Что такое план рассказа и как его составить
1
February
2023
Количество просмотров: 214
Время чтения: n- минут(а)
Если история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа. И как это сделать, мы с вами сейчас разберём.
Содержание:
- Что такое план рассказа и зачем он нужен
- Как правильно составить план рассказа
- Виды планов рассказа
- Примеры составления разных видов плана
- Подведём итоги
Все мы знаем, что младшеклассники — это те ещё выдумщики. С каким неподдельным увлечением и энтузиазмом рассказывают они о своих приключениях, даже если это просто история о том, как ребёнок по дороге в школу увидел гоняющуюся за голубями кошку.
А вот когда дело доходит до пересказа текста из учебника по литературе, здесь иногда возникают трудности. Если это история не собственного сочинения, запомнить её сложнее, поэтому нужно сначала правильно составить план рассказа.
Что такое план рассказа и зачем он нужен
План рассказа — это ключевые фразы или формулировки из каждой части произведения, которые кратко передают содержание и расположены последовательно.
План помогает лучше запомнить произведение, не упустить главное и не перепутать местами описанные в нём события. Правильно составленный план показывает, что ребёнок хорошо понял прочитанный текст.
Составлять план рассказа дети учатся во 2 и 3 классах, но это умение пригодится ребёнку и в старших классах на всех предметах, где есть работа с текстами: на литературе, русском языке, истории, географии и т. д. Поэтому очень важно научиться правильно составлять план рассказа в младших классах.
Каким должен быть план рассказа:
- последовательным: его пункты идут в том же порядке, что и события в произведении;
- кратким: каждый пункт плана — это одно, редко два коротких предложения;
- содержать основное — в плане упускаются все подробности, описания, малозначительные детали;
- состоять не менее чем из трёх пунктов: произведение принято делить как минимум на три части — вступление, основную часть и вывод. Даже если мы разделим заданный текст на эти части и по каждой сформулируем один пункт плана, то в нём получится уже три пункта. Но лучше эти части поделить на фрагменты поменьше и составить план хотя бы из пяти-шести пунктов, иначе по нему сложно будет пересказать произведение;
- одинаково оформленным: если пункты обозначаете арабскими цифрами, то делайте так во всём плане. Если подпункты маркируете, например, буквами, то лучше не обозначать какие-то из них русскими, а какие-то латинскими. Желательно внутри одного плана использовать буквы какого-то одного алфавита, чтобы план был оформлен в едином стиле и выглядел эстетично.
Как правильно составить план рассказа
Итак, чтобы правильно составить план рассказа, можно использовать следующий алгоритм.
- Прочитайте текст. Не важно, что ребёнок, возможно, уже изучил его в школе. Дома нужно снова его прочитать: вдумчиво, не торопясь, лучше два раза.
Если попались непонятные слова, обязательно объясните ребёнку их значение, иначе он может упустить смысл целой части текста.
Если к тексту есть иллюстрации, рассмотрите их вместе, обсудите, какие именно моменты на них изображены.
Сразу после этого приступайте к написанию плана.
- Определите тему текста. Спросите ребёнка: «О чём именно этот рассказ (сказка, отрывок)?». Это будет темой произведения.
Задайте ему наводящие вопросы:
- кто главные герои;
- какое событие произошло;
- когда всё происходило;
- как всё началось;
- чем всё закончилось и т. д.
Спросите, какую главную мысль, по мнению ребёнка, автор хотел донести до читателя этим произведением, что именно он хотел сказать — это будет идеей произведения.
Ответы ребёнка на эти вопросы помогут убедиться, что он хорошо понял прочитанное. Без понимания самого произведения составить план рассказа не получится.
- Разделите текст на смысловые части. Снова перечитывая произведение, отметьте вместе с ребёнком начало новых частей карандашом прямо в учебнике, чтобы он видел их границы и смог работать с каждой конкретной частью.
Новая часть должна отличаться от предыдущей каким-то новым содержанием, мыслью, событием или действием. На сколько частей вы разделите текст — столько и будет пунктов в вашем плане рассказа.
- Выделите в каждой части главную мысль. Спросите ребёнка, что наиболее ярко запомнилось ему в этом небольшом отрывке. Предложите ему придумать название к отрывку. Возможно, он сам сможет сформулировать готовый пункт плана. Если же сразу не получится, помогите ему прийти к основной мысли, опять же задавая наводящие вопросы.
Кратко запишите сформулированные по отрывкам названия. Это можно сделать в виде вопроса, тезиса, цитаты и т. д. Всё зависит от того, какой именно вид плана рассказа был задан учителем.
- Отредактируйте получившийся план. Перечитайте его, поправьте, если требуется. Посмотрите, нет ли повторов. Уберите то, что можно убрать, оставив самое основное.
