Понятие о памяти теории памяти: какие существуют законы, описание основных

Понятие о памяти.

 Психология

Психика человека может отображать не только предметы и явления действительности, которые в настоящее время непосредственно воспринимаются, но и восприняты человеком некогда. Результаты чувственного и рационального познания человеком мира становятся ее собственным опытом благодаря памяти. Память — это совокупность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. Благодаря ей человек способен воспринимать мир знакомых вещей, воспринятый образ является в некоторой степени независимым от условий восприятия и искажений. Память дает возможность существовать и развиваться мышлению и воображении.

С помощью знаний о своем прошлом человек может прогнозировать будущее и строить свое поведение. Знания о прошлом предыдущих поколений с помощью памяти могут быть присвоены человеком, и, таким образом, вообще становится возможными историческое развитие человечества. Потеряв память, человек теряет возможность нормально жить.

Вопрос о механизмах памяти исследуется в рамках ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.

Физиологами выяснено, что память обеспечивается совместной работой функциональных блоков мозга, большую роль среди которых играет блок приема, переработки и хранения информации. Нейроны этого блока способны сохранять следы возбуждений и сверять их с параметрами новой информации. Информация, поступающая некоторое короткое время циркулирует в замкнутых нервных кругах. Процессы запоминания и хранения представляют собой образование временных нервных связей между новой информацией и той, что уже была закреплена. Процесс воспроизводства представляет собой восстановление этих связей, а забывание — их торможения. Длительное сохранение информации находится под контролем лобных долей мозга и при их поражении процесс воспроизводства становится бесконтрольным.

Как показали биохимические исследования, возбуждение нейронов вызывают химические реакции, приводящие к изменению состава рибонуклеиновой кислоты (РНК). Повторное действие того же раздражителя будет вызывать такие же изменений», а способность молекул РНК меняться практически неограниченным количеством способов дает возможность хранить очень большое количество разнообразных следов. В отличие от молекул РНК, молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) являются носителями генетической памяти, сохраняют коды генотипа человека. Хотя некоторые виды ДНК принимают участие в процессах прижизненной памяти.

В течение развития психологической науки в рамках разных ее направлений возникали теории, имевших целью объяснения сущности памяти и ее закономерностей. Эти теории обращали внимание на различные аспекты проблемы исследования процессов памяти.

Ассоциативная теория раскрывает зависимость процессов памяти от характеристик материала, что запоминается. В основе объяснения механизмов памяти в этой теории лежит понятие ассоциации. Между явлениями, запоминающиеся, устанавливается связь, или ассоциация, которая затем влияет на воспроизведение материала.

При пригадуванні человек отыскивает цепочка связей, который приведет к нужного материала. Воспроизведение некоторого факта ведет к воспроизводству факта, с ним ассоциативно связанного, а запоминается то, что связано с уже имеющимся в памяти материалом. При исследованиях памяти в пределах ассоциативной теории были установлены типы образования ассоциаций: ассоциации по сходству (связь возникает между подобными фактами), за суміжністю (связь возникает между фактами, которые следуют во времени друг за другом), по контрасту (связь возникает между фактами, которые отличаются, противоположные друг к другу).

Гештальтпсихологічна теория подчеркивает зависимость процессов памяти от способов организации и структурирования материала, что запоминается. Чем четче будет организован материал, тем проще его запомнить. При этом отмечается на активной роли человека в структуризации материала путем ритмізації, перестройки, объединения или, наоборот, разъединение его различных частей.

В біхевіористичній теории закономерности процессов памяти рассматриваются, как подобные закономерностей образования двигательных навыков.

Ассоциации для бихевиористов — это элементы опыта человека, создаваемых в результате научения. Как и для формирования двигательных навыков, так и для формирования навыков сохранения материала в памяти нужные упражнения. В рамках этой теории установлено, что на эффективность закрепления материала влияет количество упражнений, промежуток времени между упражнениями, объем материала и индивидуально-психологические свойства человека, которая запоминает материал.

За когнитивной теории память рассматривается как некоторая структура, предназначенная для обработки информации. Эта структура состоит из разных блоков, отвечающих за распознавание информации, построение когнитивной карты, сохранение полученной информации и за воспроизведение ее в определенном виде. Процессы переработки информации (объединения, дополнение, изменение и другие) обеспечивают надлежащие изменения информации в блоках и переход ее из одного блока в другой.

