Юлия Михайловна ВойтинаШпаргалка по общей психологииlitres.ru АннотацияВсе выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Общей психологии, а остальное — дело техники. Ни пуха, ни пера! Юлия Михайловна ВойтинаШпаргалка по общей психологии1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИС древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии. Так, первоначально психология выступала как наука о душе. Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Отметим основные этапы развития психологии как науки. I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад). II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук). III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии. На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним. Таким образом, сформировались основные принципы психологии: 1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью; 2) изучение психических явлений в развитии; 3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности; 4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов. Задачи психологии в основном сводятся к следующим: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2) научиться управлять ими; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук; 5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса. 2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУКВ данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией. Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками. Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие. Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии. На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений. Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии. Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками. Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками. Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов. Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены. Каталог: book -> common psychology common psychology -> Самостоятельности common psychology -> Психология семьи и больной ребенок common psychology -> В психологию common psychology -> Тамара Ивановна Гусева Психология личности Личность и индивидуальность Скачать 0,61 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Реферат по дисциплине: «Психология» по теме: «Характеристика эмоций»
Структурное подразделение «Прометей»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области
средней общеобразовательной школы №2 имени В.Маскина
ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области
Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Характеристика эмоций»
Исполнитель:
Антипова Ирина Николаевна
станция Клявлино
март, 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение.
II. Характеристика эмоций
1. Понятие об эмоциях.
2. Основные функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
3. Физиологические основы эмоций.
4. Виды эмоций
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.
Эмоции (от лат. «emotion»— волнение) — это различные психические явления, которые выражают в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций, и являются важным фактором регуляции его жизнедеятельности. Эмоции — это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.
Благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Таким образом, цель реферативного исследования: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Актуальность и цель исследования позволили сформулировать задачи:
1. Дать определение эмоциям и чувствам.
2. Рассмотреть основные функции эмоций и чувств.
3. Рассмотреть физиологические основы эмоций.
4. Дать обзор основных видов эмоций и чувств.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ
1. Определение эмоций и чувств
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент — переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.
Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают отвращение, третьи — оставляют равнодушным. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
2. Основные функции эмоций и чувств, их значение в жизни человека
Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В нашей психической жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее. Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Они обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.
3. Физиологические основы эмоций и чувств
Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены нервным возбуждением подкорковых центров и физиологическими процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь, подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледнение и покраснение, усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе и т. д. Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы.
На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря деятельности второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.
4. Виды эмоций и чувств
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально психологически.
Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценка испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать. Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они подразделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие и угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. В процессе развития человека, на практике сложились системы положительных и отрицательных эмоций.
Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликование, восхищение, гордость, самодовольство, уверенность, удовлетворенность собой, уважение, доверие, симпатия, любовь, нежность, благодарность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.
Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, печаль, скука, тоска, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, ужас, страх, жалость, сострадание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, неприязнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, стыд, смущение, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.
В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.
Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной длительностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний.
Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние.
Она активизирует его деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей; страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.
Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведения человека во время аффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным. Он откликается на самые разнообразные явления действительности: его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие достижения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой. Чувства и эмоции способствуют более глубокому познанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, окружающих предметов и явлений.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.
2. В.Г. Крысько. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – Москва, Владос — пресс, 2001 г.
3. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.
4.Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.
5. Р.С. Немов. Психология. Общие основы психологии. – Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.
6. Ч. Дарвин. О выражении эмоций у человека и животных. – Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.
характеристик эмоций | Эмоциональные переживания
Вы когда-нибудь задавались вопросом, как и почему мы становимся эмоциональными? Во-первых, важно отметить схожие характеристики эмоций, независимо от того, какую эмоцию они испытывают.
Вот краткая разбивка некоторых общих характеристик эмоций:
- Существует чувство, набор ощущений, которые мы испытываем и осознаем. Однако наша способность испытывать любые эмоции не обязательно означает, что мы осознаем какая эмоция ощущается).
- Эмоциональный эпизод может быть кратким, иногда всего несколько секунд, но иногда он может длиться намного дольше. Важно помнить, что если это длится часами, то это настроение, а не эмоция.
- Речь идет о том, что важно лично для вас.
- Мы воспринимаем эмоции как происходящие с нами, а не выбранные нами.
- Процесс оценки, в ходе которого мы постоянно сканируем окружающую среду в поисках важных для нас вещей, обычно происходит автоматически. Другими словами, мы не осознаем нашу оценку, за исключением случаев, когда она растянута во времени.
- Существует рефрактерный период, который первоначально фильтрует информацию и знания, хранящиеся в памяти, предоставляя нам доступ только к тому, что поддерживает эмоции, которые мы испытываем.
- Мы начинаем осознавать, что мы эмоциональны, как только начинается эмоциональное переживание, когда первоначальная оценка завершена. Как только мы осознаем, что находимся во власти эмоции, мы можем переоценить ситуацию.
