Понятие мотив в психологии: Мотив (психология) | это… Что такое Мотив (психология)?

Содержание

Глава 6 Мотивация. Общая психология

Глава 6 Мотивация

6.1. Мотивы и потребности

Мотивация – побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека.

В состав мотивации входят потребности, мотивы и цели.

Потребность – состояние нужды в определенных условиях или объектах, которых недостает человеку для нормального существования. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. У человека помимо физических существует целый ряд материальных, духовных и социальных потребностей. Часто потребности делят на два основных вида – биологические (витальные) и информационные: биологические обеспечивают жизнедеятельность организма, информационными потребностями являются познавательные и социальные потребности.

Мотив — побудительная причина для начала деятельности с целью удовлетворения какой-либо потребности.

Мотивы обладают широтой и гибкостью. Широта проявляется в разнообразии мотиваций человека: ежедневно у человека возникает множество мотивов деятельности – от элементарного желания погасить чувство голода до намерения выполнить сложную умственную работу. Гибкость раскрывается как возможность удовлетворить потребность различными способами: голод может пропасть, если мы съедим определенную еду из целого ряда продуктов; сложное задание мы можем решить различными способами.

Цель — тот результат, который хочет получить человек по итогам своей деятельности и на достижение которого направлена его активность.

Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Внутренняя мотивация (интринсивная) связана с получением удовлетворения от уже имеющегося объекта, выполняемой деятельности.

Внутренняя мотивация проявляется в виде интереса. Будучи заинтересованным в чем-либо, человек легко мотивируется, не испытывает сложностей при работе с объектом интереса и не требует вознаграждения.

Внешняя мотивация (экстринсивная) обусловлена различными внешними обстоятельствами. Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избегание неудачи).

6.2. Мотивационный процесс

Мотивация как процесс состоит из шести основных стадий.

1. Возникновение потребностей . Потребность появляется как ощущение нехватки чего-либо, чувства неудовлетворенности. Многие потребности не требуют безотлагательного разрешения, но некоторые должны быть удовлетворены как можно быстрее.

2. Поиск путей устранения потребности . Постоянное чувство неудовлетворенности, нужды в чем-либо негативно отражается на человеке. Возникшая потребность должна быть устранена одним из доступных человеку способов – полным удовлетворением, подавлением, заменой, переключением на другие потребности и т.д.

3. Определение целей действия . Для устранения потребности человек должен знать, какие средства он должен для этого использовать и какой результат его ждет в итоге.

4. Осуществление действия . Некоторые потребности требуют от человека приложения значительных материальных или моральных затрат на их удовлетворение. Потребности могут меняться с течением времени, однако они редко удовлетворяются сами по себе, без волевого усилия человека.

5. Получение вознаграждения за осуществление действия . На данном этапе человек соотносит полученный результат со своими представлениями о нем. Вознаграждением могут быть как простое устранение негативного эффекта влияния потребности (например, исчезновение голода), так и возникновение позитивных эмоций (например, при покупке предмета, о котором человек давно мечтал).

6. Устранение потребности . В случае положительного разрешения влияния потребности и получения необходимого результата потребность исчезает – навсегда или на некоторое время.

Негативно на мотивационный процесс могут влиять следующие факторы.

– Смешанность мотивов. Зачастую на человека воздействует целый ряд мотивов, определить среди которых ведущий оказывается достаточно сложно.

Например, мы часто ловим себя на мысли, что нам «хочется что-то съесть», но не всегда можем определить, чего именно нам хочется; при всем богатстве выбора фильмов зачастую крайне сложно определить, какой именно хочется посмотреть.

– Различие мотивационных структур у разных людей. Одни люди легко подавляют свои потребности; другие не в состоянии ни разрешить свои проблемы, ни подавить потребность в их решении. Можно говорить и о рабочей мотивации – у одних людей жажда выполнения работы развита лучше, чем у остальных. На мотивационную структуру влияет и общее количество мотивов. При небольшом количестве или слабости мотивов человеку легче выделить один из них и заняться его удовлетворением; при большом количестве равнозначных мотивов или потребностей человеку гораздо сложнее сделать свой выбор и разрешить проблему.

6.3. Теории мотивации

В основе большинства теорий мотивации находится понятие потребностей человека (ощущения нехватки чего-то, без чего человек ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть).

Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) – например, потребность в пище, воде, тепле; и приобретенными (социальными) – потребность в общении, получении знаний, самореализации.

Одним из первых бихевиористов, работы которого описывали сложность человеческих потребностей и их влияние на мотивацию, был Абрахам Маслоу.

Теория А. Маслоу

Абрахам Гарольд Маслоу (1908–1970) – знаменитый американский психолог. Маслоу родился в Бруклине, в еврейской семье эмигрантов из России. Окончив школу, стал студентом Университета Висконсина по направлению «психология», в котором проводил исследования доминантного поведения, со временем продолжив их уже в Колумбийском университете под началом Альфреда Адлера. Маслоу считается основателем и лидером гуманистической школы психологии, начавшей развиваться в 50–60-е годы прошлого века.

Иерархия потребностей была предложена Абрахамом Маслоу в 1943 г. в публикации «Теория человеческой мотивации» (A Theory of Human Motivation) в популярном научном журнале «Психологическое обозрение» (Psychological Review).

В своей работе «Мотивация и личность» (Motivation and Personality, первое издание 1954, второе 1970) Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организуются в иерархическую систему, образуя знаменитую «Пирамиду потребностей Маслоу».