В деятельностной теории рассматривается зависимость процессов памяти от деятельности человека. По этой теории, закономерности запоминания, сохранения и воспроизведения определенной информации определяются содержанием и структурой деятельности человека с этой информацией, мотивами, которые лежат в основе этой деятельности, отношением человека к ней.

В данной теории память рассматривается как вид деятельности, а именно, как мнемічна деятельность. Эта деятельность состоит из мнемических действий, направленных на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. С помощью этих действий человек конструирует мнемічний образ материала или его представление.

Таким образом, ассоциативная теория объясняет закономерности процессов памяти связью между элементами материала, который запоминается, гештальтпсихологічна теория — организацией материала, біхевіористична — характеристиками упражнений по закреплению материала. Деятельностная теория подчеркивает роль связи между памятью и деятельностью человека и не отрицает достижения других теорий памяти.



Назад  

Что такое память человека.

Теории памяти, понятие памяти

Что такое память человека. Понятие памяти как психологического процесса. Мнемические процессы. Типы мнемических процессов. Узнавание, запоминание, воспроизведение. Теории памяти: ассоциативная, гештальт, бихевиоризм и смысловая теории памяти. Внутренний мир человека состоит из множества эмоциональных и психологических составляющих, за счет высокого уровня развития психики. Постоянное развитие психики и ее составляющих обеспечивается накопление в процессе жизнедеятельности опыта, знаний и умений, т.е. каждый миг, впечатление, эмоция, переживание или яркое впечатление накладывает свой отпечаток.

Все пережитые эмоции, как положительные, так и отрицательные хранятся памятью человека очень долгое время и определяют дальнейшие действия, проявляются в виде ориентиров поведения и далее становятся предметом сознания. Так что такое память, из чего состоит и как протекают ее основные механизмы?

Что такое память человека в психологии

Такое понятие, как память можно охарактеризовать, как запечатление или сохранение полученной информации, последующее распознавание увиденного (услышанного), и дальнейшее воспроизведение прошлого опыта.

Благодаря памяти человек имеет возможность скапливать опыт и умения, учиться и постоянно познавать новое, совершенствоваться.

Память состоит из постоянно протекающих мнемических процессов, которые заключаются в том, что мы видим и распознаем и вспоминаем предмет, который уже когда-либо видели и или трогали.

Типы мнемических процессов

Существую разные типы мнемических процессов. Например, увиденный предмет, объект или какое-либо явление кажется нам уже знакомым. Такие процессы называются узнаванием.

Также человеческая психика может воспроизводить в памяти образы предметов, которые мы видели когда-то, но при этом не наблюдают в данный момент. Этот мнемический процесс носит название – воссоздание образов или воспроизведение.

Необходимо понимать, что воспроизведению поддаются не только реальные предметы, но и чувства, эмоции, переживания, как отрицательные, так и положительные.

Для того чтобы был процесс воспроизведения, необходимо, чтобы ему предшествовало запечатление или запоминание, которое приведет к сохранению образа.

Таким образом, можно сделать вывод, что память состоит из сложных механизмов, связанных друг с другом и переходим из одного в другой.

Память необходимо человеку, именно она позволяет с течением времени развиваться и совершенствоваться.

На сегодняшний день, наука психология добивается ответов на вопросы связанные с изучением всех крохотных деталей процессов памяти, механизмов запечатления, сопутствующих физиологических реакций и самое главное, что пока неизвестно человечеству – это максимальные границы человеческой памяти и возможности из расширения. Все это сложные задачи, требующие ответа, для дальнейшего усовершенствования и развития, в будущем.

Помимо этого, психологи ежедневно стараются разгадать тайны и прийти «к одному знаменателю» в вопросах временных ограничений сохранения образов, и условий и предпосылок для этого, а также изменения памяти, которые происходят в скрытом или латентном состоянии памяти. Но самое главное – это как именно эти изменения отражаются на человеке, как влияют на познавания процессов окружающего мира.

