Чья субъективная реальность? / Концепции, философия / Независимая газета
Давид Дубровский. Сознание, мозг, искусственный интеллект: сборник статей. – М.: Evidentis, 2007. – 272 с.
Книга известного русского философа Давида Дубровского представляет собой сборник статей последних лет, за исключением одной, опубликованной в журнале «Вопросы философии» в 1979 году и посвященной проблеме расшифровки информационных кодов. Давид Израилевич много лет занимается проблемой «сознание и мозг», ставшей настоящим скандалом в аналитической философии.
Дубровский – автор теории субъективной реальности, известной по полемике вокруг проблемы идеального с философом Эвальдом Ильенковым. Дубровский реабилитировал индивидуальное сознание в то время, когда в соответствии с гегелевско-марксистской парадигмой во всем доминировала тема общественного сознания: «Взятая в общем виде проблема идеального имеет своим специфическим объектом именно субъективную реальность как персональную целостность «я» и как всякое отдельное, дискретизированное явление в единстве рефлексивного и арефлексивного, актуального и диспозиционального.
Исходя из понятия субъективной реальности и отстаивая информационный подход к решению проблемы, Дубровский надеется совместить концептуальные языки функционализма и информационизма. «Разработка проблемы «сознание и мозг», – отмечает философ, – предполагает прежде всего ответ на вопрос о том, как связано явление субъективной реальности с мозговыми процессами. С позиций информационного подхода эта связь представляет собой кодовую зависимость. Всякое явление субъективной реальности (в качестве информации) воплощено в определенной нейродинамической системе, закодировано в ней. Поэтому оно способно (как информация) выполнять каузальную функцию».
После того как парадигма функционализма потеснила парадигму физикализма, редукционизм в решении проблемы «сознание и мозг» претерпел качественные изменения. Дубровский предложил понятие информационной причинности, согласно которой «в силу принципа инвариантной информации по отношению к физическим свойствам ее носителя цель и результат управления в самоорганизующейся системе определяются именно информацией, а не физическими свойствами ее носителя самими по себе». Таким образом, деятельность психики может быть корректно определена в качестве разновидности информационной причинности.
Тайна информационного подхода, предложенного Дубровским, заключается в «расшифровке мозговых нейродинамических кодов явлений субъективной реальности». Живя в эпоху постинформационного общества, когда, по словам философа Валерия Савчука, преодолевается острый дефицит информации, характерный именно для информационного общества, Дубровский рассчитывает на то, что дешифровка кодов послужит философским камнем для создания подлинного искусственного интеллекта. В этой связи вспоминается книга французского философа Жана Бодрийяра «Прозрачность зла», в которой он объяснил желание человечества создать мыслящие машины тем, что люди усомнились в собственном разуме, оказавшись придавленными его чудовищной и бесполезной тяжестью. Бодрийяр выражал опасение по поводу того, что «искусственный интеллект и его техническое оснащение сольются в протез, где не будет места мысли как таковой», однако пока все попытки создания искусственного разума соответствуют уровню интеллектуального эксперимента.
22. Понятие и содержание субъективной реальности. Основные подходы к решению проблемы идеального в современной философии.
В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Субъективная реальность
Проблема Идеального и решение ее в современной философии. М.Бом пишет « Современная наука во многом сходится с мистикой , которая развивается на основе мифологии. Это свойство наиболее ярко проявляется в следующем: И мистика и наука ставят вопрос о источнике. И мистика и наука сокрализуют мир, придавая ему момент духовности. Так как человек изменяет окружающий мир воздействуя на него через систему своих фундаментальных ценностей. Современный человек не может обойтись без представлений о красоте, как всемогущем.
Проблема идеального:
Данная проблема является фундаментальной проблемой, она помогает понять процесс возникновения образного мышления и его перехода к системе абстракций. Приоритет в разработке идеального принадлежит советской философской школе. Выделяется 4 направления.1- Ильенкова, 2- Дубровского, 3- Лившица, 4 – синтет. теория идеального В. Пивоварова.