Наиболее часто потребности по Маслоу представляются в виде пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности. Зачастую первые два уровня пирамиды называются первичными потребностями, остальные три – вторичными. Первичные потребности жизненно необходимо реализовывать, их неудовлетворение приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности человеческого организма. Вторичные потребности реализуются человеком в случае полной реализации первичных потребностей.

Рассмотрим потребности по Маслоу подробнее.

– Физиологические потребности.

Это основные, первичные потребности человека, иногда даже неосознанные, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание: потребности в пище, жилье, отдыхе и пр.

Если человек голоден или испытывает жажду, остальные его потребности отступают на второй план до тех пор, пока не будут удовлетворены.

Физиологические потребности оказывают большое влияние на мысли и поступки человека, а промедление с их удовлетворением приводит к ощущению дискомфорта, болям, заболеваниям.

– Потребность в безопасности.

Это потребности в стабильности, в защите, в свободе от страха и тревоги, в порядке и законе.

Принято считать, что удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности не является проблемой в развитых странах. Тем не менее удовлетворение данных потребностей зависит от среднего уровня материального достатка, уровня культуры, состояния здравоохранения в том или ином государстве.

Без удовлетворения потребностей первого и второго уровня невозможна нормальная жизнедеятельность практически ни одного человека.

Потребность в принадлежности и любви.

К разряду социальных потребностей человека можно отнести потребность в наличии друзей, семьи, принадлежности к той или иной социальной группе, привязанности к другим людям и получении одобрения с их стороны.

Потребность в признании.

Потребность в признании заключается в том, что человек жаждет уважения, позитивной оценки самого себя и своей деятельности со стороны окружающих его людей. Каждый человек испытывает потребность в получении какого-либо социального статуса, ранга, определенной репутации, в привлечении к себе внимания, завоевании славы. Признание со стороны окружающих порождает у человека чувство удовлетворения, самоуважения.

Потребность в самоактуализации.

Самоактуализация заключается в реализации человеком собственных способностей. Понятно, что для того чтобы полностью реализовать себя в жизни, человек должен заниматься своим любимым делом. Однако потребность в самоактуализации реализуется людьми реже всего.

Наиболее банальной причиной становится отсутствие возможности получить образование. Если человек желает стать врачом или артистом, ему зачастую необходимо уехать из родного города. А это приводит к неудовлетворению более низких потребностей без реализации собственно самоактуализации. Еще одной причиной является невозможность найти себя, применения своих талантов. «Утечка мозгов» как раз и связана с тем, что человек ищет возможности для реализации своего «Я», которых у него не было ранее.

Теория Д. МакКлелланда

Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребностях высших уровней, является теория Дэвида МакКлелланда.

Дэвид МакКлелланд (1917–1998) – американский психолог. По его мнению, людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность во власти заключается в желании воздействовать на других людей, контролировать их и оказывать влияние на их действия.

Люди с выраженной потребностью во власти являются энергичными, активными людьми, отстаивающими свою точку зрения, не боящимися конфликтных ситуаций, стремящимися привлечь к себе внимание.

Потребность во власти может рассматриваться как стремление к личной власти, доминированию над другими людьми либо как проявление властности в групповой деятельности. Во втором случае власть используется для достижения группового успеха, мотивации подчиненных или коллег.

Потребность в успехе предполагает стремление к достижению трудных целей, выполнению работы. В отличие от потребности во власти жажда успеха не предполагает получения одобрения или признания со стороны других людей. Люди с выраженной потребностью в успехе реже принимают рисковые решения, однако не боятся взять на себя ответственность. При работе с такими людьми начальство должно давать им инициативу в решении рабочих задач, однако предполагать возможную неудачу и сокращать степень риска.

Потребность в причастности в целом схожа с аналогичной потребностью у Маслоу. Она выражается в стремлении к установлению дружеских отношений с другими людьми. Люди с выраженной потребностью в причастности любят работать в коллективе, в близком контакте с коллегами или клиентами.

Теория К. Алдерфера

В 1969 г. американский психолог Клейтон Пол Алдерфер (р. 1940) разработал на базе иерархии потребностей Маслоу собственную теорию «Существования, связей и роста» (теория ERG – Existence, Relatedness and Growth).

Алдерфер отнес физиологические потребности и потребности в безопасности в группу потребностей существования; потребности в любви и привязанности – в группу связей; потребность в самоактуализации – в группу потребностей роста.

В дополнение к теории потребностей Алдерфер разработал «принцип регрессии», заключающийся в том, что при неудовлетворении потребностей более высокого уровня человек может опускаться до потребностей низкого уровня, которые он в состоянии удовлетворить. Например, если человек не может удовлетворить потребности в карьерном росте, у него могут вновь проявляться потребности в связях – например, в установлении новых контактов с коллегами.

По мнению Алдерфера, преобладание той или иной потребности может значительно различаться у разных людей. Основав свою теорию на изучении мотивации работников, Алдерфер сделал вывод, что руководители должны осознавать наличие целого ряда потребностей у своих подчиненных. Удовлетворение лишь одной группы потребностей согласно ученому не станет эффективным мотивирующим фактором.

Теория Ф. Герцберга

Теорию Герцберга называют «Двухфакторной мотивационно-гигиенической концепцией». Данную теорию сформулировал в 50-х годах прошлого века американский психолог Фредерик Герцберг (1923–2000).

Теория Герцберга основана на проведенных им интервью с 203 инженерами и бухгалтерами одной крупной фирмы в Питсбурге, когда они описывали те ситуации, в которых работа приносила им особое удовлетворение, и те, в которых она им особенно не нравилась. По итогам исследования Герцберг разделил полученные ответы на два типа мотивирующих факторов: гигиенические факторы и мотиваторы.