- Существуют универсальные эмоциональные темы, отражающие нашу эволюционную историю, в дополнение ко многим культурным вариациям, отражающим наш индивидуальный опыт. По сути, мы начинаем эмоционально относиться к вещам, которые имели отношение к нашим предкам, а также к тем, которые, как мы обнаружили, имеют значение в нашей собственной жизни.
- Желание испытать или не испытать эмоцию во многом мотивирует наше поведение.
- Эффективный сигнал — четкий, быстрый и универсальный, часто в форме выражения лица, информирует других о том, что чувствует эмоциональный человек.
- Сфабрикованные эмоциональные выражения могут быть обнаружены с трудом по большей асимметрии, отсутствию специфических мышечных движений, типичных для настоящих выражений, но трудновыполнимых произвольно, и расхождению во времени выражения с тем, что соответствует произносимым словам.
- Эмоции, замаскированные улыбкой, они все еще просачиваются в верхние веки, брови и лоб.
Научитесь читать эмоции самостоятельно
Мы знаем, что может быть трудно понять все концепции и процессы наших собственных эмоций, не говоря уже об интерпретации эмоциональных переживаний других. С онлайн-программой Micro Expressions Training Tools вы можете научиться определять микровыражения и другие невербальные эмоциональные сигналы, которые раскрывают истинные чувства людей. Получите доступ к новаторским исследованиям, которые государственные учреждения, образовательные учреждения и компании из списка Fortune 500 по всему миру применяют в своей деятельности.
Пол Экман — известный психолог и один из первооткрывателей микровыражений. В 2009 году журнал TIME назвал его одним из 100 самых влиятельных людей мира. Он работал со многими государственными учреждениями в стране и за рубежом. Доктор Экман собрал более 50 лет своих исследований, чтобы создать комплексные обучающие инструменты для чтения скрытых эмоций окружающих.
Начать обучение Просмотреть все сообщения
оценкаэмоциональныйэмоциимимикачувстванастроениеощущенияЭмоции — значение, виды, характеристики
Эмоции
Люди — существа эмоциональные, а эмоции добавляют цвета и приправа к нашей жизни.
Эмоции – это внешнее выражение чувств. Они есть обычно вызывается внешними раздражителями и эмоциональная экспрессия направлена к раздражителям окружающей среды, которые его вызывают.
Значение эмоций
Эмоции – это возбужденные состояния нашего ума и тела, выполнять те или иные виды поведенческих актов.
Это субъективная реакция, которая обычно сопровождается физиологические изменения и связаны с изменением поведения.
Типы эмоций
Эмоции делятся на положительные и отрицательные эмоции.
Положительные эмоцииПоложительные эмоции — это приятные эмоции, такие как веселье, любовь, любопытство, радость и счастье, которые полезны и необходимы для развитие личности.
Отрицательные эмоцииОтрицательные эмоции – это неприятные эмоции, такие как страх, гнев, ревность, наносящая вред благополучию и развитию личности.
В то же время слишком много всего плохого. Эмоции с слишком большая интенсивность и частота, будь то положительные или отрицательные, приносят вред последствия.
Компоненты эмоций есть три основных компонента:
• Когнитивные:- Физиологические и Поведенческие
• Когнитивный компонент:- Включает мысли, ценности и ожидания, которые помогают определить интенсивность и тип эмоций.
• Физиологический компонент:- Также известен как возбуждение. Это внутренние физические изменения, которые происходят в телах, когда человек испытывает эмоция.
• Поведенческий или выразительный компонент: — Действие, выполненное в результате когнитивной и физиологической. Бывший. Эмоциональное выражение – это форма коммуникация. Улыбка ребенка может создать связь.
Телесные изменения, сопровождающие эмоции
Телесные изменения происходят как во время положительных, так и негативные эмоции.
Внутренние телесные изменения: Включает изменения в
• Работа сердца
• Кровообращение
• Функционирование пищеварительной системы
• Уровень сахара
• Эритроциты
• Температура
• Секрет протоков и желез внутренней секреции
• Потение и пот
• Тонус мышц
• Функционирование головного мозга
Внешние телесные изменения: Это наблюдаемые у
• Лицо как выражение лица
• Позы тела
• Голос как вокальное выражение
Эмоциональная адаптация
Эмоциональная адаптация – это осознание своих эмоций и чувства и контроль над чувствами при установлении отношений с другими.
Это способность приспосабливаться к себе и окружающей среде в отношение к использованию и выражению собственных эмоций. Эмоционально настроенный человек обладает способностью выражать все виды эмоций, как положительных, так и отрицательных, в надлежащей степени с разумным контролем в надлежащее время.
Характеристики эмоционально настроенный человек
• В нем легко узнаются все эмоции
• Он/она выражает эмоции социально желательным способом
• Он контролирует свои эмоции
• Он не дневной мечтатель.
• Он не убежит от реальности
• Он руководствуется больше своим интеллектом, чем своими эмоциями
• Никогда не перекладывает ответственность за свои ошибки на других
• Обладает адекватной самооценкой и самоуважением
• Он думает за других
• Он никогда не проявляет антиобщественного поведения
• Он поддерживает социальные отношения
• У него эмоциональная устойчивость
Эмоции в здоровье и болезнь
· Все эмоции в основном полезно для нашего выживания.