Что же такое любовь?
22.04.2020Любовь? А что это такое?
Зачем о ней так много слез?
Она противница покоя
И покорительница грез.
Она — мечта и сновиденье —
Порой печальна или зла,
Порой творит стихотворенья
Или великие дела.
Быть может, что любовь — богиня:
Честолюбива и горда,
А может, злой судьбы рабыня,
И ей подвластна навсегда.
Мы часто слово произносим «Люблю».
А что для нас любовь?
То, что в стихах мы превозносим,
То, что сердец волнует кровь?
А может, то, что в нас творится,
Когда глядим мы на Луну,
То, что в душе у нас таится,
Мешая разуму и сну?
Любовь? А что это такое?
Как бы попроще рассказать?
Все то великое, святое,
Что трудно словом описать.
Автор неизвестен
Любовь — это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается
неизвестно когда.
Мадлен де Скюдери, французская писательница XVII в.
Любовь — одно из самых употребительных слов, о чем свидетельствуют частотные словари современных слов (Cunningham, Antill, 1981). Однако многозначность употребления этого понятия приводит к размыванию его семантических границ и подчас утрате специфического содержания данного слова. Мы говорим: «Я люблю манную кашу» или «Я люблю это платье», и при этом мы говорим о любви к детям, к супругу, к животным. Очевидно, что за одним и тем же словом скрываются разные психологические феномены. В первом случае речь идет о простых вкусовых предпочтениях, связанных с эмоциональным тоном ощущения и восприятия, во втором случае — о сложном чувстве, связанном с привязанностью, страстью, хотя и здесь предпочтение того или иного объекта не исключается. Если о последней любви поэты написали бесчисленное количество сонетов, романсов, стихотворений, песен, то воспевать любовь к манной каше охотников не нашлось, потому что моя «любовь» к ней никого не трогает. Эта не то, что вызывает радость, восторг, страдание, ревность.
Ю. Щербатых (2002) предложил студентам из медицинской академии дать свое определение любви. Ответы были самые разнообразные: «потребность в другом человеке» и «наслаждение», «душевный комфорт» и «чувство восторга», «смысл жизни» и «безумие», «понимание другого человека» и «потеря власти над собой», «отсутствие эгоизма» и «эгоизм», «наслаждение» и даже «привычка» — в общем, каждый понимал любовь по-своему. Б. Марстейн (Murstein, 1988) пишет в связи с этим, что любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений. Понятие «любовь» как собирательное для множества разных явлений во взаимоотношениях людей рассматривает и Келли (Kelley, 1983).
Состояние «влюбленности» — это переживание, которое могут испытывать только люди, однако общепринятого определения любви не существует (Ireland, 1988; Lasky, Silverman, 1988). Тем не менее, по-видимому, принято считать, что любовь — это нечто большее, чем просто физическое удовлетворение; в любви участвуют также ум и сердце (Lasky, Silverman, 1988) <.
..> Разумеется, мы верим, что знаем, когда бываем «влюблены», потому что это «переживание трансформирует человека» (Aron et al., 1995).
Фернхем А., Хейвен П. 2001. С. 152
Франсуа Ларошфуко писал в свое время: «Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел». А Э. Фромм (1990) в наши дни пишет, что «вряд ли какое-нибудь слово окружено такой двусмысленностью и путаницей, как слово “любовь”. Его используют для обозначения почти каждого чувства, не сопряженного с ненавистью и отвращением. Оно включает все: от любви к мороженому до любви к симфонии, от легкой симпатии до самого глубокого чувства близости. Люди чувствуют себя любящими, если они “увлечены” кем-то. Они также называют любовью свою зависимость и свое собственничество. Они в самом деле считают, что нет ничего легче, чем любить, трудность лишь в том, чтоб найти достойный предмет, а неудачу в обретении счастья и любви они приписывают своему невезению в выборе достойного партнера.
