Потребность в познании мира это какая потребность: (какой вид потребности?????)потребности,связанные с познанием человеком окружающего мира и своего

Познание окружающего мира и поведение

Роль познания окружающего мира в поведении человека невозможно переоценить. Все люди, в какой бы закрытой среде они не воспитывались, рано или поздно сталкиваются с другими людьми, познают окружающий мир, и все это влияет на их воспитание и поведение. Познание мира относится к социальной потребности индивида, и получило название ориентировочной потребности. Все живые организмы используют органы чувств, которые помогают им ориентироваться в пространстве. Такие внешние раздражители, как звук, цвет, запах, форма позволяют создать определенное отношение к окружающему миру и выбрать по отношению к нему определенную форму поведения, позволяющую достичь цели и избежать вредных воздействий. Таким образом организм получает наилучшие условия для сохранения внутреннего равновесия в самом широком смысле этого слова.

Человек, в отличие от других живых организмов, обладает высокоразвитым интеллектом. В своих познаниях мира он использует присущие ему возможности абстрактного и образного мышления, поэтапного предвидения ситуации, индивидуального планирования и организации своей деятельности. Этим в определенной степени обеспечивается его независимость от внешней среды обитания, возможность преобразования различных сред и приспособления их к собственным потребностям.

Ориентировочные потребности можно разделить условно на три соответствующих вида ориентировочной деятельности:

1) познавательная потребность – стремление к познанию внешних, непонятных для него явлений;
2) потребность в эмоциональном контакте – регулирование своих действий не только в соответствии с действительностью, но и в зависимости от эмоциональных отношений других людей;
3) потребность смысла жизни – стремление сравнивать ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей.

Применение ориентировочных потребностей на практике позволяет человеку ориентироваться в окружающей природной и социальной среде. При этом общая оценка складывающейся вокруг него обстановки происходит не столько с учетом предметных соотношений, сколько с помощью абстрактных понятий, которые позволяют не ограничиваться констатированием свершившихся событий, а предвидеть и планировать их.

Однако, поведение человека в социальной среде на основе ориентировочных потребностей строится не только на чисто интеллектуальной оценке обстановки. Ориентирование включает в себя также и эмоциональное отношение к действительности, включая и эмоциональный отклик на состояние другого человека. Парадоксально, но это факт – эмоциональное отношение к действительности может быть хорошо развито у людей со сниженными умственными способностями и в то же время полностью отсутствовать у выдающихся интеллектуалов. Это отношение помогает понять, почувствовать, оценить состояние другого человека и таким образом облегчает осуществление совместных действий. То есть, потребность эмоционального контакта представляет для человека важную часть его ориентировочных потребностей. Она не только облегчает ориентирование в социальной среде, но и позволяет планировать и реализовывать повседневное поведение человека в обществе.

В психологии различают два уровня организации человеческого поведения: ситуационный и личностный. Ситуационный, как правило, обусловлен переживаниями социальных и физических параметров окружающей среды, которые в основном не оцениваются с точки зрения личностных целей и предпочтений. На ситуационном уровне организации само поведение как бы навязывается человеку извне и характеризуется непредсказуемостью и противоречивостью. Такой вид поведения в чистом виде свойствен детям до четырех лет. Затем у ребенка начинает проявляться целеустремленность, которая говорит о том, что уже формируется личность с определенным характером. Ситуационные побуждения постепенно перерастают в личностные мотивы поведения.

Исходя из своих целей и задач, развивающаяся личность приобретает способность в зависимости от своих личных потребностей принимать или отвергать внешние и внутренние побуждения как мотивы поведения. Психология активности предполагает, что личность не только критически относится к своим мотивам, но и делает эти мотивы объектом управления и регуляции, в зависимости от своих собственных жизненных смыслов. Если личность принимает мотив, то это означает, что он наделен для нее определенным жизненным смыслом.

Основное содержание мотива поведения личности складывается из двух элементов: программа и цель деятельности, которые должны быть тесно связаны друг с другом, так как программа уточняет те средства, с помощью которых может быть реализована цель. Очень важно, чтобы цель и средства были соизмеримы и не противоречили друг другу.

Потребность в познании и самопознании

Чтобы рассмотреть, что такое потребность в познании, необходимо разобраться, что есть познание.

Познаниедуховная деятельность, направленная на воспроизведение в субъективной форме мира предметов, состояний и процессов и др., их систематизацию и хранение. Кроме того, познание можно охарактеризовать, как обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей.

