1.Предмет и задачи возрастной психологии
Перечень теоретических вопросов
для проведения зачета
по учебной дисциплине «Возрастная психология»
Возрастная психология– это отрасль психологии, которая изучаетзакономерности этапов психического развитияи формирования личности в онтогенезе.
Онтогенез– это процесс индивидуального развития особи от момента зачатия и до конца жизни.
Предмет возрастной психологии – это закономерности этапов психического развития.
Возрастная психология тесно связана с генетической психологией. Отличие в том, что возрастная психология делает акцент на развитии человека в определенном возрасте, а генетическая – на самом развитии.
Задачивозрастной психологи:
Изучение движущих сил источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути.
Разработка периодизации психического развития.
Изучение возрастных особенностей протекания психических процессов (компенсация, деградация, изменения, совершенствование и т.д.).
Установление возрастных закономерностей деятельности и общения.
2. Методы возрастной психологии
Методывозрастной психологии:
Наблюдение– это изучение общения и деятельности в процессе целенаправленного восприятия в различных естественных условиях.
Восприятие, в свою очередь, – это познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств (зрительное, слуховое, осязательное).
Наблюдение может быть научнымижитейским.
Наблюдение:
— сплошное,
— выборочное,
— включенное,
— внешнее.
Преимущества наблюдения:
Может изучать любые обстоятельства жизни человека.
Фиксирует процесс психической жизни человека.
Ограничения наблюдения:
Метод трудоемкий и требующий длительного времени.
Много субъективности.
Процесс наблюдения:
Определяется цель,
Готовится план,
Определяются объекты наблюдения,
Определяются промежуток наблюдения и частота,
Заполняется таблица наблюдений.
2. Метод эксперимента– это изучениеобщенияидеятельностив специально созданных условиях.
Общение– это связь между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлияний, взаимопереживаний, взаимоотношений.
Деятельность– это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Данным методом проверяют гипотезу о причинно-следственных связях:
Причина– это экспериментальное условие (независимая переменная).
Следствие– поведение испытуемых (зависимая переменная).
! Побочные условия влияют на ход эксперимента.
Виды:
Лабораторный (все условия контролируются, все испытуемые знают, что участвуют в эксперименте).
Естественный (испытуемые не знают, что над ними проводят эксперимент).
Формирующий (применяется в педагогике и психологии, основа – формирующее условие). В данном методе есть контрольно-экспериментальная группа.
Кроссокультурный.
Патопсихологический.
Мысленный (иногда проводится без реального эксперимента, но всегда обеспечивает его успешность).
Преимущества:
Экономичный, быстрореализуемый метод.
Позволяет получить большое количество данных.
Его можно повторить с другими данными.
Активный.
Ограничения:
Результаты могут быть искусственными.
Может не подходить для практики.
Имеет ограниченную область применения.
studfiles.net
8.2. Основные понятия возрастной психологии
8.2. Основные понятия возрастной психологии
Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Филогенез – развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.
Онтогенез – индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Микрогенез – актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст – генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.
Социальный возраст – социальные изменения, которые происходят в психике, измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека, а жизненные и возрастные изменения, определяют мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно — количественных признаков.
Абсолютный (календарный или хронологический ) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), определяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это – чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализация во времени.
Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения.
Лонгитюдное исследование – изучение развития одного и того же испытуемого длительное время.
Метод эксперимента – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт.
Метод близнецов – изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.
Биографический метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов.
Движущие силы развития – факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития.
Условия развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Социальная ситуация развития
Новообразование развития – качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития.
Закон развития высших психических функций – первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека.
Зона ближайшего развития – расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития.
Ведущая деятельность – вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии развития.
Обучение – процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков.
Периодизация развития – онтогенез как последовательность относительно самостоятельных и отграниченных друг от друга отрезков.
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Детство – термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза (от рождения до подросткового возраста).
Рефлекс – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Безусловный рефлекс – относительно постояннаянаследственно закрепленная стереотипна форма реагирования на биологически значимое воздействие внешнего мира или изменение внутренней среды организма, осуществляемое с помощью нервной системы.
Атавистические рефлексы – безусловные рефлексы. Полученные от животных предков, но бесполезные для ребенка и поэтому исчезающие в течение первых месяцев жизни.
Условные рефлексы новорожденного – рефлексы, появляющиеся к концу первого месяца жизни и возникающие при сочетании первоначально незначимого раздражителя с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс.
Зрительное сосредоточение – проявляется в реакциизамирания, прекращении движений и задерживании взгляда на ярком предмете.
Слуховом сосредоточении – проявляется в реакциизамиранияи направлении головы в сторону раздражителя.
Улыбка – способ выражения положительных эмоций, появляется позднее, чем плач.
Комплекс оживления – бурная эмоциональная реакция младенца, возникающая на лицо матери (или человека,выполняющего роль матери) и проявляющееся фиксацией взгляда на ее лице, произнесением звуков, движением рук и ног, а также улыбкой.
Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством, сопровождающийся всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций.
Узнавание – опознание воспринимаемого объекта как такового, который уже известен по прошлому опыту. Основой его является сличение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти.