Гигиенические факторы связаны со средой, в которой выполняется работа. При отсутствии или недостатке гигиенических факторов у человека может возникать чувство неудовлетворенности.

При этом даже в случае нормального уровня их присутствия в работе они не выступают в качестве значительной мотивации, играя нейтральную роль. Другими словами, удовлетворенность гигиеническими факторами на рабочем месте не мотивирует человека к выполнению работы.

К числу гигиенических факторов относят: административную политику компании; зарплаты и премии, условия труда; межличностные отношения с начальством, коллегами и подчиненными; социальные статусы; безопасность труда.

Мотиваторы вызывают удовлетворенность работой, связываются с содержанием работы и потребностями личности в самовыражении. Отсутствие мотиваторов не ведет к неудовлетворению работой. При этом их присутствие в какой-либо степени способно мотивировать работников должным образом, вызывать чувство удовлетворения от работы и повышать ее эффективность.

К числу мотиваторов относят: достижения; повышение по службе, карьерный рост; признание заслуг; ответственность; возможности для личностного роста.

В соответствии с теорией Герцберга сначала должны удовлетворяться гигиенические потребности. Путем удовлетворения гигиенических потребностей работников компания должна устранить чувство неудовлетворенности, что способствует достижению высокой производительности труда, заинтересованности в работе. Для того чтобы приблизиться к оптимальной производительности, должны быть удовлетворены и мотиваторы. При положительном решении этой задачи работники полностью реализуют свои потребности и достигают оптимального уровня мотивации и, как следствие, производительности.

Теория В. Врума

Теория Врума носит название «Теория ожиданий». Автором данной теории является канадский ученый Виктор Врум (р. 1932). Теория ожиданий утверждает, что индивиды имеют тенденцию действовать тем или иным образом на основе ожидания того, что за этими действиями последует вознаграждение и что это вознаграждение будет привлекательно для индивида. Теория основывается на использовании трех переменных (отношений).

1. Взаимосвязи между затратами на труд и получаемыми результатами. Каждый человек ожидает, что затраты определенного количества прилагаемых для достижения результата усилий приведут к его получению.

2. Взаимосвязи между результатом и вознаграждением. Человек должен быть уверен в том, что достигнутый им результат приведет к получению желаемого вознаграждения.

3. Привлекательности (валентности) вознаграждения. В качестве цели своего труда человек может рассматривать различные виды вознаграждений – от денег до повышения по службе или же простого чувства удовлетворения от выполненной работы.

Ожидание в рамках теории Врума рассматривается как оценка человеком вероятности определенного события. Оно измеряется индивидом с помощью значений от нуля (в случае абсолютной уверенности в том, что человек задание не выполнит) до единицы (если человек абсолютно уверен в том, что то или иное событие наступит).

На восприятие собственных ожиданий человека влияют:

– уверенность в своих силах;

– количество оказываемой поддержки от коллег, подчиненных или начальства;

– качество оборудования для выполнения работы;

– доступность необходимой информации.

Теория Д. МакГрегора

Теория Д. МакГрегора известна так же как «Теория X и теория Y». В 60-е годы прошлого века американский психолог Дуглас МакГрегор (1906–1964) предложил теорию, согласно которой существуют два вида работников с разной мотивацией.

В соответствии с теорией X первый тип работников – ленивые, избегающие работы люди. Для таких работников должны существовать специальные системы контроля, а также формы принуждения – от легких (убеждение) до жестких (наказания). Работники не проявляют активности, не имеют амбиций, избегают ответственности. Что касается руководства в теории Х, то руководители считают единственным фактором мотивации работника деньги. Они считают, что сотрудники не хотят работать, избегают обязанностей, что неизбежно приводит к развитию авторитарного стиля управления.

Руководители в рамках теории X постоянно демонстрируют, что им не на кого положиться, что они не могут доверять ни одному сотруднику. Пессимистическая оценка потенциала собственных работников встречается среди руководства достаточно часто, что зачастую приводит к недовольству подчиненных.

В соответствии с теорией Y работники могут быть амбициозными – стремиться брать на себя ответственность. Работники в состоянии получать удовольствие от своей работы – как умственного, так и физического характера. С точки зрения данного подхода человека можно стимулировать не материально или наказаниями, а дав ему возможность раскрыться, реализовать свой потенциал, наделив полномочиями и ответственностью, показав его значимость для организации.

Руководитель в теории Y считает, что при благоприятных условиях работники стремятся работать хорошо и имеют резервы творческих способностей. Для раскрытия этих резервов руководители стремятся устранить препятствия, мешающие реализации работниками своего «Я».

По мнению МакГрегора, интеллектуальный потенциал человека используется обычно не в полной мере. МакГрегор утверждал, что в одних случаях (например, при массовом производстве) возможна реализация только теории X, а в других – только теории Y.

Литература

1.  Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

5. Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.

6. Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М.: Прогресс, 1964.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.

8. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1982.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы

Автор: Горбач Наталья Сергеевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021 2021-01-16

Статья просмотрена: 7678 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 1 (pdf)

Библиографическое описание:

Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 14.06.2023).



В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, деятельность.

Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.

Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].

Основные направления психологии мотивации оформились в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. Однако уже великие мыслители Древнего мира, такие как Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ упоминали о «нужде», которая являлась детерминантом активности любого живого существа. Таким образом, они положили начало научному изучению причин активности человека и их детерминации [2].

Впервые термин «мотивация» был употреблён А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910), после чего данный термин прочно вошёл в терминологию психологов для объяснения причин активности и поведения человека [2].

Важный этап в изучении мотивации начался в XIX в. благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [8].

