Потребности человека список: Базовые потребности человека — Психологический центр Ирины Летовой

20 потребностей, которые важно удовлетворять для развития подлинного «Я»


Екатерина Щетинина

В каждом из нас живет Внутренний ребенок, наше Настоящее «Я» — то, кем мы являемся на самом деле. Под воздействием значимых взрослых и институтов мы учимся подавлять Внутреннего ребенка или отрицать его существование.

Врач-психотерапевт Чарльз Уитфилд проанализировал работы Маслоу, Вайля, Миллера и Глассера и выбрал 20 человеческих потребностей, удовлетворение которых важно для роста и развития Внутреннего ребенка. Почти все они связаны с отношением человека с самим собой и с окружающими. Давайте узнаем, какие это потребности и почему они важны.


Внутренний ребенок

Некоторые человеческие потребности

Чтобы в полной мере раскрыть свой потенциал, очевидно, требуется удовлетворить большую часть потребностей из списка ниже. Если в детстве этого не происходит, мы растем автоматически и даже не осознаем, что наши потребности не удовлетворялись и не удовлетворяются. Мы часто чувствуем себя потерянными и хронически несчастными.

Иерархия человеческих потребностей

(составлена частично на основе Maslow, 1962; Miller, 1983; Weil, 1973; Glasser, 1985)

  1. Выживание.
  2. Безопасность.
  3. Прикосновение, контакт с кожей.
  4. Внимание.
  5. Отражение во взгляде и перекликание.
  6. Наставление.
  7. Слушание.
  8. Быть настоящим.
  9. Причастность.
  10. Принятие:
    • Другие знают ваше Настоящее «Я», принимают его всерьез и восхищаются им.
    • Свобода быть Настоящим «Я».
    • Терпимость к вашим чувствам.
    • Одобрение.
    • Уважение.
    • Принадлежность и любовь.
  11. Возможность оплакать потери и расти.
  12. Поддержка.
  13. Преданность и доверие.
  14. Достижения:
    • Превосходство, «власть», «контроль».
    • Творчество.
    • Чувство завершенности.
    • Внесение вклада.
  15. Изменение состояния сознания, выход за пределы обыденного.
  16. Сексуальность.
  17. Наслаждение или веселье.
  18. Свобода.
  19. Воспитание.
  20. Безусловная любовь.

Рассмотрим некоторые из этих потребностей подробнее.

Выживание, безопасность и защищенность

Новорожденному требуется так много внимания, что даже для простого выживания кто-то должен постоянно быть рядом, чтобы удовлетворить достаточное количество его потребностей. Обязательный минимум включает защиту и обеспечение безопасности.

Прикосновение

Младенцы, лишенные прикосновений, несчастливы и плохо растут, даже если получают должные питание, уход и защиту. Похоже, чтобы мы ощущали связь и заботу, нас должны обнимать и трогать. Вирджиния Сатир писала, что для сохранения здоровья требуется от 4 до 12 объятий в день.

Внимание

И большим и маленьким нужна забота в виде внимания. Мать или другой значимый взрослый должны заниматься ребенком, чтобы обеспечить ему, по крайней мере, безопасность, защиту и прикосновения.

Отражение во взгляде и перекликание

Эта потребность дает младенцу, ребенку и даже взрослому человеку уверенность, что он чувствующее и мыслящее существо. Мама показывает, что она понимает ребенка, отражая или повторяя, как эхо, его действия невербальными реакциями: выражением лица, позой, звуками, движениями.

Источник

Если значимый взрослый неспособен удовлетворить первые несколько потребностей ребенка, то это, вероятно, будет задерживать его физическое, психоэмоциональное и духовное развитие. Одна из причин может быть в том, что она сама испытывает нужду и лишения и использует младенца для удовлетворения собственных потребностей.

Маленькие дети ощущают, что маме плохо, в конце концов определяют ее конкретные потребности и начинают их удовлетворять.

Конечно, за это приходится дорого платить. Цена — отрицание, подавление и приглушение своего Настоящего «Я», Внутреннего ребенка. Она становится еще выше, когда ребенок вырастает и превращается во взрослого со всеми вытекающим физическими, психоэмоциональными и духовными болями и муками.