Теория памяти

Еще с давних времен человечество задавалось вопросом, что такое память человека и непосредственно психологическими связями между запоминанием и воспроизведением информации. Объясняя эти механизмы, появилось множество теорий и объяснений, которые разнятся и характеризуются некоторыми принципами, к примеру:

  • Ассоциативная теория Аристотеля;
  • Гештальт-теория;
  • Теория бихевиоризма;
  • Смысловая теория памяти.

Только рассмотрев каждую теорию в отдельности, можно определить особенности.

Ассоциативная теория Аристотеля

Предполагает, что все запоминание состоит в создании связи – ассоциаций. При этом существуют некоторые виды ассоциаций:

  • Ассоциация по смежности, которая заключается в том, что воспроизводя образы, память человека воспроизводит и эмоции, которые были пережиты в те моменты, как отрицательные, так и положительные.
  • Ассоциация по сходству, которая обеспечивается воспроизведением образов и всех признаков, которые с ним схожи. К примеру, увидев фотографию человека, сразу возникают представления о нем самом (характере, тембре голоса и прочее).
  • Ассоциация по контрасту заключается в процессах представления, которые основаны на контрасте, на противоположных образу признаках.

Гештальт-теории

Спустя время, одна теория сменялась другой, и вот настало время гештальт-теории, суть которой была совершенно противоположной. Теория обуславливалась не частичными ассоциативными элементами, а полноценной целостной организацией процессов – гештальтом. Направление изучения подобной теории стало носить название гештальтология, основным постулатом которой являются наличие целого, совокупность всех механизмов, систем и функций памяти, которые образуют представление и восприятие.

Теория бихевиоризма

Теория бихевиоризма, которая пришла на смену «гештальтам», во многом была схожа с ранее представленной теорией ассоциаций, лишь с одним значительным отличием – по теории бихевиоризма процесс запоминания должен был постоянно подкрепляться каким-либо стимулом, для качественного дальнейшего воспроизведения.

Смысловая теория памяти

Начало ХХ века в психологии ознаменовалось появлением новой смысловой теории памяти, смысл которой заключался в том, что все процессы и сопутствующие реакции, протекают прямопропорционально наличию или отсутствию смысловой связи, которая их объединяет. Так, доказательству подлежала теория о том, что процессы памяти неразрывно зависят от процессов мышления. Таким образом,  память, как осмысленная деятельность человека, зависит от поставленной задачи. Также было доказано, что действия, в отличие от мыслей, намного лучше запоминаются.

Недавними исследования доказали, что все процессы памяти связаны с биохимическими реакциями и модификациями РНК.

Помимо этого, в последнее время ученые стараются доказать и изучить определенные области мозга, отвечающие за сохранение и воспроизведение информации, а также характеризующие процессы забывания. Но об этом в других статьях.

Скачать инфографику. Что такое память

Данная статья входит в цикл статей о памяти.

Часть первая [Вы только что прочитали её выше] Что такое память. Теории памяти

Часть вторая. Физиология памяти

Часть третья. Продукты полезные для работы мозга и памяти

Проспективная память | Лаборатория памяти и сложного обучения

Краткое введение

 

Проспективная память — это запоминание отложенных намерений в соответствующее время или событие в будущем. Примеры проспективной памяти включают в себя: не забыть принять лекарство вечером перед сном, не забыть передать сообщение другу и не забыть собрать цветы для второй половинки на годовщину. Поскольку большая часть каждого дня тратится на формирование намерений и действие в соответствии с этими намерениями, неудивительно, что по крайней мере половина повседневного забывания связана с предполагаемыми провалами в памяти (Crovitz & Daniel, 19).84).

Текущие исследования в лаборатории (совместно с аспирантом Фрэнсисом Андерсоном) также использовали методы выборки опыта, чтобы показать, что мысли, связанные с планированием и выполнением предполагаемых намерений, составляют почти 15% всех ежедневных мыслей (см. Раздел ниже).