В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др.

В XX в., как и ранее, понятие «мотивация» неразрывно связано с понятием «потребность». В 1954 г. обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самый низ своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх — потребность в самоактуализации [5].

Однако теории мотивации потребностями были противопоставлены взглядам бихевиористов. Так, например, Э. Торндайк, считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о раздражителе как об активном источнике реакции организма. В целом, для бихевиористов не существовало проблемы мотивации, так как, по их мнению, динамическое условие поведения — это реактивность организма, то есть его способность отвечать определённым образом на раздражители.

Во второй половине XX в. возникают новые концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие как, социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи, такие как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые установили, что именно мотивация объясняет целенаправленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели.

В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах деятельности, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции деятельности, отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но, главное, что за ним всегда стоит потребность [3].

Кроме того, А. Н. Леонтьев, посвятив долгое время разработке проблем мотивации в психологии, вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [4].

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности. При этом мотивы связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось, что человеческой деятельность сознательна в отличие от инстинктивного поведения животных. Также в своих книгах С. Л. Рубинштейн развивал потребностный поход к рассмотрению мотивов [7].

Психологические механизмы мотивации человека изучались X. Хекхаузеном. По мнению автора, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений [9].

Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [6].

Существуют различные теории мотивации. Традиционно их делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории, к которым относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, рассматривают мотивационную сферу с точки зрения потребностей и нужд, которые стоят за ними. Процессуальные теории, среди которых выделяют теорию ожиданий В. Врума, модель-теорию мотивации Портера-Лоулера, теорию равенства (справедливости) С. Адамса, рассматривают мотивацию с точки зрения причин, побуждающих деятельность, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятиями и ожиданиями.

Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остаётся актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент учёные пришли к единому мнению касательно этого вопроса, однако накопленные материалы позволяют провести более глубокое исследование проблем мотивации.

Литература:

  1. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981. –584 с.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
  6. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
  8. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
  9. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, мотивация, поведение человека, теория мотивации, автор, изучение мотивации, мотивационная сфера, проблема изучения мотивации, проблема мотивации, решающая роль.

Ключевые слова

мотивация, деятельность, мотив, потребность

мотивация, мотив, потребность, деятельность

Похожие статьи

Проблема мотивации в современном менеджменте

В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.

Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из…

К вопросу о

мотивации профессиональной деятельности

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…

Психологические механизмы развития

мотивации человека

Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

Ключевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.

Понимание

мотивации как побудителя человеческой активности

Проблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…

Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..

Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство

Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу

Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…

Современные

теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой

мотивации

Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.

Сущность и содержание понятия «

мотивация» в системе…

Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.

Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.

Похожие статьи

Проблема мотивации в современном менеджменте

В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.

Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из. ..

К вопросу о

мотивации профессиональной деятельности

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…

Психологические механизмы развития

мотивации человека

Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

Ключевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.

Понимание

мотивации как побудителя человеческой активности

Проблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…

Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..

Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство

Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу

Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…

Современные

теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой

мотивации

Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.

Сущность и содержание понятия «

мотивация» в системе…

Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.

Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.

Концепция мотивации: значение и важность

Это извечный вопрос: «Почему мы делаем то, что делаем?» Почему вы выбираете красный рюкзак вместо синего или чтобы поесть перед уходом на работу? За каждым нашим поведением стоит мотив.

  • В этой статье мы начнем с объяснения концепции мотивации.
  • Затем мы рассмотрим различные типы мотивации.
  • По ходу дела мы рассмотрим несколько примеров концепций мотивации в психологии.
  • Мы рассмотрим концепцию мотивации в обучении.
  • Наконец, мы поймем, почему мотивация важна в психологии.

Концепция мотивации

Одной из самых фундаментальных концепций в психологии является мотивация, которая фокусируется на различных силах, которые управляют или поощряют человеческое поведение. Какие концепции помогают объяснить, почему мы чувствуем воодушевление или побуждение действовать именно так, а не иначе? Прежде чем мы углубимся в концепции мотивации, давайте сначала обсудим определение мотивации.

Мотивация — это физиологический и психологический процесс, который контролирует наше поведение на основе наших потребностей и желаний, которые также активизируют поведение.

Здесь важно отметить, что мотивация начинается с потребностей человека. Если у вас нет никаких потребностей, у вас не будет повода для мотивации.

Теории мотивации

Понятие мотивации понимается с использованием нескольких различных теорий. Каждая теория предлагает объяснение того, почему и как мы мотивированы.

  • Теория инстинктов: говорит, что наши инстинкты побуждают нас выживать и развиваться.
  • Теория снижения влечения: предполагает, что нами движет потребность поддерживать гомеостаз .
  • Теория стимулов: s говорит, что мы мотивированы стимулами.
  • Теория возбуждения: говорит, что некоторые виды поведения не имеют ничего общего с потребность а скорее желание усилить возбуждение.

Теория возбуждения объясняет, почему у вас есть мотивация включить телевизор и запоем посмотреть новый сезон вашего любимого шоу. Это вызвано не потребностью смотреть телевизор, а скорее желанием усилить возбуждение.

Фг. 1 Просмотр телепередач, Freepik.com

Не забудьте прочитать другие статьи с дополнительной информацией о теориях мотивации!

Типы мотивации

Прежде чем рассматривать некоторые примеры концепций мотивации, давайте сначала разберемся с двумя основными типами мотивации — физиологической мотивацией и социальной мотивацией.

Физиологические мотивы

Давайте рассмотрим типы физиологических мотивов, включая голод, жажду, уменьшение боли и секс.

