Самоактуализация по А.Маслоу — Психологос
Понятие самоактуализации по Маслоу
Как первопроходец в своем направлении, А. Маслоу был не всегда строг со словоупотреблением. Под словом «самоактуализация» А. Маслоу в разное время и разных работах имел в виду разные вещи, а именно — когда-то процесс роста и развития личности, когда-то способ этого роста, а когда-то результат этого роста. Подробнее см.→
Самоактуализация как процесс и как результат
Самоактуализация как результат очевидно может возникать не только в процессе самоактуализации, но и другими путями, например путем личностного самосовершенствования. При этом нет никаких доказательств того, что процесс самоактуализации как-либо надежным образом ведет к самоактуализации как результату. См.→
Самоактуализация как путь и способ жизни
Факт, что некоторые люди, идущие путем самоактуализации и живующие в этом стиле, к пожилому возрасту достигают впечатляющих результатов. Они здоровы, счастливы, успешны, их любят и уважают. Также верно, что они не идеальны. При этом важно, что есть люди, достигшие впечатляющие результатов другим путем. А также нужно учитывать, что в других возрастах и в других культурах путь самоактуализации оказывается спорным и порождает не гармоничную, а проблемную личность.
Потребность в самоактуализации
Абрахам Маслоу писал: «Ясно, что музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт – сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации». См.→
Сильные и слабые стороны концепции самоактуализации по Маслоу
Сильная сторона концепции А. Маслоу в том, что она мотивирует и воодушевляет к росту и развитию, заставляет об этом думать и искать свой путь. К слабым сторонам можно отнести то, что А. Маслоу не дает подсказок, как человеку определить направление своего роста и развития и не имеет методик, помогающих в развитии. Еще более спорно то, что Маслоу утверждает, что таких методик не может быть в принципе. Концепция Маслоу — отражение женского подхода в психологии. См.→
Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья
Исходное клиническое определение самоактуализирующейся личности, на базе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативного критериев. В качестве негативного критерия мы избрали отсутствие неврозов, психозов, психопатических черт характера, а также выраженных невротических или психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболевания исследовался нами отдельно – подробно и тщательно. Всегда, когда это было возможно, мы использовали тест Роршаха, но очень скоро поняли, что он больше подходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья. В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаков самоактуализации – этот набор симптомов до сих пор точно не определен. См.→
Развитие идеи самоактуализации в работах А.
Маслоу (Д.А. Леонтьев)Можно понять ту фундаментальную методологическую ошибку, которая толкнула А. Маслоу, стремившегося к материалистическому объяснению духовной жизни человека, от одной крайности к другой. Сущность человека А. Маслоу сводит к его биологической природе. Поскольку самоактуализирующиеся личности, которых он изучал, были самодостаточными и не склонными поддаваться влиянию культурного окружения, для А. Маслоу осталось незамеченным, что именно пространство общественных отношений выступает как средоточие сущностных характеристик человека, которые следует искать вне комплекса свойств, характеризующих его биологическую природу. См.→
Абрахам Маслоу (1908-1970) — SalesPortal
Абрахам Маслоу сделал больше для изменения нашего взгляда на человеческую природу и возможности личности, чем любой другой американский психолог за последние полвека.
Г. Леонард
С легкой руки Абрахама Маслоу понятия самоактуализации и личностного роста являются одними из ключевых, даже культовых в современной психологии. Работы Маслоу у нас сегодня цитируют часто, хотя доступны они стали лишь в последние годы и, честно говоря, немного найдется тех, кто их внимательно прочитал. Известны они главным образом в реферативном изложении, и большинство студентов-психологов обычно ограничиваются тем, что зазубривают «пирамиду потребностей» по Маслоу в ночь перед экзаменом, чтобы больше о ней не вспоминать. На самом деле роль Маслоу в мировой психологии гораздо глубже и серьезнее, и этот поистине выдающийся психолог достоин того, чтобы коллеги знали о нем не понаслышке.
Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370).
