Послепроизвольное внимание пример: внимание послепроизвольное | это… Что такое внимание послепроизвольное?

2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».

Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до, коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные – меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, – внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.

Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания.

При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях.

Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П. Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:

В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

  1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
  2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

  1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
  2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
  3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

  1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
  2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
  3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
  4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
  5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
  6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
  7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).

Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.

Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.

Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.

Похожие материалы в разделе Психология спорта:

  • Психологические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами
  • 3.4. Двигательные ощущения – основа саморегуляции моторных действий
  • 9.8. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям
  • 2.6. Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры
  • 6.6. Типические особенности личности школьников
  • 7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом
  • Роль тренера в спортивном коллективе
  • Коррекция динамики усталости
  • 7.3.3. Исследование общественной и спортивной направленности, личностной тревожности и уровня притязаний
  • 4.7. Методы совершенствования тактического мышления

10. Внимание и его виды

5.Внимание.

П.Я. Гальперин, В. Вундта, Н.Ф. Добрынин, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Корректурная проба (Тест Бурдона) Методика «Таблицы Шульте», Методика Горбова «Красно-черная таблица», Методика изучения уровня внимания (П. Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

1Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания человека на определенном предмете.

Внимание никогда не выступает как самостоятельный процесс, а только как сторона этого процесса. Внимание не имеет самостоятельного продукта.

Специфика: 1. не является самостоятельным психическим процессом и особым свойством личности. 2. не имеет своего особого продукта. 3. сопровождает все психические процессы и является необходимым условием их эффективного протекания.

2 Виды внимания:

Непроизвольное внимание – внимание, вызываемое объектом. Т.е. внимание само по себе, без старания и воли человека направляется на объект (например, появление нового человека в компании)

Причины возникновения непроизвольного внимания:

Неожиданность раздражителя. Относительная сила раздражителя. Новизна раздражителя. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете. Контрастность предметов или явлений. Внутреннее состояние человека.

Особую роль играют: доминирующая мотивация ( испытывающий жажду, обращает внимание на все связанное с жидкостью, а утолив жажду, не обращает внимания на емкости с напитками), отношение к объекту познания или деятельности (профессионал при взгляде на книжный лоток в первую очередь обращает внимание на книги, связанные с его специальностью).

Произвольное внимание – внимание, поддерживаемое усилиями субъекта. Мы обращаем внимание на объект по собственному желанию, по просьбе другого человека, по необходимости, усилием воли удерживая внимание на объекте в течение некоторого времени. Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Послепроизвольное внимание было введено в психологию Н.Ф.Добрыниным при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание., например, студент приступает к написанию реферата. Он постоянно отвлекается, — то ищет ручку, то разговаривает и т.д. Продолжение работы требуй значительного усилия, приходится «заставлять себя». Но по мере выполнения работы тема реферата увлекает студента настолько, что он с головой уходит в работу, не замечая прошедшего времени, а отвлечение работы вызывает негативные эмоции.

3 Формы внимания

внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира;

внутреннее внимание (интеллектуальное) — Необходимое условие самопознания и самовоспитания;

моторное (двигательное) внимание;

4 Основными функциями внимания являются:

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи.

5 Свойства внимания.

Свойства.

Концентрация – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Это степень сосредоточения психики, сознания на объекте, деятельности. Концентрация зависит от: объёма и распределения внимания, содержания и степени трудности деятельности, обстановки, волевых качеств, свойств характера, темперамента (сангвиники, флегматики – высокая; холерики, меланхолики – низкая) Зависит от силы и уравновешенности НС.

Объём – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. правильно воспринять и осознать в условиях одноразового и кратковременного восприятия. (7 +/- 2) – Согласно Корневой Л.В. объем внимания от 4 — 7 объектов.

Распределение – проявляется в одновременном выполнении человеком 2-х или нескольких видов деятельности. Условия успешного распределения – автоматизация 1 из видов деятельности, содержание совмещаемых видов – легко совмещать умственную и физическую.

