Понятие эмоций в психологии: Microsoft Word — № 24_119__вып 12.doc

Психология эмоций | Диплом по психологии

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

Э = f [П,(Ин – Ис),…],

где:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния,   возникающие в конкретной  обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.

См.также:

  • Эмоциональная сфера личности
  • Фрустрация
  • Эмоциональный стресс

Эмоции: понятие и функции

Эмоции являются процессом импульсивной регуляции поведения, который основан на отражении значимости внешних воздействий и их влияния на жизнедеятельность человека.

 

Эмоции появляются как реакция на явления окружающей среды, которые удовлетворяют или не удовлетворяют потребности человека. В случае, когда явление не соответствует потребностям, появляются отрицательные эмоции, и, соответственно, при соответствии потребности  – положительные. Эмоции успеха (положительные) увеличивают стремление человека выполнить заданную цель, эмоции неуспеха (отрицательные) препятствуют, а иногда и дезорганизуют деятельность.

 

Эмоции энергетически мобилизуют организм. Например, радость приводит к усилению иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, увеличивается приток крови к коже, кожа становится теплее, ускоренное кровообращение делает легче питание тканей и улучшает физиологические процессы. Радость омолаживает, поскольку происходит оптимизация условий питания всех тканей тела. С другой стороны, физиологическое проявление печали характеризуется парализующим влиянием на мышцы. Движения становятся медленными и слабыми, сосуды сужаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Огорчения делают человека старее, они изменяют кожу, волосы, ногти, зубы. 


Люди не могут жить без эмоций. Если жизнь человека чересчур однообразна, если он не получает сильные эмоции, даже если они отрицательные, человек начинает испытывать эмоциональный голод. В результате отсутствия сильных эмоций снижается результативность деятельности. К примеру, спортсмен, относящийся к тренировкам и выступлениям без эмоций, не может испытывать радость побед и горечь  поражений. В итоге у него не будет никакого успеха в деятельности.


Для преодоления эмоционального голода, люди подсознательно стремятся к совершению рискованных действий. Все опасные поступки вызывают сильные эмоции. Для того, чтобы случился эмоциональный подъем и был получен адреналин, кто-то едет покорять горные вершины, кто-то несётся на огромной скорости по автостраде, отправляется в далёкие и опасные путешествия. Когда человек стремится к удовлетворению потребности в сильных эмоциях, он создает для себя проблемные ситуации, которые потом у него не получается решить.

Итак, ежедневные сильные эмоции вредны для человека, но нельзя исключать сильные переживания. Эмоции занимают важное место в жизни человека.

  • сигнальная; 
  • управляющая; 
  • защитная; 
  • мобилизующая; 
  • компенсаторная;
  • дезорганизующая.

Сигнальная функция эмоций

Эмоциям свойственна субъективная окраска происходящего вокруг человека и в нём самом. Эмоции показывают окружающим внутреннее состояние: «не подходи, я злюсь», «обрати на меня внимание, у меня радость, которой хочу поделиться». На одинаковые события люди реагируют абсолютно по-разному, а эмоции могут помочь определить реакцию собеседника на ситуацию. Например, болельщики испытывают разочарование и огорчение от проигрыша их любимой команды, а болельщики команды соперника – радость. Эмоции помогают верно оценить эмоциональное состояние другого человека, прогнозировать развитие взаимоотношений с ним.

Управляющая функция эмоций

Эмоции нужны также, чтобы управлять поведением человека, они являются одним из психофизиологических механизмов этого управления. Это важно, поскольку появление определённого отношения к объекту оказывает влияние на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а физиологические изменения, которые сопровождают эмоции, влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Эмоции оказывают мобилизующее воздействие на человека, при помощи эмоций возможно без труда переключаться на другой вид деятельности, сильные эмоции способны поддержать высокую работоспособность в течение длительного времени.

Защитная функция эмоций

Она связывается с возникновением страха. Страх является предупреждением о реальной или о мнимой угрозе, чем способствует лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Таким образом, страх защищает нас от неприятных последствий и даже от гибели.

Академик П.К. Анохин считал, что эмоции нужны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, которые возникают при достижении цели, запоминаются и в нужной ситуации извлекаются из памяти с целью получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, которые извлекаются из памяти, наоборот, предостерегают от повторного совершения ошибок. С точки зрения П.К. Анохина, эмоциональные переживания были закреплены в эволюции как механизмы, удерживающие жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающие разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Мобилизующая функция эмоций

Она состоит в том, что сильные эмоции позволяют организму мобилизовать все силы, даже те, которые глубоко зарезервированы. Страх способствует мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например, при спасении бегством. Способствуют мобилизации сил организма также и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций

Она заключается в возмещении информации, которой недостаёт для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Эмоция, которая возникает при столкновении с незнакомым объектом, придает объекту определённую окраску (плохой встретился человек или хороший), основываясь на его схожести с ранее встречавшимися объектами. Хотя при помощи эмоций человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, они помогают ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Существование отражательно-оценочной и компенсаторной функций позволяет быстро решить вопрос – идти на контакт с человеком или нет.

