Понятие об общении структура общения: Репозиторий БГПУ: Недопустимый идентификатор

» Понятие общение. Структура общения»

Урок – 1 Понятия «общение». Структура и средства общения

А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

Существование множества различных определений понятия «об­щение» прежде всего, связано с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других; социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и другие.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

На практике часто путают или отождествляют два понятия «отношение» и «общение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений

Общение включает в себя три стороны.

Первая – обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. (перцептивная сторона).

К структуре общения относятся:

коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

познавательный компонент

, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

интерактивный (контактный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Функции общения.

В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Информационно – коммуникативная функция – это передача и прием информации как некоего сообщения.

Регуляционно — коммуникативная функция – направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

Аффективно-коммуникативная функция — представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном и при непроизвольном действии.

Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели.

Средства общения зависят от уровня развития человека и его культуры.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Здесь важен вопросу средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга в его процессе. Главным средством общения является язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосоз­нания личности.

Большое значение в процессе общения имеют знаки.

Знак — это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Так, слово «стол» — это знак. Все знаки данного языка (напри­мер, русского) образуют систему знаков: слова «стол», «стул», «диван» и т.д. объединены общим представлением о мебели.

То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.

Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает.

Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надежда­ми, страхом, иными чувствами.

В послесловии к работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» его сподвижник А.Р. Лурия говорит о смысле слова как о «внутреннем значении», которое «…имеет слово для самого говорящего и которое составляет подтекст высказывания. Слова «Карету мне, карету!» вовсе не означают только, что Чацкий

указывает на карету и просит ее по­дать. Внутренний смысл высказывания заключается в том, что Чацкий разрывает с неприемлемым для него обществом, а восклицание героя вовсе не передача конкретного собы­тия, а «сгусток смысла «, который за ним стоит «.

Когда общение формализовано», в словах и поступках людей наи­более важным является их общепринятое значение. Для того чтобы обеспечить точность в фиксации этих значений, в своей професси­ональной деятельности юристы, дипломаты и ученые заботятся о строгости формулировок. В принципе это очень важно в любой про­фессиональной сфере деятельности. Если же в общении человек выступает как индивид и выражает собственные взгляды и чувства, то для собеседника, помимо общепринятого значения поведения, становится важным его личностный смысл.

Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида можно, лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.

Не все знаки, с помощью которых люди (вольно или невольно) сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявления­ми организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или, напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дро­жание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или сим­птомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.

Определенные культуры, однако, накладывают ряд требований при проявлении даже наиболее сильных и значимых для человека эмоций.

С этой точки зрения знаки подразделяются следующим образом:

— интенциональные — специально производимые для передачи ин­формации;

— неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций, которые человек хотел бы подчас скрыть (так, волнение студента перед аудиторией способны выдать дрожащие руки, даже если он хорошо владеет своим голосом и лицом).

Неинтенциональные знаки может содержать и речь (например, оговорки, в которых прорывается эмоциональное состояние говорящего). Неинтенциональные знаки могут содержать в себе информацию не только об эмоциональном состоянии партнера.

Так, акцент и едва заметные особенности произношения могут стать показателем места происхождения и жизни человека, а также социальной среды, в которой он воспи­тывался. Частые ссылки в речи на мнение какого-либо лица могут показать, на кого ориентируется в своих суждениях говорящий.

Поскольку неинтенциональные знаки прежде всего говорят о самом человеке, его непосредственных, спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать.

Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.

1. Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица -мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмо­циональные реакции человека. Именно эти особенности и называ­ются кинетикой.

2. Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, осо­бенности организации контакта.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы представляют собой «добавки» к вербальному общению.

Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашли­вания, смеха, а также темп речи.

3. Проксемика (от англ, proximity — близость). Основатель про-ксемики Э. Холл называл ее пространственной психологией.

4. Визуальное общение — контакт глаз.

Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддер­жания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоцио­нальным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника.

О чем могут сообщить невербальные средства общения?

Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важ­ные моменты сообщения.

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания — «направо», «два квартала» и т. д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содер­жание высказывания.

Вот что писал по этому поводу известный исследова­тель сценической речи С. Волконский: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет беско­нечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая».

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы «, и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое нега­тивное отношение, мы можем придать с помощью соот­ветствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас», «будьте любезны» и са­мые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Источники:

1.https://studfiles.net/preview/955949/page:2/

2.https://mydocx.ru/6-18437.html

3

Контрольная работа — Общение. Структура общения

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 20.26 КБ
  • добавлен 30 мая 2011 г.