- Перескажите текст. Опираясь на план, ребёнок должен сам пересказать произведение. Если план составлен грамотно, ребёнок без труда перескажет содержание, отразив в своём пересказе самое главное.
Виды планов рассказа
Есть несколько видов планов. Если учитель не задал составить конкретный вид плана, то можно выбрать любой из них, какой больше понравится. Главное, чтобы ребёнку было удобно по нему восстановить содержание произведения и кратко его пересказать, если требуется.
Виды планов:
- Вопросный. В нём каждый пункт записан в виде вопроса. Развёрнуто отвечая на эти вопросы, ребёнок как раз и сможет кратко пересказать произведение. Пример пункта такого плана для сказки «Колобок»: «Как старуха испекла колобок?».
- Назывной. Такой план записывается с помощью существительных или существительных в сочетании с прилагательными. Например: «Старик, старуха и колобок».
- План-опорная схема. Он состоит из «опор» — слов или коротких выражений из произведения. В них содержится основной смысл частей, на которые поделили произведение. Здесь могут быть выписаны важные цифры, даты, названия чего-либо, факты и т. д. Например: «Старуха печёт колобок».
- Тезисный. Тезис — это короткая формулировка, в которой заключена основная мысль части текста. Тезисы могут представлять собой полноценные предложения. В тезисном плане часто используется много глаголов. Например: «Старуха испекла колобок по просьбе старика».
- Цитатный. Состоит только из цитат. Цитаты — это предложения или отрывки предложений, которые взяты прямо из произведения в неизменённом виде. Например: «Испеки мне, старая, колобок».
- Комбинированный. Он же смешанный, а это означает, что здесь можно использовать и сочетать пункты из разных видов планов. Например, первый пункт записать в виде вопроса, второй в виде тезиса, третий в виде цитаты, четвёртый снова в виде вопроса и т. д.
А ещё все планы делятся на простые и сложные (или развёрнутые). В сложном плане, в отличие от простого, пункты делятся на подпункты, которые подробнее раскрывают содержание пунктов. Сложные планы удобно составлять к произведениям большого объёма, чтобы при пересказе не упустить все важные эпизоды и события.
Примеры составления разных видов плана
А теперь давайте составим разные виды планов пересказа. Для этого возьмём хорошо известную всем сказку «Колобок».
Вопросный план:
- Как старуха испекла колобок?
- Почему колобок укатился?
- Кого колобок встретил первым?
- Как колобок повстречался с волком?
- Как колобок встретил медведя?
- Чем закончилась встреча с лисой?
Назывной план:
- Старик, старуха и колобок.
- Сбежавший колобок.
- Заяц.
- Волк.
- Медведь.
- Лиса.
План-опорная схема:
- Старуха печёт колобок.
- Колобок сбежал.
- Встреча с зайцем.
- Встреча с волком.
- Встреча с медведем.
- Встреча с лисой и конец колобка.
Тезисный план:
- Старуха испекла колобок по просьбе старика.
- Колобку надоело лежать.
- Колобок встретил зайца.
- Колобок встретил серого волка.
- Колобок встретил медведя.
- Колобок встречает лису и пропадает.
Цитатный план:
- «Испеки мне, старая, колобок».
- «Надоело колобку лежать».
- «… а навстречу ему — заяц».
- «… а навстречу ему — серый волк».
- «… а навстречу ему медведь идёт».
- «… а навстречу ему — лиса».
Комбинированный план:
- Как старуха испекла колобок?
- Колобку надоело лежать.
- Встреча с зайцем.
- Волк.
- «… а навстречу ему медведь идёт».
- Чем закончилась встреча с лисой?
Подведём итоги
Составить план рассказа, не зная его содержание, невозможно. Если план составлен правильно, по нему ребёнок без труда перескажет содержание произведения.
Чтобы составить план, нужно:
- Прочитать произведение.
- Определить его тему и идею.
- Разделить текст на смысловые части.
- В каждой части найти самое главное и кратко записать в виде пунктов.
- Перечитать готовый план, убрать лишнее, дополнить, если это необходимо.
- Пересказать текст по получившемуся плану. Если нужно — внести изменения. И снова пересказать текст, как говорится — «на чистовик».
Составление плана рассказа — это очень важное и нужное школьнику умение. Чтобы ваш ребёнок научился максимально хорошо составлять план рассказа, зарегистрируйте его на образовательной платформе iSmart, которая имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- в разделе «Русский язык» вы найдёте множество заданий на определение темы и главной мысли текста, составление плана текста и прочее. Выполнив все задания подтемы, ребёнок гарантированно освоит учебный материал;
- задания составлены педагогами и методистами так, чтобы было интересно даже самому немотивированному ребёнку;
- платформа удобная, простая и интуитивно понятная, на ней ребёнок сможет заниматься самостоятельно. А у родителей появится свободное время для домашних дел или семейного отдыха;
- занимаясь регулярно по 15-20 минут в день, ваш ребёнок отлично закрепит материал и сможет улучшить успеваемость на 1-2 балла.
