Плюсы и минусы метода беседы в психологии: Общие дети, г. Воронеж

Метод беседы в психологии

Каждый день почти каждому взрослому человеку приходится беседовать с другими личностями. Иногда беседы могут иметь чисто дружеский характер, главная цель проведения которых – хорошо провести время. А существуют и такие беседы, ведение которых предусматривает получение определенных результатов, которыми обе стороны останутся довольны.

Метод беседы в психологии подразумевает вид опроса, который строится на продуманном и подготовленном разговоре, целью которого является получение конкретных сведений, фактов по изучаемому, обсуждаемому вопросу.

Психологический вербально — коммуникативный метод, заключается в предоставлении о том, что беседа являет собой тематически направленный диалог между психологом и респондентом с целью получения сведений от опрашиваемого.

Метод беседы включает в себя некие требования к атмосфере, в которой проводится общение: должен быть заранее намечен план беседы с выделением вопросов, которые подлежат обязательному выяснению.

Должна быть создана атмосфера взаимного и непринужденного доверия. Также необходимо уметь применять не прямые вопросы, помогающие получить необходимую информацию.

В случае, когда во время разговора, задающий вопросы судит об изучаемом предмете по речевым реакциям респондента (то есть опрашиваемого), то беседа рассматривается как метод исследования. Так исследуемому следует уметь выяснять достоверность данных, которые предоставляет ему опрашиваемая сторона. Это можно получить при помощи наблюдений, исследований и дополнительной информации, полученной от других лиц.

Беседа как метод диагностики рассматривается в случае общения в форме интервью. С помощью этого метода, человек получает информацию общего содержанию, что направлена на изучение свойств личности, характера человека, выяснение его интересов и склонностей, отношения к определенным людям и т.п.

Рассмотрим плюсы и минусы, которые несет в себе метод беседы.

Преимущества метода беседы:

  1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.
  2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр.).
  3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы:

  1. Требуется большое количество времени.
  2. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Необходимо помнить, что правильно проведенная беседа может быть гарантом качества полученной информации.

 

Статьи по теме:

Таблица интертипных отношений

Как найти человека, с которым вы будете идеальной парой? Каким должен быть его характер, как он должен вести себя в ссорах, да и вообще должны ли вы понимать друг друга с полуслова? Возможно на все эти вопросы вам поможет ответить таблица интертипных отношений, созданная на основе разных типов личностей.

Опросник Шмишека

Знание самого себя позволяет нам быть более успешными и счастливыми. Не бойтесь открывать новые грани своего существования. Под акцентуацией характера сегодня принято понимать особенности черт личности каждого из нас. И как показала практика, далеко не все знают, к какому типу себя причислить. Чтобы разобраться в этом вопросе и был создан опросник Леонгарда Шмишека.

Метод опроса

В современной психологии существует огромное количество методов диагностики психики. Одним из наиболее популярных является метод опроса. Он позволяет за один раз исследовать сразу несколько респондентов. Но также в нем есть и минусы. Какие именно — мы расскажем далее.

Методика «Интеллектуальная лабильность»

Как проверить на каком уровне находится интеллект? Этим вопросом часто задаются руководители компаний и все желающие получить дополнительное образование или определиться с профессией. Методика, представленная далее является одной из наиболее эффективных в этой области.

 

Достоинства и недостатки метода беседы

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Достоинства метода беседы заключаются в следующем: возможность одновременного исследования сторон личности ис­пытуемого; возможность быстрого сбора информации как об одной личности, так и о группе; возможность повторного проведения с целью изучения динамики изменений. Недостатки метода беседы состоят в следующем: возможно нарушение объективности, т.к. и подбор материала для беседы, и составление вопросов, и установ­ление контакта с испытуемым, и интерпретация содержания бесе­ды находятся в значительной зависимости от личности, умений и профессионального опыта исследователя.

 

Контрольные задания

1. По записи наблюдения определите его цель, вид и фор­му регистрации. (А.А. Леонов, В. И. Лебедев. Восприятие про­странства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. С.73) [9].

1-й день. Перед первым прыжком проявил волнение сразу же после надевания парашюта. В это время был несколько встре­вожен и мало разговаривал, что для него совершенно не характер­но. Жестикуляция была бедной, речь приглушенной. После совер­шения прыжка настроение приподнятое, но напряженность наблю­далась еще в течение часа.

2 день. Перед вторым прыжком был уже менее напряжен. Шутил, но напряженность еще давала себя знать.