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределенному вниманию формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита в процессе практической деятельности, путем упражнений и накопления соответствующих навыков.

Устойчивость – длительность сосредоточения на объекте или деятельности. Влияют те же факторы, что и на концентрацию. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания влияют факторы:

· увеличение сложности объекта. Сложные объекты вызывают сложную активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения; активность личности; эмоциональное состояние человека. Под влиянием сильных раздражителей может возникнуть неустойчивость внимания, отношение к деятельности; темп деятельности.

Переключаемость – произвольное переключение внимания с 1 объекта (деятельности) на другой. На переключ-ть влияют: содержание деятельности (легче переключается со скучной на интересную) и степень сложности. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При неполном после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

6 Классификации видов.

1. классиф-ия Рибо:

• непроизвольное внимание (природное, биологически обусловленное, не требует спец. усилий для поддержания)

• произвольное внимание (имеет социальную природу, впервые у человека возникает как продукт воспитания)

2. классиф-ия Вундта:

• по способу поддержания: непосредственное (в основе поддержания – интерес к объекту) и опосредованное (объект не представляет интереса, но косвенно связан с тем, что интересно, полезно)

• по объекту: чувственное (восприятие) и интеллектуальное

• непроизвольное

• произвольное

3. классиф-ия Титчинера (виды, как стадии в развитии внимания):

• непроизвольное=пассивное=первичное

• произвольное=активное=вторичное

• производное первичное или послепроизвольное (вторичное внимание переходит в первичное)

4. классиф-ия Добрынина:

• непроизвольное (пассивное, эмоциональное)

• произвольное (активное, волевое)

• послепроизвольное – он ввёл этот термин

Функции внимания:

— обраужение сигнала.

— бдительность

— поиск

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

— Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности-определяет точность и детализацию восприятия,

-определяет Для мышления внимание выступает как обязательный фактор пра­вильного понимания и решения задачи. мыслительной деятельности.

-является своеобразным усилителем для перцептивных( в восприятии) процессов, позволяющим различать детали изображений.

-выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

-в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

-о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

-внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

— регуляция и контроль протекания деятельности.

Виды и сравнительная характеристика.

Непроизвольное – биологическое, нецеленаправленное, неволевое. Причины возникновения:

• внешние (особенности действующих раздражителей): сила раздражителя, новизна, величина, движение, длительность, контрастность

• внутренние (связаны с особенностями самого человека): интерес+эмоции+потребности

• соответствие между внешними и внутренними факторами = значимые раздражители

Произвольное – социальное, целенаправленное, волевое. Объект – то, что необходимо для какой-либо деятельности. Наличие цели. Требует от человека усилия воли.

Послепроизвольное – социальное, целенаправленное, неволевое. Возникает на основе произвольного внимания, когда появляется интерес к тому, что вначале не привлекало внимание.

Произвольное и непроизвольное внимание: что привлекает ваше внимание

« Я так беден, что даже не могу обращать внимание » — американская народная поговорка.

Ощущение кобры – это почти мускульное, хотя и ментальное давление на предмет или объект, над которым вы поднимаетесь, капюшон развевается, чтобы блокировать отвлекающие факторы, и держите неподвижно в своем немигающем фокусе. », — Уинифред Галлахер, автор книги «Восторг: внимание и сфокусированная жизнь».

То, что мы называем «цивилизацией», существует не более нескольких тысяч лет, и во многих отношениях наша биология еще не догнала нашу культуру. Еще в наши дни кочевников-охотников-собирателей Мать-природа научила нас реагировать на окружающую среду таким образом, чтобы мы были в безопасности. Те, кто прислушивался к своим защитным инстинктам, жили, чтобы бороться в другой день и иметь детей.

Когда сухое жужжание у твоих ног означало Змея! и движение краем глаза может означать опасность, мгновенная реакция на сенсорный ввод может означать разницу между жизнью и смертью. Для большинства из нас отдаленные телефоны и люди, проходящие по коридорам, заменили такие сигналы опасности… но наши тела по-прежнему настроены на то, чтобы обращать на них мгновенное внимание.

