Пирамида потребностей Маслоу. Применение в жизни и маркетинге
Пирамида Маслоу — это модель, которая последовательно представляет все человеческие потребности, от простых до возвышенных. Она отображает одну из самых распространённых мотивационных концепций — теорию иерархии потребностей, разработанную психологом Абрахамом Маслоу.
В чём суть иерархии потребностей
Маслоу предполагал, что человеческие потребности распределяются по уровням. При этом стремление к возвышенным потребностям возникает только тогда, когда человек удовлетворит низшие.
На нижних уровнях люди ориентированы, в первую очередь, на удовлетворение базовых потребностей: еда, жилье, безопасность. По мере достижения этих целей они получают возможность тратить больше времени и сил на построение социальных взаимоотношений, раскрытие творческого потенциала.
Представим, что человек нуждается в пище и жилье. Вряд ли он в такой ситуации будет тратить много времени и сил на саморазвитие. Но если человек уже обеспечил себя питанием и проживанием, то у него возникает мотивация добиться успеха на работе.
И вот когда всё есть — комфортный дом, достойная работа, хорошая семья, признание в обществе — человек может подумать о реализации возвышенных потребностей. К примеру, он всю жизнь работал инженером, но мечтал научиться рисовать или играть на гитаре
Подробнее Маслоу разъяснил свою теорию в 1954 году в работе «Мотивация и личность». Он описал последовательность потребностей по уровням:
- Физиология. На самом первом уровне человеку нужны пища, отдых и удовлетворение других потребностей, которые необходимы для нормального существования организма.
- Безопасность. Далее возникает желание стабильности, стремление защитить себя от внешних угроз.
- Любовь и принадлежность. Этот уровень предполагает, что человек удовлетворяет социальные потребности. К примеру, находит друзей, создаёт семью, заводит знакомства с интересными людьми.
- Уважение и признание. На данном этапе возникает потребность в признании со стороны общества. Например, хочется добиться высокого статуса, заслужить уважение окружающих, получить подтверждение своих достижений.
- Самоактуализация. На самом высоком уровне у человека возникает стремление закрыть духовные потребности. Это может быть развитие талантов, поиск смысла жизни.
Цель человеческого поведения по теории Маслоу — достичь пятого уровня. В более поздних работах психолог добавлял ещё два уровня до самоактуализации: познавательных способностей и эстетических потребностей.
Как появилось изображение пирамиды потребностей
Теорию потребностей разработал Абрахам Маслоу, но к созданию пирамиды он не причастен. В работах психолога не было ни единого графика.
Считается, что впервые графическое изображение иерархии потребностей было опубликовано в 1975 году в учебнике У. Стоппа. С тех пор схему используют неразрывно с теорией Маслоу. Её так и называют — пирамида Маслоу, или пирамида потребностей.
Часто пирамиду изображают в форме треугольника. Самая нижняя широкая часть охватывает базовые потребности, далее отображаются более узкие следующие уровни:
- Физиология (голод, жажда и иные естественные потребности).
- Безопасность (чувство защищённости, отсутствие страхов).
- Принадлежность и любовь.
- Уважение и признание (слава, успех, престижный статус).
- Познание (получение знаний, умений и навыков).
- Эстетика (стремление к красоте, поиск идеалов).
- Самоактуализация (реализация способностей).
Схематичное изображение пирамиды Маслоу
В 2010 году группа учёных из США и Канады обновила пирамиду с учётом современных реалий. По их мнению, базовые потребности остались прежними. Люди по-прежнему нуждаются в пище, безопасности, принадлежности и любви.
Обновленная пирамида потребностей
Впрочем, и сам Маслоу не исключал отклонений от иерархии. Некоторые люди могут остановиться на низшем уровне, другие — сильнее нуждаются в самоактуализации, чем в безопасности или признании. Такие исключения Маслоу объяснял особенностями личности человека либо следствием неблагоприятных внешних обстоятельств.