Э. Фромм пишет, что сущность любви одна и та же, будь это любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Это идеализация, уважение и знание. Кроме того, Э. Фромм подчеркивает, что любовь всегда связана с заботой и ответственностью:
Акцентирование внимания в любви на заботе и ответственности необходимы Э. Фромму для того, чтобы обосновать любовь ко всему человечеству и конкретно к каждому человеку, поскольку испытывать страсть ко всем или эмоции по поводу каждого человека нереально. Не случайно любовь к конкретному человеку, по Фромму, должна реализовываться через любовь к людям (человечеству). В противном случае, как он считает, любовь становится поверхностной и случайной, остается чем-то мелким.
Полностью соглашаясь с тем, что слово «любовь» в обыденном понимании подчас теряет конкретное содержание (Ф. Ларошфуко, например, хорошо заметил, что «у большинства людей любовь к справедливости — это просто боязнь подвергнуться несправедливости» (1971, с. 156)) и что любовь — не аффект (если его понимать как эмоцию), трудно признать правоту Фромма относительно того, что любовь — это деятельность, проявляемая лишь в заботе, ответственности (я бы добавил к ним и такие поведенческие проявления, как нежность, ласка). Все это следствие любви, ее проявления, а не ее сущность. Сущностью же остается чувство, т. е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо. Недаром в последующем его формула любви подверглась критике за отсутствие в ней эмоции радости. У Э. Фромма любовь не только рассудочная, но и аскетичная, и именно потому, что это любовь ко всем.
Точка зрения
Психологическая концепция любви <.> обнаруживает в плане феноменологии свою явную противоречивость и несостоятельность в не менее очевидных фактах неподконтрольности и неподвластности любви человеку, в фактах ее особой и самостоятельной жизни, независимой не только от желаний и намерений человека, но даже от самого его физического существования. И сколько бы ни приводили нам (от лица обыденной социальности) примеров «вещной природы» любви, сколько бы ни сообщали нам (от лица науки) данных о мозговых структурах и центрах, феромонах и виагре, психокоррекции и психотерапии партнерских отношений, тренингах сензитивности и коммуникативности, мы-то знаем, что все это — «не про то». Никто не может управлять и манипулировать любовью, поскольку она не только не вещь (наряду с другими вещами), но и не некое свойство (наряду с другими свойствами), принадлежащее человеку.
Орлов А. Б. 2004. С. 26
В издании «Психология. Словарь» (1990) любовь определяется как «интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с максимальной полнотой представленными в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости».
Там же говорится, что любовь — высокая степень эмоционально-положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т. д.). В качестве родового понятия любовь включает (в зависимости от глубины, силы, предметной направленности) как симпатию, так и страсть. Такое понимание любви является более общим, касающимся и родительской любви, и других ее видов.
В «Философской энциклопедии» любовь определяется как «нравственно эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства являются самоотдача, самоотверженность и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение. Индивидуальности с их духовными и природными различиями образуют в любви завершенное единство; дополняя друг друга, они выступают как единое целое.
Фактически философская энциклопедия, по мнению С. Самыгина, пересказывает наукообразным языком легенду об андрогинах — первых людях, каждый из которых был одновременно мужчиной и женщиной. Андрогины были так совершенны, так сильны, умны и счастливы, что боги позавидовали полноте их существования и разрубили первых людей пополам. С тех пор эти половинки ищут друг друга по всему свету, чтобы вновь слиться в единое целое и обрести прежние силу и счастье.
Научные факты
Возрастные и гендерные различия были выявлены в ответах на предложение дополнить фразу: «Любовь — это.» Было замечено, что респонденты 13-14 лет, как правило, затруднялись дать какой-либо ответ. Наиболее часто встречающиеся ответы в группе 15-16 лет были следующие: «Любовь — это сложное чувство, не поддающееся описанию», «радость для двоих и необходимость быть вместе». Интересным оказался тот факт, что 40% девушек данной возрастной категории ответили, что любовь — это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а для девушек особенно. Большинство же юношей отвечало, что любовь это взаимопонимание, нежность, «встреча двух сердец и слияние двух тел».В возрастной группе 18-20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем в ответах юношей данного возраста довольно часто отмечается, что любовь это еще и влечение, стихия и близость. Среди девушек распространена такая характеристика, как самоотдача. Подобная картина наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет.