Ильенков считает, что идеальное – это форма существования объективной реальности. Идеальное существует независимо от существования его носителя. Идеальное существует не только в голове, но и в реальности, в мире .И свою концепцию он строит на философии Платона, учение о идеях, которое существует вне материи и определяет ее. Идеальное – это реально существующее явление, схема реальной предметной деятельности человека, согласующаяся с формой вне головы, вне мозга, схема деятельности , а не сама деятельность, в ее плоти и крови.
Ильенков считает, что идеальное возникает на основе социально- преобразующей деятельности человека. А деятельность есть ни что иное как совокупность практических действий и трудовых операций по возникновению и созданию какой-либо вещи, в идеальном понятии нам дан не образ а схема производственной деятельности человека, которая имеет для человека значимость закона бытия, алгоритма. Об этом писал Бриджмен, который утверждал: «Вся историческая деятельность человека отражена и сохранена в его языке и существует в виде предметов культуры, обладающих универсальным эстетическим ходом». Идеальное существует в виде: 1-всеобщего закона , который определяет производственную деятельность человека, 2 – нормы общественного сознания, 3 – эстетический идеал, 4- Закодированные памятники культуры.. Идеальное это закон человеческого бытия. Дубровский резко противопоставляет свою концепцию Ильенкову. Идеальное это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическим процессом определенного типа.
Возвращаясь к дискуссии Ильенкова и Дубровского, можно сделать следующий вывод: противоположность их концепций отражает различную природу идеального и духовного. Идеальное — это отражение на уровне объективной реальности и оно свойственно не только человеку, но и машине и всей природе в целом, представляя из себя, таким образом, высшее системное свойство сложноорганизованных функциональных систем.
Все духовное по способу своего бытия и проявления идеально, но не все идеальное имеет духовное содержание. Действительно, мы имеем такое явление, как искусственный интеллект, свойственный машине, кроме того, по Ильенкову, идеальное связывается главным образом с опредмеченными результатами деятельности: форма стоимости, икона, формы государственно-политической организации жизни, которые, по его мнению, являются субъективными в социуме по отношению к природе, но не к человеку. Идеальное — это мостик, это канал связи, по которым духовное входит в сферу сознания и через него в социум.
Идеальное доступно практически бесконечному тиражированию, духовное всегда индивидуально и неповторимо. Их различие такое же, как отличие картины мастера {И.Е. Репина «Бурлаки на Волге») от соответствующей репродукции, тиражированной миллионными экземплярами.
Идеальное и по форме, и по содержанию доступно машине и может существовать вне и без человека. Духовное живет только в человеке, для человека и только ему доступно. Оно возникает через переживание, являющееся наиболее адекватным способом реализации ценностного отношения. Оно всегда связано с идеалом, с определенным способом его реализации.
Духовное появляется там, где возможности идеального оказываются исчерпанными и оно останавливается в бессилии разрешить задачу, стоящую перед ним. Это такие вопросы, которые поставил перед собой еще И.Кант: есть бог или нет, бессмертна душа или смертна, это проблемы свободы воли и целостности мира, выраженные в его антиномиях. Данные проблемы выходят за пределы разума, это надмировые проблемы, ибо мир для Канта — это идея, «только создание разума» [172, т. 3, с. 460]. Разум, а для нас он идеальное, не способен разрешить эти проблемы, оставляя их решение вере, духовному, поэтому ему, как заяалял Кант, «пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере» [172, т. 3, с. 95].
Идеальное — это составная часть природного бытия. Духовное — это не составная часть природы, а ее высшая качественная ценность, присущая человеку, как иной новой форме бытия. Духовное не подвластно количественным факторам и на части не делится.
Духовное, высшие духовные ценности могут быть приобретены только собственным жизненным опытом, духовным трудом по их овладению. Тогда как идеальное навязывается человеку, приобретается, присваивается им, не затрагивая при этом глубинные основы внутреннего мира человека.