Иерархия потребностей сохраняет свою популярность в психологии, в социологических исследованиях, в обучении управленческих кадров. Однако нередко пирамиду Маслоу критикуют и называют устаревшей.
Критика пирамиды Маслоу
Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.
В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.
Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.
Еще один недостаток пирамиды Маслоу — игнорирование культурных различий. В некоторых культурах потребности социума или отдельных групп стоят выше индивидуальной самореализации.
В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.
В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:
- «Дефицитарные» (низшие). Это потребности, обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
- «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.
Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.
Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня.
Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют в:
- Брендинге — бренды формируются под конкретную аудиторию, которая находится на определенном уровне пирамиды Маслоу. Форма и послание бренда продвигаются с учетом этих потребностей.
- Стимулировании сбыта — необходимость скидок для конкретных товаров и их групп определяется с учетом того, на каком уровне пирамиды Маслоу находятся основные потребители.
- Реклама — содержание и формат рекламных посланий разрабатывают на базе потребностей целевой аудитории.
Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.
Как пирамиду Маслоу используют в маркетинге
В маркетинге пирамиду Маслоу применяют для анализа рынка и сегментации аудитории. Это помогает узнать, какие потребности наиболее выражены у выбранной ЦА.
Затем нужно исследовать, как аудитория видит для себя удовлетворение конкретной потребности. И вот когда вы узнаете, что ищут ваши потенциальные клиенты, можно предлагать им подходящее решение.
Представьте ресторан быстрого питания. Его аудитория — люди, которые хотят быстро поесть. У них нет времени на долгое ожидание заказа, они не выбирают ресторан по степени крутости. У аудитории есть физиологическая потребность — утолить голод, желательно быстро и вкусно. И вот именно на этом ресторан делает акцент при размещении рекламы. Примеры слоганов: «Здесь едят 24/7», «Лучшая еда для быстрого перекуса», «Большие порции, низкие цены».
Если цель маркетинга состоит в продвижении продукта, можно сделать акцент на том, какую потребность он удовлетворяет.
При покупке дорогой машины клиент приобретает не средство передвижения, а возможность повысить статус в глазах окружающих. Поэтому в рекламе элитных авто преобладают слова «эксклюзивный», «лимитированный», «класс люкс», «роскошный», «уникальный».
Плюс реклама авто сопровождается изображениями роскошных мероприятий, успешных личностей и «жизни-мечты». Человек покупает образ, который удовлетворяет потребность в признании. Например, рекламный слоган Bentley Continental GT — «Будь экстраординарным».
Также пирамида может пригодиться при долгосрочном планировании. Например, можно исследовать степень удовлетворённости аудитории, отслеживая индекс потребительской лояльности (NPS). В итоге можно спрогнозировать будущий спрос, чтобы разрабатывать и выводить на рынок актуальные для клиентов товары.
Отчасти теория Маслоу в маркетинге позволяет понять желания, нужды, цели и мотивации клиентов. Определив уровень клиента в пирамиде, можно разработать для него наиболее выгодное предложение. Можно анализировать актуальные потребности своей аудитории, чтобы предлагать подходящие товары.
Однако не стоит воспринимать пирамиду Маслоу как точный инструмент маркетинга. Теория потребностей — это скорее направление для размышления. У общества в целом действительно существует определённая иерархия потребностей. Но вместе с тем пирамида может быть абсолютно неприменима к отдельно взятому человеку или группе людей. Высшие потребности человека могут преобладать над низшими по разным причинам.
В маркетинге пирамиду Маслоу лучше применять только как вспомогательный способ. Для решения конкретных задач в сфере работы с потребителями лучше использовать более точные инструменты, такие как RFM-анализ и выстраивание системы CRM-маркетинга.