Абрахам Гарольд Маслоу родился 1 апреля 1908 года. Столь странно для американца звучащую фамилию нам, наверное, следовало бы произносить в привычной манере — Маслов. Эту фамилию носил отец будущего психолога, выходец из южных губерний Российской империи, который, подобно десяткам тысяч своих еврейских соплеменников, потрясенных безжалостными погромами начала века, перебрался в Новый Свет. Там он открыл мастерскую по изготовлению бочек, «встал на ноги» и выписал с родины свою невесту. Так что их первенец, который в иных обстоятельствах мог бы быть нашим соотечественником и зваться Абрамом Григорьевичем Масловым, родился уже в Бруклине, не самом респектабельном районе Нью-Йорка.
Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Его отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря — пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей (их в семье было трое) определялось главным образом его отсутствием. Остается только удивляться, что семейный бизнес довольно успешно развивался и позволял семье вполне благополучно существовать. А впоследствии и сам Абрахам, уже будучи дипломированным психологом, принимал участие в руководстве производством бочек.
Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы.
Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой моя мать».
Важно отметить, что Абрахам был совсем не красавцем. Щуплое телосложение и огромный нос делали его отталкивающе-комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадаться на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера, с которым он даже познакомился лично, когда тот переселился в Америку. Ибо сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он, разумеется, в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.
В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Отец хотел, чтобы сын стал адвокатом, однако юридическая карьера юношу абсолютно не привлекала. Когда отец спросил, чем же он все-таки намерен заниматься, Абрахам ответил, что хотел бы «изучать все».
Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая.
Это произошло под влиянием ярких выступлений отца американского бихевиоризма Джона Уотсона. Долгие годы Маслоу сохранял приверженность поведенческой психологии и убеждение, что только естественно-научный подход к человеческому поведению открывает путь к решению всех мировых проблем. Лишь со временем ограниченность механистической трактовки поведения, характерной для бихевиоризма, стала для него не только очевидна, но и неприемлема.
Небезынтересно, что в отличие от красавца-жизнелюба Уотсона, заслужившего немало упреков в распущенности, неказистый Маслоу отличался редким постоянством в интимных отношениях. В юности он страстно влюбился в свою кузину, но, терзаемый комплексами, долго не решался ей открыться, опасаясь быть отвергнутым. Когда же его робкое проявление чувств было неожиданно встречено взаимностью, он испытал первое в своей жизни пиковое переживание (это понятие впоследствии стало одним из краеугольных камней его системы). Взаимная любовь стала огромной поддержкой для его неустоявшегося самоуважения. Через год молодые люди поженились (ему было 20, ей — 19) и, как пишут в романах, жили долго и счастливо.
Систематические занятия психологией Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет, и это едва не погасило его зарождавшийся интерес к этой науке. Дело в том, что первый прослушанный им в Корнелле курс психологии читал ученик Вундта структуралист Эдвард Титченер.
На фоне неотразимого обаяния Уотсона и растущей популярности его бихевиористских идей академические рассуждения Титченера звучали унылым анахронизмом. По словам Маслоу, это было нечто «невыразимо скучное и совершенно безжизненное, ничего общего не имеющее с реальным миром, и потому я с содроганием бежал оттуда».
Он перевелся в университет штата Висконсин, где активно занялся экспериментальными исследованиями поведения животных. Здесь он в 1930 году получил степень бакалавра, в 1931 — магистра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, степень доктора философии. Его научным руководителем выступал Гарри Харлоу, прославившийся своими уникальными экспериментами над детенышами обезьян. Под его руководством Маслоу выполнил исследовательскую работу по проблемам доминирования и сексуального поведения приматов.
В те годы проблема сексуальности, несмотря на бурный расцвет психоанализа, продолжала оставаться для общественности пугающе-пикантной, и немногие ученые решались к ней подступиться. В силу этого Маслоу оказался одним из немногих, кого можно было с известной натяжкой назвать специалистом по данной проблеме. Поэтому именно к нему впоследствии обратился Альфред Кинси, которому предстояло революционизировать американское общественное сознание обнародованием результатов своих социологических изысканий на сексуальные темы.