Это примеры непроизвольного внимания — периоды, когда наш разум инстинктивно выдергивает нас из продуктивного фокуса. Непроизвольное внимание не так уж и плохо; это все еще помогает нашему выживанию и может оказаться успокаивающим, если вы не пытаетесь работать. Внезапно увидеть облако в форме НЛО или послушать спор между голубой сойкой и белкой может быть интересно или забавно. В долгосрочной перспективе это может даже дать вам продуктивные идеи.

Но непроизвольное внимание не поможет, когда нужно очистить список дел. Для этого вы должны задействовать свое произвольное внимание: продуктивный транс, который ваши предки научились использовать во время охоты, изготовления каменных орудий и возведения ферм в дикой местности. Эти три совета облегчат вам задачу.

1. Будьте здоровы . Хотя вы не всегда можете удержать фею гриппа от вызова, вы, безусловно, можете защититься от болезни — и не только с помощью лекарств. В дополнение к ежегодным прививкам от гриппа, высыпайтесь каждую ночь, избегайте чрезмерного употребления алкоголя, контролируйте свой вес и регулярно занимайтесь спортом. Как это помогает? Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас будет больше энергии, и вам будет легче сосредоточиться. Базовое хорошее здоровье также снижает уровень стресса, повышает вашу самооценку и повышает вашу производительность.

2. Блокируйте отвлекающие факторы . Вам будет легче продуктивно работать, если вы будете избегать отвлекающих факторов. Повернитесь спиной к зонам активного движения. Закрой дверь, если она у тебя есть. Если у вас проблемы со звуком, купите наушники с шумоподавлением и используйте их в сочетании с окружающим звуком: звуком грозы, белым шумом или тихой, ненавязчивой музыкой, которая не привлекает вашего внимания. Если больше ничего не работает, спрячьтесь. Найдите пустой офис вдали от основного транспортного потока, сядьте на скамейку во дворе, зайдите в Starbucks или работайте из домашнего офиса.

3. Делайте регулярные перерывы . Вы когда-нибудь чувствовали себя измотанными в конце продуктивного дня? Это потому, что сосредоточенное внимание поглощает энергию. Может показаться, что вы не усердно работаете по сравнению, скажем, с лесорубом, но постоянное мышление, узкий фокус и защита от отвлекающих факторов могут на удивление быстро разрядить ваши батареи. Но даже 15 минут, проведенные за чтением анекдотов, беседой с коллегой или наблюдением за спором глупой белки и сойки, могут дать вам отдых и зарядиться энергией. Не пропускайте обед, потому что вам нужно топливо, и постарайтесь уйти от рабочего стола во время обеденного перерыва. Это ваше время, а не компании.

Абсолютное Совершенство… НЕ

Вы никогда не сможете полностью отключить непроизвольное внимание. И вы не должны этого хотеть; оно имеет свое место. Но вам нужно иметь возможность произвольно включать свое внимание и удерживать его сосредоточенным на производительности до тех пор, пока вы не сможете позволить себе его отключить. Советы, которые я изложил здесь, могут помочь вам в этом, заработав заслуженную репутацию сверхпродуктивного сотрудника или лидера… не утомляя вас в процессе.

Создание информационного опыта для привлечения внимания и участия

Любое взаимодействие аудитории с информационным опытом начинается с выбора. Дзен Мастерс, Лайлач и Майк исследуют, какие факторы влияют на выбор.

Примечание редактора: это третий пост из серии о визуальном дизайне с данными. Читайте первую здесь, вторую здесь, четвертую здесь, пятую здесь и шестую здесь.

Любое взаимодействие аудитории с информационным опытом начинается с выбора.

Подумайте об информации, которую вы получили сегодня. Это запредельная сумма. Каждую секунду ваши глаза, уши и другие органы чувств воспринимают потоки данных об окружающем вас мире.

