Оговорка «по Фрейду» — скрытое желание или просто ошибка?
- Заря Горветт
- BBC Future
Автор фото, iStock
Свидетельствуют ли наши словесные оговорки о чем-то большем, нежели банальная запинка, узнавала обозреватель BBC Future.
В 1988 году тогдашний вице-президент США Джордж Буш-младший выступал в прямом эфире на радио в Айдахо.
Рассказывая о реформах в аграрной политике, Буш оговорился и вместо «мы имели определенные неудачи (setbacks)», сказал «мы имели секс».
Политическая карьера Джорджа Буша-младшего уже давно стала достоянием истории, но о его эпической оговорке до сих пор помнят.
Что же такое оговорка «по Фрейду»? Есть кое-что, что вы хотите произнести вслух, но о чем лучше промолчать, и то, что нельзя произносить ни в коем случае. И вдруг именно это, последнее, случайно вырывается из ваших уст. Это — самая большая и довольно частая неприятность у каждого оратора.
А вот почему эти оговорки случаются так часто и имеют ли они на самом деле какой-то скрытый смысл, — попробуем разобраться.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что для понимания проблемы недостаточно выслушать, что говорят пациенты. Настоящие желания, по его мнению, можно понять, обращая внимание на случайные оговорки или другие «намеки» подсознания.
- Как часто мужчины думают о сексе?
- Почему запретный плод так сладок?
«Парапраксисы», как называют эти погрешности психоаналитики, могут выявить запрещенные порывы — сексуальные желания или нецензурные выражения, которые мы обычно прячем глубоко в подсознании. Ошибки речи — совсем не случайны, это — загадки, которые нужно расшифровывать.
Впрочем, есть одна проблема: оговорки «по Фрейду», как и большинство других его идей, проверить очень сложно. Зигмунд Фрейд, несомненно, — выдающийся ученый, но, по мнению многих современных психологов, лингвистов и нейробиологов, он ошибался почти в каждой своей идее. Ошибался ли он также и по поводу оговорок?
Одно старое, впрочем, довольно изобретательное исследование попыталось это выяснить с помощью секса и электричества. В эксперименте приняли участие гетеросексуальные мужчины, которых разделили на три группы. Две из них посетил пожилой профессор, в третью же группу направили молодую и привлекательную ассистентку в очень короткой юбке и прозрачной блузке.
Автор фото, iStock
Підпис до фото,Почему мы имеем в виду одно, а произносим вслух другое?
Участникам предложили молча и быстро прочитать список из пар слов, на первый взгляд, не связанных друг с другом ( «суд — грязь» или «крыша — ужас»). На самом деле, эти слова были так называемыми «спунеризмами», провоцирующими непреднамеренную перестановку начальных звуков часто с комическим эффектом (например, «перепонные барабанки» вместо «барабанные перепонки»).
Название происходит от имени английского философа Уильяма Спунера, который прославился подобными оговорками.
Во время эксперимента участников случайно вызвали с помощью электрического сигнала, после чего они должны были прочитать очередную пару слов вслух. Как мог бы предусмотреть Фрейд, в присутствии привлекательной лаборантки участники чаще путали слова, в результате чего появлялись оговорки типа fast passion («быстрая страсть») вместо past fashion («прошла мода») или happy sex («счастливый секс») вместо sappy hex («полный сил»).
Между тем участникам третьей группы к пальцам подвели электроды. «Мы сказали ребятам — а это была, конечно, ложь, — что в 70% случаев их может ударить током», — объясняет Майкл Мотли, психолог из Калифорнийского университета в Дейвисе, а также соавтор исследования.
Впрочем, испытуемые оговаривались и в этой группе. После этого исследователи измерили уровень сексуальной тревожности участников. Вопреки ожиданиям, ученые обнаружили, что наибольшее количество оговорок с сексуальным подтекстом сделали именно те испытуемые, кто имел высокий уровень страха перед сексуальными желаниями. Интересно, почему?
