Предметом возрастной психологии выступают – Конспект лекций по возрастной психологии

Предмет возрастной психологии

Возрастная психология представляет собой перспективное, актуальное направление научных исследований, направленное на изучение фактов, механизмов и закономерностей развития личности на различных возрастных периодах; выявление возрастной динамики психики. Научная область направлена на изучение закономерностей формирования и развития психики, исследуя движущие силы и механизмы данного процесса, анализируя различные научные подходы к пониманию природы, генезиса, функционального потенциала психики, выявляя различные аспекты становления психики, ее изменений в процессе реализации познания, коммуникации, деятельности.

Психология развития подразделяется на детскую, подростковую психологию, психологию юности, взрослости, геронтопсихологию. Каждое из научных направлений изучает динамику психологической жизни личности в рамках определенного возрастного периода.

Научная область отмечает все сравнительно медленные количественные, качественные изменения, которые происходят в психике личности при ее переходе от одного возрастного периода к следующему.

Объект и предмет психологии развития

Определение 1

Объектом изучения возрастной психологии является личность человека, которая находится в перманентном состоянии развития, изменений; закономерности формирования и развития личности.

Определение 2

Предмет научной отрасли – возрастные периоды развития, причины, возможные механизмы и закономерности перехода личности от одного возраста к другому, общие тенденции, направленность и темпы психического развития в онтогенезе.

Цели и задачи возрастной психологии

Определение 3

Главной целью возрастной психологии выступает оптимизация самоощущения личности в рамках отдельного возрастного этапа, гармонизация взаимоотношений с социумом, принятие собственной личности в любом возрасте

Основными задачами научной дисциплины выступают следующие:

  • исследование движущих сил и механизмов развития психики на протяжении жизни личности;
  • периодизация индивидуального психического развития;
  • исследование возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов на определенном возрастном этапе;
  • выявление возрастных возможностей, закономерностей реализации деятельности;
  • определение возрастных норм функций психики, психологических ресурсов и творческого потенциала личности;
  • создание службы систематического контроля за ходом развития ребенка, его психического состояния, оказание помощи родителям в проблемных ситуациях;
  • клиническая, возрастная диагностика;
  • реализация психологического сопровождения в кризисные периоды жизни личности;
  • оптимизация организации образовательно-воспитательного процесса.

Категория возраста в психологии развития

Определение 4

Одной из основных категорий психологии развития выступает категория возраста – понятия, которое служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития человека.

Различают хронологический и психологический возраст.

Определение 5

Хронологический — выступает характеристикой длительности существования человека от момента его рождения.

Определение 6

Психологический – представляет собой определенную своеобразную ступень онтогенеза, индивидуального развития, обусловленную особенностями, закономерностями формирования организма, воспитания, обучения, условиями социально-природной окружающей среды.

Основными компонентами возраста выступают следующие:

  1. Социальная ситуация развития;
  2. Новообразования;
  3. Ведущая деятельность.

Таким образом, психология развития представляет собой перспективное направление научной мысли, позволяющее оптимизировать процессы восприятия, принятия личностью себя во всей совокупности индивидуальных, возрастных, психологических проявлений.

spravochnick.ru

Предмет возрастной психологии

Детская психология — учение о периодах детское развития, их смене и переходах от одного возрас­та к другому. Важными составляющими предмета детской психологии являются рас­крытие общих закономерностей психического развития в онтогене­зе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому.

Факторы психического развития. Возрастная психология отмечает количественные и качественные изменения, кото­рые происходят в психике детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охваты­вают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для мла­денцев до ряда лет для детей более старшего возраста. Эти измене­ния зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния орга­низма ребенка (достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития). Факторы психического развития являются составляющей предмета возрастной психологии.

Физическое развитие ребенка, совершенствование его познава­тельных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаи­мосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизиче­ского совершенствования.

К факторам психического развития относятся также: движущие си­лы и условия психического развития, факторы педагогического влияния и законы психического развития чело­века.

Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют поступательное развитие ребен­ка, являются его причинами. Под движущими силами развития понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и уси­ливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов мате­риальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического раз­вития ребенка. Ус­ловия развития – это те внутренние и внешние постоянно дейст­вующие факторы, которые влияют на развитие, направляя его ход, фор­мируя его динамику и определяя конечные результаты. От условий психологического раз­вития ребенка зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобра­зие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобре­таемых в процессе развития.

Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинако­вы, в разных условиях, вероятно, будут психологически развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

К числу факторов развития относятся также факторы педагогического влияния — совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Эти факторы могут способствовать или препят­ствовать развитию ребенка, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс.

Законы психического развития определяют те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

Типы возрастных преобразований. Возрастные изменения психологии ребенка делятся на три типа: эволюционные, революционные и ситуационные.

Эволюционные изменения связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Революционные изменения являются более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменении психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики ребенка явилось основанием для разделения детства на периоды возрастного развития. Ситуационные изменения связаны с влиянием конкретной социальной си­туации, организованного или неорганизованного обучения и вос­питания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы и не требуют системати­ческого подкрепления, в то время как ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и предпола­гают их закрепление в последующих упражнениях.

Возраст. Еще одной составляющей предмета возрастной психологии явля­ется понятие возраста. Возраст — это качественно свое­образный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностя­ми.

В психологии сложилось два представления о возрасте: физи­ческий возраст

и психологический возраст. Физи­ческий возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения. Психологический возраст указывает на достигнутый уровень психологического развития. Пятилетний по физическому воз­расту ребенок психологически может быть развит, например, как шестилетний и даже семи- или восьмилетний. Может быть и наобо­рот: дети с отставанием умственного развития обычно характери­зуются обратным соотношением физического и психологического возраста.

Возраст — это специфическое сочетание психологии и поведения индивида. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возрас­та уже больше никогда не повторяется.

Возраст человека проявляется в познавательных процессах, его восприятии, памяти, мышлении, речи, особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не кален­дарная дата, а период развития. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития, равные одному году, трем, пяти годам.

Возрастной период со своим неповторимым содержанием — особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью — имеет индивидуальные границы. Хронологические границы возраста могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а дру­гой — позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Возрастные кризисы. Переходы из одного возраста в другой связаны с изменением физических данных и психоло­гических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается внешне заметными признаками. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно — возрастным кризисом.

Возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоя­тельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

Сензитивные периоды развития. Для формирования и развития каждого психологического и по­веденческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспи­тание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологи­ческих свойств и поведенческих особенностей человека можно ука­зать свои сензитивные периоды развития.

Ведущий вид деятельности и общения. Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа обще­ния. Ведущий вид деятельности ребенка определяет развитие его познавательных про­цессов. Ведущий тип общения определяет формирование основных черт личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие.

Развитие детей происходит одновременно во многих видах дея­тельности и общения. Когда мы говорим о ведущей деятельности или о ведущем виде общения, об их значении для развития ребенка в тот или иной период его жизни, то это не означает, что только данные виды общения и деятельности фактически ведут за собой развитие. Правильнее было бы говорить о системе взаимосвязанных видов ве­дущих деятельностей и форм общения. Если расположить различные виды деятельности и общения детей по группам в той последователь­ности, в которой они становятся ведущими в процессе возрастного развития детей, то получится следующий ряд:

1. Эмоционально-непосредственное общение — общение ребенка со взрослыми людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности в период времени от рождения до одного года.

2. Предметно-манипулятивная деятельность — деятельность ре­бенка раннего возраста от года до трех лет с разнообразными игруш­ками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми.

3. Сюжетно-ролевая игра — сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и ха­рактерные для нее формы ролевого поведения участников. Свойствен­на для детей дошкольного возраста от трех до шести-семи лет.

4. Учебно-познавательная деятельность — сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие. Доминирует в младшем школьном возрасте в пределах от шести-семи до десяти-одиннад­цати лет.

5. Профессионально-личностное общение — сочетание общения на личные темы и совместной групповой деятельности по интересам, служащее средством подготовки детей к будущей профессиональной работе в подростковом возрасте, от десяти-одиннадцати до четыр­надцати-пятнадцати лет.

6. Морально-личностное общение — общение на интимно-лично­стные темы в старшем школьном возрасте, от четырнадцати-пятнад­цати до шестнадцати-семнадцати лет.