Например, давайте рассмотрим цифровой опыт. Цифровой опыт — это информационный опыт, который вы выбираете для взаимодействия. Когда вы прокручиваете ленту в социальных сетях, на каждом экране вы делаете выбор: продолжить прокрутку, сделать паузу, чтобы просмотреть конкретную публикацию, и, возможно, даже более глубоко погрузиться в нее, щелкнув ссылку или поделившись ею со своей сетью. Вы также делаете выбор: либо проводить там больше времени, либо заниматься чем-то совершенно другим. Та же концепция применима к данным.

Какие факторы влияют на наш выбор?

Прежде всего, важно (если это очевидно) отметить, что мы можем видеть только то, что видим. Но что-то должно привлечь наше внимание. Что-то должно выделяться из остального потока информации, которую мы постоянно получаем. Это может быть неожиданное слово или фраза, яркое изображение, пост или электронное письмо от кого-то, кого мы знаем.

То, что должно произойти дальше, немного сложнее. Здесь вы должны убедить меня, что внимание, которое вы только что заслужили, стоит больше, чем несколько секунд моего времени. Вы привлекли мое внимание; Теперь, вы можете сохранить его?

Мой ответ будет основан на моей оценке прямых и косвенных затрат моего внимания в сравнении с прямой и косвенной выгодой от результата.

Прямые и косвенные затраты на внимание:

Ввод Выход

Прямой

Сколько времени и усилий мне потребуется, чтобы разобраться с этой информацией?

Что я получу, потратив время и усилия на эту информацию?

Косвенный

Каковы альтернативные издержки получения этой информации?

Каковы негативные последствия игнорирования этого?

Удержание моего внимания означает облегчение моего восприятия информации и обещание, что я получу что-то полезное из этой информации.

Как создать дизайн для привлечения внимания (и участия)

Внимание — ваша первая цель при создании информационного опыта. Вы не сможете удержать аудиторию достаточно долго, чтобы воспринять информацию, которой вы делитесь, если вы не можете заставить их даже взглянуть на нее.

Обычно и в разговорной речи слово «внимание» часто используется для обозначения преднамеренной, постоянной концентрации — например, когда очаровательный оратор привлекает все внимание аудитории.

Когнитивная и нейропсихология выделяет два типа внимания как совершенно разные процессы — непроизвольное и произвольное внимание:

  • Непроизвольное внимание включает в себя реакцию на внешние стимулы, которые наша система обработки восприятия научилась обнаруживать. Все дело в том, чтобы замечать и фокусироваться на новых блестящих вещах.
  • Добровольное внимание включает в себя то, что мы решаем делать с упомянутой новой блестящей вещью — это осознанный выбор, который мы делаем, чтобы сосредоточиться на ней, а не на других вещах в нашем окружении.

Непроизвольное внимание: привлечение внимания

Оптимизировать информационный опыт для непроизвольного внимания часто проще, потому что это работает более универсально. На самом деле, некоторые из наиболее распространенных «лучших практик» в визуальном дизайне исходят из того, как это развивалось у людей. Назовем это набор инструментов визуального контраста . Чем больше контраст, тем легче нам замечать более важные вещи.

Сюда входят:

  1. Движение: Мы отлично умеем обнаруживать движение — эволюционное преимущество, безусловно, в дикой природе. Движущиеся объекты, особенно в стационарном поле, с огромной легкостью привлекают наше внимание. Нам даже больше нравятся диагональные линии, чем вертикальные или горизонтальные, просто потому, что они *подразумевают* движение.
  2. Цвет: Мы замечаем яркие и насыщенные цвета гораздо чаще, чем тусклые или ненасыщенные; вот почему мы склонны считать объекты более ярких цветов более важными, даже если во всех других отношениях они идентичны.
  3. Размер: Мы делаем акцент на крупных объектах, а не на более мелких. Мы также отдаем предпочтение жирному шрифту, а не легкому.
  4. Формы: Нас привлекает текст, а не абстрактные формы, особенно если текст можно интерпретировать как заголовок.

Это приводит к очевидному противоречию: вы должны использовать эти техники разумно, иначе их эффекты будут сведены на нет. Если все выделено жирным шрифтом, ничего не будет жирным. Если все движется, мы не знаем, где искать в первую очередь.

