиальным человеком, который обладал великолепным чувством юмора, помогал людям и умел сделать так, чтобы каждый его собеседник чувствовал себя особенным.

3. Законы лидерства

Постепенный переход с первого на пятый уровень лидерства — это идеальный вариант, но в реальной жизни случаются не только взлёты, но и падения. Многолетняя работа по развитию лидерства в сотнях компаний на разных континентах позволила Джону Максвеллу сформулировать 10 законов лидерства:

1. Можно перейти на следующий уровень, но предыдущий уровень всё равно останется с вами. Невозможно попасть на пятый этаж, разрушив фундамент или нижние этажи. Переходя с первого уровня на второй, вы не отказываетесь от должности, просто она перестаёт иметь решающее значение, а на первый план выходят межличностные отношения. Поднимаясь на третий уровень, вы сохраняете хорошие отношения с коллегами, однако на этом этапе наиболее значимым становится ваш профессионализм.

2. Разные взаимоотношения предполагают различные уровни лидерства. Дома вы можете быть лидером четвёртого уровня — заботливым отцом, который возит детей на дополнительные занятия и играет с ними в баскетбол; любящим мужем, который приносит супруге кофе в постель, сопровождает её на театральные премьеры и помогает организовать свой бизнес. В отношениях с соседом — вы лидер второго уровня, и этого достаточно, чтобы совместно посадить во дворе деревья и изредка выпить по кружке пива. А вот на работе вы не можете подняться выше первого уровня, потому что контролируете каждое движение подчинённых и не терпите возражений.

3. Чем выше вы поднимаетесь, тем проще вести за собой людей. Вы пытаетесь заинтересовать сотрудников новым проектом. Если вы лидер первого уровня, то работа начнётся, только если начальство подпишет соответствующий приказ. Лидер второго уровня может уговорить людей, и они, возможно, согласятся, потому что хорошо к нему относятся. На третьем уровне лидер — авторитетный профессионал, который, по мнению сотрудников, способен привести их к профессиональным победам. 

4. Выход на каждый новый уровень требует больше времени и усилий, чем переход на предыдущий. Лидеру первого уровня просто посчастливилось быть назначенным на должность. Для установления доверительных отношений с сотрудниками и перехода на второй уровень потребуется не один день. А для достижения пятого уровня иногда не хватает и жизни. 

5. Подъем на новый уровень происходит долго, а «упасть с пьедестала» можно быстро. Строить всегда сложнее и дольше, чем разрушать. Доверие завоевывается медленно, а один необдуманный поступок или неосторожная фраза могут положить конец многолетним отношениям.

6. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше отдаёте окружающим и больше получаете. Люди уважают лидера как профессионала и сами стремятся достичь профессиональных высот. В результате растёт продуктивность, а значит, увеличиваются доходы и перспективы карьерного роста. Влияние лидера на членов команды увеличивается, и, как следствие, возрастает взаимное доверие и улучшается рабочая атмосфера.

7. Движение вверх требует постоянного развития.

Если человек рассчитывает только на свой опыт, маловероятно, что он перейдёт на новый уровень. Настоящий лидер стремится учиться и развиваться.

8. Если вы не повышаете свой уровень лидерства, то ограничиваете себя и людей, которые следуют за вами. Люди выбирают в лидеры тех, кто сильнее их. Если вы будете лидером «на троечку», то те, кто следует за вами, будут плохо работать и развиваться. Такая команда никогда не будет эффективной.

9. При смене должности или места работы вы начинаете завоёвывать уровни лидерства заново. Ваши достижения — ничто, если вы начали работать в новом месте с новыми людьми. Вам вновь придется взбираться по лестнице лидерства: формировать добрые отношения, демонстрировать профессионализм, развивать сотрудников и воспитывать из них лидеров.

10. Переход на более высокий уровень в одиночку невозможен. Быть лидером – значит, вести других за собой и постоянно помогать им становиться лучше. Если вы идёте к цели в одиночку, вы не лидер. Без последователей невозможен переход даже с первого уровня на второй.

Резюме

Быть лидером — не значит быть большим начальником, и наоборот, далеко не каждый начальник — лидер. Настоящий лидер — это тот, кто оказывает влияние на людей, увлекая их за собой. 