Интересно, что Маслоу предложение о сотрудничестве отклонил. Впоследствии его неоднократно упрекали в пренебрежении научными методами и вообще критериями научности. А вот с Кинси он не сошелся как раз на той почве, что счел его исследования не соответствующими критериям научности. По мнению Маслоу, выборку респондентов Кинси нельзя считать репрезентативной, поскольку в опросах участвовали только те, кто на это добровольно согласился.
Делать выводы по такому деликатному вопросу, как особенности сексуального поведения, по мнению Маслоу, допустимо было бы лишь с учетом мнения и тех, кто отвергает саму возможность обсуждения этой темы. Поскольку это невозможно, то и выводы вряд ли достоверны.
Статья Маслоу по этому вопросу появилась в Journal of Abnormal and Social Psychology в 1951 году, но осталась практически незамеченной и сегодня никем не вспоминается. А зря! Идея-то верная. Мы ведь и сегодня горюем о сексуальной распущенности молодежи, наблюдая самых «отвязных» ее представителей и забывая про тех, кто ведет себя деликатно и скромно.
Маслоу на самом деле научным экспериментированием отнюдь не пренебрегал и подходил к этому делу со всей серьезностью. Просто полученные результаты невольно затерялись на фоне его философских по своей сути рассуждений. Так, например, мало кому известна его замечательная работа, выполненная уже в середине шестидесятых и посвященная проблеме социальной перцепции.
Маслоу предлагал своим испытуемым оценить предъявлявшиеся фотопортреты по параметру привлекательности (следует отметить, что лица для этой цели обычно выбираются самые заурядные). Проделать это требовалось в разных условиях, точнее, в по-разному оформленных помещениях — в комнате «красивой и уютной», «обычной» и «безобразной».
Результат оказался легко предсказуем: чем приятнее для восприятия окружающая среда, тем более высокую оценку по параметру привлекательности заслуживают воспринимаемые лица. Интересный эксперимент, есть над чем задуматься. По крайней мере, иному психологу одного такого опыта хватило бы для прижизненной славы. Маслоу свою славу снискал в иной сфере.
Первая его научная публикация увидела свет в 1937 году и представляла собой главу о кросс-культурных исследованиях в сборнике «Психология личности» под редакцией Росса Стагнера. В этой публикации нашел отражение опыт, приобретенный Маслоу в ходе исследовательской работы в индейской резервации. Даже при самом внимательном анализе никаких намеков на его последующие теоретические построения в этой работе усмотреть не удается, и о ней сегодня знают лишь немногие историки науки.
Во второй половине тридцатых Маслоу удалось лично познакомиться со многими выдающимися психологами, которых исторические катаклизмы вынудили перебраться из Европы в Америку. Из перечисления этих блестящих имен можно было бы составить достаточно представительное оглавление хрестоматии по истории психологии ХХ века — помимо уже упоминавшегося Адлера, это были Эрих Фромм, Карен Хорни, Курт Коффка, Курт Гольдштейн, Макс Вертгеймер.
Последний оказал на Маслоу особенно большое влияние — не только как ученый, но и как человек. Именно под влиянием благоговейного восторга перед Вертгеймером Маслоу занялся изучением психически здоровых людей, которым удалось достичь в жизни самоактуализации. Именно Вертгеймер, а также еще одна знакомая Маслоу — известный американский антрополог Рут Бенедикт послужили для него примерами наиболее полного воплощения лучших качеств человеческой натуры. Приходится, однако, с сожалением признать, что таких примеров даже Маслоу, истый гуманист и оптимист, насчитывал единицы.
Начала теории Маслоу, послужившей основанием целого направления научной мысли — гуманистической психологии, были сформулированы им в общем виде в двух небольших статьях, опубликованных в Psychological Review в 1943 году (их содержание в расширенном виде позднее включено в его известную книгу «Мотивация и личность»). Уже тогда Маслоу предпринял попытку сформулировать новый подход к человеческой природе, кардинально отличающийся от традиционных психологических воззрений. По его мнению, психоанализ обедняет наше представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.