Регистрируйте ребёнка на платформе iSmart и начинайте заниматься!
Учимся составлять план текста
3620
Взрослому человеку бывает непросто понять, почему у ребенка возникают сложности с составлением плана текста, а так же что с этим делать. Казалось бы, если школьник понимает прочитанное, то и с планом проблем не должно возникать. На деле все оказывается сложнее, и это — нормально. В школе отводят целый учебный год на то, чтобы научить ребенка составлять план к прочитанному произведению. В дальнейшей учебной жизни это мастерство оттачивается: дети учатся писать сочинения, следуя плану (вступление, завязка, развязка), писать доклады и рефераты.
Как составить план текста?
План — это краткие тезисы текста, основываясь на которых ребенок может пересказать произведение. Составление плана — это подготовка к пересказу текста. В 1 классе ребенок должен пересказывать 50% сути рассказа, а к 5 классу — 100%. Самая распространенная причина проблемы в том, что ребенок не может отделить главное от второстепенного.
Следующие шаги помогут вам научить ребенка составлять план, а так же находить главную мысль и правильно ее формулировать.
1. Чтение текста. На этом этапе важно убедиться, что ребенок понял его суть, т.е. понял, кто главный герой (герои) и что с ним (с ними) происходит, в какой последовательности разворачиваются события.
2. Разделение текста на части, будущие опорные точки плана. На этом этапе у детей бывают проблемы с определением начала и конца части. Расскажите ребенку, что одна часть равна одной мысли (действию). В большинстве случаев в начальной школе одна часть ограничивается одним абзацем.
4. Запись названия каждой части. Название должно быть кратким, но передавать основную мысль части.
5. Проверка составленного плана. Для того чтобы понять, что план полный и рабочий — пусть ребенок попробует пересказать текст, опираясь на план.
Вот так выглядит план, на примере сказки “3 медведя”.
1. Девочка пошла в лес и потерялась.
3. Девочка поела из всех тарелок по чуть-чуть, и всю кашу из самой маленькой.
4. Девочка посидела на всех стульях и сломала маленький.
5. Девочка полежала на всех кроватях и уснула на самой маленькой.
6. Медведи вернулись домой и поняли что кто-то ел кашу.
7. Медведи увидели сломанный стул.
8. Медведи увидели что кто лежал на их кроватях и нашли девочку.
9. Девочка убежала.
Это подробный план, и его можно сократить, например, до такого варианта:
1. Девочка потерялась в лесу и попала в дом к 3 медведям.
2. Что делала девочка в доме у медведей?
3. Что увидели медведи, когда вернулись?
4. Девочка убежала.
Полезные советы при составлении плана текста
У младших школьников часто возникают проблемы с названиями пунктов плана, т.е. с выделением и сокращением главной мысли. Тут на помощь приходят 2 приема:
1. Наглядный. Для того чтобы ребенок понял, как именно выделяют суть — составьте самостоятельно план произведения с коротким пересказом каждого пункта, разрежьте лист на кусочки.
2. Рассудительный. Читая часть произведения, пусть ребенок ответит на вопрос: Что сделал герой? Что произошло? Если ответ длинный — запишите его и предложите сократить: вычеркивайте лишние слова прямо на бумаге и перечитывайте оставшуюся мысль. Ее можно сократить еще? Сокращайте!
Некоторым детям составить план текста легко, другим труднее. Это не значит, что ребенку с этим будет сложно всегда. Благодаря практике работа с текстом будет даваться все легче и легче. Но если каждый вечер сажать ребенка за чтение — составление плана — пересказ, то в итоге можно получить быстрое выгорание, потерю интереса и апатию.
Предлагаем советы родителям, как разнообразить досуг, но все так же тренироваться в составлении плана текста:
1. Пользуйтесь опорными картинками. Так пересказывать текст учат в детских садах, но даже для младших школьников это хороший метод тренировки. После того как ребенок разложит картинки в правильном порядке, приступайте к пересказу сюжета произведения. В конце занятия, вместе с ребенком, придумайте подпись к каждой иллюстрации.
2. Отберите несколько любимых сказок или рассказов ребенка. Составьте к ним план. Покажите план ребенку — его задача отгадать, о каком произведении идет речь.
Умение составлять план текста развивает многие полезные для учебы навыки: выделять главное, опираться на тезисы и пересказывать текст (подготовка к выступлениям с докладами, рефератами и т.д.), развивает память и мышление. Главное — не останавливаться в практике и замечать каждый, даже маленький, успех, и у ребенка обязательно все получится!
