Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
Склярова Т. В.
Предмет возрастной психологии
Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.
Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.
Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.
Задачи возрастной психологии
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т. п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.
В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.
Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).
Методы возрастной психологии
Дневники наблюдений
Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.
Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли.
Н.А. Рыбников в своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.
Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним.
Автобиографический и биографический методы
Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.
Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.
По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».
Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.
Методы продольных и поперечных срезов
Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».
«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.
Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.
Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
📖 1.1. Предмет и задачи возрастной психологии, Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. Возрастная психология: конспект лекций. Хилько М. Е. Страница 1. Читать онлайн
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно:
• поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами;
• осмысления внутренней логики целостного психического развития;
• определения последовательности этапов развития;
• исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой.
В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить».
Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории.
В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития.
Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже).
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.
Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией.
Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию.
Концепция учебной деятелъности исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни путем создания экспериментальных школ.
Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.
1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.
Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.
Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.
Наблюдение основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.
Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.
Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года еженедельно; от 1 года до 3 лет ежемесячно; от 3 до 6–7 лет один раз в полгода; в младшем школьном возрасте один раз в год и т. д.
Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.
Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.
Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.
Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.
Срезы еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).
Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.
При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.
Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1] , теста Векслера[2] и др.
Беседа это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.
Анкетирование это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.
Анализ продуктов деятельности это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.
1.3. Методы исследования в возрастной психологии
1.4. Исторический анализ понятия «детство»
Детство это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.
Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период?
Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе.
Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда.
Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1)
Таблица 1
Исследования развития: определение и методы
Исследования в области психологии развития включают изучение того, как люди меняются на разных этапах жизни, от младенчества до детства, отрочества, взрослой жизни и в старости. Подумайте о том, как вы выросли с детства, не только физически, но и в других аспектах жизни. Как развивались ваши языковые навыки? Как изменилось ваше социальное поведение и отношения? Улучшилась ли ваша память или способность к обучению? Исследования в области развития пытаются ответить на эти вопросы, а также на многие другие.
- Сначала мы дадим определение исследованиям развития в психологии
- Затем мы рассмотрим некоторые характеристики исследований развития
Далее мы рассмотрим методы исследования в психологии развития
психология
Наконец, мы упомянем конкретные исследования в области психологии развития
Исследования развития включают изучение изменений на разных этапах жизни. Вектор роста человека создан vector4stock — www.freepik.com
Исследования развития. Определение
Исследования развития могут изучать, как люди развиваются в бесчисленных сферах жизни (например, познание, обучение, память) и на разных этапах жизни. Общее определение:
Исследования развития в психологии — это изучение роста и изменения на протяжении всей жизни человека.
Это исследование может проводиться разными способами и включает одну или несколько групп людей, рассматривая определенные характеристики, чтобы понять, как люди развиваются.
Характеристики исследований в области развития
Существует множество различных аспектов жизни, о которых исследователи развития стремятся узнать больше. Некоторые изучаемые темы могут пересекаться с другими областями, изучаемыми в психологии, но основные характеристики исследований развития включают:
- Возрастные исследования – измерение и сравнение нейронных изменений, познания или памяти у детей и взрослых.
- Гендерные различия — проверка того, получают ли мальчики и девочки разные результаты в одних и тех же экспериментах.
- Эффекты природы и воспитания — изучение поведения и развития детей определенным образом благодаря врожденным инстинктам или поведению, полученному от людей в их окружении.
- Социальное поведение и типы привязанности — наблюдение за тем, как дети разного возраста и происхождения взаимодействуют с другими, часто в зависимости от того, какие у них отношения с опекунами.
- Последствия тяжелой депривации в младенчестве. Интенсивные тематические исследования в области исследований развития изучают, как развиваются дети, которые пережили брошенность и тяжелую травму.
Споры о природе и воспитании ведутся в психологической литературе и исследованиях на протяжении десятилетий. Дебаты сосредоточены на том, в какой степени человеческое поведение является результатом генетических и биологических особенностей, которые мы унаследовали (природа) или которые мы приобрели в результате обучения в среде, в которой мы выросли (воспитание).
Большинство современных исследований показывают, что наши мысли и действия представляют собой различную смесь унаследованных и приобретенных аспектов человеческого бытия. Факторы природы и воспитания не конкурируют, а дополняют друг друга, формируя то, кем мы являемся как личности.