Кущева М. с соавторами // по материалам Интернета
В «Словаре по этике» любовь определяется как «чувство, соответствующее общности и близости между людьми, основанное на их взаимной заинтересованности и склонности. При этом в проявления любви включаются как половая любовь, так и симпатия, дружба (в самом широком смысле — взаимоотношения людей в обществе, основанные на общности устремлений и интересов; положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т. п.)). В самом же обобщенном, абстрактном смысле любовь понимается в этике и философии как такое отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе и тем или иным образом отождествляет себя с ним: испытывает потребность к объединению и сближению, отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления, добровольно физически и духовно отдает себя другому и стремится взаимно обладать им» (с. 168).
К. К. Платонов (1984) относит к любви и предпочтение человеком кого- или чего-либо. Он пишет даже об условно рефлекторной любви.
К. Изард отмечает, что «Существует несколько разновидностей любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви» (2000, с. 411). Я полагаю, что одними из основных признаков этого чувства, его «красными нитями», проходящими по всем видам любви, судя по данным ряда авторов (Bowlby, 1973; Ainswort, 1973; Hazan, Shaver, 1997), являются сердечность (warmth) и привязанность (attachment) к объекту любви. Сердечность проявляется в объятиях, поцелуях, ласкании, а привязанность — в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. Хотя эти два параметра любви (присущие в какой-то степени и дружбе, и особенно влюбленности) взаимосвязаны, в то же время они функционируют автономно, что объясняется наличием для каждого из них различных нейрофизиологических систем.
Точка зрения
Унылая ученость не способна передать живой трепет любви, ее противоречи-вейшую сложность, ее тайну — то таинственное, что не поддается выражению словами. Или поддается, но гению литературы. «Любить, — писал Л. Н. Толстой, — значит жить жизнью того, кого любишь».Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо». А Стендаль так говорит о любви: «Любовь — это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить другому как можно больше счастья».
Самыгин С.
Очевидно, что быть привязанным ко всем людям невозможно, поэтому любовь — это интимная привязанность, обладающая большой силой, настолько большой, что утрата объекта этой привязанности кажется человеку невосполнимой, а его существование после этой утраты — бессмысленным. С этой точки зрения «любовь» учителя к учащимся, врача к больным — это в большинстве случаев не более чем декларируемая абстракция, отражающая проявление интереса, эмпатии, уважения личности, но не привязанности. Ведь привязанность — это чувство близости [устойчивое. — Е. И.], основанное на преданности, симпатии к кому- или чему-нибудь (Ожегов, 1975).
З. Рубин (1973) из Мичиганского университета (США) в результате исследований счастливых и несчастливых в любви пар выявил три основных компонента половой любви — это привязанность, забота и интимность (доверие).
- Привязанность — это желание физического присутствия рядом любимого человека и готовность получать/проявлять эмоциональную поддержку.
- Забота — это беспокойство и действия по обеспечению благополучия другого.
- Интимность — близкие, доверительные отношения с человеком, когда каждый в паре не только без опасения делится с другим своими переживаниями, мыслями, идеями, но и с уверенностью быть понятым и поддержанным. Основываясь на трех значимых компонентах, З. Рубин разработал диагностическую «Шкалу любви» (см. приложение).
Девис и Тодд (Davis, Todd, 1982) понимают любовь как дружбу, осложненную страстью (завороженностью, исключительностью и особым типом сексуального удовлетворения).
Типы привязанности влияют на длительность взаимоотношений партнеров: при безопасном типе отношения продолжаются почти в два раза дольше (10,02 года), чем при избегающем (5,97 года) и тревожно-амбивалентном (4,86 года) типах (Shaver et al., 1988).
