Почему дети воруют – Власть – Коммерсантъ
12K 8 мин. …
  |
Детское воровство — явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие «постыдные» семейные тайны. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок — невинный ангел, а воровство — примета криминального мира, для нормальных людей далекого и чуждого. Когда ребенок попадается на краже, родители обычно чувствуют себя совершенно растерянными. Одни при этом впадают в истерику, собираясь то ли застрелиться сами, то ли спустить всех собак на свое незадачливое чадо, другие предпочитают сделать вид, что ничего не произошло, потому что как реагировать — непонятно.
Специалисты считают, что единственно правильной реакции на воровство не существует: она зависит от причин, по которым ребенок ворует. Выделяют три основные причины детского воровства. Первая — это детская импульсивность. Ребенок может украсть просто потому, что это очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Вторая причина — затруднения в общении с родителями.
Нельзя, но очень хочется
Самая распространенная причина воровства — это детская импульсивность. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания. Если пятилетнему ребенку хочется взять пирожное, лежащее на столе, то единственное, что может его остановить,— это страх наказания. Если же он уверен, что никто этого не заметит, бесполезно требовать от него проявления «сознательности». Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно взять понравившуюся вещь.
Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам.
Импульсивное воровство («не мог удержаться», «очень захотелось») иногда путают с клептоманией. Это психическое заболевание, которое, в отличие от простого воровства, встречается крайне редко. По американской статистике среди взрослых воров клептоманы составляют около 5%, да и то примерно половина из них — симулянты. Среди детей случаи клептомании единичны.
Бунт против одиночества
Мама 12-летнего Виталика обратилась к психологу-консультанту с очень деликатной проблемой. Уже несколько раз сын попадался на кражах. Но если раньше он таскал вещи из дома и деньги из маминой сумочки, то в последний раз украл большую сумму у знакомых, которые пришли в гости. Кража раскрылась, и всем взрослым было страшно неловко.
Вскоре в семье родился младший брат. Мама была поглощена заботами о малыше, и к тому же изо всех сил старалась соответствовать высокому культурному уровню своего нового окружения: читала книги, училась в вечернем институте, а через некоторое время устроилась работать бухгалтером, поскольку, несмотря на научные успехи мужа, денег в семье не хватало.
Бабушка заметила пропажу, но сделала вид, что ничего не случилось. Она вообще жалела Виталика, понимая, что не он любимец в семье.
Психотерапевт рекомендовал родителям выдавать Виталику определенную сумму на карманные расходы, а остальные деньги хранить в недоступном для него месте. Он также посоветовал раз в месяц всей семьей делать в доме ревизию: отбирать старые вещи и относить в ближайшую благотворительную организацию. А Виталика назначил ответственным за это поручение. Свою главную рекомендацию — проявлять к сыну побольше любви и внимания — терапевт так и не решился произнести вслух.
Как воспитать бандита
Иногда родители сами подталкивают детей к воровству своими бессознательными установками. Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и состоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к «суперменству». Максим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то «бизнесом». В суть этого бизнеса мама предпочитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была потрясена, когда ее вызвал следователь и дал прослушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуальных наклонностях.
В результате юные бандиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда решили шантажировать своего одноклассника, которого подозревали в гомосексуализме. Они не рассчитывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию — очевидно, для продолжения воспитания.
Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представление об исключительности и выбрать для воплощения родительской мечты свой собственный путь. Например, решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам.
Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким». Такое возможно, например, если подобная «классовая ненависть» культивируется и у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным «суперменом». Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в то, что законы существуют не для него. Но рано или поздно он попадает в поле зрения правоохранительных органов.
Профилактика
Самая простая мера профилактики детского воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для ребенка месте. Может быть, такое место найти непросто, зато во многих случаях подобной меры вполне достаточно.
Помимо денег, иногда начинаются проблемы с вещами. Очень часто даже в самых обеспеченных семьях дети не имеют личных вещей — то есть не имеют возможности свободно распоряжаться вещами, в том числе дарить, портить и уничтожать. И поэтому не отвечают за них. В этой ситуации ребенок не осознает разницы между «моим» и «нашим». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу.
Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Многих родителей пугает идея, что часть вещей должна быть передана ребенку в «безраздельную» собственность. Им кажется, что таким образом они потеряют действенный рычаг контроля над ребенком — например, возможность отобрать у него велосипед, если он закончит четверть с тройками. Но именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
Эффективным способом профилактики воровства является также выделение ребенку карманных денег. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. Поэтому из тех значительных сумм, которые тратятся на ребенка, стоит часть выдавать на руки. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и нервы.
