Профессиональное составление психологического портрета личности
Считается, что одна из первых удачных попыток составления психологического портрета личности принадлежит британскому хирургу Томасу Бонду, который в 1888 году составил портрет неизвестного убийцы, оказавшегося позже Джеком Потрошителем. Поэтому изначально, составление психологического портрета личности появилось в криминалистике, где он употреблялся в контексте составления психологического портрета личности по следам, обнаруженным на месте преступления, для последующего применения в розыске совершившего его лица. В настоящее время составление психологического портрета личности широко применяется правоохранительными органами и спецслужбами по всему миру. Данные психологических портретов используют при раскрытии преступлений, выявлении иностранных шпионов, а также для проверки сведений поступающих от информаторов. Выйдя из мира преступлений и шпионажа, составление психологических портретов личности становится все более востребованным не только у обычных людей, но и среди представителей бизнес-сообщества.
Содержание психологического портрета
Для продуктивного общения с человеком как в личных интересах, так и в вопросах бизнеса, необходима максимально полная информация о его личности, особенностях и интересах. Психологический портрет личности это своеобразная «инструкцию к человеку», которая подготавливается исходя из конкретных задач клиента. При составлении портрета личности производится комплексная оценка психологических и поведенческих особенностей на основании наиболее информативных (статичных и динамичных) признаков: эмоции, мимика, жесты, речь, мышление, поведение, внешний вид, почерк, а также с помощью анализа личных страниц в социальных сетях, открытых биографических данных и др. — Определяется главный психотип: шизоид, истероид, эпилептоид, гипертим и астеник. — Определяется тип темперамента: Сангвиник, Холерик, Меланхолик, флегматик. — Тип взаимодействия с миром и социумом: Экстраверт или интроверт. — Способ сбора информации: Сенсорно-ощущающий или интуитивный.
Психологический портрет личности в бизнесе
Практическое применение психологических портретов людей в бизнес-процессах с каждым днем становится все более актуальным и востребованным. Среди наиболее распространенных направлений составления психологического портрета личности для целей бизнеса, можно выделить следующие: 1. Кадровый (работа с персоналом) составив психологический портрет человека можно выявить факторы риска как для действующих сотрудников организации, так и для кандидатов на должность (например, наличие криминальной составляющей и таких негативных пристрастий как алкоголь, наркотики и т.
Для получения более подробной информации по данной услуге, ее стоимости и порядке оказания,
свяжитесь с нами любым удобным способом.
Заказ услуги:
Составление психологического портрета личности
Как мы можем к Вам обращаться: Ваша электронная почта (e-mail): Контактный телефон (не обязательно): В каком городе требуется услуга: Укажите детали заказа:Поведенческий аспект.
Психология развития [Методы исследования]Поведенческий аспект
Поведенческий аспект нравственности связан с проявлением нравственности в поведении, с поведением, которое нравственно, одобряемо и социально приемлемо. Каковы именно критерии для определения того, «нравственно» ли поведение, — сложный и весьма спорный вопрос, обсуждение которого не входит в нашу задачу. Отмечу, однако, что одним из компонентов практически любого определения является указание на то, что нравственное поведение должно быть, по крайней мере, частично, обусловлено внутренним побуждением, а не только непосредственным внешним давлением. Ребенок, который не списывает, потому что над ним стоит учитель, не ведет себя нравственно (или безнравственно, если уж на то пошло), как и ребенок, который делится конфетами с младшим братом, потому что мать грозится его отшлепать, если он этого не сделает. С другой стороны, поведение ребенка, которому предоставляется некоторая степень свободы и который решает не списывать или решает поделиться, можно назвать нравственным.
Еще один характерный критерий при оценке нравственности поведения — бескорыстность. Поведение человека можно однозначно назвать нравственным, если оно противоречит личным интересам (или по крайней мере не корыстно). Так, ребенок, который делится конфетами, потому что не любит этот сорт конфет, не обязательно ведет себя нравственно, равно как и ребенок, который не списывает, потому что в этом нет необходимости. С другой стороны, ребенок, который дарит последнюю конфету, которую он с большим удовольствием съел бы сам, демонстрирует действительно нравственное поведение.
Заметьте, что эти моменты, касающиеся определения, имеют непосредственное методологическое значение. Мы должны изучать ситуации, либо естественные, либо экспериментально созданные, в которых у ребенка появляется возможность повести себя нравственно, не руководствуясь своекорыстными интересами и не по принуждению. По мере изложения я буду приводить примеры подобных ситуаций.
Какие конкретно формы поведения попадают в категорию поведенческого аспекта нравственности? Существует огромное множество таких форм, которые можно приблизительно разделить на два больших класса, соответствующих двум приведенным выше примерам.
Долгие годы изучение нравственного поведения было ориентировано главным образом на ситуации, когда ребенку приходилось противостоять искушению. В последнее время внимание к негативным ситуациям дополнил возрастающий интерес к позитивной стороне нравственности: сможет ли ребенок не только устоять перед соблазном совершить проступок, но и повести себя благородно? Активное социально одобряемое поведение называется просоциальным. Пример просоци-ального поведения — проявление щедрости. Просоциальным поведением можно также назвать сочувствие огорченному человеку или предложение помощи для смягчения его горя. Более формально просоциальное поведение определяется как «действия, цель которых — помочь или принести пользу какому-либо человеку или группе людей, при том что совершающий эти действия не рассчитывает на награду» (Mussen & Eisenberg, 1977, pp. 3-4). Еще раз обратите внимание на отсутствие внешнего контроля нравственного поведения.
Какую бы форму поведения мы ни решили изучать, для сбора данных можно использовать несколько подходов. В общих чертах эти подходы были описаны в главе 6; здесь же мы рассмотрим их конкретное применение к исследованию нравственного развития.
Один из путей — найти некие естественные «полевые» условия и провести натуралистическое наблюдение интересующего нас поведения. Примером может служить исследование Барретт и Йарроу (Barrett & Yarrow, 1977). Они изучали 5-8-летних детей, посещавших летний детский лагерь. Использовался метод об-сервативных временных срезов, при этом каждого ребенка в целом наблюдали в течение восьми 15-минутных периодов; каждый период наблюдения, в свою очередь, был разделен на три 5-минутных блока. При наблюдении фиксировались в том числе и случаи просоциального поведения, определявшегося как:
«Попытки удовлетворить потребность другого человека в физической или эмоциональной поддержке. К ним относятся акты утешения (физически или вербально выражаемого сочувствия или подбадривания), дарения (предоставления возможности использовать предметы или рабочее пространство) и помощи (физического содействия или предложения физического содействия)» (р. 476).
Кроме того, фиксировались ситуации, когда имелся шанс повести себя просо-циально, — то есть сигналы со стороны других детей, свидетельствующие о том, что они нуждаются в утешении, помощи или в том, чтобы с ними поделились.
