Социальный конфликт — что это, определение и ответ
11 класс
Обществознание
Социальный конфликт — это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
В основе конфликта лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.
Социальный конфликт состоит из трёх элементов:
объект конфликта (причина конфликта)
субъекты конфликта (их может быть два и более — это участники конфликта)
инцидент (повод для начала конфликта)
Например, забастовка рабочих по причине уменьшения заработной платы.
Объектом будет являться возможность, угроза уменьшения заработной платы.
Субъектами являются рабочие и работодатель, который решил сократить выплаты.
Инцидентом может послужить фактические выплаты заработной платы, которые будут меньше, чем рабочие ожидали.
По количеству участников конфликта: внутриличностный, межличностный, межгрупповой.
По направленности конфликта: горизонтальные (между людьми одного уровня), вертикальные (работник против начальства), смешанные.
По функции социального конфликта: деструктивные, конструктивные.
По длительности протекания: кратковременные, затяжные.
По средствам разрешения: мирные или ненасильственные, вооруженные или насильственные.
По содержанию проблемы: экономические, политические, производственные, бытовые, духовно-нравственные и т. д.
По характеру развития: спонтанные (непреднамеренные), преднамеренные (заранее спланированные).
По объёму: глобальные, региональные, локальные, групповые, личные.
Способы разрешения социального конфликта:
Избегание конфликта (обе стороны готовы уступить, чаще происходит в ситуациях, когда предмет конфликта не имеет большого значения для сторон)
Переговоры (стороны ориентируются не только на свои интересы, но и на интересы противоположной стороны, они заинтересованы в разрешении спора)
Использование посредников (стороны привлекают независимое лицо, которое помогает им найти выход из спора)
Компромисс (взаимные уступки)
Откладывание конфликта (временный уход от конфликта, и это время стороны могут направить на анализ ситуации и выработку дальнейших шагов)
Судебное разбирательство
Сведения об образовательной организации
Размер:
A
A
A
Цвет: CCC
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Горно-Алтайский государственный университет
- Университет
- Обращение ректора
- История
- Ученый совет
- Администрация
- Медиацентр
- Отдел делопроизводства
- Управление бухгалтерского учета и финансового контроля
- Планово-финансовое управление
- Управление кадров
- Центр цифрового развития
- Управление стратегического развития
- Управление по административно-хозяйственной работе
- Административно-хозяйственное и материально-техническое подразделение
- Контрактный управляющий
- Противодействие коррупции
- Сведения о доходах
- Антитеррористическая безопасность
- Международная деятельность
- Безопасность и охрана труда
- Лучшие студенты
- Структура
- Календарь мероприятий
- Профком студентов и аспирантов
- Республиканская профсоюзная организация высшей школы
- Вопросы ректору
- Образование
- Факультеты и институт
- Учебно-методическое управление
- Методический совет ГАГУ
- Отдел практической подготовки студентов
- Заочное обучение
- Центр дополнительного образования
- Центр карьеры
- Методические и иные документы
- Консультационный центр поддержки студентов
- Региональный центр финансовой грамотности
- Центр развития педагогического образования
- Локальный центр тестирования иностранных граждан
- Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ГАГУ
- Воспитание
- Центр воспитательной и внеучебной работы
- Центр социально-психологической помощи
- Совет по воспитательной работе
- Волонтёрский центр
- Cовет обучающихся
- Информационные материалы
- Совет кураторов
- Клуб выпускников
- Наука
- Новости науки
- Центр развития науки и инноваций
- Отдел научно-технической информации
- Отдел подготовки научно-педагогических кадров
- Библиотечно-издательский центр
- Лаборатории, НШ, НИЦ, вузовско-академическая кафедра
- Музейный комплекс ГАГУ
- Научные мероприятия в ГАГУ
- Центр развития туризма и гостеприимства
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Культура и спорт
- Немецкий культурный центр
- Центр языка и культуры Китая
- Туристский клуб «Горизонт»
- Спортивный клуб «Буревестник»
- Киберспорт
- Военно-патриотический клуб «БАРС»
- Спортивно-оздоровительная база на Телецком озере
- Контакты и адреса
- Телефонный справочник
- Платежные реквизиты
- Символика ГАГУ
- Карта корпусов
- Карта сайта
- Сведения об образовательной организации
- ›
- Файлы
Теория конфликтов: определение, социальные аспекты и примеры
Вы чувствуете, что все в мире только пытаются досадить вам или вызвать конфликт? Или что бы вы ни делали, у кого-то всегда будут проблемы с этим?