Утверждение подобной возрастной последователь­ности смены ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития преж­ние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возраст­ная качественная перестройка каждого вида деятельности и обще­ния. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих.

studfiles.net

5 Возрастная психология. Предмет, задачи и методы

Склярова Т. В.Предмет возрастной психологии

Область науки, изучающая закономерности психического развития человека и его психологические особенности на различных возрастных ступенях, называется возрастной психологией.

В предмет современной возрастной психологии кроме детства включены и периоды взрослости. Это стало возможным благодаря пониманию человека как существа бесконечно развивающегося, а следовательно, на протяжении всей жизни приобретающего новообразования. Возрастная психология также изучает условия, при которых возможно обучение взрослого человека, исследует, что движет развитием человека, какие кризисы развития присущи периоду взрослости.

Под возрастными особенностями развития понимают типические особенности возраста, определяющие основное направление развития в онтогенезе.

Зарождение системных исследований в возрастной психологии было положено наблюдением и изучением таких аспектов развития, как личностное, когнитивное, нравственное, духовное, социальное развитие.

Характеризуя условия, источники, движущие силы и механизмы развития в целом и отдельных его аспектов в частности, возрастная психология показывает и возможные направления развития.

Задачи возрастной психологии

Главной задачей возрастной психологии является исследование и описание психической реальности человека в определённые возрастные периоды его жизни.

Решение этой задачи сопряжено с проблемой построения периодизации возрастных изменений в жизненном цикле человека. Возрастная периодизация представляет собой схему разделения жизненного пути человека на отдельные периоды, каждый из которых имеет свою психологическую характеристику.

Многообразие имеющихся в современной возрастной психологии периодизаций психического развития объясняется многообразием исследовательских подходов к изучению развития человека и зависит от того, исследуется ли весь комплекс личностного развития человека или какой-либо отдельный его аспект (когнитивный, нравственный, духовный и т.п.).

Одной из ведущих задач возрастной психологии является задача соотнесения данных, полученных опытным путем (преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития.

В решении этой задачи следует руководствоваться убеждением Жана Пиаже в том, что «лишь по степени возможности практического применения узнаётся теоретическая плодотворность науки» (66, 6). Жан Пиаже полагал для всех, чья деятельность требует точного знания ребёнка, что детальный анализ фактов важнее теории. Вместе с тем, сугубо утилитарный подход сдерживает формирование теоретической основы любой науки. В своей книге «Беседы с учителями о психологии» В.Джеймс (23) пишет о том, что психология не должна объяснять учителям, как учить детей, это предмет другой науки. Возрастная психология призвана помочь педагогу понять внутреннюю жизнь ребёнка и особенности его развития.

Важной задачей возрастной психологии является также выявление нормы и отклонения в психическом развитии человека определённого возраста. Норма психического развития определяется в отечественной психологии развития не как характеристика среднестатистического уровня развития в какой-либо возрастной группе, но как указание на высшие возможности достижения для этого возраста. Отклонения в возрастном развитии рассматриваются в возрастной психологии в связи с условиями развития (например, экстремальные ситуации, условия депривации) или в связи с индивидуальными особенностями (например, одарённость).

Методы возрастной психологии

Дневники наблюдений

Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.

Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».

Н.А. Рыбников в своей работе «Детские дневники как материал по детской психологии» (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.

Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.

Автобиографический и биографический методы

Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.

Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.

По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».

Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.

Методы продольных и поперечных срезов

Пути организации исследования возрастных изменений представлены в науке следующим образом: «поперечными срезами», продольным изучением (лонгитюдами), либо объединением этих двух методов в так называемый «когортно-последовательный план».

«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Когортно-последовательный план представляет собой комбинацию лонгитюда и метода поперечных срезов. Сутью этого метода является систематическое наблюдение людей, относящихся к разным возрастным когортам, осуществляемое на протяжении достаточно долгого периода времени. Примером описываемого метода могут служить сравнительные исследования социально-политической активности юношества и представителей зрелого возраста, проводимые в 80-е годы ХХ века и в настоящее время.

2. «Понятие возраста в психологии»

Психологический (психический) возраст сложное, комплексное понятие, оно служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития и отражает уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизни, деятельности личности:

1) неравномерность психического развития.

Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого — отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;

2) интеграция психики.

Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;

3) пластичность и возможность компенсации.

При слабости одной функции можно усилить развитие других функций (так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять).