Разводя идеальное и духовное, мы тем самым разводим понятия «сознание» и «душа». Две тысячи лет назад термин «сознание» (психика) был вполне уместен в философии, хотя уже Плотин различает сознание и душу, указывая, что сознание — это воспоминание. Это не реальность, а отражение того, что случилось с человеком на высшем уровне, уровне «отдохновения в божественности». Это не только воспоминание, но и способность зафиксировать содержание высшего уровня в языке. Кроме того, сознание обязано напоминать человеку о его греховности, поэтому сознание, по Плотину, вторично по отношению к душе [282]. Душа субстанциональна, сознание функционально. Н.А. Бердяев тоже считал, что сознание дано человеку для того, чтобы он испытывал муки души, потерявшей связь с Богом.
Духовное является основой всякой культуры и культура принимается как система ценностей человека, идеальное является законом, технологией производств и трудовой деятельности, которая создает предметы и явления.
различных типов реальности и их использование в своих интересах
Существует более одного типа реальности.
На самом деле существует три разных типа реальности.
Это:
- Объективная реальность.
- Субъективная реальность.
- Интерсубъективная реальность.
Понимание трех типов и их правильное использование является преимуществом.
Смешение трех типов приводит к непониманию, эмоциональным реакциям и иррациональному мышлению.
Содержание
Типы реальности
1. Объективная реальность
Объективная реальность — это «золотой стандарт» или научный стандарт того, что реально.
Он описывает все, что поддается измерению, наблюдению и могло бы существовать, даже если бы не существовало людей.
Примеры:
- Физические законы.
- Физические предметы. Если вы держите апельсин, вы можете съесть его.
2. Субъективная реальность
Субъективная реальность — это то, во что вы верите.
Другие могут поверить в полную противоположность, и все равно будет нормально.
Субъективная реальность — это градиентная шкала, где несколько человек верят в одну крайность, несколько — в другую, а большинство людей находится между ними. Обычно существует множество доказательств, подтверждающих все позиции на шкале.
Самый простой пример — прямые убеждения. У некоторых людей есть полезные убеждения о чем-то, у других есть ограничивающие убеждения о том же самом.
Другие примеры включают:
- Политические взгляды.
- Стакан наполовину полный или стакан наполовину пустой.
3. Интерсубъективная реальность
Интерсубъективная реальность – это особое подмножество субъективной реальности. 1 Впервые я узнал об этом от Homo Deus Нувала Ноа Харари.
Он описывает вещи, которые существуют, потому что мы коллективно верим в их существование, до такой степени, что мы почти считаем их объективной реальностью. 2 т. е. «массовый бред».
Примеры:
- Деньги.
- Религия.
- Слава и известность.
- Законы.
Использование различных типов реальности в своих интересах
Теперь, когда мы знаем о различных типах реальности… как мы можем использовать их в своих интересах?
Первое, что нужно признать, это то, что типы реальности взаимоисключающие. 3 Несмотря на то, что я сказал об интерсубъективной реальности как особом подмножестве субъективной реальности.
Все относится к одному из трех типов, и полезно знать, какой из них.
Если что-то является объективным , вы знаете, что это нельзя изменить, и даже пытаться не стоит.
Те, кто это сделает, быстро обнаружат, что можно избежать объективной реальности, но нельзя избежать последствий избегания упомянутой реальности.
Если что-то субъективно , то у вас есть варианты.
Вы хотите выбирать вещи, в истинность которых выгодно верить, даже если нет никаких доказательств, подтверждающих это убеждение.
Полезно взять свои ограничивающие убеждения и заменить их укрепляющими.
Типичными примерами могут быть уверенность и мотивация – выгоднее и выгоднее верить в себя и свои мотивы, чем не верить.
Интерсубъективная реальность — это место, где все становится интереснее.
Обычно невыгодно не синхронизироваться с интерсубъективной реальностью, как и с объективной реальностью — этого можно избежать, но нельзя избежать последствий.
Например, можно сделать вид, что человеческих законов не существует, но их нарушение все равно приведет к последствиям.
Но иногда может быть выгодно не согласовываться с тем, во что верят все остальные.
Это широко известно как «игра по другим правилам».
Например:
- Выбор предпринимательства вместо традиционной карьеры.
- Предприятия и стартапы, которые меняют традиционные отрасли.
- Пропуск завтрака для экономии времени.
- Как вы относитесь к социальным и романтическим отношениям.
- Не следить за фандомом знаменитостей и освободить время и внимание для других вещей.