Дезорганизующая функция эмоций

Сильные отрицательные эмоции (гнев, страх, злость и т.п.) иногда нарушают поведение человека, препятствуют достижению целей. Например, злость может провоцировать человека повторять одни и те же действия, которые не приводят к успеху. Сильное волнение мешает сосредоточиться на задании, человек может забыть, что ему надо делать.

Определение эмоции, ее элементов и советов по управлению ими

Эмоция — это реакция, которую люди дают в ответ на событие. Тип эмоций , которые испытывает человек, зависит от обстоятельств, с которыми он сталкивается. Например, когда вы набираете самые высокие баллы на экзамене, вы чувствуете себя приподнятым и очень счастливым. Счастье, которое вы испытываете, – это эмоция.

 

Эмоции могут быть разных типов. Необязательно, чтобы человек все время испытывал какую-то определенную эмоцию. Эмоции динамичны; следовательно, чувствовать себя счастливым в одном случае и грустить в другом — это нормально.

Определение эмоций

 

Книга Discovering Psychology дает соответствующий ответ на вопрос «Что такое эмоции?» Эмоция — это психологическое состояние, состоящее из трех стадий: субъективного переживания, психологической реакции и поведенческой реакции.

Исследования определили и классифицировали эмоции по разным частям. Различные типы эмоций, идентифицированные различными специалистами на протяжении истории человечества, следующие:

  • В 1972 году Пол Экман пришел к выводу, что существует шесть типов эмоций, включая страх, отвращение, гнев, удивление, счастье и печаль.
  • Во второй половине 1980-х годов Роберт Путчик открыл новую систему классификации эмоций, названную «когда эмоций». Эта модель давала информацию о различных эмоциях, которые можно комбинировать и смешивать.

 В 1999 году Экман расширил свой список эмоций и включил еще несколько, таких как смущение, стыд, волнение, гордость, удовлетворение и веселье.

 Важные элементы эмоций

Чтобы получить глубокое понимание эмоций, нам нужно сосредоточиться на трех ключевых элементах: субъективном опыте, психологической реакции и поведенческой реакции.

Эксперты считают, что есть некоторые основные эмоции, которые люди испытывают независимо от их происхождения и культуры. Например, гнев — это эмоция, которую люди могут испытывать на разных этапах своей жизни. Вспыльчивые люди могут быстро разозлиться по сравнению с людьми, у которых нет проблем с темпераментом.

Кроме того, нет необходимости каждый раз испытывать чистые формы эмоций. В некоторых ситуациях мы можем испытывать эмоцию, представляющую собой смесь двух или более эмоций. Например, когда вы начинаете новую работу, поначалу вы можете испытывать радость и возбуждение, но по мере взросления ваше возбуждение и радость уменьшаются.

Эмоции напрямую влияют на физиологическое состояние нашего тела. Например, иногда наш желудок вздрагивает от беспокойства, что косвенно влияет на частоту сердечных сокращений и вызывает страх. Таким образом, тревога и страх вызывают незаконные физиологические реакции в нашем организме.

Наша нервная система предназначена для управления физическими реакциями, такими как кровоток и пищеварение. Когда тело сталкивается с угрозой, эти реакции автоматически подготавливают его к тому, чтобы избавиться от опасности или встретиться с опасностью лицом к лицу. Кроме того, недавние исследования показали, что мозг играет важную роль в формировании эмоций. Согласно исследованиям, миндалевидное тело, часть мозга, играет важную роль в формировании эмоций, особенно страха.

Миндалевидное тело представляет собой небольшую миндалевидную структуру, связанную с такими мотивационными состояниями, как голод, жажда, память и эмоции. Чтобы доказать роль миндалевидного тела в создании эмоций, исследователи показывали людям несколько угрожающих изображений. Было обнаружено, что просмотр этих изображений активировал миндалевидное тело.

Поведенческая реакция – это элемент эмоций, с которым вы знакомы. Люди тратят огромное количество времени на интерпретацию эмоциональных выражений окружающих их людей. Способность точно идентифицировать выражения, выдвигаемые людьми, связана с эмоциональным интеллектом, и эти объяснения играют важную роль в языке тела.

Как контролировать эмоции?

Эмоции подталкивают людей к принятию решений, которые могут оказаться для них непродуктивными. Часто, когда люди начинают думать с эмоциональной точки зрения, они теряют рациональное мышление. Когда человек теряет рациональное мышление, есть вероятность, что он примет решение, которое ему не подходит. Следовательно, люди должны понимать, как контролировать эмоции.

Человек, которому не хватает контроля над эмоциями, может выполнить эти простые шаги, чтобы контролировать эмоции.