В 1951 году он получил приглашение во вновь открытый университет Брэдейса под Бостоном. Маслоу принял приглашение и проработал в этом университете до 1968 года, заведуя кафедрой психологии.
Следует отметить, что попытки Маслоу гуманизировать психологию встречали ожесточенное отвержение со стороны большинства коллег, придерживавшихся бихевиористской ориентации. Хотя студенты Маслоу чуть ли не боготворили, редакции ведущих психологических журналов на протяжении ряда лет без рассмотрения отвергали любые его рукописи.
По сути дела, студенты и внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации. Но произошло это уже в другую эпоху, в конце 60-х — в эпоху Боба Дилана и Энди Уорхолла, Тимоти Лири и Кена Кизи. Наверное, когда говорят, что молодежь 60-х изменила лицо Америки, в этом есть доля правды. По крайней мере, для психологии это справедливо.
Первая по-настоящему значительная работа Маслоу, ныне по праву занимающая почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли, — «Мотивация и личность» — увидела свет в 1954 году. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине.
С точки зрения Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей.
Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.
Чрезвычайно интересным аспектом теории Маслоу представляется постулирование им так называемого комплекса Ионы, который даже профессионалам почему-то менее известен, чем, скажем, пресловутый комплекс кастрации, хотя в реальной жизни гораздо легче подметить первый, чем второй.
Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.
Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы».
Впрочем, о явном и неявном влиянии европейских коллег на становление идеологии Маслоу уже шла речь. Кстати, говоря о термине «самоактуализация», нужно отметить, что он использовался еще К.Г.Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами. По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» А. Адлера.
В 50-е и особенно в 60-е годы 20 века, в эпоху радикальной переоценки многих ценностей, теория Маслоу снискала немалую популярность и признание. Хотя даже тогда в научных кругах продолжали раздаваться упреки в ее адрес.
С научной, точнее — с естественно-научной точки зрения, позиция Маслоу весьма уязвима для критики. Самые важные его теоретические суждения явились результатом житейских наблюдений и размышлений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив — постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»…
Впрочем, сам Маслоу, похоже, отдавал себе в этом отчет и подчеркивал, что считает свой подход не альтернативой механистическому, естественно-научному подходу, а дополнением к нему.
В своих поздних работах «К психологии бытия» (1962) и «Дальние пределы человеческой природы» (опубликована посмертно в 1971 году) Маслоу существенно модифицировал свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от той многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно заучивать сегодняшние студенты.
Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а следовательно — ненасыщаемые. (Снова невольно вспоминается фроммовское «Иметь или быть»). Впрочем, и эти работы сам автор рассматривал как предварительные, надеясь, что в будущем они получат какое-то подтверждение.
До осуществления своих надежд он не дожил — скоропостижно скончался от сердечного приступа 8 июня 1970 года. Правда, надо сказать, что доживи он хоть до ста лет, его чаяниям не суждено было сбыться. Ибо и сегодня справедливо звучит приговор, вынесенный авторами американской «Истории современной психологии» — супругами Шульц: «Теория самоактуализации поддается лабораторным исследованиям довольно слабо, а в большинстве случаев — и вовсе не подтверждается».
Тем не менее, уже несколько десятилетий предпринимаются попытки ее практического использования, в частности — в практике управления. И что самое интересное — попытки эти по большей части довольно успешные. Как тут не вспомнить слова вышедшего из моды классика о самом надежном критерии истины!
Тридцать лет назад Абрахам Маслоу писал:
Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь.
Сам он, судя по всему, был счастливым человеком.