Важно понимать проспективную память не только из-за повсеместного спроса на проспективную память, но и потому, что сбои проспективной памяти могут быть разрушительными. Например, пилоты самолетов должны не забывать выполнять несколько действий последовательно перед взлетом и посадкой, и невыполнение любого из этих действий может привести к травме или смерти. Хотя предполагаемые сбои в памяти у экипажей самолетов случаются редко или приводят к травмам, Dismukes (2006) отметил, что почти 1/5 крупных авиационных происшествий можно отнести к предполагаемым сбоям в памяти. Более того, люди, которые должны помнить о приеме лекарств, зависят от своей предполагаемой памяти для поддержания своего здоровья. В одном исследовании (Nelson, Reid, Ryan, Willson, & Yelland, 2006) люди, которые сообщили, что забыли принять лекарство от артериального давления хотя бы один раз, имели значительно большую вероятность сердечного приступа или смерти, чем люди, которые не забыли принять лекарство от артериального давления. их лекарства. Поскольку забывание намерений может быть разрушительным, важно узнать больше о стратегиях, которые улучшают проспективную память. Для этого необходимо получить более глубокое понимание предполагаемой памяти, уделяя особое внимание тому, как воспоминания извлекаются. Понимая, как можно успешно восстановить намерения, можно сформулировать стратегии, которые будут способствовать эффективности и функциональности.

Центральной темой и причиной серьезных дискуссий в этой области было понимание механизмов, которые позволяют извлекать предполагаемые воспоминания. Теория подготовительных процессов внимания и памяти (PAM) утверждает, что стратегические, неавтоматические подготовительные процессы должны быть задействованы до возникновения целевого события, если мы хотим успешно восстановить намерение (Smith, 2003). Следовательно, намерение проспективной памяти может быть успешно извлечено только в том случае, если человек занимается мониторингом (сканированием целевого события или сохранением намерения в памяти) своего предполагаемого сигнала памяти. Кроме того, поскольку мониторинг не является автоматическим и потребляет много ресурсов, успешная проспективная память должна быть связана с затратами (замедлением или ошибками) в текущей задаче.

В качестве альтернативы теория мультипроцессов (см. McDaniel & Einstein, 2007 на странице публикаций) утверждает, что намерения могут быть выполнены не только посредством мониторинга, но и посредством относительно автоматического процесса спонтанного поиска. Интроспективно мы переживаем этот почти автоматический процесс, когда воспоминания «всплывают» в уме. В отличие от неавтоматических подготовительных процессов, которые необходимы для наблюдения, мультипроцессная теория утверждает, что при соответствующих условиях (см. Эйнштейна, Макдэниела и Андерсона в печати об условиях, способствующих спонтанному воспоминанию) появление цели может вызвать запоминание, не вызывая при этом никаких последствий. стоимость текущей задачи. Проще говоря, идея состоит в том, что намерение можно восстановить, не удерживая намерение в сознании. Например, во время похода в продуктовый магазин простой взгляд на кувшин с молоком может вызвать намерение, что у вас закончилось молоко и вам нужно еще! Основной целью исследований в этой лаборатории было обеспечение эмпирической поддержки существования процессов спонтанного поиска. Кроме того, нас интересовало взаимодействие между мониторингом и процессами спонтанного поиска (Scullin, McDaniel, & Shelton, 2013) и определение того, какие факторы заставляют человека полагаться на один механизм поиска, а не на другой (см. McDaniel & Einstein, 2000). .

Наше исследование

 

В настоящее время мы работаем над несколькими направлениями исследований в лаборатории, главной темой которых является попытка лучше понять лежащие в основе механизмы проспективной памяти, как эти механизмы действуют в реальном мире и как мы можем использовать это знание, чтобы улучшить способность людей выполнять намеченные действия.

ТЕОРИЯ ЗАДЕРЖКИ

Как упоминалось в Кратком введении, теория мультипроцессов утверждает, что намерения могут выполняться как ресурсоемкими процессами мониторинга, так и относительно автоматическими процессами спонтанного поиска. Большое количество доказательств для этой интерпретации в значительной степени зависит от наличия или отсутствия затрат на текущую задачу. Чтобы привести упрощенный пример, возьмем типичное намерение проспективной памяти: не забыть зайти в продуктовый магазин по дороге домой с работы. Если кто-то следит, ищет правильный поворот к продуктовому магазину и сохраняет намерение в уме, он может замедлить свое вождение (т. Е. Показать затраты на текущую задачу), потому что у него меньше ресурсов внимания, чтобы посвятить действие. Однако можно также быстро ехать, не думая о том, что нужно купить продукты, заметить магазин и спонтанно вызвать намерение.

