Поведение толпы: личный опыт и ошибки / Хабр

Содержание

личный опыт и ошибки / Хабр

Во втором семестре третьего курса у нас был предмет «психология экстремальных ситуаций», на котором мы разбирали основные механизмы психики человека в таких ситуациях, особенности его мышления и восприятия, а также поведение групп людей. Предмет был интересным, лектор замечательный, но для меня тема казалось оторванной от жизни. Где я, а где экстремальные ситуации? Тем более, что мы обсуждали железнодорожные катастрофы, теракты, техногенные и природные катаклизмы. Я живу в ПФО — какие у нас цунами и землетрясения? В общем, сдал предмет и забыл. Но жизнь распорядилась иначе.

Прошло лето, началась учеба. На второй неделе учебы я ехал домой по центральному проспекту и увидел черный дым с парковки одного из торговых центров. Завернул. Перед моими глазами была следующая картина: стоит толпа людей полукругом, рядом полыхает Дэу Нексия, а в центре этого импровизированного колизея лежит частично обгоревший мужчина и безудержно кричит, глядя на свою руку.

Фото из интернета

Тут я и понял, что мне сейчас очень-очень понадобятся ранее полученные знания…

Дисклеймер: В силу подхода к работе так сложилось, что обычно я консультирую людей интеллектуального труда. В последний год это преимущественно управленцы и сотрудники IT‑сферы. Это люди, которые всю жизнь решали любые проблемы «через голову». Такой подход неизбежно накладывает отпечаток на личность и внепрофессиональную жизнь. Минимизацией негативных последствий таких особенностей я занимаюсь. И в рамках статей на данном ресурсе стараюсь обобщить профессиональный опыт и дать полезную информацию.

Чтобы снизить сомнения в выдуманности истории, я прикладываю единственную ссылку на новость об этом событии, которую нашел. К сожалению, фото либо нет, либо оно исчезло за давностью лет. Так что верить или нет — решать вам.

Приехав на парковку, я вышел из машины и подошел к стоящим людям. Судя по составу толпы, работа супермаркета была парализована, ибо из полусотни людей не меньше трети составляли люди в фирменной одежде. Поспешно пытаюсь вспомнить, что нужно делать в такой ситуации и придумать хоть какой-то план. На ум приходит только спросить о вызове скорой помощи и пожарных. Сделав несколько шагов от толпы, чтобы быть чуть впереди неё, я громко спросил (не настолько громко, чтобы заглушить жертву пожара, но всё же достаточно, чтобы меня можно было услышать с пары метров), вызвал ли кто-нибудь службы спасения.

Тоже из интернета

В ответ — тишина. Я повторил вопрос еще раз. Ответ был тот же.

Это была моя первая ошибка. С точки зрения классификации, это была окказиональная толпа, а значит, что конформность в ней максимальная.

Окказиональная толпа (от англ. occasion — случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

И всё это дополняется нежеланием людей брать на себя ответственность, когда есть возможность этого не делать. В принципе, не делать что-то и пустить всё на самотек, для многих является наиболее предпочтительной моделью поведения:

Недооценка бездействия — одно из когнитивных искажений, проявляющееся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием с аналогичным результатом.

Таким образом, получается толпа, в которой все смотрят на происходящее, но каждый опасается сделать первый шаг или что-то предпринять. Поэтому обращаться безлично ко всем — крайне неэффективная стратегия. Но это я сейчас всё раскладываю по полочкам, а тогда не сориентировался…

Поняв, что меня будут игнорировать и дальше, я подошел к первому попавшемуся человеку, взял его за руку и лично ему повторил вопрос. Он ответил, что никого не вызывал. То же самое действие я совершил с другим человеком. И со следующим. Только на четвертом-пятом участнике получил ответ, что скорая и пожарные вызваны.

Окей, минимальные шаги уже проделаны. Но человек всё лежит и кричит, а люди бездействуют. Не знаю, что уж тут сработало — пары по экстремальной психологии, восемь сезонов доктора Хауса или недавний просмотр «Спасти рядового Райана», но я решил подойти к человеку, чтобы быть с ним до приезда врачей.

Эмпатия 80lvl

И могу сказать, что самым сложным было выйти на «арену колизея». Это сложно объяснить на рациональном уровне, но сопротивление и желание уйти с центра внимания очень велико. Особенно, если ты понимаешь, что не особо понимаешь, можешь ли чем-то помочь и зачем вообще это делаешь. Поэтому, чтобы не сдрейфить на полдороге, я решил идти максимально быстро.