Пытаясь скрыть свои порывы, мужчины, очевидно, становились жертвами «эффекта белого медведя», впервые описанного русским писателем Ф. М. Достоевским: попробуйте не думать о чем-то, к примеру, о сексе или белом медведе. Ну, и конечно же, все ваши мысли тут же начнут крутиться только вокруг этого.
Автор фото, iStock
Підпис до фото,Сексапильный вид ассистентки спровоцировал некоторых испытуемых на оговорки
На этом основана и популярная игра, участников которой заставляют не думать о самой игре. Как только эта мысль проникнет в ваше сознание, вы проиграете и должны вслух признаться в этом. А это заставит проиграть всех вокруг вас. И как выиграть в эту игру, пока никто не додумался.
Еще в 1980-е годы психолог Дэниэл Вегнер предположил, что главной причиной оговорок «по Фрейду» является попытка избежать их. Согласно его теории, наше подсознание пытается фильтровать мысли, чтобы случайно не выдать наши тайные желания. Но когда коварная мысль возникает, по иронии судьбы, она попадает в наше сознание, заставляя нас постоянно думать об этом.
И тогда это только вопрос времени, когда она прозвучит вслух. «Когда мы о чем-то думаем, наш мозг подбирает подходящие слова, чтобы мы могли воспользоваться ими, как только мы захотим высказаться», — объясняет Мотли. Учитывая количество вариантов, слово, которое мы в конечном итоге выбираем, может быть достаточно показательным.
В другом эксперименте по измерению уровня сексуального возбуждения Мотли попросил участников завершить предложение: «Старый горец держал самогон в больших…». По значению здесь подходит много слов — «жбаны», «бочки», «фляги» и другие.
Автор фото, iStock
Підпис до фото,Чем глубже мы пытаемся спрятать мысль, тем больше вероятность, что она будет всплывать в сознании
Тем не менее, те участники, кто находил ассистентку привлекательной, заметно чаще заканчивали предложения словом «кружки» (jugs, кроме своего основного значения, на американском сленге также означает «женская грудь». — Ред.). Очевидно, нечто подобное происходит и с оговорками, считает ученый.
Вместо «ты в хорошей форме» (you’re very fit) мы можем сказать знакомому в тренажерном зале «ты очень толстый» (you’re very fat), на важной встрече ляпнуть «порнография» вместо «фотография» или назвать имя бывшего любовника во время секса. Все это — случаи подсознательного саботажа, которые случаются тем чаще, чем менее уверенно мы себя чувствуем.
Впрочем, эта теория устроила не всех. Среди ее оппонентов — самый суровый критик Фрейда, австрийский лингвист Рудольф Мерингер, который работал в Венском университете в конце XIX века. Мерингер собрал, систематизировал и проанализировал тысячи словесных оговорок, которые прозвучали в основном в его обеденных разговорах с коллегами.
Ученый пришел к выводу, что все эти оговорки являются вмешательством других речевых звуков, а не скрытого смысла. С этим соглашается психолингвист Роб Гартсвикер из Университета Гента, который уверен, что большинство ошибок абсолютно безобидны.
Вспомним другой «эпик фейл» в прямом эфире, когда журналист Джим Нойти с BBC Radio 4 в программе Today, упоминая тогдашнего министра культуры Джереми Ханта, случайно заменил первую букву его фамилии на «к» (на английском это очень грубое ругательство. — Ред.).
Автор фото, iStock
Підпис до фото,То, что кажется оговоркой «по Фрейду», часто является простой словесной путаницей
На первый взгляд, это классический пример оговорки «по Фрейду». Хотя на самом деле это результат того, как мозг извлекает «с полочек» памяти слова, необходимые для выражения мысли. Сначала они выбираются из сети слов, близких по значению и содержанию. Так память выдает, к примеру, ассоциацию «культура — Хант». Затем мозг выбирает нужные звуки для произношения слова, и именно на этом этапе согласные могут перепутаться.