Cодержание.
Понятие и виды общения.
Функции общения.
Структура общения.
Техника и приемы общения.
План изучения учителем общения в учебной группе (классе).

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Деловое общение
  1. Академическая и специальная литература
  2. Междисциплинарные материалы
  3. Теория коммуникации
  1. Академическая и специальная литература
  2. Связи с общественностью (PR)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Социологические дисциплины
  3. Социология массовых коммуникаций
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Коммуникативная лингвистика
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Межкультурная коммуникация

Смотрите также

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 133 КБ
  • добавлен 06 августа 2010 г.

Введение. Общая характеристика общения. Понятие и виды общения. Проблема структуры общения и функции общение. Общение – основа межличностных отношений. Факторы, определяющие межличностное общение. Типы взаимодействий людей в общени. Развитие общения и его роль в психическом развитии человека. Развитие общения Роль общения в психическом развитии человека. Заключение. Библиографический список

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 116.5 КБ
  • добавлен 23 ноября 2011 г.

ВГТУ, Витебск, 2010, 20 страниц. Общение как основная сфера жизнедеятельности личности. 1. Общение – ведущий фактор развития личности. 2. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный. 3. Общительность как качество личности. 4. Деструктивное общение личности, факторы дезорганизующие общение.

Контрольная работа

  • формат docx
  • размер 31.72 КБ
  • добавлен 10 апреля 2011 г.

Определение понятия «общение». Средства общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

Курсовая работа

  • формат doc
  • размер 284 КБ
  • добавлен 17 декабря 2011 г.

СГА Направление: психология Дисциплина: общая психология Содержание Введение Общение как социально – психологическое явление Понятие общения и его связь с деятельностью Структура общения Содержание и формы общения Общение и его основные аспекты Формы и виды общения Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложение А. Стили общения Приложение Б. Схема мимических признаков

Реферат

  • формат doc
  • размер 128.5 КБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

22 стр. Содержание Введение Понятие делового общения Виды делового общения Структура и функции общения Коммуникативная функция общения Интерактивная и перцептивная функции общения Специфические особенности делового общения Диалоговое общение Групповые формы делового общения Заключение Библиография

Реферат

  • формат doc
  • размер 210 КБ
  • добавлен 03 марта 2010 г.

Введение. Основные характеристики общения. Функции и структура общения. Цели и содержание делового общения. Стили общения. Деловое общение: функции, параметры, способы. Вербальные и невербальные средства общения. Методика устного выступления. Стратегия ведения переговоров. Беседа как форма делового общения. Совещание – форма делового взаимодействия. Деловой этикет: правила, нормы, условности. Имидж в деловом общении. Заключение. Литература.

Реферат

  • формат doc
  • размер 31.43 КБ
  • добавлен 08 марта 2011 г.

Введение. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Связь общения и деятельности. Структура общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Процесс общения техника и основные приемы. Заключение. Список литературы.

Реферат

  • формат doc
  • размер 43.01 КБ
  • добавлен 03 июля 2011 г.

Понятие общения и коммуникации. Функциями общения являются. Информационная. Перцептивная. Интерактивная. Виды общения по содержанию, целям, средствам. Виды общения по содержанию. Примеры. Виды общения по целям. Примеры. Виды общения по средствам. Примеры. Деловое общение. Личностное общение. Инструментальное общение. Целевое общение. Используемая литература.

  • формат doc
  • размер 809 КБ
  • добавлен 14 октября 2011 г.

Семиченко В.А. Психология общения.— К.: «Магістр-S» 1998г. — 152с. Теоретическая часть. Функция общения в жизни человека. Структура и виды общения. Общение как психологический фактор развития человека. Взаимоотношения между людьми в процессах общения. Социальная перцепция. Качества, значимые для общения. Техника общения. Межличностные конфликты. Особенности психологического общения. Практическая часть. Методические указания. Обсуждения основн…

Шпаргалка

  • формат doc
  • размер 232 КБ
  • добавлен 15 мая 2011 г.