Вторая ошибка. Чем сильнее неопределенность — тем сложнее предпринять что-то осмысленное. Поэтому перед тем, чтобы что-то сделать, сформулируйте в голове хотя бы минимальный план. Он может быть неправильным или неполным. Но если нет ответа на вопрос «А что я буду делать дальше?», то сопротивление гораздо выше.

У меня не было такого плана, потому что не было четких знаний и подготовленности. И это моя ошибка.

Дойдя до человека, я сел рядом с ним на асфальт. В этот момент я понял, почему он смотрел на руку. Именно рука была обожжена сильнее всего — она была мокрой от крови, сукровицы (возможно, чего-то еще, у меня нет медицинских компетенций, чтобы сказать точнее), а также свисающая лохмотьями кожа. Он держал обожжённую руку перед глазами, вцепившись в неё здоровой рукой. Просто смотрел на неё и орал.

Я попытался с ним как-то поговорить, о чем-то спросить. Но контакта не было от слова «совсем». Я понимал, что вряд ли он может сейчас адекватно мыслить, поэтому постепенно упрощал конструкцию фраз до односложных предложений. Но и это не дало результата. Он продолжал словно гипнотизированный, смотреть только на свою руку. Словно в мире больше ничего не существовало.

Сложно обойтись без этого мема в данной статье

Третья ошибка. Многим знакома ситуация, когда в момент сильного пореза или иной травмы человек некоторое время не может оторвать взгляд от крови, раны или вида кости (при открытом переломе). Вероятно, у этого есть какие-то «животные» механизмы, но на данный момент это объясняется изменением образа тела, который не соответствует привычной картине. Поэтому, в такие моменты психика словно «калибруется» на новое состояние. Но этот процесс может отнять драгоценные секунды и минуты, которые можно (и нужно) потратить на минимизацию последствий.

Я сразу это не учел, поэтому все мои предыдущие действия человек мог просто не замечать.

Я взял его за здоровую руку и попытался отодвинуть её, чтобы убрать обожженную руку из поля зрения. Но даже при том, что я не самый маленький и слабый человек, сдвинуть напряженные до предела руки я не смог. Плюс, боялся нанести дополнительные повреждения. Поэтому я принял другое решение — говорить с ним лицом к лицу, чтобы собой заслонить вид пострадавшей руки.

Это дало эффект, впервые с момента контакта его глаза совершили какое-то движение и начали смотреть на меня. Я вновь попытался что-то спрашивать. Про него, про семью — просто, чтобы переключить внимание. Он кричать не переставал, но был со мной в зрительном контакте. Тогда я перешел на формат монолога и отслеживание его реакций. Признаться, я говорил какую-то самую банальную ерунду, типа: всё будет хорошо, скоро приедут врачи и станет легче, осталось ждать немного, скоро боль снимут, рука заживет, жизнь вернется в свое русло и так далее.

Говорил я это больше на автомате, так как его крик, который бил по ушам, его широко раскрытые и почти не моргающие голубые глаза, а также широко открытый рот с явным коричневым налетом от курения гипнотизировали меня в ответ. Я старался заземляться: отводил на секунду взгляд в сторону или вверх, пытался вспомнить что-то из психологии, бросал взгляд на горящую машину. В общем, если я чувствовал, что начинал «плыть», то переключался. Но говорить не прекращал.

Это продолжалось до тех пор, пока вдалеке не послышался звук сирены, который постепенно усиливался. В этот момент кто-то из толпы крикнул:
«Пожарные едут! Нужно его оттащить, чтобы не мешал тушить!».

Примерно так в моих глазах выглядела спешка пожарных

Подбежали несколько человек, взяли его за ноги и подмышки, и начали оттаскивать в сторону. Оказавшись буквально на 5-10 секунд вне ситуации, я понял, что просто кончился. Встал, отряхнулся от пыли, и на дрожащих ногах пошел в сторону машины. Сел в неё и несколько минут смотрел в точку.

Всё это время я пытался заставить себя вернуться к пострадавшему, но не смог. Просто не было сил. Чувствовал себя полностью вымотанным. Мимо проехала пожарная машина. Я немного пришел в себя, завел автомобиль и начал уезжать. Когда выезжал, на парковку заезжала скорая. Это мне дало некоторое моральное облегчение и право уехать. И я этим правом воспользовался.