Пассивный словарь – совокупность слов, понимаемых ребенком.
Активный словарь – совокупность слов, произносимых ребенком.
Аффективная окрашенность восприятия – такое восприятие ребенка, при котором наблюдаемые предметы вызывают яркую эмоциональную реакцию.
Наглядно–действенное мышление – один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.
Предметно — манипулятивная деятельность – ведущая деятельность в раннем детстве, для которой характерны практические действия ребенка с предметами, в том числе и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях, в ходе которых происходит усвоение способов их употребления и развитие способностей и умений.
Орудийные действия – действия, в которых один предмет – орудие употребляется для воздействия на другие предметы.
Предметная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
Личные действия (по Д.Б. Эльконину) – действия ребенка раннего возраста, которые он начинает воспринимать как свои и сопровождает своим именем или местоимением «Я».
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способностях осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
«Режиссерская игра» ‑ вид игры ребенка раннего возраста, в которой используемые ребенком предметы наделяются несвойственным им игровым смыслом (например, кубик превращается в машинку).
Кризис 3 лет – период возрастного развития между ранним и дошкольным детством, содержанием которого является изменение системы отношений ребенка со взрослыми и выделение своего «Я».
Внешнее «Я — сам» ‑ одно из новообразований раннего детства, проявляющееся в самостоятельных действиях ребенка и связанное с развитием первичных форм самосознания.
Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого).
Частный случай негативизма. Немотивированное противодействие тому, что исходит от других.
Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.
Особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся, во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.
Строптивость – направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни.
Своеволие – связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
Протест-бунт – частые конфликты с родителями.
Деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования.
Обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.
Наглядно-образное мышление – мышление, обусловленное внутренними ориентировочными действиями с образами.
Ориентировочное действие – действие, направленное на обследование предметов с целью получения информации.
Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения.
Реальные отношения (в игре) ‑ отношения между детьми как партнерами по общему делу, направленные на регулирование хода игры (распределение ролей, планирование сюжета, разрешение недоразумений).
Ролевые отношения детей – отношения, разыгрываемые детьми в соответствии с сюжетами игры.
Эгоцентрическая речь – речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.
Контекстная речь – речь, содержание которой раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации.
Эгоцентризм – неспособность ребенка, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменять исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Ролевая игра ‑ деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, и игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте; совместная, групповая игра, в которой участники распределяют, берут на себя различные социальные роли.
Игра с правилами – вид игры дошкольника, в котором роли отходят на второй план, и главным оказывается четкое выполнение правил игры.
Игровые условия – участвующие в игре дошкольника дети, куклы, другие игрушки и предметы.
Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых.
Сюжет игры – отражаемая в детских играх действительность. Чем шире сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр.
Игровое действие – действие, свободное от операционально-технической стороны, действие со значениями, носит изобразительный характер.
Воображаемая (мнимая) ситуация – перенос значения с одного предмета на другой.
Правило замещения в игре – замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Соподчинение мотивов – способность ребенка подчинить одно свое желание другому и на этой основе сделать выбор. Это означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению.
Произвольность поведения – это опосредованность поведения определенным представлением. По Д. Б. Эльконину, в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, затем становится все более обобщенным (в форме правила или нормы). На основе П. п. появляется стремление управлять собой и своими поступками.
Преодоление познавательного эгоцентризма – частое переключение с одной роли на другую в процессе игры, переход с позиции ребенка на позицию взрослого, что приводит к систематическому «расшатыванию» представлений ребенка об абсолютности своего положения в мире вещей и людей и создает условия для координации разных позиций.
Ориентировочная деятельность – совокупность действий субъекта, направленная на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами О. д. являются: анализ проблемной ситуации, установление отношений между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действий, а по ходу выполнения действия – его контроль и коррекция.
Сенсорные эталоны восприятия – это выработанные человеком представления об основных разновидностях свойств и отношений. Каждый вид эталонов не просто набор отдельных образцов, а система.
Действия восприятия – выделяют три основных вида:
идентификация – свойство воспринимаемого предмета совпадает с эталоном;
отнесение к эталону – частичное совпадение свойства предмета с эталоном;
моделирование – при восприятии объектов со сложными свойствами, которые могут быть определены при помощи одного эталона.
Образное мышление – решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий.
Познавательное воображение – помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину.
Аффективное воображение – выполняет функцию защиты «Я» путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций.
Внеситуативно-познавательная форма общения – (3-4 года). Ведущий мотив – познание. Ребенок задает много вопросов («возраст почемучек»). Взрослый как источник познания, партнер по обсуждению причин и связей в мире природы и техники.
Внеситуативно-личностная форма общения – (6-7 лет). Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения, в расспрашивании взрослого о его работе, семье, детях. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как наиболее компетентный судья.
Психологическая готовность к школе – развитие у детей потребности в общении с другими детьми, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Выделяют личностную, интеллектуальную и социально-психологическую готовность к школе.
Кризис 7 лет по Л.И. Божович – период рождения социального «Я» ребенка.
Младший школьный возраст – период жизни (детства) человека от 6-7 лет до 10-11 лет.
Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, представляющий собой форму социальной активности, реализуемую посредством учебно-познавательных действий и учебных операций.