АННА ФЕНЬКО
Вся лента
10 причин детского воровства — Телеканал «О!»
В жизни каждого родителя приходит момент, когда ребёнок впервые совершает плохой поступок: это может быть драка, хулиганство или даже кража. Эксперт «О!» психолог Анна Скавитина объясняет, что может подтолкнуть ребенка к воровству и как в этой непростой ситуации вести себя родителям.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Когда ребёнок берет что-нибудь без спроса дома, в детском саду, в магазине, школе у родителей в голове часто сразу же возникают мысли о том, что он наверняка станет вором, из него вырастет «асоциальный элемент», и вообще, он уже навсегда потерян для общества? Отчаявшиеся мамы и папы от незнания и бессилия начинают изобретать наказания: обвинения, домашние аресты и даже походы в полицию.
Каждая мама сталкивается с этой проблемой хотя бы раз в жизни, вот почему так важно знать, что же делать в этой ситуации. Но давайте сначала условимся, что даже если ребёнок ворует, то он, скорее всего, нормален и вести его сразу к психиатру не надо. Если же вы опасаетесь такого заболевания как клептомания, то вы должны знать, что встречается оно очень редко, меньше чем у 5% закоренелых воров. Шанс, что ваш ребёнок попал в эти 5%, небольшой, но если вы очень волнуетесь, сходите, проверьте. Спокойствие и вам, и ребёнку сейчас очень пригодится.
То, что ребёнок, не спрашивая разрешения, берёт заинтересовавшую его вещь, является неприятным, но совершенно нормальным действием примерно до пятилетнего возраста. Маленькие дети часто импульсивны, не могут отложить реализацию своего желания на потом. Захотелось — протянул руку и взял. Осознание того, что он сделал что-то неправильное, часто приходит с опозданием или вообще не приходит. Это не значит, что можно не обращать на это внимания, наоборот, обязательно нужно. Но надо знать, что это поведение переходящее, проще говоря, оно не навсегда. Особенно если вы будете правильно на него реагировать.
Как начинается воровство? Вася взял конфетку из бабушкиного буфета, что говорит внуку бабушка? «Какой находчивый, догадался, где искать ведь, мой зайчик!». Игорёк поднял в песочнице оброненную игрушку и принес домой. Как реагирует на ситуацию папа? «Какой у нас хозяйственный сын — всё в дом!». Катюша отдала поносить мамины бусы соседской Маше. Мама говорит: «Настоящая девочка растет, уже наряды интересуют. Да бусы-то старые были». А уже потом в доме «как по волшебству» появляются игрушки из соседних шкафчиков в детском саду или даже из магазина. Если вы начали замечать что-то подобное, пожалуйста, сядьте и спокойно серьезно подумайте, почему ваш ребёнок так себя ведет. И только после этого начинайте действовать.
Возможные причины и мотивы воровства
Подражает родителям
Если вы приносите с работы карандашики, собираете яблоки в чужом саду или «пересаживаете» на свой подоконник приглянувшееся растение из детской поликлиники, то ребёнок обязательно это заметит и понемногу научится поступать так же, быть не очень щепетильным. И не будет обращать никакого внимание на ваши лекции «о честности и недопустимости воровства».
Не различает «моё» и «твоё»
У него всё «наше». В этом случае вам придется объяснить ребёнку, что конкретно принадлежит ему в доме. Рассказать, что именно он следит за этими вещами и ими распоряжается. Объясните, что принадлежит маме, папе, братьям, сёстрам, бабушке, а что — ему.
У него нет собственности
А иметь право на распоряжение собственным имуществом хочется. Задумайтесь, а что принадлежит вашему ребёнку? Комната, одежда, игрушки? Нет! Какие вещи лично его? Чем он может распоряжаться, поломать, уничтожить, подарить, и вы не будете его за это ругать? Задумались? Вы свободно заходите в его комнату и наводите там порядок по своему вкусу, выбрасывая «ненужный мусор и всякую ерунду»? То есть комната, её содержимое — это ваша собственность. А у него ничего и нет. У ребёнка обязательно должны быть личные вещи, иначе как ему понять, что такое «собственность»? Если он научится ценить и оберегать свою собственность, то с большей вероятностью будет уважать и собственность других.
Протест против родителей
Родители все время ссорятся или непрерывно одергивают ребенка, тот за это стремится поквитаться с ними воровством, символически своровать себе что-то хорошее, к чему не может получить доступ.