Потребности в познании и самопознании играют важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека. Люди познают мир не в силу врожденной любознательности. Познание позволяет раскрыть тайны природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение

строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии. В конечном счете все науки возникли из практических потребностей людей: математика — из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потребностей мореплавания; медицина — из потребностей борьбы с болезнями и т.д.

В джунглях Южной Америки водится крошечная лягушка длиной всего 1-3 см и массой 1г, но у нее — самый сильный из известных до настоящего времени яд животного происхождения: она может убить своим ядом 50 ягуаров. У проживающих там индейцев одного племени нет огнестрельного оружия, и они до сих пор пользуются духовыми ружьями, стреляя из них отравленными ядом стрелами.

Необходимый им смертоносный яд они получают от этой лягушки. Данный пример показывает, что практическая потребность заставила индейцев познавать свойства яда этой лягушки. Практические потребности в лечении некоторых заболеваний людей привели к открытию того, что в небольших дозах яд может быть использован как лекарство.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью материальных носителей информации — рисунков, объектов материальной культуры, книг, а сегодня с помощью телевидения, компакт-дисков и др.

Познание осуществляется в двух основных формах — в форме чувственного познания(познание фактов) и в форме абстрактного мышления (познание законов мира).

Практическая деятельность людей является движущей силой познания (все знания вызваны к жизни прежде всего ее потребностями, человек сталкивается с различными свойствами предметов и явлений, часто ему непонятными, поэтому он должен изучать природу, чтобы добывать себе материальные блага), и в то же время

конечной целью познания (познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в практике людей).

Сила познавательной мотивации у человека (и высших приматов) может быть очень велика и успешно конкурировать с органической мотивацией (не зря говорят о «жажде» истины). Так, по данным Харлоу, ребенок, даже будучи голодным в течение 14 часов, садясь за стол, часто вместо того, чтобы есть, начинает изучать столовые приборы, перемешивать различные виды пищи и т.д. Получается, что живое существо нуждается в притоке новой информации не меньше, чем в пище и воде (до известного предела, конечно). «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно лишь отучить от любопытства», — пишет А.Маслоу.

Нуркова

Исследования показали, что уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их. В частности, более оживленные реакции у них появляются на новые раздражители. Гиппенрейтер

Регистрация движения глаз новорожденных показала, что они иначе смотрят на гомогенное поле, чем на фигуру.

На однородном поле фиксации глаз распределяются более или менее равномерно; если же предъявляется какая-то геометрическая фигура, то глазные фиксации концентрируются вокруг ее сторон и углов.

Но, пожалуй, самые впечатляющие опыты, которые показывают существование познавательной потребности, были проведены на младенцах двух-трехмесячного воз­раста.

Ребенку давали соску-пустышку и соединяли ее через резиновую трубку с телевизором. При этом соска служила в качестве пневматического датчика. Механизм действия установки был такой: если ребенок сосал соску, то экран телевизора начинал светиться и на нем появлялось изображение — либо неподвижная картинка, либо лицо говорящей женщины. Если ребенок переставал сосать, то экран постепенно гас.

Ребенок был сыт (это обязательное условие опыта), но и в сытом состоянии он, как известно, изредка слегка посасывает соску. Так вот, в ходе опыта ребенок рано или поздно обнаруживал связь своих сосательных движений с изображением на экране, и тогда происходило следующее: он начинал интенсивно сосать соску, не прерывая эти движения ни на секунду!

Этот результат убедительно показывает, что уже в двухмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира.

Такая активность и есть проявление познавательной потребности.

Познавательная потребность, конечно, тоже развивается вместе с ростом ребенка. Очень скоро в дополнение к перцептивным исследованиям и практическим манипуляциям (с помощью которых ребенок тоже познает свойства предметов) появляются интеллектуальные формы познания. Они выражаются в классических детских вопросах: «Это что?», «А почему?», «Зачем?», которыми дошкольник буквально засыпает взрослых. Затем появляется интерес к чтению, учебе, исследованию. По словам И.П.Павлова, наука есть не что иное, как неимоверно разросшийся и усложнившийся ориентировочный рефлекс.