Учебная операция – один их компонентов учебной деятельности, входящий в состав способа действий и составляющий его основное звено.
Учебная задача – один из компонентов учебной деятельности, включающий систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы (принципы) действия.
Научное понятие – одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщают их существенные стороны и признаки.
Умственные действия – действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь.
Рефлексия – способность осознавать свои особенности; осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций другого.
Моральные (нравственные) чувства ‑ высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.
Произвольность и осознанность психических процессов – новообразования младшего школьного возраста, характеризующиеся значительным влиянием воли и сознания ребенка на протекание всех психических процессов.
Готовность к школьному обучению – желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
Самооценка – оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Моральные (нравственные) чувства – высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям и обществу и своим общественным обязанностям.
Мотив – побуждающий и определяющий направленность деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Иерархия мотивов – система побудительных сил поведения, в которой менее значимые побуждения подчинены более значимым.
Мотив достижения успеха ‑ потребность человека добиваться успеха в различных видах деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотивация избегания неудачи – стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми.
Самоуважение – видение себя человеком, обладающим положительными качествами, то есть таким, кто делает хорошо все, что считает важным.
Подростковый возраст (отрочество) – период онтогенеза от 10-11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности.
Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной жизни.
Пубертатный кризис – кризис, наступающий в подростковом возрасте; подразумевает биологические и физиологические изменения, связанные с развитием соматических и половых функций.
Гормон роста – соматотропин, которым стимулируется в основном удлинение тела; выделяется передней долей гипофиза.
Чувство взрослости (по определению Д.Б. Эльконина) – новообразование сознания, через которые подросток сравнивает себя с другими(взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.
Идентичность – субъективное чувство непрерывной самотождественности.
Негативная идентичность – тип развития неадекватной идентификации, при котором наблюдается презрительное, враждебное отношение к занятиям и ценностям, принятым в семье и ближайшем окружении подростка; попытка найти идентичность, прямо противоположную той, которую предпочитают для своего ребенка ближние.
Предопределенная идентичность – некритичное принятие ценностей семьи, общества, религиозной группы и др.
Маргинальная личность – личность, принадлежащая двум культурам.
Личностная рефлексия – важный механизм самосознания, представляющий собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
«Я — концепция» ‑ относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений подростка о самом себе, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими людьми и относится к себе.
Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.
Идеальное Я – то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы.
Динамическое Я – то, каким субъект намерен стать.
Фантастическое Я – то, каким субъект желал бы стать. Если бы это оказалось возможным.
Гипотетико-дедуктивное мышление – фундаментальная переориентация мышления с познания того, как устроена реальность, на поиск потенциальных возможностей, лежащих за непосредственной данностью.
Формирование психосексуальной зрелости в юности – биологический процесс ее становления и психосоциальный процесс усвоения индивидом половой роли и признание ее обществом.
Психосексуальная ориентация – направленность полового влечения и форм его реализации.
Социальные половые роли – социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин.
Полоролевое поведение – поведение, реализующее нормативные ожидания мужчин и женщин или ориентированное ни них.
Половая идентичность – единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Самосознание в юношеском возрасте – самосознание, характеризующееся познанием своего «Я» не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов.
Мировоззренческий поиск – социальная ориентация личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Жизненный путь человека – процесс поэтапного присвоения человеком общественных связей и отношений, ведущий к его развитию или деградации, к действительной самореализации или невозможности реализовать себя в какой-либо деятельности.
Критерии ценности жизненного пути – психологические изменения, происходящие при переходе в последующую возрастную группу, появление новых интересов, потребностей, переориентация ценностных установок.
Социальное время – совокупность социальных изменений, необходимых для осуществления социальных перемен в жизненном пути человека.
Социальный ритм – насыщенность каждой единицы времени социальными изменениями, являющимися результатом деятельности людей, и сокращение временных интервалов, необходимых для осуществления определенных социальных перемен.
Поколение – интервал времени между средним возрастом родителей и их детей.
Возрастная когорта – группа людей, родившихся в одном определенном году.
Внутренняя свобода личности – способность личности принять себя как целостность и найти наиболее подходящий путь для самореализации.
Кризис идентичности – некоторая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы и т.д.
Геронтология – наука, изучающая процесс и историю старения с биологической, химической, физической и психологической точек зрения.
Старение – комплекс изменений, происходящих в организме с течением времени и наиболее заметных именно в преклонном возрасте.
Акме – «цветущая сила» ‑ вершина физических возможностей человека, высшая ступень, момент наибольшего расцвета человеческой личности, «тождественности себе».
Зрелость (взрослость) – наиболее продолжительный период жизни человека, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека.
Профессиональная деятельность – деятельность, направленная на решение задач, важных для той или иной социальной сферы и включающая мотивацию этой деятельности, специфические приемы и способы выполнения производственных операций.
Зрелая личность – физическая и психическая зрелость личности, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли – это его личностная зрелость, которая проявляется в отношениях.
Кризис середины жизни – кризис 40-летия. Признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе, того, что стал иным. Решение возможно на основе самоанализа необходимости найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответствующую форму поведения и деятельности.
