Потребность человека в музыке — Vatican News
Поиск
От[Дата]К[Дата]
Поиск Все словаТочная фразаПо крайней мере одно
Упорядочить согласно Свежие публикацииБолее ранний
Искать в AllPodcast
Поиск
ruрусский
Выберите ваш язык
- English
- Italiano
(Italian)
- Français
(French)
- Deutsch
(German)
- Español
(Spanish)
- Português
(Portuguese)
- العربية
(Arabic)
- Հայերէն
(Armenian)
- Беларуская
(Belarusian)
- Български
(Bulgarian)
- Hrvatski
(Croatian)
- Čeština
(Czech)
- עברית
(Hebrew)
- Magyar
(Hungarian) - Latviešu
(Latvian)
- Lietuvių
(Lithuanian)
- Македонски
(Macedonian)
- Polski
(Polish)
- Română
(Romanian)
- Shqip
(Albanian)
- Slovenčina
- Slovenščina
(Slovenian)
- Svenska
(Swedish)
- Русский
(Russian)
- Українська
(Ukrainian)
- हिंदी
(Hindi)
- മലയാളം
(Malayalam)
(Tamil)
- 日本語
(Japanese)
- 한국어
(Korean)
- 简体中文
(Simplified Chinese)
- 繁體中文
(Traditional Chinese)
- Tiếng việt
(Vietnamese)
- Esperanto
- English Africa
- Français Afrique
- Português África
- Kiswahili
(Swahili)
- አማርኛ
(Amharic)
- ትግርኛ
(Tigrinya)
Когда и зачем возникла музыка? Чтобы понять необычную привычку человека располагать звуки благоприятным образом, необходимо ответить на эти вопросы.
Находки древних фрагментов музыкальных инструментов, например, обнаруженных в юго-западной Германии, в Гайсенклёштерле, а также в Словении, в Дивье Бабе, с датировкой примерно 40 тысяч лет назад, позволяют предположить, что неандертальцы и первые Homo Sapiens уже занимались музыкой. Инструмент, попавший в руки исследователей, представляет собой флейту, сделанную из слоновой кости в случае Гайсенклёштерле, и из бедренной кости медведя в случае Дивье Бабе.
Другие находки выявили фрагменты ксилофонов, изготовленных из кремневых пластов. Вероятно, наши предки делали инструменты также из дерева или из других материалов, более лёгких для обработки, но и более чувствительных к износу временем, поэтому у нас нет находок тех исторических периодов, которые могли бы это доказать.
Однако, по всей вероятности, флейта была не первым музыкальным инструментом, который использовал человек. Музыка началась почти наверняка с пения, самого сокровенного инструмента. Человек открыл в себе, естественным и врождённым образом, композитора. Он чувствовал необходимость навести порядок в звуках, организовать их в мелодии, наполнить слова ритмами и тонами, модулировать голос иначе, чем просто в речи.
Почему же он это делал? Какая необходимость подтолкнула его в этом направлении? Почему появление музыки стало одним из первых открытий человека, когда он ещё каждый день боролся за существование? Если бы это было ненужным занятием, оно родилось бы позже, когда уже не так остро стояла ежедневная необходимость спасать собственную жизнь.
«Каким бы примитивным оно ни было, пение пронизывает всю жизнь первобытного человека. Оно привносит свою поэтичность, развлекает во время отдыха и мирных занятий, возвышает и расслабляет; оно вводит целителей в гипнотический транс, оживляет мускулы танцоров, опьяняет бойцов и восторгает женщин». Из этих слов выдающегося музыковеда Курта Закса можно понять, как музыка с самого начала пронизывала различные сферы жизни первобытного человека.
Для понимания этого важного аспекта стоит задаться вопросом, какими были первые формы музыкального сочинения. В каких обстоятельствах человек создавал песни и мелодии? Речь идёт не о сочинениях, написанных нотами (первые примитивные системы музыкальной нотации появились лишь в VII веке до н.э.), а о творениях, возникавших под влиянием инстинкта и привычек. Речь не идёт об искусстве, если под искусством мы подразумеваем сознательный творческий процесс.