Самоутверждение
Родители постоянно сравнивают ребёнка с братом или сестрой, соседскими детьми, причем, совсем не в пользу ребёнка, вот он и пытается самоутвердиться, взять верх, вернуть себе своё: «украденную» и неоценённую личность.
Компенсация
Замотанная работой и неотложными хозяйственными делами мама (как говорит моя коллега: «Не мать, а енот-полоскун, только стирает и убирает!») обычно чувствует вину за то, что уделяет ребёнку мало времени. Она стремится компенсировать свою любовь и заботу подарками.
Ребёнок понимает, что любовь можно покупать. И когда ему не хватает вашего тепла и внимания, он ворует, чтобы хотя бы частично компенсировать эти чувства.
Может дарить ворованные вещи другим детям и взрослым, чтобы купить их любовь. Или ведёт на ворованные деньги всех одноклассников в кафе.
По принуждению
Дошкольники очень редко воруют деньги, но шестилетний Коля вытаскивает купюры у мамы из кошелька. В этом случае обязательно надо разобраться для чего Коле деньги. Например, он хочет купить каких-нибудь биониклов или жевательную резинку, которые отказывается покупать мама. А может у него вымогают деньги в детском саду или во дворе старшие мальчишки? В этом случае только взрослое вмешательство поможет исправить ситуацию.
Страсть к накопительству
Желание собрать все привлекательные объекты в своём доме, контролировать их. «У меня нет же именно такой монетки или игрушки» — это может стать для ребёнка достаточным мотивом, чтобы забрать то, что плохо лежит. Так ребёнок символически усиливает контроль за своей жизнью. Он буквально может её потрогать.
Семейная тайна
Приёмные дети, которые не знают, что они приёмные, часто проверяют шкафы, доставая оттуда разные вещи. Также ведут себя и родные дети, в семьях которых многое не договаривается. Например, родители улетают регулярно в отпуск, ребенка оставляют с бабушкой, а ему сообщают, что уехали в командировку. Или у одного из родителей есть внесемейные отношения. Ребёнок неосознанно пытается найти спрятанную информацию. Часто находит.
Безопасность
Ребёнок не чувствует себя в безопасности, боится, что доступ к благам может внезапно закончиться: мама уедет, его отдадут туда, где ему трудно будет выжить или у него уже был опыт оставления в небезопасном месте. Поэтому он начинает делать «белочкины припасы». Например, шестилетка съездил в спортивный лагерь с жестким распорядком и непривычным для него режимом питания, впервые оторвавшись от мамы. После приезда начал прятать в разных местах дома пищу: сухарики, хлеб, сушки, конфеты, которые воровал на кухне.
Что сделать, чтобы ребёнок не воровал?
Не провоцировать, не поддерживать воровство, то есть не создавать мотивов и поводов, и знать, что делать, если это все же произошло. Если ребёнок взял чужую вещь без спроса:
- Спокойно объясните ему, что произошло.
- Обязательно найдите способ вернуть вещь владельцу или заплатить за нее. Ребёнок должен участвовать в процессе. Если вещь нельзя вернуть, придумайте, как ребёнок может помочь заработать нужные деньги. Например, неделю/месяц мы не будем покупать домой сладости и игрушки, чтобы сэкономить деньги. Вся семья не ест сладости и не покупает новые вещи в магазинах.
- Не настаивайте на том, чтобы ребёнок извинился при всех. Это унизительно и только увеличит его агрессиюпротив вас. Если это вещь соседского ребёнка или ребёнка из детского сада, пусть при возвращении присутствуют только дети без родителей.
- Избегайте чтения длительных нравоучений, не рисуйте мрачного будущего, которое ожидает ребёнка после того, что он натворил. Если вы будете повторять сыну или дочке: «Из тебя может вырасти вор, ведь ты уже сейчас воруешь!» — ребенку не останется никакого выбора, только «оправдать ваши ожидания».
- Обязательно проясните, что такое поведение неприемлемо в вашей семье.
- Никогда не спрашивайте его: «Почему ты это сделал?» Это бессмысленно. Вспомните, как когда вы опоздали на работу начальник грозно спрашивает вас: «Почему?». И вы судорожно придумываете оправдание, ясное дело, оно не всегда правдивое. У ребёнка богатое воображение и рефлекторная мораль, он обязательно нафантазирует что-нибудь подходящее: «Чтобы отдать бедным детям!» Не учите его ещё и лгать. Лучше поинтересуйтесь, как это произошло и как теперь будем возвращать украденное.