4 день. Совершил прыжок с задержкой раскрытия пара­шюта на 10 секунд. Отделившись от самолета, прогнулся и обеспе­чил устойчивое положение тела. Открыл парашют через 10,2 с. Во время парашютирования действия были правильными. Перед при­землением развернулся в подвесной системе по ветру. После при­земления настроение приподнятое.

6 день. На старте перед посадкой в самолет был, как обыч­но, спокоен и благодушен.

Много шутил и разговаривал с медика­ми. После прыжка настроение было отличным. Как всегда, отли­чался юмором.

14 день. Совершил заключительный прыжок первого этапа парашютной подготовки с 50 — секундной задержкой раскрытия парашюта. На старте перед полетом держался свободно. Очень хорошо владел телом в свободном падении. Открыл парашют через 50,2 с. После прыжка находился в приподнятом настроении.

2. На основе длительных наблюдений за спортсменами профессор А.Ц. Пуни пришел к следующим выводам:

«Сильное предстартовое возбуждение наряду с мышечной скованностью может сопровождаться общим двигательным воз­буждением, чаще всего выражающимся в повышении привычного темпа движений и речи. Спортсмен суетится, беспричинно торо­пится, хотя и делает все заранее, без всяких оснований боится опо­здать к старту. Для овладения самостоятельным контролем за тем­пом движений и речи существуют разнообразные упражнения, об­щие принципы которых состоят в следующем: 1) тренировать плавность и медлительность движений; 2) чередовать в тренировке быстрый и медленный, плавный и резкий темп; 3) так организовать жизнь, чтобы обстоятельства не вынуждали спешить».

(Практиче­ские занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. — М. 1977. С. 133) [9].

На основе этого вывода попытайтесь восстановить: а) что было предметом наблюдения? б) какова цель наблюдения? в) в каких ситуациях велось наблюдение?

3. К какому виду относится наблюдение Л.Н. Толстого, описанное в его произведении «Крейцерова соната»?

«И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней.

Дав выход своему бешенству, я упивался им, и мне хоте­лось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее вы­сокую ступень моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, чтобы все-таки дать ход сво­ему бешенству — схватил со стола пресс-папье и швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо» [9].

4. Проанализируйте приведенный выше отрывок из высту­пления Б.В. Зейгарник на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в 1986 году о клинической беседе. Сравните на основании имеющихся у вас данных беседу и клиническую беседу. Выделите критерии для сравнения. Сравнение произведите в таблице:

 

 

Критерий для сравнения Беседа Клиническая беседа
1.    
2.    
     

 

Знание теоретического материала, изложенного в п.п. 1.1 и 1.2. и выполнение контрольных заданий являются необходимым условием для допуска к прохождению учебно-психологической практики.

 

 

Литература

1. Айламазьян A.M. Метод беседы в психологии. — М., 1999.

2. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над деть­ми / Избранные психологические произведения. — М., 1975.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — М., 1997.

4. Общие основы психологии. Часть П. Возрастная психология / Под ред. Романенко В.А., Ничипоренко Н.П. — Калуга, 1998.

5. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. — С-Пб., 1996.

6. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­века. — М., 1994.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.

 

 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В этом разделе описывается исследование, проводимое студентом в ходе практики. Перед проведением исследования сту­дент составляет индивидуальный план прохождения практики. Ин­дивидуальный план утверждается методистом. Срок представления плана — начало второго дня практики. Исследование проводится по этапам. На каждом этапе решается определённая задача (или зада­чи). По результатам исследования составляется отчёт. Общие ука­зания к составлению отчёта даны в разделе 3.

 

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Плюсы и минусы сэндвич-подхода – Findlay Online

Предоставление сотрудникам эффективной обратной связи является важнейшим компонентом работы любого менеджера. Это тоже сложно. Многие бизнес-профессионалы рекламируют «подход бутерброда» или «метод гамбургера» как ценный метод ведения сложных разговоров. В этой тактике менеджер предлагает часть отрицательной обратной связи, «зажатую» между двумя положительными, тем самым смягчая удар критики. Хотя некоторые рекламируют эту технику как эффективную, другие видят в ней препятствие для получения максимальной отдачи от своей рабочей силы.

