Пирамида маслоу примеры – Пирамида Маслоу 7 уровней: рисунок, примеры из жизни

Содержание

Пирамида Маслоу 7 уровней: рисунок, примеры из жизни

О пирамиде Маслоу слышал каждый человек, посещавший хоть раз психологические курсы и бизнес-тренинги. Остается один вопрос: «Как ее применить в повседневной жизни и работе?». Об этом мы поговорим в данной статье.

Описание пирамиды

Пирамида Маслоу представляет собой небольшую модель человеческих потребностей, расположенных по уровню важности. Она была разработана психологом Абрахамом Маслоу, жившим и имевшим практику в Америке. Помимо этого, им было выпущено несколько книг, в которых полностью раскрывались идеи автора.

По мнению Маслоу, нельзя считать, что человек стремится удовлетворять исключительно физиологические потребности, о чем говорили психологи ранее. В природе человеческих потребностей существует определенная иерархия. После естественных, определяемых физиологией, нужд идут потребности высшего типа, напрямую влияющие на действия и мысли каждого человека.

Структура пирамиды Маслоу ( 7 уровней)

Американский психолог выделил несколько уровней потребностей:

  1.   Физиология.
  2.   Безопасность.
  3.   Любовь, принадлежность.
  4.   Потребность в уважении, признание обществом.
  5.   Познание.
  6.   Эстетические потребности.
  7.   Самоактуализация.

Все их можно объединить по видовым группам. Одни отвечают за физиологию человека, другие за стремление к безопасности, третьи отвечают за социализацию в обществе, четвертые говорят о престиже, а пятые возносят духовную сторону жизни.

Ученый утверждает, что потребности можно разделить на низшие и высшие. Удовлетворение первых обязательно. Это необходимо для банального выживания человека. Самые низкие потребности проявляются и у животных.

Удовлетворить высшие потребности не так-то просто. Для этого следует создать подходящие условия. Но их реализация укрепляет физическое и психологическое здоровье. Только 2% людей достигают вершины пирамиды, остальные же зависают по пути. Только удовлетворив предыдущую потребность, можно приступить к следующей.

Объединить потребности в пирамиду пришло на ум другому ученому – Филипу Котлеру и сделано это было после смерти Абрахама Маслоу. Ему пришло на ум преобразовать человеческие потребности, переведя их в сферу маркетинга.

Давайте рассмотрим каждую потребность более подробно:

Этот уровень роднит человека и животное. Сюда можно отнести насыщение едой, сон, отдых, жажду, сексуальный инстинкт. Касаемо последнего Маслоу вносит поправки, утверждая, что секс – не единственная причина, по которой человек принимает решение найти себе пару.

  • Безопасность.

Стремление к безопасности проявляется человеком еще в раннем возрасте. Ребенок начинает плакать, когда мама надолго покидает его. Для закрытия потребности в еде человек ищет работу, которая будет приносить ему доход. Но и здесь стремление к безопасности берет свое – наличие социальных гарантий, стабильность компании играют не последнюю роль при трудоустройстве.

  • Принадлежность, любовь.

Данное желание заставляет людей объединяться в группы по интересам, заводить друзей, создавать семейные ячейки.

За основу семьи можно взять любой инстинкт – физиологический, стремление к безопасности, желание познать жизненный смысл через заботу о близком человеке. Выбор происходит на основе общей удовлетворенности человека, сформированности его личности, успешного закрытия предыдущих потребностей.

Чем сильнее ребенка любили в детстве, тем больше у него шансов вырасти психически здоровым человеком, создать собственную крепкую семью.

От закрытия данной потребности зависит самооценка человека, его нужность и полезность обществу.

Формирование личности зависит не от фальшивого уважения, а от реальных заслуг человека. За основу берутся спортивные успехи, карьера, творчество. Отсутствие должного признания зачастую становится главной причиной подачи заявления на увольнение. Именно по этой причине важно определить вектор своего развития и двигаться по нему.

