Мотив. Что такое «Мотив»? Понятие и определение термина «Мотив» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Мотив (лат. movere — приводить в движение, толкать) – обобщение материальных предметов, которые представляют ценность для человека и определяют вектор его деятельности. Субъект воспринимает мотив как специфические эмоции, которые могут быть положительными, когда личность находится в приятном для него состоянии ожидания, или отрицательными, если человек недоволен тем, что реальное положение дел не соответствует его ожиданиям.
Термин «мотив» нередко используют как синоним для цели и потребности, однако эта синонимизация некорректна. Потребность – это желание человека устранить какой-либо дискомфорт, в то время как цель – это процесс выбора того самого предмета, который может удовлетворить требования, продиктованные мотивом.
Мотив – один из основных терминов в психологии: в частности, советские психологи А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн использовали это понятие при разработке психологической теории деятельности. Согласно этой концепции, мотив понимается как опредмеченная потребность.
Мотив развивается, когда происходит расширение круга деятельности, которое способствует изменению предметной действительности. Так, развитие в обществе объективных ценностей и идеалов способствует трансформации мотивов отдельных представителей этого общества. У животных же, напротив, диапазон мотивов дан от природы и ограничен свойствами, присущими конкретному биологическому виду.
< Мортидо
Мужество >
Популярные термины
Мотив
В чем мой интерес
Нас учили стесняться себя, своих желаний. И в итоге вытравили живой интерес к жизни. Писатель Николай Крыщук о том, как важно разрешать себе и своим детям заниматься тем, что действительно интересно.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Я отомстила бывшему»: откровения читательницы и мнение психолога
- Как управлять гормонами счастья: научные способы улучшить настроение — попробуйте сами
- Михаил Башкатов: «Мужская сила в постели — прямое продолжение реализации в социальной жизни»
- «Притягиваю к себе только бедных и слабых парней: как это исправить?»
- Как прогрессирует деменция: 4 стадии
- Гостевой брак и полиамория: 4 типа современной семьи — узнайте новые тренды отношений
- «Боюсь ничего не добиться в жизни»
Сегодня читают
- «Муж рвется общаться с моей подругой: как мне достойно выйти из этой ситуации?»
- Блат, сексизм и начальники в трусах: россияне поделились дикими историями с собеседований
- Гостевой брак и полиамория: 4 типа современной семьи — узнайте новые тренды отношений
- Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?
- 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару
- «Всю жизнь забочусь о родственниках, но чувствую себя виноватой перед ними»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерОСЕНЬ 2022 №71
Подробнее
спецпроекты
Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы
Рубрика: Психология
Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.
Дата публикации: 16.01.2021 2021-01-16
Статья просмотрена:
Скачать электронную версию
Скачать Часть 1 (pdf)
Библиографическое описание:Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 31.10.2022).
В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.
Ключевые слова:
Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.
Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].
Основные направления психологии мотивации оформились в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. Однако уже великие мыслители Древнего мира, такие как Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ упоминали о «нужде», которая являлась детерминантом активности любого живого существа. Таким образом, они положили начало научному изучению причин активности человека и их детерминации [2].
Впервые термин «мотивация» был употреблён А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910), после чего данный термин прочно вошёл в терминологию психологов для объяснения причин активности и поведения человека [2].
Важный этап в изучении мотивации начался в XIX в. благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З.
В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др.
В XX в., как и ранее, понятие «мотивация» неразрывно связано с понятием «потребность». В 1954 г. обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самый низ своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх — потребность в самоактуализации [5].
Однако теории мотивации потребностями были противопоставлены взглядам бихевиористов. Так, например, Э. Торндайк, считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о раздражителе как об активном источнике реакции организма.
Во второй половине XX в. возникают новые концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие как, социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.
Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи, такие как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые установили, что именно мотивация объясняет целенаправленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели.
В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах деятельности, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции деятельности, отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но, главное, что за ним всегда стоит потребность [3].
Кроме того, А. Н. Леонтьев, посвятив долгое время разработке проблем мотивации в психологии, вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [4].
С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности. При этом мотивы связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось, что человеческой деятельность сознательна в отличие от инстинктивного поведения животных. Также в своих книгах С. Л. Рубинштейн развивал потребностный поход к рассмотрению мотивов [7].