Исследования в области развития направлены на то, чтобы понять, как люди развиваются по-разному в зависимости от их генетики и окружающей среды, вектор психолога создан pch.vector — www.freepik.com исследователи психологии. Это могут быть количественные или качественные методы исследования, а иногда даже их сочетание.
Количественные методы включают сбор числовых данных, которые можно проанализировать с помощью статистики. Качественные методы исследования включают в себя сбор данных, которые нельзя просто представить в цифрах, вместо этого они анализируются путем поиска ключевых слов и закономерностей.
Конкретные методы исследования, используемые в психологии развития, различаются в зависимости от вопроса, на который исследователь пытается ответить. Подходящий метод исследования также зависит от возраста участников, интервьюирование малыша, который еще не научился говорить, было бы неэффективным использованием времени! К типичным количественным и качественным методам, используемым в исследованиях развития, относятся:
Наблюдения – определение того, когда и как дети ведут себя и реагируют в различных ситуациях
Интервью – опрос опекунов, детей старшего возраста и взрослых об их собственном поведении или поведении их ребенка исследования — может включать в себя сочетание вышеперечисленных методов для создания интенсивного взгляда на особые обстоятельства человека или группы
Дизайн исследований в психологии развития
Дизайн исследования относится к тому, как будет организован метод сбора данных (наблюдение, интервью и т. д.), чтобы ответить на конкретный исследовательский вопрос и собрать как можно больше релевантных данных. Примеры планов исследований, обычно используемых в психологии развития, включают:
Лонгитюдные — эти типы исследований следуют за группой (называемой когортой) участников одного возраста в течение длительного периода (может варьироваться от нескольких лет до нескольких десятилетий). ). Наблюдения за изменениями и сходствами между участниками за выбранный период времени.
Поперечное исследование — в рамках одного и того же исследования исследуются когорты разного возраста, чтобы можно было сравнить различия и сходства.
Кросс-последовательный — это смешанный дизайн исследования, состоящий из лонгитюдного и поперечного методов. Различные когорты изучаются одновременно в течение длительного периода времени, что упрощает сравнение для выявления индивидуальных различий или событий, пережитых группой.
Микрогенетика — просто наблюдает за группой детей в течение короткого периода времени, чтобы быстро оценить любые изменения в поведении.
Психология развития использует ряд исследовательских методов и дизайнов для сбора и анализа данных. Анализ вектора создан на pch.vector — www.freepik.com . Прошлые эксперименты в психологических исследованиях могут вызвать этические дебаты, которые, вероятно, не были бы сделаны сегодня, но все же дают глубокое понимание поведения и развития. Некоторые примеры печально известных исследований в области психологии развития и их методов исследования или дизайна приведены ниже.
Piaget & Inhelder (1956) Задача «Три горы»
Задача «Три горы» Пиаже и Инхелдера заключалась в том, что исследователи проводили интервью с детьми в возрасте от 4 до 8 лет, чтобы проверить их способность менять точку зрения и думать с точки зрения другого человека. .
- Детям показывали модели гор и просили выбрать изображения, на которых изображена перспектива куклы, помещенной на ту же модель.
- Результаты опроса показали, что самые младшие дети в возрасте 4 лет вместо кукол выбрали изображение, которое представляло их собственный взгляд на модель, поэтому задание не было выполнено.
- 6-летние участники показали смесь правильных и неправильных ответов, часто выбирая другую точку зрения, но не обязательно правильное изображение куклы.
- Дети в возрасте от 7 до 9 лет и старше последовательно выбирали правильные ответы на изображение с точки зрения куклы и, таким образом, справились с заданием «Три горы».
Результаты этого исследования показывают, что мы не рождаемся с естественной способностью думать о перспективах, отличных от наших собственных, но это то, что развивается в возрасте 6-8 лет. Возраст, в котором развивается этот навык, вероятно, является результатом обоих факторов, связанных с природой и воспитанием, причем генетика и социальный уровень, возможно, влияют на то, насколько быстро ребенок может представить себе вещи с точки зрения другого человека.