Очень интересно наблюдать, как маркетологи играют с данной человеческой потребностью в своих целях. Они подменяют уважение, заслуженное трудом, внешней атрибутикой. Подмена понятий ведет к тому, что человека начинают ценить не за достижения, а за брендовую одежду или использование люксовой косметики.

  • Познание, понимание.

Ее другое название – когнитивная. Данная потребность разительно отличает человека от животного. Она строится на стремлении узнать новое, а не только на страхе, что он не сможет сориентироваться в непредвиденной ситуации.

С самого раннего детства ребенок познает мир через прикосновения, пробуя игрушки на вкус. Взрослый человек реализовывает потребность через путешествия, религию, философию, чтение книг, в противном случае он может впасть в длительную депрессию. Это касается и тех, кто длительно занимается монотонной, скучной работой.

К эстетической потребности можно отнести желание разукрасить этот мир новыми красками. Человеку становится физически невыносимо находится в сером, скучном мире. Видение прекрасного заложено в каждом человеке с рождения, однако некоторым удается развить эту способность сильнее. Кто-то украшает свой дом, самостоятельно создавая дизайнерский интерьер, другие выплескивают все в творчество.

Именно на этой потребности построен мир моды, красоты. Без нее не смог бы существовать шоу-бизнес.

  • Самоактуализация.

Это развитие собственной личности, высший уровень потребностей. Для гармоничного развития личности человеку жизненно необходимо раскрыть заложенный в нем потенциал через творчество, работу или хобби, реализовать свои цели, способности.

Спорные моменты относительно строения пирамиды

На первый взгляд все кажется вполне логично, но это не совсем так. Сам ее создатель говорил, что потребности могут меняться местами, в зависимости от конкретного человека. Ведь многим из нас встречались люди, которые полностью посвятили себя построению успешной карьеры, забыв про семью и любовь.

Не всегда полное закрытие предыдущей ступени гарантирует переход на следующую и наоборот. Например, великие творцы очень часто жили в нищете и голоде, но не оставляли любимого занятия. Сам Маслоу объясняет такие примеры тем, что у подобных людей предыдущие потребности были максимально закрыты в детстве, поэтому они смогли ими поступиться во взрослом возрасте.

Помимо этого, возможно падение вниз, если одни из расположенных там потребностей не были полностью удовлетворены ранее. Жаркие споры вызывает постановка сексуального инстинкта на первое место. Примеры святых людей доказывают совершенно противоположное.

Изучение пирамиды достаточно интересный процесс, однако не надо брать ее за основу, ведь каждый человек уникален.

Применение пирамиды Маслоу в жизни

Однако не стоит недооценивать выводы американского ученого.

Изучение пирамиды позволит человеку:

  • Разобраться в своей личности, понять какие потребности уже удовлетворены полностью, а где имеется значительный недостаток.
  • Расставить жизненные цели и приоритеты. Понимая их, достигать целей получится быстрее и эффективнее.
  • Выбрать интересное направления будущей деятельности, в котором можно построить карьеру, добившись успеха.
  • Более чутко относиться к пожеланиям близких людей, понимать их потребности, направлять.

Как применить пирамиду в построении карьеры?

Как уже говорилось ранее, пирамиду Маслоу активно применяют маркетологи, создавая новые ценности, которые впоследствии возжелает целевая аудитория. Помимо этого, она будет полезна руководителям и бизнес-тренерам. Правильная мотивация подчиненных способна вывести процесс организации работы на новый уровень, без значительного вложения денежных ресурсов.

Если рассматривать идеальную ситуацию, каждый сотрудник должен иметь стабильный оклад, помня о потребности стремиться к безопасности, дополнительные бонусы и возможность создавать или участвовать в различных социальных объединениях (корпоративы, спортивные соревнования). Любые виды поощрений будут говорить о признании, а индивидуальные задания поспособствуют развитию творческих способностей.

nevi.ru

Пирамида Маслоу

В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о пирамидах Гизы или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.

Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу, названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в психологии, но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер науки и знания.

Пирамида потребностей Маслоу

Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.

Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.

Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.

Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.

Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.

Уровни пирамиды Маслоу

По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:

  1. Физиологические потребности

Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.

К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.

Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.

К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.

  1. Безопасность

Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.

Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.

Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т.д.

  1. Социальные потребности

Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.

Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.

Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.

В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.

  1. Престижные потребности

Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.

Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.

  1. Духовные потребности

Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.

На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.

Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.

У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.

Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.

Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.

Авторство

В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.

Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.

Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.

Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.

Теория и практика

Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.

Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?

Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой истории можно отыскать сотни, если не тысячи примеров известных личностей, которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.

Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.

А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.

Критика

Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.

Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.

Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.

Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.

Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.

Преимущества и недостатки

Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.

Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.

Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.

Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.

При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.

Альтернативная версия пирамиды Маслоу

В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:

  1. Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
  3. Потребность в принадлежности и любви.
  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
  7. Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.

Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты на тему психологии, развития личности и т.п., – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Пирамида Маслоу — мотивации и потребности человека


Помимо  уникальных архитектурных сооружений есть и пирамиды иного рода, которые, тем не менее, вызывают далеко не слабый ажиотаж вокруг себя. Их можно назвать интеллектуальными сооружениями. И одним из них является пирамида потребностей Абрахама Маслоу – известного американского психолога, основоположника гуманистической  психологии.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу представляет собой особую диаграмму, в которой в иерархическом порядке представлены все потребности человека. Однако ни одна из публикаций учёного не содержит никаких схематических изображений, т.к. он придерживался мнения, что этот порядок динамического характера и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.

Первые упоминания о пирамиде потребностей можно найти в немецкоязычной литературе 70-х годов XX столетия. Во многих учебных материалах по психологии и маркетингу их можно встретить и сегодня. Сама же модель потребностей активно используется в экономике и имеет большое значение для теории мотивации и поведения потребителей.

Интересно также распространённое мнение о том, что сам Маслоу не создавал пирамиду, а лишь вывел общие особенности в формировании потребностей успешных в жизни и творческой деятельности людей. А пирамиду придумали его последователи, стремившиеся наглядно представить идеи учёного. Об этой гипотезе мы поговорим во второй половине статьи. Пока же разберемся в том, что такое пирамида Маслоу в подробностях.

Согласно исследованиям учёного, у человека есть пять основных потребностей:

1. Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться. Например, если человек сильно хочет в туалет, он наверняка не будет увлечённо читать книгу или спокойно прогуливаться по красивой местности, наслаждаясь удивительным пейзажем. Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом и любой другой деятельностью. Такими потребностями являются дыхание, питание, сон и т.п.

2. Безопасность (вторая ступень пирамиды)

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

3. Любовь и принадлежность (третья ступень пирамиды)

Здесь речь идёт о социальных потребностях. Своё отражение они находят в таких стремлениях, как завести новые знакомства, обрести друзей и спутника жизни, быть причастными к какой-либо группе людей. Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности.

4. Признание (четвёртая ступень пирамиды)

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.). И лишь в случае успешной реализации своего потенциала и после достижения признания важных для человека людей, он приходит к уверенности в себе и своих силах.

5. Самореализация (пятая ступень пирамиды)

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

Таково описание основных потребностей человека. Насколько эти описания имеют место быть, вы можете оценить самостоятельно, просто постаравшись взглянуть на себя и свою жизнь со стороны. Наверняка, вы сможете найти много подтверждений их актуальности. Но следует сказать, кроме всего прочего, и о том, что в пирамиде Маслоу присутствует несколько спорных моментов.

Авторство

Несмотря на то, что авторство пирамиды официально приписывают Абрахаму Маслоу, к имеющемуся у нас сегодня её варианту он не имеет отношения. Дело в том, что в виде графика «Иерархия потребностей» появилась в 1975 году в учебнике некоего У. Стоппа, о личности которого практически нет информации, а Маслоу умер в 1970 году, и в его работах, как уже говорилось, не было ни единого графика.