  • Сделайте глубокий вдох

Когда перед человеком возникает трудная ситуация, первая мысль, которая приходит ему в голову, это отсутствие возможности сделать это. Многие люди терпят неудачу на этом этапе и оставляют задачу без присмотра. Однако в такой ситуации, если человек останавливается и успокаивается, делая глубокие вдохи, есть вероятность, что он выполнит работу. Потому что, когда мы делаем глубокие вдохи, в мозг поступает больше кислорода, и, следовательно, негативная эмоция незавершенного задания уходит.

Часто люди злятся на ситуацию и просто набрасываются на нее. Выражение гнева совершенно нормально и является одним из лучших способов избавиться от стресса. Но в то же время человек также должен сосредоточиться на глубоком изучении проблемы и выявлении причины эмоции. Потому что, если копнуть глубже и найти причину эмоции , в следующий раз они будут контролировать ее.

Негативное отношение – распространенная эмоция. Когда люди сталкиваются с трудными ситуациями, есть вероятность, что в них закрадываются негативные мысли. Однако человек, переживающий фазу борьбы, должен сосредоточиться на том, чтобы не допустить негатива, глядя на более светлую сторону последствий. Более того, они также должны сосредоточиться на следовании процессу, а не результату.

Заключение

Эмоции играют важную роль в жизни человека. Человек, способный контролировать эмоции в трудных сценариях, определенно выиграет больше войн на протяжении всей своей жизни. Опять же, контроль над эмоциями на каждом этапе вашей жизни — это неправильный способ вести здоровый образ жизни, потому что, если вы постоянно подавляете эмоции, то энергия, которую они приносят, тратится впустую, и, следовательно, работа мозга снижается. Таким образом, между эмоциями должен поддерживаться идеальный баланс.

Эмоции: значение, характеристики и образование

Воспитание эмоций .

Значение слова «эмоция»:

Термин «эмоция» происходит от латинского термина «emovere» , что означает шевелиться, волноваться, двигаться. Следовательно, эмоция называется возбужденным состоянием организма. Мы чувствуем возбуждение или возбуждение, когда испытываем гнев, страх, радость, горе, отвращение и т. д. Эмоциональное состояние состоит из чувств, импульсов, физических и физиологических реакций.

Чувство — это ощущение приятности или неприятности. Каждая эмоция также сопровождается импульсом или внутренним побуждением к действию того или иного рода. Способ выражения зависит от интенсивности эмоции. Физические и физиологические компоненты относятся к реальным движениям тела. Эмоция всегда вызывается определенным стимулом, которым могут быть любые люди, предмет или событие.

РЕКЛАМА:

Разные люди могут реагировать разными эмоциями на один и тот же раздражитель. Таким образом, эмоции обозначают широкий спектр поведения, например, любовь, гнев, ревность и т. д. Существует особое состояние ума, когда человек испытывает такие вещи, как страх, гнев или радость. Психологи назвали эти психические состояния эмоциями.

Характеристики эмоций:

Ниже приведены некоторые характеристики эмоций:

(i) Эмоция – это возбужденное состояние организма.

(ii) Это особое состояние ума.

РЕКЛАМА:

(iii) Эмоция – это чувство приятности и неприятности.

(iv) Эмоция всегда вызывается определенным раздражителем.

(v) Один и тот же раздражитель может вызывать разные эмоции.

(vi) Созревание играет важную роль в эмоциональном развитии.

(vii) Существуют объективные и субъективные факторы развития эмоций.

(viii) Эмоции более интенсивны, чем чувства.

Воспитание эмоций :

Эмоции очень важны как для человека, так и для ребенка. В доме и в школе есть много вещей, которые делают ребенка еще более несчастным. Это несчастье разовьет психические конфликты внутри ребенка. Для полного выражения эмоций нужны возможности на каждом этапе развития.

Одной из целей обучения является воспитание должного контроля над эмоциями. Родители и учителя должны следить за тем, чтобы ни на одной стадии развития детские эмоции не подавлялись. Их попытки должны быть направлены на то, чтобы они могли принять подходящие методы выражения своих эмоций.

Для каждого конкретного этапа развития подходят рассказы, книги, стихи, социальные мероприятия. Должны быть организованы выезды на природу, экскурсии, ознакомительные поездки.

РЕКЛАМА:

Для эмоционального равновесия детей можно принять во внимание следующие предложения:

i. Для обретения эмоционального равновесия следует устранить причины эмоциональных всплесков.

ii. Детям следует помогать выражать свои эмоции, организуя различные мероприятия в школе.

iii. Иногда детям не разрешается выражать многие из своих эмоциональных чувств из-за социальных ограничений. Поэтому им нужно дать возможность вербализовать свои эмоции.

iv. Воспитание должно быть обеспечено ребенку не только для выражения своих эмоций, но и для контроля над ними.

v. Ребенку нужно помочь выработать реалистичное понимание ситуации, вызывающей неприятные эмоции.

Иногда в процесс обучения могут вмешиваться эмоции. В состоянии гнева и эмоций мы не можем учиться или правильно читать.

Добавить комментарий