Плюсы «сэндвича с комплиментами»

Сторонники сэндвичевого подхода часто говорят о способности метода смягчать резкую критику. Метод:

  • Может облегчить боль от сложных комментариев
  • Поощряет специфичность процесса обратной связи
  • Позволяет сотрудникам повысить свою восприимчивость к критике
  • Позволяет заканчивать встречи на позитивной ноте
  • Может быть полезен руководителям, которым трудно заниматься критикой

Альтернативные методы сэндвич-подхода также могут оказаться полезными. Люба Конопасек, доктор медицинских наук, и Мириам Бар-он, доктор медицинских наук, описывают метод, используемый в области медицины, под названием «Спроси-скажи-спроси», когда руководители просят своих подчиненных оценить свои собственные методы работы и методы улучшения. При этом они поощряют самоанализ, одновременно обеспечивая руководство.

Минусы «гамбургер-метода»

Те, кто не согласен с подходом «сэндвич», обычно утверждают, что этот метод влечет за собой массу негативных последствий. В оценке, проведенной Journal of Behavioral Studies in Business , исследователи обнаружили, что этот метод может нанести ущерб по нескольким причинам:

  • Включение положительных отзывов может подорвать критику, тем самым сделав ее неэффективной
  • Метод приучает сотрудников не доверять похвале, так как они начинают предвосхищать критику, которая приходит вместе с ней
  • Метод отвлекает от похвалы, когда он действительно заслуживает
  • Этот метод может служить скорее костылем для менеджеров, которые борются с предоставлением обратной связи, а не инструментом, помогающим сотрудникам совершенствоваться
  • Это может дать сотрудникам размытое или неточное представление об эффективности их работы и о том, какие изменения от них требуются

Кроме того, сэндвич-подход может быть совершенно неуместным в определенных ситуациях, таких как серьезное нарушение доверия или проблемы безопасности. Эти ситуации требуют гораздо более грубого подхода, что делает метод сэндвича спорным.

Несмотря на то, что достоинства многослойного подхода спорны, все менеджеры должны знать разницу между конструктивной и деструктивной критикой.

Конструктивная критика и деструктивная критика

Конструктивная критика и деструктивная критика — это два очень разных способа выявления недостатков сотрудников. Идеально использовать конструктивную критику. Psychology Today объясняет различие между этими двумя понятиями.

Конструктивная критика:

  • Предоставляет ощутимую информацию, которая помогает сотрудникам улучшить свое поведение
  • Подчеркивает результаты
  • Обсуждает конкретные проблемные области, требующие изменений, а не атакует человека в целом
  • Не потакает чувствам; придерживается фактов
  • Обсуждаются только модели поведения, которые можно изменить
  • Предлагается со спокойным, не угрожающим голосом
  • Позволяет обсудить с сотрудниками преимущества изменения поведения

С другой стороны, деструктивная критика:

  • Часто высказывает суждения, обвинения и преувеличения
  • Делает негативные предположения о сотрудниках или их намерениях
  • Скорее общий, чем конкретный
  • Может быть без ограничений
  • Может обсуждать вещи, которые нельзя изменить, например, основные черты личности сотрудника
  • Может включать крик, снисходительность или угрозы
  • Уменьшает пространство для обсуждения с сотрудниками, вместо этого полагаясь на советы или команды

В конечном счете, конструктивная критика, скорее всего, приведет к самоанализу, а деструктивная критика, скорее всего, приведет к бесполезным обвинениям. Будь то понимание стилей критики или оценка метода сэндвича, бизнес-лидеры должны рассматривать эту информацию как важный инструмент для своей рулевой рубки.

Ваше будущее как лидера

Менеджеры, которые понимают нюансы обратной связи с сотрудниками, могут быть уверены, что будут более эффективно служить лидерами. Для людей, стремящихся улучшить свое понимание передовых бизнес-знаний, онлайн-программа MBA в Университете Финдли может помочь им получить навыки, необходимые им для продвижения по карьерной лестнице. Программа предлагается полностью онлайн, что позволяет работающим специалистам посещать школу, не отвлекаясь от своей занятой жизни.

Молчаливое общение: эффективность, важность и советы

Молчаливое общение может быть сильнее слов. Вот что это такое и как это эффективно использовать.

Общение — это узы, связывающие людей вместе. Без него наши мысли, идеи и потребности никогда не были бы выражены или поняты.

Но общение включает в себя больше, чем слова, которые мы произносим. На самом деле это сложный процесс, включающий вербальный и невербальный обмен мнениями, и все они преследуют одну цель — позволить другим понять, что вы думаете и чувствуете.