«Это очень типичная ошибка, на которую Фрейд не обратил внимания», — добавляет Роб Гартсвикер. К тому же, как отметил тогда соведущий программы, назначить на пост министра культуры человека с фамилией Хант, было крайне опрометчиво.
Несмотря на то, что попасть в такую словесную ловушку довольно легко, за день мы можем неверно произнести лишь около 22 слов из более 15 тысяч, которые мы в среднем произносим. Сканирование мозга показало, что оговорки обычно случаются, когда мы проговариваем предложения «внутренней речью», и большинство из них мы успеваем исправить, прежде чем произносим их вслух.
«В результате мы говорим без ошибок, но волны мозговой активности показывают, что мысленно мы все-таки сделали запрещенную оговорку», — объясняет Гартсвикер.
Автор фото, iStock
Підпис до фото,Некоторые психоаналитики придерживаются фрейдистской теории о том, что оговорки открывают тайны нашего подсознания
Словесные оговорки случаются чаще тогда, когда наше внимание рассеяно или наш внутренний «корректор» не работает должным образом: когда мы нервничаем, утомлены, пьяны или стареем. Вероятность оговориться также повышается, когда мы говорим слишком быстро.
Итак, словесные оговорки свидетельствуют преимущественно о том, как формируется речь в мозге, и иногда о том, что мы обдумываем в данный момент. Но открывают ли они на самом деле наши подсознательные тайные желания — это большой вопрос.
Некоторые психоаналитики, как, например, Розин Перелберг из Университетского колледжа Лондона, уверены, что эти самые желания имеют важное значение. «Мы обычно не воспринимаем их всерьез, но они способны обнаружить то, о чем человек сознательно не хочет говорить», — отмечает ученый.
Она вспоминает своего недавнего пациента, оговорка которого обнаружила подсознательную тревогу, что он может жестоко относиться к своему будущему ребенку (муж сказал «бить» вместо «пить»).
Исследователи Гартсвикер и Мотли скептически относятся к этому. «Наверное, такие оговорки могут иметь место, но считать, что все речевые ошибки свидетельствуют о чем-то скрытом, слишком безрассудно», — добавили они.
Итак, была ли оговорка Джорджа Буша «оговоркой по Фрейду», мы, похоже, никогда не узнаем. Но, очевидно, он имел в виду копуляцию… то есть, простите, кооперацию.
Страсти по Фрейду | Центр цифрового искусства Artplay Media
Выставка «Страсти по Фрейду» – это первый проект компании Artplay Media, который посвящен не отдельным художникам, а теме – телесности и сексуальности. Выставка рассказывает о тех высоких чувствах и низких желаниях, которые присущи каждому человеку и показывает историю насилия и влечения через призму человеческого тела.
Проект исследует работы художников с помощью психоанализа, как это сделал Зигмунд Фрейд в своей работе «Художник и фантазирование». Эта история созвучна всем, кто влюбляется и расстается, кто проверяет на прочность свои отношения и пытается найти границы своей сексуальности.
На этот раз создатели выставки не ограничились одним лишь переосмыслением работ старых мастеров. Специально для выставки были отсняты видео с участием контрмодельного агентства Lumpen, пропагандирующего неклассическую для индустрии модельную внешность. Эти видео станут частью мультимедийного контента. А в аванзале можно увидеть фотовыставку Валерия Латыпова, рефлексирующую на тему телесности с участием тех же моделей.
В проекте «Страсти по Фрейду» нашлось место и современной российской литературе. В мультимедиа зале зрители услышат закадровый голос, состоящий из отрывков различных произведений Игоря Яркевича. Текст читает актер Театра Наций Владимир Еремин. Именно его голосом говорит Аль Пачино во всех фильмах, дублированных на русский.
Мнение критики о Яркевиче колеблется по всему диапазону— от «живого классика» до «самого страшного и скандального писателя» в современной литературе. В 2011 году писатель стал лауреатом премии «Нонконформизм» (с формулировкой «за новые типы прозаического мышления, стиля и языка»).