Джон Максвелл выделяет пять уровней лидерства, которые формируют пирамиду лидерства. На первый, нижний, уровень пирамиды человек попадает случайно, и сотрудники вынуждены подчиняться только из-за его вышестоящего положения. Настоящий лидер не задержится на первом уровне, а начнёт налаживать отношения в коллективе, чтобы перейти на второй ярус пирамиды, где люди будут добровольно следовать за ним. На третьем уровне члены команды видят в лидере сильного профессионала, на четвёртом — наставника, который многое сделал для них лично, а на пятом — человека, который вышел далеко за рамки места работы, жительства и отрасли, и имя которого стало брендом.

Взобравшись на вершину пирамиды лидерства, не стоит почивать на лаврах. Настоящие лидеры пятого уровня виртуозно используют приёмы всех пяти уровней, создают вокруг себя особую лидерскую атмосферу, помогают молодым талантливым лидерам добраться до вершины и щедро делятся опытом. 

Жизнь лидера подчиняется десяти законам:

  • Невозможно попасть на пятый уровень, разрушив предыдущие.
  • Разные взаимоотношения предполагают различные уровни лидерства. 
  • Чем выше вы поднимаетесь, тем охотнее следуют за вами люди. 
  • Переход на каждый новый уровень дольше и сложнее предыдущего. 
  • Подняться на новый уровень сложно, а утратить лидерские позиции легко.
  • Чем больше отдаёте окружающим, тем больше получаете взамен. 
  • Лидерство требует постоянного развития.
  • Если вы не стремитесь к вершинам лидерства, то ограничиваете себя и людей, которые следуют за вами.
  • На новом месте придется завоевывать уровни лидерства заново.
  • В одиночку вы не сможете перейти на более высокий уровень.

 

Читайте также:

Саммари книги братьев Хис «Как изменить мир, несмотря на препятствия»
Саммари книги Ицхака Адизеса «Как преодолеть кризисы менеджмента»
Саммари книги Нассима Талеба «Чёрный лебедь» 

5 уровней лидерства. Краткое содержание книги Максвелла

Мы привыкли размышлять о лидерстве с позиции власти и статуса, однако автор книги «5 уровней лидерства» Джон Максвелл убежден, лидерство — это не карьера и не продвижение себя. Лидерство — это продвижение своей команды. Можно быть лидером, не обладая какой-либо властью, и занимать высокий пост, не являясь при этом лидером. Однако если вы достигнете самого высокого уровня лидерства, блестящая карьера вам обеспечена.

Лидерство — это постоянная работа, тяжелая, но благодарная. Нельзя стать лидером раз и навсегда, и чем выше уровень лидерства, тем сложнее удерживать свои позиции. По мнению Джона Максвелла, продуктивность не является целью лидерства. Настоящая цель лидерства — это изменения и развитие, которым всегда сопутствуют высокие результаты и увеличение доходов.

Джон Максвелл полагает, что можно поставить знак равенства между понятиями «лидерство» и «влияние». Чем большее влияние человек имеет на окружающих, тем выше его уровень лидерства. Понятие «лидерство» связано не только с профессиональной деятельностью. Вы можете быть лидером в кругу родственников, соседей и друзей, и это вовсе не означает, что эти люди будут постоянно что-то делать под вашим руководством.

Особую ценность книге придают практические рекомендации по переходу на новый уровень и тесты для определения своего текущего уровня лидерства.

Пять уровней лидерства формируют пирамиду, в фундаменте которой находится первый уровень, «Положение». Этот уровень не требует ни таланта, ни усилий: руководителя назначили, и сотрудники должны ему подчиняться. Второй уровень, «Отношения», предполагает добровольное следование за лидером, с которым сложились хорошие межличностные отношения. Третий уровень, «Продуктивность», характеризуется уважением к лидеру как к человеку, приносящему пользу общему делу. На четвертом уровне, который называется «Развитие», люди идут за лидером, потому что он для них многое сделал и делает. Пятый уровень — «Вершина» лидерства, когда за человеком следуют, потому что видят в нем личность, способную изменить мир.

1.1. Первый уровень. Положение

Лидер первого уровня лишь формально считается лидером. Такое лидерство не зависит от трудолюбия, таланта и опыта, а возникает как результат стечения обстоятельств. Оно основывается лишь на привилегиях, которые дает человеку его положение или должность. В самой высокой должности нет ничего плохого. Плохо, если она становится единственным рычагом давления. Для лидера первого уровня, который не стремится к дальнейшему развитию, не существует понятия «команда». Он босс, а окружающие — подчиненные. Он приказывает, они выполняют. Все отношения в таком коллективе формальны и в лучшем случае регулируются трудовым кодексом, штатным расписанием и прочими локальными актами. Люди делают только то, что положено, но они не будут тратить на работу дополнительное время и усилия.