Читайте также про “Пентхауз Маслоу” >>>
Абрахам Маслоу — Мотивация и личность
Мотивация и личность (1954) Абрахам Маслоу Летом 1962 года Абрахам Маслоу ехал сквозь сильный туман по предательскому прибрежному шоссе Биг-Сур в Калифорнии. Заметив интересный знак, он решил остановиться. Место, на которое он наткнулся, оказалось первым в мире центром личностного роста, Эсален, где по счастливой случайности сотрудники внутри распаковывали экземпляры его последней книги «9». 0015 К психологии бытия . С таким началом, наверное, было неизбежно, что Маслоу станет первосвященником движения человеческого потенциала 1960-х годов. Благодаря основной идее «самоактуализирующегося человека» его «Мотивация и личность» представили новый образ человеческой природы, взволновавший целое поколение. Однако Маслоу не был очевидным революционером. Как академический психолог, его работа была, по сути, реакцией на бихевиоризм, который разлагал людей на механистические части, и фрейдистский психоанализ, который воображал, что нами управляют подземные побуждения. Продолжая работать в рамках научного метода, Ключевые понятия: иерархия потребностей и самоактуализация «Иерархия потребностей» Маслоу — известная психологическая концепция. Он организовал потребность человека в три широких уровня: первый, физиологический — воздух, пища и вода; затем психологические — безопасность, любовь, чувство собственного достоинства; и, наконец, самореализация. Его понимание заключалось в том, что высшие потребности были такой же частью нашей природы, как и низшие, и действительно были инстинктивными и биологическими. Большинство цивилизаций ошибочно ставили высшие и низшие потребности в противоречие друг с другом, считая животные базовые потребности конфликтующими с более тонкими вещами, к которым мы стремимся, такими как истина, любовь и красота. Но Маслоу рассматривал потребности как континуум, в котором удовлетворение низших потребностей предшествовало высшему умственному и нравственному развитию человека. Удовлетворив основные телесные потребности и достигнув состояния, когда мы чувствуем, что нас любят, уважают и наслаждаются чувством принадлежности, включая философскую или религиозную идентичность, мы стремимся к самореализации. Самоактуализирующиеся люди достигли «…полного использования и эксплуатации талантов, способностей, потенциальных возможностей и т.п.». Это люди, которые успешны как личность , помимо любого очевидного внешнего успеха; ни в коем случае не идеально, но вроде бы без серьезных недостатков. С тех пор как Дэниел Гоулман написал свой бестселлер об эмоциональном интеллекте, люди «открыли» его как ключ к успеху, однако для самореализовавшихся людей этот тип интеллекта укоренился. Исследование Маслоу включало изучение семи современников и девяти исторических личностей: Авраама Линкольна, Джефферсона, Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт, Джейн Аддамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Спинозы. Он определил 19 характеристик самореализовавшегося человека, в том числе:
Другим общим моментом является их глубокая свобода ума. Несмотря на обстоятельства, в которых они могли оказаться, и в отличие от окружающего их конформного давления, самоактуализирующиеся люди являются ходячими примерами свободы воли, квинтэссенции человеческого качества. Они полностью осознают то, что Стивен Кови называет разрывом между стимулом и реакцией, что ни одна реакция не должна быть автоматической. «Маслоу задал ключевой вопрос, определяя самоактуализацию как надлежащую цель терапии: почему мы так осторожно устанавливаем наш стандарт здравомыслия? Можем ли мы представить себе лучшую модель? чем послушный потребитель, хорошо приспособленный кормилец? Почему не святой, мудрец, художник? Почему не все самое высокое и лучшее, что есть в нашем роде». Маслоу сделал интригующее наблюдение, что, хотя его самоактуализирующиеся люди разделяли вышеуказанные черты и, следовательно, могли быть сгруппированы как тип, они были более полно Заключительное слово Величие Маслоу заключалось в переосмыслении того, каким может быть человек. Уводя нас от представления о психическом здоровье просто как об «отсутствии неврозов», он настаивал на том, что психологическое здоровье требует наличия черт самоактуализации. Такая фундаментальная переработка психологии повлияла