Сама ситуация на этом закончилась. Постфактум из новостей я узнал, что мужчина заснул в машине с зажженной сигаретой. Машина загорелась. Из горящего автомобиля мужчина, видимо, выбирался в полусне, поэтому схватился рукой за раскаленную стойку или дверь, отчего и получил ожог.

Как я сказал, ситуация закончилась. А моя рефлексия по этому событию — нет. Приведу основные тезисы. Начну с того, почему я не молодец:

  • Я не отправил сотрудника магазина за какой-нибудь заморозкой, чтобы приглушить боль;

  • У меня не было в голове плана действий, я что-то делал, осознавал неработоспособность варианта, потом предпринимал следующий шаг;

  • Можно было позвонить в службы спасения еще при подъезде, чтобы не терять время на опросы;

  • Не смог заставить себя довести сопровождение до конца, то есть, до передачи пострадавшего врачам.

Теперь, почему всё же я молодец:

  • Несмотря на ошибки, смог сориентироваться и как-то проконтролировать ситуацию;

  • Смог пересилить себя и сделать правильные действия;

  • Не оставил человека в беде одного.

В тот момент я решил, что моя «пятерка» за теоретический экзамен, по-хорошему, тянет максимум на «тройку с плюсом» в реальной ситуации. Зато это дало толчок к тому, чтобы еще раз переслушать курс со студентами на курс младше. Единственный курс, на который я ходил повторно. Последний, и самый важный, вывод — неподготовленный человек теряет свои знания в новой для себя ситуации. Теория без подготовки в этом вопросе обесценивается, на первый план выходят навыки, доведенные до автоматизма.

Если же выйти за пределы обсуждения профессии, то закончить хотелось бы вот чем: в любой ситуации человеку нужен человек.

С уважением
Сергей Максимов.
Психолог.

P. S. Если вдруг интересны другие статьи по психологии, они есть в моем ТГ‑канале. Только статьи, без мемов и спама. https://t.me/maximov_psy

как ученые объясняют поведение толпы — Моноклер

Рубрики : Наука, Общество, Последние статьи, Психология


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Чем определяется поведение людей, находящихся в толпе? Почему возникает паника и можно ли ее остановить? Как сравнение движения людей в толпе с движением электронов помогает предсказывать поведение первых? Насколько страх и другие эмоции, распространяемые по толпе, влияют на неё? Разбираемся с обозревателем Aeon, как специалисты изучают поведение больших групп людей и что им удалось узнать о причинах и динамике их движения.

Когда люди находятся в толпе, их движение, душевное состояние и желание действовать определяются физическими и эмоциональными связями. Понимание этих связей может помочь нам справится с паникой, вызванной, к примеру, террористическими актами. Наука о поведении толпы становится жизненно необходимой для управления многими чрезвычайными ситуациями, особенно когда плотность людей становится критически высокой. Паника или хаос в толпе могут убить или ранить сотни людей, как это произошло на «Параде любви» в Германии в 2010 году, когда тысячи участников фестиваля электронной музыки и танца скапливались в переполненном тоннеле, где были закрыты входы и выходы.

Тогда из-за массовой паники, давки и удушья погиб 21 человек.

Фундаментальная наука и общественная безопасность нуждаются в том, чтобы мы, используя ряд дисциплин, расширяли наши знания о поведении толпы. История и работа социальных психологов показывает, что на большие массы людей влияют отдельные личности. В зависимости от того, какой характер носит это влияние, толпа может воплотить как альтруистическое и полезное поведение, так и совершенно противоположное: агрессивное и разрушительное. Это наблюдение дает возможность расширить методы изучения поведения толпы. Мы можем использовать количественный анализ, вычислительные методы и теорию систем.

Одним из важнейших понятий теории систем является «эмерджентность», это когда взаимодействие между двумя сущностями порождает групповое поведение, которое нельзя было предсказать, основываясь на свойствах какого-либо отдельного элемента этого взаимодействия. Например, случайно движущиеся молекулы внезапно соединяются, образуя лед, или скворцы в полете быстро формируют упорядоченную стаю.

Эмерджентное поведение можно предсказать, если известен характер взаимодействия между сущностями. Так, в 2014 году ученые из Университета Миннесоты определили, как взаимодействуют два человека в движении и, исходя из этого, как движется толпа. Сначала исследователи рассмотрели идею из физики, предположив, что, как и электроны, пешеходы избегают столкновения, уклоняясь друг от друга по мере приближения. Но данные с видеокамер показали, что люди, когда видят, что вот-вот столкнутся, меняют направление своего движения. Исходя из этого, была выведена формула, которая представляет собой универсальную силу отталкивания между двумя людьми, основанную на времени до столкновения, а не на расстоянии между ними.