Психологические механизмы мотивации человека изучались X. Хекхаузеном. По мнению автора, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений [9].
Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [6].
Существуют различные теории мотивации. Традиционно их делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории, к которым относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, рассматривают мотивационную сферу с точки зрения потребностей и нужд, которые стоят за ними. Процессуальные теории, среди которых выделяют теорию ожиданий В. Врума, модель-теорию мотивации Портера-Лоулера, теорию равенства (справедливости) С. Адамса, рассматривают мотивацию с точки зрения причин, побуждающих деятельность, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятиями и ожиданиями.
Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остаётся актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент учёные пришли к единому мнению касательно этого вопроса, однако накопленные материалы позволяют провести более глубокое исследование проблем мотивации.
Литература:
- Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
- Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981. –584 с.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
- Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
- Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
- Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, мотивация, поведение человека, теория мотивации, автор, изучение мотивации, мотивационная сфера, проблема изучения мотивации, проблема мотивации, решающая роль.
Ключевые слова
мотивация, деятельность, мотив, потребностьмотивация, мотив, потребность, деятельность
Похожие статьи
Проблема мотивации в современном менеджментеВ процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.
Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из…
К вопросу о
мотивации профессиональной деятельностиБихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…
Психологические механизмы развития
мотивации человекаБольшое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.
Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет
мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..
Исследование проблем мотивации в персональном управленииКлючевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.
Понимание
мотивации как побудителя человеческой активностиПроблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…
Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство
Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу
Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…
Современные
теории мотивации в образовательной деятельностиВ статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…
Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой
мотивацииИсследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.
Сущность и содержание понятия «
мотивация» в системе…Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.
Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.
Похожие статьи
Проблема мотивации в современном менеджментеВ процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.
Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из. ..
К вопросу о
мотивации профессиональной деятельностиБихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога…
Психологические механизмы развития
мотивации человекаБольшое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.
Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет
мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех. ..
Исследование проблем мотивации в персональном управленииКлючевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.
Понимание
мотивации как побудителя человеческой активностиПроблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы…
Исследование процесса мотивации в организации и разработка. ..Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство
Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу
Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют…
Современные
теории мотивации в образовательной деятельностиВ статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования…
Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой
мотивацииИсследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.
Сущность и содержание понятия «
мотивация» в системе…Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.
Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.
психологических факторов, определяющих поведение
Блейк ЛеМой
Блейк ЛеМой
blakelemoi.
com | Инновации в бизнес-аналитикеОпубликовано 22 августа 2019 г.
+ Подписаться
Мотивация определяется как процесс, который инициирует, направляет и поддерживает целенаправленное поведение. Мотивация — это то, что заставляет вас действовать, будь то стакан воды, чтобы утолить жажду, или чтение книги, чтобы получить знания.
Пристальный взгляд на мотивацию
Мотивация включает в себя биологические, эмоциональные, социальные и когнитивные силы, которые активируют поведение. В повседневном использовании термин «мотивация» часто используется для описания причин, по которым человек что-то делает. Например, вы можете сказать, что учащаяся настолько заинтересована в том, чтобы поступить на программу клинической психологии, что проводит каждую ночь за учебой.
«Термин «мотивация» относится к факторам, которые активируют, направляют и поддерживают целенаправленное поведение… Мотивы — это «почему» поведения — потребности или желания, которые управляют поведением и объясняют, что мы делаем. На самом деле мы не наблюдаем мотив; скорее, мы делаем вывод о его существовании на основании поведения, которое наблюдаем».
(Nevid, 2013)
Что именно стоит за мотивами наших действий? Психологи предложили различные теории мотивации, в том числе теорию влечений, теорию инстинктов и гуманистическую теорию. Реальность такова, что существует множество различных сил, которые направляют и направляют наши мотивы.
Не позволяйте стрессу взять верх над вами
Если вы чувствуете, что стресс берет верх над вашей жизнью, узнайте, как лучше справляться с его последствиями и найти утешение в удивительно простых занятиях.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Компоненты мотивации
Любой, у кого когда-либо была цель (например, желание сбросить 20 фунтов или пробежать марафон), вероятно, сразу понимает, что просто иметь желание чего-то достичь недостаточно. Для достижения такой цели требуется способность упорно преодолевать препятствия и выносливость, чтобы продолжать идти, несмотря на трудности.