Главные мысли
Пирамида маслоу рисунок — 82 фото
Человеческие потребности Маслоу
Пирамида Маслоу интернет
Пирамида Абрахама Маслоу 5 ступеней
Пирамида потребностей Маслоу пустая
Maslow Pyramid of needs
Пирамида Маслоу 5
Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида иерархии потребностей Маслоу
Пирамида потребностей на прозрачном фоне
Пирамида Абрахама Маслоу 7 уровней
Пирамида Абрахама Маслоу 5 ступеней
Ацтекская пирамида Маслоу
Абрахам Маслоу пирамида потребностей
Диаграмма Абрахама Маслоу
Потребности иллюстрация
Пирамида Абрахама Маслоу 5 ступеней
Пирамида Маслоу арт
Пирамида Маслоу вектор
Пирамида Маслоу вектор
Инфографичная пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу картинка
Полная пирамида Маслоу
Пирамида по Маслоу 5 ступеней
Пирамида Маслоу 3 ступени
Пирамида потребностей Маслоу пустая
Пирамида Маслоу для начальной школы
Пирамида Маслоу рисунок
Классификация потребностей по Маслоу таблица
Дядюшка Маслоу пирамида
Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида Maslow romana
Пирамида Маслоу
Пирамида Абрахама Маслоу 5 ступеней
Иерархия Абрахама Маслоу пирамида
Пирамида физиологических потребностей
Пищевая пирамида Маслоу
Пирамида психолога Маслоу
Маслоу пирамида потребностей 5 ступеней
Пирамида Маслоу на английском
Заполните иерархию человеческих потребностей (по а. Маслоу).
Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу пустая
Пирамида икроу
Пирамида потребностей
Абрахам Маслоу пирамида
Maslow Pyramid
Пирамида Маслоу 7 уровней
Пирамида Маслоу в маркетинге
Пирамида Маслоу фото
Пирамида Маслоу с архетипами
Пирамида Маслоу 7 уровней
Правильная таблица Маслоу
Пирамида ISO
Пирамида потребностей
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирамида потребностей человека
Maslow ‘s Pyramid
Пирамида потребностей шаблон
Пирамида Маслоу
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирамида Маслоу
Пирамида Маслоу прикол
Классификация потребностей по Маслоу пирамида
Абрахам Маслоу потребности человека
Схема уровни потребностей человека по а Маслоу
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу 5 ступеней
Иерархия Маслоу пирамида
Маслоу пирамида потребностей 5
Пирамида потребностей по Маслоу
Пирамида Маслоу
Маслоу хлебоу икроу
Пирамида Маслоу потребности человека 5
Пирамида Маслоу инфографика
Пирамида Маслоу 5 ступеней
Пирамида Абрахама Маслоу 5 ступеней
Лестница потребностей Маслоу
Пирамида Маслоу физиологические потребности
Пирамида маслоу рисунок
LifeMap: Маслоу, 3 мозга и простая формула счастья | Эллиот Баев
Чтение: 6 мин.·
17 апреля 2018 г.Жизнь сложна. Когда мы выходим из подросткового возраста и вступаем во взрослую жизнь, мы обнаруживаем, что никто не готовил нас к, казалось бы, бесконечным испытаниям повседневной жизни. От зарабатывания денег и управления ими до того, чтобы накормить себя, поддерживать связь с друзьями и оставаться на вершине нашего, казалось бы, постоянно расширяющегося списка дел — не говоря уже о более сложных задачах, связанных с управлением выигрышами и проигрышами или попытками понять свою цель.
С таким количеством различных аспектов жизни легко хорошо управлять одной областью и пренебрегать другой — уходящим на пенсию генеральным директором, который заработал кучу денег, но чувствует себя неудовлетворенным, потому что он или она пренебрегали их отношениями; социальный гений с прекрасными отношениями, но плохим управлением временем, который никогда ничего не делает; уверенный в себе, обаятельный, популярный финансовый мастер, который ужасно ест.
Как избежать этих ловушек? Как убедиться, что, сосредотачиваясь на одних сферах жизни, вы не игнорируете другие? Что нам нужно, так это всеобъемлющий способ «понимать жизнь» — «наносить на карту» ее. Способ разобраться во всех аспектах человеческого бытия — основа для отслеживания и организации все аспектов жизни.
Возможно ли «познать всю жизнь»?