Очевидное преимущество подходов, аналогичных подходу Барретт и Йарроу, отмечалось в главе 6. При натуралистическом наблюдении мы непосредственно видим то, что пытаемся объяснить: естественное поведение в естественных условиях. Еще одно преимущество, касающееся конкретно этого исследования, — оценка не только случаев самого просоциального поведения, но и шансов его продемонстрировать. Типичным недостатком натуралистического наблюдения является то, что ситуации, провоцирующие определенное поведение, неодинаковы у разных детей. Возможно, к примеру, что у ребенка низкие показатели по шкале «утешение» лишь потому, что на момент наблюдения у него не было возможности никого утешить. Эта проблема является следствием недостатка контроля в натуралистическом исследовании: мы не можем создать одинаковые условия для всех детей, а должны принимать обстоятельства такими, какими они сложились. Чтобы разрешить эту проблему, можно учитывать подобные обстоятельства у каждого ребенка или соответствующим образом модифицировать процедуру анализа, что и сделали Барретт и Йарроу, приняв во внимание возможности для демонстрирования просоциального поведения. Еще один способ, который также использовали Барретт и Йарроу, сбор данных о специфических моделях поведения каждого ребенка. Логика при этом аналогична рассматривавшейся ранее логике отбора испытуемых: чем больше выборка или чем больше данных о специфических моделях поведения каждого ребенка, тем выше вероятность компенсирования случайных вариаций и, следовательно, получения репрезентативных результатов.
Как мы указывали выше, натуралистический подход обладает не только достоинствами, но и недостатками. Затруднительно обеспечение точности измерений, особенно в тех случаях, когда наблюдение необходимо проводить в неконтролируемых полевых условиях. В исследовании Барретт и Йарроу надежность, основанная на общности оценок наблюдателей, в действительности была довольно умеренной, в пределах 0,7-0,8. Еще одна проблема — возможность влияния наблюдателя на наблюдаемое поведение. Да, в ситуации свободной игры, как в исследовании Барретт и Йарроу, присутствие взрослых не является чем-то необычным, и к нему легко привыкнуть. Тем не менее в этом отношении не следует быть слишком оптимистичными. Осознание своей роли наблюдаемого, в действительности, может особенно сильно повлиять на поведение, когда речь идет о нравственности, о сфере, которая диктует определенные нормы того, как «следует» себя вести в присутствии взрослого (то есть следует делиться, следует помогать и т. д.). Не исключено, что вероятность просоциальных действий ниже, когда поблизости нет взрослого.
Рассмотрим еще один пример натуралистического обсервативного исследования. Это необычно смелое исследование, в котором была предпринята попытка минимизировать описанные только что трудности. Зан-Вакслер, Радке-Йарроу, Вагнер и Чэпмен (Zahn-Waxier, Radke-Yarrow, Wagner, & Chapman, 1992) изучали реакцию на огорчение другого человека у 1-2-летних детей — само по себе довольно смелое предприятие, поскольку дети этого возраста представляют собой трудную и недостаточно изученную группу. Исследователей особенно интересовали просоциальные реакции, вызванные огорченностью другого человека, такие как выражения сочувствия или предложения помощи. Эти реакции изучались в лонгитюде в течение одного года, что, учитывая трудности лонгитюдного исследования, является еще одним свидетельством смелости авторов. Наконец, наблюдение вели не обычные ассистенты исследователя, а матери детей. Перед началом исследования матери проходили курс интенсивной подготовки, обучаясь производить наблюдение и фиксировать результаты так, как это требовалось исследователям. Обсервативный метод представлял собой сочетание выборочного анализа поведенческих событий и нарративной записи: всякий раз, когда кому-то случалось огорчаться, мать надиктовывала на магнитофон описание случившегося, предшествовавших событий и реакции ребенка на чужое горе. Использование этого подхода дало возможность выявить ранние формы сочувствия и просоциального поведения в возрастной группе, в которой, как считалось, такие реакции невозможны (см. также Radke-Yarrow & Zahn-Waxler, 1984; Zahn-Waxler & Radke-Yarrow, 1982).
Наверное, нет необходимости говорить о том, что при проведении таких исследований возникает много трудностей, как практических, связанных с обеспечением сотрудничества, так и более существенных, связанных с обеспечением точности отчетов матерей. Однако этот подход имеет и сильные стороны, особенно если сравнить его с обычными обсервативными исследованиями. Стоит упомянуть два преимущества. Во-первых, сводится к минимуму влияние присутствия наблюдателя, поскольку мать является естественной частью среды, в которой воспитывается ребенок. Хотя наблюдение все же ограничивается случаями, свидетельницей которых становится мать, проблема реактивности в ее обычном виде не стоит. Заметьте, что это пример «включенного наблюдения», о котором говорилось в главе 4. Во-вторых, возможности для наблюдения значительно шире, а объем информации значительно больше, чем в типичном обсервативном исследовании. Поэтому мы можем быть гораздо увереннее в том, что получили репрезентативные данные о поведении ребенка.
Второй подход, который мы рассмотрим, — лабораторное выявление определенного вида поведения. В этом случае наблюдение производится в структурированной обстановке лаборатории, в обстановке, создающей возможности для проявления и измерения конкретных форм нравственного поведения, интересующего исследователя. Проанализируем два наглядных примера этого подхода: первый — ориентированный на негативный аспект нравственности, связанный с сопротивлением соблазну, а второй — ориентированный на позитивный, нросоциальный аспект.
Как отмечалось ранее, оценка устойчивости ребенка к соблазну обычно производится с помощью теста «Запрещенные игрушки». Типичный пример его использования — одно из первых исследования Парке (Parke, 1967). В исследовании Парке испытуемых (1- и 2-классников) по одному приглашали в передвижную лабораторию, помещенную в трейлере, и предлагали им порисовать в течение 10 минут. По окончании фазы рисования ребенка усаживали за стол, на котором стояло пять игрушек, и давали следующую инструкцию:
Можешь посидеть здесь. [Э. откидывает накрывающую игрушки ткань]. Эти игрушки предназначены для другого человека, поэтому ты их не трогай. Если будешь хорошим мальчиком (девочкой) и не будешь трогать игрушки, мы с тобой потом поиграем. Я кое-что забыл в школе и должен сходить и принести это. Пока меня пет, можешь полистать эту книгу. Я закрою дверь, так что никто тебя не побеспокоит. Когда я вернусь, то постучу, чтобы ты знал(а), что это я (р. 1105).
Ребенка на 15 минут оставляли наедине с игрушками и следили за его поведением через одностороннее зеркало. Вопрос, конечно, состоял в том, устоит ли ребенок перед соблазном поиграть с игрушками, и если нет, как скоро он нарушит уговор и как далеко зайдет в его нарушении. Оказалось, что дети в разной степени способны не поддаваться искушению и что эта способность определяется рядом переменных. Одну из этих переменных мы рассмотрим позже, при обсуждении исследований нравственных рассуждений.
Второй пример лабораторного исследования имеет отношение к просоциальной способности делиться (см. Barnett, King, & Howard, 1979). Это исследование иллюстрирует один из наиболее популярных методов изучения этой способности. Испытуемые, учащиеся начальных классов, в награду за выполнение заданий на память получали 30 призовых фишек. В конце исследования, когда все дети уже прошли тестирование, фишки можно было обменять на призы. Однако прежде чем отпускать ребенка с его фишками, экспериментатор показывал ему копилку и сообщал, что «Многие дети, такие же как и ты, ходят в школу. Но у них не будет возможности поучаствовать в исследовании. Потом, если-захочешь, можешь поделиться с этими детьми, бросив в копилку несколько фишек. Ты не обязан делиться, но если хочешь, можешь это сделать» (Barnett et a!., 1979, р. 165).
Затем на некоторое время ребенка оставляли одного, чтобы, предоставленный сам себе, он смог решить, делиться ему или нет. Тот факт, что в копилке уже были фишки, усиливал впечатление анонимности. Однако это впечатление было обманчивым: поведение ребенка контролировалось ничуть не меньше, чем в описанном выше исследовании с запрещенными игрушками. Подсчитав количество фишек после ухода ребенка, экспериментатор имел возможность оценить «вклад» каждого из детей.