Недавно предложенная теория задержки, однако, ставит под сомнение эту (справедливо) преобладающую интерпретацию и вместо этого предполагает, что затраты на текущую задачу (которая была взята для мониторинга) на самом деле обусловлены стратегическим решением воздержаться от ответа, чтобы позволить больше времени для накопления информации о предполагаемой задаче памяти. В случае спонтанного извлечения информация накапливается настолько быстро, что нет необходимости инициировать задержку. Эта теория поддерживается в первую очередь моделями накопления доказательств (например, моделями диффузии) и работой Хиткота, Лофта и Ремингтона (2015). В нашем собственном исследовании, работая в рамках той же модели моделирования, мы создали условия, в которых подчеркивалась отсроченная реакция или мониторинг поведения, и сравнили их со стандартным состоянием проспективной памяти, чтобы определить лежащие в их основе механизмы и модели поведения, которые они отражают (Anderson, Rummel, & McDaniel, 2018). Кроме того, у нас есть поведенческие доказательства манипулирования текущей и предполагаемой доступностью задач памяти, которые лучше подтверждают теорию многопроцессорности, чем теорию задержки (Anderson & McDaniel, находится на рассмотрении). Ссылки на эти исследования см. на странице Фрэнсиса Андерсона.

ВЫБОРКА ОПЫТА
Эй, приятель, почему бы нам не взять его за пределы… лаборатории

Большинство потенциальных исследователей памяти интроспективно предполагают, что тема важна, и что мы тратим много времени и умственных усилий на планирование и не забывая исполнять намерения. Именно это мы и говорим в «Кратком введении»; однако, за исключением нескольких исследований, таких как Crovitz и Daniel’s (1984), не так много исследований, прямо показывающих это. В одном из таких исследований использовались методы выборки опыта, чтобы определить, какая часть нашей умственной жизни посвящена размышлениям о будущем (Gardner & Ascoli, 2015). Они обнаружили, что значительное количество времени тратится на размышления о будущем, но их внимание явно не сосредоточено на предполагаемой памяти. Наше собственное исследование занимает другую методологическую позицию, но пытается решить некоторые из тех же основных вопросов. Самое главное, в течение обычного дня, сколько времени мы посвящаем перспективному планированию и запоминанию? Мысли о будущем (30%) встречались гораздо чаще, чем мысли о прошлом (13%), хотя преобладало мышление, ориентированное на настоящее (55%). Из всех мыслей примерно 15% были непосредственно связаны с планированием и выполнением намерений. Дальнейшие исследования попытаются использовать эту методологию, чтобы лучше понять, работает ли предполагаемая конструкция памяти в реальном мире так же, как в лаборатории.

Для получения дополнительной информации и обновлений о текущих исследованиях обращайтесь к Фрэнсису Андерсону по адресу [email protected]

Первое изображение: http://www.assignmentpoint.com/science/psychology/prospective-memory.html

Второе изображение: https://paton.io/enough-with-the-post-it-notes-7eeb6cce0c07

Долговременная память Тульвинга AO1 AO2 AO3

Достоверность

Существует множество исследований, подтверждающих отличия Тульвинга. Некоторые из них представляют собой тематические исследования пациентов с амнезией, таких как Клайв Уиринг, которые потеряли эпизодическую память, но сохранили семантическую память. Ухудшение состояния пациентов с деменцией также предполагает, что эпизодическая и семантическая память разделены, поскольку эпизодическая память теряется первой, а семантическая память — последней.

Классическое когнитивное исследование Baddeley (1966b) также подтверждает существование семантической памяти.

Баддели обнаружил, что участники испытывали затруднения со списками слов, связанными общей темой, что предполагает семантическое сходство, сбивающее с толку LTM. Несвязанные списки слов не сбивали с толку. Это говорит о том, что по крайней мере часть LTM работает семантически.

Современное исследование Schmolck et al. (2002) также поддерживает идею о том, что долговременная память находится в определенной части мозга — височной коре.