Что бы это вообще значило? Для наших целей мы просто подразумеваем понимание различных вещей, с которыми нам приходится иметь дело как части человеческого бытия. Мы знаем, что у нас есть зубная боль и визиты к врачу, многообещающие романы и напряженные сроки, арендная плата / ипотека, которые нужно заплатить, электронные письма, на которые нужно ответить, и мечты, чтобы принять меры — и так далее, и так далее. Видимо бесконечно. Если бы был хотя бы простой способ классифицировать все это, это могло бы помочь нам лучше понять жизнь и быть более эффективными в жизни.
Простой, Доступный, Глубокий
В идеале любое новое понимание может быть легко передано людям всех возрастов и уровней образования. В то же время мы хотим, чтобы он был всеобъемлющим и глубоким, чтобы у тех из нас, кто сосредоточен на изучении или росте в какой-либо конкретной области, были инструменты для этого.
LifeMap: новая модель жизни
Объединив несколько существующих теорий, мы можем создать структуру, которую можно было бы объяснить ребенку, но в то же время приручить зверя жизни, создавая всеобъемлющую, но доступный инструмент для понимания его различных аспектов.
Карта, спрятанная в пирамиде
Абрахам Маслоу был американским психологом середины девятнадцатого века, чья статья 1954 года К психологии бытия представила его знаменитую иерархию потребностей. Вкратце, он описывает пять категорий потребностей — физические потребности, безопасность, любовь, самооценка и самоактуализация (становление тем, для чего, по вашему мнению, вы предназначены) — которые, по его мнению, имеют необходимый порядок, иерархию. Нам всем нужна любовь, но если мы не можем дышать, нас это мало волнует. Мы все хотим воплотить в жизнь свои мечты, но если мы не можем платить за аренду, немного сложно уделять им много энергии.
Всеобъемлющая психология здоровья
Уникальность работы Маслоу заключалась в том, что, в отличие от большинства психологов, она фокусировалась не на болезни, а на благополучии и совершенстве. Вместо того, чтобы изучать психически больных, он изучал великих людей, включая Элеонору Розевельт, Альберта Эйнштейна, Авраама Линкольна, Джейн Адамс и других. Его внимание было сосредоточено не на выявлении болезней или и излечений, а на выяснении, как выглядит самый цельный, здоровый, счастливый человек и почему.
Иерархия довольно хорошо известна и часто представляется в виде пирамиды, как показано ниже.
Маслоу 2.0 — Расширенная иерархия
Не так хорошо известно, что Маслоу опубликовал второе издание « На пути к психологии бытия » как книгу с новой, более глубокой иерархией. Вместо 5 уровней у него 8. Маслоу разбивает 5-й уровень на 4 дискретные части:
- Познавательные потребности — потребность в обучении
- Эстетические потребности — потребность в красоте
- Потребности в самореализации — потребность в достижении выбранного вами потенциала
- Потребности в самопревосхождении — потребность помогать другим удовлетворять их потребности
Итак, более полная иерархия выглядела бы (простите за непирамидальное представление)
Tri Une Brain Theory
Примерно в то же время, когда Маслоу обнародовал свою расширенную иерархию, американский врач и нейробиолог Пол Д. Маклин разработал теорию эволюционного развития нашего мозга, которую он изложил в своей книге «19».90 книга, Триединый мозг в эволюции. Просто там говорится, что мы развили три типа мозга — мозг рептилий, млекопитающих и высшие.
По мере эволюции животных базовые физиологические функции, инстинкты выживания и стремление к размножению стали минимально необходимыми компонентами и могут быть обнаружены даже у самых примитивных животных, а именно у рептилий.
Когда появились млекопитающие, теплокровные, с более мягкой кожей и рожавшие живых детенышей после длительных периодов беременности, все факторы, которые сделали их более уязвимыми для хищников, позволили им выжить, живя группами. У социальных животных межгрупповые инстинкты, как индивидуальная связь, так и индивидуальная связь с группой, стали важными для возможности полагаться на защиту группы, таким образом развился мозг млекопитающих.