С точки зрения Эриксона существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Динамика развития доверия зависит от матери.

Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедленного психического развития ребенка, формированию у него боязливости и подозрительности к окружающему миру вообще и к людям в частности. Это недоверие ребёнок несет с собой в другие стадии своего развития. Необходимо подчеркнуть. Что вопрос о том, какое начало одержит верх, не решается раз и всегда в первый год жизни, но возникает заново на каждой

последующей стадии развития.

2-я стадия — раннего детства (самостоятельность и нерешительность) связана с формированием автономии и независимости, ребёнок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и флигели приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, лакать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыш наслаждается и гордится своими новыми способностями и стремиться многое делать сам. Если родители предоставляют возможность ребёнку делать то, на что он способен, не торопят его, у ребёнка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.

Если родители часто проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, что он и сам способен, то у него развивается стыдливость и нерешительность, неуверенность в своих силах.

В возрасте 3-5 лет, на 3 й стадии (предприимчивость и чувство вины), ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы которое закладывается в игре. Игра очень важна для развития ребенка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр.

Дети, которым предоставляется инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипедах или сапках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет её и готовность родителей отвечать на вопросы ребёнка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия (6-11 лет). Умелость и неполноценность). В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям, а так же обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.

Когда детей поощряют к творческой деятельности, награждают за результаты, дают возможность довести начатое дело до конца, то у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Родители, которые видят в трудовой деятельности ребёнка одну «пачкотню» и «баловство», способствуют развитию у них чувства неполноценности.

В этом возрасте окружение ребёнка уже не ограничивается домом. Пребывание ребёнка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики.

Если ребенок успешно овладевает занятиями, готовыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

В подростковом возрасте (5-я негатив. Идентификация личности и путаница ролей). Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые проявляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что он сам о себе думает.

Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают реальные, но далеко не совершенные семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Он полагает, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в его теории. В этот период параметр связи с окружающим междуположительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей.

Перед подростком, обретшем способность к обобщениям, встаёт задача объединить всё, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциональной идентификации, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идёт. Если из-за неудачного детства или тяжёлого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить своё «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницей ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.

В некоторых случаях молодёжь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет сове «Я» с образом, противоположным тему, который хотели бы видеть родители или друзья.

На 6-й стадии (Молодость. Близость и одиночество) близость включает в себя способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же как с идентификацией: успех или провал, на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько человек успел, прошёл предыдущие стадии.

Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать, или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.

Но если, ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, но мнению Эриксона, уделом его становится одиночество — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком позаботиться.

7-я — центральная стадия (общечеловечность и самопоглощённость) зрелый возраст, то есть тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определённым родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощённостью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодёжи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

После 50 лет (8-я стадия— цельность и безнадежность). Период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключён между целостностью и безнадёжностью.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.

Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознаёт, что начинать всё с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о той, как могла она сложиться, но не сложилась его жизнь.

studfiles.net

1. Возрастная психология как наука

1.1.Предмет возрастной психологии

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека. Объект возрастной психологии — возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека. Предмет возрастной психологии — законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни. Разделами возрастной психологии являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предмет педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения и воспитания. Единство возрастной и педагогической психологии в том, что у них общие объекты изучения — ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, которые являются объектами изучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастного развития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваются как обучающиеся и воспитуемые в процессе целенаправленных воздействий педагога.

Возрастная психология тесно примыкает к психологии развития. Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях человека разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии человека. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. В реально существующей области знаний о возрастном развитии детей эти моменты находятся в неразрывном единстве.

Возрастная психология, или психология возрастного развития, занимается изучением и представлением в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой, включая развернутые разносторонние содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев,

до нескольких лет для людей более старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых “постоянно действующих” факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, его места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, так как они связаны со сравнительно медленными количественными и качественными преобразованиями. Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Возрастные кризисы — это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматическго характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.Наличие кризисов возрастного развития и связанных с ними революционных преобразований психики и поведения человека, явилось одним из оснований для разделения его жизни на периоды возрастного развития.