Наставление

Наставление уже на раннем этапе помогает ребенку развиваться и расти. К этой категории потребностей относятся советы, содействие и любая другая форма вербальной и невербальной поддержки, а также моделирование поведения и обучение здоровым социальным навыкам.

Слушание, причастность и принятие

Хорошо знать, что тебя слушают, пусть и не всегда понимают. В иерархии потребностей формы и разновидности заботливого слушания связаны с пунктами с 9-го по 20-й, включая участие совместно с ребенком в подходящих занятиях и принятие «Я» младенца, ребенка и в конечном счете взрослого.

Источник

Важно что родители знали это Настоящее «Я», принимали его всерьез и восхищались им. Демонстрировали свое принятие уважением, одобрением и терпимостью к чувствам этого «Я». Благодаря такому подходу Внутренний ребенок получает свободу быть истинным собой и расти.

Поддержка

Поддержка подразумевает, что родители или опекуны не блокируют поиски, сигналы и создание Настоящего «Я» и делают все возможное, чтобы оно реализовало свой потенциал.

Преданность и доверие

Для поддержки требуются преданность и доверие как со стороны дающего, так и со стороны принимающего. Нельзя долго предавать Подлинное «Я» и не нанести серьезный урон отношениям. Чтобы расти, Внутренний ребенок должен чувствовать, что ему доверяют, и иметь возможность доверять другим.

Достижения

На базовом уровне потребность в достижениях и свершениях подразумевает, что у человека есть силы, «власть», «контроль» или потенциал добиться мастерства — убеждение, что он может справиться с задачей. На более высоком уровне это не только выполнение задачи, но и осознание, что она полностью реализована. Вероятно, есть и высший уровень достижения: чувство вклада, который придает заданию смысл.

Источник

Тому, кто рос в проблемной или неблагополучной семье, бывает сложно справиться с задачей или проектом и принимать решения. Такие люди просто не имели возможности попрактиковаться в этом под руководством и при поддержке важного для них человека. С другой стороны, нередки ситуации, когда дети из неблагополучных семей многого добиваются, скажем, в образовании и карьере, но постоянно недотягивают в других сферах, например в близких отношениях.

Изменение сознания, наслаждение и веселье

Потребность периодически менять свое состояние у нас врожденная. Мы достигаем этого благодаря мечтам, смеху, занятиям спортом, концентрации на каком-то деле, сну.

Другая родственная потребность — в наслаждении и веселье — тоже связана с изменением состояния человека. Многим детям из проблемных семей сложно расслабиться и повеселиться. Непосредственность и способность играть — потребность и характеристика нашего Внутреннего ребенка.

Сексуальность

Сексуальность часто не упоминают в списке потребностей. Под ней подразумевается не только половой акт, но и целый спектр возможностей от позитивного ощущения себя мужчиной или женщиной до наслаждения различными аспектами своей сексуальности.

Многие из тех, кто пережил проблемы в семье, испытывают трудности с сексуальной идентичностью, половыми отношениями и получением удовольствия.

Воспитание

Предпоследняя человеческая потребность высшего порядка — это потребность в воспитании. Удовлетворять какую-либо одну или все из вышеперечисленных нужд уместно в любой ситуации, однако для воспитания нужны, во-первых, способность к этому у того, кто его осуществляет, а во-вторых, нуждающийся человек должен расслабиться, поддаться и принять это воспитание. Наблюдения Чарльза за пациентами, их семьями и другими людьми показали: такая взаимность нечасто наблюдается в человеческих взаимодействиях.

Забота о родителе не дело ребенка, и, если это раз за разом происходит, ситуацию можно назвать неявной формой жестокого обращения или пренебрежения.

Безусловная любовь

Последняя потребность — это безусловная любовь. Для многих из нас эту часть Внутреннего ребенка сложнее всего постичь. Сложнее всего и быть им. Возможно, с нами так плохо обращались в детстве — а с некоторыми из нас и до сих пор, — что мы неспособны любить кого-либо безоговорочно, включая самих себя.

