Понятия по теме внимание в психологии – Основные психологические понятия по теме Внимание

37 Определение виды и функции внимания

Определение,
виды, функции внимания. Внимание в
классической психологии сознания и его
современное понимание. Основные свойства
и их экспериментальные исследования.
Нарушения внимания.

План
ответа

  1. Определение
    внимания.

  2. Виды
    внимания.

  3. Функции
    внимания.

  4. Внимание
    в психологии сознания и современное
    понимание.

  5. Свойства
    и эксперименты.

  6. Нарушения
    внимания.

Ответ:

  1. Определение
    внимания.

Внимание
– это направленность психики, сознания
на определенный объект, имеющий для
личности устойчивую или ситуативную
значимость. Оно предполагает повышение
функционирования сенсорики, памяти,
интеллекта. Внимание может быть направлено
на процессы, происходящие внутри нас и
на предметы окружающего мира. Внимание
обеспечивает положительную задержку
активности на том или ином предмете.
Установка определяет выбор тех или иных
впечатлений, событий, концентрацию на
них психической энергии. Таким образом,
внимание – специфическая человеческая
психическая деятельность, которая
служит для трансформации тех или иных
установок импульсивного поведения.
Внимание является сквозным психическим
процессом, так как никогда не выступает
отдельно, а только вместе с какой-либо
деятельностью, как ее сторона или
характеристика. Внимание не имеет
особого содержания, оно находится внутри
всех процессов. Сущность внимания
заключается в направленности, которая
определяет селекцию информации,
предполагающую произвольный и
непроизвольный выбор объектов и более
длительную обработку, сохраняющуюся в
сознании. Сущность также заключается
в сосредоточенности субъекта на объекте.

  1. Виды
    внимания.

Различаются
(Добрынин) три вида внимания:

-1-
непроизвольное внимание как непреднамеренно
возникающая ориентировочная реакция;

-2-
произвольное внимание, связанное с
целенаправленными волевыми усилиями;
и

-3-
постпроизвольное внимание, когда в
результате сдвига мотива на цель
выполнение действия осуществляется
без значительных волевых усилий.

В
непроизвольном

выделяют:

  • вынужденное
    – определяется видовым опытом субъектом
    и обусловлено внешними факторами среды;

  • невольное
    – зависит от индивидуального опыта,
    проявляется в минуты отдыха, может быть
    длительным и устойчивым при сильном
    интересе, привлекают его объекты,
    которые находятся ближе всего, более
    значимы и более бросаются в глаза;

  • привычное
    – обусловлено установками субъекта и
    намерением выполнить ту или иную
    деятельность, внимание к алгоритму
    деятельности (водитель – знаки).

В
произвольном
:

    • волевое
      – проявляет себя в условиях помех,
      когда есть конфликт между хочу и надо;

    • выжидательное
      – проявляется во всех задачах на
      бдительность;

    • собственно
      произвольное – сознательное внимание,
      но протекающее довольно легко, с минимум
      усилий;

    • спонтанное
      – высшая форма развития внимания,
      аналогично послепроизвольному, это
      когда нам трудно начать что-то, но начав
      уже нет необходимости прилагать усилия.

  1. Функции
    внимания.

(а)
избирательность деятельности – отбор
материала

(б)
направленность деятельности

(в)
активность деятельности

(г)
улучшение качества любой деятельности

(д)
отбор и удержание значимых воздействий

(е)
регуляция и контроль деятельности –
направляем энергию (интеграция,
встраивание, расширение и углубление
знания)

  1. Внимание
    в психологии сознания и современное
    понимание.

1.
Внимание и психология сознания.

Так
внимание являлось фундаментальным
свойством сознания — центрального
предмета в этой школе, то вниманию было
посвящено множество исследований.

В
психологии сознания существовало три
метафоры сознания и связанных с ним три
метафоры внимания:

1.
Структурная метафора сознания Вундта:

Вундт
«Сознание и внимание».

Вниманием
называется процесс происходящий при
более ясном восприятии ограниченной
по сравнению со всем полем содержаний
сознания.

«Внимание
определяется как состояние сознание,
степень сознательности которая
обеспечивает улучшение эффективности
деятельности. С вниманием связано
состояние интереса (аффективное
переживание), а также определенный
комплекс кожных и кинестетических
ощущений, которые можно представить
как эмпирическую реальность для
разговорного термина внимание. При
внезапном возникновении внимания в
сознании происходит переструктурирование
всех его содержаний по принципу ясности
и нахождений содержаний в фокусе или
на периферии. В этом смысле внимание
становится тождественно сенсорной
ясности. Распределение содержаний на
ясные или темные является единственным
и характерным признаком внимания как
душевного процесса (присутствие в
сознании чувств или кинестетических
ощущений не является обязательным.
Однако, ясность представления зависит
скорее от собственной концентрации
сознания на чем-то и возможности его
произвольного переключения, чем от
характера самого представления

Джеймс.
Метафора потока. Сознание – это поток,
одно из важнейших свойств потока
избирательность – внимание это и есть
избирательность потока сознания.
Основная функция отбор, селекция.

Титченер.
Метафора волны. Сознание это река, на
пути течения сознания может встретиться
препятствие. Внимание это волна, эффекты
волны его характеризуют:

Критерии
внимания изнутри:

1.
ясность сознательных представлений.
На гребне волны все сенсорные переживания
ясные.

2.
отчетливость. (все сенсорные переживания
отделены друг от друга)

3.
самозадержка. Фиксация сознания на
каких-то впечатлениях.

Критерии
описывающие внимание извне:

1.
продуктивность деятельности

2.
телесные сопровождения деятельности.

7.
Теории внимания в когнитивной психологии.
Это современный подход. Основное внимание
селективности и объему внимания.

Подходы
когнитивной психологии к изучению
механизмов внимания.

Здесь
необходимо выделить три класса теорий:

1.
Внимание как селекция.