- После того, как эпизод исчерпан, не напоминайте ребёнку об этом непрестанно. Пусть «календарь закроет этот лист».
- Если воровство становится хроническим, не бойтесь обратиться к психологу. Скорее всего, он начнет работать и с вами. Родители боятся услышать от специалиста упреки в свой адрес, потому что они и без него в этот момент чувствуют себя плохими. Многие мамы и папы просто покрывают своего ворующего ребёнка, даже для себя делая вид, что проблемы не существует. Потому что им стыдно так, как будто это они сами воруют. Они в растерянности и беспомощности, так страшно им признаваться в проблеме. Хороший психолог работает конфиденциально и обязательно вас поддержит. Фразы типа «вы просто не занимаетесь своим ребёнком» обычно произносятся не профессиональным детским психологом, а всезнающими френдами в соцсетях.
Вырастет ли сын или дочь честным человеком не на 100%, но во многом зависит от нас, родителей. Так что не стоит опускать руки.
Читайте также:
Мой ребёнок врёт: что делать?
«Это у него комплексы!» Что важно знать родителям про детскую уязвимость
Как научиться контролировать свои эмоции: 7 советов психолога
Фото: Maria Symchych, Anna Kraynova, Sandy Morelli, ADS Portrait/Shutterstock. com
психологиясоветы
Воровство у детей и подростков
Воровство у детей и подростков№ 12; Обновлено в декабре 2017 г.
Когда ребенок или подросток ворует, родители, естественно, обеспокоены. Они беспокоятся о том, что заставило их ребенка воровать, и задаются вопросом, является ли их сын или дочь «несовершеннолетним правонарушителем».
Для очень маленького ребенка нормально брать что-то, что вызывает у него интерес. Это не следует рассматривать как кражу, пока ребенок не станет достаточно взрослым, обычно в возрасте от трех до пяти лет, чтобы понять, что брать что-то, что принадлежит другому человеку, неправильно. Родители должны активно учить своих детей правам собственности и уважению к другим. Родители также являются образцом для подражания. Если вы приходите домой с канцелярскими принадлежностями или ручками из офиса или хвастаетесь ошибкой на кассе в супермаркете, вашему ребенку будет намного труднее понять ваши уроки честности.
Хотя дети старшего возраста и подростки поняли, что воровать нехорошо, они воруют по многим причинам. Подросток может украсть, чтобы уравнять отношения, если кажется, что брат или сестра одарены любовью или подарками. Иногда ребенок может украсть, чтобы продемонстрировать храбрость друзьям, или чтобы подарить подарки семье или друзьям, или чтобы быть более принятым сверстниками. Дети также могут воровать, потому что они могут не хотеть ни от кого зависеть, поэтому они берут то, что им нужно.
Родители должны подумать, не украл ли ребенок потребность в большем внимании. В этих случаях ребенок может выражать гнев или пытаться «расквитаться» со своими родителями; украденный предмет может заменить любовь или привязанность. Родители должны приложить усилия, чтобы дать больше признания ребенку как важному члену семьи.
Если родители принимают надлежащие меры, в большинстве случаев воровство прекращается по мере взросления ребенка. Детские и подростковые психиатры рекомендуют, когда родители узнают, что их ребенок украл, они:
- говорят ребенку, что воровать нехорошо
- помочь подростку оплатить или вернуть украденный предмет
- убедиться, что ребенок никоим образом не получает выгоду от кражи
- не поучать, не предсказывать плохое поведение в будущем и не говорить, что теперь они считают ребенка вором или плохим человеком
- дать понять, что такое поведение совершенно неприемлемо в рамках семейных традиций и общества
Когда ребенок оплатил или вернул украденный товар, родители не должны снова поднимать этот вопрос, чтобы ребенок мог начать все заново с «чистого листа».
Если воровство продолжается или присутствует у ребенка с другими проблемами поведения или симптомами, воровство может быть признаком более серьезных проблем в эмоциональном развитии ребенка или проблем в семье. Дети, которые постоянно воруют, также могут испытывать трудности с доверием к другим и установлением близких отношений. Вместо того чтобы чувствовать вину, они могут обвинять в своем поведении других, утверждая, что «раз они отказываются дать мне то, что мне нужно, я возьму это». Этим детям было бы полезно пройти обследование у психиатра
При лечении ребенка, который постоянно ворует, психиатр оценит основные причины потребности ребенка воровать и разработает план лечения. Важные части лечения могут заключаться в том, чтобы помочь ребенку сформировать доверительные отношения и помочь семье направить ребенка на более здоровый путь развития.
