Послепроизвольное внимание это в психологии определение: внимание послепроизвольное | это… Что такое внимание послепроизвольное?

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Свойства внимания Концентрация

Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи.

Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

Объём

Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Согласно Корневой Л.В. объем внимания колеблется от 4 — 7 объектов.

Устойчивость

В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость

Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам 

рассеянностиРассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.

Внимание | Понятия и категории

Способность сосредоточит внимание бывает очень важна.

 

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) — возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.

Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель).

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 92.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ — направленность и сосредоточенность психической деятельности при внимании обеспечивают более эффективное восприятие информации. Ведущая роль в достижении этого эффекта принадлежит активирующей системе, включающей в себя структуры мозга разного уровня и обеспечивающей генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. Корковая активация выражается на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфа-ритма). При этом снижаются пороги восприятия и возрастает скорость протекания нервных процессов.

Tags: 

Психология

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — длительное удержание В. на предмете или какой-либо деятельности. Это свойство В. зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от степени подвижности и изменчивости объекта, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек и т.д. Люди со слабой нервной системой или перевозбуждённые могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными.

Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, так же, как правило, характеризуется неустойчивым В. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению В.

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ ТИПЫ — при характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного В. характерно для волевого, целеустремлённого человека, который ясно осознаёт, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах В. (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются. Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. В. к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект В.

Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым…

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить В. на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идёт о В. р. между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются правильно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создаётся за счёт способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Tags: 

Психология

Педагогика

ВНИМАНИЯ РАЗВИТИЕ — В. развивается в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебно-воспитательной работы учебного заведения. Успешное воспитание В. зависит от следующих основных условий. 1. Воспитание произвольного (волевого) В. по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У учащихся необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы учащиеся всегда, в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремлённо воспитывать у учащихся умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным…

Tags: 

Психология

Педагогика

Страницы

  • 1
  • 2
  • 3
  • следующая ›
  • последняя »

Роль произвольного и непроизвольного внимания в выборе перцептивного доминирования во время бинокулярного соперничества

. 2007;36(2):288-98.

дои: 10.1068/p5494.

Сара Хэнкок 1 , Тимоти Дж. Эндрюс

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, Великобритания.
  • PMID: 17402669
  • DOI: 10.1068/p5494

Сара Хэнкок и др. Восприятие. 2007.

. 2007;36(2):288-98.

дои: 10.1068/p5494.

Авторы

Сара Хэнкок 1 , Тимоти Дж. Эндрюс

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Йоркского университета, Хеслингтон, Йорк, Великобритания.
  • PMID: 17402669
  • DOI: 10.1068/стр.5494

Абстрактный

Когда несовместимые изображения предъявляются к соответствующим областям каждого глаза, восприятие чередуется между двумя монокулярными изображениями (бинокулярное соперничество). В этом исследовании мы исследовали, как непроизвольное (экзогенное) и произвольное (эндогенное) внимание может влиять на перцептивное доминирование того или иного конкурирующего образа во время соперничества контуров. Испытуемые просматривали два стимула с ортогональной решеткой, предъявляемые обоим глазам. Непроизвольное внимание обращалось на один из решетчатых раздражителей с кратким изменением ориентации. Через короткое время решетка с сигналом была удалена из изображения в одном глазу, а решетка без сигнала была удалена из изображения в другом глазу, что привело к бинокулярному соперничеству. Субъекты обычно сообщали о доминировании решетки с сигналами в период соперничества. Мы обнаружили, что влияние сигнала уменьшалось с интервалом между его началом и началом бинокулярного соперничества, что согласуется с эффектом непроизвольного внимания. Наконец, мы продемонстрировали, что произвольное внимание к решетчатому стимулу может также влиять на продолжающиеся изменения перцептивного доминирования, которые сопровождают более длительные периоды бинокулярного соперничества. необслуживаемая решетка. Эта закономерность аналогична увеличению воспринимаемой контрастности посещаемой решетки. Эти результаты предполагают, что конкуренция во время бинокулярного соперничества может быть примером более общего механизма внимания в зрительной системе.

Похожие статьи

  • Межглазная передача сигнала стимула при выборе доминирования в начале бинокулярного соперничества.

    Кампхуйзен А.П., ван Везел Р.Дж., ван Ээ Р. Кампхуйзен А.П. и соавт. Видение Рез. 2007 г., апрель; 47 (9): 1142-4. doi: 10.1016/j.visres.2007.01.016. Epub 2007 13 марта. Видение Рез. 2007. PMID: 17360017

  • Экзогенное внимание и эндогенное внимание влияют на начальное доминирование в бинокулярном соперничестве.

    Чонг СК, Блейк Р. Чонг С.К. и соавт. Видение Рез. 2006 г., май; 46 (11): 1794-803. doi: 10.1016/j.visres.2005.10.031. Epub 2005, 20 декабря. Видение Рез. 2006. PMID: 16368126

  • Бинокулярное соперничество из невидимых узоров.