на все сферы человеческой деятельности. В то время, когда он писал « Мотивация и личность», Маслоу считал, что самоактуализировался лишь небольшой процент населения, но что эти немногие могут изменить всю культуру. Учитывая влияние этой идеи на контркультуралистов 1960-х годов, поколение, которое изменило мир в своем образе, вы должны были бы сказать, что Маслоу был прав. Безусловно, иерархия потребностей Маслоу сыграла ключевую роль в понимании мотивации на рабочем месте, а самореализация работника стала серьезной проблемой в бизнесе. Он предвидел тенденцию к личностному росту и волнению, заменяющему деньги как высший мотиватор в трудовой жизни человека. Этот принцип явно устанавливает более высокие стандарты для людей и общества, и основная критика Маслоу заключалась в том, что он утопичен, создавая идеальную человеческую природу, которой не существует. И Маслоу умер, не успев решить проблему, которую, по мнению некоторых, он игнорировал: зло. Стремление к самореализации может быть фактором распространения демократии и роста признания прав человека, но какой свет оно проливает на такие ужасы, как Руанда и Косово? Если самореализация является гранью человеческой природы, то ее отсутствие создает вакуум, заполненный репрессиями, нищетой и национализмом, делая мир созревшим для зла. С этой точки зрения самореализация никогда не должна рассматриваться как роскошь. Эволюция вида, по сути, зависит от него. | «В целом я считаю справедливым сказать, что человеческая история — это летопись того, как человеческая природа была продана задешево. Высшие возможности человеческой природы практически всегда недооценивались». Абрахам Маслоу Маслоу родился в 1908 году в семье русско-еврейских иммигрантов в Бруклине, Нью-Йорк. Он был первенцем из семи детей. Говорили, что он был застенчивым, невротичным и депрессивным, но обладал страстным любопытством и невероятным врожденным интеллектом (IQ 19 баллов).5), он преуспел в школе. В колледже на Маслоу оказали влияние Гарри Харлоу, выдающийся исследователь приматов, и бихевиорист Эдвард Торндайк. Во время учебы в Колумбийском университете исследование Маслоу сексуальной жизни студенток вызвало споры. Во время его 14-летнего профессорства в Бруклинском колледже его наставниками были Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрик Фромм и Маргарет Мид. Антрополог Рут Бенедикт и основатель гештальт-терапии Макс Вертхаймер стали друзьями и образцами идеи самоактуализирующейся личности. В 1951 автор переехал в Брандейский университет, где оставался за год до своей смерти в 1970 году и где была написана книга « Мотивация и личность ». Вместе с Ролло Мэем и Карлом Роджерсом Маслоу основал гуманистическую ветвь психологии «третьей силы» и ее расширение, трансперсональную психологию, которая вышла за рамки обычных потребностей и интересов человека в их духовный и космологический контекст. В 1962 году Маслоу провел выездную стипендию в Non-Linear Systems, калифорнийской высокотехнологичной компании, в результате которой он адаптировал концепцию самореализации к условиям бизнеса. Опыт привел к 9 0015 Eupsychian Management: A Journal (1965). На пути к Психология бытия была опубликована в 1962 году, а классическая книга Дальние пределы человеческой природы — через год после смерти Маслоу. |
Источник: 50 Классика психологии: быстрый доступ к наиболее важным идеям о разуме, личности и человеческой природе Том Батлер-Боудон (Лондон и Бостон: Николас Брили)
Нажмите, чтобы увидеть просмотры читателей или купить
Купить Амазон | Купить Amazon Великобритания |
Также доступно в формате Kindle и Audio.
Вернуться к списку классикиКак достичь самореализации: 19 характеристик и примеров
Проще говоря, самореализация происходит, когда вы полностью удовлетворяете свои потребности и полностью раскрываете свой потенциал, то есть делаете все, на что способны.
Возможно, вы уже слышали термин «самоактуализация» в связи с завершением иерархии потребностей психолога Абрахама Маслоу, но этот термин впервые был введен в начале 20-го века Куртом Гольдштейном, врачом, специализирующимся в области нейроанатомии и психиатрии. Он видел в этом конечную цель для каждого живого существа, полагая, что каждое предпринятое действие связано с этой целью. Однако эта концепция не стала популярной, пока Маслоу не начал ее исследовать.