Почему дети воруют и что с этим делать? Если ваша дочь взяла деньги из вашего кошелька или «одолжила» некоторые из ваших украшений, обычная реакция — забрать ее телефон или доступ в Интернет на несколько дней, чтобы «преподать ей урок».
Второстепенный ответ — убрать бумажник в ящик стола или запереть дверь спальни, чтобы предотвратить доступ к вашим вещам. К сожалению, оба этих действия часто ничему не учат ребенка и почти или совсем ничего не делают, чтобы остановить воровство.
Если вы действительно хотите решить проблему воровства вместе с ребенком, посмотрите на мир его глазами. В их мировоззрении деньги или имущество — это не то, что человек зарабатывает собственными усилиями. Вместо этого эти вещи вам дают власть имущие, чаще всего их родители.
Родители будут спорить со мной по этому поводу, указывая, что они пытаются учить своих детей с раннего возраста тому, что вы должны работать, чтобы что-то получать (например, вы делаете эти три вещи, и вы получите столько-то денег на этой неделе ). Это имеет смысл для взрослого. К сожалению, это не приводит к общению с ребенком.
Возьмем, к примеру, подростка, который заработал достаточно денег, выполняя работу по дому, чтобы купить видеоигру. Они с удовольствием играют в нее часами каждую ночь и не делают домашнюю работу. В конце концов, их оценки падают, и поэтому вы вмешивается и забираете их имущество, говоря им, что они не могут получить его обратно, пока не поднимут свои оценки до проходного уровня. Чему вы на самом деле научили ребенка?
Как взрослый, я бы понял ваши намерения, но с точки зрения ребенка, все, что вы сделали, это установили свой полный контроль над всем. Вы устроили хлопоты, установили пособие, разрешили им что-то купить, а теперь отобрали, так как были недовольны. Усвоенный урок заключается в том, что родители контролируют жизнь ребенка, и в действительности они бессильны.
Сейчас наступает время, когда они чувствуют, что им нужны деньги, у них их нет, а вы их даете и не дадите. Почему бы им не украсть это у вас? Все, что они делают, противоположно тому, что вы сделали с ними. Вы «украли» у них видеоигру. Теперь они отвечают взаимностью. Если смотреть с этой точки зрения, усилия, которые вы предпринимаете, чтобы скрыть от них что-то, теперь являются просто проблемой в части игры, насколько они заинтересованы.
Если это рассуждение имеет смысл, есть действия, которые вы можете предпринять, чтобы избавиться от воровства и преподать уроки, которые вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок усвоил. Вы должны установить некоторые руководящие принципы, согласованные всеми родительскими фигурами, связанными с детьми. Если вы будете следовать им, то вы значительно повысите вероятность того, что навсегда избавитесь от воровства.
1. Не давайте ребенку вещи, которые вы, возможно, захотите забрать.
Скажем, например, что ваш ребенок хочет телефон, но, очевидно, не может подписать контракт на него из-за своего возраста. Вы можете получить один для них, но вы должны четко дать понять, что это ваш телефон, предназначенный для их использования исключительно, а не их, чтобы делать с ним все, что им заблагорассудится. Ограничение его использования находится в пределах соглашения, которое вы заключили с ними, и вы не будете считаться крадущим его у них, если возникнет необходимость ограничить доступ к нему.
2. Сделайте наказания за плохое или плохое поведение разумными и рассматривайте их как возможность обучения.
Представьте, что ваш ребенок берет деньги из вашего кошелька. Вместо того, чтобы прятать бумажник, разложите его на виду у всех на кухонном столе и возложите на них ответственность за его сохранность. Скажите им, что в случае пропажи денег будут последствия для оплаты, независимо от того, кто взял деньги. Последствия должны быть сформулированы примерно так: «В кошельке не хватает 2 долларов. Вы должны были убедиться, что кошелек в безопасности. Ваше наказание — вымыть три окна и вымыть две раковины. Но вот что я вам скажу: если вы хотите извиниться, скажите, что вы должны были сделать, чтобы кошелек был в безопасности. Тогда вам нужно вымыть только одно окно и вымыть одну раковину».
Ребенок будет мотивирован на меньшее наказание, и ему придется придумать свое собственное извинение (т. е. он будет «владеть» словами) и увидеть вас как положительного, а не отрицательного человека, поскольку вы будете восприниматься как ослабить их.