Люди, будучи особенно медленными и слабыми по сравнению со многими другими животными, были вынуждены развивать производство инструментов, чтобы компенсировать это. Это вызвало развитие прочной коры головного мозга, которая, в свою очередь, способствовала развитию языка и абстрактного мышления в том, что Маклин называет высшим мозгом.
Итак, просто рептильный мозг, общий для всех животных, отвечает за сохранение и размножение. Функции организма, размножение, инстинкты выживания.
Мозг млекопитающих, эксклюзивный для млекопитающих, управляет «сердцем» или сферой эмоций, включая чувство собственного достоинства и социальные связи. [Мы знаем, что собаки, например, не «интеллектуальны» в том смысле, что у них нет высокоразвитых логических способностей, но в то же время мы знаем, что они — машины любви — весьма эмоционально разумны.]
Вероятно, уникальная для человека высшая часть мозга или неокортекс головного мозга управляет логикой, абстрактным мышлением, планированием, спонтанностью, языком и творчеством.
Настоящий дар Маслоу
Иерархия Маслоу — это действительно прорыв, и иерархическая природа дает глубокое понимание — идея о том, что определенные потребности должны быть удовлетворены в первую очередь. Но его настоящий прорыв, который, возможно, немного легче увидеть ниже, заключается в том, что он описывает измерения человеческого опыта . Кажется, что весь жизненный опыт подпадает под одну из категорий потребностей.
Триединый-Маслоу?
Интересно, что если мы наложим иерархию Маслоу на Теорию Трех Единого Мозга, то увидим, что первые два уровня Иерархии Маслоу — физиологический и уровень безопасности и безопасности — относятся к области мозга рептилий. Следующие два, «Любовь», «Принадлежность» и «Самоуважение», являются эмоциональными — областью мозга млекопитающих. А высшие уровни — когнитивный, эстетический, актуализационный и трансцендентный — принадлежат высшему мозгу.
Маслоу 3.0: Карта жизни
Ценность соединения этих двух теорий заключается в том, что оно одновременно упрощает одну и углубляет другую:
сбалансированная нервная система, особенное расстройство потребностей более высокого уровня, например) и не следует воспринимать как точное представление работы Маслоу, но как один из ее подходов.
В таком формате иерархия Маслоу становится интерактивным инструментом обучения, диагностики и даже постановки целей.
Формула счастья?
Несмотря на упрощенное звучание, LifeMap предлагает простую трехэтапную формулу счастья:
Сделай мозг рептилий счастливым высший мозг счастлив
Как? Маслоу дает нам дорожную карту — удовлетворять потребности снизу вверх.
С помощью такого инструмента человек, который гонится за деньгами, может понять, что он не будет счастлив, если не будет также гнаться за целью. Человек, который кажется эффективным, но плохо спит, может видеть, что он не приблизится к своему потенциалу (или не будет чувствовать себя так хорошо, как ему хотелось бы). Человек, который здоров, счастлив и занимается осмысленной, но повторяющейся работой, поймет, что не будет удовлетворен, если не будет постоянно учиться. И так далее.
Эта модель дает еще много идей и возможностей, но они будут рассмотрены в другой раз.