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
Читайте также
Как выучить таблицу умножения: лайфхаки для родителей. Как успешно делать домашнее задание Как учить стихи Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием?
План черчения, подъема и вмятины
Дом- Производство тканей
- Базовый элемент тканого дизайна (чертеж, план подъема и вмятины)
- Facebook 4
- Твиттер 3
- LinkedIn 2
- Блогер 0
- Подробнее
- Биография
- Последние сообщения
Студент Бангладешского университета текстиля (BUTEX) Факультет: Швейная инженерия
Свойства хлопчатобумажной пряжи | Yarn Fiber Series
План черчения, подъема и вдавливания
План черчения: Процесс протягивания основной пряжи через ушко ремизных рамок в соответствии с проектом называется черчением, а план, который указывает, как необходимо делать черчение, называется называется составлением плана. Он также обозначает количество ремизных стержней, необходимых для данного повторения переплетения.
План подъема : План подъема определяет выбор ремизных рамок, которые необходимо поднимать или опускать при каждой последующей вставке уточной пряжи. На плане подъема вертикальные промежутки обозначают ремизные валы, а горизонтальные промежутки обозначают кирки. План подъема рисуется с правой стороны плана переплетения.
План вдавливания : Процесс вставки нитей основы или концов через выемки тростника называется вдавливанием, а план, указывающий порядок выполнения вдавливания, называется планом вдавливания. Обычно через каждое углубление пропускают две нити.
Линейкой
Узорной бумагой
Нумерацией
Линейкой : Линейкой, в которой горизонтальные линии обозначают ремизки, а вертикальные линии обозначают нити основы. Метки на линии указывают ремизки, на которых натянуты соответствующие нити.
По узорчатой бумаге: Метод узорчатой бумаги, при котором горизонтальные линии обозначают ремизки, а вертикальные линии обозначают нити основы. Крестики нанесены на маленькие квадраты, указывающие на то, что резьба проходит через соответствующий ремизный вал.
По нумерации: Метод нумерации, при котором номер ремизной рамки записывается под основной нитью в схеме переплетения. Эти цифры указывают номер ремизного вала.
- Bio
- Последние сообщения
Студент Университета текстиля Бангладеш (BUTEX) Департамент: Производство одежды
- Facebook 4
- Твиттер 3
- LinkedIn 2
- Блогер 0
- Подробнее
теги: ромбовидный и ковшовый дизайн
предыдущая Саржевое переплетение «зигзаг» и «елочка»
далее Измерение скручивания пряжи
Popular Posts
Составление плана | Fordham
В этом разделе
- Этапы процесса локального стратегического планирования
- Составление плана
Разработка предварительной архитектуры стратегического плана
Полезно иметь представление о том, как будет выглядеть окончательный стратегический план и как он будет организован.
Пример схемы может выглядеть следующим образом:
- Ваша текущая формулировка миссии, если она существует, или просто место для новой/пересмотренной миссии, которая будет разработана позже.
- Очень предварительное заявление о видении — возможно, не более чем несколько пунктов — которые начинают набрасывать картину того, как будет выглядеть подразделение, когда оно успешно достигнет своих стратегических целей.
- Набор ценностей или принципов, которые пытаются уловить культуру вашего подразделения — его дух и то, как оно любит «вести бизнес». Часто эти ценности охватывают способы работы, которые сами по себе не являются целями, но пронизывают все, что делает подразделение.
- От четырех до шести всеобъемлющих стратегических целей, отвечающих вашим приоритетам на следующие три-пять лет.
Проект, обсуждение, пересмотр
Ускорьте разработку своего стратегического плана, поместив соответствующие идеи, возникшие в ходе обсуждений, под каждой целью. Эти идеи могут быть как конкретными, как потенциальные стратегии и инициативы для достижения цели, так и общими, как наблюдения и выводы, которые могут повлиять на нее.
Справедливо распределите ответственность за составление отчета, разбив комитет на подкомитеты, назначенные для определенных разделов или конкретных целей. Каждый повторяющийся проект должен обсуждаться с более широким комитетом и возвращаться в подкомитет для доработки. Посредством итераций составления, обсуждения и пересмотра вы можете создать полный стратегический план, не увязая в словесной переборке.
Цель состоит в том, чтобы достичь консенсуса по «предпоследнему» проекту стратегического плана, который можно широко распространить среди сообщества Fordham для получения обратной связи.
Получить отзыв сообщества
Все члены сообщества должны иметь возможность ознакомиться с проектом плана и оставить отзыв, если они решат, что он может быть размещен в Интернете или распространен по электронной почте.