Даже сегодня ребенок впервые соприкасается с музыкой через колыбельную. Матери, несомненно, были одними из первых композиторов, которых знает человеческая история. Они очень быстро поняли, что, повышая или понижая тон голоса, можно войти в более глубокий контакт со своим малышом. Цель колыбельной – успокоить ребенка и уложить его спать. Построенные на простых и повторяющихся мелодиях, колыбельные всегда сопровождаются физическим контактом, медленным укачиванием в материнских объятиях в ритме тихой песни, снимающей всякое напряжение.
В то время как женщины создавали колыбельные, главной задачей первобытных мужчин была добыча пищи, охота. На это опасное дело отправлялись группами. Ритмичные стремительные танцы и песни вселяли мужество, побеждали страх и вводили в замешательство жертву. Они также служили для передачи отдельных сообщений друг другу, если охотники находились далеко друг от друга. Это могли быть сигналы тревоги или весть о том, что добыча схвачена.
Такое использование музыки и пения можно встретить и сегодня, особенно в спортивной среде. Например, когда в начале игры команда объединяется и скандирует свой девиз или когда исполняются настоящие древние ритуальные танцы, чтобы вселить смелость и произвести впечатление на соперника (именно так поступает сборная Новой Зеландии по регби).
Такой же способ использования музыки встречается в военных частях, где марши и общее пение создают чувство сплочённости и гордости за силу своей армии. Также и здесь музыка вступает в один из самых деликатных моментов жизни человека: она изгоняет страх перед смертью и придаёт смелость, необходимую для рискованных действий.
Кроме того, первобытные сообщества напрямую обращались к языческим божествам. Пространство сакрального было чётко определено: умилостивление, благодарение, мольба. Для общения с духовной силой человек создавал ритуальные танцы и песни.
Их функция заключалась в том, чтобы перебросить мост к сверхъестественному, создать благоприятный момент контакта между человеком и Богом. Также в этом случае музыка стала главным героем в одной из самых важных областей общественной жизни – в отношениях со священным, как ключ к тому, что невидимо для глаз.
Подводя итог, можно сказать, что музыка с самого начала была связана с самыми глубокими и важными моментами жизни человека: рождением жизни, страхом смерти и отношениями с Божественным. Для современного человека музыка является фоном, развлечением, отдыхом, интеллектуальным упражнением, однако по своей таинственной природе она является чем-то гораздо большим, неуловимой тайной, сопровождающей самые важные мгновения жизни.
Кристиан Каррара
UNDERSTANDING THE CATEGORY OF NEED IN ANCIENT GREECE
Петров И.Ф.1 Петрова С.И.2
1Доктор философских наук, профессор, Академия маркетинга и информационных технологий (Краснодар)
2Кандидат культурологии, преподаватель, Академия маркетинга и информационных технологий (Краснодар)
ПОНИМАНИЕ КАТЕГОРИИ «ПОТРЕБНОСТЬ» В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Аннотация
В статье рассматривается проблема человеческих потребностей, их природа и роль в человеческой жизни. Любые потребности всегда детерминированы общественными отношениями и, с этой точки зрения, они представляют собой социокультурное явление. Авторы обращается к становлению категории «потребность» и в, частности, к их толкованию философами Античности. И приходят к выводу, что изучение потребностей в Античности происходило, в том числе, в русле материалистических воззрений и было связано, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом.
Ключевые слова: Античность, потребности, человек, нужда, общество.
Petrov I. F., Petrov S. I. 2;
1PhD in Philosophy, Professor, Academy of marketing and information technology (Krasnodar)
2PhD in Culture Studies, teacher, Academy of marketing and information technology (Krasnodar)
UNDERSTANDING THE CATEGORY OF NEED IN ANCIENT GREECE
Abstract
The problem of human needs, their nature and role in life are considered in the paper. Any needs are always determined by social relations, and, from this point of view, they represent a social and cultural phenomenon. The authors refer to the formation of the «need» category and, in particular, to its interpretation by the philosophers of antiquity. The authors come to the conclusion that the study of needs in antiquity took place, among other things in the mainstream of materialistic views and was associated mainly with the hedonism and eudemonism.
Keywords: Antique, needs, people, poverty, society.