Следует отметить два важных момента: 1) потребность в контактах и познавательная потребность на первых порах тесно переплетены друг с другом. Ведь близкий взрослый не только удовлетворяет потребность ребенка в контактах; он — первый и главный источник разнообразных впечатлений, которые получает ребенок. Сам ребенок лишен возможности вносить разнообразие во внешнюю среду (если только его соска не связана с телевизором): в первые месяцы он лежит спеленутый в своей кроватке и ограничен маленьким кусочком пространства вокруг нее. Так что активные действия родителя, его разговоры, манипуляции с ребенком, игра с ним служат главным источником впечатлений, «питающих» его познавательную потребность. Да и на последующих ступенях развития «обобщенный взрослый» остается главным проводником знаний к ребенку.

2) обе эти потребности составляют необходимые условия формирования человека на всех ступенях его развития. Они необходимы ему так же, как и органические потребности. Контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

Потребность в познании жизни реализуется в следующих основных направлениях: посредством

научных знанийцелью познания является истина. Ведущая черта такого познания — объективность знаний. Чем более научным является знание, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений, позиций, предпочтений человека. Такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать адекватные, правильные решения, прогнозировать свои действия и поступки;

искусства – здесь проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни, человека. Цель такого познания — в познании правды жизни

. Во всех видах и жанрах искусства представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Искусство выступает одним из источников познания психики людей;

религии — значительная (может, даже большая) часть населения планеты живет с религиозным мироощущением и миропониманием.

Потребность в познании — неотъемлемая часть развития общества и человека. Если все члены общества будут высокограмотным и образованными, то будет меньше конфликтов разного рода (экономических, юридических, социальных и др.), однако, чтобы этого достичь, необходима заинтересованность в этом каждого человека. Кроме того, человек получает знания не только в мирных целях, но и для ведения конфликтов и войн. Поэтому

потребность в познании, как и всякая другая потребность, должна соизмеряться с моральными принципами. Потребность в познании дала человечеству много открытий и изобретений во многих отраслях науки. Од­нако, к сожалению, не все открытия пошли на пользу челове­честву.

Потребность в познании можно классифицировать следующим образом: потребность в социальном познании, научном познании и во вненаучном познании.

Знание, чтобы быть: знание, которое изменит мир…

«Все люди по своей природе желают знать».

Так начинается «Метафизика» Аристотеля (350 г. до н. э.).

Несомненно, знания играли ключевую роль в развитии человечества на протяжении всей истории. Все общества от общества охоты и собирательства, садоводческого и скотоводческого общества, аграрного общества или индустриального общества опирались на «знание», чтобы развиваться. В настоящее время мы живем в обществе, доминирующим способом производства и богатства которого является создание, распространение и использование знаний (также известных как «интеллектуальный капитал»). Это известно как Общество знаний (encyclopedia.com).

В своей замечательной (находящейся в открытом доступе) книге «Познание знаний» (2006) Джордж Сименс подчеркивает, что обучение и знания являются краеугольным камнем общества и организаций, и рекомендует изменения, необходимые для того, чтобы корпорации и образовательные учреждения соответствовали развивающимся тенденциям. Определив знание как «кодификацию информации или данных определенным образом» (стр. 21), Сименс предлагает существование пяти типов знания :

  1. Знание (например, основы области)
  2. Знать, где (… чтобы найти знания, когда это необходимо)
  3. Умение делать (например, водить машину, решать математические задачи, управлять проектом)
  4. Знать, чтобы быть (т. е. воплощать знание вместе с человечеством, быть сострадательным, общаться, чувствовать…)
  5. Способность к преобразованию (включая корректировку знаний, рекомбинацию, инновации или приведение в соответствие с реальностью).

Он отмечает, что наше общество отдает приоритет созданию «структур хранения» знаний в журналах, книгах, библиотеках или музеях на уровнях «о» (1) и «делаем» (3). Напротив, знание «где» (2), знание «быть» (4) и знание «преобразовать» (5) остались без внимания. По мнению автора, эта предвзятость нашла свое отражение и в процессе распространения знаний через школы и университеты, которые не могут охватить весь массив «знания».

В соответствии с этой критикой и, в частности, в отношении отсутствия интереса образовательных учреждений к продвижению лиц, известных как , мы находим работу чилийского психиатра Клаудио Наранхо. Сильно интересуясь образованием, в одном из своих шедевров «Изменение образования для изменения мира» (2016) Наранхо обращается к культурному и экологическому кризису 21 века. Он отстаивает насущную необходимость сделать систему образования более этично и духовно направленной, чтобы она позволяла нам развивать наше сознание, а не просто сосредотачиваться на устойчивости существующих экономических или культурных социальных моделей.

