Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.
В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.
Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.
Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности.
Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.
Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).
Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.
Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.
Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.
Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.
Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.
Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.
Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.
В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.
В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.
Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.
Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.
Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.
В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.
Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
- Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
- Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
- Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
- Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
- Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ. Общая психология
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ. Общая психологияВикиЧтение
Общая психология
Первушина Ольга Николаевна
Содержание
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХИКИ
Основными функциями психики являются отражениеи регулирование .
Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функцию регуляции поведения» [4].
Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.
Тогда функциональная структура психики человека в общенаучных категориях выглядит так:
Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях
(по В. А. Ганзену[5])
Функциональная структура психики человека в психологических понятиях
(по В. А. Ганзену[6])
Функциональная структура психики (в психологических категориях), представленная в радиально-круговой системе координат
(По В. А. Ганзену[7])
Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат имеет явные преимущества. Она обладает большой целостностью, лучше согласована с возможностями отражающей системы человека, здесь значительно нагляднее проявляются соотношения между компонентами психики.
Приведенные схемы структуры психики касаются прежде всего ее сознательного уровня. Следует однако помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т. д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское «Ид» – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы:
Индивидуальное бессознательное:
– тень (аналог фрейдовского «Ид»)
– Анима и Анимус
– самость
Коллективное бессознательное
С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.
Литература:
1. Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 4-т. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.
2. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984.
3. Кузьмин В. П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода. //Психол. журн. – 1982, т. 3.
4. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии. – М.: Мысль, 1972.
5. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. – М.: Наука, 1982.
6. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРЕХСЛОЙНОГО МОЗГА
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ТРЕХСЛОЙНОГО МОЗГА В течение десятилетий невролог Пол МакЛин был главой Департамента эволюции и поведения мозга в Государственном институте здоровья — одном из лучших исследовательских центров нашего времени. Его выдающиеся исследования
3.
1. Функции и структура общения3.1. Функции и структура общения Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в
Основные функции и структура педагогического общения
Основные функции и структура педагогического общения Социально-педагогический смысл труда учителя заключается в содействии психическому развитию ученика, а главным «инструментом» в этом плане выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
Психика и организм.
Психика, поведение и деятельность. Основные функции психикиПсихика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе
Структура психики
Структура психики Психика как функция мозга состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах, которые лежат в основе регуляции жизнедеятельности организма. Мозг психически отражает материальную действительность, в результате чего формируются
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Человек в процессе
Структура психики
Структура психики Психика как функция мозга состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах, которые лежат в основе регуляции жизнедеятельности организма. Мозг психически отражает материальную действительность, в результате чего формируются
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики К психическим процессам традиционно относят восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь, которые являются ведущими составляющими деятельности человека. Для реализации
Структура психики
Структура психики Психика как функция мозга состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах, которые лежат в основе регуляции жизнедеятельности организма. Психикой обладают и человек, и животные. При этом ее обозначают также как «сознание». Психика
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
1.
2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
Части разума и их основные функции
Разум состоит из двух основных частей: сознания и подсознания.
Сознание прибл. 10% нашего разума, и он состоит из четырех частей:
- рациональный
- аналитический
- сила воли
- временная память (ограниченная)
Сознание отвечает за анализ, мышление, планирование и кратковременную память.
Рационализация наших действий помогает нам оставаться в здравом уме. Нам нужна структура, порядок в нашей повседневной жизни.
Аналитический ум распознает проблемы и находит решения для их устранения, используя силу воли и кратковременную память. Поскольку они носят временный характер, реальные внутренние изменения не могут произойти в сознательном уме.
Изменение исходит из подсознания , занимающего ок. 90% нашего разума. Подсознание состоит из:
- долговременной памяти
- эмоций и чувств
- привычек и моделей поведения
- непроизвольных функций организма
- творчество
- воображение
- стадии развития
- интуиция
- убеждения
- вегетативная нервная система
Это наиболее мощная часть разума. Долговременная память хранит каждый фрагмент полученных данных и связывает их с эмоциями, чувствами и убеждениями. Мы созданы из нашего прошлого. Мы думаем, видим и делаем что-то, основываясь на нашей долговременной памяти и связанных с ней чувствах. Гипнотерапия должна использовать эту часть мозга, чтобы добиться реальных изменений в поведении, привычках, чувствах или убеждениях клиента. Гипнотерапия связывает клиента с проблемами и предлагает решение, изменение подсознания.
Вегетативная нервная система, отвечающая за наши автоматические процессы, такие как дыхание и прием пищи, биение сердца и кровообращение, находится в подсознательной части мозга. Наше восприятие мира, а также наше творчество и воображение хранятся здесь, и гипноз использует их для процесса изменения. Здесь хранятся убеждения, поэтому, воздействуя на эту часть мозга с помощью гипноза, мы можем изменить поведение и добиться желаемого результата. Если вы верите в изменения, ваше тело тоже будет реагировать в долгосрочной перспективе.