Точка зрения
Моя интерпретация природы любви противоположна тем мифическим представлениям, следуя которым в любви видят стихийное, животное начало, вынашиваемое в темных глубинах человеческой личности и которое ею овладевает, не давая выхода высоким порывам духа и тонким движениям души. Отмечу, что любовь является чем угодно, только не природной силой. Любовь — это не столько инстинкт, сколько творчество, к животному началу в человеке отношения не имеющее. Для дикаря она не существует, древний китаец и древний индус о ней не знают, грек эпохи Перикла едва догадывается о ее существовании. Подобно тому как мы отличаем любовь от сексуального клокотания и от «страсти», мы отделили бы ее и от других ее двойников, например от «привязанности». В «привязанности», и прежде всего в самой классической ее форме — материнской любви, два человека испытывают друг к другу взаимную симпатию и нежность, ощущают близость, но ни очарованности, ни самозабвенности при этом также не будет. Каждый из них живет в себе, не пульсируя в другом, испуская в направлении другого едва уловимые флюиды умиления, доброжелательности, ободрения.Надеюсь, мне удалось чуть прояснить (на большее не рассчитываю) следующий тезис: если нас интересует природа любви, то для начала надо избавиться от наивного представления о ней как об одержимости, от ложного представления, что все или почти все способны на это чувство, которым охвачено множество людей во всех концах земли, в любую эпоху, без различия расы и происхождения. Приведенные выше аргументы призваны доказать, что на самом деле любовь встречается не так уж часто, если, конечно, не принимать за нее то, что ею не является. Более того, не будет большим преувеличением сказать, что любовь — это весьма редкое явление, это чувство, на которое способны очень немногие; в сущности, это некий дар, которым наделены некоторые души, талант, который обычно проявляется наряду с другими талантами, но иногда ему ничто не сопутствует.
Ортега-и-Гассет, испанский философ
Имеются и другие крайние взгляды на любовь. П. В. Симонов (1966), правильно утверждая, что любовь — это не эмоция и что в зависимости от обстоятельств она порождает разные эмоции, без всяких серьезных оснований свел ее к потребности. «Любовь — это разновидность потребности, потребности очень сложной, сформированной влияниями социальной среды, этикой и мировоззрениями данного общества», — пишет он (с. 10). Не относя любовь к чувствам, своим утверждением, что «любовь неправомерно относить к разряду эмоций» (там же), он дает основание полагать об исключении им этого чувства вообще из эмоциональной сферы человека. Конечно и влечение, и привязанность, являются потребностью, но сводить любовь только к последней — значит сильно упростить этот феномен.
Ключевые слова: Любовь, ОтношенияЖенщина знает смысл любви, а мужчина — ее цену.
Марти Ларни, финский писатель
Источник: Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил.
Материалы по теме |
---|
Она плюс мужчины — равно любовь? … |
Служебный роман. Что это такое Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Брак как способ закрепления любовных отношений Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Причины неудовлетворенности любовными отношениями Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Платоническая любовь и ее виды Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Способы улучшения любовных отношений Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Неравный брак (мезальянс). Что это такое Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Любовь к себе Ильин Е. П., Психология любви. — СПб.: Питер, 2013. — 336 с.: ил. |
Проблемы любви и брака | Psylist.net
Психология семьи и семейных отношений ↓
Тема любви и брака – неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т. д. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто в той или иной степени не знал бы, что такое любовь. Э. Фромм писал: «Любовь – единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека». Далее он говорит, что большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства:
- большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»;
- существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
- смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Любовь, по Э. Фромму, – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство. Где нет активной заинтересованности, там нет любви (Фромм Э., 1990, с. 42).
В разные эпохи выделялись разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и по смыслу. Для выражения различных аспектов и оттенков любви древние греки, например, использовали различные термины. Словом eros они обозначали чувства, направляемые на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Этот термин выражает любовь-страсть, ревность и чувственное влечение и связан с его пафосом, аффектной, чувственной стороной.
Слово philia (обычно переводится как любовь-дружба) обозначает связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. Это внутренняя склонность, влечение, выросшее из интимной близости и общения с конкретным лицом. Основное состояние здесь – «душевный покой», внутренняя близость, взаимопонимание, что, однако, не означает холодную расчетливость или слепую импульсивную страсть. Таким образом, philia означает духовную, открытую, основанную на внутренней симпатии любовь, выражает соединение подобных (тогда как eros – это борьба и соединение противоположных) принципов.