Нередко лидеры первого уровня злоупотребляют властью и устраивают настоящую «дедовщину» — заставляют подчиненных задерживаться допоздна, работать в выходные и за двоих. У лидеров первого уровня нередко возникают проблемы с молодыми сотрудниками, волонтерами и людьми с высоким уровнем образования. Эти категории работников наиболее независимы, и для них заявления вроде «Вы будете делать так, а не иначе, потому что я начальник, а вы подчиненный» — не аргумент. По большому счету, лидерство — это процесс, а не состояние. Лидер всегда ведет людей за собой. Нет путешествия — нет лидерства.

Когда автора впервые назначили пастором, он ощутил на себе, что сама по себе должность — ничто. Во время первой встречи с прихожанами он вдруг понял, что никто его не слушает. У жителей деревни уже был неформальный лидер, фермер Клод, и им не было дела до чужака. Потребовалось долгое время, чтобы завоевать доверие и уважение местных жителей.

Лидер первого уровня — персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Вот его основные характеристики:

• не ценит людей;
• склонен к микроменеджменту;
• помнит о своих правах, забывая об обязанностях;
• как правило, одинок;
• не терпит изменений;
• в его подразделении текучка кадров и низкие показатели.

Если лидер первого уровня хочет стать настоящим лидером и перейти на более высокий уровень, ему следует выполнить следующие пункты плана развития:

• поблагодарите людей, которые привели вас на лидерскую позицию;
• старайтесь становиться лучше каждый день;
• откровенно ответьте на следующие вопросы: «Кто я? Каковы мои ценности? Какие лидерские практики я хочу применить?»;
• подумайте о себе не как о начальнике, а как о человеке с лидерским потенциалом, переосмыслите свои цели;
• поразмышляйте о миссии организации, в которой вы работаете, определите свою роль в ней, подумайте, что вы можете сделать как лидер;
• сместите приоритет с правил на межличностные отношения;
• обсуждайте с сотрудниками не только рабочие темы;
• реже упоминайте название своей должности;
• научитесь говорить: «Я не знаю»;
• найдите ментора, который будет вдохновлять вас на лидерство.

1.2. Второй уровень. Отношения

Лидер второго уровня отличается от лидера первого уровня тем, что воспринимает окружающих как партнеров, а не как бездушных роботов, которые должны выполнить определенный объем работы в заданное время. Он видит в каждом сотруднике личность, принимает во внимание индивидуальные особенности и интересуется жизнью каждого. В коллективе образуются долгосрочные межличностные связи, обстановка становится более позитивной и доверительной, а работа эффективной. Джон Максвелл убежден, что можно любить людей и не быть лидером, но невозможно быть лидером и не любить людей.

Примером настоящего лидера был Нельсон Мандела. Он отличался своей демократичностью и чуткостью. Вот лишь один пример особого отношения господина Манделы к людям: президент пригласил к себе домой на завтрак одного успешного бизнесмена, Питера. В назначенный день шофер привез его к дому Манделы. Больше всего Питера поразило то, что президент лично встретил его у ворот и пожал руку не только ему, но и его шоферу. Шофер собирался остаться в машине, но Мандела настоял, чтобы он позавтракал с ними.

Продолжение — на Smart Reading

Зарегистрируйтесь на Smart Reading и получите доступ к этому и ещё 800 пересказам нонфикшен-книг. Для многих книг есть инфографика. Все пересказы озвучены, их можно скачать и слушать фоном. Фрагмент озвучки:
Первые 7 дней доступа — бесплатно.

Быстрая регистрация

5 уровней лидерства

Бизнес-менеджер. Тренер по софтболу. Классный руководитель. Координатор волонтеров. Родитель.

Являетесь ли вы одной из этих вещей или всеми из этих вещей, одно остается верным:

Вы лидер .

Но где ты сейчас на пути к лидерству и куда ты идешь дальше? За годы преподавания лидерства этот вопрос волнует очень многих лидеров. Каждый хочет знать, где он находится и как перейти на следующий уровень. И вы, наверное, ничем не отличаетесь!

Вот почему я разработал парадигму 5 уровней лидерства в своей книге Развитие лидера внутри себя, , а затем расширил ее в своей книге 5 уровней лидерства. Я хотел помочь лидерам понять и повысить свою эффективность. И хотя это учение не ограничивается местом в этом блоге, сегодня я хочу предложить общий обзор 5 уровней в качестве напоминания о том, что вы все еще на пути к лидерству — и я тоже! Так что не стесняйтесь добавить эту страницу в закладки или распечатать ее в качестве краткого руководства на пути к лидерству.