Этот
подход был сосредоточен на исследовании
механизмов селекция, выбора одно или
другого объекта, в основном на материале
перцептивного материала. Эти исследования
начались с рассмотрения феномена
вечеринки с коктейлем — ситуация
совершения субъектом произвольного
или непроизвольного перцептивного
выбора. Это привело к созданию методики
селективного слушания (повторения)
Черри: ситуация выбора одного и
игнорирования других одновременно
подаваемых сообщений. Повторение
состояло в задаче моментального
воспроизведения релевантного
(определенного задачей) сообщения,
отстраиваясь от нерелевантного каналов.
Это позволило создать несколько моделей
селективного внимания первая из которых
(модель ранней селекции) была создана
Бродбентом в его работе «Восприятие
и коммуникация». Функционирование
внимания сравнивалось с работой
электромеханического устройства —
фильтра, отбирающего информацию на
основе сенсорных признаков и работающего
по принципу ‘все или ничего’. Он исходил
из следующего: перерабатывающая,
перцептивная система представляет из
себя канал с ограниченной пропускной
способностью (восприятие ограниченного
количество информации в единицу времени).
Ограниченную способность определяет
нахождение определенного блока, механизма
перед этим каналом, называемый фильтром,
работающим согласно определенным
закономерностям задачи, его настройки.
Информация попадает извне в сенсорный
регистр, затем в КП (здесь информация
попадает и сохраняется полностью и
обрабатывается параллельно), после
фильтра остается часть информации, так
как фильтр связан с системой долговременной
памяти (хранилище условных вероятностей
прошлых событий), определяющей что надо
извлекать из этого информационного
потока (например инструкция, настраивающая
фильтр на определенный аспект информации).
Таким образом внимание это есть фильтр
в системе переработки информации,
делающий возможным восприятие в системе
с ограниченной пропускной способностью,
настроенный на определенные аспекты
стимуляции (физические признаки:
слева-справа, громче-тише, мужской-женский).
Однако возникает проблема именно
физических признаков настройки
(собственное имя на ‘вечеринке с коктейлем’
опознается сразу, хотя фильтр и не
настроен). И здесь возникает идея
настройки фильтра на семантические
признаки и полемика о том, где расположен
фильтр — либо до перцептивной
перерабатывающей системы, либо прямо
перед ответом Теория Нормана и Дойч:
внимание это не фильтр и вся перцептивная
система работает параллельно, а внимание
— это настройка на уровне ответа. В памяти
существуют центральные детекторы,
активация которых служит с механизмом
восприятия. Эти структуры находятся
под влиянием двух потоков информации
— периферической и центральной, последний
поток определяется интегральной
характеристикой значимости данного
сообщения или объекта (pertinense) — модель
уместности). А.Трейсман заняла промежуточную
позицию: существует и фильтр настроенный
на физические признаки и на более сложно
организованные аспекты информации
(фонетические, грамматические,
семантические) и в зависимости от
важности сигнала возможна переработка
даже не из релевантного канала. Это
модель ‘дерева’ — существует несколько
уровней фильтрации в зависимости от
сложности задачи, смысла, ожиданий — на
любом уровне информация, которая ранее
задерживалось могла быть пропущена.
Таким образом селективные теории
внимания это модели в которых важную
роль играет механизм отсева одной
информации и пропуска другой. Проблема
состояла в месте фильтра или в уровневой
организации фильтра. (Эксперименты по
настройке what is hell!).

2.
Внимание как умственное усилие или
ресурсы.

Теории
направленные на изучение силовой
характеристики внимания Д Канемана *
отвечали на вопрос о том, что определяет
политику распределения степени внимания,
энергии на разные объекты. Несколько
тезисов этого подхода:


Внимание — это трата психических сил
на что-то и акт внимания соотносим с
умственным усилием (активацией), который
определяется не столько желаниями и
сознательными интенциями субъекта,
сколько объективной сложностью
поставленной задачи. Эквивалентом
психической затраченной энергии в
физиологии является активация.
(Иллюстрация этого тезиса возможна на
примере закона Йорка-Додсона: там где
активация высока, там эффективность
деятельности или трата внимания наиболее
сильна. Там где активация низка, то мало
и психической энергии, например при
легкой, автоматизированной работе. При
максимуме активации происходит разрушение
решения трудной задачи. Внимание
затрачивается на сосредоточение на
каком-то мотивационном аспекте и на
остальное его не хватает.


Законы распределения ресурсов психической
энергии позволяют построить модель:
политика распределения ресурсов внимания
позволяет выбрать и осуществить
специфические формы ответной активности.
Ресурсы же (или активация) ограничены
на каждый данный момент в зависимости
от состояния субъекта (сон, возбуждение,
гипервозбуждение и т.д.). Главным фактором
распределения ресурсов для человека
является блок оценки требований задачи
к ресурсам внимания (). Это блок контроля
определяющие сложность, необходимость
и т.д. задачи. Здесь же существует еще
один блок ‘постоянные правила’ который
работает по законам непроизвольного
внимания и могут вмешаться в момент
решения задачи и учесть изменение
ситуации и перераспределить энергию
между задачами. Также на распределение
энергии влияет блок действующих в данный
момент интенций, работающих по принципу
произвольных действий. Еще на политику
влияет общее активационное состояние.
При падении его ниже какого-то значения
выполнение задач невозможно. На активацию
в общем виде влияют всякие факторы
(arousal) — Детерминанты активации. Сама
активация может проявляться не только
в продуктивном решении задач при
распределении внимания, но и в проявлении
физиологических индикаторов активации
(вызванные потенциалы, альфа-волны,
изменения диаметра зрачка (наиболее
важный и прямо коррелирующий с процессами
внимания показатель)).


Вопрос о возможности распределения
внимания на несколько задач (который в
модели Бродбента нельзя распределять,
а можно только быстро переключать)
решается Канеманом введением
гипотетического отношения затраченных
и требуемых для задачи усилий (Здесь
нужен график отношения между реально
затрачиваемыми усилиями и объективной
сложностью задачи включающим понятия
пределов ресурсов и дельта-ресурсов)
Таким образом распределять внимание
можно при наличии достаточности ресурсов
для их решения. Для проверки этого было
проведено экспериментальное исследование
ситуации двух задач: первичная задача
(которая мотивируется: за успешное
решение в течении длительного времени
за каждый час прибавлялось 10-15 $ при
успешном решении основной задачи).
Задача состояла из легкого * (требующего
мало ресурсов) и трудного (их откачивающих).
(График результатов). По оси ординат
откладывался процент ошибок. Вторая
задача — наблюдение на экране разных
объектов с инструкцией немедленной
реакции на появление буквы D. По оси OX
— эффективность решения обоих задач. В
решении основной задачи — малый процент
ошибок, по второй резкое увеличение
количества ошибок при переходе от
восприятия к счету. Выводы: резкое
увеличение количество ошибок при
переходе к трудной части основной задачи
говорит о том, что все внимание испытуемого
переключилось на основную задачу и
ресурсов на дополнительную задачу не
осталось. (# Обрыв в записи).

сноски


В лаборатории Романова обе этих позиции
рассматриваются одновременно.


Все эти раздражители оказывают
специфическое действие на нервную
систему: интенсивность возбуждения,
особая чувствительность НС, суммация
возбуждений, последовательность
возбуждения без утомления и адаптации,
совпадение возбуждений.

Современное
состояние изучения внимания в когнитивной
психологии схоже по объему исследований
с психологией сознания.

3.
Внимание как перцептивное действие
(Найссер).

  1. Свойства
    и эксперименты.

Статические
характеристики внимания: объем,
устойчивость, концентрация. Динамические
характеристики: селективность,
интенсивность, распределение, переключение,
колебания.

Объем
– для определения объема пользовались
тахистоскопом (изучал Вундт, например).
Количество однородных предметов, которые
одновременно попадают в зону ясного и
четкого восприятия. Количество находящихся
в поле нашего внимания объектов является
подвижным и зависит от связанности
содержательно.

Устойчивость

определяется длительностью, в течение
которой сохраняется концентрация
внимания. Длительность зависит от
возможности вскрывать в предмете новые
стороны и связи.

Концентрация

это сосредоточенность. Концентрация
означает, что имеется фокус, в котором
собрана психическая и сознательная
деятельность. Концентрация определяется
повышением интенсивности сигнала при
ограничении поля восприятия. Включает
единство интенсивности и узости объема
внимания.

Селективность

характеристика внимания, связана с
особенностью функционирования
доминантного очага. Говорит о способности
нашего внимания выделять из окружающего
сенсорного «шума» только существенную
(релевантную) информацию для нас в данной
ситуации, способность отсеивать
нерелевантную.

Интенсивность

характеризуется высокой степенью
сосредоточенности сознания на определенном
объекте или стороне деятельности.
Энергетическая характеристика.

Распределение

способность удерживать в поле внимания
управлять как бы несколькими действиями
сразу, сохраняя их в поле внимания.
Распределение осуществляется быстрым
переносом. Зависит от того, насколько
связаны друг с другом различные объекты
и насколько автоматизированы действия,
между которыми должно распределятся
внимание.