Мотивация состоит из трех основных компонентов: активации, настойчивости и интенсивности.
- Активация включает в себя решение инициировать поведение, например записаться на занятия по психологии.
- Настойчивость — это непрекращающееся стремление к цели, даже если могут существовать препятствия. Примером настойчивости может быть посещение дополнительных курсов психологии, чтобы получить степень, хотя это требует значительных затрат времени, энергии и ресурсов.
- Интенсивность можно увидеть в концентрации и энергии, которые необходимы для достижения цели. Например, один студент может обходиться без особых усилий, в то время как другой студент будет регулярно учиться, участвовать в дискуссиях и пользоваться исследовательскими возможностями вне класса. Первому студенту не хватает интенсивности, а второй с большей интенсивностью преследует свои учебные цели.
Теории мотивации
Что на самом деле побуждает нас действовать? Психологи предложили различные теории для объяснения мотивации:
- Инстинкты: Инстинктивная теория мотивации предполагает, что поведение мотивируется инстинктами, которые являются фиксированными и врожденными моделями поведения. Психологи, включая Уильяма Джеймса, Зигмунда Фрейда и Уильяма Макдугала, предложили ряд основных человеческих побуждений, которые мотивируют поведение. Такие инстинкты могут включать биологические инстинкты, важные для выживания организма, такие как страх, чистота и любовь.
- Побуждения и потребности: Многие из ваших действий, таких как еда, питье и сон, мотивированы биологией. У вас есть биологическая потребность в еде, воде и сне. Таким образом, вы мотивированы есть, пить и спать. Теория влечений предполагает, что у людей есть основные биологические влечения и что ваше поведение мотивировано необходимостью реализовать эти влечения.
- Уровни возбуждения: Теория мотивации возбуждения предполагает, что люди мотивированы на поведение, которое помогает им поддерживать оптимальный уровень возбуждения. Человек с низкой потребностью в возбуждении может заниматься расслабляющими видами деятельности, такими как чтение книги, в то время как люди с высокой потребностью в возбуждении могут быть заинтересованы в захватывающих, вызывающих острые ощущения действиях, таких как гонки на мотоциклах.
Внешняя и внутренняя мотивация
Различные типы мотивации часто описываются как внешние или внутренние. Внешние мотивы — это те, которые возникают извне человека и часто связаны с наградами, такими как трофеи, деньги, общественное признание или похвала. Внутренние мотивы — это те, которые возникают внутри человека, например, решение сложного кроссворда исключительно для личного удовлетворения от решения проблемы.
Слово от Verywell
Понимание мотивации важно во многих сферах жизни, от воспитания до работы. Возможно, вы захотите установить лучшие цели и создать правильную систему вознаграждения, чтобы мотивировать других, а также повысить свою собственную мотивацию. Знание мотивирующих факторов и манипулирования ими используется в маркетинге и других аспектах промышленной психологии. Это область, в которой существует много мифов, и каждый может извлечь пользу, зная, что работает, а что нет.
Кендра Черри
Что такое операционное совершенство?
17 января 2022 г.
Проблемы современной рабочей силы
4 января 2022 г.
Эволюция продаж B2B
24 авг. 2021 г.
Стратегии для лучшей работы в сегодняшней новой бизнес-среде
8 июня 2021 г.
10 главных причин неудач продавцов
12 апр.
2021 г.Медицинские устройства и вывод их на коммерческий рынок
29 марта 2021 г.
Маркетинговые неудачи B2B — установите правильные KPI
3 марта 2021 г.
Как конвертировать потенциальных клиентов из вашей печатной рекламы
16 сент. 2020 г.
Труд — это большие затраты для малого бизнеса.
Получите максимум за свои деньги.10 сент. 2020 г.
Правда о фальшивых гуру маркетинга и их уловке №1
21 апр. 2020 г.
Другие также смотрели
Исследуйте темы
Мотив: определение, значение и синонимымотив
. Ваш мотив каждый день ходить в школу — это учиться. Или, может быть, мысль о гневе ваших родителей и стычке с прогульщиком — мотив достаточно.Слово мотив происходит от латинских слов motivus , что означает движение, и movere , что означает движение. Думайте о мотиве как о том, что побуждает вас к действию.