Низкая самооценка, чувство, что ты сам по себе неполноценен и недостоин, распространена у людей, переживших жестокое обращение. Она часто наблюдается у тех, кто страдает от алкоголизма, химических зависимостей, нарушения питания и аналогичных болезненных состояний, из-за которых человек начинает чувствовать себя жертвой. В силу нескольких важных факторов, в том числе неоднократных травм в детстве и более позднем возрасте, неспособности контролировать потребление алкоголя, препаратов и пищевое поведение, из-за других людей и вообще чего угодно мы приходим к убеждению, что просто недостойны любви.

Найти потребности, которые по каким-то причинам не были удовлетворены в детстве или во взрослом возрасте, — значит найти путь к самому себе, исцелить травмы прошлого и стать счастливее.

По материалам книги «Внутренний ребенок»
Обложка: pexels

8 главных потребностей, которые нас гонят в отношения

53 731

Мужчина и женщинаПознать себя

Человек — существо социальное. Без контакта с другими людьми мы не развиваемся. Еще в середине XX века многочисленные исследования показали, что ребенок, лишенный контакта с матерью, застревает в развитии, в том числе и физиологическом, даже если его физические потребности удовлетворяются.

Каждому человеку, и ребенку в первую очередь, необходимо удовлетворить не только личные базовые потребности в выживании и физической безопасности, о которых говорил Абрахам Маслоу, но и потребности в отношениях. Разумеется, речь не идет о ситуациях, когда ни одной из сторон ничего от другой не надо, тогда взаимоотношений просто не будет.

«Когда здоровые отношения недоступны, детям приходится самим заботиться о себе. Если дети лишены отзывчивых отношений, у них скорее всего сформируется уверенность, что им никто не поможет — ни сейчас, ни в будущем», — считают авторы впервые переведенной на русский язык книги «За пределами эмпатии», в которой подробно разобраны основные потребности в отношениях на примере работы психотерапевта и клиента.

Дефицит — часто неосознанно — отражается на наших каждодневных контактах в обычной жизни. Мы не всегда понимаем, почему сейчас так бурно отреагировали на реплику продавца в магазине или фразу коллеги по работе. И нередко пробел из детства перерастает в зияющую дыру, наполненную пустотой, и мешает выстраивать нормальные взрослые отношения.

И наоборот, когда мы находим то, чего нам так долго не хватало, мы успокаиваемся и чувствуем себя более целостными. Мы можем работать в одной и той же компании много лет, быть в браке долгие годы. Возможно, мы наконец получили то, что нам было так необходимо. А если нет — то продолжаем поиски дальше. Что это же это за базовые потребности в отношениях?

1. Безопасность. Потребность, о которой говорил Маслоу, находит отражение и в отношениях. В них мы стремимся выжить и быть в безопасности. В здоровых отношениях мы можем быть такими, какие есть, не боясь быть непринятыми, не опасаясь потерять любовь и уважение.

Но проявлять себя, показывать свою открытость — рискованно, ведь это означает обнажить свою уязвимость и снять защиту. Каждый хочет быть уверенным, что в этот момент не получит «удар» в ахиллесову пяту — едкое замечание или неожиданное упоминание прежних ошибок и неудач. Именно поэтому в самом начале отношений каждый из нас проводит проверку другого: насколько безопасно пребывание рядом. Нужно быть готовым к тому, что в этот момент проверяют и нас. Можем ли мы гарантировать безопасность со своей стороны?

2. Признание ценности. Нам хочется, чтобы нас ценили, заботились о нас и считали нас достойными. Хотим ли мы быть рядом с теми, кто нас не понимает, не ценит и не уважает? Конечно, полное понимание невозможно — мы и сами себя не всегда понимаем. Возникает вопрос: «Если меня совсем не знают, то как могут признать мою ценность?» Но приблизиться к пониманию можно. Интерес к другому дает возможность узнать его и дать столь необходимое ему признание ценности.

Ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, — важный параметр отношений

3. Принятие. В детстве нам нужно принятие от сильного, стабильного и защищающего взрослого. Мы все, когда были детьми, хотели уважать родителя, наставника, учителя и полагаться на него. «Нам нужно было иметь значимых людей, от кого мы могли бы получить защиту, поощрение и информацию. К сожалению, у многих эта потребность не была удовлетворена», — пишут авторы книги.

