Контраст по цвету — Искусство цвета (Иоханнес Иттен)
ColorScheme
· Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем ·
Цветовой Круг Онлайн ⇒
Карта СайтаНазвания ЦветовЦвета АвтомобилейИмена цветов в HTMLКонвертер Цветов
Искусство цвета
Иоханнес Иттен
Оглавление:
- Предисловие
- Введение
- Глава 01. Физика цвета
- Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
- Глава 03. Цветовая гармония
- Глава 04. Субъективное отношение к цвету
- Глава 05. Цветовое конструирование
- Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
- Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
- Глава 08. Контраст по цвету
- Глава 09. Контраст светлого и темного
- Глава 10. Контраст холодного и теплого
- Глава 11. Контраст дополнительных цветов
- Глава 12. Симультанный контраст
- Глава 13. Контраст по насыщенности
- Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
- Глава 15. Смешение цветов
- Глава 16. Цветовой шар
- Глава 17. Цветовые созвучия
- Глава 18. Форма и цвет
- Глава 19. Пространственное воздействие цвета
- Глава 20. Теория цветовых впечатлений
- Глава 21. Теория цветовой выразительности
- Глава 22. Композиция
- Послесловие
Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.
Так же как черный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и темного, так и желтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным контрастом по цвету (рис. 4). Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три чистых и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности уже гораздо слабее, чем желтый, красный и синий, а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно. Когда каждый цвет отделен друг от друга черными или белыми линиями, то их индивидуальный характер становится выраженным более резко, а взаимные излучения и взаимные влияния тем самым уменьшаются. Каждый цвет в этом случае проявляет, прежде всего, свою реальную конкретность. Хотя основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет собой самый большой контраст по цвету, однако и все другие чистые цвета несомненно могут быть представлены в ряду сильных контрастов (рис. 6).
Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний (рис. 7). Число вариаций здесь очень велико и. в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника. Как это было показано на рисунках, относящихся к разделу «Цвет и цветовое воздействие», белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций (рис. 5).
Эти упражнения можно было бы выполнять, используя также и произвольно выбранные цветовые пятна. Однако в этом есть большая опасность. Вместо того чтобы изучать собственно силу и напряжение цветовых сочетаний, выполняющие эти упражнения начинают увлекаться формами и рисовать пятнами. Подобное рисование в этом случае становится врагом всякой живописности. Этого безусловно нужно избегать. И простые полосы или сетка шахматной доски здесь наиболее уместны.
В упражнении, показанном на рисунке 8, ставилась задача так расположить заданное количество желтых, красных, синих, белых и черных квадратов в горизонтальном и вертикальном направлениях,чтобы предельно усилить ощущение цветовой напряженности.
Композиция рисунка 9 состоит из локальных цветов максимальной чистоты, а также их осветленных и затемненных градаций и включенных сюда белого и черного цвета. Когда система цветовых сочетаний, показанных на рисунке 6, окажется усвоенной, можно быстро подобрать цвета для упражнений рисунка 10.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчеркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы. После каждого схематического упражнения рекомендуется давать задания на выполнение свободных композиций в соответствии с характером данного контраста.
В пределах контраста по цвету может быть решено множество живописных тем. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой. Незатемненные цвета первого и второго порядка всегда вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности. Поэтому они особенно хороши как для темы «Коронация Марии», так и для реалистического натюрморта.
На контрасте по цвету основано народное искусство различных стран. Пестрые вышивки, костюмы и керамика свидетельствуют о естественной радости, которую вызывают яркие краски. В украшенных миниатюрами ранних средневековых рукописях контраст по цвету используется в самых разных вариантах, причем в меньшей степени в мотивах духовного порядка и в большей — в целях создания радостного декоративного многоцветия.
Контраст по цвету можно очень часто найти в витражах, особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.
Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.
Может быть, самым замечательным примером проявления смыслового начала данного контрастного соотношения является работа Грюневальда «Воскресение Христа», поскольку здесь он передает ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.
В картине Боттичелли «Положение во гроб» контраст по цвету, на котором построена картина, дает художнику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.
Следует признать, что выразительные возможности контраста по цвету могут проявляться самыми различными способами. С его помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность.
Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро, очень часто работали, используя контраст по цвету. Особенно Матисс, который писал множество натюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь может служить женский портрет «Янтарное ожерелье», написанный им чистыми цветами — красным, желтым, зеленым, синим, красно-фиолетовым, белым и черным. Эти сочетания служили ему выразительной характеристикой молодого, живого и умного существа. Художники группы «Синий всадник» — Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.
Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Национальная библиотека; «Коронация Марии» Е. Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410, Шантийи, Музей Конде; «Композиция 1928» Пита Мондриана, собрание Марта Стама.
Главный по цвету
Как отразить ключевые оттенки года Pantone в интерьере
Институт цвета Pantone* назвал главный цвет 2021 года. На этот раз их сразу два: желтый и серый. Они пришли на смену прошлогоднему синему. О том, по каким критериям выбирают главный цвет или даже цвета и как их можно использовать в интерьере, читайте в нашем материале.Цветовые изыскания
Специалисты института определили в качестве главных цветов два — солнечно-желтый (международное название — Illuminating) и серый (Ultimate Gray). По версии организации, желтый символизирует солнце и надежду, а серый – строгость, основательность и устойчивость, олицетворяя стойкость духа и силу.
В институте отметили, что и выбор двух цветов и конкретной пары – не случаен. Два цвета напоминают о поддержке, общности и взаимопомощи, ставших актуальными в 2020 года и в качестве важных ценностей, перешедших в 2021 год. Кроме того, философия серого и желтого цветов как нельзя лучше олицетворяет социальные тенденции и настроения современности.