Удовлетворённая потребность перестаёт мотивировать

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, самодостаточный человек, безразлично относящийся к общению, не нуждается в нём и не будет к нему стремиться. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься. Говоря проще, удовлетворённая потребность теряет свою актуальность и переходит на другую ступень. И чтобы определить актуальные потребности, достаточно лишь определить неудовлетворённые.

Теория и практика

По мнению многих современных психологов, несмотря на то, что пирамида Маслоу является чётко структурированной моделью, применить её на практике довольно сложно, а сама схема может привести к абсолютно неверным обобщениям. Если отбросить в сторону все статистические данные, то сразу возникает ряд вопросов. Например, насколько омрачено существование не признанного в обществе человека? Или, следует ли считать человека, который систематически недоедает, абсолютно безнадёжным? Ведь в истории можно отыскать сотни примеров того, как люди добивались огромных жизненных результатов именно благодаря тому, что их потребности оставались неудовлетворёнными. Взять, например, бедность или безответную любовь.

По некоторым данным Абрахам Маслоу впоследствии отказался от выдвинутой им теории, а в его последующих трудах («К психологии бытия» (1962 год), «Дальние пределы человеческой природы» (1971 год)), концепция мотивация личности была существенно доработана. А пирамида, которой сегодня стремятся найти применение многие специалисты в области психологии и маркетинга, вообще потеряла всякое значение.

Критика

Основной причиной для критики пирамиды Маслоу служит её иерархичность, а также то, что потребности не могут быть удовлетворены окончательно. Некоторые исследователи интерпретируют теорию Маслоу вообще не очень лицеприятным образом. Согласно их трактовке, пирамида говорит о том, что человек является животным, которому постоянно что-то нужно. А другие говорят, что теория Маслоу не может применяться на практике, когда речь заходит о бизнесе, маркетинге и рекламе.

Однако автор и не подстраивал свою теорию под бизнес или рекламу, а лишь пытался ответить на вопросы, в которых, к примеру, бихевиоризм или фрейдизм заходили в тупик. Маслоу просто стремился дать представление о мотивах поступков человека, и его работа носит более философский, нежели методологический характер.

Преимущества и недостатки

Как несложно заметить, пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83/

Имеются также пирамиды Маслоу с разделениями на подпункты, но это уже от предпочтений каждого зависит.


Конечно, и иронические изображения её не минули


Без интернета с гуглом и твиттером никак

Пирамида Грэма — как правильно вести споры и дискуссии

harmfulgrumpy.livejournal.com

Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней развития человека

Пирамида потребностей Маслоу – это теория развития человека, которая говорит, что все потребности того самого человека можно поделить на 5 уровней.

Одна потребность соответствует одному уровню развития человека. Причем через уровни нельзя перескочить. Например, не закрыв потребность второго уровня, нельзя выйти сразу на третий.

Иерархия потребностей направлена от простых (животных) к более сложным. Чтобы перейти на следующий уровень пирамиды, нужно полностью удовлетворить потребности предыдущего.

Справедливости ради, стоит отметить, что тот порядок, который представлен в данной статье, у некоторых людей может отличаться. Но это исключение является подтверждением правила.

И так, рассмотрим подробнее классификацию потребностей по Маслоу:

Навигация по статье

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться.

Примеры: еда, сон, вода, кислород, секс, кров (где переночевать).

Согласитесь, если человеку нечего кушать, он не будет думать о том, как бы себя реализовать в жизни или на какую кинопремьеру пойти вечером.

Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом или выстраивать отношения в семье.

Безопасность

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Еще примеры: стабильная работа, подушки безопасности на автомобиле, спокойный район, защитный костюм (для некоторых профессий).

Любовь и принадлежность

Если мы сыты, нам есть где переночевать и  мы не находимся в зоне военных действий (удовлетворены первые две ступени в пирамиде) – то мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. Мы хотим семью, друзей, общения. Хотим принадлежать к своей группе людей (по родственным связям или интересам).

Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить.

Этот уровень особенно выражен у пожилого населения, когда старики стремятся наладить связи c дальними родственниками, ездят в гости, приглашают детей к себе домой, сидят на завалинке со сверстниками.