Часто от партнера по отношениям мы ждем, что тот будет стабильным и надежным: соблюдать договоренности, отвечать на телефонные звонки, оправдывать наше доверие. Мы хотим быть уверенными, что завтра он будет таким же, как сегодня.

4. Общность. Быть на одной волне с кем-то, ощущать, что кто-то рядом испытывает то же самое или испытывал раньше, — важный параметр отношений. Общность — это то, что иногда не нужно объяснять словами. Это когда мы находимся с людьми, которые разделяют наши взгляды, наш опыт или чувства. Не обобщенное «У всех так бывает», а «У меня тоже так, как у тебя». При этом необязательно, чтобы человек буквально прожил то же самое. Важно, чтобы он почувствовал то же, что и мы.

5. Самоопределение. Даже находясь в отношениях, мы хотим сохранять свою уникальность и получать признание этой уникальности. Это антипод потребности в общности: быть похожим, но в чем-то исключительным.

«Выражение своего самоопределения может быть рискованным делом — слишком частое проявление собственной непохожести наталкивается на неодобрение и насмешки. Такие реакции особенно часто встречаются в детском и подростковом возрасте, когда ровесники настаивают на безоговорочной приверженности негласным правилам группы», — считают авторы книги.

Дети, выросшие в среде конформизма, беспрекословного подчинения правилам и нормам, могут так никогда и не научиться быть самими собой. У таких людей в отношениях будет постоянная потребность быть настоящими и чувствовать, что их ценят и ими восхищаются.

6. Влияние. В любых отношениях мы хотим влиять друг на друга. Мы мечтаем поменять чужой образ мыслей, поведение, эмоциональную реакцию. Нам хочется не только влиять, но и «видеть эффект от этого влияния и знать, что с другим человеком что-то произошло в ответ на наши действия». Здоровые отношения предполагают рост каждого из партнеров. Мы хотим привлечь внимание другого, заинтересовать, повлиять.

Учиться благодарить и принимать чувства другого — важный навык в здоровых отношениях

Часто дети всеми силами обращают на себя внимание взрослых. «Он или она меня не слушает» — наиболее распространенная жалоба психотерапевту на супруга или супругу. Услышать другого — один из способов дать ему понять, что мы чувствуем его влияние на нас.

7. Инициатива от другой стороны. Нам хочется, чтобы инициатива в общении исходила не только от нас. Любые отношения, где кто-то один всегда делает первый шаг, в конечном счете становятся однобокими или даже болезненными. Очень скоро мы начнем сомневаться в том, что по-настоящему интересны другому и что такие отношения стоит продолжать. Иногда мы сохраняем их, но замыкаемся. Если мы не уверены в себе, мы можем начать винить во всем себя и, как крайний случай, «расхотеть» испытывать эту потребность вообще.

«К таким выводам, конечно, редко приходят во взрослом возрасте. Это старые сценарные убеждения, которые могут быть подкреплены и усилены поведением какого-то взрослого в нашей жизни — друга, любовника, сотрудника и даже психотерапевта, если этот человек нечувствителен в нашим потребностям».

8. Выражение любви. Что может быть естественнее, чем чувство любви и привязанности к кому-то, кто знает нас хорошо, уважает, принимает и заботится о нас? «В любых близких позитивных отношениях участники испытывают заботу, любовь, уважение и признательность друг другу», — напоминают авторы книги. Выражение этих чувств — одна из потребностей в отношениях. Ведь то, что мы испытываем по отношению к другому, — часть нас самих, и нам хочется это выразить.

Нередко в отношениях другая сторона препятствует выражению наших чувств, потому что не знает, что сказать в ответ. Мы выросли в атмосфере, где проявлять открыто свои эмоции — будь то радость или гнев — нельзя. И часто на наши открытые добрые чувства отвечают подозрительностью. Учиться благодарить и принимать чувства другого — важный навык в здоровых отношениях.