Гетерохронность развития – (неравномерность) несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.
Феномен «опустевшего гнезда» ‑ период в семейном цикле, который наступает после того, как младший из детей покидает родительский дом, родители остаются вдвоем, лишаются привычных связей и забот, вынуждены в какой-то мере пересматривать свои отношения и образ жизни.
Симбиотические отношения – такого рода отношения возникают в семьях, где мать одна воспитывает ребенка или, имея мужа, не удовлетворена браком и всю свою нерастраченную любовь «обрушивает» на сына (дочь).
Менопауза – необратимое прекращение менструаций, которое происходит в среднем возрасте и может сопровождаться физическими симптомами и интенсивными эмоциональными реакциями.
Климактерий – широкий комплекс физических и эмоциональных симптомов, сопровождающих изменения репродуктивной функции в связи с угасанием деятельности половых желез в среднем возрасте. Климактерий затрагивает и мужчин, и женщин.
Феномен «эмоционального сгорания» ‑ эмоциональное истощение, которое часто наступает у людей среднего возраста, занятых в сфере оказания помощи другим людям.
ebooks.grsu.by
Предмет возрастной психологии и этапы ее развития.
Поделись с друзьямиПредмет возрастной психологии – это факты и закономерности развития психики человека, а также целостного личностного развития на различных этапах онтогенеза.
Этапы развития
1 толчок.
1877 – публикации теории Ч. Дарвина С этого момента стали изучать сравнения психики человека и животных. Эволюционист Ч. Дарвин впервые опубликовал результаты наблюдения за собственным ребенком. Вингельм Пьейр (через 10 лет после Дарвина) опубликовал в 1888 году «Душа ребенка» — результат наблюдения за развитием органов чувств, моторики и увязал развитии психики и моторики. Он попытался отследить развитие воли, рассудка и языка у ребенка. Человек был признан животным организмом, и его развитие психики было связано с развитием организма, то есть с его телом. Он связал развитие психики с развертыванием генотипа, впервые заговорил о врожденных задатков на биологическом уровне.
2 толчок
Развитие педагогики во второй половине 19 века – второй толчок. Педагоги задумались о разном результате порки (единственное воздействие на детей в то время): один учился хорошо, а другой нет. Задумались о причине плохого поведения, о причине детской агрессивности. Таким образом, педагоги как бы сделали заказ на исследование в данной области психологам. До сих пор не найдено однозначного ответа. С каждым десятилетием вопросы становятся все сложнее.
3 толчок.
Психологи, которые изучали взрослого человека, осознали, что все мы «из детства». Это зависит от условий детства. Сами психологи заинтересовались этим. Возрастная психология до 20 века развилась в рамках детской психологии, потому что очень долго считалось, что взрослый человек имеет стабильную психику, то есть не развивается. В середине 20 века появилась геронтология (наука о престарелых и пожилых людях). В итоге оказалось, что и у взрослого человека развивается психика. В последние 10 лет появилась в возрастной психологии пренатальная (внутриутробная) психология. Однако многие считают, что в этом периоде нет развития психики.
Фрейд сказал, что в первые пять лет развиваются основные личностные качества.
Психология развития изучает отдельно взятого психического процесса в онтогенезе. И сначала возрастная психология развивалась как психология развития, например, психология воспитания от начала и до конца. Возрастная психология изучает каждый возрастной этап целостно: описывает все, что происходит с каждым психологическим процессом, описывает изменения всех психологических процессов, качеств.
Задачи:
1. соотнесение биологической и социальной предпосылок для психического развития, то есть 2 сред: биологической (генотип) и социальной.
2. Влияние стихийного и организованного обучения на развитие ребенка. Стихийное обучение – обучение на улице, среди сверстников, дома и т. п., то есть специально не организованное. Трудно однозначно сказать, что важнее. Каждое из 2 видов обучения важнее.
3. Соотнесение задатков и способностей: от чего больше всего зависит эффективное обучение ребенка.
4. Соотнесение интеллектуального и личностного развития. Что в большем влияет на психическое развитие – развитие когнитивных способностей или развитие личности. Личностно ориентированное образование должно создать условие для личностного развития (К. Роджерс, А. Маслоу).
5. развитие пренатальный психологии и педагогики. Возрастные психологи работают над тем, возможно ли оптимальное развитие в период беременности.
6. проблема отношения к смерти. Большинство людей боится смерти и обходят стороной разговоры на эту тему.
7. Изменение психики в периоде взрослости (ранней и средней). Проблема кризиса среднего возраста, ЗПР.
Термин «развитие» указывает на изменения, которые со временем происходят в строение тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды Это непрекращающийся процесс, начинающийся от рождения и длящийся до смерти, который заключается в реализации, заложенной природой(генотипом) возможностей. Это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Необратимость – способность к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений над предшествующими. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. Например, моторное развитие младенца начинается с беспорядочного движения руками и ногами. Но позже ребенок стремится что-то схватить, тянется к предметам, учится передвигаться ползком и, наконец, делает первый шаг. Использование символов, в особенности слов, — переломный момент на пути к чтению, счету, качественному усложнению мышления. Развитие последнего идет от способности младенца узнавать конкретные предметы до умения подростка формулировать сложные понятия и мыслить абстрактными категориями.