Если вы верите в эти вещи, вы можете верить в теорию конфликта.
- Что такое теория конфликта?
- Является ли теория конфликта макротеорией?
- Что такое теория социальных конфликтов?
- Каковы примеры теории конфликта?
- Каковы четыре компонента теории конфликта?
Определение теории конфликтов
Теория конфликтов применима не ко всем конфликтам в целом (например, к спору между вами и вашим братом о том, какую передачу смотреть).
Теория конфликта рассматривает межличностный конфликт — почему он происходит и что происходит после него. Кроме того, он сосредоточен вокруг ресурсов; у кого есть ресурсы и возможности получить больше, а у кого их нет. Теория конфликта утверждает, что конфликт возникает из-за конкуренции за ресурсы, которые конечны.
Часто конфликт может возникнуть, когда возможности и доступ к этим ограниченным ресурсам неравны. Это может включать (но не ограничиваться) конфликты между социальными классами, полом, расой, работой, религией, политикой и культурой. Согласно теории конфликта, люди преследуют исключительно собственные интересы. Следовательно, конфликт неизбежен.
Первым, кто заметил это явление и сделал его теорией, был Карл Маркс, немецкий философ 1800-х годов, который наблюдал классовые различия, основанные на ресурсах. Именно эти классовые различия привели его к разработке того, что сейчас известно как теория конфликта.
Карл Маркс написал Коммунистический манифест с Фридрихом Энгельсом. Маркс был большим сторонником коммунизма.
Макро-теорияПоскольку теория конфликтов в значительной степени относится к области социологии, нам также необходимо более внимательно рассмотреть другую социологическую концепцию — теории макроуровня.
Макро-теория — это теория, которая рассматривает общую картину вещей. Он включает в себя проблемы, относящиеся к большим группам людей, и теории, влияющие на общество в целом.
Теория конфликта считается макротеорией, потому что она внимательно изучает конфликт власти и то, как он создает различные группы в обществе в целом. Если бы вы взяли теорию конфликта и рассмотрели индивидуальные отношения между разными людьми или разными группами, то она попала бы в категорию микротеории .
Фг. 1 Теории, относящиеся к обществу в целом, являются макротеориями. pixabay.com.
Теория структурных конфликтов
Одним из центральных постулатов Карла Маркса было развитие двух различных социальных классов со структурным неравенством — буржуазии и пролетариата . Как вы можете догадаться по причудливому названию, буржуазия была правящим классом.
Буржуазия была небольшим верхним слоем общества, которому принадлежали все ресурсы. У них был весь капитал общества, и они нанимали рабочую силу, чтобы продолжать делать капитал и больше ресурсов.
Отчеты разнятся, но буржуазия составляла от 5 до 15 процентов всех людей в обществе. Именно эта элитная часть общества обладала всей властью и богатством, несмотря на то, что представляла лишь часть людей в обществе. Звучит знакомо?
пролетариата были членами рабочего класса. Эти люди будут продавать свой труд буржуазии, чтобы получить ресурсы для жизни. Члены пролетариата не имели собственных средств производства и собственного капитала, поэтому им приходилось полагаться на работу, чтобы выжить.
Как нетрудно догадаться, буржуазия эксплуатировала пролетариат. Пролетариат чаще всего работал за минимальную заработную плату и жил в нищете, тогда как буржуазия вела блестящее существование. Поскольку у буржуазии были все ресурсы и власть, она угнетала пролетариат.
Убеждения Маркса
Маркс считал, что эти два социальных класса постоянно находятся в конфликте друг с другом. Этот конфликт существует из-за того, что ресурсы ограничены, а власть принадлежит одной небольшой группе населения. Буржуазия хотела не только удержать свою власть, но и постоянно увеличивать свою личную власть и ресурсы. Буржуазия процветала и основывала свой социальный статус на угнетении пролетариата, поэтому продолжала угнетение в свою пользу.
Неудивительно, что пролетариат не хотел оставаться угнетенным. Затем пролетариат будет сопротивляться господству буржуазии, что приведет к классовому конфликту. Они сопротивлялись не только труду, который им приходилось выполнять, но и всем структурным компонентам общества (например, законам), которые применялись власть имущими, чтобы оставаться у власти. Хотя пролетариат был в большинстве, буржуазия была той частью общества, которая держала власть. Нередко усилия пролетариата по сопротивлению оказывались тщетными.