Гундерсен и др. (2013) Motivational Frameworks Study
Исследование мотивационных рамок представляет собой лонгитюдное исследование, проводившееся в течение 5 лет.
- Это должно было выяснить, может ли получение похвалы в детстве повлиять на мотивационную структуру человека.
- Это включает либо получение (или не получение) личной похвалы (независимо от того, рождены ли они талантливыми, либо нет), поощрение или отвержение чьей-либо веры в свои природные способности, или похвалу в процессе — относящуюся к факторам, связанным с усилиями и готовностью учиться, чтобы завершить задача, а не врожденные факторы.
- В этом исследовании участвовали мальчики и девочки в возрасте от 14 до 38 месяцев, которые общались со своими опекунами, которые не знали, что целью исследования было выяснить, сколько похвал они хвалят своего ребенка.
- Через 5 лет после этих занятий детям раздали анкету с вопросами, касающимися их понимания интеллекта и морали.
Результаты записей и анкетирования показали, что в целом только около 3% взаимодействий лиц, осуществляющих уход, включали похвалу любого рода и что мальчики получали намного больше похвал в процессе, чем девочки. Получение похвалы за процесс привело к тому, что ребенок поверил в то, что усилия и время — это способность, которую они могут вложить в задачу, а не на основе своих естественных способностей. Это подчеркивает, как различия в воспитании могут влиять на убеждения ребенка о себе и его мотивации для достижения целей.
Эйнсворт (1969) Странная ситуация
Классификация странной ситуации является примером стандартизированного эксперимента, первоначально с планом поперечного сечения, который с годами адаптировался и развивался, чтобы стать перекрестным последовательным планом. Первоначальный эксперимент состоял из детей в возрасте от 9 до 18 месяцев, которых поместили в различные сценарии, чтобы проверить их тип привязанности к матери.
Сценарии включали варианты разлучения ребенка с матерью, знакомства с незнакомцем, оставления в покое, а затем воссоединения с матерью.
Тип привязанности определяется путем наблюдения за реакцией ребенка на любой из этих сценариев и может быть сгруппирован в 3 типа: безопасный, избегающий и сопротивляющийся.
- Надежная привязанность предполагается из беспокойного поведения матери при уходе и знакомстве с незнакомцем, плюс положительная реакция на воссоединение с матерью.
- Избегающая привязанность определяется отсутствием интереса к тому, чтобы остаться одному, с незнакомцем или к возвращению матери.
- Резистентный стиль привязанности обнаруживается в тяжелом стрессе, когда его оставляют одного, в страхе перед незнакомцем и в том, что мать с трудом утешает его, когда она возвращается.
Большинство детей, участвовавших в этом эксперименте, имели безопасный тип привязанности и, следовательно, считалось, что они вырастут с другими здоровыми отношениями и социальными навыками в более позднем возрасте. Предполагается, что наличие избегающего или сопротивляющегося типа привязанности приводит к аналогичным трудностям в отношениях с другими людьми в пожилом возрасте из-за социальных и поведенческих проблем. Это еще раз подчеркивает сложное взаимодействие между природой и воспитанием, поскольку считается, что это врожденная реакция на формирование привязанности в этом возрасте, но обращение с опекунами зависит от типа привязанности.
Исследования развития – основные выводы
- Исследования развития в психологии – это изучение роста и изменений на протяжении всей жизни человека.
- Характеристики, наблюдаемые в психологии развития, включают изучение влияния возраста, пола, природы и воспитания, отношений и лишений.
- Некоторые методы исследования, используемые в психологии развития, включают наблюдения, интервью, самоотчеты и тематические исследования.
- Некоторые исследования, обычно используемые в психологии развития, являются продольными, поперечными, кросс-последовательными и микрогенетическими.
- Исследования развития могут помочь нам понять влияние генетики и окружающей среды на то, как дети могут развиваться по-разному.
Примеры исследований в области психологии развития
Когда вы изучаете психологию развития, вы изучаете, как люди растут и развиваются на всем пути от рождения до конца жизни. Каковы примеры психологии развития? Это может быть что угодно в пределах ряда предметов, связанных с ростом человека. Не только психологическое поведение, но и все, от мыслей и эмоций, когнитивного и языкового развития до принятия решений и мотивации, морального и даже физического развития, например моторных навыков.