Примеры: семья, друзья, родственники, рабочий коллектив, спортивные сообщества, социальные группы.

Уважение и признание

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.).

Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Примеры: мастер спорта, высокая должность, статус эксперта в каком-то деле, миллион подписчиков в инстаграм.

Самореализация

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

В заключение

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности > базовые > возвышенные.

Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые.

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, сытый человек теряет интерес к еде (пока снова не проголодается), человек с крышей над головой – не теряет супермотивацию к улучшению жилищных условий. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься.

Следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

Кстати говоря, Абрахам Маслоу считал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей.

torise.ru

Пирамида маслоу, 5 ступеней потребностей покупателя

Известный американский психолог Абрахам Маслоу, любитель гуманистической психологии, создал пирамиду потребностей и ценностей каждого человека. В продажах, понимание психологии человека очень полезный навык, поэтому давайте рассмотрим работу известного психолога поближе и возьмем для себе несколько инструментов на вооружение.

Пирамида потребностей Маслоу, 5 ступеней

«Мы делаем либо шаг вперед к росту, либо шаг назад к безопасности!» — это слова, которые раскрывают всю суть теории великого ученого. В основе пирамиды Маслоу лежат пять основных ступеней потребностей человека:

  1. Физиологические;
  2. Потребность в безопасности;
  3. Любовь и принадлежность;
  4. Потребность в признании;
  5. Потребность в самовыражении / самоактулизации;
Потребности человека по Маслоу, схема

В других своих теориях Абрахам Маслоу часто описывал уровень познавательности и эстетических желаний человека. Основной принцип заключается в удовлетворении первой ступени потребности. Когда первая ступень полностью удовлетворена, человек незаметно для себя переходит к удовлетворению следующих желаний и целей. Ему нужно больше любви, дружбы с окружающими людьми, повышение самооценки и на завершение – персональное развитие.

Многие экономисты, психологи и другие эксперты знакомы с этой пирамидой. Некоторые гуманисты отмечают схожести с предложенными ступенями. Другие специалисты критикуют систему, у них возникают дополнительные вопросы, которые ставят под сомнение всю пирамиду потребностей.

Маслоу стремился дать ответ на важный вопрос: «Что нужно человеку в жизни?» Работа автора отображена в книге «Мотивация и Личность» и имеет философский характер, рассуждения и мысли на эту тему.

Теория иерархии потребностей А. Маслоу в продажах

Многие эксперты используют пирамиду потребностей А.Маслоу в продажах. Клиенту крайне сложно что-то продать, если не удовлетворены первые основные ступени, необходимость в покупке продуктов, жилья, обеспечения безопасности личной жизни и здоровья. Никто не купит у вас наручные часы, когда нужно срочно покупать лекарства от простуды и платить кредит по ипотеке. Никто не придет к вам за покупкой романтического подарка, если человек одинок и до сих пор не встретил свою любовь.

С клиентами можно общаться часами, использовать разные методы обработки потребительских целей, перечислять главные преимущества продукта. Таблица Маслоу показывает, что вы никогда не продадите клиенту товар из самых высоких ступеней, когда в холодильнике пусто и в дом нужно купить обогреватель. Поэтому магазины продуктов и аптеки с низкими ценами, никогда не останутся без покупателей.

Физиологические потребности покупателя

Продуктовые магазины предлагают удовлетворить самую важную – физиологическую потребность, однако они могут предлагать продукты разного класса. Потребность к пище у всех людей разная, поэтому есть супермаркеты с дорогими продуктами, деликатесами — ориентированные на богатого покупателя, а есть продуктовые магазины в которых ассортимент формирует низкая цена.

Сегодня, в современном мире, где не нужно ходить на охоту, ловить рыбу и добывать себе пищу, физиологические потребности, у большинства людей должны быть удовлетворены сполна, однако чем выше человек поднимается по пирамиде потребностей, тем его меньше устраивает качество его первоначальных физиологических потребностей.