Любые потребности всегда детерминированы общественными отношениями и, с этой точки зрения, они представляют собой социаокультурное явление. История развития потребностей, их осмысление, есть история развития общества, писал К. Маркс: «…Размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большей мере от культурного уровня страны…» [1].
Как же происходило становление категории «потребность»?
Интерес к потребностям человека отмечается уже у Античных философов. Рассматривая человеческую природу, они фиксировали ее социальную детерминацию.
Именно в эпоху Античности было отмечена роль потребностей в жизни человека и общества, а также произошло разделение потребностей на материальные и идеальные (духовные). Так, например, Гераклит Эфесский (544 – 483 гг. до н. э.), изучая социальное назначение золота, благодаря которому возможен обмен, то есть, сопоставляя потребности людей и общества, по сути, показывает, что вне потребностей невозможно познание основ бытия человека и его сущности. Хотя Гераклит в своих сочинениях и не говорит напрямую о потребностях, для нас интересно его представления о человеке. Гераклита волнует связь человека с мировым разумом. Все материальные превращения, считает философ, осуществляются «законосообразно», при этом часть людей следуют им, другие нет. В основании же отличий потребностей человека находятся его «грубые психеи» [2]. Всякое желание покупается ценой психеи, «поэтому злоупотребление вожделениями ведет к ее ослаблению». Умеренность в удовлетворении потребностей содействует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. При этом Гераклит не придерживался мысли, что различие человеческих потребностей зависит от происхождения, богатства и иных особенностей. Рассматривая потребности человека, Гераклит считал, что они зависят от условий жизни, поэтому свиньи радуются грязи, ослы золоту предпочитают солому, птицы купаются в пыли и золе.
О потребностях писали Антифонт из Афин (V в. до н. э.), Демокрит Абдерский (460 – 370 гг. до н. э.), Эпикур (342 – 271 гг. до н. э.) [Cм.: 3, с. 321, 344]. Их изыскания происходили в русле материалистических воззрений и были связаны, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом, ядро которых составляло обоснование человеческого поведения стремлением к счастью и наслаждению.
Антифонт, например, утверждал, что все люди, по своей природе, равны, так как «…у всех людей нужды от природы одинаковы… И в самом деле, мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос — и едим мы все одинаково — при помощи рук» [3, с. 321].
Демокрит также сравнивал потребность с нуждой, считая, что последняя является побудительной силой действий человека: «Действительно, сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи…» [4]. Он обращал внимание на отличие самой потребности от средств ее удовлетворения, говоря, что человек не знает границ удовлетворения своих потребностей.
Эпикур отождествляя потребности и желания попытался дать их классификацию, выделяя естественные и необходимые потребности: «одни — естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые, а другие — только естественные; а из числа необходимых одни необходимы для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни» [3, с. 357]. Таким образом, Эпикур обуславливал существование человека с обязательным удовлетворением своих необходимых потребностей: «Путь к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет эти естественные и необходимые потребности» [5].
Кроме философов-материалистов потребности изучали и философы-идеалисты, делавшие основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.
По Платону (428 – 348 до н. э.) носителем потребностей человека является не его тело, а душа. Поэтому их особенности объясняются жизнью души в прошлых существованиях. А так как существование души имеет телесную оболочку и при физической жизни имеет определенную свободу выбора, человек может приобрести дурные привычки, и, как следствие, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности разнообразные потребности человека, оказывают опосредованное влияние на будущее существование души. Роль потребностей здесь проявляется в том смысле, что одних людей по жизни ведет материальный (телесный) интерес, других духовный (идеальный). Отсюда, душа не бывает полностью чистой и при своих следующих существованиях опосредуется определенными потребностями человека.
Под потребностью Платон понимал нужду. Потребностью (нуждой) каждого общества является стремление «к сожитию многих общников и помощников» [6, с. 369]. Сожитие есть потребность (нужда) — «когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников, тогда это сожитие получает у нас название города» [3, с. 396]. По Платону потребность была основой формирования государства. Государство «…возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности…» [7].
Исходя из того, что потребность есть нужда, Платон выводит базовые потребности, руководствуясь их возрастанием: «Первая и самая большая потребность — это добыча пищи для существования и жизни; вторая потребность — жилье, третья — одежда и так далее» [7].
Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) выделил следующие потребности человека: государство, семья, взаимное сохранение и общение. Семья, по его мнению, это и есть «общение», служащее удовлетворению «повседневных надобностей». «А тот (человек), кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребностей ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» [8, с. 379]. Таким образом, Аристотель обращает внимание на то, что одной из важнейших потребностей человека является принадлежность к обществу (государству).
По мнению философа, в качестве основы для социального деления общества выступают различия в способностях. А различие людей по способностям обусловлено развитием различных искусств для удовлетворения необходимых потребностей. Высшей потребностью человека является потребность в удовольствии и наслаждении, так как удовольствие ведет к добродетели [См.: 9, с. 351-357]. Стремление к счастью, одна из важнейших потребностей человека, а счастье, есть занятие в духе добродетели. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы человек становился добродетельным, ибо такой человек перенесет любые невзгоды [См.: 9, с. 613].
Аристотель отмечает, что все люди «от природы» равны между собой, а социальное неравенство возникает вследствие различной деятельности свободных граждан и рабов: «…жизнь — активная деятельность, а не продуктивная… чья деятельность заключается в применении физических сил, и это наилучшее, (что могут делать рабы), …ведь раб по природе — тот, кто может принадлежать другому, …(он) способен понимать …приказания, но сам рассудком не обладает. Что же касается остальных живых существ, то они не способны к пониманию приказаний рассудка, но повинуются движениям чувств …своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении наших насущных потребностей». И дальше: «…свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни… Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо» [9, с. 384].
Другой Античный философ Сократ (ок. 469 – 399 гг. до н. э.) говорил о необходимости соединения личных и социальных потребностей. Только разум, по его мнению, в состоянии анализировать потребности, преодолевать неразумное отношение к жизни и неразумным потребностям. Тем самым Сократ обосновал проблему разумных потребностей человека. Отождествляя добродетель и знание, он считал, что потребности обуславливаются требованиями сознательного разума. Мудрость, всеблагость, справедливость, благочестие и добродетель должны составлять структуру нравственных принципов человека и, в конечном счете, стать его потребностью. Высшей потребностью по Сократу, является добродетель, как главная цель жизни человека, а ее основным источником является творческое начало нравственности [См.: 10, с. 31 – 40].
Нужно отметить, что проблема потребностей человека занимала умы и других древних философов. Таких, например, как Диоген Синопский (ок. 412 – 323 гг. до н. э.), Антисфен (444 – 370 гг. до н. э.), Протагор (490 – 420), Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 гг. до н. э.), Сенека Луций (4 до н. э. – 65 н. э.) и др. Все они, в основном, рассматривали потребности через нравственную призму поведения человека или через его отношение к миру.
Так, например, Лукреций считал, что в качестве движущая силы поведения человека лежит «нужда» и потребность. В своей книге «О природе вещей» Лукреций описывает первобытного человека более сильным, в сравнении с современником. Скромные потребности первобытных людей легко удовлетворялись, и не было необходимости в каких-то усовершенствованиях. Лукреций демонстрирует природные свойства человека, которые, по его мнению, приобретены благодаря цивилизации — изначально «природным» в человеке было только эгоистическое стремление к удовольствию. Лукреций показывает первобытного человека, как одиночку, не знающего никаких моральных норм, у которого отсутствуют социальные связи, стремящегося лишь к удовлетворению своих примитивных потребностей. Таким образом, Лукреций указывает на характер первичных свойств человека, лежащих в основе его поведения.
Понимание и становление категории «потребность» уходит своими корнями к самым началам философской рефлексии и берет свое начало в Античной, древнекитайской и восточной мысли. Однако именно в эпоху Античности была отмечена роль потребностей в жизни человека и общества, а также произошло разделение потребностей на материальные и идеальные. Уже тогда, рассматривая природу человека, философы обращали внимание на ее общественную обусловленность. Так, например, считалось, что потребности человека — это форма его зависимости от общества.
Изучение потребностей в Античности происходило, как в русле материалистических воззрений и было связано, в основном, с гедонизмом и эвдемонизмом, основу которых составляло обоснование человеческого поведения стремлением к счастью и наслаждению, так и в рамках философско-материалистических учений, делавших основной акцент на разграничении животных и человеческих потребностей.