Мы можем использовать эти инструменты визуального контраста, чтобы нашей аудитории было легче заметить наши данные, а именно. Мы также можем использовать эти инструменты для оптимизации остального опыта. Частично это, конечно, выбор дизайна на уровне отдельных диаграмм. Но что еще более важно, мы можем использовать наши знания об этих инструментах, чтобы структурировать общую композицию нашего продукта — диаграмму или набор диаграмм, изображений и текста — таким образом, чтобы аудитории было легче замечать важные вещи. .

Направляйте аудиторию туда, куда вы хотите, чтобы она смотрела — часто вверху, в левом верхнем углу или в любом другом очевидном названии продукта — и покажите им, как взаимодействовать с элементами страницы, чтобы им не приходилось слишком много думать о том, где и как это сделать.

Добровольное внимание: держать вас вовлеченным

Произвольное внимание гораздо сложнее. В конечном счете, это процесс принятия решения: интересна ли мне эта блестящая новинка?

Именно в этот момент наш выбор дизайна больше не может основываться на тенденциях, универсальных для (западной) аудитории. Именно тогда мы будем делать выбор, основываясь на нашем понимании двух отношений из информационно-коммуникационного треугольника:

  • Создатель и аудитория
  • Аудитория и информационный продукт

Как мы объясняли в первой части этой серии, вы не можете напрямую контролировать отношения между аудиторией и данными, а именно, вы не можете заставить свою аудиторию обращать на это внимание. Но вы можете определить, что может помочь аудитории заинтересоваться и вовлечься.

Так как же удержать внимание аудитории? Чтобы поддержать успешный дельта-дизайн, мы предлагаем рассмотреть следующие три принципа взаимодействия :

1. Преодолеть разрыв между известным и неизвестным.

Когда мы сталкиваемся с информацией, которая удивляет нас или бросает вызов нашему нынешнему пониманию темы, она, скорее всего, разожжет наше любопытство. Отчасти это связано с тем, что наш мозг привлекает новизна. Но это также во многом связано с тем, как мы мотивированы учиться: когда мы осознаем разрыв между тем, что мы уже знаем, и тем, что мы хотим знать.

Помните ту диаграмму, показывающую прямую и косвенную стоимость внимания? Вот еще одно приложение:

Ввод Выход

Прямой

Сколько времени и усилий мне потребуется, чтобы заполнить этот пробел в знаниях?

Что я получу, изучив эту информацию?

Косвенный

Каковы альтернативные издержки, связанные с заполнением этого пробела?

Каковы негативные последствия неосведомленности?

Как только мы осознаем пробел в знаниях, возникает баланс между тем, насколько мы заинтересованы в заполнении этого пробела (и, наоборот, в том, чтобы не заполнить его), и нашей оценкой сложности и вероятности этого.

Ключевое слово здесь — баланс. Это не значит, что все должно быть настолько простым или легким, насколько это возможно. Это не означает, что мы отказываемся от всего, что не может быть понято за какое-то произвольное количество секунд.

Все дело в ценности результатов и в том, перевешивают ли они затраты на входы. Если мы достаточно заинтересованы в информации, мы будем рады потратить больше времени и умственной энергии.

И это подводит нас ко второму принципу…

2. Установите связь между незнакомым и знакомым.

Когда мы сталкиваемся с информацией, которая может относиться к нашей собственной жизни или опыту, мы с гораздо большей вероятностью захотим обратить на нее внимание. Этот принцип позволяет нам перевернуть эту шкалу затрат/выгод. Представление информации таким образом, чтобы помочь вашей аудитории увидеть связь с чем-то, что они уже понимают, может изменить то, как они видят этот пробел в знаниях.