Формула успешно воспроизводила реальные особенности поведения толпы: формирование полукруглой конфигурации во время попыток просочится через узкий проход или хаотично развивающиеся независимые линии движения, когда участники направляются к нескольким близко расположенным выходам.

Это позволяет моделировать поведение больших групп людей, например, при проектировании эвакуационных маршрутов.

Но чтобы действительно быть полезным в чрезвычайных ситуациях, анализ динамики движения больших масс людей также должен учитывать и эмоциональное заражение толпы. Результаты исследования, проведенного иранскими учеными из Технического университета им. Насир ад-Дина Туси, показали, что распространение страха может изменить поведение группы. В 2015 году они создали компьютерную версию общественного места с сотнями детей и взрослых, а также охранниками, которые направляли людей к выходам. Симуляция предполагала, что участники находятся в опасной ситуации, они не могут найти выход, а уровень страха и паники достаточно высок.

Запустив симуляцию, исследователи обнаружили, что от 18 до 99 процентов ее участников могут спастись, всё зависит от комбинации количества охранников и посетителей. Наибольшее число побегов было не при наибольшей или наименьшей комбинации числа участников и агентов безопасности, а при промежуточных значениях.

Это говорит о том, что при высоком эмоциональном напряжении толпы динамика ее поведения может становиться более сложной и неожиданной, переходить в нелинейную стадию.

Также, наблюдая за физическим поведением людей в толпе, мы можем определить тип их эмоций. В 2018 году команда ученых во главе с Хуэй Юи из Университета Портсмута в Великобритании изучала «аномальное» эмоциональное состояние больших скоплений людей. Исследователи использовали расчеты кинетической энергии движения людей в качестве датчика для установления момента, когда толпа входит в критическое эмоциональное состояние. Участники толпы, бегущие от опасного события, такого как взрыв, имеют увеличенную кинетическую энергию, которая может быть обнаружена на видеоизображениях. Используя системы компьютерного зрения, ученые определили наиболее энергичную часть толпы.

Ученые применили свой метод к набору видеоклипов, собранных Николаосом Папаниколопулосом и его коллегами из Университета Миннесоты. Эти клипы показывают толпы реальных людей, реагирующих на смоделированные чрезвычайные ситуации. Вначале субъекты передвигаются вполне естественным, нормальным образом, затем внезапно расходятся и бегут во всех направлениях. Алгоритм, описанный выше, быстро распознал эти переходы, и исследователи пришли к выводу, что данный метод может автоматически обнаруживать необычные, потенциально опасные действия на общественных мероприятиях.

Были установлены и другие связи между эмоциями и физическими действиями толпы. Ученый Динеш Маноч из Университета Мэриленда и его коллеги создали модель «CubeP», которая объединяет анализ физических, физиологических и психологических факторов. Эти три категории сильно взаимосвязаны во время физической активности и эмоциональных реакций, характерных для толпы в кризисной ситуации. CubeP использует базовые понятия из физики, такие как скорость и сила, для расчёта физических усилий человека, пребывающего в движении. CubeP также включает в себя модель эмоционального заражения, разработанную в 2015 году компьютерным инженером Фундой Дюрупинар из турецкого Университета Билькент и её коллегами.

Данная модель представляет собой набор типичных личностных профилей, характеризующих реакцию человека на стресс. Основываясь на телесных показателях, CubeP учитывает и физиологический уровень паники каждого отдельного субъекта. Как известно, частота сердечных сокращений указывает на уровень страха, что и используется в этой модели. Таким образом, суммируя все полученные данные, можно предсказать скорость и направление движения каждого члена группы.

Исследователи протестировали CubeP в компьютерных симуляциях толпы, реагирующей на опасное событие, с реалистичными последствиями. Виртуальный человек при виде угрозы паникует и убегает. Люди, которые находятся поодаль от него, «заражаются» страхом и перенимают его поведение, хотя и с некоторым запозданием. Исследователи также применили CubeP к набору данных Университета Миннесоты и видеоматериалам реальных чрезвычайных ситуаций (таких как в шанхайском метро в 2014 году или перед зданием британского парламента в 2017 году). Во всех этих случаях CubeP-моделирование поведения толпы было приближено к реальности больше, чем подход Дюрупинар и прочие модели, не объединяющие физические, психологические и физиологические факторы.