Выставка разделена на 7 новелл, каждая из которых исследует тему телесности по-своему.
————————————————————————————————————————————
Фрейд об искусстве
Несмотря на то, что сам Зигмунд Фрейд называл себя дилетантом в искусстве, исследованию этой темы он посвятил целую книгу – «Художник и фантазирование».
Художественное произведение для Фрейда — прежде всего проявление бессознательного. Он пишет: «Мы должны почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту. (…) Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника».Интересны взгляды Фрейда на личность художника: художник отличается от обыкновенного человека силой внутренних влечений, которые подавляются реальностью, поэтому он, как невротик, обращается к миру фантазии, мечты, чтобы там найти замену неудовлетворенным желаниям. По Фрейду художник — это особая личность, некий сейсмограф эпохи, чувствительность которого заставляет его более остро, тонко ощущать конфликты культуры и нередко приводит его не только к бегству в алкоголизм, невроз, но даже к безумию. Однако, по мнению Фрейда, если невротик переселяется в нереальный мир фантазий, грез и маний, то художник благодаря своей высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, как считает Фрейд, он избегает невроза и, более того, помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений.
————————————————————————————————————————————
Бессознательный гений
Важна ли личность художника и образ его жизни для понимания его работ? Рассмотрим на конкретных примерах. Микеланджело Буонарроти не скрывал своей тяги к юношам, и его лирика — сплошная платоническая гомоэротика. Леонардо да Винчи биографы обвиняли в сексуальных связях с учениками, и его картины «Вакх» и «Иоанн Креститель», прославляющие красоту молодого мужского тела, не оставляют сомнений в ориентации художника. Чуть позже появляется и лесбийский сюжет — например, популярная история Овидия о Юпитере, принявшем облик Дианы, чтобы соблазнить нимфу Каллисто, на полотне Рубенса.
Что касается Микеланджело да Караваджо, то основную часть сведений о его жизни исследователи черпают из полицейских протоколов. Всего за ним насчитали три точно доказанных убийства. Обнаженной женской плоти в его картинах почти нет, а вот красивых полуголых юношей – очень много. Этот факт породил множество версий о действительном предмете его чувств и уже в ХХ веке сделал Караваджо «гей-иконой».
Наш современник, живший в 20 веке художник Эгон Шиле, считается весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. На заре своей творческой карьеры Шиле был арестован по обвинению в совращении несовершеннолетней – речь шла о его модели, любовнице и бывшей куртизанке Валери Нойзель. Шиле жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важности сексуальности человека. Художник начал исследовать эту тему, создавая автопортреты. Ранее в мире искусства ню и автопортрет были разными жанрами. Шиле решил их объединить.
Вот что пишет о Шиле историк искусства Аркадий Ипполитов: «Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле.
Список художников, представленных на выставке:
Эгон Шиле, Петр Пауль Рубенс, Микеланджело Меризи да Караваджо, Густав Климт, Сандро Боттичелли, Лукас Кранах, Адольф и Вильям Бурго.
мультимедийная выставка18+
5 июль 2022 — 12 июль 2022Cinema360 — это тотальная мультимедийная инсталляция, погружающая зрителя в чувственный мир образов, созданных великими художниками. Изображение проецируется не только на экраны, но и на пол. Общая площадь проекции составляет около 1200 кв.м.
Британника
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
Списки- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Страница не найдена
Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.
Известные музыкальные произведения: правда или вымысел?
7 празднований зимнего солнцестояния со всего мира
Устали от Zoom? Несинхронизированные мозговые волны могут быть еще одной причиной того, что видеоконференции так тягостны 90 125
Зигмунд Фрейд | Биография, теории, психология, книги, произведения и факты
Зигмунд Фрейд
Смотреть все медиа
- Дата рождения:
- 6 мая 1856 г. Чехословакия
- Умер:
- 23 сентября 1939 г. (83 года) Лондон Англия
- Основатель:
- психоанализ
- Предметы изучения:
- психоанализ суперэго перенос шутить первобытная культура
Просмотреть весь соответствующий контент →
Популярные вопросы
Где получил образование Зигмунд Фрейд?