В коротком видео (2006 г.), доступном в Интернете, Наранхо утверждает, что кризис в мире, в котором мы живем, происходит из-за нашего образования, которое дегуманизирует учащихся, убивает их творческий потенциал и способствует тому, чтобы они были послушными и пассивными, вместо того, чтобы обучать им на всю жизнь через развитие их сознания и улучшение эмоционального здоровья.

Таким образом, Наранхо определяет смещение акцента образования на «знание того, что нужно» (используя термин Сименса) как ключевой путь движения к лучшему миру. Как он подробно описывает на своем сайте:

Поскольку наша серьезнейшая и наиболее распространенная проблема — это недоразвитие сознания, а исцеляющий путь против потока ухудшения сложен, мы должны делать упор на профилактику — и у нас есть средство для этого — обязательное образование, если только мы осознаем, насколько разрушительны это было стремление научить молодежь быть отражением того, кто мы есть, и того, как, когда мы верим, что передаем наши ценности, мы высокомерно слепы к тому, как и в какой степени мы передаем свои язвы (источник ).

Выполняя эту сложную задачу, Наранхо считает важным воздействовать на сознание учителей, которым необходимо пройти трансформацию опыта, став людьми, которые не только знают свой предмет, но и искренне заботятся о счастье учеников.

С вашей точки зрения как ученика или учителя: что вы обо всем этом думаете?

Глория Ногейрас

Ссылки


  1. Аристотель (350 г. до н.э.). Метафизика. Доступно здесь.
  2. Наранхо, К. (2006) Образовательное видение Клаудио Наранхо (13 минут)
  3. Наранхо, К. (2016) Меняя образование, чтобы изменить мир: новое видение школьного образования. Невада, Калифорния: Gateways Books & Tapes [Из испанской публикации: Naranjo, C. (2004) Cambiar la educación para cambiar el mundo. Барселона: La Llave].
  4. Сименс, Г. (2006) Зная знания. Лулу. ком. Доступна здесь.

Для дальнейшего изучения


  1. «Об образовании» – интервью Клаудио Наранхо для Occidente (48 минут)
  2. Веб-сайт Клаудио Наранхо
    • Раздел об образовании, включая такие статьи, как «Мое видение будущего образования», «Образование, преодолевающее патриархат» и «Обучение всего человека для всего мира».

7 типов знаний: определения, примеры и прочее

При разработке стратегии управления знаниями необходимо учитывать различные типы знаний, чтобы конечный результат (создание базы знаний) был максимально полезными как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Так как же лучше понять такие вещи, как явное или неявное знание? Давайте погрузимся!

Какие есть 7 типов знаний?

  1. Явные знания
  2. Неявные знания
  3. Цифры
  4. Процедурные знания
  5. Декларативные знания
  6. APHIGEI ЗНАНИ знания, охватывающие темы, которые легко систематически документировать (в письменной форме) и широко распространять: то, что мы считаем структурированной информацией. Когда явные знания хорошо управляются, они могут помочь компании принимать лучшие решения, экономить время и поддерживать рост производительности.

    Эти типы явных знаний — это все, что традиционно было тем, что было зафиксировано в базе знаний или как часть стратегии управления знаниями. Это формализованная документация, которую можно использовать для выполнения работы, принятия решения или информирования аудитории.

    Примеры явных знаний

    Компании могут обмениваться явными знаниями, поддерживая хорошо документированную информацию в базе знаний компании. Примеры явных знаний включают в себя такие вещи, как часто задаваемые вопросы, инструкции, необработанные данные и связанные отчеты, диаграммы, одностраничные листы и презентации по стратегии.

    Вот пример задокументированных явных знаний:

    Узнайте больше о структурировании знаний .

    2. Неявные знания

    Неявные знания – это, по сути, приобретенные навыки или ноу-хау. Это достигается путем получения явных знаний и применения их к конкретной ситуации. Если явное знание — это книга по механике полета и схема расположения кабины самолета, то неявное знание — это то, что происходит, когда вы применяете эту информацию для управления самолетом.

    Неявные знания приобретаются, когда вы изучаете лучший способ сделать что-то. Затем вы можете взять этот опыт и синтезировать его с другой полученной информацией, чтобы решить совершенно новую проблему.