Примеры исследований в области психологии развития
За прошедшие годы мы столкнулись со многими примерами исследований в области психологии развития, часто проводимых с использованием различных инструментов исследования поведения. Мы собрали обзор примеров исследований в области психологии развития, которые были опубликованы в блоге поведенческих исследований.
Содержание
- Младенческая стадия
- Подростковая стадия
- Взрослая стадия
Примеры психологии развития: Младенческая стадия
Стадия младенчества — это время от рождения до достижения ребенком (примерно) двухлетнего возраста. Время, которое хорошо изучено исследователями, так как изменения происходят быстро, и эти первые годы жизни считаются основополагающими в нашем развитии.
Развитие поведения ребенка в раннем возрасте и предпочтение руки
При изучении предметов и их частей, перемещении предметов в новые места и обмене предметами с другими руки играют важную роль. Младенцы узнают, как управлять каждой рукой и как использовать руки вместе.
Существует много причин для изучения развития предпочтения рук у младенцев, поскольку это может дать ключ к пониманию двигательных навыков или любых нарушений развития. Группа исследователей особенно интересовалась асимметричными бимануальными действиями и представила «От одноручного к бимануальному: отслеживание развития рукости от 6 до 24 месяцев».
Полный пост читайте здесь: Раннее развитие поведения младенцев и предпочтения рук
В вебинаре Noldus «Как эмоции создаются в Baby FaceReader» мы расскажем вам об эмоциях, о том, как они «создаются». ‘ и как это связано с анализом выражения лица в FaceReader с упором на Baby FaceReader. Любопытный? Присоединяйтесь к вебинару в четверг, 21 апреля 2022 г.!
Наблюдение и анализ повторяющихся движений младенцев для выявления аутизма
В первый год жизни младенец учится пользоваться своими руками, ногами, ртом, кистями и пальцами, повторяя движения снова и снова. Они открывают для себя массу возможностей. Однако повышенная частота повторяющихся движений также широко описана при нарушениях развития нервной системы.
Чтобы выяснить, присутствует ли определенный репертуар повторяющихся движений у детей с аутизмом, исследователи использовали домашнее видео для кодирования поведения младенцев.
Продолжить чтение: Наблюдение и анализ повторяющихся движений у младенцев для выявления аутизма
Взгляд у младенцев незнакомый экзаменатор мог предсказать поведение взгляда в более естественном контексте.
Для измерения когнитивных функций младенцев экзаменатор заполнял шкалу Маллена для раннего обучения при каждом посещении. Тем временем был зафиксирован взгляд младенца на лицо исследователя.
Прочитайте полный пост здесь: Пристальный взгляд на зрительный контакт
Развитие социального общения и роль мимики
Дети учатся, взаимодействуя с другими людьми, особенно с родителями. Например, воспроизведение эмоций, которые выражают другие, является частью этого. Копирование мимики — одна из важнейших вех в социальном развитии ребенка.
Тем не менее, мало что известно о механизмах, контролирующих раннее развитие эмоциональной мимикрии. Поэтому исследовательская группа Амстердамского университета провела исследование для изучения эмоциональной мимикрии младенцев, взаимного внимания родителей и младенцев и родительской диспозиционной аффективной эмпатии.
Подробнее об этом исследовании читайте здесь: Роль мимики в развитии социальной коммуникации младенческие исследования.
- Видеонаблюдение для фиксации поведения
- Точное кодирование поведения
- Ненавязчивый анализ эмоций
Подростковый этап
Подростковый возраст – это переходный период между детством и взрослой жизнью. Это время для быстрого когнитивного развития. Вступая в подростковый возраст, дети переживают одновременно множество изменений: как физических, так и интеллектуальных, а также развиваются их личностные и социальные навыки. Мы опубликовали несколько статей об исследованиях подросткового возраста.
Непосредственные наблюдения помогают разработать эффективные меры в подростковом возрасте
В исследовании, проведенном группой исследователей из Аризонского государственного университета, Медицинской школы Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд, и Орегонского научно-исследовательского института, динамика семьи и дружбы в подростковом возрасте наблюдалась в для разработки более персонализированных вмешательств, которые предотвращают проблемное поведение и проблемы с адаптацией.