Этот подход ярко иллюстрирует, насколько междисциплинарно изучение динамики поведения толпы. Накопленные знания, конечно же, будут полезны в архитектурном проектировании и для планирования действий при стихийных бедствиях. Однако есть и другая сторона: возможно увеличение наблюдения за населением в общественных местах. В настоящее время это вызывает обеспокоенность Американского союза защиты гражданских свобод, так как впоследствии результаты могут привести к нарушениям конфиденциальности и прав людей.

Мы видим, что в зависимости от модели описания поведения толпы, ее цифровые значения либо привносят дополнительную информацию, либо упускают. Сравнение этих моделей с реальными ситуациями обеспечит более полное представление о динамике поведения больших групп людей. Но также нам нужно глубокое понимание психологии. Элиас Канетти, лауреат Нобелевской премии и автор книги «Масса и власть» (1960 год), предвидел день, когда подобное дополнение поможет взломать код толпы. Рассматривая влияние критической плотности толпы на ее поведение, он писал:

«Однажды можно будет определить эту плотность более точно и даже измерить ее».

Теперь мы можем измерять такие величины, но нам также нужны обширные знания гуманитарных и социальных наук, чтобы понять, что эти данные обозначают на самом деле.

Статья впервые была опубликована на английском языке под названием «Can a physics of panic explain the motions of the crowd?» в журнале «Aeon» 28 ноября 2018 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

наукаобществопсихология

Похожие статьи

Коллективное поведение и почему некоторые толпы выходят из-под контроля

Через несколько месяцев после беспорядков 6 января в Вашингтоне, округ Колумбия, в 2021 году несколько подсудимых заявили, что их преступления не были их виной. Согласно их командам защиты: Толпа заставила их сделать это.

По крайней мере, для некоторых из них оборонительная стратегия не сработала, и они были признаны виновными по нескольким обвинениям. Тем не менее, возникает вопрос: может ли толпа действительно заставить людей вести себя так, что это глубоко расходится с их ценностями? Если да, то есть ли у кого-нибудь из нас иммунитет к коллективному поведению?

Теория заражения

Еще в конце 1800-х годов французский ученый Гюстав Ле Бон утверждал, что в большой толпе люди могут потерять способность мыслить рационально. Он писал, что толпа оказывает гипнотическое воздействие, которое побуждает рациональных людей к насилию.

Рассуждения Лебона, известные как «теория заражения», использовались в качестве защитной стратегии в 1993 году, чтобы объяснить, почему двое мужчин избили водителя грузовика во время беспорядков в Лос-Анджелесе в 1992 году. На этот раз это частично сработало, так как мужчины избежали жесточайших обвинений. Но когда его снова использовали после 6 января, он не увенчался успехом.


Подробнее: Почему эмоции заразительны?


Наука о поведении толпы

Дело в том, что эта предпосылка никогда не подвергалась научной проверке и потеряла популярность среди социальных психологов.

«Толпа может влиять на индивидуальное поведение, но я не думаю, что кто-либо в социальной психологии будет утверждать, что мы не несем ответственности за свои действия», — говорит Джаред Б. Кенворти, профессор социальной психологии в университете. Техаса в Арлингтоне.

Примеры коллективного поведения

Принимает ли кто-либо участие в противоправном поведении большой группы, зависит от того, разделяет ли он идентичность с окружающими его людьми. Одинокий фанат «Филадельфия Иглз» может отказаться присоединиться к группе болельщиков «Канзас-Сити Чифс», которые сносят стойки ворот. Этот человек может даже стать осуждающим, подумав: «Не могу поверить, что они это делают!»

Однако тот же фанат «Иглз» может захотеть швырнуть полные чашки пива в талисмана Шефа, Кей Си Вольфа, предполагая, что другие фанаты «Иглз» делают то же самое.

«Если вы находитесь в группе людей, с которыми себя идентифицируете, то все, что они делают, почти по определению приемлемо, и вы будете восприимчивы к этому», — говорит Кенуорти. «Предварительно существовавшее условие состоит в том, что вы должны идентифицировать себя с этой группой людей».

Эти общие идентичности могут включать любые общие интересы, включая политические убеждения, национальную идентичность, этническую и расовую принадлежность и, да, выбранную вами спортивную команду.