Потребности человека, постоянно растут! Стоит купить, дом, машину, дачу, как сразу хочется еще лучше — еще больше дом, дороже машину и т.д. Задачей продавца является — распознать, на каком уровне потребностей находиться покупатель. Это поможет точнее и правильней понять потребности клиента и чем он живет.

Обратите внимание, в дорогих магазинах очень много внимания уделяется комфорту в самом магазине. Удобные места чтобы присесть и отдохнуть, выпить прохладной воды или кофе, перекусить печеньем или шоколадной конфетой, возможность посетить туалет, кондиционер — все это делается для удовлетворения первичных физиологических потребностей, без которых не будет полноценного разговора о покупке. Так клиента ничего не будет отвлекать и мысли его будут о товаре и о потребностях связанных с ним.

Пирамида потребностей Маслоу с примерами

В разговоре с клиентом обязательно нужно учитывать его настроение, его ответы на наводящие вопросы. Полученная информация позволит составить текущую оценку покупательской способности.

Например, если утром в переходе метро вы предлагаете услугу страхования жизни, вряд ли кто-то остановится, чтобы ознакомиться с условиями страхования. Все будут спешить на работу, чтобы успеть в час пик добраться в другую часть города. Именно эту услугу эффективнее предлагать в местном травмпункте, людям, ожидающим в очередях, с травмами разной степени. Страховку КАСКО логично предложить в автосалоне.

Очень важно знать своего клиента, исследовать его интересы, перепады настроения, страхи и переживания. Если вы продаете продукты питания, такие товары можно предлагать абсолютно всем. Ведь даже самые богатые люди покупают хлеб и молоко, другую продукцию. Продавая в магазине дорогие наручные часы, стоит искать только обеспеченных и богатых людей, у которых уровень удовлетворенности предыдущих трех ступеней равен 100%.

Для начала вы должны узнать, к какой ступени потребностей относиться ваш товар или продукт. Исходя из этого, необходимо найти тех клиентов, которые заинтересованы в вашем предложении, готовы совершить покупку, имеют достаточную покупательскую способность. Таким образом, вам удастся сэкономить огромное количество денежных средств, которые могли быть потрачены на маркетинговые исследования и другие методики поиска клиентов для вашего предложения.

Пирамида Маслоу дает возможность лучше понять психологию клиента, его страхи, желания и возможности. После проделанной работы по определению клиентов магазина, ступеней потребностей, составлению характеристики клиента, остается только правильно преподнести свое предложение. Перечислите нужные, самые важные и полезные качества, особенности и пользу конкретного продукта или услуги.

Такая маркетинговая стратегия позволяет выработать долгосрочные отношения с клиентом. Ему не нужны будут другие варианты и предложения, так как вы уже создали лучшее предложение. Нужно только понять, на какой ступени находятся ваши клиенты, какие у них цели, возможности и желания. Ответьте себе на вопрос: Каким образом ваш товар может удовлетворить потребности покупателя?

Пирамида Маслоу в мотивации и стимулировании сотрудников

Работа известного автора дает понять, что нематериальные цели в работе гораздо важнее материальных ценностей. Человек, у которого есть еда, вода и жилье, удовлетворил первую ступень – физиологическую потребность. Если у сотрудника есть жилье в безопасном районе, верные друзья, любимый человек, семья, он удовлетворил сразу три ступени. Понимание того, что уже имеешь, мотивирует к работе. Исчезают мысли по поводу того, что в жизни не все получилось, человек ничего не добился и дальше не стоит даже пытаться.

Также пирамида Маслоу показывает, что ни один человек не может быть удовлетворен на 100%. Нельзя пройти все ступени, так как потребуется огромное количество времени и усилий. Поэтому стоит довольствоваться тем, что есть, радоваться жизни и не перест

arsales.in.ua

Пирамида Маслоу (как ее использовать для мотивации сотрудников)

Итак, первый уровень пирамиды Маслоу – органический или физиологический. Он является основой основ и с этим никто не поспорит. Мы находимся в физическом мире и вынуждены поддерживать свое существование с помощью воздуха, воды, еды и отправления естественных нужд. И вот что говорит нам по этому поводу пирамида Маслоу. Примеры очевидны. Если у вас по пути на работу случилось расстройство желудка, то вы будете искать туалет, а не думать об отчете, стремясь, например, в офис по первой причине, а не по второй.