Слово storge означает любовь, которая связана с органическими родовыми связями, нерушимыми, не поддающимися отмене (особенно семейные связи). Это нежная, уверенная, надежная любовь, которая устанавливается между родителями и детьми, мужем и женой, гражданами и Отечеством. В такой любви человек находит покой и доверие, чувство уверенности. Этот термин выражает чувства не отдельной личности, а чувство родовой общности, без которого греки не представляли своего существования.
Термин agape греков означал разумную любовь, возникающую на основе оценки какой-либо особенности любимого, его черт характера и т.п. Ее человек может разумно обосновать, ведь она основана на убеждении, а не на спонтанных чувствах, привычках. Этот аспект любви исторически связан с адекватной оценкой другой личности, что лежит в основе взаимоуважения.
В средние века христианство трактовало любовь как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность. Под любовью понималась некая внутренняя сила человека, которая никогда не иссякает, а беспрестанно, без устали распространяется на все действия человека, направляя его к благоденствию.
Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:
- Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
- Принятие решения о вступлении в брак
- Семейная социализация
- Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
- Удовлетворенность браком и супружеская совместимость
- Теории выбора брачного партнера
- Рождение детей и обращение с ними
- Брак и его последствия
- Факторы семейного благополучия, стадии и кризисные периоды брака
- Структура семьи
Что такое романтическая любовь? Объяснение теории любви
InesBazdar / Shutterstock
Романтическая любовь слишком сильна, чтобы описать ее словами. Чтобы разобраться в психологии любви, мы поговорили с двумя известными экспертами с многолетним опытом работы в этой области. Доктор Кэрри Коул, директор по исследованиям Института Готтмана и сертифицированный терапевт Готтмана, работает в области психологии почти 30 лет. Между тем, доктор Марни Фейерман — психотерапевт из Южной Флориды и автор Призраки и панировочные сухари , Перестаньте влюбляться в недоступных мужчин и Будьте умнее в отношении здоровых отношений . Практикуя более 25 лет, она специализируется на помощи парам в их романтических отношениях уже более десяти лет.
Что такое треугольная теория любви?
«Определить романтическую любовь сложно, — говорит доктор Фейерман. Одним из способов помочь нам понять психологию любви является треугольная теория любви Штернберга, разработанная психологом доктором Робертом Штернбергом в конце XIX века.80-е годы. Как объясняет доктор Фейерман, доктор Штернберг предположил, что любовь состоит из трех компонентов: близости, страсти и преданности. Эти три компонента взаимодействуют друг с другом, образуя несколько версий любви, которые могут меняться со временем.
Близость
Близость характеризуется чувством близости, связанности и связанности.
Страсть
Страсть вращается вокруг чувств и желаний, которые ведут к физическому влечению, романтике и сексуальному удовлетворению.
Обязательство
Приверженность определяется чувствами, которые побуждают кого-то оставаться со своим партнером и двигаться к общим целям.
Типы любви
Вот как доктор Фейерман объясняет различные варианты любви: страстное увлечение, пустую любовь, романтическую любовь, дружескую любовь, глупую любовь и непревзойденную любовь.
ПОПУЛЯРНОЕ ВИДЕО ИЗ УЗЛА
ВлюбленностьЭто начальная фаза отношений, характеризующаяся похотью и страстью. «Первоначальная влюбленность настолько сильна, что некоторые люди в конце концов «несут факел» друг для друга, не зная полностью, есть ли у них то, что нужно для устойчивой, более глубокой и прочной любви», — говорит доктор Фейерман.
Пустая любовьОна включает в себя обязательства без страсти или близости. «Иногда сильная любовь вырождается в пустую любовь», — говорит доктор Фейерман. «Может произойти и обратное. Например, брак по расчету может начаться пустым, но со временем перерастет в другую форму любви».