Голод

Наше тело нуждается в топливе для работы. Если бы у нас не было системы, которая сигнализировала бы нам, когда нам нужно поесть, мы бы все умерли от голода. Нам нужно чувствовать голод, чтобы иметь мотивацию поесть. Система, которая сигнализирует нам, что мы голодны и нам нужно поесть (и когда остановиться), включает гормоны и гипоталамус.

Одним из наиболее важных гормонов, вызывающих чувство голода, является инсулин . Когда уровень сахара в крови высок, поджелудочная железа начинает выделять инсулин. Когда уровень инсулина высок, наш голод стимулируется, а уровень глюкозы в крови снижается. Глюкоза — это форма сахара в нашей крови, которая является основным источником энергии и, когда ее уровень низкий, заставляет нас чувствовать голод.

Гипоталамус имеет три «центра», которые работают вместе, чтобы регулировать прием пищи, включая

Жажда

Жажда регулируется аналогично голоду — гипоталамус сигнализирует «включено» или «выключено», чтобы мотивировать нас выпить. Иногда у нас пересыхает во рту, и это говорит нам о том, что нам нужно пить воду. Однако на самом деле это второстепенный способ заставить тело пить. Мы испытываем жажду прежде всего, когда осморецепторы обнаруживают сокращение наших клеток.

Уменьшение боли

Голод и жажда сигнализируют о том, чего мы хотим больше, а уменьшение боли сигнализирует о том, что мы хотим уйти от чего-то подальше. Уменьшение боли — важная концепция мотивации, потому что кому нравится боль? Скажем, вы моете голову, и шампунь попал вам в глаза. В этот момент вы будете очень мотивированы уменьшить жгучую боль в глазу.

Секс

Хотя секс не нужен для нашего выживания, он необходим нам для продолжения рода. Наше половое влечение также связано с гипоталамусом, подобно голоду и жажде. Как только мы достигаем половой зрелости, наши половые гормоны — тестостерон (мужской) и эстроген — усиливают наше половое влечение. Без эстрогена и особенно тестостерона у человека не было бы мотивации заниматься сексом.

Наша сексуальная ориентация может быть направлена ​​в нескольких направлениях. Это сексуальная ориентация человека. гомосексуальность — это когда человека привлекает тот же пол, а гетеросексуальность — это когда человека привлекает противоположный пол. Бисексуальность — это когда человека привлекают оба пола. Многие психологи используют биопсихосоциальную модель для понимания сексуальной ориентации. Другими словами, они считают, что можно использовать биологические, психологические или социальные мотивы9. 0003

Социальные мотивы

Социальная мотивация проявляется в нашей потребности в социальном взаимодействии и достижениях. Люди — социальные существа, и у них есть желание создавать связи и отношения друг с другом.

Внутренняя и внешняя мотивация

Внутренняя мотивация — это когда вы делаете что-то для своей выгоды, а внешняя мотивация — это когда вы делаете что-то на основе внешних факторов. Обе эти концепции используются в теориях мотивации, потому что вы можете быть мотивированы делать что-то для собственного удовлетворения или удовлетворения других. Иногда возникает эффект чрезмерного оправдания, когда внешние вознаграждения, такие как деньги или успех, перевешивают вашу внутреннюю мотивацию, часто делая эту задачу менее приятной.

Фг. 2 Достижения, Freepik.com

Принадлежность и достижения

Наше стремление к принадлежности является важной концепцией мотивации. Мы все хотим, чтобы нас принимали, любили и чувствовали себя принадлежащими к сообществу или обществу. Эволюционная точка зрения предполагает, что эта потребность быть рядом с другими восходит к тому времени, когда социальные связи были инструментом выживания.

Наша потребность достичь — еще одна мощная социальная мотивация. Мы все хотим соответствовать любому стандарту совершенства, который мы усвоили. Как правило, люди, сильно мотивированные достижением , добиваются большего в достижении .

Мотивационные конфликтные ситуации

Мотивы могут играть важную роль в нашей жизни и в нашем поведении. Но что происходит, когда у вас более одного мотива и вы должны выбирать между более чем одним вариантом? Такие ситуации часто называют конфликтными.

А конфликт — это ситуация, в которой вы разрываетесь между двумя противоположными мотивами, которые мешают вам достичь цели и приводят к чувству стресса.

Каждый из нас может ежедневно сталкиваться с четырьмя различными социальными конфликтными ситуациями. К ним относятся:

  1. Конфликты подходов. Это когда вы должны выбирать между двумя положительными вариантами, и обычно это самый легкий конфликт. (т.е. беспроигрышная ситуация)

  2. Конфликты избегания-избегания. В этом случае вы должны выбрать один из двух отрицательных вариантов. Часто это самый сложный конфликт. (т.е. безвыходная ситуация).

  3. Конфликты приближения-избегания. Это ситуация, когда вам приходится выбирать между отрицательным и положительным вариантом. (т.е. беспроигрышная ситуация).

  4. Множественные конфликты приближения-избегания. Это компромиссный подход к разрешению конфликтов, при котором вы ищете решение, включающее как отрицательные, так и положительные аспекты, без необходимости выбирать между одним или другим (то есть лучшим из обоих миров)

Примеры мотивации в психологии

Теперь, когда мы знаем типы мотивации, давайте рассмотрим несколько примеров концепций мотивации в психологии.

В исследовании Goleman (1980) 40 лет спустя сравнивались 1528 детей в Калифорнии, которые по результатам тестирования входили в 1 процент лучших. Они обнаружили, что самые успешные люди были также и самыми амбициозными, энергичными и настойчивыми. Вероятно, в детстве у них было много активных увлечений, а во взрослом возрасте они были более вовлечены в социальные группы.