Лабораторный подход имеет ряд преимуществ. В сравнении с натуралистическим наблюдением, проведение исследования в лабораторных условиях — намного более эффективный способ сбора информации о поведении. Вместо того чтобы, иногда часами, ждать, когда ребенок поведет себя соответствующим образом, мы создаем ситуацию, актуализирующую интересующее нас поведение (когда ребенок выбирает, поддаваться ему соблазну или нет, делиться или нет и т. д.), в какие-то минуты. Более того, мы можем создавать равноценные условия для всех испытуемых. Как отмечалось, при проведении классического натуралистического исследования неравноценность ситуаций, актуализирующих некое поведение, может создать определенные трудности. И при этом мы можем произвести точное и объективное измерение. К примеру, не представляет труда зафиксировать, играет ли ребенок с игрушками, с которыми ему запретили играть, и как скоро он начал это делать. Еще проще подсчитать, сколько фишек бросил ребенок в копилку.
Стоит отметить еще одно преимущество лабораторного подхода. С момента появления таких методов, как тест «Запрещенные игрушки» и «Пожертвование» началась разработка их многочисленных вариантов. Например, мы можем узнать, что происходит с устойчивостью, изменяя привлекательность игрушек, категоричность запрета или доступность альтернативных занятий. В исследовании способности делиться мы можем изменять количество и привлекательность того, чем приходится делиться, то, насколько знаком или симпатичен человек, с которым делятся, наличие или отсутствие экспериментатора при акте «дарения». Иными словами, мы можем целенаправленно производить экспериментальные манипуляции с огромным количеством потенциально значимых независимых переменных.
Недостатки лабораторного подхода, как указывалось в главе 6, можно объединить одним словом — искусственность. Грусек (Grusec, 1982) подводит итог тому, что обычно вызывает критику этого подхода:
«Есть ли что-то общее между способностью устоять перед соблазном поиграть в условно запрещенные игрушки и способностью не поддаться искушению солгать, нарушить правила игры или украсть? Связано ли вообще жертвование только что выигранными
фишками неизвестным обделенным детям с оказанием помощи другу, действительно попавшему в затруднительную ситуацию?» (р. 259)
Сомнения вызывает внешняя валидность — достаточно л и высок уровень сходства лабораторных и жизненных ситуаций, чтобы можно было делать какие-либо обобщающие выводы. В любой лабораторной методике легко обнаружить недостатки и факторы, которые могут негативно отразиться на валидности. Я вернусь к этому вопросу, когда мы будем обсуждать лабораторные исследования детерминант нравственного поведения.
С другой стороны, следует еще раз подчеркнуть момент, о котором говорилось в главе 6. Лабораторные и полевые условия следует рассматривать на континууме, а не как дихотомию; экспериментально смоделированные ситуации не обязательно должны радикально отличаться от естественного опыта ребенка. В действительности, нетрудно доказать, что нравственное поведение, в отличие от большинства представляющих интерес для психологов феноменов, поддается естественной, не приводящей к эффектам реактивности оценке в лабораторных условиях. Например, ребенка в естественной манере просят поделиться — высказанное «между прочим» пожелание, внешне совершенно не связанное с задачами исследования. Аналогично, оказание помощи может оцениваться в ситуации, когда экспериментатор «случайно» роняет коробку с теннисными мячами и смотрит, помогает ли ребенок их собирать. Сочувствие может оцениваться в ситуации, когда экспериментатор якобы прищемил палец дверцей шкафчика и отмечает реакцию ребенка (Yarrow & Waxier, 1976). Если искусно произвести эти эксперименты (большое «если»), они будут вполне естественными и информативными.
Отмечу в завершение, что иногда экспериментальное выявление некоторых форм поведения можно осуществить в естественных условиях. Такие попытки были предприняты, к примеру, в описанном ранее исследовании (Zahn-Waxler et al., 1992). Помимо ситуаций огорчения, складывавшихся естественным образом, для оценки реакции ребенка использовались ситуации притворного огорчения матери, якобы ударившейся ногой. Здесь мы используем сразу два преимущества исследований типа «полевые условия — полевые условия», о которых говорилось в главе 6: экспериментальный контроль, необходимый для обеспечения внутренней валидности, плюс естественные условия как фактор повышения внешней валидности.
Последний метод, который мы рассмотрим, — метод рейтинга (или вербального отчета). Здесь вновь исследуется естественное поведение в естественных условиях как противоположность экспериментально выявляемому поведению в обстановке лаборатории. Для осуществления измерений вновь привлекается наблюдатель в противоположность автоматической или полуавтоматической регистрации, которая нередко производится в лаборатории. Однако рейтинг носит значительно более обобщенный, оценочный характер и не имеет такой тесной связи с фактическим поведением, как наблюдение. При наблюдении стоит задача зафиксировать специфику текущего поведения, обычно посредством четкой и объективной сие-
темы регистрации, используемой подготовленными наблюдателями. При использовании метода рейтинга задача состоит в выявлении общих характеристик ребенка — насколько он честен или нечестен, щедр или скуп и т. д. Эти характеристики — не непосредственные поведенческие проявления; о них судят, обычно ретроспективно, используя наблюдения, производимые, как правило, в естественных условиях и несистематически, кем-то, кто хорошо знает ребенка. Этот кто-то — чаще всего учитель или родитель. В исследованиях с детьми старшего возраста это может быть другой ребенок или сам испытуемый. В любом случае наша оценка основана на том, какого мнения о ребенке кто-то, кто его знает.
Рассмотрим несколько примеров,. В исследовании Рутерфорд и Массен (Rutherford & Mussen, 1968) рейтинговую оценку щедрости мальчиков дошкольного возраста производили воспитательницы детского сада. Каждой воспитательнице выдавали карточки с именами мальчиков из ее группы и просили разделить эти карточки на пять стопок. В первую должны были войти те из мальчиков, «которых я знаю как самых эгоистичных и наименее щедрых». Три промежуточные категории; для тех, «кто щедр не более остальных, то есть не слишком щедр, но и не ведет себя слишком эгоистично». Сортировка карточек — достаточно распространенный метод получения рейтинговых оценок. Используются карточки или нет, рейтинг подразумевает оценку выраженности у ребенка некоторой характеристики — то есть оценку не только того, присутствует или отсутствует некое качество, но и того, в какой степени ребенок щедр, честен и т. д. Рейтинговая оценка ребенка, как правило, по инструкции или по умолчанию дается на основе сравнения ребенка с другими детьми.
Как отмечают Массен и Айзенберг-Берг (Mussen & Eisenberg-Berg, 1977), рейтинговые оценки воспитателей имеют наибольшее значение при изучении детей дошкольного возраста, поскольку с ними воспитатели общаются часто, при разных обстоятельствах и в неструктурированных ситуациях. В более структурированной обстановке школы общение учителя с детьми недостаточно разносторонне и поэтому не позволяет осуществить рейтинговую оценку разнообразных качеств. Однако к школьному возрасту ценным источником информации может стать мнение сверстников. Мартин Хоффман, в частности, использовал метод «социометрического* рейтинга сверстников при проведении ряда исследований, направленных на оценку различных аспектов нравственного развития (Hoffman, 1975; Hoffman & Saltzstein, 1967). В одном из исследований (Hoffman, 1975) измерялось сочувствие другим: ученикам 5 классов было предложено назвать трех одноклассников одного с ними пола, которые «внимательнее остальных относятся к чувствам других ребят и стараются никого не обижать», а также «вступаются за тех, кого высмеивают или обзывают».