Романтическая любовьОна «эмоционально связывает людей через близость и физическую страсть», — объясняет доктор Фейерман. «Партнеры в этом типе отношений ведут глубокие разговоры, которые помогают им узнать интимные подробности друг о друге и насладиться сексуальной страстью и привязанностью». Тем не менее, они все еще могут не решить, брать ли на себя долгосрочные обязательства.
Товарищеская любовьЭто интимная, но не страстная любовь, говорит доктор Фейерман. Поскольку сексуальное желание минимально или отсутствует, этот тип любви похож на отношения с очень близким другом или членом семьи, но с долгосрочными обязательствами. Подумайте о браках, в которых страсть умерла, но пара продолжает сохранять привязанность или крепкую связь, несмотря ни на что, говорит доктор Фейерман.
Безрассудная любовьПреданные отношения, движимые страстью, безрассудная любовь лишены стабилизирующего влияния близости, говорит доктор Фейерман. Она приводит в пример браки многих знаменитостей, которые, кажется, женятся импульсивно. К сожалению, такие браки часто не складываются, добавляет она.
ДЛЯ ВАС
Непревзойденная ЛюбовьЭто полная форма любви и представляет идеальные отношения, говорит доктор Фейерман. Эти пары годами ведут удовлетворительную сексуальную жизнь, не могут представить себя ни с кем другим и вместе преодолевают трудности.
Каковы фазы романтической любви?
«Кажется, процесс влюбленности и влюбленности гораздо более предсказуем, чем думает большинство людей», — говорит доктор Фейерман. Для понимания различных стадий специалисты часто цитируют работы доктора Джона Готтмана. Вот взгляд на три этапа, которые он определил:
ЛимеренсЭтот начальный этап включает в себя влюбленность, объясняет доктор Коул. «Это похоже на путешествие в рай — прекрасное головокружительное чувство». Подпитываемые похотью, пары часто соприкасаются и задают друг другу множество вопросов, чтобы лучше узнать друг друга. Однако подавляющее физическое влечение может вытеснить логику и рациональное мышление, объясняет доктор Фейерман. «Возникают тревожные сигналы и несовместимости, которые впоследствии неизбежно вызовут проблемы», — добавляет она.
ТрастНа этом вторичном этапе люди пытаются выяснить, могут ли они доверять своему партнеру, объясняет доктор Коул. Они работают, чтобы определить, будет ли их новый партнер ставить их на первое место, быть верным и принимать разумные решения. «Начинают появляться разочарования и разочарования, — объясняет доктор Фейерман. «То, как пары решают свои разногласия на этом этапе, предсказывает, будут ли отношения процветать или терпят неудачу». Доктор Фейерман рассказывает, что она часто наблюдает у пар то, что она называет моделью взаимодействия «преследовать или отступать». В этой модели один партнер стремится уладить разногласия, а другой избегает конфликта. «Этот негативный цикл может сильно обостриться в парах, которые, похоже, не могут найти безопасное и сочувственное пространство для сложных дискуссий и способ саморегуляции и совместного регулирования своих эмоций».
ОбязательстваЕсли пара добивается успеха на этапе доверия, они переходят к этому заключительному этапу, когда решают, является ли их новый партнер лучшим выбором в жизни, объясняет доктор Коул. «Люди перестают думать о других потенциальных партнерах, которых они могут упустить», — говорит доктор Фейерман. «Они считают, что трава зеленее там, где ее поливают».
Почему романтическая любовь важна для здоровых отношений
Вывод: романтическая любовь играет очень важную роль в здоровых отношениях, говорит доктор Коул. Он побуждает людей совершать действия, которые выражают любовь, заботу, обожание и сексуальное влечение.
Со временем эти действия укрепляют связь, близость и надежную привязанность, укрепляя эмоциональную безопасность и доверие. «Маленькие вещи, такие как приготовление ужина для вашего партнера или сбор его любимых фруктов в сезон, могут показаться незначительными, но именно эти мелочи имеют значение», — говорит доктор Коул. В конце концов, поддержание непревзойденной любви и построение уверенности в отношениях зависят от частых действий, которые показывают вашу заботу.