    Цзоу Дж., Хэ С., Чжан П. Цзоу Дж. и др. Proc Natl Acad Sci U S A. 2016 Jul 26;113(30):8408-13. doi: 10.1073/pnas.1604816113. Epub 2016 27 июня. Proc Natl Acad Sci U S A. 2016. PMID: 27354535 Бесплатная статья ЧВК.

  • Перцептивное соперничество между видами животных.

    Картер О., ван Суиндерен Б., Леопольд Д.А., Коллин С.П., Майер А. Картер О и др. J Комп Нейрол. 1 декабря 2020 г.; 528(17):3123-3133. doi: 10.1002/cne.24939. Epub, 1 июня 2020 г. J Комп Нейрол. 2020. PMID: 32361986 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Бинокулярный блеск — Обзор.

    Вендт Г., Фол Ф. Вендт Г. и соавт. Видение Рез. 2022 Май; 194:108008. doi: 10.1016/j.visres.2022.108008. Epub 2022 16 февраля. Видение Рез. 2022. PMID: 35182893 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Субъективный контроль полистабильного иллюзорного кажущегося движения: возможен ли контроль, когда стимул предоставляет бесчисленные возможности движения?

    Аллен А.К., Джейкобс М.Т., Давиденко Н. Аллен А.К. и соавт. Дж. Вис. 2022 1 июня; 22(7):5. дои: 10.1167/jov.22.7.5. Дж. Вис. 2022. PMID: 35708685 Бесплатная статья ЧВК.

  • Сигналы внимания в соперничестве: выводы из пупиллометрии.

    Аквафредда М., Бинда П., Лунги К. Аквафредда М. и др. eNeuro. 2022 3 июня; 9(3):ENEURO.0497-21.2022. doi: 10.1523/ENEURO.0497-21.2022. Онлайн перед печатью. eNeuro. 2022. PMID: 35667847 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когда восприятие сильнее физики: сходство восприятия, а не законы физики, управляют восприятием взаимодействующих объектов.

    Пастухов А., Косманн Л., Carbon CC. Пастухов А и др. Atten Percept Psychophys. 2022 Январь; 84 (1): 124-137. doi: 10.3758/s13414-021-02383-1. Epub 2021 18 октября. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 34664229 Бесплатная статья ЧВК.

  • Перцептивные и когнитивные процессы в дополненной реальности — сравнение бинокулярного и монокулярного представлений.

    Демпо А., Кимура Т., Шинохара К. Демпо А и др. Atten Percept Psychophys. 2022 фев;84(2):490-508. doi: 10.3758/s13414-021-02346-6. Epub 2021 23 августа. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 34426931 Бесплатная статья ЧВК.

  • Смещение баланса глаз с помощью монокулярного внимания при нормальном зрении.

    Вонг С.П., Болдуин А.С., Хесс Р.Ф., Маллен К.Т. Вонг С.П. и др. Дж. Вис. 2021 3 мая; 21(5):4. doi: 10.1167/jov.21.5.4. Дж. Вис. 2021. PMID: 33950157 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • G0000003/MRC_/Совет медицинских исследований/Великобритания

форм сознательного внимания | Psychology Today

Ллойд — мой дорогой друг, который, помимо всего прочего, является красноречивым писателем. Процесс научиться писать, а затем стать достаточно опытным, чтобы писать широко читаемые романы, — непростая задача. Ллойд должен был сначала освоить язык и связанные с ним правила, которые позволяют передавать мысли, а также механику инструментов, используемых для письма (будь то ручка или клавиатура). Только тогда он мог начать творчески сочинять письменные рассказы. Но теперь, спустя много времени после первоначальных вложений в изучение этих навыков, он часто без особых усилий пишет длинные пассажи и может приятно погрузиться в работу.

Источник: Маркус Вернер для Crack Magazine

То же самое верно и для игры на фортепиано (или любом другом музыкальном инструменте) — сначала нужно приложить много усилий, чтобы научиться пользоваться клавишами, читать ноты и играть. законченные произведения, прежде чем можно будет играть без особых усилий и, возможно, сочинять оригинальную музыку. Мой разносторонне одаренный друг Ллойд тоже может это сделать. В обоих примерах количество сознательных усилий, которые Ллойд вкладывает в механику этих задач, со временем менялось, и теперь, после многих лет практики, они могут создавать легкое ощущение «потока», когда он полностью вовлечен в эти действия.