Еще один тип изменений, который может рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуации. Такие изменения можно назвать ситуационными. Они включают в себя то, что происходит в психике и поведении человека под влиянием организованного или неорганизованного обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и не требуют систематического подкрепления, в то время как ситуационные изменения психики и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и революционные изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные — оставляют ее без видимых перемен, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения и навыки.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, которое обозначается с помощью понятия “возраст”. Предполагается, что в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него соединение психологических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже больше никогда не повторяется.

Понятие “возраст” в психологии ассоциируется не с количеством лет, прожитых человеком, а с особенностями его психологии и поведения. Ребенок может выглядеть не по годам взрослым в своих суждениях и поступках; подросток или юноша во многом могут проявлять себя как дети. Свои возрастные особенности имеют познавательные процессы человека, его восприятие, память, мышление, речь и другие. Еще в большей степени возраст человека проявляется в особенностях его личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения. Психологически правильно определенное понятие возраста служит основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных тестах в качестве точки отсчета для установления уровня психического развития того или иного человека.

Возраст — конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими  для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-историческими условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени — характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые, в основном, лишь оказывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т.е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Третьей составляющей предмета возрастной психологии и одновременно психологии возрастного развития являются движущие силы, условия и законы психического и поведенческого развития человека. Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития. Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Только интериоризуясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни противоречия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не находят своего разрешения, возникают задержки развития, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные нарушения, психоневрозы. Условия развития определяют собой те внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, тем не менее влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя конечные результаты. Что же касается законов психического развития, то они определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие человека и, опираясь на которые, можно этим развитием управлять.

studfiles.net

1. Общие вопросы возрастной психологии 1.1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРОГРАММА КУРСА 4

ЛИТЕРАТУРА 5

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 6

1. Общие вопросы возрастной психологии 6

  1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии 6

  2. История возникновения и развития возрастной психологии 7

  3. Центральная проблема — условие и движущие силы психического раз­ вития 8

  4. Основные направления в развитии возрастной психологии и значение знаний для педагога-психолога 10

2. Основные разделы возрастной психологии 10

  1. Эмбриональная психология 10

  2. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей пе­ дагогикой и психологией 12

  3. Методы возрастной психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование 13

3. Динамика психического развития ребенка 14

  1. Движущие силы развития ребенка 14

  2. Социализация личности — условие психического развития ребенка . . 17

4. Возрастная периодизация психического развития и формирования личнос­ ти ребенка 19

  1. Психическое развитие ребенка в эмбриональном и младенческом возрасте 19

  1. Пренатальная психология 24

5. Психическое развитие ребенка в период раннего детства и до школы . . 26

  1. Определяющая роль взрослых 28

  2. Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка 30

6. Психическое развитие школьника 34

  1. Изменение социальной ситуации в развитии ребенка 34

  2. Основные психологические новообразования 37

7. Психологические особенности развития и формирования личности в юно­ шеском возрасте 41

  1. Биологические и психические особенности развития 41

  2. Самоопределение личности 46

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 50

ГЛОССАРИЙ*

ПРОГРАММА КУРСА

Общие вопросы возрастной психологии. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. История возникновения и развития возрастной психологии. Центральная проблема — условие и движущие силы психического развития. Основные направления в развитии возрастной психологии и значение знаний для педагога-психолога.

Основные разделы возрастной психологии. Эмбриональная психология, психология младенческого возраста, психология раннего детства, дошкольная психология, психология младшего школьного возраста, подростковая психология, юношеская психология, психология зрелого возраста, психология старения. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей педагогикой и психологией. Методы возрастной психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование.

Динамика психического развития ребенка. Движущие силы развития ребенка. Социализация личности — условие психического развития ребенка. Неравномерность психического развития ребенка.

Возрастная периодизация психического развития и формирования личности ребенка. Психическое развитие ребенка в эмбриональном и младенческом возрасте. Влияние психического состояния матери на формирование психики ребенка. Пренатальная психология. Нервная система младенцев — связь с внешней и внутренней средой. Безусловные прирожденные рефлекторные реакции младенцев.

Психическое развитие ребенка в период раннего детства и до школы. Раннее детство — сенситивный период в развитии ребенка. Определяющая роль взрослых. Доминирующие мотивы деятельности и поведения ребенка. Психическое развитие школьника. Изменение социальной ситуации в развитии ребенка. Основные психологические новообразования. Психологические особенности развития и формирования личности в юношеском возрасте. Биологические и психические особенности развития. Самоопределение личности.