Переключение

сознательное и осмысленное перемещение
внимания с той или иной скоростью с
одного объекта на другой. Перенос
реализуется всегда волевым усилием.

Колебания

подвержено первичным непроизвольным
колебаниям. В первую очередь, колебания
сенсорной ясности.

Свойства
и экспериментальные исследования

1.
Сосредоточенность (концентрация) –
выделение сознанием объекта и направление
на него внимания.

2.
Устойчивость – большая сопротивляемость
отвлечениям, благодаря чему человек
длительное время может быть сосредоточен
на каком-нибудь предмете или действии.

3.
Объем внимания – количество объектов
воспринимаемых одновременно.

4.
Распределение – умение одновременно
следить за несколькими предметами или
за выполнением различных действий.

5.
Переключение – сознательное перемещение
внимания на новый объект.

Устойчивость.

Если
поднести к уху часы, то заметите, что
тиканье их то усиливается, то ослабляется
и вдруг на мгновение вообще исчезает.
Колебания внимания легко наблюдать и
при зрительных восприятиях с помощью
двойственных изображений. Что вы видите
на рисунке: вазу на черном фоне или два
профиля на белом? Как только человек
увидит оба изображения, в силу вступают
колебания внимания: изображение как бы
пульсирует — вы видите то вазу, то профили.

Двойственным
является и изображение усеченной
пирамиды. Она кажется то выпуклой,
обращенной вершиной к зрителю, то
углубленной с уходящей вдаль задней
стенкой. И опять-таки здесь налицо
колебания внимания: стенка как бы то
приближается, то удаляется от зрителя.
Впрочем, колебания можно снять, если не
просто рассматривать фигуру, а поставить
перед собой новую, более сложную задачу.
Представим себе, что перед нами изображение
комнаты, которую необходимо обставить:
справа поставим стол и стулья, слева на
стену хорошо бы повесить картину, на
пол постелить ковер, на потолок — хорошо
бы люстру и т. д. Пока вы «обставляете»
комнату, колебаний внимания не будет…
Из этого опыта можно сделать выводы,
касающиеся сохранения устойчивости
внимания: необходима внешняя и внутренняя
активность личности, надо ставить перед
собой все новые и новые, задачи.

Большой
интерес представляют методы изучения
устойчивости внимания, ставшие уже
классическими. Обычно используют таблицы
Бурдона, состоящие из беспорядочного
чередования отдельных букв, притом
каждая буква повторяется в строке одно
и то же количество раз. Испытуемому
предлагается в течение длительного
времени (3,5,10 минут) вычеркивать заданные
буквы.
Экспериментатор отмечает число
букв, вычеркнутых в течении каждой
минуты, и число пропусков. Аналогично
измеряется устойчивость внимания с
помощью таблиц Крепелина, состоящих из
столбиков цифр, которые испытуемый
должен складывать в течение длительного
времени. Продуктивность работы и число
допускаемых ошибок могут служить
показателем колебаний внимания.

Дихотомическое
прослушивание.

Концентрация.

Следующее
свойство внимания – концентрация
внимания. Под концентрацией внимания
подразумевается степень или интенсивность
сосредоточенности. А.А.Ухтомский полагал,
что концентрация внимания связана с
особенностями функционирования
доминантного очага возбуждения в коре,
он считал, что концентрация является
следствием возбуждения в доминантном
очаге при одновременном торможении
остальных зон коры головного мозга.

Распределение.

Проба
Бурдона

Под
распределением внимания понимают
субъективно переживаемую способность
человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов
одновременно. Именно эта способность
позволяет совершать сразу несколько
действий, сохраняя их в поле внимания.
Хрестоматийным примером служат
феноменальные способности Юлия Цезаря,
который, согласно преданию, мог
одновременно делать семь не связанных
между собой дел. Известно также, что
Наполеон мог одновременно диктовать
своим секретарям семь ответственных
дипломатических документов. Однако,
как показывает жизненная практика,
человек способен выполнить только один
вид сознательной психической деятельности,
а субъективное ощущение одновременности
выполнения нескольких обязано быстрому
последовательному переключению с одной
на другую. Еще В.Вундтом было показано,
что человек не может сосредоточиваться
на двух одновременно предъявляемых
раздражителях. Однако иногда человек
действительно способен выполнять
одновременно два вида деятельности. На
самом деле, в таких случаях один из видов
выполняемой деятельности должен быть
полностью автоматизирован и не требовать
внимания. Если же это условие не
соблюдается, совмещение деятельности
невозможно. Исследование распределения
внимания имеет большое практическое
значение. Для этой цели используются
так называемые таблицы Шульте. На этих
таблицах изображены два ряда беспорядочно
разбросанных цифр, красных и черных.
Испытуемый должен в определенной
последовательности называть серию
цифр, чередуя каждый раз красную и черную
цифру. Иногда эксперимент усложняют —
на красную цифру надо показывать в
прямом порядке, а на черную — в обратном.
Как показали исследования, у отдельных
испытуемых здесь отчетливо выступают
значительные индивидуальные различия.
Исследователи (в частности, А. Р. Лурия)
считают, что эти различия могут надежно
отражать некоторые вариации силы и
подвижности нервных процессов и с
успехом использоваться в диагностических
целях.

Переключение.

Следующее
свойство внимания – переключение.
Переключение означает сознательное и
осмысленное перемещение внимания с
одного объекта на другой. Переключаемость
внимания означает способность быстро
ориентироваться в сложной изменяющейся
ситуации. Переключаемость внимания
определяются скрытно, переходя от одного
вида деятельности к другому.

С
помощью таблиц Шультэ ( считать арабские
и римские цифры в разных направлениях)

Легкость
переключения у разных людей различна
и зависит от целого ряда условий (прежде
всего соотношение между предшествующей
и последующей деятельностью и отношение
субъекта к каждой из них). Чем интересней
деятельность, тем легче на нее переключиться
и наоборот. Переключаемость относиться
к числу хорошо тренируемых качеств.
Переключаемость внимания, если она
происходит на непроизвольной основе,
может свидетельствовать о его
неустойчивости, но такую неустойчивость
не всегда есть основание рассматривать
как отрицательное качество. Она нередко
способствует временному отдыху организма,
анализатора, сохранению и восстановлению
работоспособности нервной системы и
организма в целом.

С
переключаемостью внимания функционально
связаны два разнонаправленных процесса:
включение и отвлечение внимания. Первый
характеризуется тем, как человек
переключает внимание на нечто и полностью
сосредоточивается на нем; второй — тем,
как осуществляется процесс отвлечения
внимания.

Для
исследования переключения внимания
часто используется методика «кольца
Ландольта», она является универсальным
средством, которое можно применять для
изучения внимания людей разного возраста.
Для исследования переключения внимания
испытуемому дается задание: в течение
первой минуты нужно находить и зачеркивать
одним способом кольца одного типа (с
одной ориентацией разрыва), в течение
следующей минуты – кольца другого типа
и так далее по очереди в течение 5 минут.
При обработке результатов экспериментатор
определяет количество колец, просмотренных
за каждую минуту и за 5 минут в целом.
Также определяется количество ошибок.

Объем.

Следующее
свойство внимания – это его объем. Под
объемом внимания понимается количество
объектов, которые человек может охватить
с достаточной легкостью одновременно.
Известно, что человек не может одновременно
думать о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Это ограничение
вынуждает дробить поступающую извне
информацию на части, не превышающие
возможности обрабатывающей системы.