Некоторые процессы развития, такие как пренатальный рост плода, носят преимущественно биологический характер, в то время как другие происходят главным образом под влиянием окружающей среды. Примерами такого влияния могут служить изучение чужого языка во время проживания за рубежом или усвоение речевой манеры и артикуляции членов семьи в которой живет человек. Однако развитие человека большей частью не укладывается не в одну из этих двух категорий, поскольку предполагает взаимодействие биологического и социального начал. Кроме того, окружающая человека среда состоит из множества конкретных сред (семейной, школьной, рабочей), которые постоянно взаимодействуют между собой и влияют на развитие через это взаимодействие.
Установление приблизительных возрастных норм компетентности ребенка в основных сферах жизнедеятельности позволяет оценить, насколько конкретный ребенок опережает сверстника в своем развитии (или, наоборот, отстает от них). Возрастные нормы могут быть полезны при разработке программ помощи детям, отстающим в развитии, или, например, при оценивании влияния различных условий жизни на развитие.
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной.
Общая характеристика областей развития:
Область развития |
Характеристика |
Физическая |
Включает рост и изменение тела человека. Сюда входят как внешние изменения, как, например динамика роста и веса, так и внутренние: изменение костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физическое здоровье и двигательные навыки (например, ходьба, ползание, навыки письма). |
Когнитивная |
Включает психические процессы, имеющие отношения к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи. |
Психосоциальная |
Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моделей поведения. |
Между различными областями развития человека существует сложное взаимодействие. Таким образом, развитие представляет собой не последовательность отдельных, не согласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области влекут за собой перемены в других.
Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание – процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом. Таким образом, процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции. Неправильное питание или болезнь могут замедлить созревание, но это вовсе не означает, что правильное питание, хорошее здоровье и даже специально предпринимаемая стимуляция и обучение должны его значительно ускорить. Это справедливо как в отношении всей жизни человека, так и в отношении таких процессов, как моторное развитие в младенчестве или развитие вторичных половых признаков в отрочестве.
Созревание органов тела и моторных способностей идет с разной скоростью. Каждый орган или способность обычно имеют свою точку оптимальной зрелости. Термин рост, как правило, указывает на увеличение размера, функциональных возможностей или сложности до такой (оптимальной) точки.
Основные принципы психического созревания:
I. принцип устойчивого динамического неравновесия как источник развития системы. Таким образом, источником развития является неравновесие («Разнообразие не приносит постоянства» — кит. Пословица, с помощью которой можно охарактеризовать данный принцип).
II. Принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития системы. Тенденция к сохранению осуществляется генотипом, то есть биологическим фактором. Тенденция к изменению определяется средой, социумом.
III. Принцип дифференциации – интеграции. Выступает в качестве критерия развития структуры. Этот принцип является общим для любых систем. Развитие – это всегда возрастающая дифференциация, иерархическая интеграция (установление связей) и централизация внутри единого целого.
В рамках 3 принципа существуют показатели уровня развития системы:
1. Синкретичность — дискретность (синктеричность – неделимость структуры, соответствует низшему уровню системы. Делимость – соответствует высокому уровню развития системы.
2. Диффузность (однородная структура; низший уровень) – расчлененность (сложность; высокий).
3. Неопределенность (элементы трудно определить; н) – определимость (в).
4. Ригидность (н) – Подвижность (в).
5. Лабильность (неустойчивость системы, н) – стабильность (устойчивость, в).
IV. Принцип цельности личности как критерий развития системы. Цельность – единство целей и средств их достижения, обеспеченное повторяемостью, соподчиненностью, соразмерностью, соуравновешенностью структур.
students-library.com
Предмет и задачи возрастной психологии — Мегаобучалка
Марина Хилько, Мария Ткачева
Возрастная психология. Конспект лекций
Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Возрастная психология».
Издательство: Юрайт, 2010г.