Психология: сила любви
Автор: Адам Кэш и
Обновлено: 09-02-2021
Из книги: Психология для чайников
Психология для чайников
Исследуйте книгу Купить на Amazon 9000 5 Психология признает силу любви и насколько она хороша чувствует себя любимым и любит кого-то другого. Есть даже психологический анализ. Элейн Хэтфилд и Ричард Рэпсон, психологи из Гавайского университета, выделяют два конкретных типа любви:Страстная любовь: Интенсивная любовь с сексуальным или романтическим оттенком. Это любовь Ромео и Джульетты друг к другу. Такой любви у тебя нет к бабушке!
Совместная любовь: Это любовь между друзьями и членами семьи. Здесь не так много страсти, но есть высокий уровень привязанности, преданности и близости.
Шесть форм любви Штернберга
Роберт Штернберг, профессор человеческого развития в Корнельском университете, создал теорию, которая выделяет шесть форм любви. Каждая форма отличается различной степенью: страсть, сильное желание другого человека и ожидание того, что секс с этим человеком будет полезным; приверженность, убежденность в том, что человек останется рядом, что бы ни случилось; и близость, способность делиться своими самыми глубокими и сокровенными чувствами и мыслями с другим человеком.Вот шесть форм любви Штернберга, основанных на разных уровнях страсти, преданности и близости:
Мне понравилось: Здесь есть близость, но нет страсти или обязательств. Отношения с психотерапевтом — хороший пример этой формы любви. Вы можете рассказать своему терапевту о своих мыслях и чувствах, но вы не обязательно испытываете к ним страсть или приверженность им.
Увлечение: Здесь есть страсть, но нет близости или обязательств. Эта форма любви подобна похоти. Это версия любви на одну ночь или влюбленность в седьмом классе.
Пустая любовь: Это то, что есть у преданных людей, но не разделяющих страсти или близости. Некоторые супружеские пары преданы друг другу из-за необходимости или удобства и остаются вместе, несмотря на отсутствие страсти или близости.
Безрассудная любовь: Это высший уровень преданности и страсти, но он предлагает низкий уровень близости. Ромео и Джульетта, казалось, были очарованы безумной любовью.
Совместная любовь: Эта форма любви является преданной и интимной, но лишенной страсти. Это олицетворяет действительно хорошую дружбу.
Непревзойденная любовь: Эта форма представляет собой полный набор: высокая страсть, твердая приверженность и глубокая близость. Этот должен быть «потребляющим».
Дети, испытывающие тревожную или амбивалентную привязанность к своим основным опекунам, могут слишком легко «влюбляться», стремясь к предельной близости с места в карьер и бурно реагируя на любое предложение о том, чтобы их бросили. Дети, которые избегают социального взаимодействия, как правило, испытывают дискомфорт от близости и тяжело переносят зависимость от других во взрослых отношениях.
Хэтфилд и Рэппон предположили, что люди обладают шаблонами любви в форме ментальных схем или сценариев. Шаблоны формируются в раннем возрасте и пересматриваются и укрепляются с годами по мере того, как люди испытывают различные отношения с другими людьми. Эти шаблоны формируют то, как человек думает об отношениях, и определяют, какие ожидания у него возникают при вступлении в отношения.
Существует шесть основных схем любви, применимых к романтическим отношениям. Каждая схема различается уровнем комфорта человека с близостью и независимостью, а также тем, насколько он хочет быть в романтических отношениях. Схемы:
Повседневный: Без условий. Заинтересованы в беспроблемных отношениях. Мечтать!
Навязчивый: Ищет близости (слишком сильно) и боится независимости. У кого-нибудь есть шпатель?
Непостоянный: Беспокоит как близость, так и независимость. Не можете решиться? Подбрось монетку уже!
Надежность: Чувствует себя как рядом, так и независимо, не торопит события.
Своенравный: Боится слишком большой близости и вполне доволен независимостью. Не беги!
Неинтересно: Просто не вникать во все эти отношения.
Об этой статье
Эта статья из книги:
- Психология для чайников,
Об авторе книги:
Адам Кэш — клинический психолог, работавший в различных учреждениях, включая судебно-медицинские учреждения и поликлиники.