Таким
же образом человек обладает весьма
ограниченными возможностями одновременно
воспринимать несколько независимых
друг от друга объектов — это и есть объем
внимания. Важной и определяющей его
особенностью является то, что он
практически не поддается регулированию
при обучении и тренировке.

Исследование
объема внимания обычно производится
путем анализа числа одновременно
предъявляемых элементов (чисел, букв и
т.п.), которые могут быть с ясностью
восприняты субъектом. Для этих целей
используется прибор, позволяющий
предъявить определенное число
раздражителей так быстро, чтобы испытуемый
не мог перевести глаза с одного объекта
на другой. Это позволяет измерить число
объектов, доступных для одновременного
опознания, с помощью прибора, называемого
тахистоскопом. Обычно он состоит из
окошечка, отделенного от рассматриваемого
объекта падающим экраном, прорезь
которого может произвольно изменяться
так, что рассматриваемый объект появляется
в ней на очень короткий промежуток
времени (от 10 до 50—100 мс). Число ясно
воспринимаемых предметов и является
показателем объема внимания. Если
предъявляемые объекты достаточно просты
и разбросаны по демонстрируемому полю
в беспорядке, объем внимания колеблется
от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых
объектов. Вообще-то объем внимания —
величина индивидуально изменяющаяся,
но классическим показателем объема
внимания у людей считается равный 5±2.

Объем+интенсивность+длительность=устойчивость

  1. Нарушения
    внимания.

Нарушения
внимания — болезненные расстройства,
в разной мере наблюдающиеся при утомлении
и при органических поражениях мозга,
прежде всего лобных долей. Характеризуются
неадекватными изменениями направленности,
избирательности деятельности и
координации отдельных действий. Могут
проявляться в сужении объема внимания,
в его неустойчивости (отвлекаемость на
побочные раздражители). При поражении
лобных долей мозга и связанных с ними
неспецифических структур нарушения
внимания могут быть модально–неспецифическими
и проявляться во многих видах деятельности,
при восприятии любой модальности. При
поражении определенной анализаторной
системы нарушения внимания могут быть
модально–специфическими и проявляться
в работе только одной модальностью. В
частности, при поражении затылочной
области коры возникают нарушения
зрительного внимания, при поражении
височной коры — слухового.

studfiles.net

1. Организационный момент 2 мин.

ПЛАН – КОНСПЕКТ
ЛЕКЦИИ

Дисциплина: общая
психология

Раздел: психические
процессы

Тема: «Внимание»

Форма занятия:
ЛЕКЦИЯ

Вид лекции: изложение
нового материала

Аудитория: студенты
1 курса ФП

Время: 1час 20 минут

Тема
лекции:

«Внимание: виды и свойства».

Цель
лекции:
дать
студентам знания по теме «Внимание».

Задачи
для преподавателя:

    • создать
      условия для понимания и усвоения
      учащимися основных понятий по теме
      «Внимание»;

    • создать
      условия для усвоения видов внимания:
      произвольное, непроизвольное,
      послепроизвольное;

    • создать
      условия для усвоения основных свойств
      внимания: объем, концентрация,
      распределяемость, устойчивость,
      колебание переключаемость;

    • создать
      условия для развития познавательного
      интереса у учащихся;

    • создать
      условия для стимулирования мыслительной
      деятельности студентов на лекции;

    • ориентировать
      студентов в научной литературе;

    • заинтересовать
      студентов в дальнейшем изучении данной
      темы.

Задачи для
студентов:

  • усвоить
    основные понятия по теме «Внимание»;

  • усвоить
    понятия о видах внимания и его свойствах;

  • формировать
    умственные операции анализа, синтеза,
    сравнения, классификации, обобщения;

  • активно
    участвовать в осуждении поставленных
    преподавателем на лекции вопросов.

Приемы стимулирования
познавательной активности:

1. Использование
опытов, экспериментов, наглядного
материала, практических упражнений.

2. Использование
примеров, типичных жизненных ситуаций.

3. Организация
обратной связи (в виде дискуссионного
обсуждения, ответов на вопросы
преподавателя)

4. Включение в
лекцию проблемных вопросов.

Основные понятия
темы:

Внимание
– направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или
какой-либо деятельности.

Внимание
– выделение сознанием одних воспринимаемых
или вспоминаемых объектов с одновременным
отвлечением от других.

Объем внимания
– это то, какое количество объектов
можно удержать в поле зрения.

Устойчивость
внимания

– способность поддерживать сосредоточенность
внимания длительное время.

Концентрация
внимания

– повышенная интенсивность воздействия

Переключаемость
внимания

– возможность перехода от одного объекта
к другому.

Приемы
введения новых понятий:

1. Смысловое
расщепление понятий.

2. Введение
более простого, чем в книжке определения.

3. Использование
наглядности, демонстрация опытов,
проведения упражнений и экспериментов.

4. Использование
типичных жизненных ситуаций.

5. Использование
суждений студентов.

Литература,
рекомендуемая студентам:

• Под ред.
Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я.
«Психология внимания». – М.: ЧеРо, при
участии издательства «Омега – Л», — 2005
год, — 858 с. (серия «Хрестоматия по
психологии»)

• Гоноболин
Ф.Н. «Внимание и его воспитание». – М.:
Педагогика, — 1972 год

• Гальперин
П.Я., Кабыльницкая С.Л. «Экспериментальное
формирование внимания». – М.: Просвещение,
— 1974 год.

• «Нейрофизиологические
механизмы внимания». – М., — 1979 год.

• Добрынин
Н.Ф. «О селективности и динамике
внимания»// Вопросы психологии. – 1975
год, №2.

План
лекции:

1. Понятие и
виды внимания.

2. Свойства
внимания.

3. Нарушение
внимания. Способы формирования внимания.

ХОД ЛЕКЦИИ

Преподаватель
заходит в аудиторию и приветствует
студентов: «Здравствуйте!»

Студенты встают,
приветствуя преподавателя, готовятся
к работе

2. Вводная часть 7 мин.

Тема нашей
сегодняшней лекции «Внимание». Запишите,
пожалуйста, литературу, которая
рекомендуется по данной теме:

      1. Под
        ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я.
        «Психология внимания». – М.: ЧеРо, при
        участии издательства «Омега – Л», —
        2005 год, — 858 с. (серия «Хрестоматия по
        психологии»)

      2. Гоноболин
        Ф.Н. «Внимание и его воспитание». –
        М.: Педагогика, — 1972 год

      3. Гальперин
        П.Я., Кабыльницкая С.Л. «Экспериментальное
        формирование внимания». – М.: Просвещение,
        — 1974 год.

      4. «Нейрофизиологические
        механизмы внимания». – М., — 1979 год.

      5. Добрынин
        Н.Ф. «О селективности и динамике
        внимания»// Вопросы психологии. – 1975
        год, №2.

Теперь
давайте запишем план нашей лекции

1.Понятие
и виды внимания

2.Свойства
внимания

3.Нарушение
внимания. Способы формирования внимания

Студенты
записывают план лекции.

3. 1 Вопрос «Понятие и виды внимания» 25 мин.

Коллеги, опираясь
на свой опыт, попробуйте дать свое
определение «вниманию».

Студенты
высказывают свои точки зрения.

Хорошо, а теперь
давайте обобщим все сказанное вами и
запишем определение. Итак, «Внимание
– это выделение сознанием одних
воспринимаемых или вспоминаемых объектов
с одновременным отвлечением от других».