Тем не менее, из всех форм общения молчание является одним из самых мощных. Потому что иногда молчание говорит громче слов.

Бесшумное общение происходит, когда вы не используете слова или звуки во время разговора.

В разных культурах это может означать разные вещи. В некоторых культурах молчание может означать уважение. В других культурах это может восприниматься как отсутствие интереса или нежелание общаться.

Молчание также может быть положительным или отрицательным. Например, позитивное молчание может быть конструктивным, помогая продвинуть разговор вперед, сменить тему или обозначить конечную точку словесного обмена.

Напротив, негативное молчание может быть разрушительным, прерывая общение или выражая враждебность. Его также можно использовать в качестве «молчаливого лечения» для людей, которые закрываются, когда эмоции накаляются.

Тем не менее, согласно исследованию 2015 года, молчание — это не только отсутствие общения, но и продуктивная коммуникативная стратегия.

Наряду с молчанием мы также используем другие формы общения для взаимодействия. К ним относятся:

  • Невербальные : Использование мимики, жестов, позы и языка тела.
  • Вербальный : Разговор лицом к лицу, по телефону или виртуально.
  • Письменный : Передача информации в письменном виде через документы, электронные письма или текстовые сообщения.
  • Visual : Использование изображений или примеров для передачи идей.
  • Слушание : Активное слушание, чтобы понять и понять других.

Бесшумное общение имеет много преимуществ. Например, молчание в определенных ситуациях может:

Способствует здоровому общению в отношениях.

Пока это позитивная тишина, молчание может помочь вам выслушать своего партнера, заставить его чувствовать себя услышанным и выразить свое чувство комфорта в отношениях. Кроме того, молчание может помочь предотвратить эскалацию разногласий.

Способствует активному слушанию

Эффективная коммуникация часто нарушается, когда слушатель занят формулированием своего ответа в своей голове вместо того, чтобы действительно слушать то, что говорит другой человек. Пауза и сосредоточение внимания на более глубоком значении того, что человек пытается передать, может помочь вам понять и понять, прежде чем отвечать.

Способствует эффективным переговорам

При использовании в определенные моменты переговоров молчание может передавать уверенность и силу. Это также может оставить место для других, чтобы высказаться.

Однако это может создать ощущение дискомфорта, которое может заставить других заполнить пустоту разговорами.

Если вы будете знать, когда задавать вопросы, а когда оставить слово другим, вы сможете более эффективно оценивать потребности других участников переговоров.

Несмотря на преимущества, молчание может иметь и негативные последствия. Вот некоторые из них, которые следует иметь в виду:

Молчание может привести к недопониманию

Молчание во время разговора может иметь несколько значений, которые могут различаться у разных людей. Он также может непреднамеренно выражать гнев или враждебность. Кроме того, молчание, когда кто-то задает вам вопрос, может сбить с толку спрашивающего о ваших чувствах.

Негативное молчаливое общение может быть токсичным

Такие стратегии, как молчаливое лечение, когда один человек прекращает общение с другим из-за гнева, могут быть разрушительными для самооценки и вредить отношениям. Люди с нарциссическим расстройством личности могут использовать эту тактику для контроля и манипулирования другими.

Исследования 2020 года показывают, что молчание само по себе является очень продуктивным инструментом общения. Хитрость заключается в том, чтобы использовать его надлежащим образом. Вот как:

  1. Используйте жесты. Когда вы молча слушаете других, используйте глаза, жесты и позу, чтобы выразить интерес. Например, продолжайте зрительный контакт, если это устраивает другого человека, и кивайте, чтобы показать, что вы согласны с тем, что он говорит.
  2. Сделайте паузу перед тем, как говорить. Во время важного разговора, например, собеседования при приеме на работу, подождите несколько секунд, прежде чем отвечать на вопросы. Это убережет вас от разглашения слишком большого количества ненужной информации и даст вам время сформулировать соответствующий ответ.
  3. Используйте тишину для эффекта. Вы можете использовать молчание, чтобы добавить веса своим заявлениям. Например, попробуйте сделать паузу на мгновение после того, как вы сказали что-то мощное и важное для вас, чтобы ваше сообщение дошло до вас.
  4. Практикуйте активное слушание в тишине. Например, пока вы молчите во время разговора, приложите сознательные усилия, чтобы понять лежащие в основе мысли, чувства и идеи, которые пытается передать другой человек.

Добавить комментарий