Что делать дальше
Модель Типы реальности проста, и ее можно легко использовать в своих интересах.
- Впервые я узнал об этом из Homo Deus Нувала Ноа Харари.
- т. е. «массовое заблуждение».
- Несмотря на то, что я сказал об интерсубъективной реальности как особом подмножестве субъективной реальности.
Фото Лукреции Карнелос.
Реальность объективна или субъективна? — Будущее реальности
T Преимущество задавания больших вопросов состоит в том, что иногда вы можете использовать аргументированную логику, чтобы ответить на них. Есть несколько важных вопросов, на которые я успешно ответил, и я не ожидаю, что мои ответы изменятся с течением времени.
Один из таких больших вопросов заключается в том, является ли эта реальность объективной или субъективной.
Прежде чем мы сможем углубиться в этот вопрос, мы должны точно определить, что мы подразумеваем под объективной/субъективной реальностью.
Объективная реальность
Реальность, которая полностью существует независимо от какой-либо сознательной сущности, наблюдающей за ней.
Субъективная реальность
Восприятие всех вещей, концепций и «истин» во вселенной различается между людьми: все мы живем в разных мирах, каждый из которых может иметь что-то общее, из-за нашего уникального взгляда на нашу реальность. миры.
Как известно, субъективная реальность «подвергается» сложному набору фильтров, каждый из которых может изменить восприятие этой реальности; сенсорный аппарат (например, палочки и колбочки в наших глазах), сенсорную обработку (например, зрительную кору), работу мозга более высокого уровня и психологические факторы (например, ожидания). Таким образом, то, что переживает один человек, всегда отличается от того, что переживает любой другой человек, но обычно неявно.
Принципиально невозможно доказать существование объективной реальности. Мы можем сделать вывод о его свойствах только через наблюдения, которые, конечно, субъективны. Однако можно доказать, что объективной реальности не существует, если, например, можно показать, что свойства, выводимые через одного наблюдателя, принципиально противоречат свойствам, выводимым через другого наблюдателя. Но даже в этом случае эти выводы могут быть безнадежно субъективными. Предположим, что человек А видит машину красной, а человек Б видит ту же машину зеленой. Мы не можем сделать вывод об отсутствии объективной реальности, потому что у человека Б может быть просто какой-то необычный фильтр где-то между автомобилем и местом его сознания.
Что, если мы сможем использовать какой-то высокоточный воспроизводимый измерительный прибор, чтобы сделать некоторые наблюдения за реальностью и обнаружить, что при определенных контролируемых обстоятельствах реальность меняется в зависимости от какого-то параметра, который, по-видимому, не связан с самой реальностью? В этом вопросе много уточнений и несовершенств — например, «высокая (по сравнению с бесконечной) точность» и «кажущаяся» — но что приходит на ум, так это хорошо известный эксперимент с двумя щелями. В 1998 году исследователи из Института науки Вейцмана продемонстрировали, что реальность меняется в зависимости от количества наблюдений, даже если «наблюдатель» является совершенно ненавязчивым устройством.
IQOQI поднял ставку с точки зрения точности в 2008 году, показав, что объективная реальность не существует, с точностью до 80 порядков (вероятность ложности из-за ошибки или случайности = 1E-80). Этого достаточно для меня. А в 2012 году доктор Дин Радин провел хорошо спланированные и строгие научные эксперименты, которые с высокой вероятностью показывают, что сознательное намерение может напрямую изменить результаты эксперимента с двумя щелями. Точно так же, как достаточно одной белой вороны, чтобы доказать, что не все вороны черные, достаточно одного эксперимента, демонстрирующего отсутствие объективной реальности, чтобы доказать, что объективная реальность является иллюзией, или это так?
Итак, если вышеизложенное верно, то почему мы вообще спорим? Неужто с такими доказательствами наконец-то найден ответ на вопрос?
Нет, к сожалению или к счастью, в зависимости от того, по какую сторону забора вы стоите.
Причина, по которой на этот вопрос никогда нельзя ответить твердо да или нет, довольно проста. Субъективная реальность может имитировать объективную и наоборот. Таким образом, нет никакого способа узнать, есть ли другой контейнер противоположного типа на один уровень ниже вашей текущей реальности.