Аналогии и метафоры облегчают усвоение новой информации. Они помогают нам понять, что на самом деле означает число — как оно на самом деле выглядит или на что похоже. Например, если друг сказал: «Я недавно похудел на 25 фунтов», вы услышите эту цифру, но, возможно, не поймете ее в контексте; если бы этот друг затем сказал: «Это эквивалент трех галлонных кувшинов молока (около 8,5 фунтов каждый), которые я больше не ношу с собой», у вас была бы гораздо более сильная, эмпатическая связь с этими данными, потому что они связано с чем-то знакомым.

Когда вы контекстуализируете информацию, аудитории становится легче понять истинный объем, масштаб, значение или срочность конкретной проблемы. Это часто называют «проблемой знаменателя»:

  • Если бы Майк сказал: «Вчера я пробежал 10 км и финишировал 11-м в общем зачете», вы бы не знали, быть впечатленным или нет, потому что вы незнакомы с ним или его беговое мастерство.
  • Если бы он сказал: «Я финишировал 11-м из 1400 участников», вы были бы более впечатлены, потому что вы знакомы с тем, как выглядят 1400 человек, и вы понимаете, насколько быстрым вам нужно быть, чтобы победить почти все из них.
  • И затем, если бы он сказал: «Я финишировал 11-м из 1400 участников, но всем остальным было 80 лет или больше», вы были бы менее впечатлены, потому что вы также знакомы с ожидаемым общим уровнем физической подготовки 80-летнего спортсмена. летний против 45-летнего.

3. Поймите связь между данными и вами, создателем.

Данные и информационный продукт не о вас. Но они начинаются с вас. Нет лучшего способа выяснить, что может быть привлекательным или интересным в наборе данных, чем подумать о ваших собственных отношениях с ним. Вы впервые столкнулись с этой информацией. Что вы нашли в нем такого интересного? И самое главное: почему вам это было интересно?

В процессе анализа мы принимаем бесчисленное количество решений. Мы не делаем их случайно; что-то в наших данных и в наших исследованиях толкало нас в разные стороны. Сделайте шаг назад и определите модели, которые вам запомнились, нити, которым вы решили следовать, и почему они важны для вас. В конце концов, если вы считаете, что это не имеет значения, то почему это должно иметь значение для всех остальных?

И в следующий раз, когда вы будете создавать информационный продукт, попробуйте эти принципы дельта-дизайна, касающиеся внимания и вовлеченности. В следующем посте мы поговорим о нашей второй цели успеха дельта-дизайна: удобстве использования.

  • Визуализации
  • Аналитик
  • Бизнес-пользователь

Подпишитесь на наш блог

Получайте последние обновления Tableau на свой почтовый ящик.

Имя

Фамилия

Адрес

Страна/регион- Страна/регион -АфганистанАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливия, Многонациональное Государство Бонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБуветишаБуветишаБосния и ГерцефалияБосния и Герцефалия Территория океанаБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКамерунКанадаКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаХорватияКюрасаоКипрЧехияКот-д’ИвуарДанияДжибутиДоминика РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэрнсиГвинеяГвинея-БиссауОстрова ХейонгХандураХордс ungaryИсландияИндияИндонезияИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКорея, Республика Косово (Темп)КувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛеванЛесотоЛиберияЛивияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакалистраМакедонияMaldayMaldagaMadagasMadagas Острова ХоллаМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонсерратМароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров Норфолк Северный Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестина, Государство ПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРумынияРуандаРеюньонСен-БартелемиСент-Хелена, Вознесения и Тристан-да-КуньяСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Мартин (французская часть)Сан-Пьер и МикелонСан-Прино ГренаСант-Винсент и Сан-Маринес cipeСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСинт-Мартен (голландская часть)СловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия и Южные Сандвичевы островаЮжный СуданИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияТайвань, провинция КитаяТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТринидад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыСоединенные Штаты Соединенное Королевство Великобритании и Северной ИрландииУкраинаЮжная ИрландияСоединенные Штаты БекистанВануатуВенесуэла, Боливарианская РеспубликаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, США Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабвеАландские острова

Регистрируясь, вы подтверждаете свое согласие на обработку ваших персональных данных компанией Salesforce, как описано в Заявлении о конфиденциальности.

Добавить комментарий