Общение как социально-психологическая категория, его виды. Структура и функции общения. Восприятие и понимание в процессе общения. Характеристика делового общения: понятие, принципы, функции. Структура делового общения. Признаки делового общения. Конфликт, предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Разновидности конфликтов. Стадии развития конфликта. Способы разрешения конфликта. Переговоры как разновидность общения. Стратегии ведени…

Все, что вам нужно знать

Организационная коммуникация состоит из всех сообщений, отправленных и полученных в рамках определенной рабочей среды взаимозависимым лицам, работающим над общими целями. Чтение 3 мин.

Организационная коммуникация: все, что вам нужно знать

Организационная коммуникация состоит из всех сообщений, отправленных и полученных в рамках конкретной рабочей среды взаимозависимым лицам, работающим над общими целями. Организационная коммуникация имеет имплицитные и эксплицитные вербализации.

Его функция заключается в выполнении задач, связанных с ролями или обязанностями сотрудников в производстве, продажах и услугах для организации. Большая часть разговоров сосредоточена вокруг решения проблем, проверки соответствия и внесения изменений в контекст рабочей среды.

Более формализованная организационная коммуникация включает в себя поддержание политик, формирование процедур и правил, которые обеспечивают основу для поддержки повседневной работы предприятия. Часть организационной коммуникации включает в себя построение отношений, необходимых для достижения целей, с внутренними организациями, а также с внешними поставщиками и надзорными органами. Все взаимодействие создает климат и культуру в бизнесе через общие ценности, отношения и методы. Для руководства это означает создание эффективных и действенных практик, чтобы директивы доходили до человека, которому они должны. По мере сбора информации она используется для координации действий по достижению целей.

Как зародилась область организационной коммуникации

Рим и Греция начали процесс организационной коммуникации с традициями устной риторики. По мере того, как культуры развивались от городов-государств к правительствам, возникла потребность в общении через бюрократию. Восточные ученые начали находить способы наладить поток информации, поддерживать целостность и повышать качество сообщения, поскольку официальные лица разговаривали друг с другом и с народом. В 20 -м веке ученые начали изучать организационные структуры, производительность и организационную эффективность в связи с организационной коммуникацией из-за промышленной революции. Это коррелировало с получением более высокой прибыли и поддержанием эффективности.

Один из первых консультантов по менеджменту, известный как Фоллетт, изучал сложность сообщений, участие работников в организациях и выбор каналов связи. Позже Бернар поставил коммуникацию в центр организационного процесса. Чтобы организации преуспели, должен был произойти определенный уровень взаимодействия. В 1942 году Александр Херон написал книгу под названием «Обмен информацией с сотрудниками». Он обрисовал в общих чертах общение менеджера и сотрудника.

Патнэм и Чейни разделили организационную коммуникацию на три компонента:

  • Общий адрес
  • Убеждение
  • Социальные науки

Дальнейшие исследования связали исследования в области социальных наук с общением в малых группах, массовым общением и межличностным общением. Другие видели организационную коммуникацию несколько иначе, например, Реддинг и Томпкинс, которые настаивали на том, что это письмо, убеждение и управленческая коммуникация. Вторая мировая война положила начало крупномасштабным промышленным коммуникациям. К 1970-м годам было собрано достаточно эмпирических исследований, чтобы создать философию, которая переместила ее в академическую сферу в качестве степени.

Организационная коммуникация сегодня

Благодаря новым коммуникационным технологиям и Интернету коммуникация развилась, включая организационную коммуникацию. Он колеблется между публичными выступлениями в различных формах и уровнями взаимодействия в глобальных организациях.

Согласно Патнэму, Чейни и Киму существует восемь основных традиций.

  1. Каналы связи
  2. Климат связи
  3. Сетевой анализ
  4. Начальник связи и подчиненный
  5. Обработка информации
  6. Риторическое общение
  7. Политическая коммуникация
  8. Культурное общение

Количественные методы были введены в смесь, чтобы помочь предсказать поведение во время организационных коммуникаций.

Изучение организационной коммуникации

Эта дисциплина используется не только для улучшения коммуникации в организации. Он также использовался, чтобы показать, как люди становятся маргинализированными репрессивными группами или оказываются в невыгодном положении. Подобно культурным исследованиям, в исследованиях организационной коммуникации используются методы интерпретативного исследования.

Организационная коммуникационная структура

Организационная коммуникационная структура рассматривает пути в системе сообщений, чтобы увидеть, где происходит взаимодействие и кто с кем разговаривает. Существует формальная система связи, которая использует официальные каналы для обмена сообщениями между организационными должностями. Часто поток можно определить по организационным схемам и руководствам по политике. Формальные коммуникации текут вниз, вверх и горизонтально.