Подробнее: Психология культов


Поймать против вознаграждения

Большинство людей не стали бы бросать кирпич через витрину магазина, мчаться внутрь, хватать как можно больше предметов, а затем бежать обратно. Отчасти они знают, что вероятность того, что их поймают, высока.

Однако, допустим, кто-то уже бросил кирпич в витрину магазина, а внутри уже десятки людей, хватающих столько, сколько могут унести. Теперь кажется, что кто-то другой виновен в преступлении. Кроме того, вы можете чувствовать себя анонимным лицом в толпе, что снижает предполагаемый риск быть пойманным, говорит Тамара Д. Герольд, доцент кафедры уголовного правосудия Университета Невады в Лас-Вегасе.

Если толпа подбадривает вас, противозаконное поведение может показаться захватывающим, говорит Герольд.

«Дело не в том, что мы сходим с ума, — говорит Герольд. «Дело не в том, что мы теряем способность рассуждать. Дело не в том, что мы теряем то, кем мы являемся с точки зрения нашей основной сущности. Дело в том, что на нас влияет наше окружение».

Социология коллективного поведения

Когда мы смотрим по телевизору, как разворачивается буйство толпы, многие из нас самодовольно думают что-то вроде: «Я бы никогда. Что не так с этими людьми?»

Но это может быть чистая гордыня.

«Если из социальной психологии и можно извлечь достаточно предсказуемый урок, так это то, что мы плохо предсказываем собственное поведение», — говорит Кенуорти.

Если бы вы спросили людей перед шумным мероприятием, как бы они себя вели, большинство из них, вероятно, ответили бы вам, что они никогда не навредят кому-то или не уничтожат имущество — потому что они знают, что такие вещи считаются социально нежелательными.

«Но когда мы на самом деле оказываемся в ситуации, это становится совсем другой историей», — говорит Кенворти.

Как защитить свое поведение от толпы

Предполагая, что арест — это не то, чего вы хотите в будущем, рассмотрите следующее, прежде чем отправиться на многолюдное мероприятие.

  • Знай свои слабости. Подумайте о своем прошлом поведении, когда вы были частью группы, предлагает Каролина Эстевес, клинический психолог из Infinite Recovery. Были ли случаи, когда вы действовали импульсивно или поддавались влиянию окружающих? Используйте эту информацию для разработки стратегий, позволяющих избежать подобных ловушек в будущем, — говорит она.

  • Подумайте о своих ценностях. Знайте, какие поведенческие линии вы не переступите ни при каких обстоятельствах. Если вы готовы пересечь некоторые границы в зависимости от обстоятельств — например, вы можете напасть на кого-то, чтобы он не причинил вреда другому — узнайте заранее, что это за обстоятельства.

  • Имейте план выхода. Подумайте о ситуациях, которые могут возникнуть во время мероприятия, и придумайте план, как с ними справиться, предлагает Кенворти. Что вы будете делать, если толпа нападет на прохожих? Ворует вещи? Уничтожает имущество? Паникует и бежит, топча всех на своем пути? Как бы вы отделили себя от такого поведения?

  • Подружитесь с толпой во время затишья. Обсуждая другие общие интересы заранее, вы сформируете связи. «Таким образом, если вам нужно попросить о помощи, чтобы обеспечить спокойствие и безопасность, толпа станет фактором, умножающим силу», — говорит Герольд.


Подробнее: Позор и появление машины возмущения в социальных сетях


21.1 Коллективное поведение. Введение в социологию 3e до:

  • Описать различные формы коллективного поведения
  • Различать типы толпы
  • Обсудить формирующуюся норму, добавленную стоимость и провести перспективный анализ коллективного поведения

Социология в реальном мире

Флэшмобы и челленджи

Рисунок 21,2 Хорошо ли это было для всех? Некоторые флешмобы могут служить политическим протестом, а другие — развлечением. (Источник: Ричард Вуд/flickr)

В марте 2014 года группа музыкантов собралась на рыбном рынке в Одессе для спонтанного исполнения «Оды к радости» Бетховена из его Девятой симфонии. Пока нарастала напряженность в связи с попытками Украины присоединиться к Европейскому Союзу, и даже когда российские войска взяли под контроль украинскую авиабазу в Бельбеке, Одесский филармонический оркестр и Оперный хор пытались облегчить смутные времена для покупателей музыкой и песнями. Такие спонтанные собрания называются флешмобами. Они часто записываются или транслируются в прямом эфире, а иногда планируются, чтобы отпраздновать событие или человека.