В 1912 году компания Cannon & Washburn провела исследование, целью которого было изучить концепцию мотивации голода. Уошберн согласился проглотить пустой воздушный шар с прикрепленным к нему записывающим устройством. Воздушный шар должен был имитировать сокращения желудка во время голода. Они обнаружили, что любое чувство голода, которое испытывал Уошберн, сопровождалось сокращениями желудка, вызванными воздушным шаром. Это предполагает, что стимуляция мотивирует поведение.

Концепции мотивации в обучении

Мотивация является неотъемлемой частью обучения. Обучение новым навыкам или идеям может быть трудным и может потребовать большой мотивации для упорства. Применение концепций мотивации в обучении может быть особенно полезным в классе.

Например, теория мотивации возбуждения предполагает, что мы лучше всего проявляем себя как раз между недовозбуждением и гипервозбуждением. Учителя могут применять эту концепцию в классе, создав увлекательную, но не настолько сложную задачу, чтобы вызвать стресс.

Другая концепция мотивации, которую можно применить к обучению, — это теория достижения целей.

Теория достижения цели утверждает, что наша мотивация связана с достижением наших целей.

Имея это в виду, постановка подходящих и достижимых целей при изучении новых навыков также может мотивировать вас на настойчивость.

Важность мотивации в психологии

Изучение мотивации важно, потому что оно может помочь нам лучше понять, кто мы и почему мы ведем себя так, а не иначе. Рассматривая различные мотивы людей, мы можем ответить, почему мы ставим перед собой цели, почему мы стремимся к достижениям, почему мы голодны и жаждем и даже почему мы хотим заняться сексом.

Мотивация особенно важна для психологов, потому что мотивация подпитывает наше поведение и даже наше мышление. Когда чье-то поведение ненормально, может быть полезно посмотреть, что мотивирует такое поведение. Некоторые расстройства пищевого поведения могут развиваться, когда потребность в самоуважении ставится выше физиологических потребностей. Или депрессивные симптомы могут начать развиваться из-за отсутствия возбуждения.

Другой аспект важности мотивации в психологии связан с социальной психологией. Мотивация может играть большую роль в том, как люди относятся к другим и как они видят мир.

Дискриминация мотивирована предубеждением человека по отношению к людям, не входящим в его группу.

Мотивация важна для каждой части нашей жизни. Без мотивации мы все, вероятно, бродили бы бесцельно и, скорее всего, долго бы не выжили.

Концепция мотивации – основные выводы

  • Мотивация – это физиологический и психологический процесс, который контролирует наше поведение на основе наших потребностей и желаний, которые также активизируют поведение.

  • Существует два основных типа мотивации — физиологическая мотивация и социальная мотивация.

  • Гоулман (1980) обнаружил, что самые успешные люди были также самыми амбициозными, энергичными и настойчивыми.

  • Мотивация является неотъемлемой частью обучения. Процесс изучения новых навыков или идей может быть трудным и может потребовать большой мотивации для упорства. Применение концепций мотивации в обучении может быть особенно полезным в классе.

  • Обучение мотивации важно, потому что оно может помочь нам лучше понять, кто мы и почему мы ведем себя так, а не иначе. Объяснение голода. Американский журнал физиологии, 29, 441–454. (стр. 409)

  • Гоулман, Д. (1980, февраль). 1528 маленьких гениев и как они выросли. Психология сегодня, стр. 28–53. (стр. 429)
  • Понимание психологии мотивации

    Мотивация — известная тема для организаций, заинтересованных в получении максимальных результатов от персонала. Однако понимание мотивации приносит прибыль не только бизнесу; есть также льготы для физических лиц. Понимание психологии мотивации может помочь человеку наиболее эффективно использовать свое время, деньги и энергию для достижения своих жизненных целей. Существует множество подходов к пониманию концепции мотивации, и стоит рассмотреть теории, чтобы получить концептуальное понимание психологии, лежащей в основе мотивации. В этой статье мы дадим определение мотивации, дадим краткое изложение теорий мотивации и рассмотрим стратегии применения этих теорий на практике.

    Что такое мотивация?

    Прежде чем углубляться в теории мотивации, давайте сначала разберемся в ее значении. Мотивация — это то, что нам всем нужно для достижения целей, но что движет мотивацией? Мотивация определяется как «необходимость или причина сделать что-либо» или «готовность что-то сделать» (Cambridge Dictionary, 2021). По сути, это «психологические силы, которые определяют направление уровня усилий человека и уровень его настойчивости перед лицом препятствий». Кроме того, мотивация — это то, что побуждает людей реагировать на удовлетворение своих потребностей или ожиданий. Мотивация также понимается как причина нашего поведения или «что» и «почему» мы что-то делаем (Oxford Review, 2022). Проще говоря, мы можем понимать мотивацию как причину или причины действовать или вести себя определенным образом и стремление, которое у нас есть для достижения целей. Когда человек самомотивирован, он с меньшей вероятностью будет нуждаться или ожидать внешнего поощрения для выполнения задачи, даже если задача сложная. Напротив, негативная мотивация управляется ожиданием и, возможно, страхом неспособности достичь результата. Например, страх является мощным мотиватором, когда мы беспокоимся о сохранении нашего выживания или будущего. Мотивация важна в жизни, поскольку она ставит цели, к которым нужно стремиться, и помогает решать проблемы, менять привычки, справляться с трудностями и получать доступ к возможностям.