После окончания (1873 г.) средней школы в Вене Зигмунд Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета, специализируясь на физиологии и неврологии; он получил медицинскую степень в 1881 году. Он обучался (1882–85) в качестве клинического ассистента в больнице общего профиля в Вене и учился (1885–86) в Париже у невролога Жана-Мартена Шарко.
От чего умер Зигмунд Фрейд?
Зигмунд Фрейд умер от смертельной дозы морфия, введенной по его просьбе его другом и врачом Максом Шуром. Фрейд страдал от мучительной боли, вызванной неоперабельной раковой опухолью в его глазнице и щеке. Рак начался с поражения во рту, которое он обнаружил в 19 лет.23.
Что писал Зигмунд Фрейд?
Объемные труды Зигмунда Фрейда включают Толкование сновидений (1899/1900), Психопатология повседневной жизни (1904), Тотем и табу (1913) и Цивилизация и его недовольство (1930) .
Чем знаменит Зигмунд Фрейд?
Фрейд известен изобретением и развитием техники психоанализа; за формулировку психоаналитической теории мотивации, психических заболеваний и структуры подсознания; и за влияние на научные и популярные концепции человеческой природы, постулируя, что как нормальные, так и ненормальные мысли и поведение управляются иррациональными и в значительной степени скрытыми силами.
Зигмунд Фрейд , (родился 6 мая 1856 года, Фрайберг, Моравия, Австрийская империя [ныне Пршибор, Чехия] — умер 23 сентября 1939 года, Лондон, Англия), австрийский невролог и основатель психоанализа.
(Читайте эссе Зигмунда Фрейда «Британника» 1926 года о психоанализе.)
Фрейда по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени. Созданный им психоанализ был одновременно теорией человеческой психики, терапией для облегчения ее недугов и оптикой для интерпретации культуры и общества. Несмотря на неоднократную критику, попытки опровержения и оговорки работы Фрейда, ее заклинание оставалось сильным даже после его смерти и в областях, далеких от психологии в ее узком понимании. Если, как однажды заявил американский социолог Филип Рифф, «психологический человек» заменил такие прежние понятия, как политический, религиозный или экономический человек, в качестве доминирующего образа самого себя в 20-м веке, то это в немалой степени связано с силой видения Фрейда и кажущаяся неисчерпаемость интеллектуального наследия, которое он оставил после себя.
Отец Фрейда, Якоб, был еврейским торговцем шерстью, который был женат один раз до того, как женился на матери мальчика, Амалии Натансон. Отец, которому на момент рождения Фрейда было 40 лет, кажется, был относительно отстраненной и авторитарной фигурой, в то время как его мать была более заботливой и эмоционально доступной. Хотя у Фрейда было два старших сводных брата, его самая сильная, хотя и самая амбивалентная привязанность, по-видимому, была к племяннику Джону, который был на год старше его, который послужил образцом близкого друга и ненавистного соперника, который Фрейд часто воспроизводил на более поздних стадиях своего развития. жизнь.
В 1859 году семья Фрейда была вынуждена по экономическим причинам переехать в Лейпциг, а затем через год в Вену, где Фрейд оставался до аннексии Австрии нацистами 78 лет спустя. Несмотря на неприязнь Фрейда к имперскому городу, отчасти из-за частого антисемитизма его граждан, психоанализ существенным образом отразил культурный и политический контекст, из которого он возник. Например, чувствительность Фрейда к уязвимости отцовского авторитета в душе вполне могла быть вызвана упадком власти поколения его отца, часто либеральных рационалистов, в империи Габсбургов. Точно так же и его интерес к теме соблазнения дочерей сложным образом коренился в контексте венского отношения к женской сексуальности.