Графика mbg Креатив
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
Как обсуждалось в его работе 1943 года под названием «Теория человеческой мотивации»1, Маслоу также считал, что люди, а не все живые существа, будут мотивировать себя на самоактуализацию только после того, как их основные потребности будут удовлетворены. В своей книге «Мотивация и личность » Маслоу объясняет это следующим образом: «Музыканты должны создавать музыку, художники должны рисовать, поэты должны писать, если они хотят в конечном итоге быть в мире с самими собой. Какими могут быть люди, такими они и должны быть. должны быть верны своей собственной природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Она относится к желанию человека к самореализации, а именно к его склонности становиться на самом деле тем, чем он является потенциально».
Самоактуализация была дополнительно изучена психологом Карлом Роджерсом. В отличие от Маслоу, который рассматривал самоактуализацию как один из многих человеческих мотиваторов, Роджерс рассматривал самоактуализацию как наш только мотиватор. «Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и улучшать переживающий организм», — писал он в своей работе «Теория терапии, личности и межличностных отношений, разработанная в рамках клиент-центрированной концепции». Он также не соглашался с Маслоу в отношении пути достижения самореализации, а также в характеристиках человека, достигшего ее.
Когда Маслоу объяснял свою теорию, он представил 17 характеристик самоактуализации. Примерно 70 лет спустя, в 2018 году, психолог Скотт Барри Кауфман провел исследование, чтобы определить, как эти характеристики сохраняются в 21 веке. Он обнаружил, что из 17 характеристик самоактуализации Маслоу 10 остаются актуальными и сегодня.
«Характеристики самореализации также были связаны с более высоким уровнем благополучия по ряду показателей благополучия, включая большую удовлетворенность жизнью, самопринятие, позитивные отношения, овладение окружающей средой, личностный рост, автономию, цель в жизни. и самотрансцендентный опыт», — объясняет Кауфман в исследовании.
Это были 10:
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
1.
Постоянная свежесть оценки
Как сказал Маслоу в «Мотивации и личности», «самоактуализирующиеся люди обладают удивительной способностью снова и снова, свежо и наивно, оценивать основные блага жизни, с трепетом, удовольствие, удивление и даже экстаз, какими бы пресными эти переживания ни казались другим».
2.
Принятие
Эта часть самореализации сводится к принятию своих причуд и желаний без чувства необходимости извиняться или стыдиться за них. Речь идет о принятии себя полностью таким, какой вы есть.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
3.
Аутентичность
В этом случае вместо того, чтобы пытаться «вписаться» в толпу и вести себя так, как, по вашему мнению, хотят от вас другие, искренний человек сохраняет чувство собственного достоинства и целостности.
4.
Невозмутимость
Вместо того, чтобы бросать вызов каждый раз, когда что-то идет не так, человек с невозмутимостью принимает это как неизбежность и с достоинством преодолевает их.
Реклама
Это объявление отображается с использованием стороннего контента, и мы не контролируем его функции доступности.
5.
Цель
Здесь нет ничего удивительного, это просто означает, что у вас есть цель в жизни и вы чувствуете ответственность за ее достижение. Часто эта цель заключается в том, чтобы помочь другим.
6.
Эффективное восприятие реальности
Это относится к людям, которые копают глубоко, чтобы убедиться, что они воспринимают реалии мира. Вместо того, чтобы полагаться на предположения, все сводится к холодным, неопровержимым фактам.
7.
Гуманитаризм
Эта характеристика предназначена для всех, кто чувствует подлинную связь с другими представителями рода человеческого, испытывает к ним симпатию и привязанность и хочет им помочь.
8.
Пиковые впечатления
Это связано с тем, чтобы по-настоящему жить своей наиболее полноценной жизнью, как и для тех, кто часто чувствует, что перед ними открываются новые горизонты, кто выходит за рамки эгоизма в ситуациях и кто чувствует себя единым с другими организмами на Земле.
9.