    Теории мотивации

    Мотивация является хорошо изученной темой с множеством теорий, объясняющих эту концепцию. Здесь представлены некоторые теории мотивации от различных теоретиков, чтобы получить некоторое понимание.

    Популярной и основополагающей теорией мотивации является иерархия потребностей Маслоу (1943), которая устанавливает пять уровней: физиологический, безопасный, социальный, эго и самореализация. В нижней части иерархии находятся основные физиологические потребности для выживания, включая пищу, кров, воздух, тепло, секс и сон. Без этих основных физиологических потребностей человеческое тело не может функционировать наилучшим образом. Как только эти потребности удовлетворены, мы переходим к следующему уровню потребностей, который называется безопасностью. На этом уровне люди мотивированы потребностью чувствовать себя в безопасности, что включает в себя эмоциональную безопасность, финансовую безопасность, закон и порядок, социальную стабильность, свободу от страха, собственность, здоровье и благополучие. Третий уровень — это любовь и принадлежность, эмоциональная потребность в межличностных отношениях, связанность, принадлежность к группе, получение и дарение привязанности и любви. Четвертый уровень — потребность в уважении достоинства, достижениях, мастерстве, независимости, стремлении к репутации или уважении со стороны других, таких как статус и престиж. Наконец, когда все другие потребности удовлетворены, на пятом уровне возникает потребность в самоактуализации, которая включает в себя самореализацию, стремление к личностному росту и реализацию своего лучшего потенциала. Теория Маслоу утверждает, что люди могут перемещаться по разным уровням потребностей в зависимости от обстоятельств человека.

    Теория ожиданий Врума  в отличие от теории Маслоу фокусируется на процессе мотивации и утверждает, что мотивация человека определяется ценностью, которую он придает различным мотивациям (Vroom, цитируется в Lee & Raschke, 2016). Это приводит к тому, что человек выбирает вести себя таким образом, чтобы получить наилучший результат. По мнению Врума, мотивация основана на трех переменных: ожиданиях, инструментальности и валентности. Ожидание относится к вере человека в то, что, когда он увеличивает свои усилия, вознаграждение также будет увеличиваться. Инструментально относится к вознаграждению, основанному на производительности, и чем больше у вас контроля над тем, когда, как и почему вы будете получать вознаграждение, что повышает мотивацию. Наконец, валентность — это ценность ожидаемого результата, которая, в свою очередь, влияет на мотивацию.

    Теория мотивации Лоуренса и Нории представляет собой междисциплинарную перспективу, которая сочетает в себе традиционные и новые точки зрения психологии, неврологии и биологии. Теория Лоуренса и Нории известна как теория человеческих влечений и утверждает, что мотивация определяется волей человека приобретать, связывать, понимать и защищать. Желание человека приобретать реализуется с помощью системы вознаграждения, связь определяется культурой, понимание определяется структурой работы, а стремление защищаться осуществляется с помощью процессов управления эффективностью и распределения ресурсов. Когда эти побуждения реализованы, мотивация и организационная эффективность максимизируются (Lawrence & Nohria, 2002, цитируется в Lee & Raschke, 2016).

    Теория когнитивной оценки Деси объясняет, что внутренняя мотивация — это внутренний двигатель, который использует внутренние склонности для мотивации поведения и преодоления трудностей (Deci, 1971; цитируется по Deci & Ryan, 1985). Люди мотивированы на основе своих внутренних потребностей и ведут себя определенным образом из-за внутреннего вознаграждения и удовлетворения. Деси утверждал, что люди должны быть внутренне мотивированы, чтобы свести к минимуму воздействие внешних факторов. Внутренняя мотивация также является важным мотиватором для развития знаний, адаптации и способности к росту, которые необходимы для человеческого развития.

    Теория Герцберга  подразделяет мотивацию на мотиваторы и гигиену. Мотиваторы относятся к внутренним факторам, таким как достижения и признание, которые приводят к удовлетворению работой. Гигиена, или внешние факторы, относится к таким факторам, как оплата и гарантии занятости, которые вызывают неудовлетворенность. По словам Герцберга, внешние факторы не могут мотивировать людей, но при правильном использовании они могут свести к минимуму неудовлетворенность; мотиваторы могут удовлетворить потребности человека и удовлетворить его смысл и личностный рост. По словам Герцберга, как только гигиенические факторы будут рассмотрены, мотиваторы приведут к удовлетворению работой и увеличению производительности (Herzberg, Mausner, & Snyderman in Weiner, 19).90).

    Простая теория мотивации — это теория подкрепления Скиннера , которая утверждает, что если человек демонстрирует поведение, которое приводит к положительным результатам, то он будет повторять это поведение (Lee & Raschke, 2016). Если поведение человека приводит к негативным последствиям, то поведение не будет повторяться. Внешние поощрения также могут использоваться для положительного подкрепления поведения человека, а обратная связь и/или наказание могут использоваться для отрицательного подкрепления или сдерживания отрицательного поведения человека.

    Стратегии мотивации

    После рассмотрения этих теорий мотивации становится очевидным, что ни одна из них не может дать ответы на все вопросы. Это больше касается поиска наилучшего подхода, который подходит вам и вашей ситуации, или объединения нескольких теорий и аспектов теорий, которые резонируют с вами и вашей ситуацией. Хотя теории предоставляют нам инструменты для понимания движущих сил мотивации, также важно учитывать практическое применение мотивационных теорий.