ЛИТЕРАТУРА

Базовая

1. Возрастная и педагогическая психология. М.,1979.

Дополнительная

  1. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. Т.4. М.,1984.

  2. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,1988.

  2. Бурменская Г.В., КарабановО.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.,1989.

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

  2. НемовР.С. Психология: В 2-х т. М.,1994.

  3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. М., 1992.

  4. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

  1. Хрестоматия по социальной психологии. М., 1994.

  2. Лосева В.К., Луньков А.И. Сексуальное развитие и половое воспитание детей / Сост. спецкурса Суслова Э.К. М., 1994.

  3. Чопра Д. Нестареющее тело, вечный дух. М., 1995.

  4. Руководство по психотерапии. М., 1985.

  5. Tryon R.C.,1942.»Individual differences,»in: F.A.Moss, Comparative Psycholodjie, Englewood Cliffs, N.J. Prentice H.

  6. Hebb D.O.., 1974. Psychologgie:science modecne, Montreal, Leg Editions HRW Ltee.

16. Rosenweid M.R. » Effects of environment on development of brain and of behavior»,in: The Biopsycholody of developmen, Sous la diretion de E.Tolbach, New York, Academic Press, 1971.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях людей разного возраста, а психология личности изучает личность в зависимости от психологических направлений, иногда ее называют психологией развития. Возрастную психологию нельзя представить себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей.В реально существующей области знаний о возрастном развитии людей оба эти момента слиты. Предметом возрастной психологии,или психологии возрастного развития, является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития человека при его переходе из одного возраста в другой,включая развернутые, разносторонние, содержательные психологические характеристики людей, относящихся к разным возрастным группам.

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека при его переходе из одной возрастной группы в другую. Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев для младенцев до ряда лет для людей старшего возраста. Эти изменения зависят от так называемых «постоянно действующих» факторов: биологического созревания и психофизиологического состояния организма человека, психологических процессов, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития.

Еще одной составляющей предмета возрастной психологии является специфическое сочетание психологии и поведения индивида, обозначаемое при помощи понятия «возраст». Здесь применимо еще одно ответвление возрастной психологии — педагогическая психология, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности. Специалист педагогической психологии — педагогический психолог — разрабатывает наиболее эффективные методы обучения, используя разработки когнитивной психологии. Важнейшая задача возрастной психологии — задача об органической, генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Разрешить психофизические и психофизиологические проблемы помогает медицинская психология и функциональная теория развития.

Что касается максимально возможного уровня достижения в развитии детей, то судить о нем в настоящее время не представляется возможным, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, этот уровень зависит от состояния общества, которое не является стабильным и быстро меняется. Во-вторых, этот уровень находится в непосредственной связи с применяемыми методами обучения и воспитания, дальнейшее совершенствование которых почти наверняка обнаружит значительные неиспользованные резервы психического развития человека. На данном этапе развития возрастная психология использует достижения и разработки когнитивных психологов.

1.2. История возникновения и развития возрастной

психологии

История возникновения и развития возрастной психологии тесно переплетается с развитием психологии вообще. Естественные науки обособились от философии сравнительно легко, но психологии, напротив, оказалось довольно трудно определиться в качестве самостоятельной науки и отделиться от своей старшей сестры. Для этого ей пришлось создать новые методы, опирающиеся на строгие научные основы. Начиная с XVIII века, первые эмпирики пытались объяснить психические феномены по-своему. Они стремились понять, каким образом человеческий организм реагирует на информацию, получаемую от органов чувств, оставляя религии и рационалистической философии область духовного и изучение связей между мышлением и душой.

Субъективная психология предлагает изучать интеллектуальную жизнь для того, чтобы понять, каким образом по ассоциации идей индивидуум осознает окружающий его мир. Изучение взаимоотношения души и тела при этом окончательно уступает место изучению умственной деятельности и сознания. Так был сделан большой шаг вперед, поскольку психика была признана лишь одной из функций организма, а изучение ее вошло составной частью в изучение жизненных процессов. Тем не менее, несмотря на научную «окраску» такой позиции, приходится признать, что психическая деятельность в сущности не в большей степени видима и измерима, чем состояние души. А между тем увидеть — значит поверить.