Как и другие методы, рейтинг имеет свои плюсы и свои минусы. Если говорить о недостатках, наиболее очевидный из них заключается в том, что рейтинг не имеет непосредственной связи с фактическим поведением; это интерпретационный отчет о поведении. Есть множество причин, по которым рейтинговые оценки могут создать о ребенке неверное представление: недостаточные возможности для наблюдения, наблюдение лишь в определенных ситуациях, неправильное истолкование инструкций, забывчивость, намеренное искажение фактов, следование
стереотипам. Кроме того, рейтинг, предполагающий выведение обших характеристик, — неудачный способ изучения непосредственных детерминант некой формы поведения (вспомним разделение свойство/состояние, рассматривавшееся в главе 4). Если говорить о преимуществах, рейтинговые оценки, данные человеком, который действительно хорошо знает ребенка, позволяют получить всестороннюю информацию, недоступную при использовании других методов. Лабораторные методы неизбежно ограничены скудными данными о зачастую нетипичном поведении ребенка в короткий промежуток времени. Наблюдение в естественных условиях, как, например, в работе Zahn-Waxler et al., 1992, несмотря на все усилия исследователей, также, как правило, ограничено определенными ситуациями и определенными формами поведения. Рейтинг основан на многоплановых данных, включающих в себя практически все, что знают о поведении ребенка родитель, учитель или друг. (Сопоставление метода рейтинга и наблюдения можно найти в работе Cairns & Green, 1979.)
Наиболее общий вывод из сказанного в этом разделе уже был сформулирован в главе 6. Все методы имеют свои недостатки. Поэтому для решения любой исследовательской задачи (в нашем случае, для изучения нравственного развития) необходимо направленное использование как можно большего количества методов.
Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход
Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла в конце 50-х гг. прошлого века. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение
Задание 2. «Поведенческий портрет»[4]
Задание 2. «Поведенческий портрет»[4] Это задание выполняется не в соответствии с общим планом; оно проводится в учебной группе в два этапа, организуется преподавателем. Задание может выполняться в группе знакомых между собой людей, в этом случае группа выбирает ведущего,
Мирный аспект Посейдона
Мирный аспект Посейдона Хотя Посейдон прославился своей гневливостью, склонностью к разрушениям и бурным нравом, есть у его личности также мирная и милосердная сторона — которая, впрочем, малоизвестна. Например, пребывая в благостном настроении, он посещал эфиопов,
Слабый поведенческий контроль
Слабый поведенческий контроль Вдобавок к импульсивности психопаты болезненно реагируют на пренебрежительное отношение и оскорбления. Поведение большинства из нас подвластно сильным сдерживающим факторам. Даже если вам захочется отреагировать враждебно, вы все равно
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АСПЕКТ Функциональная административная структура отделения или всего госпиталя, в котором существует терапевтическое сообщество, является необходимым условием нормальной работы. Из этого следует, что, во-первых, директор отделения должен обладать
Эмоциональный аспект
Эмоциональный аспект Перейдем теперь к рассмотрению эмоционального аспекта нравственности — к тому, какие чувства испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Наибольший интерес исторически вызывало негативное чувство вины — то есть
Когнитивный аспект
Когнитивный аспект Последняя тема, которая будет рассмотрена в этом разделе, — когнитивный аспект нравственности. Теперь нас будет интересовать вопрос о том, как ребенок рассуждает о нравственности, и как изменяются его рассуждения в процессе развития когнитивных
Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности
Когнитивно-поведенческий подход к расстройствам личности В последнее время поведенческие (Linehan, 1987a, b; Linehan, Armstrong, Allmon, Suarez & Miller, 1988; Linehan, Armstrong, Suarez & Allmon, 1988) и когнитивно-поведенческие психотерапевты (Fleming, 1983, 1985; Fleming & Pretzer, в печати; Freeman, 1988a, b; Freeman & Leaf, 1989; Freeman, Pretzer,
Поведенческий раппорт
Поведенческий раппорт При необходимости Эриксон готов пойти значительно дальше простого словесного признания убеждений клиента. В силу своих убеждений, особенностей своей нервной деятельности или приобретенных привычек людям свойственно проявлять характерные
Поведенческий способ открытия коммуникации
Поведенческий способ открытия коммуникации Женщины превозносят мужскую скромность, но не любят скромных мужчин, Томас Фуллер. Следующий шаг развития нашего опыта начинать разговор — это фразы поведенческие. По сути своей, они очень сильно похожи на контекстуальные.
Статус и поведенческий комплекс
Статус и поведенческий комплекс Как себя вести в армии отдельному человеку? Это — основная проблема личности, входящей в новый коллектив. Еще в приемниках-распределителях юноши стараются себя вести согласно неким стереотипам лидерства: выглядеть максимально
Внутренний аспект
Внутренний аспект Ваши внутренние квадранты воплощают восходящую энергию, если они устремлены к творческому мышлению/созерцательности, видению большой картины, переживанию небесного Бога, покою, пустоте и присутствию.Ваши внутренние квадранты воплощают нисходящую
Внешний аспект
Внешний аспект Ваши внешние квадранты воплощают восходящую энергию, если они отстраняются от тела с его низменными импульсами, страхами, потребностями и желаниями с помощью подавления/диссоциации или самодисциплины и самоконтроля. Ваши внешние квадранты воплощают
Смоделированное сравнение методов выборки наблюдения за поведением
1. Фрейзер Д. Поведение животных, благополучие животных и научное исследование аффекта. заявл. Аним. Поведение науч. 2009; 118:108–117. doi: 10.1016/j.applanim.2009.02.020. [CrossRef] [Google Scholar]
2. Sands J, Creel S. Социальное доминирование, агрессия и уровни глюкокортикоидов в фекалиях в дикой популяции волков, Canis lupus . Аним. Поведение 2004; 67: 387–396. doi: 10.1016/j.anbehav.2003.03.019. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
3. Карлстед К., Зайденстикер Дж., Болдуин Р. Обогащение окружающей среды для медведей в зоопарке. Зоо биол. 1991; 10:3–16. doi: 10.1002/zoo.1430100103. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Fernandez EJ, Timberlake W. Взаимная выгода от сотрудничества в исследованиях между зоопарками и академическими учреждениями. Зоо биол. 2008; 27: 470–487. doi: 10.1002/zoo. 20215. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Ward SJ, Sherwen S, Clark FE. Достижения в прикладной науке о благополучии животных в зоопарках. Дж. Заявл. Аним. Вельф. науч. 2018;21:23–33. дои: 10.1016/0003-3472(79)
-2. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
6. Lehner PN. Справочник по этологическим методам. Издательство Кембриджского университета; 1998. [Google Scholar]