Продолжить чтение о эффективных вмешательствах в подростковом возрасте .
Как справиться с депрессией в подростковом возрасте
В подростковом возрасте способность регулировать эмоции подвергается серьезным испытаниям из-за многочисленных биологических, социальных и психологических изменений. Как эмоции подростков социализируются матерями и близкими друзьями? Исследование, проведенное группой исследователей из Канады и Нидерландов, было посвящено борьбе с депрессией в подростковом возрасте.
Продолжить чтение: Понимание подростковых эмоций
Изучение конфликтных взаимодействий между матерями и подростками
Подростковый возраст представляет собой этап развития со многими физическими, нервными, психологическими и социальными изменениями. Между подростками и их родителями часто возникают конфликты. Однако серьезные конфликты могут иметь негативные последствия для развития подростков. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить эскалацию конфликтов?
БЕСПЛАТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ: Взаимодействие родителей и детей
В этом бесплатном техническом документе содержится информация о том, как организовать исследование родителей и детей и как организовать эксперимент.
- Выполните тесты в лаборатории или на дому
- Собрание данных с видео
- Дизайн схемы кодирования
Читать еще 5 Примеры исследований в подростковом возрасте здесь >>
. исследования в области психологии развития: Стадия взросления
Развитие взрослых охватывает изменения, происходящие в биологической и психологической областях человеческой жизни с конца подросткового возраста до конца жизни 1 . Изучая развитие взрослых, многие исследователи склонны сосредотачиваться на старении и здоровье.
Некоторые изучают пищевое поведение в домах престарелых, что позволяет им учитывать факторы окружающей среды. Другие сосредотачиваются на семейных отношениях и общении и пытаются облегчить и улучшить контакты между родителями и детьми, живущими на расстоянии друг от друга. Некоторые примеры исследований психологии развития на взрослом этапе жизни.
Как измерить модели общения пары
Общение между мужьями и женами часто обсуждается по телевидению, в журналах и часто является предметом обсуждения среди друзей. Кроме того, это также популярная тема для исследований. Эффективное общение мужа и жены может принести пользу отношениям. Но есть ли определенные модели поведения, которые нужно навязывать, и одинаковы ли они для каждой пары?
Подробнее: Как измерить модели общения в паре
Измерение потока
Поток — это состояние, в котором человек полностью вовлечен в деятельность, снижая самосознание и ощущение времени. Этот процесс требует от человека предельной сосредоточенности, а также точного владения навыками освоения задачи. Несколько исследователей разработали методы измерения потока.
Узнайте больше: Измерение потока
ИЗМЕРИТЕ СВОИ ЭМОЦИИ: О чем говорит ваше лицо?
Любопытно, какие эмоции выражает ваше лицо? Загрузите фото сюда, и наша программа FaceReader проверит его на эмоциональность.
- Введите URL-адрес или найдите изображение
- Используйте фотографию паспорта как картинку
- Убедитесь, что фотографии, которые вы загружаете, являются наилучшими из возможных
Меняются ли ваши эмоции и настроение с возрастом?
Эмоции по-разному воздействуют на молодых и пожилых людей? Исследователи использовали FaceReader, чтобы дополнить самооценку и объективировать изменения настроения, чтобы ответить на этот вопрос. Они показали участникам фрагменты фильма, чтобы вызвать четыре основные эмоции: гнев, отвращение, счастье и печаль.
Поведение и эмоции пожилых людей
Важно разрабатывать удобные для пользователя продукты и услуги, чтобы помочь пожилым людям в повседневной деятельности и улучшить качество их жизни. Поэтому исследователи хотели выяснить, могут ли телевизионные кадры мотивировать пожилых людей стать более активными? Активность может улучшить общее состояние здоровья человека (65+, но, конечно, и 65-!).
Прочитайте полную запись в блоге об исследованиях поведения и эмоций пожилых людей.
Обсервационные исследования пожилых людей на месте
В некоторых случаях наблюдения для вашего исследования лучше проводить на месте. Есть много примеров обсервационных исследований с участием старших возрастных групп, проводимых дома или в медицинском учреждении. Мы выделили два примера обсервационных исследований на местах с участием пожилых людей.