Первые шаги в сторону более объективной психологии совершили такие исследователи, как Фехнер и Вундт: была заложена основа научной психологии, ее первого подхода к сознанию — структуралистского. Развитие социальной и экономической сферы в XX веке и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породили новые задачи как в научной, так и в технической области. Кроме того, под влиянием новых точек зрения, возникших в психиатрии, и открытий в физиологии нервной системы зарождающаяся наука психология стала искать новые направления исследований.

За первыми робкими шагами, предпринятыми структуралистами и функционалистами, последовало выдвижение ряда новых подходов. Появившиеся концепции, нередко противоречащие друг другу, большей частью опирались на те представления о человеке, которых придерживался основатель того или иного направления. Одни видели в человеке существо-объект, вылепленное средой или детерминированное либо своими инстинктами, либо условиями и впечатлениями детства; для других это было существо-субъект, которое способно, осознав свои возможности, в любой момент изменить свою судьбу; третьи рассматривали его как общественное существо,поведение которого во всех случаях окажется плодом его взаимодействия с партнерами или группой, к которой он принадлежит.

Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, нет сомнения в том, что каждый из этих подходов имеет свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенным философским представлением о человеке.

Наука всегда остается одной из областей деятельности человека, и как бы она не старалась сохранить свою независимость, она должна платить дань существующей системе и тому обществу, в котором она развивается. К психологии это относится, пожалуй, в еще большей мере, чем к другим наукам. Было бы, однако, чрезмерным упрощенчиством во всех случаях судить о значении или роли той или иной теории по ее благосклонному приему данной социальной системой. Наибольшие успехи были достигнуты в результате столкновения идей, выдвинутых различными школами. Среди противоречащих

Современный Гуманитарный Университет

направлений много таких, которые потерпели поражение в первой половине XX века. Возникновение и развитие множества разногласий между разными школами достигли апогея в 50-е годы; затем споры стали затихать и к настоящему времени постепенно угасли. Сегодня наступает согласие по ряду важных вопросов. Различия сглаживаются по мере углубления наших знаний.

Теперь психологи отбирают в каждой из существующих теорий и используют те концепции, которые, по их мнению, проливают больше света на то или иное явление. Такой эклектический подход приводит к тому, что главным становится уже не стремление доказать обоснованность идей, принадлежащих какому-то направлению, а скорее, желание выявить наиболее подходящие способы решения проблем, существующих в жизни общества, и оказание эффективной помощи тем, кто в ней нуждается.

Возрастная психология — наука еще сравнительно молодая. Она отстала в своем развитии от таких наук, как физика или химия, почти на два столетия. Понадобится еще множество экспериментов и проверок, прежде чем она сможет с полным правом претендовать на звание науки. Тем не менее, если окажется, что предсказания психологов чаще подтверждаются, чем опровергаются, их можно будет все больше и больше использовать для решения проблем, возникающих у людей.Психологи еще далеки от того, чтобы ответить на все вопросы, однако проблемы, которые им уже удалось решить, позволяют разъяснить многие аспекты поведения. Психологи, занимающиеся научными исследованиями, продолжают выдвигать новые гипотезы, проверять их, экспериментировать в надежде на создание все более и более последовательных теорий. Затем эти теории можно будет применять к отдельным индивидуумам в зависимости от различных ситуаций, в которых каждый человек может оказаться, и с наибольшей пользой для себя.

studfiles.net

Тема 1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии

Учебно-методические материалы

Лекционные занятия

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Визуальный ряд (схемы, таблицы, диаграммы) помогает студентам вести конспекты и улучшает темп усвоения лекции.

Кроме этого рекомендуется проведение письменного опроса (тестирование) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

Темы лекций:

1. Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии

2.Теории психического развития

3.Психологические проблемы развития личности

4.Периодизация психического развития

5. Психическое развитие ребенка: новорожденность, младенчество, раннее детство

6.Дошкольный и младший школьный возраст

7. Подростковый возраст и юность

8. Психология взрослого человека

Краткий конспект лекций

1.1. Предмет и задачи психологи развития и возрастной психологии

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

studfiles.net

1.1. Предмет и задачи возрастной психологии

Возрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

1.3. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенцаменяется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьномвозрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1] , теста Векслера[2] и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

studfiles.net

Добавить комментарий