7. Домьян М. Принципы обучения и поведения. Нельсон Образование; 2014. [Google Scholar]
8. Pierce WD, Cheney CD. Анализ поведения и обучение. Пресса психологии; 2013. [Google Scholar]
9. Альтманн Дж. Наблюдение за поведением: методы выборки. Поведение. 1974; 49: 227–266. дои: 10.1163/156853974X00534. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Бейтсон М., Мартин П. Измерение поведения: вводное руководство. 4. Издательство Кембриджского университета; 2021. [Google Scholar]
11. Бернштейн И.С. Эмпирическое сравнение фокальной и произвольной оценки с комментариями к мгновенным сканированиям, методам всех вхождений и методам с одним нулем. Аним. Поведение 1991; 42: 721–728. doi: 10.1016/S0003-3472(05)80118-6. [CrossRef] [Google Scholar]
12. Мартин П., Бейтсон П. Методы записи. В «Измерение поведения: вводное руководство». Издательство Кембриджского университета; 2007. [Google Академия]
13. Райн Р.Дж., Эндер П.Б. Сопоставимость методов, использованных при выборке поведения приматов. Являюсь. Дж. Приматол. 1983; 5: 1–15. doi: 10.1002/ajp.1350050102. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Манн Дж. Методы отбора поведенческих образцов для китообразных: обзор и критика. Мар Мамм. науч. 1999; 15: 102–122. doi: 10.1111/j.1748-7692.1999.tb00784.x. [CrossRef] [Google Scholar]
15. Hämäläinen W, et al. Точное измерение поведения с помощью мгновенной выборки: новый инструмент для выбора подходящих интервалов выборки. заявл. Аним. Поведение науч. 2016; 180:166–173. doi: 10.1016/j.applanim.2016.04.006. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
16. Тайлер С. Выборка времени: дело условности. Аним. Поведение 1979; 27: 801–810. doi: 10.1016/0003-3472(79)
-2. [CrossRef] [Google Scholar]
17. Амато К.Р., Ван Белль С., Уилкинсон Б. Сравнение сканирования и очаговой выборки для описания активности диких приматов, диеты и внутригрупповых пространственных отношений. Фолиа Приматол. 2013; 84: 87–101. doi: 10.1159/000348305. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. Fernandez EJ, Kinley RC, Timberlake W. Обучение пингвинов взаимодействию с обогатительными устройствами для достижения длительного эффекта. Зоо биол. 2019;38:43–49. doi: 10.1002/zoo.21510. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Сандерс К., Фернандес Э.Дж. Поведенческие последствия обогащения золотых львиных тамаринов: инструмент для сохранения ex situ. Дж. Заявл. Аним. Вельф. науч. 2020; 1:1–10. doi: 10.1080/10888705.2020.1809413. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Stevens J, Thyssen A, Laevens H, Vervaecke H. Влияние числа посетителей зоопарка на поведение обыкновенных тюленей ( Phoca vitulina ) J. Zoo Aquat. Рез. 2013; 1:31–34. дои: 10.19227/jzar.v1i1.20. [CrossRef] [Google Scholar]
21. Grenier D, Barrette C, Crête M. Доступ к пище белохвостого оленя ( Odocoileus virginianus ) в местах зимнего кормления в Восточном Квебеке. заявл. Аним. Поведение науч. 1999; 63: 323–337. doi: 10.1016/S0168-1591(99)00017-9. [CrossRef] [Google Scholar]
22. Gilby IC, Pokempner AA, Wrangham RW. Прямое сравнение правил сканирования и фокальной записи для измерения пищевого поведения диких шимпанзе. Фолиа Приматол. 2010; 81: 254–264. дои: 10.1159/000322354. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Fernandez EJ, Ramirez M, Hawkes NC. Активность и использование бассейна в связи с изменением температуры и воды у гиппопотамов в зоопарке ( Бегемот-амфибия ) Животные. 2020;10:1022. doi: 10.3390/ani10061022. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Fernandez EJ, Timberlake W. Устройства для сбора пищи как обогащение содержания моржей в неволе ( Odobenus rosmarus ) Behav. проц. 2019;168:103943. doi: 10.1016/j.beproc.2019.103943. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Shora JA, Myhill MNG, Brereton JE. Корма из зоопарка должны быть мелко нарезаны. Дж. Зоопарк Аква. Рез. 2021; 6: 22–25. doi: 10.19227/jzar.v6i1.309. [CrossRef] [Google Scholar]
26. Teixeira DL, Machado Filho LCP, Hötzel MJ, Enríquez-Hidalgo D. Влияние мгновенного поголовья, формы загона и ограждения с электрическим током на поведение молочных коров. Животноводство. 2017;198:170–173. doi: 10.1016/j.livsci.2017.01.007. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
27. Пуллин А.Н., и соавт. Мгновенные интервалы выборки подтверждены непрерывным видеонаблюдением для записи поведения ягнят на откормочной площадке. Дж. Аним. науч. 2017;95:703–4707. doi: 10.2527/jas2017.1835. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Bailey JS, Burch MR. Методы исследования в прикладном анализе поведения. Рутледж; 2017. [Google Scholar]
29. Бейкман Р., Кера В. Поведенческое наблюдение. В: Cooper PM, Camic DL, Long AT, Panter D, Rindskopf KJ, редакторы. Справочники APA по психологии Справочник APA по методам исследования в психологии. Основы, меры планирования и психометрия. Американская психологическая ассоциация; 2012. С. 207–225. [Академия Google]
30. Кремер Х.К. Выборка с одним нулем в изучении поведения приматов. Приматы. 1997; 20: 237–244. doi: 10.1007/BF02373376. [CrossRef] [Google Scholar]
31. Brecht KF, et al. Статус и ценность репликации в науке о поведении животных. Аним. Поведение Познан. 2021; 8: 97–106. doi: 10.26451/abc.08.02.01.2021. [CrossRef] [Google Scholar]
32. Райн Р. Дж., Фланигон М. Эмпирическое сравнение одного нуля, фокального животного и мгновенного методов выборки спонтанного социального поведения приматов. Приматы. 1978;19:353–361. doi: 10.1007/BF02382803. [CrossRef] [Google Scholar]
33. Дункертон Дж. Должно ли наблюдение в классе быть количественным? Образовательный Рез. 1981; 23: 144–151. doi: 10.1080/0013188810230208. [CrossRef] [Google Scholar]
34. Омарк Д.Р., Фидлер М.Л., Марвин Р.С. Иерархии доминирования: методы наблюдения, применяемые к изучению играющих детей. Проинструктировать. науч. 1976; 5: 403–423. doi: 10.1007/BF00051807. [CrossRef] [Google Scholar]
35. Райн Р.Дж., Линвилл А.К. Свойства нулевых оценок в наблюдательных исследованиях социального поведения приматов: влияние предположений на эмпирический анализ. Приматы. 1980;21:111–122. doi: 10.1007/BF02383828. [CrossRef] [Google Scholar]
36. Райн Р.Дж., Нортон Г.В., Винн Г.М., Винн Р.Д. Отлучение от груди детенышей павианов ( Papio cynocephalus ), находящихся на свободном выгуле, на что указывает однократная и мгновенная выборка кормления. Междунар. Дж. Приматол. 1985; 6: 491–499. doi: 10.1007/BF02735572. [CrossRef] [Google Scholar]
37. Mitlöhner FM, et al. Методы отбора проб поведения крупного рогатого скота на откормочных площадках. Дж. Аним. науч. 2001; 79: 1189–1193. дои: 10.1016/S0168-1591(99)00017-9. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
38. Simpson MJA, Simpson AE. Методы с одним нулем и сканирования для поведения выборки. Аним. Поведение 1977; 25: 726–731. doi: 10.1016/0003-3472(77)
-1. [CrossRef] [Google Scholar]