Материал подготовлен по книге Ричард Г. Эрскин, Джанет П. Морсунд, Ребекка Л. Траутманн «За пределами эмпатии. Терапия контакта-в-отношениях» (Интерсервис, 2018).

Текст:Ольга Кочеткова-КореловаИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

Дарья Беглова: «Хочется, чтобы в Переделкино оставался медлительный ритм»

«Зевнуть, вздохнуть и хорошенько потянуться»: как просыпаться с удовольствием — 7 полезных приемов

«Ощущаю невероятную злость на весь мир. Как это исправить?»

«Боюсь сказать партнеру, что во время секса с ним ничего не чувствую»

Как определить, что отношения выгорели: 10 вопросов — проверьте свою пару

«Я люблю слишком сильно»: как уменьшить «громкость» чувств

У принца Гарри диагностировали СДВГ. Что это за заболевание и как оно проявляется у взрослых?

«Одни танцуют и веселятся, другие испытывают экзистенциальный кризис»: откровения вебкам-моделей комментирует психолог

5 Основные потребности человека — Центр по правам человека

Ниже приводится список из 5 основных потребностей человека. Эти потребности не исключают друг друга. Все пять способствуют ощущению смысла и цели в жизни. Мы все должны иметь доступ к этим предметам первой необходимости, чтобы жить счастливой и насыщенной жизнью. Эти потребности включают пищу, одежду, кров и автономию.

Еда

У людей есть самые основные потребности: пища, кров, вода и медицинское обслуживание. Те, у кого нет доступа к этим вещам, не выживут. Таким образом, Всеобщая декларация прав человека защищает эти потребности. Однако более 820 миллионов человек во всем мире по-прежнему не имеют этих основных потребностей. Из этого числа большое количество детей.

Эти 7 основных человеческих потребностей важны для всех людей, и их не следует принимать как должное. У каждого человека свой баланс этих потребностей. Несмотря на это, все они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.

Жилье

Жилье является одной из важнейших базовых потребностей любого человека. Обеспечивает защиту от холода и жары, предотвращая такие заболевания, как гипертермия и гипотермия. Он также защищает от токсинов и патогенов, которые могут быть опасными для жизни. Приют также обеспечивает семь-восемь часов непрерывного сна, что необходимо для выживания. Также должно быть предусмотрено личное пространство и выход на улицу.

Автономия

Автономия — это психологическая потребность, позволяющая людям проявлять свою волю и выбирать собственное поведение. Это необходимо для здорового ума и хорошего самочувствия. Люди, которые наслаждаются и ценят свою автономию, обладают более сильным чувством собственного достоинства. Автономия позволяет людям сказать «нет» давлению и позволяет людям определять свои мысли и чувства. Автономия – базовая человеческая потребность, которую следует защищать в обществе.

Самостоятельность – это право решать, как прожить свою жизнь. Это необходимо для индивидуального и группового благополучия. Тем не менее, он также может быть источником конфликта, если им злоупотребляют. Поэтому важно избегать ситуаций, когда человек подчиняется внешней власти. Однако автономия помогает людям слушать других людей, не защищаясь, и менять свои взгляды, если получена новая информация.

Связь/Любовь

Человеческая потребность в связи является фундаментальным требованием для построения отношений. Однако некоторые люди соглашаются на связь вместо любви и в конечном итоге становятся созависимыми. Потребность в общении можно удовлетворить, проявляя привязанность или участвуя в деятельности, которая помогает другим. С другой стороны, отсутствие связи может заставить человека согласиться на случайные отношения.

После удовлетворения физиологических потребностей двумя основными человеческими потребностями являются безопасность и принадлежность. В дополнение к физической безопасности, люди также нуждаются в финансовой безопасности и социальной стабильности. Эти факторы важны для выживания человека. Эмоциональные потребности в любви и принадлежности важны для нашего общего здоровья и благополучия.

Самопревосхождение

Самопревосхождение — это концепция, сочетающая в себе духовность и позитивную психологию. Это связано с самореализацией и играет жизненно важную роль в поиске смысла и цели. В конечном счете, самопреодоление помогает людям достичь пиковых переживаний, которые позволяют им получить более широкое представление о своей собственной жизни. Это также способствует положительным эмоциям и усиленному чувству сознания. Эта концепция начинает привлекать внимание исследователей, интересующихся человеческим развитием, положительными чертами поведения и духовностью.