Студенты записывают
определение

Давайте сравним
наше определение с определением
А.Н.Леонтьева и запишем его. Итак,
Леонтьев определяет внимание как
«направленность и сосредоточенность
сознания на определенных объектах или
какой-либо деятельности».

Еще одно определение:
«Внимание- это направленность психики
(сознания на определенные объекты,
имеющие для личности устойчивую или
ситуативную значимость, сосредоточение
психики (сознания), предполагающее
повышенный уровень сенсорной,
интеллектуальной и двигательной
активности».

Существует очень
много определений, вы можете выбрать
для себя то определение, которое вам
больше всего нравится и выучить его.

|«Под направленностью
внимания

понимают поиск или выбор объектов
познания. В зависимости от направленности
внимание подразделяется на внешнее и
внутреннее. Внешнее
внимание

внимание, направленное на окружающий
мир, а внутреннее
– внимание, направленное на свои мысли
и переживания».

В зависимости от
усилий, которые мы прикладываем для
своего внимания на какой-либо объект
различают 3 вида внимания: непроизвольное,
произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное
внимание

непроизвольно, само собой возникающее
внимание, вызванное действием
сильного, контрастного или нового,
неожиданного раздражителя или значимого
и вызывающего эмоциональный отклик
раздражителя. В психологической
литературе употребляют несколько
синонимов для обозначения непроизвольного
внимания. В некоторых исследованиях
его называют пассивным, в других
эмоциональным. Оба синонима помогают
раскрыть особенности непроизвольного
внимания. Когда говорят о пассивности,
то оттеняют зависимость непроизвольного
внимания от объекта, который его привлек,
и подчеркивают отсутствие усилий со
стороны человека, направленных на то,
чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное
внимание называют эмоциональным, то
выделяют, связь между объектом внимания
и эмоциями, интересами, потребностями.
В этом случае также нет волевых усилий,
направленных на сосредоточение: объект
внимания выделяется в силу соответствия
его причинам, побуждающим человека к
деятельности.

Итак, «непроизвольное
внимание — это сосредоточение сознания
на объекте в силу каких-то его особенностей».

Студенты слушают
и по своему усмотрению помечают что-либо.

Синонимами слова
произвольное внимание являются слова
активное или волевое. Все три термина
подчеркивают активную позицию личности
при сосредоточении внимания на объекте.
«Произвольное
внимание

это сознательно регулируемое сосредоточение
на объекте».

Произвольное
внимание требует волевого усилия,
которое переживается как напряжение,
мобилизация сия на решение поставленной
задачи. Волевое усилие необходимо, чтобы
сосредоточиться на объекте деятельности,
не отвлечься, не ошибаться в действиях.
Есть целый ряд условий, облегчающих
произвольное сосредоточение внимания.
Сосредоточение внимания — на умственной
деятельности облегчается, если в познание
включено практическое действие. Например,
легче удержать внимание на содержании
научной книги, когда чтение сопровождается
конспектированием. Важным условием
поддержания внимания является психическое
состояние человека. Утомленному человеку
очень трудно сосредоточиться.
Многочисленные наблюдения и опыты
показывают, что к концу рабочего дня
увеличивается количество ошибок при
выполнении работы, а также субъективно
переживается состояние усталости:
трудно сосредоточить внимание.
Эмоциональное возбуждение, вызванное
причинами, посторонними для выполняемой
работы озабоченность какими-то другими
мыслями, (болезненное состояние и другие
подобного рода факторы), значительно
ослабляет произвольное внимание
человека.

«Послепроизвольное
внимание

непроизвольное внимание, возникающее
после произвольного». Оно вызывается
через вхождение в деятельность и
возникающий в связи с этим интерес, в
результате длительное время сохраняется
целенаправленность, снимается напряжение,
и человек не устает, хотя послепроизвольное
внимание может длиться часами.
Послепроизвольное внимание является
самым эффективным и длительным.

Студенты слушают
и по своему усмотрению помечают что-либо.

Приведите
примеры произвольного и непроизвольного
внимания .

Студенты приводят
примеры.

4.
2 вопрос. Свойства внимания

25 мин.

Свойства внимания
— объем, концентрация, распределяемость,
устойчивость, колебание, переключаемость

Объем внимания
измеряется тем количеством объектов,
которые воспринимаются одновременно.
Объединенные по смыслу объекты
воспринимаются в большем количестве,
чем не объединенные. У взрослого человека
объем внимания равен 7 ±2 объекта.

Концентрация
внимания

степень сосредоточения сознания на
объектах. Чем меньше круг объектов
внимания тем выше его концентрация.
Концентрация внимания обеспечивает
углубленное изучение познаваемых
объектов и явлений, вносит ясность в
представлении человека о том или ином
предмете, его назначении, конструкции,
форме. Концентрация, направленность
внимания могут успешно развиваться под
влиянием специально организованной
работы по развитию данных качеств.

Распределение
внимания выражается в умении одновременно
выполнять несколько действий или вести
наблюдение за несколькими процессами,
объектами. В некоторых профессиях
распределение внимания приобретает
особенно важное значение. Такими
профессиями являются профессии шофера,
летчика, педагога. Учитель объясняет
урок и одновременно следит за классом,
нередко он еще и пишет что-нибудь на
классной доске.

С точки зрения
физиологии распределение внимания
объясняется тем, что, при наличии в коре
головного мозга оптимальной возбудимости,
в отдельных ее участках имеется лишь
частичное торможение, в результате чего
данные участки в состоянии управлять
одновременно выполняемыми действиями.
Чем лучше человек овладел действиями,
тем легче ему одновременно выполнять
их.

Устойчивость
внимания

способность поддерживать сосредоточенность
внимания длительное время.

Отвлекаемость
внимания

выражается в колебаниях внимания,
которые представляют собой периодическое
ослабление внимания к конкретному
объекту или деятельности. Колебания
внимания наблюдаются даже при очень
сосредоточенной и напряженной работе,
что объясняется непрерывной сменой
возбуждения и торможения в коре головного
мозга. Закономерность циркуляции,
флуктуации внимания — через каждые
6—10 секунд мозг человека отключается
от приема информации на доля секунды,
в результате какая-то часть информации
может быть потеряна. Переключаемость
внимания – возможность перехода от
одного объекта к другому.

Студенты слушают
и по своему усмотрению помечают что-либо.

Определения
записывают под диктовку

studfiles.net

Внимание — виды, свойства, методы развития

Способности

Внимание – это психический познавательный процесс, направленный на отражение психических свойств, состояний объекта, который обеспечивает сосредоточенность сознания. Такой фокус на определенных предметах имеет избирательную направленность и способствует формированию индивидуального отношения к ним.

В качестве объектов внимания могут выступать как другие лица, так и неодушевленные предметы. Явления природы, предметы искусства и науки тоже часто оказываются в поле внимания субъекта. Надо признать, что в зону внимания человека попадают только те объекты, которые вызывают у него существенный интерес, или обусловлены социальной необходимостью для изучения. Развитие внимания напрямую зависит от таких факторов как возраст человека, целенаправленность его стремлений, интерес к изучаемому предмету или явлению, регулярность выполнения специальных упражнений.

Виды внимания

Непроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием сознательного выбора человека. Возникает при появлении воздействующего раздражителя, который заставляет на мгновение отвлечься от повседневных дел и переключить свою психическую энергию. Этим видом внимания трудно управлять, поскольку оно напрямую связано с внутренними установками личности. Говоря иными словами, нас всегда привлекает только то, что представляет существенный интерес, что будоражит и заставляет «шевелиться» чувства, эмоциональную сферу.