Оглавление
Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии
1.3. Методы исследования в возрастной психологии
1.4. Исторический анализ понятия «детство»
Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Биогенетические и социогенетические концепции
2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развития
2.3. Психоаналитические теории детского развития
2.4. Эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
2.5. Теория социального научения
2.6. Проблема развития мышления в ранних работах Жана Пиаже
2.7. Теория когнитивного развития (концепция Ж. Пиаже)
2.8. Культурно-историческая концепция
2.9. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
Тема 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
3.1. Особенности процесса развития
3.2. Движущие силы, условия и источники развития личности
3.3. Закономерности психического развития
3.4. Механизмы развития личности
3.5. Самосознание личности
3.6. Структурные звенья самосознания. Их генезис
Тема 4. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
4.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
4.2. Понятие возраста
4.3. Параметры возраста
4.4. Понятие сензитивности. Критические и кризисные периоды
Тема 5. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА
5.1. Кризис новорожденности
5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
5.3. Новообразования периода новорожденности
5.4. Кризис первого года жизни
5.5. Ведущий вид деятельности
5.6. Новообразования младенческого возраста
Тема 6. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
6.1. Социальная ситуация развития
6.2. Развитие познавательной сферы ребенка
6.3. Личностные образования
6.4. Кризис трех лет
6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве
Тема 7. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет)
7.1. Социальная ситуация развития
7.2. Ведущий вид деятельности
7.3. Игра и игрушки
7.4. Психическое развитие дошкольника
7.5. Новообразования дошкольного возраста
7.6. Психологическая готовность к школе
Тема 8. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)
8.1. Социальная ситуация развития
8.2. Учебная деятельность. Другие виды деятельности
8.3. Новообразования младшего школьного возраста
8.4. Кризис семи лет
8.5. Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому
Тема 9. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 ЛЕТ)
9.1. Социальная ситуация развития
9.2. Физиологические изменения
9.3. Психологические изменения
9.4. Кризис подросткового возраста
9.5. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
9.6. Новообразования подросткового возраста
Тема 10. ЮНОШЕСТВО (ОТ 15–16 ДО 20 ЛЕТ)
10.1. Когнитивные изменения
10.2. Учебно-профессиональная деятельность
10.3. Процесс становления самосознания
10.4. Взаимоотношения с окружающими
Тема 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОБНАРУЖИВАЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
11.1. Дети с отклонениями в развитии
11.2. Психология умственно отсталого ребенка
11.3. Психологические особенности одаренных детей
Тема 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИТУАЦИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
Тема 13. МЕТОДЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
13.1. Содержание и организация развивающей и коррекционной работы
13.2. Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
13.3. Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
13.4. Индивидуальная работа психолога
Тема 14. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
14.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)
14.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
14.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)
Использованная литература
Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
megaobuchalka.ru
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
Возрастная психология. Предмет, задачи и методы
Предмет возрастной психологииОбласть науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.
В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.
Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.
Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.
Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.
Задачи возрастной психологии
Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.
Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.
Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).
Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.
В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.
Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).
Методы возрастной психологии
Дневники наблюдений
Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.
Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».
Н.А. Рыбников в своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.
Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.
Автобиографический и биографический методы
Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.
Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.
По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».
Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.
Методы продольных и поперечных срезов
Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».
«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.
Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.
Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru
www.portal-slovo.ru
Предмет изучения возрастной психологии — это что такое?
В этой статье мы рассмотрим предмет и задачи возрастной психологии, закономерности психического развития и изменения, происходящие с человеком на протяжении его жизни.
Меняемся ли мы – вопрос, скорее, риторический. Кто-то верит, что люди постоянно меняются под влиянием как внешних, так и внутренних факторов, кто-то считает, что характер изменить невозможно, и человек остается прежним на протяжении всей своей жизни, лишь накапливая опыт.
Проблема заботит не только философов и обывателей. Существует целый раздел, занимающийся изучением изменений, происходящих с человеком на протяжении его жизни – возрастная психология.
О предмете изучения возрастной психологии
С возрастом мы сталкиваемся с непредвиденными ситуациями, учимся, накапливаем опыт. Это неизменно влияет на наше поведение. Так же мы меняемся и внутренне – менее эмоционально реагируем на какие-то вещи или наоборот.
Известные выражения «вырос как личность», «сформировавшаяся личность» или просто «недостаточно взрослый» как раз характеризуют изменения, происходящие в человеке с возрастом, что является предметом изучения возрастной психологии.
Данный раздел выделяет поведенческие закономерности и тенденции усвоения знаний, присущие каждой возрастной группе, поэтому тесно связан с педагогической психологией.
Педагогическая психология
Предмет ее изучения – выявление закономерностей обучаемости человека и их зависимости от психологических факторов. Вопреки распространенному мнению, этот раздел описываемой науки затрагивает далеко не только детей дошкольного и школьного возраста.
Мы учимся в течение всей жизни. Многие, отучившись в школе, идут в институт, а затем, в зрелом возрасте, в аспирантуру, получать дополнительное образование или на курсы повышения квалификации. Самому старому выпускнику вуза, согласно книге рекордов Гиннеса, 96 лет.
Преподаватели не понаслышке знают, насколько различается преподавание одного и того же предмета ученикам различных возрастных групп. У многих даже есть свой «любимый возраст», и они предпочитают обучать именно учеников, попадающих под это описание.
У каждого возраста свое восприятие учебного материала, свои интересы, различные отвлекающие факторы и методы борьбы с ними, а также своя скорость обучения. Педагогическая психология рассматривает человека любого возраста с точки зрения ученика и его восприятия обучения, поэтому она напрямую пересекается с интересующим нас разделом, ведь предмет изучения возрастной психологии – это мировосприятие, особенности и изменения, происходящие в психике человека в течение его жизни.
Психология развития
Другой раздел, тесно примыкающий к возрастной психологии, – психология развития. Изменения, происходящие с человеком в течение жизни, неотрывно связаны с развитием. Мы не просто взрослеем, мы накапливаем знания и опыт как в академическом, так и в психологическом плане.
Предмет изучения возрастной психологии кратко – это психологические особенности людей разных возрастов, в то время как предмет изучения психологии развития – это закономерности изменений, происходящих в человеке на протяжении жизни.
Если брать психологию ребенка или подростка, то оба этих раздела неразделимы. Но с течением лет они начинают расходиться, так как развитие человека замедляется, и изменения, связанные с возрастом, уже не настолько заметны.