В то время как флешмобы часто интенсивно разрабатываются и репетируются, чтобы создать впечатление спонтанности, испытания не всегда проходят по плану: корица слишком интенсивна, ведра могут упасть людям на головы, или бутылка разобьется об пол. Но успехи и неудачи в социальных сетях могут сплотить людей. Проблемы могут привести к чатам, воспоминаниям и повторениям.

Люди ищут связи и обмен опытом. Возможно, участие в флешмобе укрепит эту связь. Это, безусловно, прерывает нашу обыденную рутину напоминанием о том, что мы социальные животные.

Формы коллективного поведения

Флешмобы — это примеры коллективного поведения, неинституциональной деятельности, в которой добровольно участвуют несколько или многие люди. Другими примерами являются группа пассажиров, возвращающихся домой с работы, и группа подростков, которые выбирают прическу любимого певца. Короче говоря, коллективное поведение — это любое групповое поведение, которое не санкционировано и не регулируется учреждением. Существуют три основные формы коллективного поведения: толпа, масса и публика.

Чтобы образовалась толпа, требуется достаточно большое количество людей в непосредственной близости (Lofland 1993). Примеры включают группу людей, пришедших на концерт Ани ДиФранко, сидевших сзади на игре «Патриоты» или пришедших на богослужение. Тернер и Киллиан (1993) выделили четыре типа толпы. Случайная толпа состоит из людей, которые находятся в одном и том же месте в одно и то же время, но на самом деле не взаимодействуют друг с другом, например, люди, стоящие в очереди на почте. Обычные толпы — это те, кто собирается вместе на запланированное мероприятие, которое происходит регулярно, например, на религиозную службу. Выразительные толпы — это люди, которые собираются вместе, чтобы выразить эмоции, часто на похоронах, свадьбах и т. п. Окончательный вид, действующие толпы , фокусируется на конкретной цели или действии, например на протестном движении или бунте.

В дополнение к различным типам толпы, коллективные группы можно также идентифицировать двумя другими способами. Масса — это относительно большое количество людей с общими интересами, хотя они могут и не находиться в непосредственной близости друг от друга (Lofland 1993), например, игроки популярной игры Farmville на Facebook. Публика, с другой стороны, представляет собой неорганизованную, относительно рассеянную группу людей, разделяющих идеи, например либертарианскую политическую партию. Хотя эти два типа толпы похожи, они не одинаковы. Чтобы различать их, помните, что у членов массы есть общие интересы, тогда как у членов публики общие идеи.

Теоретические взгляды на коллективное поведение

Ранние теории коллективного поведения (LeBon, 1895; Blumer, 1969) концентрировались на иррациональности толпы. В конце концов, те теоретики, которые рассматривали толпы как неконтролируемые группы иррациональных людей, были вытеснены теоретиками, которые рассматривали поведение некоторых толп как рациональное поведение логических существ.

Перспектива эмерджентной нормы

Рисунок 21,3 Согласно эмерджентной норме, жертвы урагана Катрина искали необходимые для выживания припасы, но для некоторых посторонних их поведение обычно рассматривалось как мародерство. (Источник: Infrogmation/Wikimedia Commons)

Социологи Ральф Тернер и Льюис Киллиан (1993) опирались на более ранние социологические идеи и разработали так называемую теорию эмерджентной нормы. Они считают, что нормы, с которыми сталкиваются люди в толпе, могут быть несопоставимыми и изменчивыми. Они подчеркивают важность этих норм в формировании поведения толпы, особенно тех норм, которые быстро меняются в ответ на изменение внешних факторов. Теория эмерджентных норм утверждает, что в этих обстоятельствах люди воспринимают ситуацию в толпе и реагируют на нее своим особым (индивидуальным) набором норм, которые могут меняться по мере развития опыта толпы. Этот акцент на индивидуальном компоненте взаимодействия отражает точку зрения символического интеракционизма.

Для Тернера и Киллиана процесс начинается, когда люди внезапно оказываются в новой ситуации или когда существующая ситуация внезапно становится странной или незнакомой. Например, подумайте о поведении людей во время урагана Катрина. Новый Орлеан был опустошен, и люди оказались в ловушке без припасов и возможности эвакуироваться. В этих чрезвычайных обстоятельствах то, что посторонние считали «мародерством», участники определяли как поиск необходимых для выживания припасов. Обычно люди не заходили на угловую заправку и не брали консервы, не заплатив, но, учитывая, что они внезапно оказались в сильно изменившейся ситуации, они установили норму, которую они считали разумной.