Объектами непроизвольного внимания могут стать: неожиданный шум на улице или в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение.

Непроизвольное внимание ценно своей непосредственностью и естественностью возникновения, что обеспечивает всегда живой эмоциональный отклик. Но, в  то же время, оно способно отвлекать личность от выполнения насущных задач, решения значимых проблем.

Как правило, у детей – дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Воспитатели детских учреждений, конечно, согласятся с тем, что привлечь их внимание можно только яркими интересными образами и событиями. Именно поэтому занятия в детском саду так изобилуют красивыми персонажами, привлекательными заданиями, огромным простором для фантазии и творчества.

Произвольное внимание

Характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Произвольное внимание начинается тогда, когда появляется мотивация, то есть, человек понимает и сознательно концентрирует на чем – либо свое внимание. Устойчивость и усидчивость являются его неотъемлемыми атрибутами. Для того, чтобы необходимое действие выполнялось, от личности требуется предпринять волевое усилие, прийти в состояние напряжения, активизировать психическую активность.

Например, студент перед экзаменом изо всех сил старается фокусировать внимание на изучаемом материале. И даже в том случае, если ему не совсем интересно то, что он должен будет рассказывать преподавателю, внимание его поддерживается за счет серьезной мотивации. Необходимость закрыть семестр, поскорее приехать домой подчас добавляет мощный стимул для того, чтобы немного поднапрячься, отложить в сторону все развлечения и поездки.

Однако следует помнить о том, что длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, даже сильного переутомления. Поэтому между серьезной интеллектуальной работой рекомендуется делать разумные перерывы: выходить на улицу дышать свежим воздухом, делать несложные физические упражнения, зарядку. А вот читать книги на отвлеченные темы не нужно: голова не успеет отдохнуть, кроме того, наличие лишней информации может спровоцировать дальнейшее нежелание возвращаться к делам. Замечено, что сильный интерес побуждает  к  деятельности, активизирует работу мозга, и к этому можно и необходимо стремиться.

Послепроизвольное внимание

Характеризуется отсутствием напряжения у субъекта деятельности при выполнении задачи. В данном случае достаточно сильна мотивация и желание достичь конкретной цели. Этот вид внимания отличается от предыдущего тем, что внутренняя мотивация преобладает над внешней. То есть, человеком, его сознанием руководит не социальная необходимость, а индивидуальная потребность в действии. Такое внимание весьма продуктивно сказывается на любой деятельности, дает значительные результаты.

Основные свойства внимания

Свойствами  внимания в психологии называют ряд значительных характеристик, тесно связанных с составляющими деятельности личности.

  • Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности. Удержание внимания происходит за счет сильной мотивации и желания субъекта выполнить действие как можно лучше. Интенсивностью сосредоточения на интересующем предмете руководит сознание личности. Если концентрация достаточно высокая, то результат не заставит себя ждать. В среднем без перерыва человек может фокусировать внимание в течение 30 — 40 минут, но и за это время можно сделать очень многое. Следует помнить о том, что при работе за компьютером следует устраивать себе короткие перерывы в 5 – 10 минут, чтобы глаза отдохнули.
  • Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения. Иными словами, объем измеряется во взаимном соотношении предметов и степени устойчивости внимания на них. Если личность способна достаточно долгое время сохранять сосредоточенность на объектах и их число большое, то можно говорить о высоком объеме внимания.
  • Устойчивость. Устойчивостью называют умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой. Если произошло отвлечение, то говорят обычно о лабильности. Устойчивость внимания характеризуется возможностью открывать в привычных вещах новое: обнаруживать взаимосвязи и аспекты, ранее не замеченные и не изученные, видеть перспективы для дальнейшего развития и движения.
  • Переключаемость. Переключаемостью называют осмысленное целенаправленное изменение направления фокуса внимания. Это свойство характеризуется обусловленностью внешними обстоятельствами или явлениями. Если переключение внимания происходит не под влиянием более значимого объекта и не отличается особенной преднамеренностью, то говорят о простой отвлекаемости. Надо признать, что переключить внимание с одного объекта на другой бывает трудно ввиду сильной сосредоточенности. Тогда даже случается, что человек переходит к другой деятельности, а мысленно продолжает концентрироваться на прежней: обдумывает детали, анализирует, эмоционально переживает. Переключаемость внимания нужна, чтобы отдохнуть после напряженной умственной работы, для включения в новую деятельность.
  • Распределение. Распределением называют способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах, которые по степени важности находятся примерно в одинаковой позиции. Соотношение предметов между собой, безусловно, оказывает влияние на то, как происходит это распределение: переход от одного объекта к другому. При этом у личности нередко возникает состояние усталости, вызванное необходимостью находясь в одной точке фокуса постоянно помнить о других существующих.

Особенности развития внимания

Развитие внимания человека обязательным образом связано с умением сосредоточиваться на одном или нескольких объектах определенный промежуток времени без всякого отвлечения. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Ведь чтобы сконцентрировать внимание на чем – то, нужно быть в достаточной степени заинтересованным на своем деле. Так, для развития непроизвольного внимания требуется только интересный предмет, на котором можно было бы фокусировать взгляд. Произвольное же внимание требует к себе серьезного подхода: нужна целенаправленность действий, волевое усилие, умение управлять своими чувствами, чтобы не допустить отвлечения в самый неподходящий момент.  Послепроизвольное внимание является самым  продуктивным из всех, так как не требует преодоления и дополнительных усилий.

Методы развития внимания

Приемы развития внимания на сегодняшний момент существуют самые различные, позволяющие добиться высоких результатов и научиться управлять вниманием.

Развитие концентрации внимания

Рекомендуется выбрать себе объект для наблюдения, и в течение определенного промежутка времени стараться сосредоточивать на нем свое внимание. Причем, чем проще будет этот предмет, тем лучше. К примеру, можно положить на стол книгу и представлять себе, о чем она написана,  каковы главные действующие лица. Можно думать о книге только как о предмете, сделанном из бумаги и картона, воображать, сколько деревьев понадобилось для ее изготовления. В конце концов, можно просто обратить внимание на ее цвет и форму. Какое направление избрать – решать вам. Данное упражнение отлично тренирует сам фокус внимания, позволяет развить длительность концентрации на одном объекте.

Если есть желание, можно попробовать потренироваться удерживать в поле своего зрения два или более предмета. Тогда ко всему перечисленному необходимо прибавить развитие умения переключать внимание с одного объекта на другой, запоминая и отмечая значимые особенности каждого из них.

Развитие зрительного внимания

Упражнения должны быть направлены на расширение возможностей личности сосредоточиваться на объекте. Например, можно положить впереди предмет и поставить перед собой задачу рассматривать его в течение 3 — 5 минут, выделяя как можно больше деталей.  Сначала у вас начнет складываться общее представление о предмете: его цвет и форма, величина и высота. Однако постепенно, чем больше вы будете концентрироваться, тем яснее начнут появляться новые подробности: мелкие детали, незначительные приспособления и т.д. Их тоже обязательно нужно увидеть и отметить про себя.

Развитие слухового внимания

Для совершенствования этого вида внимания, необходимо поставить себе цель не более десяти минут концентрироваться на звучащем голосе. Лучше всего, если это будет осмысленная человеческая  речь, однако, если хочется отдохнуть, можно включить сюда пение птиц или любую мелодию, которая отвечает требованиям релаксирующей музыки.