Второй уровень пирамиды Маслоу – потребности в безопасности, защите, обороне и т.д. Основа этого уровня – место, где вы можете укрыться от опасностей внешнего мира, то есть дом. Также вы хотите перестать постоянно беспокоиться о том, чем кормить себя и семью. Поэтому стремитесь к стабильному источнику дохода. Кроме того, человек хочет расстаться с фоновым чувством тревоги за себя и своих близких. Поэтому нам так важны безопасность района, детских садов, школ, университетов и т.д.

Третий уровень пирамиды Маслоу – обретения внутреннего социального круга. Это потребность реализуется в том, что человек хочет дружить, завести семью, влиться в коллектив на работе. То есть в глобальном смысле – это нужда в повседневном общении и получении выгод от него.

Четвертый уровень пирамиды Маслоу – стремление к общественному признанию и успеху. Обычно выход на эту ступень характеризуется потребностью к карьерному росту или построению своего собственного бизнеса. Именно на ней формируется основа для самоидентификации (кто я?) и самоактуализации (для чего я?). Именно тут пробиваются первые ростки таланта и творчества.

Пятый уровень пирамиды Маслоу – расширение возможностей познания. Так как человек уже достиг определенного успеха, то вполне возможно, что позитивные стимулы заведут его еще дальше. Он не захочет оставаться на своем высоком «плато», а постарается взять очередную вершину. Поэтому он будет изучать новое, получать дополнительную информацию, осваивать недостающие навыки.

Шестой уровень пирамиды Маслоу – созерцание и созидание красоты. Практически выражается в эстетике оформления пространства вокруг себя, путешествиях, посещении художественных галерей, музеев, театров.

Седьмой уровень – самоактуализация. Это потребность проявляется в лидерстве, подтверждении своей жизненной миссии, необходимости передачи личного и профессионального опыта и знаний другим, менторстве, осознании смысла своей жизни.

blog.oy-li.ru

Пирамида Маслоу потребностей. Маслоу пирамида это

Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия  человеческих потребностей,  известная теория мотивации, в  основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.

Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.

Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась  в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.

Пирамида потребности по Маслоу

1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды.

Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.
Низшие физиологические потребности по Маслоу  закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.

Примеры:

  • Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения.
  • Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале.

Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.

2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса.

Примеры:

  • Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие  родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита.
  • Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит  только в хорошее будущее.

Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.

3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг.

Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.

С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами.  В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.

У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.

После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.

4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус,  прекрасная репутация, слава, проявление таланта.

Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.

Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.

5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе.

Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.

Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.

Ученый Маслоу,  его исследования

Немного об Абрахаме Харольде  Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики.  Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом  в его жизни, где были написаны большинство его трудов.

Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.

Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны  инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.

Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает  пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.

Дополнительная работа над пирамидой Маслоу

О «Теории человеческой мотивации»  люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей.  Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.

Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.

Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени.  Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии  «Психология бытия» — 62г, и  71г « Дальние пределы природы».

В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:

5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать.
Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач.  Чтению уделяет массу времени.  Умело применяет свои знания на практике.

6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота.
Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека  гармонию красоты и вдохновение о  прекрасном.

Заключительные рассуждения. Примеры

Пирамида Маслоу имеет  семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.

Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.

Примеры:

  • Сначала хочет  стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте.
  • Для других приоритетом – власть и ее триумф.
  • Третьей категории –  достаточно уважения и любви в семье.
  • Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа.

Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.

Маслоу пирамида — это  семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности  человеком и его последовательные шаги.

Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь?  Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.

Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах.  В пирамиде отражаются нужды человека. Она  приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить.

infomarketing.su

Добавить комментарий