    Задав следующие вопросы и поразмышляв над ответами, вы примените теории мотивации на практике и поможете понять свои внутренние движущие силы:

    1. Каковы мои карьерные и жизненные цели? Убедитесь, что цели являются SMART (конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и установите временные рамки), и разбейте цели на более мелкие цели и более мелкие подцели.
    2. Насколько я ценю свою карьеру и жизненные цели?
    3. Совпадают ли мои цели с моей жизненной целью?
    4. Что мешает мне достичь цели?
    5. Что я могу сделать, чтобы преодолеть барьеры?
    6. Помните о внутренних барьерах и самоограничивающих убеждениях, например, страхе неудачи, низкой самооценке и неверии в себя. Затем трансформируйте эти внутренние барьеры с помощью позитивного мышления, т.е. вместо того, чтобы говорить: «Я не могу этого сделать», скажите: «Я пока не могу этого сделать, но я буду продолжать работать над этим, пока не смогу».
    7. Каковы мои сильные стороны?
    8. Как я могу максимально использовать свои сильные стороны, чтобы помочь в достижении моих целей?
    9. Каковы мои области развития?
    10. Что я могу сделать, чтобы улучшить свои области развития, чтобы они не стали препятствием на пути к достижению моих целей?

    Как говорят нам теории мотивации, у людей есть фундаментальные психологические потребности, которые необходимо постоянно удовлетворять, чтобы развиваться и функционировать на оптимальном уровне. Следующие вопросы касаются потребности в удовлетворении на рабочем месте и задают вопросы о ваших чувствах по отношению к вашей работе. На приведенной ниже шкале укажите, насколько верен каждый из следующих вопросов для вас с учетом вашего опыта работы (Психологические шкалы, 2022).

    1 (совсем неверно)      2     3     4      5       6      7 (совершенно верно)

    1. .
    2. Мне очень нравятся люди, с которыми я работаю.
    3. Я не чувствую себя очень компетентным, когда нахожусь на работе.
    4. Люди на работе говорят мне, что я хорош в том, что делаю.
    5. Я чувствую давление на работе.
    6. Я лажу с людьми на работе.
    7. Когда я на работе, я держусь особняком.
    8. Я могу свободно выражать свои идеи и мнения о работе.
    9. Я считаю людей, с которыми работаю, своими друзьями.
    10. На работе я смог освоить новые интересные навыки.
    11. Когда я на работе, я должен делать то, что мне говорят.
    12. Большинство дней я чувствую удовлетворение от работы.
    13. Мои чувства учитываются на работе.
    14. На моей работе у меня не так много шансов показать свои способности.
    15. Люди на работе заботятся обо мне.
    16. На работе мало людей, с которыми я близок.
    17. Я чувствую, что могу быть самим собой на работе.
    18. Люди, с которыми я работаю, похоже, меня не очень любят.
    19. Когда я работаю, я часто чувствую себя не очень способным.
    20. У меня не так много возможностей решать для себя, как заниматься своей работой.
    21. Люди на работе относятся ко мне довольно дружелюбно.

    Когда вы ответите на эти вопросы и обнаружите, что некоторые области не удовлетворяют ваши потребности, вы можете разработать план мотивации. В своем плане мотивации сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать и что вы можете сделать, чтобы помочь в своей ситуации. Помните, что мотивация — это навык, который нужно практиковать и изучать, поэтому не думайте, что вам нужно быть мастером в начале. Ключом к успеху является позитивный настрой и стремление улучшить свои навыки мотивации.

    Иногда бывает сложно найти мотивацию, чтобы начать работать над достижением цели. Вот несколько советов, которые помогут мотивировать и сохранять мотивацию:  

    1. Сделайте свои цели конкретными и достижимыми.
    2. Подумайте, как лучше всего достичь своей цели.
    3. Вспомните время, когда вы особенно хорошо относились к своей работе. Почему вы так себя чувствовали?
    4. Вспомните время, когда вы чувствовали себя особенно плохо из-за своей работы. Почему вы так себя чувствовали?
    5. Разбейте свою цель на более мелкие.
    6. Получите поддержку от семьи и друзей, возможно, расскажите им о своих целях, чтобы они могли поддержать вас.
    7. Сделайте свои цели частью своей повседневной жизни. Используйте дневник или приложение, чтобы установить напоминание и установить вехи, которые необходимо выполнить к определенной дате.
    8. Вознаграждайте себя, когда вы достигли вехи или цели.
    9. Регулярно проверяйте цели и прогресс.
    10. Следите за своими целями.
    11. Если вы теряете мотивацию, пересмотрите свои цели, вспомните «почему» для вашей цели.
    12. Сделайте перерыв, когда почувствуете усталость, чтобы перезарядить себя и свою мотивацию (Health Direct, 2020).

    Помните, что вы человек с уникальными обстоятельствами, опытом и опытом. То, что мотивирует одного человека, может не работать для другого. Важно приложить усилия, чтобы понять свои внутренние и внешние мотиваторы и выбрать теорию и практику, которые лучше всего подходят вам и вашим обстоятельствам.

    Ссылки
    1. Кембриджский словарь, 2021. «Значение мотивации в английском языке». Доступ 9/2/21 на сайте.
    2. Деси, Э.Л. и Райан, Р.М., 1985. Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении, 43-85.
    3. Health Direct, 2020. Мотивация: как начать и сохранить мотивацию. По состоянию на 02.14.22 на сайте.
    4. Ли, М. Т. и Рашке, Р. Л., 2016 г.  Понимание мотивации сотрудников и эффективности организации: аргументы в пользу теоретико-множественного подхода, Журнал инноваций и знаний, том 1, выпуск 3, страницы 162–169, ISSN 2444-569X. https://doi.org/10.1016/j.jik.2016.01.004.
    5. Маслоу, AH 1943, Теория мотивации человека.

Добавить комментарий