5 УРОВНЕЙ ЛИДЕРСТВА

Уровень 1 — Должность

Самый низкий уровень лидерства — если хотите, начальный уровень — это Должность. Это единственный уровень, для достижения которого не требуется никаких способностей или усилий. Ведь любой может быть назначен на должность! Хотя нет ничего плохого в том, чтобы занимать руководящую должность, неправильно полагаться только на эту позицию, чтобы заставить людей следовать за вами. Это потому, что это работает только в том случае, если у вас есть рычаги влияния (например, гарантия занятости или зарплата) на ваших подписчиков. На уровне 1 люди следуют только в том случае, если считают, что должны.

Людям, которые остаются на уровне должности, может быть сложно работать с волонтерами. Почему? Потому что положение не приводит автоматически к влиянию, и волонтеры осознают, что им не нужно следовать за кем-либо. Они действительно следуют, только если хотят.

Но новости об этом уровне не так уж и плохи. Это отличное место для вас, чтобы начать инвестировать в свой рост и потенциал в качестве лидера. Используйте свое время на этом уровне, учась руководить собой — через расстановку приоритетов и самодисциплину — и вы будете готовы перейти на следующий уровень.

Уровень 2 — Разрешение

Уровень 2 основан на отношении . На этом уровне люди выбирают следовать, потому что они этого хотят. Другими словами, они дают лидеру разрешение вести их. Чтобы расти на этом уровне, лидеры работают над тем, чтобы узнать своих людей и установить с ними связь. Вы не можете руководить без людей, а это значит, что вам нужно научиться любить людей, если вы хотите хорошо руководить!

Когда вы любите людей и относитесь к ним как к ценным личностям, вы начинаете оказывать на них положительное влияние. Доверие растет, что обычно приводит к уважению. И окружающая среда становится намного более позитивной — дома, на работе, в игре или во время волонтерства. Уровень 2 — это место, где строятся прочные, длительные отношения, которые создают основу для следующего уровня.

Уровень 3 — Производство

Лучшие лидеры знают, как мотивировать своих людей к GTD — добиться цели ! А доведение дел до конца — вот что такое Уровень 3. На этом уровне лидеры, достигшие результатов , укрепляют свое влияние и доверие. Люди по-прежнему следуют, потому что хотят, но они делают это не только из-за отношений. Люди следуют за лидерами уровня 3 из-за их послужного списка.

На производственном уровне лидеры могут стать проводниками изменений. Работа выполняется, моральный дух улучшается, прибыль растет, оборот снижается, а цели достигаются. Чем больше вы производите, тем больше вы можете решать сложные проблемы и решать сложные вопросы. Лидерство и влияние на других становится забавой, потому что, когда все вместе движутся вперед, команда поднимается на новый уровень эффективности.

Здесь важно отметить, что цель 5 уровней состоит не в том, чтобы отойти от одного уровня, чтобы вырасти на новом уровне. Вместо этого эти 5 уровней лидерства строятся друг на друге. Другими словами, лидерам 3-го уровня по-прежнему необходимо делать то, что способствует реализации 2-го уровня. Они просто добавляют в смесь стратегии уровня 3. И по мере того, как они становятся эффективными на уровне 3, они готовы накладываться на цели следующих уровней.

Уровень 4 — Развитие персонала

Уровень 4 можно охарактеризовать одним словом: репродукция . Ваша цель на этом уровне — выявить и развить как можно больше лидеров, инвестируя в них и помогая им расти.

Причина проста: чем больше лидеров, тем больше задач организации можно выполнить. Люди, которых вы выбираете для развития, могут демонстрировать большой лидерский потенциал или быть необработанными алмазами, но основная идея одна и та же: инвестируя в них, вы можете воспроизвести себя.

Чем больше вы воспитаете новых лидеров, тем больше вы измените жизнь всех членов команды. В результате люди будут следовать за вами из-за того, что вы сделали для них лично. И в качестве дополнительного бонуса некоторые из этих отношений наставничества, вероятно, будут длиться всю жизнь.

Итак, чтобы расти на уровне развития людей, вам нужно сделать инвестиции в лидеров приоритетом и каждый день предпринимать целенаправленные шаги, чтобы помочь им расти. Делайте это последовательно в течение достаточно долгого времени, и вы сможете начать пожинать плоды следующего уровня.