Если звучит человеческая речь, во время прослушивания важно отмечать про себя скорость, с которой говорит лектор, степень эмоциональности подачи материала, субъективную полезность информации. Также вполне допустимо слушать в записи сказки, рассказы, а после пытаться вспомнить и воспроизвести их содержание. В случае прослушивания музыки важно улавливать уровни колебания звуковой волны, постараться «подключиться» к  воспроизводимым эмоциям и представлять себе детали чего – либо.

Как управлять вниманием?

Многие люди, желающие повысить уровень своего внимания, сталкиваются с неизменными трудностями. У одних может не получаться концентрироваться на деталях, другие испытывают сложности с тем, когда нужно воспринимать предмет целиком. В данном случае хочется посоветовать тренироваться на разных объектах по всем направлениям и делать это каждый день. Согласитесь, ведь не трудно 5 – 10 минут в сутки уделять работе над собой.

Таким образом, проблемы развития внимания достаточно многогранны и глубоки. Нельзя рассматривать данный вид познавательных процессов только как составляющую деятельности. Нужно помнить и том, что внимание всегда необходимо нам в повседневной жизни, потому важно уметь сосредоточиваться на простых вещах, замечать даже мелкие подробности.

psyh.info

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и со

psylist.net

понятие, виды, свойства. Развитие внимания.

Внимание
не является самостоятельным познавательным
процессом, так как оно само по себе
ничего не отражает и как отдельно взятое
психическое явление не существует.
Вместе с тем внимание является одним
из важнейших компонентов познавательной
деятельности человека, так как оно,
возникая на основе познавательных
процессов, организует и регулирует их
функционирование. Поскольку познавательная
деятельность осуществляется сознательно,
то внимание выполняет одну из функций
сознания.

Внимание
– это особое состояние сознания,
благодаря которому субъект направляет
и сосредотачивает познавательные
процессы для более полного и четкого
отражения действительности. Внимание
связано со всеми сенсорными и
интеллектуальными процессами. Наиболее
заметно эта связь проявляется в ощущениях
и восприятиях.

Характеристики
внимания
:

Устойчивость
– длительность привлечения внимания
к одному и тому же объекту или к одной
и той же задаче.

Концентрация
внимания

– повышение интенсивности сигнала при
ограниченности поля восприятия.
Концентрация предлагает не только
длительное удержание внимания на
объекте, но и отвлечение от всех других
воздействий, не имеющих значения для
субъекта в данный момент.

Сосредоточенность
внимания

проявляется в результате концентрации
сознания на объекте с целью получения
наиболее полной информации о нем.

Распределение
внимания

– субъективно переживаемая способность
человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов
одновременно.

Переключаемость
– это скорость перехода от одного вида
деятельности к другому (рассеянность
– плохая переключаемость).

Предметность
внимания

связана со способностью выделять
определенные комплексы сигналов в
соответствии с поставленной задачей,
личной значимостью, актуальностью
сигналов и т.д.

Объем
внимания

характеризуется количеством объектов,
на которые может направить и сосредоточить
внимание субъект в доли секунды.
Определяется объем внимания посредством
специальных приборов-тахистоскопов. В
одно мгновение человек может обратить
внимание только на несколько объектов
(от 4 до 6).

Виды
внимания
:

Проявление
внимания связано как с сенсорными, так
и с интеллектуальными процессами, а
также с практическими действиями и с
целями и задачами деятельности. В связи
с этим выделяют следующие виды внимания:
сенсорное,
интеллектуальное, моторное, преднамеренное
и непреднамеренное внимание
.

Сенсорное
внимание

возникает при действии объектов на
органы чувств. Оно обеспечивает четкое
отражение предметов и их свойств в
ощущениях и в восприятиях человека.
Благодаря сенсорному вниманию возникающие
в сознании образы предметов являются
ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание
может быть зрительным,
слуховым, обонятельным

и т.д. В основном у человека проявляется
зрительное и слуховое внимание. Лучше
всего в психологии изучено зрительное
внимание, так как его легко обнаружить
и зафиксировать.

Моторное
внимание

направлено на движения и действия,
совершаемые человеком. Оно дает
возможность более четко и ясно осознавать
приемы и способы, применяемые в
практической деятельности. Моторное
внимание регулирует и контролирует
движения и действия, направленные на
предмет, особенно в тех случаях, когда
они должны быть особенно четкими и
точными. Интеллектуальное
внимание

направлено на более эффективное
функционирование таких познавательных
процессов как: память, воображение и
мышление. Благодаря этому вниманию
человек лучше запоминает и воспроизводит
информацию, создает более четкие образы
воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Поскольку это внимание имеет внутренний
характер и мало доступно для исследования,
то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное
(произвольное) внимание

возникает при наличии у субъекта цели
или задачи быть внимательным к какому-либо
внешнему предмету или к внутреннему
умственному действию. Оно в основном
направлено на регулирование внешних
сенсорных и моторных действий и внутренних
познавательных процессов. Преднамеренное
внимание может стать произвольным,
когда субъекту необходимо проявить
волевое усилие для того, чтобы направить
и сосредоточить внимание на объекте,
который необходимо познавать или с
которым надо действовать

Если
направленность и сосредоточенность
внимания связаны с сознательной целью,
речь идет о произвольном внимании. Н.
Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания
– послепроизвольное внимание (это
внимание, естественно сопровождающее
деятельность личности; возникает оно,
если личность поглощена деятельностью;
связано с наличной системой ассоциаций).
Это может иметь место в том случае, когда
цель проявлять внимание остается, но
исчезают волевые усилия. Такое внимание
начинает проявляться, когда деятельность,
требующая волевых усилий, становится
увлекательной и осуществляется без
особых затруднений.

Если
направленность и сосредоточенность
носят непроизвольный характер, речь
идет о непроизвольном
внимании
.
По мнению К.К. Платонова, одной из форм
непроизвольного внимания является
установка (состояние готовности или
предрасположенности личности к действию
определенным образом). Непреднамеренное
(непроизвольное) внимание возникает
само собой без всякой цели со стороны
человека. Его вызывают значимые для
человека свойства и качества предметов
и явлений внешнего мира. Одним из таких
свойств является новизна объекта.
Непроизвольное внимание привлекают
также все сильные раздражители: яркий
свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
Иногда внимание могут привлечь и не
очень заметные раздражители, если они
соответствуют потребностям, интересам
и установкам личности.

Развитие
и формирование внимания

Два
вида развития внимания: 1) естественное;
2) искусственное. Выготский:
Первоначальное
внимание ребенка осуществляется при
помощи наследственных механизмов,
организованное протекание его рефлексов
по принципу доминанты. В доминантом
нервном процессе заложены органические
основы внимания. У новорожденных есть
только две доминанты — пищевая и с
переменой положения (период натурального
внимания) Только потом у него появляется
зрительная, слуховая и др. В основе
развития внимания в этот период лежит
органический процесс роста, созревания
и развития нервного аппарата и функций
ребенка. Процессы развития внимания не
прекращается в течение жизни и лишь
происходит некоторое замедление темпов.
В истории развития внимания 2 линии:
натуральные и культурные.

Культурное
развитие внимания заключается в том,
что при помощи взрослого ребенок
усваивает ряд стимулов-средств, с помощью
которых он далее управляет собственным
вни­манием. Такими стимулами-средствами
могут быть конкретные предметы,
жесты-указания, слова-указания. Все эти
средства вы­полняют роль внешних
опор, которые сначала предлагаются
ре­бенку взрослым, затем используются
им в общении со взрослым для
направления его внимания на нужный
ребенку объект, а потом становятся
внутренними средствами управления
ребенком собственным вниманием,
обеспечивая тем самым его управляемость
или произвольность.