  • Нисходящая коммуникация имеет дело с планами, обратной связью, производительностью, обучением и делегированием работы.
  • Восходящая коммуникация имеет дело с жалобами, запросами и работой организации.
  • Горизонтальная коммуникация связана с сотрудничеством и координацией рабочих задач или сбором ресурсов.

Неформальное общение определяется как эпизоды взаимодействия, которые не отражают официальные каналы общения. Неформальное общение является неотъемлемой и желательной частью организации.

Организационная культура

Организационная культура создает социально сконструированные реальности. Культура использует такие интерпретации для создания корпоративных ценностей или философии, чтобы связать сотрудников в работе. Он одобряет одни действия и запрещает другие. Он может снизить производительность или вывести ее на высший уровень. Знание того, что такое организационная культура, означает знание того, какие пути лучше всего подходят для достижения успеха.

Если вам нужна помощь в организационном общении, вы можете опубликовать свою юридическую потребность на торговой площадке UpCounsel. UpCounsel нанимает на свой сайт только 5% лучших юристов. Большинство из них имеют 14-летний юридический стаж и работали как с малым бизнесом, так и с корпорациями. Их уровень знаний гарантирует вам самые лучшие и последние юридические консультации.

Что такое структура связи? Определение и типы

Суджан

Содержание страницы

Что такое структура связи?

Коммуникационная структура — это шаблон, реализованный в организации для поддержания потока информации. Он регулирует поток информации внутри организации.

Коммуникационная структура также называется коммуникационной сетью или коммуникационным каналом. Для беспрепятственного потока информации необходимо установить различные формальные коммуникационные сети. Такие сети делают общение более интересным и эффективным.

Хотя управление различными коммуникационными структурами в больших организациях сложно, при правильном управлении оно обеспечивает эффективную передачу информации. В зависимости от организационной культуры, характера работы, задействованных людей и т. д. могут использоваться различные структуры.

Типы коммуникационных структур

Следующие пять основных типов коммуникационных структур.

Цепная структура

В цепной коммуникационной структуре существует вертикальная восходящая и нисходящая форма связи. В этой структуре есть все, что есть в организационной цепочке подчинения.

В этой цепочке человек может общаться только со своим непосредственным начальником и подчиненным. Информационные потоки в виде цепочки. Если топ-менеджер хочет общаться с сотрудниками более низкого уровня, информация должна идти сначала от топ-менеджера к менеджеру среднего звена.

А, от менеджера среднего звена до сотрудников низшего звена. И сотрудники низшего звена передают сообщение среднему, а средний — высшему менеджеру. Информация поступает последовательно. Таким образом, эта коммуникационная структура требует больше времени.

Структура Y

В этой структуре вся информация контролируется двумя главными людьми на верхнем уровне, например – менеджером А и менеджером Б. Таким образом, форма этой коммуникационной сети становится похожей на букву Y.

Только ограниченная информация распространяется высшими менеджерами через единую цепочку подчинения. Эта структура более популярна в функциональных организациях.

Структура колеса

Форма конструкции колеса напоминает колесо автомобиля или мотоцикла. Здесь центральное лицо, то есть менеджер, имеет решающее значение. Менеджер обладает всеми полномочиями для связи.

Эти типы коммуникационных структур встречаются в централизованных организациях. В этой структуре сотрудники должны общаться только с одним руководителем и через него.

В этой структуре колеса сотрудники не имеют права общаться друг с другом для обмена служебной информацией. Они должны общаться один за другим с менеджером, чтобы получить и поделиться информацией. Эта структура быстрее и подходит для рутинных задач, но является и самой авторитарной структурой.

Круговая структура

Это боковая или горизонтальная форма конструкции. В этой структуре человек может общаться со своими правыми и левыми людьми, но не с другими в своей группе.

Например, на собрании вы можете общаться только с двумя людьми, один с правой стороны, а другой с левой. Чтобы общаться с другими, вы должны попросить своих соседей спросить их. Таким образом, недостатком круговой структуры является то, что общение становится медленным.

Структура свободного потока

Бесплатную структуру также называют общесетевой структурой. В такой коммуникационной структуре нет ограничений в потоке информации. Это децентрализованная и неформальная форма коммуникационной сети. Лидер группы не обладает исключительной властью контролировать членов группы.

Каждый может свободно общаться с кем угодно в организации. Нет ограничений по уровню и субординации при общении.

Добавить комментарий