Какая часть разума находится под контролем и почему?
Подсознание контролирует ситуацию, потому что оно обрабатывает большую часть информации об окружающей среде. Сознательный разум работает с недавно полученной информацией, а также анализирует, думает и планирует. Сознательный разум не может обрабатывать всю информацию, которую можно получить в каждый момент нашей жизни, он выбирает, на чем сосредоточиться. Пример: пока я пишу эти строки, я не концентрируюсь на тысячах других вещей, таких как пение птиц снаружи или ощущение стола под моими локтями. Как правило, наш сознательный разум может обрабатывать только около 7 блоков информации одновременно. Фильтруем и удаляем ненужную нам информацию. Это позволяет нам воспринимать жизнь осмысленно и сохраняет рассудок.
Волновая активность мозга
Человеческий мозг производит электрическую активность, которую можно измерить волнами. Мы можем измерить частоты мозга в герцах с помощью ЭЭГ.
Существуют разные мозговые волны в разных состояниях сознания.
Бета-волны находятся в сознании, в бодрствующем состоянии и имеют частоту 14-30 Гц. В этом состоянии доминирует сознательный разум.
Альфа-волны находятся в мечтательном, творческом, расслабленном, бдительном, но с закрытыми глазами состоянии, измеряя 8-13 Гц. В этом состоянии сознание менее доминирует, а подсознание выходит на первый план. Это легкое, гипнотическое состояние транса. Сознательный разум может не замечать разницы между воображаемой и физической реальностью; поэтому в этом состоянии следует делать гипнотические внушения.
Тета-волны возникают в сновидениях, гипнотическом, медитативном, подсознательном или бодрствующем гипнотическом состоянии (например, при занятиях спортом) и имеют частоту 4–7 Гц. Повторяющиеся движения и звуки могут привести вас к тета, где доминирует подсознание. В этом состоянии можно исследовать прошлый опыт и эмоции; это состояние для регрессии и гипно-анестезии.
Дельта-волны возникают в бессознательном состоянии, когда мы спим, с частотой 0,5-6 Гц.
Мозг может функционировать более чем на одной волне одновременно, но гипноз не может происходить на бета- или дельта-волнах.
понятие о психике | Journal Psyche
Архивы тегов: концепция психики
Мало кто оказал такое большое влияние на современную психологию, как Карл Юнг; мы должны поблагодарить Юнга за такие концепции, как экстраверсия и интроверсия , архетипы , современный анализ сновидений и коллективное бессознательное . Психологические термины, придуманные Юнгом, включают архетип , комплекс, синхронность , и именно на основе его работы был разработан индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), популярный сегодня основной продукт личностных тестов.
Среди наиболее важных работ Юнга был его глубокий анализ психики, который он объяснял следующим образом: « Под психикой я понимаю совокупность всех психических процессов, как сознательных, так и бессознательных », отделяя понятие от общепринятое понятие разума, которое обычно ограничивается процессами только сознательного мозга.
Юнг считал, что психика является саморегулирующейся системой , похожей на тело, которая стремится поддерживать баланс между противоположными качествами, постоянно стремясь к росту, процесс, Юнг назвал « индивидуация » .
Юнг рассматривал психику как нечто, что можно разделить на составные части с комплексами и архетипическими содержаниями, персонифицированными в метафорическом смысле и функционирующими скорее как вторичные самости, которые вносят свой вклад в целое. Его концепция психики разбита следующим образом:
Эго
Для Юнга эго было центром поля сознания , частью психики, где находится наше сознательное осознание, наше чувство идентичности и существования. Эту часть можно рассматривать как своего рода «командный штаб», организующий наши мысли, чувства, чувства и интуицию и регулирующий доступ к памяти. Это та часть, которая связывает внутренний и внешний мир вместе, формируя то, как мы относимся к тому, что является внешним по отношению к нам.
То, как человек относится к внешнему миру, согласно Юнгу, определяется его уровнем экстраверсии или интроверсии и тем, как он использует функции мышления, чувства, ощущения и интуиции. Некоторые люди развили больше одного или двух из этих аспектов, чем другие, что формирует их восприятие окружающего мира.
Происхождение эго лежит в архетипе себя, где оно формируется в ходе раннего развития, когда мозг пытается добавить смысл и ценность своему разнообразному опыту.
Однако эго — это всего лишь небольшая часть самости ; Юнг считал, что сознание избирательно, а эго — это часть личности, которая отбирает наиболее важную информацию из окружающей среды и выбирает на ее основе направление, в то время как остальная информация погружается в бессознательное. Поэтому оно может проявиться позже в виде снов или видений, проникая таким образом в сознательный разум.
Личное бессознательное
Личное бессознательное возникает в результате взаимодействия между коллективным бессознательным и личностным ростом и было определено Юнгом следующим образом:
«Все, о чем я знаю, но о чем в данный момент не думаю».