    Знания этого типа традиционно исключались из формальных баз знаний, поскольку их трудно документировать и зафиксировать масштабируемым образом. Чтобы добавить это в базу знаний, подумайте об этом так: «Что нового я узнал, будет ли это полезно другим и как я могу это объяснить?» Вот пример задокументированного неявного знания:

    Примеры неявных знаний

    Хотя неявные знания сложнее документировать, некоторые примеры неявных знаний могут включать в себя способность человека расставлять приоритеты задач или жонглировать проектами, чтобы уложиться в сроки.

    3. Неявное знание

    Неявное знание – это нематериальная информация, которую бывает трудно объяснить простым способом, например, вещи, которые часто «понятны» без обязательного высказывания, и часто являются личными или культурными. Этот тип знаний является неформальным, приобретается с опытом с течением времени и обычно применяется к конкретной ситуации.

    Когда это можно уловить (если это не, например, чувство), его следует добавить в базу знаний. Это позволяет легко делиться опытом, полученным с течением времени, с теми, кому он может понадобиться.

    Примеры неявных знаний

    Неявные знания трудно передать и, как правило, их невозможно сохранить. Примером неявного знания может быть способность продавца определить идеальное время для выступления во время встречи. Сочетание опыта, чтения социальных сигналов и других личных факторов должно объединиться, чтобы сформировать этот уникальный фрагмент знаний.

    Поскольку эти знания приобретаются с опытом с течением времени, компании могут помочь сотрудникам укрепить свои неявные знания, поделившись методами и советами по урегулированию определенных ситуаций. Примером этого может быть список фраз для потенциальных клиентов, на которые следует обратить внимание при работе с жалобами клиентов. Руководитель отдела продаж мог бы лучше понять, как «прочитать» или исправить ситуацию, если бы был готов к возможным результатам разговора.

    Вот пример задокументированного неявного знания:

    4. Декларативное знание

    Декларативное знание, которое также можно понимать как пропозициональное знание, относится к статической информации и фактам, относящимся к данной теме, к которым можно легко получить доступ и извлечь. Это тип знания, когда человек сознательно осознает свое понимание предмета.

    Этот тип знаний обычно хранится в документации или базах данных и больше фокусируется на «кто», «что», «где» и «когда», стоящих за информацией, и меньше на «как» или «почему». Задокументированная информация создает основу для понимания предмета и может помочь компаниям улучшить способ обмена процедурными и явными знаниями.

    Примеры декларативного знания

    Некоторые примеры декларативного знания включают способность человека знать, каковы цели компании на год. Человек также может понять, как будет измеряться производительность, прочитав информационный бюллетень компании, в котором цели и показатели распределяются между командами.

    5. Процедурные знания

    Процедурные знания сосредоточены на том, «как» работают вещи, и демонстрируются через способность человека что-то делать. В то время как декларативное знание больше фокусируется на том, «кто, что, где или когда», процедурное знание менее четко сформулировано и проявляется в действиях или документируется в руководствах.

    Примеры процедурных знаний

    Образец процедурных знаний, происходящих от корня «процедура», может включать стандартную операционную процедуру выполнения конкретных задач или использования определенного оборудования в организации.

    6. Апостериорное знание

    Апостериорное знание – это субъективный тип знания, полученный на основе индивидуального опыта. Хотя этот тип знаний нельзя документировать в базе знаний компании, он по-прежнему играет решающую роль в успехе команд. Этот вид знаний дает людям возможность узнать свои сильные и слабые стороны, вытекающие из их опыта, и может помочь компаниям разнообразить набор навыков своих команд.

    Примеры апостериорных знаний

    Из-за того, что апостериорные знания получены из индивидуального опыта, некоторые примеры апостериорных знаний могут включать способность человека руководить командой на основе его предыдущих ролей в управлении или способность деэскалации или распространения напряженные ситуации.

    7. Априорные знания

    Априорные знания противоположны апостериорным знаниям и приобретаются независимо от опыта или доказательств. Этот тип знаний часто передается посредством логических рассуждений или способности мыслить абстрактно. Хотя априорные знания не обязательно документируются, они часто проявляются в виде способности команды понимать и рассуждать, сталкиваясь с ситуациями.

    Примеры априорных знаний

    Примеры априорных знаний могут включать способность преуспевать в математике или логические рассуждения благодаря их естественной способности понимать и интерпретировать информацию без необходимости дополнительных объяснений.

Добавить комментарий