Талвинг провел исследование случая Кента Кокрайна (KC), который получил повреждение головного мозга в автокатастрофе в 1981 году. Как и Клайв Уиринг. В результате травмы гиппокамп KC был разрушен, и он потерял всю эпизодическую память. Однако К.С. мог все еще помнить вещи, которые он выучил из книг, такие как даты или определения (такие как разница между сталагмитом и сталактитом) — другими словами, его семантическая память была все еще неповрежденной. Это свидетельствует о разнице между эпизодической и семантической памятью.


Короткое видео интервью с Кей Си, которая помнит факты, но не личный опыт

Отличная статья о памяти KC

Примером этого является тематическое исследование К.Ф. , получивший повреждение головного мозга в результате мотоциклетной аварии. Подобно Клайву Уэрингу и К.С., К.Ф. получил повреждение височной доли, что сделало практически невозможным для него повторение новых воспоминаний. Однако Шаллис и Уоррингтон (1970) сообщают, что К.Ф. еще мог вспомнить эпизоды. Это проблема для модели с несколькими хранилищами (на которой основаны идеи Тульвинга), но она предполагает, что эпизодическая память является особым типом LTM.

Подожди — К.С. и К.Ф.? Они одинаковы? Нет, они разные, но имена у них обоих начинаются на К, и они оба пострадали от аварии на мотоцикле.

Возражения

Кажется, что семантическая и эпизодическая память опираются друг на друга и могут быть не такими уж отдельными. Например, если вы узнаете, что ваш муж или жена вам изменяют (эпизодическая память), вы, вероятно, станете им меньше доверять (семантическая память), что предполагает, что они связаны.

Повреждение височной коры головного мозга, по-видимому, вызывает проблемы с обоими типами памяти, как и слабоумие. Это говорит о том, что декларативная и недекларативная память расположены в одном месте и могут оказаться одним и тем же, работающим по-разному.

Сквайр и Зола (1998) проверили это. Они исследовали детей с амнезией (у которых никогда не было возможности приобрести семантический запас) и взрослых с амнезией (у которых были семантические и эпизодические воспоминания до повреждения мозга). Эпизодическая и семантическая память участников, по-видимому, нарушена в равной степени, что подтверждает идею о том, что две функции памяти связаны или даже являются одним и тем же.

эпизодическая и семантическая память сходным образом зависят от медиальной височной доли — Squire & Zola
Что насчет Кей Си? Сквайр и Зола предполагают, что проблемы KC были связаны с повреждением его лобной доли — другими словами, не с его памятью как таковой, а скорее с его способностью понимать и осмысливать свои собственные воспоминания.

Это приводит к окончательной критике идей Тульвинга — что действительно трудно дать измеримое определение эпизодической и семантической памяти. Это означает, что концепции Тульвинга не применимы на практике..

Различия

Идеи Тульвинга тесно связаны с Многоуровневой моделью памяти Аткинсона и Шиффрина , в которой предполагается, что LTM является отдельным хранилищем памяти от STM и что LTM создается путем повторения. Тулвинг согласился бы, но утверждает, что существуют разные типы кодирования, эпизодические и семантические. Шиффрин, похоже, пришел к этой точке зрения и в 2003 году добавил к своей модели Уточняющую репетицию.

Эти идеи также связаны с теорией числа 9.0039 Реконструктивная память и идеи Бартлетта о схемах . Схемы — это осмысленные модели информации: они могут быть стереотипами, но также и категориями («сельскохозяйственные животные», «кухонные приборы»), которые могут различаться от человека к человеку и от культуры к культуре. Другими словами, это отдельные семантические хранилища. Если идеи Тульвинга верны, это делает реконструктивную память более правдоподобной. Если реконструктивная память верна, то семантическая память может иметь гораздо большее влияние на эпизодическую память, чем предполагал Тульвинг, потому что схемы влияют на то, как мы реконструируем наши воспоминания.

Приложения

Различие между семантической памятью и эпизодической памятью помогает нам понять пациентов с потерей памяти, таких как Clive Wearing, K.C. или люди на ранних стадиях деменции. Хотя они могут быть сбиты с толку своей амнезией, они могут по-прежнему помнить отношения и значения, и это можно использовать, чтобы успокоить их и сосредоточиться. Показывать этим пациентам значимые вещи и заставлять их говорить о значении может быть типом .Терапия когнитивной стимуляции — например, заставить их рассказать о том, какие чувства вызывают у них знакомые песни или действия.

Добавить комментарий