Понятие «возраст»
Необходимо пояснить, что само понятие «возраст» в психологии отличается от общепринятого. При упоминании возрастной группы подразумеваются не родившиеся примерно в одно и то же время, а люди, имеющие одинаковый уровень развития. Специалисты это называют «психологическим возрастом».
Кстати, он может не соответствовать физическому: ребенок может вести себя по-взрослому и воспринимать мир вовсе не так, как его сверстники, и наоборот, мужчина 50 лет может ощущать себя в душе подростком и вести себя соответствующе.
Правильное с научной точки зрения определение возраста используется для определения уровня психологического и личностного развития человека. Оно служит основой для разнообразных тестов и является точкой отсчета для любого специалиста в данной сфере при его работе с клиентом.
Определившись с понятием психологического возраста, мы можем рассмотреть предмет изучения возрастной психологии в хронологическом порядке.
Детская психология
Данный раздел занимается изучением психологии ребенка. В этом возрасте изменения в поведении и мировосприятии наиболее стремительны и легко заметны окружающим. Еще вчера ребенок не умел говорить, а сегодня произнес «мама», месяц назад он не умел держать ложку, а сегодня уже играет в прятки с другими детьми и спорит с ними по поводу соблюдения правил.
Именно в этом возрасте наиболее легко выявить отклонения в развитии и повлиять на дальнейшие изменения в психологии и личности человека, основываясь на его нормах поведения, обучаемости и мировосприятия, что и является предметом изучения возрастной психологии.
Психология подростка
Психологические особенности подростка существенно отличаются от свойственных младшим детям. Это переломный период, связующее звено между детством и юностью. Человек – уже не ребенок, но еще не взрослый.
На данном этапе предмет и задачи возрастной психологии включают в себя не только выявление норм, но и определение «пограничного состояния». Так называемый подростковый кризис – явление нормальное, но он не должен перерасти в депрессию и помешать дальнейшему становлению личности, ведь именно в этом возрасте закладывается формирование самоопределения человека и своеобразного идеала в плане характера и личных качеств.
Психология юности
В период юности развитие человека как личности начинает понемногу замедляться. Именно к концу данного возраста многие психические качества, такие как внимание и отдельные виды памяти, достигают своего апогея.
Самостоятельность личности возникает по мере избавления от зависимости от взрослых. Полностью формируется собственное мнение, зачастую отличное от родительского, изменяются взаимоотношения со сверстниками.
Человек уже сформировал для себя определенную картину мира и линию поведения, которой он будет придерживаться в своей жизни. Осознание себя и своих жизненных приоритетов – вот главные особенности данного возраста.
Психология взрослого человека
Становясь взрослым, человек полностью осознает себя как личность. Он уже не нуждается в постоянном одобрении окружающих и не зависит от социума. Но следует отметить, что множество людей не в состоянии достичь психологической зрелости и зачастую остаются на предыдущих этапах развития до конца жизни.
Однако не всегда следует стремиться к достижению психологического взросления. Как пример этому можно привести отдельную категорию – творческих людей, которые живут именно за счет своего внутреннего ребенка. Их мировосприятие позволяет им создавать подлинные шедевры: писать картины, книги, рисовать мультфильмы. Достигнув психологической зрелости, они просто потеряют смысл существования и утратят свою уникальную способность.
В то же время взросление личности просто необходимо многим людям для правильного взаимодействия с социумом и близкими. Эмоционально незрелые люди не могут создать полноценную семью. Особенно в таких случаях страдают дети, которые вынуждены становиться своеобразными родителями или конфидентами для собственных родителей.
Геронтопсихология
Данный раздел возрастной психологии занимается изучением пожилых людей. На данном этапе происходит физическое угасание человека. Старение также зачастую негативно влияет на психологию и мировосприятие. Как говорится, «старость — не радость». Именно поэтому многим пенсионерам свойственны апатия или агрессия по отношению к окружающим.
Найти способы продлить психологическую активность и помочь пожилым людям адаптироваться – предмет и задачи возрастной психологии. Ее структура позволяет не только выявить нормы, но и повлиять на поведение и мировосприятие человека.
Активные пенсионеры живут дольше и менее подвержены физическим заболеваниям, поэтому педагогическая психология приходит на помощь возрастной и предоставляет массу способов улучшить когнитивные функции увядающего организма.
Возрастные изменения
Можно определить предмет изучения возрастной психологии кратко – это изучение норм жизнедеятельности и психики человека, зачастую подвергающихся изменениям под влиянием внешних факторов, в любом возрасте. Отметим, что изменения, влияющие на характер, мировосприятие и становление личности, могут быть как возрастными, так и ситуационными. При этом первые из них связаны со сменой возрастов и адаптацией к текущей ситуации.
Речь идет не только о подростковом кризисе и кризисе среднего возраста. В детстве человек испытывает сильный стресс под влиянием возрастных изменений, что является частью естественного процесса.
Наиболее опасны возрастные изменения в пенсионный период. Человеку необходимо свыкнуться с тем, что физически и психологически он не способен на многое, что легко давалось раньше, от этого зависит дальнейшая активность и даже продолжительность жизни.