Список литературы / References
- Маркс К., Энгельс Ф. Превращение денег в капитал //Пол. Собр. соч. – Т. 23. – С. 182.
- Материалисты древней Греции. М. 1955. – С. 51.
- Антология мировой философии. В 4-х т.Т. 1. Ч. I. — М.: Мысль, 1969. — 576с
- Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970. — С. 739.
- Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во моск. ун-та, 1985. — С. 254.
- Платон /Пер. с древнегреч. под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1971. — 687 с.
- Платон. Государство // Соч. — Т. 3. Ч. 1. — С. 145.
- Аристотель. Политика. — М., 1983. — С. 380.
- Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т. 4 / Аристотель; общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
- Сократ. Платон /Е. Н. Орлов; Аристотель / Е. Ф. Литвинова; Сенека / П. Л. Краснов; Бруно / Ю.М. Антоновский: биогр. очерки. — СПб.: ЛИО Редактор, 1994. — 326 с.
- Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 150с.
- Петрова С.И. Социальные потребности и культурные процессы. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. – 151 с.
Список литературы на английском языке / References in English
- Marx and F. Engels,Prevrashcheniye deneg v kapital [Conversion of Money into Capital] // Full. Coll. of works. — V. 23. — P. 182. [In Russian]
- Materialisty drevney Gretsii [Materialists of Ancient Greece]. M., 1955. — P. 51. [In Russian]
- Antologiya mirovoy filosofii. V 4 t.[Anthology of World Philosophy. in 4 v.] V.1. Part I. — M.: Misl, 1969. – 576p. [In Russian]
- Lurie S.Y. Demokrit. Teksty. Perevod. Issledovaniya. [Democritus. Texts. Translation. Research.] L., 1970. — P. 739. [In Russian]
- Bogomolov A.S. Antichnaya philosofiya [Ancient philosophy]. M.: Moscow University Press, 1985. – 254 pp. [In Russian]
- Platon[Plato] / Translated from Ancient Greek. Ed. by A.F. Losev and V.F. Asmus. — M.: Misl, 1971. — 687 p. [In Russian]
- Gosudarstvo [State] // Vol. — T. 3. Part 1. — P. 145. [In Russian]
- Politika [Policy]. — M., 1983. — P. 380. [In Russian]
- Sochineniya [Works]. In 4 vols, V. 4 / Aristotle.; Ed. by A.I. Dovatur. — M.: Misl, 1984. — 830 p. [In Russian]
- Platon [Plato] / E. Orlov; Aristotel [Aristotle] / E.F. Litvinova; Seneka [Seneca] / P.L. Krasnov; Bruno [Bruno] / Y.M. Antonovskii: biogr. essays. — SPb.: LIO redactor [LIO editor], 1994. — 326 p. [In Russian]
- Petrov I.F., Petrov, L.I. Lichnost v kontekste kulturnykh potrebnostey [Personality in the Context of Cultural Needs]. — Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2012. – 150p. [In Russian]
- Petrova S.I.Sotsialnye potrebnosti I kulturnye protsessy [Social Needs and Cultural Processes]. — Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2011. — 151 p. [In Russian]
Человеческие потребности и мотивация
Человеческие потребности — это то, что необходимо всем людям для нормального роста и развития. Эти потребности были изучены психологами и классифицированы по ряду признаков. Генри А. Мюррей, один из основателей психологии личности, активно разрабатывавший теорию мотивации, в 1938 г. определил список основных психологических потребностей. Он описал эти потребности как первичные (основанные на биологических потребностях, таких как потребность на еду) или вторичные (как правило, психологические, такие как потребность в независимости). Мюррей считал, что взаимодействие этих потребностей порождает различные типы личности и оказывает внутреннее влияние на поведение.
Исследование Мюррея лежит в основе работы психолога Абрахама Маслоу, который также изучал человеческие потребности, мотивацию и личность. Работая с обезьянами в первые годы своих исследований, он заметил, что некоторые потребности имеют приоритет над другими. Например, жажда утоляется раньше голода, потому что потребность в воде более сильная, чем потребность в еде. В 1954 году Маслоу опубликовал то, что стало известно как «Иерархия потребностей Маслоу». [Рис. 1]