Elliott
Часть 3. Иерархия технологий Маслоу: 5-этапный метод оценки ваших потребностей в контроле доступа и безопасности в мире после COVID Через призму человеческих потребностей
Сегодня пирамида Маслоу настолько вездесуща, что большинство людей хотя бы смутно знакомы с этой концепцией. В статье, рассмотренной клиническим психологом Дэвидом Зусманом, Черри утверждает, что «иерархия потребностей Маслоу — одна из самых известных теорий мотивации». В отличие от многих своих сверстников в то время, которые были больше озабочены устранением плохого поведения, «Маслоу гораздо больше интересовало изучение того, что делает людей счастливыми, и что они делают для достижения этой цели». Он выделил пять уровней: физиологический, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самоактуализация. В своем первоначальном описании каждый уровень предоставляет метод достижения целей за счет максимизации потенциала роста. Идея заключалась в том, что как только удовлетворены «основные потребности», счастье становится более зависимым от выполнения желаний более высокого уровня. «По мере того, как люди продвигаются вверх по пирамиде, потребности имеют тенденцию становиться все более психологическими и социальными». Следует отметить, что еще с самого начала Маслоу осознавал, что эти уровни представляют собой не столько истинную иерархию, сколько ресурсы, которые углубляют набор инструментов для роста. Например, он предупреждал, что «порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, не всегда следует этой стандартной последовательности»[1] 9. 0003
Его более целостный подход к человеческим желаниям и счастью, помимо устранения «плохих актеров», делает его таким полезным инструментом для нашего текущего обсуждения. Нам нужен всесторонний план безопасности, который по-прежнему будет способствовать росту наших различных сообществ. Хоппер, доктор психологии, утверждает, что Маслоу делал упор на «удовлетворение», признавая при этом, что мы не сможем полностью удовлетворить одну потребность, прежде чем переходить к следующей. С тех пор, как «теория» Маслоу была обнародована, десятилетия исследований подкрепляют ее общее понимание, а также подтверждают, что это не столько заданный путь, где каждый шаг является предпосылкой для следующего, а «скорее грубое руководство». чем строгое правило». Другие исследователи также стремились уточнить, что Маслоу имеет в виду под самоактуализацией, чтобы включить более глубокие экзистенциальные вопросы, такие как «чувство цели и смысла», помимо просто потенциала для роста.
Динер, социальный психолог организации Gallup, недавно провел всемирный опрос, который согласуется с оценкой Маслоу о том, что человеческие потребности универсальны, но утверждает, что его «упорядочивание» было неверным; вместо этого мы должны рассматривать каждый из этих «уровней» как необходимые «ингредиенты». Сродни «витаминам», по его мнению, «они нужны нам все». Это означает, что любое организационное планирование требует, чтобы «лидеры думали о них с самого начала». [3] Реальная важность подхода Маслоу заключалась в том, чтобы обеспечить более глубокое понимание того, что нужно людям и их психологическому благополучию.
Это возвращает нас к критике существующих методов сравнения технологий контроля доступа и безопасности. Большинство из них слишком тесно связаны с первыми двумя уровнями или компонентами человеческих потребностей и потенциала роста, физиологического уровня и безопасности, без более широкого осознания важности индивидуального и социального роста для бесперебойного функционирования групп людей, когда они взаимодействуют со своей безопасностью. системы. Это не отрицает важность объемов ответов или более эффективного «обнаружения вторжений», а вместо этого спрашивает, как мы можем лучше учитывать все различные потребности людей в современных условиях.[4] Если мы действительно хотим «подготовить» наши системы безопасности к будущему, они должны быть гибкими и достаточно открытыми для меняющихся обстоятельств и требований. [5] Если COVID-19пандемия заставит «фундаментально переосмыслить» всю нашу «экосистему», тогда мы должны убедиться, что она включает в себя ту, которая способствует продуктивному социальному взаимодействию, позволяя при этом процветать человеку.[6] В следующем разделе будет определено, как может выглядеть такая методология.
Примечания
[1] Черри, Кендра. «5 уровней иерархии потребностей Маслоу». Очень хорошо разум. 03 июня 2020 г. https://www.verywellmind.com/what-is-maslows-hierarchy-of-needs-4136760 (по состоянию на 22 июня 2020 г.).
[2] Хоппер, Элизабет. «Иерархия потребностей Маслоу». Thought Co., 24 февраля 2020 г. https://www.thoughtco.com/maslows-hierarchy-of-needs-4582571 (по состоянию на 15 июля 2020 г.).
[3] Вильярика, Ганс. «Маслоу 2.0: новый и улучшенный рецепт счастья». Атлантический океан. 17 августа 2011 г. https://www.theatlantic.com/health/archive/2011/08/maslow-20-a-new-and-improved-recipe-for-happiness/243486/ (по состоянию на 15 июля 2020 г.