Это ощущение потока особенно интересно для нашего понимания сознания. Люди часто сообщают об ощущении потока при различных обстоятельствах — когда они заняты работой, играют или танцуют под музыку, отправляются на пробежку, занимаются йогой или какой-либо другой тяжелой физической деятельностью. Некоторые даже утверждают, что этот опыт является важным аспектом человеческого состояния, который способствует счастью (см. выступление Михая Чиксентмихайи на TED, в котором содержится хороший обзор потока, его истории и того, как он связан со счастьем в целом).0003

В случае с Ллойдом, работает ли он над своим последним романом или делает перерыв и играет любимую пьесу на фортепиано, он иногда испытывает поток, когда акты игры или письма кажутся происходящими вне его самоощущения. Чувство времени также может быть утеряно, и Ллойд может обнаружить, что прошло много часов, не осознавая, что он пропустил свое обеденное свидание. Во время выполнения этих задач он использует свои экспертные навыки, участвуя в создании чего-то нового, что означает, что его внимание и сознание поглощены этими конкретными задачами таким образом, что позволяет ему испытать поток.

Мы описали различные формы внимания в наших предыдущих сообщениях (в частности, см. сообщение в блоге от 1 июля 2015 г. и Haladjian & Montemayor, 2015 г.). Важный вывод из исследования заключается в том, что многие формы внимания могут возникать вне нашего осознания, и, возможно, даже некоторые формы сознания могут возникать без внимательной обработки, возможно, включая переживания потока, когда человек не может сосредоточиться на произвольных намерениях (например, для выполнения действий). Что касается последствий для отношений между сознанием и вниманием, мы обычно считают, что эти два механизма должны быть в значительной степени разрозненными (см. Montemayor & Haladjian, 2015). Тем не менее, между ними есть некоторое совпадение, и сознательное внимание является этим совпадением.

Сознательное внимание — это «сообщаемая» форма внимания, являющаяся частью сознательного восприятия. То есть содержание внимания сознательно доступно, так что можно было бы сообщить об обнаружении этой информации. Из многих исследованных форм внимания сознательное внимание, пожалуй, наиболее знакомо. Когда мы обращаем внимание на конкретный объект, мысль или событие, которое переживаем, и можем сообщить, что обращаем на это внимание, мы демонстрируем использование нами сознательного внимания.

Существует несколько форм сознательного внимания, различающихся по сложности. В дополнение к формам сознательного внимания, которыми обладает Ллойд, когда занят своей работой (т. е. внимание без усилий, которое требует высокого уровня обработки внимания, но происходит с небольшими воспринимаемыми усилиями), сознательное внимание может также включать более простую способность сообщать информацию из основных источников. избирательное внимание, такое как внимание, основанное на признаках, или пространственное внимание. Произвольное внимание — еще один пример сознательного внимания, поскольку оно требует преднамеренного сосредоточения внимания на определенной функции, объекте или задаче. Кросс-модальное внимание описывает более сложную форму внимания, при которой должны происходить сопоставления между различными модальностями, чтобы вызвать сознательный опыт (в некотором основанном на памяти «глобальном рабочем пространстве» с общим форматом), и эта форма внимания может также привести к сознательному вниманию. . Также уделяется внимание концептуальному содержанию, связанному с более богатым опытом, который требует более сложных взаимодействий с системами памяти. Примером концептуального содержания может быть способность распознавать оперу как «Фиделио» Бетховена, а не просто как музыкальное произведение. Сознательное внимание также может принимать форму визуализации, поскольку для этого требуется произвольное внимание к концептуальному содержанию, извлеченному из памяти.

Таким образом, в то время как системы внимания развились у организмов на ранней стадии, чтобы позволить им взаимодействовать со своей сложной средой, сознательное внимание, вероятно, появилось в ходе этой эволюции совсем недавно (мы описываем эту идею в Haladjian & Montemayor, 2015, и мы поговорим подробнее о эволюция сознательного внимания в следующем посте.) Это дает нам сознательный опыт, который позволяет нам чувствовать, что мы взаимодействуем с окружающей средой, и помогает нам оставаться вовлеченными в выполнение поставленной задачи. Значение сознательного внимания также связано с различными философскими теориями сознания, поскольку оно может дать некоторые функциональные объяснения сознания и, следовательно, помогает нам лучше понять цель сознательного опыта, а также то, как он реализуется мозгом.

Сознательное внимание также может быть механизмом, позволившим людям развить эмпатию, основанную на эмоциях. Он придает большее значение эмоциональным состояниям и, наряду с аргументом, что опыт потока, связанный с сознательным вниманием, важен для общего счастья, кажется, обеспечивает фундаментальное богатство человеческого опыта. Если этот аргумент подтвердится при дальнейшем рассмотрении, он будет иметь значение для развития искусственного интеллекта, поскольку эмоции не могут быть по-настоящему испытаны компьютерами — они могут быть смоделированы компьютерами, но никогда не ощущаться на самом деле. Таким образом, вполне возможно, что сознательное внимание — это недостающая часть ИИ, и одна из самых сложных частей, которую нужно решить.

Добавить комментарий