Если этот эффект контейнера кажется маловероятным, обратите внимание, что вы уже испытываете его, когда видите ночной сон. Во время такого сна вы находитесь в субъективном мире. Ваше сновидение предположительно происходит в вашем воображении.
Если вы верите, что ваш бодрствующий мир объективен, то сновидения осуществляет ваш физический мозг, так что под вашим субъективным миром сновидений есть объективный слой. События в этом объективном мире могут даже помешать вашему сну или повлиять на его исполнение. Что-то может случиться с вашим физическим телом, пока вы спите. Мир ваших грез не свободен и не отделен от своего объективного контейнера. Кроме того, ограничения вашего физического мозга ограничивают глубину вашей субъективной симуляции мира сновидений. Мир ваших грез работает на физическом оборудовании — оборудовании вашего мозга и его миллиардов нейронов.
С другой стороны, если вы считаете, что ваш бодрствующий мир в первую очередь субъективен, вы все равно не знаете, есть ли под ним другой объективный слой. Может быть, ваша истинная природа — это объективное существо, выдумывающее здесь субъективную историю. Но даже если вы в какой-то момент проснулись в этой реальности, например, когда вы умираете в этой бодрствующей реальности, вы все равно не знаете, есть ли еще один слой ниже этого.
Другая возможность заключается в том, что под этой реальностью может скрываться субъективная реальность, и она просто симулирует (или выдумывает) кажущуюся объективной реальность, основанную на правилах и ограничениях. Это очень похоже на неосознанный сон ночью. Если вы не знаете, что спите, вы автоматически ограничиваете свои возможности. Но если вы придете в сознание и поймете, что спите, вы сможете делать гораздо больше вещей в мире снов, например летать, создавать персонажей и многое другое. Вы можете изменить симуляцию.
Если ночной сон так легко обманывает вас, заставляя думать, что это объективная реальность, возможно ли, что ваш мир бодрствования представляет собой аналогичную конструкцию? Вы исследовали возможность того, что вы, возможно, спите прямо сейчас? Если это звучит для вас нелепо, значит, вы недостаточно глубоко об этом думали. Отнеситесь к этим вопросам серьезно. Это одни из наиболее важных вопросов, которые вы могли бы задать как сознательное существо.
Принцип объективно-субъективной эквивалентности
Субъективная и объективная реальность всегда переводимы друг в друга. На самом деле они никогда не могут противоречить друг другу, так же как ваш левый глаз не может противоречить вашему правому. Это две точки зрения на одни и те же сенсорные данные.
Любое событие, которое вы можете описать объективно, будет иметь эквивалентное субъективное объяснение, и наоборот. Это похоже на то, как вы смотрите на мир левым глазом, а не правым. Ваши глаза не противоречат друг другу; они просто видят каждую сцену с разных точек зрения.
Если вы никогда не узнаете, живете ли вы в объективной или субъективной реальности, глупо предполагать, что вы живете в той или иной реальности, поскольку вы только догадываетесь и можете сильно ошибаться. Нет основанного на доказательствах способа узнать правду. Это не та проблема, на решение которой может рассчитывать наука или философия любого уровня. Истина просто непознаваема, и так будет всегда. Ни одно сознательное существо, каким бы могущественным и осведомленным оно ни было, никогда не сможет познать истинную природу содержащей его реальности.
Следовательно, имеет смысл жить в согласии с обеими возможностями. Рассматривайте свои ключевые жизненные решения через обе линзы и склоняйтесь к принятию решений, основанных на комбинированной перспективе стереозрения. Не ограничивайте себя одной перспективой или другой. Научитесь интегрировать оба.
Когда вы слишком далеко заходите в ту или иную точку зрения, принимая решения только с одной точки зрения таким образом, что те же самые решения кажутся иррациональными, если рассматривать их через противоположную призму, вы рискуете совершить серьезные ошибки. Вы можете основывать эти решения на совершенно ошибочных предположениях о том, как на самом деле работает реальность, и, следовательно, вы рискуете столкнуться с серьезным провалом с таким подходом с одной линзой, если только вы не угадаете правильно и не будете абсолютно последовательны.