Как только люди оказываются в ситуации, не регулируемой ранее установленными нормами, они объединяются в небольшие группы, чтобы разработать новые правила поведения. Согласно эмерджентной норме, толпы не рассматриваются как иррациональные, импульсивные, неконтролируемые группы. Вместо этого нормы развиваются и принимаются в соответствии с ситуацией. Хотя эта теория предлагает понимание того, почему нормы развиваются, она оставляет неопределенной природу норм, как они принимаются толпой и как они распространяются среди толпы.

Теория добавленной стоимости

Тщательная категоризация поведения толпы Нейлом Смелсером (1962), названная теорией добавленной стоимости , , представляет собой перспективу в рамках функционалистской традиции, основанную на идее о том, что для возникновения коллективного поведения должны быть соблюдены несколько условий. Каждое условие увеличивает вероятность коллективного поведения. Первым условием является структурная благоприятная среда , , которая возникает, когда люди осознают проблему и имеют возможность собраться, в идеале на открытой местности. Структурная деформация , второе условие, относится к ожиданиям людей относительно сложившейся ситуации, которые не оправдались, вызывая напряжение и напряжение. Следующим условием является рост и распространение обобщенного убеждения , при котором проблема четко идентифицируется и приписывается человеку или группе.

В-четвертых, провоцирующих фактора подстегивают коллективное поведение; это появление драматического события. Пятое условие — мобилизация к действию , когда появляются лидеры, чтобы направить толпу к действию. Последнее условие относится к действиям агентов. Звонил социальный контроль , это единственный способ положить конец эпизоду коллективного поведения (Smelser 1962).

Реальный пример таких условий произошел после того, как полиция застрелила подростка Майкла Брауна, безоружного восемнадцатилетнего афроамериканца, со смертельным исходом, в Фергюсоне, штат Миссури, 9 августа 2014 года. Стрельба почти сразу привлекла внимание всей страны. Большая группа местных жителей, в основном чернокожих, собралась в знак протеста — классический пример структурной конструктивности. Когда общественность поняла, что полиция не действует в интересах людей и не раскрывает имя офицера, стало очевидным структурное напряжение. Растущее общее мнение возникло, когда толпу протестующих встретила хорошо вооруженная полиция в защитной форме военного образца в сопровождении бронетранспортера. Ускоряющий фактор прибытия полиции стимулировал более коллективное поведение, поскольку жители мобилизовались, устроив парад по улице. В конечном итоге они были встречены слезоточивым газом, перцовым баллончиком и резиновыми пулями, которые использовала полиция, выступая в качестве агентов общественного контроля. Элемент общественного контроля усилился в последующие дни до 18 августа, когда губернатор вызвал Национальную гвардию.

Рисунок 21,4 Агенты социального контроля кладут конец коллективному поведению. (Фото: hozinja/flickr)

Сборка Перспектива

Социолог-интеракционист Кларк Макфейл (1991) разработал сборочную перспективу , еще одну систему для понимания коллективного поведения, которая считала индивидуумов в толпе разумными существами. В отличие от предыдущих теорий, эта теория переориентирует внимание с коллективного поведения на коллективные действия. Помните, что коллективное поведение — это неинституциональное собрание, тогда как коллективное действие основано на общем интересе. Теория Макфейла сосредоточена в первую очередь на процессах, связанных с поведением толпы, а также на жизненном цикле собраний. Он выявил несколько случаев конвергентного или коллективного поведения, как показано на диаграмме ниже.

Тип толпы Описание Пример
Кластеры конвергенции Семья и друзья, путешествующие вместе Родители, работающие на совместном автомобиле, водят нескольких детей в кино
Конвергентная ориентация Сгруппировать всех лицом в одном направлении Полукруг вокруг сцены
Коллективная вокализация Звуки или шумы, издаваемые коллективно Крики на американских горках
Коллективная вербализация Коллективное и одновременное участие в выступлении или песне Клятва верности в школьном классе
Коллективная жестикуляция Части тела, образующие символы Танец YMCA
Коллективная манипуляция Объекты вместе перемещались Держать плакаты на митинге протеста
Коллективное передвижение Направление и скорость движения к событию Дети бегут к грузовику с мороженым

Стол 21.

Добавить комментарий