Маркс также считал, что все изменения в истории человечества являются результатом конфликта между классами. Общество не изменится, если не возникнет конфликт, вызванный сопротивлением низших классов господству высших классов.
Теория социальных конфликтов
Итак, теперь, когда мы понимаем основы теории конфликтов через теорию структурных конфликтов, что такое теория социальных конфликтов?
Теория социальных конфликтов основана на убеждениях Карла Маркса.
Теория социального конфликта рассматривает причины, лежащие в основе взаимодействия людей из разных социальных классов. Он утверждает, что движущей силой социальных взаимодействий является конфликт.
Люди, разделяющие теорию социального конфликта, считают, что конфликт является причиной многих взаимодействий, а не согласия. Социальный конфликт может возникать из-за пола, расы, работы, религии, политики и культуры.
Фг. 2 Социальный конфликт может возникнуть из-за гендерных споров. pixabay.com.
Макс Вебер
Макс Вебер, философ и коллега Карла Маркса, помог расширить эту теорию. Он согласился с Марксом в том, что экономическое неравенство было причиной конфликта, но добавил, что социальная структура и политическая власть также играют важную роль.
Перспективы теории конфликтов
Существуют четыре ключевых аспекта, которые помогают сформировать перспективу теории конфликтов.
Соревнование
Соревнование — это идея о том, что люди постоянно соревнуются друг с другом за ограниченные ресурсы, чтобы обеспечить себя (помните, люди эгоистичны). Этими ресурсами могут быть такие вещи, как материалы, дома, деньги или власть. Наличие такого типа конкуренции приводит к постоянному конфликту между различными социальными классами и уровнями.
Структурное неравенство
Структурное неравенство — это идея о дисбалансе сил, который приводит к неравенству ресурсов. Хотя все члены общества борются за ограниченные ресурсы, структурное неравенство позволяет некоторым членам общества легче получать доступ к этим ресурсам и контролировать их.
Вспомните здесь буржуазию и пролетариат Маркса. Оба социальных класса соревнуются за ограниченные ресурсы, но власть принадлежит буржуазии.
Революция
Революция — один из ключевых постулатов теории конфликта Маркса. Революция относится к постоянной борьбе за власть между теми, кто у власти, и теми, кто хочет власти. Согласно Марксу, именно (успешная) революция вызывает все изменения в истории, поскольку она приводит к смене власти.
Война
Теоретики конфликта считают, что война является результатом крупномасштабного конфликта. Она может привести к временному объединению общества или пойти по тому же пути к революции и привести к новой социальной структуре в обществе.
Примеры теории конфликта
Теория конфликта может быть применена ко многим различным аспектам жизни. Одним из примеров применения теории конфликта в современной жизни является система образования. Те учащиеся, которые происходят из богатых семей, могут посещать школы, будь то частные или подготовительные, которые должным образом готовят их к поступлению в колледж. Поскольку эти студенты имеют доступ к неограниченным ресурсам, они могут преуспеть в старшей школе и, следовательно, поступить в лучшие колледжи. Эти высокопоставленные колледжи могут затем направить этих студентов к самой прибыльной карьере.
А как быть со студентами, которые не имеют избыточного богатства и не могут позволить себе платить за частную школу? Или учащиеся, чьи опекуны работают полный рабочий день, чтобы обеспечить семью, поэтому учащийся не получает поддержки дома? Студенты из этих слоев находятся в невыгодном положении по сравнению с другими студентами.
Как вы думаете, как к этому относится SAT?
Если вы угадали что-то похожее на образование, то вы правы! Люди из богатых семей (те, у кого есть ресурсы и деньги) могут посещать курсы подготовки к SAT (или даже иметь собственного частного репетитора). Эти подготовительные классы к SAT информируют учащихся о том, какие типы вопросов и содержания следует ожидать. Они помогают учащемуся работать с практическими вопросами, чтобы убедиться, что учащийся лучше сдает SAT, чем если бы он не посещал подготовительный класс.
Но подождите, а что делать тем, кто не может себе это позволить или не имеет времени? В среднем они не набирают таких же высоких баллов, как те, кто заплатил за урок или репетитора для подготовки к SAT.