Самопревосхождение — это цель каждого человека, чтобы полностью реализовать свой потенциал и стать лучшей версией себя. Этот уровень самореализации требует, чтобы люди стремились удовлетворить свои основные человеческие потребности, помогая другим и становясь наиболее позитивной версией себя. Также важно удовлетворять потребности других людей для достижения мира во всем мире.

Чтобы процветать, люди мотивированы четырьмя универсальными потребностями

Одна из областей психологических исследований фокусируется на потребностях людей, которые приводят к мотивации. Результаты показывают, что существуют универсальные потребности, выходящие за рамки культур и истории, мотивирующие людей в целом делать все возможное для их удовлетворения. Первыми в списке являются потребности выживания, такие как пища, вода, кров и безопасность. Однако, как только эти потребности удовлетворены, что нужно, чтобы люди процветали, чувствовали себя наиболее вовлеченными и жили своей лучшей жизнью?

Большая четверка универсальных потребностей, связанных с процветанием

Различные авторы могут использовать различную терминологию для описания того, что стало известно как «большая четверка» универсальных человеческих потребностей или мотивов. Я позволил себе использовать пары терминов, каждый из которых начинается с буквы С, в надежде, что это сделает их более запоминающимися. (В этом списке нет определенного порядка важности.)

  • Первое мы можем назвать Вкладом или Призванием. То есть нам нужно чувствовать, что наша жизнь имеет смысл или цель. Это не значит, что это должно быть грандиозное чувство важности, но скорее то, что мы делаем, что-то значит для других или для мира в целом; то, что мы делаем, продуктивно и целенаправленно.
  • Вторую универсальную потребность мы можем назвать Выбором или Контролем. Как правило, мы предпочитаем больший, чем меньший выбор и больший контроль над тем, что мы делаем и как мы это делаем. На самом деле люди склонны активно сопротивляться посягательствам на их автономию.
  • Третью универсальную потребность можно назвать компетентностью или способностями. То есть важно чувствовать, что мы довольно хорошо справляемся с тем, что важно для нас, и, возможно, не менее важным является ощущение того, что мы совершенствуемся или что у нас есть возможности стать более эффективными.
  • Последним в нашем списке является Connection или Community. Дело не в том, что мы должны нравиться всем, но важно иметь группу людей, которые любят и уважают нас; группа, которую мы считаем своим племенем.

Эти универсальные потребности или мотивы Большой четверки относятся ко всем нам, но, вероятно, их относительная важность для каждого человека различается. Если бы я попросил вас ранжировать четыре вопроса от наиболее важного к наименее важному, ваше ранжирование, вероятно, не полностью соответствовало бы моему.

Как самостоятельно использовать Big 4

Информация о Большой четверке позволяет нам использовать их в качестве контрольного списка для оценки нашей текущей работы, возможного продвижения по службе или потенциальной новой работы. Наша работа не обязательно должна удовлетворять все четыре потребности, но, учитывая, сколько времени мы проводим на работе, было бы идеально, если бы это было так. Чем больше все четыре потребности связаны с вашей работой, тем выше вероятность того, что вы будете удовлетворены работой. Чтобы способствовать удержанию, удовлетворенности работой и профессиональному развитию тех, кого вы возглавляете или курируете, подумайте, как потребности «большой четверки» соотносятся с ролями и задачами каждого человека, и внесите соответствующие изменения.

Что делать, если ваша работа не удовлетворяет одному или нескольким основным мотивам? Есть ли другие аспекты вашей жизни, которые делают или могли бы? Есть ли способы, которыми вы могли бы изменить свою работу в свете того, чего вам не хватает в «Большой четверке»? Если нет, есть ли возможности для более полезного шага внутри или за пределами вашей организации?

Конечно, можно сохранить позицию, которая не предлагает многого в отношении удовлетворения потребностей Большой четверки, и ваш выбор может быть связан с удовлетворением других потребностей (например, разумный доход).

Добавить комментарий