Со стороны может показаться, то подобные цветовые прогнозы – либо «гадание на кофейной гуще», либо произвольные фантазии дизайнеров. Но, это не так. За выбором каждого основного цвета года стоит долгая и кропотливая работа. Сначала специалисты института изучают общественные тренды, настроения в мире.
После долгих изысканий проводят глубокий анализ. Эта работа, дополненная проанализированными опросами, в итоге заканчивается выбором наиболее важного цвета следующего года. Кстати, сам институт появился в далеком 1986 году, а традиция ежегодно выбирать цвет – началась с 2000 года. Однако ситуация, при которой выбрано сразу 2 цвета года повторяется лишь второй раз. В 2016 впервые был зафиксирован первый случай в истории института.
Оттенки года в интерьере
«Следовать моде смешно, а не следовать — глупо!» — эта фраза Бернарда Шоу прекрасно отражает суть такого повсеместного и вездесущего явления, как мода, чего бы она ни касалась: одежды, музыки, интерьера. Ведь, если вдуматься, то и правда — слепо следовать тенденциям не только нелепо, но и бесперспективно. Но и демонстративный отказ от модных трендов выглядит странным.
Ведь показательная немодность – тоже мода. Вот такой парадокс. Всё это относится и к интерьеру. Согласитесь, что-то менять в обстановке – всегда приятно и интересно. Так почему бы не воспользоваться рекомендациями мировых дизайнеров в плане декора жилья, например, творчески переосмыслив их?
ИНТЕРЕСНО
Стоит отметить, что парные цвета 2021 года настолько идеально подобраны и «не спорят» с друг другом, что при использовании их в интерьере вы автоматически становитесь обладателем модного пространства. А чтобы задать общее настроение или поменять его посредством цвета – достаточно лишь выкрасить стены нужным оттенком. «Реновационные» квартиры подходят для этого идеально: для этого стены оклеены обоями под покраску. Перекрашивать их можно до 10 раз.
Этот же принцип работает и в обратном направлении, если выбирать цветом стен серый. Для сдержанного интерьера, с аллюзиями на классику — серый цвет стен подойдет как нельзя лучше. А при гармоничном подборе аксессуаров ваша квартира будет выглядеть сдержанно и достойно. Напомним, что определенные оттенки серого будут смотреть ещё более выигрышно в помещениях, выходящих на солнечную сторону, например, жемчужно-серый.
*Институт цвета Pantone (Pantone Color Institute) — исследовательский центр компании Pantone, занимающийся экспериментальной работой с цветом и его влиянием на различные отрасли (моду, полиграфию, дизайн интерьера, рекламу, кино и пр.). Признан во всем мире как ведущий источник информации о цвете.
Автор текста: информационная служба Фонда реновации
Тэги:
- дизайн
интерьер
Все новости
Поделиться:20.07.2023
- дизайн
Топ-5 необычных раковин
18.07.2023
- дизайн
Тюль: советы по выбору
по цвету | Настенное искусство
Пропустить меню навигацииВернуться в меню навигацииГлавнаяПо цвету
ВСЕ ЦВЕТА
ЧЕРНЫЙ
БЕЛЫЙ
СЕРЫЙ
- Нобелевский
- Голубь серый
- МАГАЗИН ВСЕ
КРАСНЫЙ
- темно-бордовый
- МАГАЗИН ВСЕ
СИНИЙ
- Шарлотта
- Бермудский серый
- Темно-синий
- Аквамарин
- Королевский синий
- джинсовая ткань
- МАГАЗИН ВСЕ
БЕЖЕВЫЙ
- Обнаженная
- Крем
- индийский хаки
- МАГАЗИН ВСЕ
ФИОЛЕТОВЫЙ
- лаванда
- МАГАЗИН ВСЕ
ЖЕЛТЫЙ
- Горчица
- Дровер
- МАГАЗИН ВСЕ
КОРИЧНЕВЫЙ
- красновато-коричневый
- Эспрессо
- Цирк Арахис
- МАГАЗИН ВСЕ
ОРАНЖЕВЫЙ
- Персик
- тыква
- Гамбог
- МАГАЗИН ВСЕ
ЗЕЛЕНЫЙ
- Светло-зеленый
- Темно-зеленый
- Зеленый лайм
- Настоящий зеленый
- Оливковое
- МАГАЗИН ВСЕ
РОЗОВЫЙ
- Лососевый розовый
- Пурпурный
- МАГАЗИН ВСЕ
ЗОЛОТО
- Шампанское Золото
- Розовое золото
- Желтое золото
- МАГАЗИН ВСЕ
бирюзовый
БИРЮЗОВЫЙ
СЕРЕБРО
КОМБИНАЦИИ
ЧЕРНО-БЕЛЫЙ
- Черное и белое
- Черный и золотой
- Черный и красный
- Черный и розовый
- Черный и желтый
- Черный и синий
СИНИЙ И БЕЛЫЙ
- Синий и белый
- Синий и золотой
- Синий и серый
- Синий и зеленый
- Синий и желтый
ЗОЛОТО И БЕЛОЕ
- Золотой и белый
- Золотой и розовый
- Золото и серебро
- Золото и бирюзовый
СЕРЫЙ И БЕЛЫЙ
- Серый и белый
- Серый и фиолетовый
- Серый и розовый
- Серый и желтый
ЗЕЛЕНЫЙ И РОЗОВЫЙ
АПЕЛЬСИН, ГОЛУБОЙ И ЭСПРЕССО
По цвету
Играйте с цветами в интерьере, чтобы задавать тон и вызывать разные эмоции.