Исходя
из того, что социальные отношения
образуют основу как отдельно взятой
психической функции, так и их систем,
Л.С.Вы­готский рассматривал и генезис
внимания. В этом процессе он вы­делил
четыре стадии.

Первая
стадия связана с тем, что другой человек
(взрослый) с помощью определенного
средства управляет поведением и
со­знанием ребенка, направляя реализацию
его натуральных, непро­извольных
функций, в том числе непроизвольного
внимания. Таки­ми
средствами являются прежде всего
указательный палец и речевое сопровождение
указательного жеста взрослого человека.
Л.С.Выготский
отмечает, что именно указание стоит в
начале уп­равления вниманием, и
замечательно, что человек создал себе
как бы особый орган произвольного
внимания в указательном пальце, получивший
в большинстве языков свое название от
этой функции. Поэтому
историю произвольного внимания,
подчеркивает он, сле­дует
начинать с истории указательного пальца.
Очевидно, что дей­ствие на этой стадии
является интерпсихическим, то есть
действи­ем
между людьми, осуществляющимся во
внешнем плане.

Для
второй стадии характерно, что сам ребенок
становится субъектом,
использующим данное ему психологическое
орудие для управления
поведением и сознанием другого человека.
С помощью собственного
указательного пальца и соответствующего
речевого сопровождения
он обращает внимание взрослого на нужный
ему объект.
Действие управления продолжает
существовать во внеш­нем
плане как действие интерпсихическое.

На
третьей стадии ребенок начинает применять
к самому себе те способы управления
сознанием и поведением, которые другие
люди
применяли к нему, а он – по отношению к
ним. Такое действие протекает
все еще во внешнем плане и сопровождается
эгоцентри­ческой
речью ребенка, но обращено им на самого
себя.

Уж
е на третьей стадии начинается
интериоризация действия управления
вниманием, которая приобретает законченный
вид на четвертой стадии. Действие
управления ребенком своим внимани­ем
становится собственно внутренним
действием, осуществляю­щимся
в опоре на психический образ и внутренню
речь.

Таким
образом, Л.С.Выготский показал, что
развитие произ­вольного
внимания как высшей психической функции
происходит по
общему закону развития высших психических
функций: первона­чально
они возникают как форма коллективного
поведения, как форма сотрудничества
между людьми и лишь впоследствии
стано­вятся внутренними психическими
функциями самого ребенка.

studfiles.net

8. Внимание, его виды и свойства

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I
0
— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- \ нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.
К.К.Платонов,
учитывая
соотношение
социального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленность
и
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства

    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

studfiles.net

13. Внимание как психологический процесс. Свойства и виды внимания.

Внимание
— Психический процесс, обеспечивающий
концентрацию сознания на тех или иных
реальных или идеальных объектах.

Внимание
– направленность и сосредоточенность
сознания на каком-нибудь предмете,
явлении или деятельности. Направленность
сознания – выбор объекта, а сосредоточенность
предполагает отвлечение от всего, что
не имеет отношения к этому объекту.
Феномен
внимания появился у животных в процессе
эволюции как настороженность, бдительность,
готовность к действию по первому сигналу,
мобилизованность на восприятие этого
сигнала в интересах действия, как
временная заторможенность, которая
служит для подготовки к действию.

Развитие
внимания на протяжении эволюции тесно
связано с развитием тонической
рефлекторной иннервации. Тоническая
иннервация обеспечивает способность
быстро переходить в состояние активного
покоя, необходимого для внимательного
наблюдения за объектом (животное
замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного
внимание начинает выражаться в
заторможенности посторонней внешней
деятельности и сосредоточенности на
созерцании объекта, углубленности и
собранности на предмете размышления.

Внимание,
в отличие от других процессов, не имеет
собственного содержания, оно проявляется
внутри восприятия, мышления, представления,
речи и других психических процессов.

Внимание
как свойство субъекта деятельности —
это в первую очередь динамическая
характеристика протекания познавательной
деятельности: оно выражает преимущественную
связь психической деятельности с
определенным объектом, на котором она
как в фокусе сосредоточена. Внимание —
это избирательная направленность на
тот или иной объект и сосредоточенность
на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность.
Изменение отношения субъекта к объекту
выражается во внимании — в изменении
образа этого объекта, в его данности
сознания: он становится более ясным и
отчетливым, как бы более выпуклым.
Изменения в процессе внимания выражаются
в изменениях ясности и отчетливости
содержания, на котором сосредоточена
познавательная деятельность.
Поскольку
внимание выражает взаимоотношение
сознания или психической деятельности
индивида и объекта, в нем наблюдается
и известная двусторонность: с одной
стороны, внимание направляется на
объект, с другой — объект привлекает
внимание. Именно это обстоятельство и
позволяет ввести понятия произвольного
и непроизвольного внимания.

Причины
повышенного внимания к объекту кроются
не только в субъекте, но и в объекте, при
определенных обстоятельствах — прежде
всего в нем, в его свойствах и качествах.

Внимание
— это динамическая связь сознания с
объектом, более или менее тесная, цепкая;
в действии, в деятельности она и крепится.
Лишь совершая мысленно какую — нибудь
деятельность, направленную на объект,
можно поддержать сосредоточенность на
нем своего внимания.

Основные свойства внимания.

Внимание
имеет некоторые особенности, которые
у разных людей проявляются в разной
степени. Итак, свойства:

1.
Сосредоточенность (концентрация) –
выделение сознанием объекта и направление
на него внимания.2.
Устойчивость – большая сопротивляемость
отвлечениям, благодаря чему человек
длительное время может быть сосредоточен
на каком-нибудь предмете или действии.3.
Объем внимания – количество объектов
воспринимаемых одновременно.4.
Распределение – умение одновременно
следить за несколькими предметами или
за выполнением различных действий.5.
Переключение – сознательное перемещение
внимания на новый объект.
6. Рассеянность
и внимательность.

При
рассеянности сознание человека не имеет
определенной направленности, а переходит
с одного предмета на другой, т.е.
рассеивается.

Можно
выделить два основных вида рассеянности.
Первый – результат общей неустойчивости
внимания. Им, как правило, отличаются
дети младшего возраста. Однако оно может
быть и у взрослых в результате слабости
нервной системы или большого утомления,
недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности
появляется также при отсутствии привычки
работать сосредоточенно.

Второй
вид рассеянности имеет совсем иной
характер. Он возникает потому, что
человек сосредоточен на чем-то одном и
поэтому не замечает ничего другого.
Такой рассеянностью отличаются люди,
увлеченные своим делом.

Если
человек привыкает все делать внимательно,
то внимание, становясь постоянной
особенностью, перерастает во внимательность,
которая, как черта личности, имеет
большое значение в общем психологическом
облике человека. Тот, кто обладает этим
качеством, отличается наблюдательностью,
способностью лучше воспринимать
окружающее. Внимательный человек
реагирует на события быстрее и переживает
их часто глубже, отличается большой
способностью к обучению.

Внимательность
связана с большим развитием свойств
внимания: его объема, сосредоточенности,
устойчивости, распределения. Обладая
этим качеством, человек легко
сосредотачивается, у него хорошо развито
непроизвольное внимание. Даже при
отсутствии интереса к работе внимательный
человек может быстро мобилизовать
произвольное внимание, заставить себя
сосредоточиться на трудном и неинтересном
занятии.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о