39. Xiao J, Wang K, Wang D. Суточные изменения поведения и дыхания янцзыских беспёрых морских свиней ( Neophocaena phocaenoides asiaeorientalis ) в неволе. Зоо биол. 2005; 24: 531–541. doi: 10.1002/zoo.20070. [CrossRef] [Google Scholar]
40. Saibaba P, Sales GD, Stodulski G, Hau J. Поведение крыс в их домашних клетках: изменения в дневное время и влияние рутинных процедур содержания проанализированы с помощью методов временной выборки. лаборатория Аним. 1996;30:13–21. doi: 10.1258/002367796780744875. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Гриффин Б., Адамс Р. Параметрическая модель для оценки распространенности, заболеваемости и средней продолжительности приступа на основе точечной выборки. Являюсь. Дж. Приматол. 1983; 4: 261–271. doi: 10.1002/ajp.1350040305. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Harrop A, Daniels M. Методы временной выборки: переоценка мгновенной временной выборки и частичной записи интервалов. Дж. Заявл. Аним. Поведение Анальный. 1986; 19: 73–77. дои: 10.1901/jaba.1986.19-73. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Repp AC, et al. Сравнение частотных, интервальных и временных методов сбора данных. Дж. Заявл. Поведение Анальный. 1976; 9: 501–508. дои: 10.1901/jaba.1976.9-501. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
44. Suen HK, Ary D. Переменные, влияющие на результаты выборки с одним нулем и мгновенное время. Приматы. 1984; 25: 89–94. doi: 10.1007/BF02382298. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
45. Gardenier NC, MacDonald R, Green G. Сравнение методов прямого наблюдения для измерения стереотипного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. Рез. Девел. Отключить. 2004; 25: 99–118. doi: 10.1016/j.ridd.2003.05.004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
46. Meany-Daboul MG, Roscoe EM, Bourret JC, Ahearn WH. Сравнение выборки моментального времени и записи с частичным интервалом для оценки функциональных отношений. Дж. Заявл. Поведение Анальный. 2007; 40: 501–514. дои: 10.1901/jaba.2007.40-501. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Murphy MJ, Harrop A. Ошибка наблюдателя при использовании моментальной временной выборки и частичной интервальной записи. бр. Дж. Псих. 1994; 85: 169–179. doi: 10.1111/j.2044-8295.1994.tb02517.x. [CrossRef] [Google Scholar]
48. Radley KC, O’Handley RD, Labrot ZC. Сравнение моментальной выборки времени и записи с частичным интервалом для оценки эффектов обучения социальным навыкам. Псих. Школы. 2015;52:363–378. doi: 10.1002/pits.21829. [CrossRef] [Google Scholar]
49. Rapp JT, et al. Интервальная запись для событий длительности: переоценка. Поведение Интерв. 2007; 22: 319–345. doi: 10.1002/bin.239. [CrossRef] [Google Scholar]
50. Devine SL, et al. Обнаружение изменений в смоделированных событиях с использованием записи с неполным интервалом и выборки моментального времени III: Оценка чувствительности как функции продолжительности сеанса. Поведение Интерв. 2011;26:103–124. doi: 10.1002/bin.328. [CrossRef] [Google Scholar]
51. Rapp JT, et al. Обнаружение изменений в смоделированных событиях с использованием записи с неполным интервалом и мгновенной выборки времени. Поведение Интерв. 2008; 23: 237–269.. doi: 10.1002/bin.269. [CrossRef] [Google Scholar]
52. Вирт О., Славен Дж., Тейлор М.А. Методы интервальной выборки и погрешность измерения: компьютерное моделирование. Дж. Заявл. Поведение Анальный. 2014; 47:83–100. дои: 10.1002/jaba.93|. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Cooper JO, Heron TE, Heward WL. Прикладной анализ поведения. 3. Издательство Пирсон; 2020. [Google Scholar]
54. Poling A, Methot LL, LeSage MG. Основы поведенческого аналитического исследования. Спрингер; 1995. [Google Scholar]
55. Доран Д.М. Сравнение мгновенных и локомоторных методов отбора проб: тематическое исследование локомоторного поведения и использования субстрата взрослых самцов шимпанзе. Являюсь. Дж. Физ. Антропол. 1992; 89: 85–99. doi: 10.1002/ajpa.13308
|. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Меррелл К. Оценка социальных навыков детей: последние разработки, передовой опыт и новые направления. Исключительность. 2001; 9: 3–18. doi: 10.1207/S15327035EX091&2_2. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
57. Сейфарт Р.М., Чейни Д.Л., Марлер П. Сигналы тревоги обезьян Вервет: семантическая коммуникация у приматов, живущих на свободе. Аним. Поведение 1980; 28:1070–1094. doi: 10.1016/S0003-3472(80)80097-2. [CrossRef] [Google Scholar]
58. Buskist W, Johnston JM. Лабораторные знания и исследовательская практика в экспериментальном анализе человеческого поведения. Поведенческий аналитик. 1988; 11:41–42. doi: 10.1007/BF03392453. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Johnston JM, Pennypacker HS. Стратегии и тактики поведенческих исследований. Рутледж; 2010. [Google Академия]
60. Основная команда R. R: Язык и среда для статистических вычислений . (R Foundation for Statistical Computing, 2020). https://www.R-project.org/.
61. Леже Д.В. Эмпирическая оценка мгновенной и нулевой выборки поведения шимпанзе. Приматы. 1977; 18: 387–393. doi: 10.1007/BF02383116. [CrossRef] [Google Scholar]
62. Фаррар Б.Г., Вудурис К., Клейтон Н.С. Репликации, сравнения, выборки и проблема репрезентативности в исследованиях познания животных. Аним. Поведение Познан. 2021; 8: 273–295. doi: 10.26451/abc.08.02.14.2021. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
21 Примеры натуралистических наблюдений (2023)
Естественные наблюдения — это метод сбора данных, который включает в себя наблюдение за поведением в естественной среде. Это общая методология в психологии и антропологии.
Основная идея состоит в том, чтобы увидеть, как люди или животные ведут себя в их естественной среде обитания, а не в исследовательской лаборатории. Это даст исследователям представление о конкретном изучаемом явлении, которое невозможно получить в искусственных условиях лаборатории. Иногда мы также называем это наблюдательным исследованием.
Примеры натуралистических наблюдений
- Наблюдение за шимпанзе в дикой природе и запись их социальных взаимодействий – Джейн Гудолл
- Наблюдение за играющими детьми разного возраста и изучение стадий их когнитивного развития – Жан Пиаже
- Наблюдение за тем, как учащиеся взаимодействуют на рабочем месте, чтобы получить представление о планировке классной комнаты и стилях преподавания – Это исследование
- Наблюдение за местной группой скотоводов в Восточной Африке, чтобы узнать, как они воспитывают свою молодежь – Джордж Дж. Клима
- Наблюдение за тем, как старшеклассников из рабочего класса учат иначе, чем учащихся из среднего класса – Пол Уиллис, Обучение труду
- Наблюдение за левым кооперативом, пытающимся вести свой бизнес совместно и демократично – Ави Льюис, The Take
- Наблюдение за отношениями между матерями и их детьми дома для определения таксономии стилей привязанности – Мэри Эйнсворт
- Наблюдение за персоналом отделения неотложной помощи, чтобы увидеть, как развивается их профессиональная культура и как она работает под давлением – Person et al.