В 1873 году Фрейд окончил гимназию Шперля и, по-видимому, вдохновленный публичным чтением эссе Гёте о природе, посвятил себя медицине. В Венском университете он работал с одним из ведущих физиологов своего времени Эрнстом фон Брюке, представителем материалистической, антивиталистической науки Германа фон Гельмгольца. В 1882 году он поступил в больницу общего профиля в Вене в качестве клинического ассистента, чтобы пройти обучение у психиатра Теодора Мейнерта и профессора внутренней медицины Германа Нотнагеля. В 1885 году Фрейд был назначен лектором по невропатологии, завершив важное исследование мозгового вещества. В это время у него также появился интерес к фармацевтическим преимуществам кокаина, который он преследовал в течение нескольких лет. Хотя в глазной хирургии были обнаружены некоторые положительные результаты, приписываемые другу Фрейда Карлу Коллеру, общий результат был катастрофическим. Защита Фрейда не только привела к смертельной зависимости другого близкого друга, Эрнста Фляйшля фон Марксова, но и на время запятнала его медицинскую репутацию. Интерпретирует ли кто-нибудь этот эпизод в терминах, ставящих под сомнение благоразумие Фрейда как ученого, он соответствовал его пожизненной готовности искать смелые решения для облегчения человеческих страданий.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасНаучная подготовка Фрейда оставалась чрезвычайно важной в его работе или, по крайней мере, в его собственной концепции ее. В таких сочинениях, как «Entwurf einer Psychologie» (написано в 1895 г., опубликовано в 1950 г.; «Проект научной психологии»), он подтвердил свое намерение найти физиологическую и материалистическую основу для своих теорий психики. Здесь механистическая нейрофизиологическая модель соперничала с более органичной, филогенетической моделью, демонстрируя сложный долг Фрейда перед наукой своего времени.
В конце 1885 года Фрейд покинул Вену, чтобы продолжить изучение невропатологии в парижской клинике Сальпетриер, где он работал под руководством Жана-Мартена Шарко. Его 19 недель во французской столице стали поворотным моментом в его карьере, поскольку работа Шарко с пациентами, классифицированными как «истерики», познакомила Фрейда с возможностью того, что психологические расстройства могут иметь своим источником не мозг, а разум. Демонстрация Шарко связи между истерическими симптомами, такими как паралич конечности, и гипнотическим внушением предполагала влияние психических состояний, а не нервов в этиологии болезни. Хотя Фрейду вскоре пришлось отказаться от своей веры в гипноз, он вернулся в Вену в феврале 1886 года с заложенными семенами своего революционного психологического метода.
Через несколько месяцев после своего возвращения Фрейд женился на Марте Бернайс, дочери известной еврейской семьи, среди предков которой были главный раввин Гамбурга и Генрих Гейне. Она должна была родить шестерых детей, одна из которых, Анна Фрейд, должна была стать самостоятельным выдающимся психоаналитиком. Хотя яркая картина их брака, нарисованная Эрнестом Джонсом в его исследовании «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда (1953–1957)», была уточнена более поздними учеными, ясно, что Марта Бернейс Фрейд была глубоко поддерживающей личностью во время жизни ее мужа. бурная карьера.
Вскоре после женитьбы Фрейд подружился с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом, чья роль в развитии психоанализа вызвала широкое обсуждение. На протяжении 15 лет их близости Флисс был бесценным собеседником для самых смелых идей Фрейда. Вера Фрейда в человеческую бисексуальность, его идея об эрогенных зонах на теле и, возможно, даже его приписывание сексуальности младенцам вполне могли быть вызваны их дружбой.
Несколько менее противоречивое влияние оказало партнерство Фрейда с врачом Йозефом Брейером после его возвращения из Парижа. Фрейд обратился к клинической практике в области нейропсихологии, и кабинет, который он открыл на Берггассе, 19, должен был оставаться его консультационной комнатой почти полвека.