Хорошая моральная интуиция
Если вы можете сразу сказать, когда сделали что-то не так, можете доверять себе, чтобы принять правильное решение без особых раздумий, и можете легко отличить правильное от неправильного, у вас хорошая нравственная интуиция.
10
Творческий дух «Я научился применять слово «творческий»… не только к продуктам, но и к людям характерологическим образом, а также к действиям, процессам и отношениям», — пишет Маслоу в «К психологии бытия». «Более того, я стал применять слово «творческий» ко многим продуктам, кроме стандартных и общепринятых стихов, теорий, романов, экспериментов или картин». Отсюда термин
творческий дух означает гораздо больше, чем создание физических вещей.Считается, что Роджерс самореализовался, чтобы стать «полностью функционирующей личностью». Самоактуализация была непрерывным, длившимся всю жизнь процессом осмысления своей идентичности, отделенным от внешних идей, убеждений, опыта и сущностей.
Ниже приведены характеристики, которые он связывал с самореализовавшимися людьми:
1.
Открытость к опыту
Вместо того, чтобы приходить в жизнь с поднятой защитой, открытость к опыту означает, что вы готовы принять то, что происходит и есть. ему не угрожает.
2.
Доступность для осознания
Это происходит, когда вы живете с недостатком отрицания, четко осознавая и понимая свой опыт. (Вот как повысить свой эмоциональный интеллект, если вам не хватает этой области.)
3.
Точная интерпретация переживаний
Подобно осознанию, полностью функционирующий человек должен быть способен интерпретировать события, через которые он прошел без меняя их.
4.
Я-концепция согласуется с опытом и адаптируется к нему
Самореализовавшийся человек соединяется со своим опытом, но при этом обладает гибкостью, чтобы адаптироваться к нему.
5.
Доверие и ценный опыт
Это способность доверять тому, что с вами происходит, обрабатывать это и исследовать свои ценности на основе этого, не воспринимая их как угрозу себе.
6.
Безусловное самоуважение
Иметь эту характеристику означает жить, не сомневаясь в себе и своей ценности, основанной на личном опыте. (Вот несколько способов практиковать любовь к себе.)
7.
Адаптивное поведение
Связываясь с открытостью опыту, эта характеристика выходит за рамки этого, чтобы сказать, что человек может творчески адаптироваться к этим новым моментам.
8.
Принимает обратную связь из опыта
Если что-то идет не так или вы не полностью удовлетворены, вы будете смотреть на результат и работать над его исправлением в будущем вместо того, чтобы по умолчанию защищаться.
9.
Живет в гармонии с другими
Это понимание того, что вы не одиноки в этом и ваши действия влияют на других. Зная это, вы выбираете жить как можно более гармонично с другими.
Маслоу считал, что Авраам Линкольн, Элеонора Рузвельт и Альберт Эйнштейн были примерами самореализовавшихся людей. В то время как все невероятные фигуры в истории, каждый может самореализоваться, когда у него есть мотивация. Если вы хотите реализовать себя, вот несколько шагов, которые нужно предпринять:
- Работайте над принятием себя всем сердцем.
- Посмотрите, откуда берется ваша мотивация жить изо дня в день и почему.
- Подумайте, чего вы хотите достичь и почему это принесет вам удовлетворение.
- Будьте открыты к ударам, которые бросает вам жизнь, не воспринимая их как угрозу вашему самоощущению.
- Если вы действительно хотите погрузиться в мир, подумайте о том, чтобы поработать с психологом, чтобы определить правильный путь для вас и преодолеть потенциальные препятствия на пути к самореализации.
Часто задаваемые вопросы:
Что является примером самореализовавшегося человека?
Самореализованный человек — это тот, кто хорошо понимает себя, свои ценности и свои увлечения и живет жизнью, полностью соответствующей этому видению. Примером самореализовавшегося человека может быть тот, кто изо всех сил пытался выразить себя в детстве, но теперь пришел к пониманию того, как его прошлый опыт способствовал этому подавлению, и теперь может полностью выразить себя через свои произведения искусства.