- Размещение камер в норах вомбатов для наблюдения за тем, как они живут, спариваются и выживают — Swinbourne et al.
- Наблюдение за оживленным перекрестком, чтобы увидеть, как начинаются пробки, и изучить, как изменение частоты светофора может уменьшить заторы
- Опытный учитель сидит за учителем-стажером и наблюдает за тем, как он преподает
Известные примеры
1.
Исследования Джейн ГудоллДоктор Валери Джейн Моррис-Гудолл — одна из самых известных ученых в истории. Ее исследования шимпанзе в Кении и работа по охране природы хорошо известны во всем мире.
Ее основным методом исследования было натуралистическое наблюдение. Она вошла в естественную среду обитания предмета своего исследования, села за ручку и бумагу и начала подробно записывать свои наблюдения. Эти заметки позже были переписаны в многочисленные исследовательские работы для других ученых.
В результате ее исследований было сделано много новаторских открытий в поведении животных, в том числе тот факт, что шимпанзе используют такие инструменты, как ветки и солома, чтобы «ловить» термитов. Это было невероятное открытие, которое привело к ныне известной цитате Луиса Лики «»: «Теперь мы должны переопределить инструмент, переопределить человека или принять шимпанзе за людей».
Чтобы узнать о других увлекательных способах естественного наблюдения, включая ссылки на многочисленные исследовательские инструменты, такие как живые камеры в Корнельской лаборатории орнитологии, посетите эту замечательную страницу ресурсов от National Geographic.
2. Речевое развитие детей
Речевое развитие – увлекательное явление. Люди переходят от неспособности произнести одно слово к пятилетнему возрасту, когда их словарный запас насчитывает тысячи слов. их дети. Затем наблюдатели отправляются в дом семьи, тихо сидят в углу комнаты и делают подробные записи.
Данные могут включать запись количества взаимодействий, количества слов, обращенных к ребенку, и типов слов (например, экспрессивных или фактических). После того, как все данные собраны, они анализируются с помощью статистического программного обеспечения, и могут быть обнаружены модели поведения родителей, связанные с развитием речи.
Хотя натуралистическое наблюдение может дать нам ценную информацию о роли родительского взаимодействия в развитии ребенка, такое исследование довольно сложно проводить.
3. Наблюдение за рабочими местами для изучения эргономики
Эргономика — это изучение того, как люди функционируют в окружающей среде, например, в рабочих условиях, или как они взаимодействуют с различными продуктами или машинными интерфейсами. Эту область исследований иногда называют «человеческими факторами».
Цель состоит в том, чтобы улучшить опыт людей с объектом изучения, чтобы сделать его более эффективным, действенным или приятным.
Основная процедура заключается в том, что обученный специалист наблюдает за людьми, использующими оборудование или продукт, и делает подробные записи об опыте пользователя. За этим часто следует индивидуальное интервью, опрос или фокус-группа.
Этот тип натуралистического наблюдения настолько широко используется сегодня, что, вероятно, на рынке нет ни одного электронного гаджета, который не прошел бы тот или иной вариант эргономического анализа.
4. Спутниковые снимки Walmart
Как сообщает NPR , некоторые аналитики фондового рынка используют натуралистические наблюдения за парковками Walmart, чтобы получить огромную прибыль. Приобретая спутниковые снимки выбранных парковок Walmart, аналитик может подсчитать количество автомобилей и оценить, насколько хорошо идет бизнес.
Из других источников аналитик знает среднюю сумму денег, потраченную клиентами, с разбивкой по времени суток и географическому положению. Комбинируя эту информацию со спутниковыми снимками, они начинают строить подробную картину продаж компании.
Позже они могут сравнить свои оценки с фактическими цифрами, опубликованными компанией в квартальных отчетах. Это даст аналитику возможность уточнить, как они собирают свои данные, и в будущем приведет к более точным оценкам.
Это разновидность натуралистического наблюдения, которое приносит огромную прибыль компаниям, знающим, как использовать данные. Чтобы посмотреть другие примеры, нажмите здесь.
5. Наблюдение за фермами
Хотя натуралистические наблюдения обычно используются при изучении поведения человека или животных, их также можно использовать для наблюдения за ростом растений.
Хотите верьте, хотите нет, но на фьючерсных рынках можно заработать большие деньги, предсказывая цены на различные сельскохозяйственные товары.
Некоторые компании используют программное обеспечение для получения инфракрасных изображений, чтобы наблюдать за тем, насколько хорошо развиваются различные культуры по всему миру, например, кукуруза и пшеница. Изображения не только отслеживают количество засаженных акров, но также могут оценить, насколько хорошо они растут, измеряя количество хлорофилла в растениях.
Отслеживая рост во времени, аналитики могут определить любые изменения, которые могут существенно повлиять на спрос и предложение в будущем. Наличие этого преимущества может привести к огромной прибыли.
6. Наблюдение за групповой динамикой во время офисных встреч
Понимание динамики того, как рабочие группы принимают решения, является хорошо изученной областью промышленной психологии. Это включает в себя натуралистические наблюдения за командным взаимодействием на работе.
Плохие решения могут привести к катастрофическим результатам. С другой стороны, принятие мудрых решений в отношении стратегического планирования или выбора продукта может принести огромную прибыль.
Одно из открытий, сделанных в ходе натуралистических наблюдений, заключается в том, что разные члены рабочей группы играют разные роли.
Например, некоторые играют роль надсмотрщика. Им нравится, когда команда сосредоточена на целях и соблюдении сроков. В то время как другие служат, чтобы помочь команде ладить. Их называют гармонизаторами, и они пытаются разрядить конфликты.
В исследовании обычно участвуют обученные наблюдатели, сидящие в стороне или наблюдающие за тем, как команда проводит свои собрания через систему видеонаблюдения. Наблюдатели делают заметки о том, кто кому что говорит, и о характере этих комментариев.
Изучив наблюдения позже, можно выявить недостатки в том, как принимаются решения, и предложить способы улучшения процесса принятия решений.
7. Наблюдение за экраном и качеством романтических отношений
Социологи выразили обеспокоенность тем, что время у экрана или использование социальных сетей может повлиять на качество романтических отношений ( Quiroz & Mickelson, 2021). Но один исследователь поднял это на новый уровень, наблюдая за использованием телефона романтическими парами!
К сожалению, многие исследования в этой области основаны на опросах. В одном опросе будет оцениваться частота использования социальных сетей, а в другом — качество текущих романтических отношений.
Наблюдение натуралистов может дать более реалистичную информацию. Например, двух обученных наблюдателей можно разместить в различных общественных местах, таких как фермерский рынок.
Один наблюдатель отслеживает поведение пар, касающееся прикосновений, что является приемлемым показателем романтических отношений (Gulledge et al., 2003), а другой отслеживает время, проведенное за экраном.
После того, как все данные будут собраны, простой анализ, сравнивающий частоту прикосновений к экранному времени, может выявить, есть связь или нет.
Конечно, для полноценного ответа на любой вопрос требуется несколько исследований с использованием разных методов. В совокупности постепенно (т. е. годами) вырисовывается более четкое понимание изучаемого явления.
8. Наблюдение за детской привязанностью в естественных условиях
Мэри Эйнсворт известна своим тестом в странных ситуациях для оценки качества привязанности. Однако, прежде чем разработать этот тест, она проводила натуралистические наблюдения за поведением младенцев/опекунов в Уганде в течение 2 лет, начиная с 19 лет.54, после 4-летнего сотрудничества с Джоном Боулби.