Ситуационные изменения
Не все изменения, влияющие на психологию и изменения в характере, являются возрастными. Многому мы учимся благодаря ситуациям, в которых оказались. Однако не на всех одни и те же ситуации оказывают одинаковое влияние. Например, потеряв работу, один человек будет искать в себе причину и, возможно, найдет себя в другой области, в то время как другой сдастся и впадет в депрессию.
В значительной степени это определяется зрелостью личности, но также и устойчивостью психики. Зачастую ситуационные изменения влияют на характер и мировосприятие человека еще больше, чем возрастные.
fb.ru
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ, Предмет возрастной психологии
11 предметов возрастной психологии
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека. Это предполагает изучение особенностей структ ных изменений, новообразований, соотношение физиологических и природных факторов, движущих сил индивидуального развития, индивидуально-типологических различий и их детерминации тощо.
Предметом возрастной психологии является исследование закономерностей психического развития человека на разных этапах ее онтогенеза, а также изучение возникновения и развития психических процессов и свойств у детей и, подростков, юношей, взрослых и пожилых людей. Возрастная психология изучает особенности развития психических процессов: ощущение, восприятие, памяти, мышления, воображения на всех возрастных этапах жизни человека стости; становления различных видов деятельности: игры, учебы, труда, общения формирование психических качеств и свойств личности: самосознания, эмоциональной сферы, характера, способностейй.
Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые возникают с возрастом в психической деятельности человека и свидетельствуют о переходе от низших до высших ступеней развития. Возрастная психология раскрывает условия, которые определяют процесс развития, соотношение в этом процессе природных (наследственность, созревания) и социальных факторов, с помощью которых и через которые реализуются возможности психического разви тку человеческого индивида. Она определяет роль исторически полученных ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства) в формировании человеческого индивида как личности. К предмету возрастной психологии входит изучение движущих сил индивидуального развития человеческой психики, закономерностей перехода от предыдущего к следующему, от низших до высших, определения индивидуально-типологических различий в пси хичному развития детей, подростков, молодежи, дорослилих.
Главное отличие возрастной психологии от других отраслей психологии — акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической психологией (от греческого»генезис»- происхождение, становление)
В общей структуре возрастной психологии выделяют детскую психологию, психологию младшего школьника, психологии подростка, психологию ранней юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологии. Общ общие возрастные свойства всегда по-разному проявляются в конкретных социальных и исторических условиех.
Детская психология, в свою очередь, делится на психологию раннего возраста, психологию дошкольника. Эти области знаний рассматриваются как разделы возрастной психологии
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией личности, социальной, педагогической, дифференциальной психологией. Как известно, общая психология изучается ае и исследует психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение и т.. Возрастная психология прослеживает процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматриваются такие личностные образования как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает является ответ на вопрос, когда эти образования появляются, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взр тук человека от специфики тех групп, к которым она входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д.. Каждый возраст — это свое, особое влияние окружающих ребенка, дор ослиц и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, которые воспитывают и обучают ребенка, является предметом педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология изучают процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая-со стороны дорослогрослого.
Возрастная психология тесно связана с дифференциальной психологией, которая занимается индивидуальными различиями в свойствах личности и уровне развития интеллекта. Возрастная психология изучает типичные веков е закономерности, но при этом рассматривает и возможные отклонения в ту или иную сторону от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития во взрослом виці.
Возрастная психология — особая область психологических знаний. Она дает характеристику разных возрастных периодов, при этом оперируя понятиями»возраст»и»детство»
Возраст является основной категорией и проблемой возрастной психологии. Это определенный период жизни, который имеет фиксированные границы, это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Он не сводится к сумме отдельных психических х процессов, не рассматривается как календарная дата. Его продолжительность обусловлена ??собственным внутренним содержанием. Как следствие, определяют календарный, или паспортный, возраст (система хронологического отсчета со дня рождения), биологический (уровень функционирования биологических систем организма, прежде всего, нервной), психологический (уровень развития психических структур — памяти, мышления и т.д.ощо).
Психологический возраст может не совпадать с календарным. Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности, особенностями взаимоотношений с окружающими и пр ровидною для него деятельностью — имеет определенные границы. Но эти календарные границы могут сдвигаться, и один человек вступает в новый возрастной период раньше, другая — позжеше.
Начальные возрастные периоды образуют детство — целую эпоху, которая по своей сути является подготовкой к взрослой жизни. Детство — явление историческое: его содержание и продолжительность изменялись на протяжении веков. Дитинст тво в первобытнообщинном строе было коротким, в средневековье длилось дольше; детство современного ребенка еще более длительное и наполнилось сложными видами деятельности — дети копируют в своих играх отношения д орослих, семейные и профессиональные, усваивают основы наук. Специфика детства определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет, воспитывается и обучается ребенокина.
Традиционная детская психология, как первая часть возрастной, охватывает процесс развития ребенка от рождения до 7-ми лет. Но современное детство продолжается и после поступления в школу. Некоторые психологи рассматривают под длитковий период как таковой, принадлежащий к детству. Чаще всего целесообразнее считать, что настоящая взрослость наступает после окончания школы в 15 или 17 рокиків.
uchebnikirus.com