Уровень 5 — Pinnacle

Добиться самого высокого уровня лидерства труднее всего. Это требует долголетия, а также преднамеренности. Вы просто не сможете достичь 5-го уровня, если не готовы вкладывать свою жизнь в жизнь других людей в долгосрочной перспективе. Но если вы будете придерживаться этого принципа, если будете постоянно фокусироваться как на саморазвитии на всех уровнях, так и на развитии лидеров, которые хотят и способны развивать других лидеров, вы можете оказаться на Вершине.

Стремление стать лидером Pinnacle огромно, но и вознаграждение тоже. Лидеры пятого уровня развивают организации пятого уровня. Они создают возможности, которых нет у других лидеров. Они создают наследие в том, что они делают. Люди следуют за ними из-за того, кто они и что представляют. Другими словами, их лидерство получает положительную репутацию . В результате лидеры 5-го уровня часто превосходят свое положение, свою организацию, а иногда и свою отрасль.

 

Я бы хотел еще многое вам рассказать, но позвольте мне оставить вас на этом. Лидерство — это рост — для себя, своих отношений, своей производительности и своих людей. Чтобы хорошо руководить, вы должны осознавать свою потребность в постоянном совершенствовании, а 5 уровней обеспечивают лидерство GPS, которое поможет вам в вашем путешествии. Вы должны знать, где вы находитесь, чтобы знать, куда вы идете.

Иначе, как сказал Алисе Чеширский Кот, когда не знаешь, куда идешь, любая дорога приведет тебя туда.

 

Для получения более подробной информации о пяти уровнях лидерства прочитайте мою книгу 2011 года по этой теме. Или узнайте у одного из моих опытных фасилитаторов на семинаре в вашем регионе.

5 уровней лидерства Джона Максвелла

Изображение из Википедии

[tweetmeme]Джон Максвелл — автор бестселлеров, спикер и блогер на тему лидерства. Он обсуждает теорию лидерства в недавнем блоге. Его теория является предпосылкой его будущей книги 9.0005 Пять уровней лидерства. Уровни лидерства Максвелла напоминают иерархию потребностей Маслоу.

Теория Маслоу утверждает, что самые основные потребности человека должны быть удовлетворены, чтобы этот человек мог заботиться о более высоких потребностях. Как только самые основные потребности удовлетворены, человек начинает беспокоиться об удовлетворении потребностей на следующем уровне. Теоретически человек ориентируется на удовлетворение физиологических потребностей до тех пор, пока они не будут удовлетворены. В это время этот человек начинает беспокоиться об удовлетворении своих потребностей в безопасности, затем о чувстве принадлежности, затем о самооценке и, наконец, о самоактуализации. В случае, если потребность более низкого уровня становится неудовлетворенной, главной заботой человека становится удовлетворение этой потребности снова.

Теория Маслоу предполагает, что наши потребности прогрессивны. Джон Максвелл описывает уровни лидерства аналогичным образом. Уровни лидерства Максвелла:

  1. Должность: права — люди следуют из-за позиции лидера
  2. Разрешение: отношения — люди подписываются, потому что хотят
  3. Производство: результаты – люди следуют за тем, что лидер сделал для компании
  4. Развитие персонала: воспроизводство – люди следуют за тем, что лидеры сделали для них
  5. Вершина: уважение – люди следуют за тем, кто является лидером и что представляет собой лидер.

Существует естественное продвижение по этим уровням, аналогичное теории Маслоу. Лидеры переходят от лидерства, основанного на формальной позиции, к отношениям к результатам и так далее. Если вы хотите раскрыть свой потенциал, вам следует избегать лидерства, основываясь только на своем положении. Вы получите максимальную отдачу от своей команды, когда они будут охотно следовать за вами, и вы будете продвигаться по более сложным уровням лидерства. [tweetmeme]  Как вы ведете? Ваша команда следит за вами, потому что должна, или у вас есть их разрешение? Что вы можете сделать, чтобы заслужить их уважение и лояльность?

******************************************************* *******************************

Книга Джона Максвелла «Пять уровней лидерства » планируется опубликовать в осень 2011 года. Джон планирует подробно изложить свою теорию в своем блоге. Посетите его блог здесь , в моем блоге (правая панель) или ниже.

Блог Джона Максвелла

Пожалуйста, оставьте комментарий ниже, если вам понравилась эта статья.

Добавить комментарий