Она посетила дома 26 семей с младенцами во время визитов раз в два месяца по 2 часа. Она писала подробные записи о взаимодействии младенцев с матерями и в присутствии других, в дополнение к ответам матерей на ее вопросы об уходе за младенцами.
Затем записи были расширены и обобщены в отчеты и проверены на точность переводчиком, который сопровождал ее во время посещений.
Как сообщает Bretherton (2013), «… младенцы с надежной привязанностью мало плакали и занимались исследованием в присутствии матери, в то время как младенцы с ненадежной привязанностью часто беспокоились даже с матерью в одной комнате» (с. 461).
9. Наблюдение за корреляцией обмена подсознательными сообщениями и продажами попкорна
Идея о том, что сообщения, представленные ниже порога осознания, могут влиять на поведение, существует уже несколько десятилетий. Все началось с исследования 1957 года, в котором утверждалось, что подсознательные сообщения в фильмах увеличили продажи попкорна почти на 60%.
Как оказалось, исследование никогда не проводилось.
Однако, если бы человек действительно захотел провести такого рода исследование, это можно было бы сделать. Во-первых, сообщения, в которых предлагалось съесть попкорн, должны были быть вставлены в фильм; другая версия фильма не содержала бы сообщений.
Оба фильма будут показаны одновременно в одном кинотеатре. Когда клиенты покупали билеты, им случайным образом назначали смотреть одну из двух версий. Обученный наблюдатель сидел рядом с прилавком и следил за тем, сколько клиентов, просматривающих каждую версию, покупали попкорн во время и после окончания фильма. Это компонент натуралистического наблюдения.
Простое сравнение продаж попкорна между фильмами могло бы проверить гипотезу и решить проблему навсегда.
10. Исследования времени и движения для повышения производительности
Исследование времени и движения — это метод повышения эффективности рабочих процессов. Быть более эффективным означает более высокую прибыль.
Сначала рабочие наблюдают и регистрируют. Затем некоторые шаги для выполнения задачи могут быть устранены, в то время как определены способы сокращения времени, необходимого для выполнения других шагов.
Фрэнк и Лилиан Гилбрет были пионерами в этом типе натуралистических наблюдений.
Фрэнк владел строительной компанией, а Лилиан была психологом. Они наблюдали за каменщиками Франка и сократили количество движений, необходимых для выполнения их работы, с 18 до 4.
Оттуда они начали консультационный бизнес, помогая производителям повышать эффективность во время промышленной революции. После ранней кончины Фрэнка в возрасте 54 лет Лилиан стала первой женщиной-членом Общества промышленных инженеров и единственным психологом, появившимся на почтовой марке (в 1884 году).
Типы натуралистических наблюдений
Существует много разновидностей натуралистических наблюдений. Ниже приведены два наиболее распространенных:
- Участник/Не участник относится к тому, участвует ли лицо, собирающее данные, в изучаемой деятельности или только наблюдает со стороны.
Понимание обычаев экзотической культуры путем участия в некоторых ритуалах может дать очень ценную информацию с личной точки зрения. Или исследователь может предпочесть наблюдать за культурными практиками на расстоянии, что также может дать много ценной информации.
- Скрытое/открытое наблюдение относится к тому, знают ли люди, за которыми наблюдают, что они находятся под наблюдением. Поскольку люди могут изменить свое поведение, если знают, что за ними наблюдают, исследователь может не информировать людей о том, что они находятся под наблюдением. Открытое наблюдение означает, что исследуемые люди полностью осознают присутствие исследователя.
Как и все научные исследования в области социальных наук, проводимые университетскими учеными, каждое исследование должно быть оценено Институциональным контрольным советом (IRB), прежде чем оно может быть начато. IRB тщательно изучает методы на предмет этических проблем и может потребовать от исследователей внести коррективы в процедуры до их утверждения.
Преимущества натуралистического наблюдения
Иногда люди ведут себя по-другому в лабораторных условиях, потому что знают, что за ними наблюдают. Они могут попытаться вести себя более вежливо или представить себя в выгодном свете.
В естественнонаучном исследовании участники часто не подозревают, что за ними наблюдают, поэтому они не пытаются изменить свое поведение.
В исследованиях на животных проведение исследований в полевых условиях может быть единственным способом изучения интересующего явления, поскольку нельзя построить тропический лес или подобную среду обитания в лаборатории.
Заключение
Естественные наблюдения — отличный способ собрать данные о явлении, существующем в естественной среде. При изучении людей есть аспекты поведения, которые невозможно наблюдать в лабораторных условиях, и люди часто меняют свое поведение, если знают, что социолог наблюдает за ними.
При изучении животных просто невозможно воссоздать всю среду обитания в исследовательской лаборатории. Итак, ученые должны отправиться в дикую природу и наблюдать за животными на их собственной территории. Это даст представление об их поведении, которое невозможно получить в лаборатории.
Мы даже можем использовать натуралистические наблюдения, чтобы отслеживать поведение потребителей и делать прогнозы относительно корпоративных продаж или сельскохозяйственных фьючерсов. Эта информация может привести к огромной прибыли.
Естественные наблюдения — невероятно ценный исследовательский инструмент, который находит применение в науке и бизнесе.
Ссылки
Ainsworth, M. D.S. (1967). Младенчество в Уганде . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.
Бретертон, И. (2013). Пересматривая концептуализацию и оценки Мэри Эйнсворт материнской чувствительности-бесчувственности. Привязанность и развитие человека, 15 (5–6), 460–484. http://dx.doi.org/10.1080/14616734.2013.835128
d’Apice, K., Latham, R., & Stumm, S. (2019). Натуралистический домашний наблюдательный подход к детскому языку, познанию и поведению. Психология развития, 55 (7), 1414-1427. https://doi.org/10.1037/dev0000733
Галледж, А.К., Галледж, М.Х., и Штахманн, Р.Ф. (2003). Типы романтической физической привязанности и удовлетворенность отношениями. Американский журнал семейной терапии , 31 (4), 233-242.
Ленхарт, А., и Дагган, М. (2014). Пары, Интернет и социальные сети: как американские пары используют цифровые технологии для управления жизнью, логистикой и эмоциональной близостью в своих отношениях. Исследовательский центр Пью.
Получено с https://www.pewinternet.org/2014/02/11/couples-the-internet-and-social-media/
Кирос, С., Микельсон, К. (2021). Наносит ли онлайн-поведение вред нашим личным связям? Пассивное и активное использование социальных сетей в романтических отношениях. Киберпсихология: Журнал психосоциальных исследований киберпространства, 15 (1). https://doi.org/10.5817/CP2021-1-1
Ульви О., Карамехич-Муратович А., Багбанзаде М., Башир А., Смит Дж. и Хак У. ( 2022). Использование социальных сетей и психическое здоровье: глобальный анализ. https://doi.org/10.3390/epidemiologia3010002
Вагнер, С. А., Маттсон, Р. Э., Давила, Дж., Джонсон, доктор медицины, и Кэмерон, Н. М. (2020). Прикоснись ко мне ровно настолько: пересечение взрослой привязанности, интимных прикосновений и семейного удовлетворения. Журнал социальных и личных отношений , 37 (6), 1945-1967.
https://doi.org/10.1177/0265407520910791
Дэйв Корнелл (доктор философии)
+ посты
Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.
Крис Дрю (доктор философии)
+ сообщения
Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования ACU.