Этносоциальные конфликты в современном мире
Похожие презентации:
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные конфликты в современном мире
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
Межнациональные отношения. Межэтнические конфликты
Понятие, причины, последствия и профилактика межнациональных конфликтов
Этнические общности и межнациональные отношения
Нации и межнациональные отношения
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Московский приборостроительный техникум
Этносоциальные конфликты
в современном мире
Москва 2021
Подготовил:
Студент группы
ИСиП-3-20
Руководитель
проекта:
Ключник Н.Е.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Этносоциальный конфликт, как форма социальных
отношений.
1.1. Понятие, сущность и содержание этносоциальных конфликтов.
1.2. Классификация этнических конфликтов.
Глава 2. Национализм и его роль в развитии общественных
Содержание
отношений.
2.1. Проблемы этносоциального конфликта.
2.2. Национализм как следствие и причина этносоциальных
конфликтов.
2.3. Формы и проявления национализма.
Глава 3. Модели по предотвращению и решению этносоциальных конфликтов.
3.1. Пути разрешения межнациональных конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
темы
исследования.
Актуальность
настоящего исследования определяется следующими
обстоятельствами. Во-первых, этнонациональный фактор
был и остается одним из ключевых в существовании
государств, социальных общностей и индивидов.
Во-вторых, этнические процессы взаимодействуют с
другими процессами жизни современного социума. В
последние
десятилетия
представители
современной
цивилизации, вступившей в эпоху постиндустриализма,
связанную с развитием информационного общества и
процессами
глобализации,
остаются
подвержены
национализма, который переходит в различные формы
этносоциальных конфликтов.
Введение
В-третьих, возникает необходимость пересмотра прежних
позиций по проблеме этносоциальных конфликтов с целью
преодоления наиболее кризисных их форм. Партнерство,
компромисс и сотрудничество — именно эти принципы
должны стать основными для разработки новой
оптимальной стратегии социального развития.
В-четвертых, особую актуальность приобретают
исследования причин возникновения этносоциальных
конфликтов, а также стратегий их разрешения в
соответствии с теми ситуациями, которые складываются в
Введение
Исходя из вышеизложенного, социально-философский анализ природы, сущности,
специфики и стратегий разрешения этносоциальных конфликтов в современную эпоху
приобретает особую актуальность и остроту.
Объектом исследования являются этносоциальные процессы и этносоциальные
конфликты как феномены информационного общества.
Предметом исследования являются природа, специфика и причины возникновения
этносоциальных конфликтов и стратегии их разрешения в информационном обществе.
Цель настоящей работы – выявить сущность этносоциальных конфликтов и
Введение
Для достижения поставленной цели определены следующие
задачи:
1. Осуществить теоретический анализ этносоциальных
конфликтов.
2. Классифицировать этносоциальные конфликты.
3. Выявить формы национализма и определить как он влияет
на развитие этносоциальных конфликтов.
4. Осуществить анализ этносоциальных конфликтов со
стороны их структурности и стратегий разрешения.
Глава 1. Этносоциальный конфликт, как форма социальных
отношений.
1.1. Понятие, сущность и содержание этносоциальных конфликтов.
Этносоциальный конфликт — это одна из форм отношений между
национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных
Межэтнические конфликты способны как двигать вперед развитие
этносов, так и порождать множество проблем, поскольку форма их разрешения
чаще всего носит не мирный характер.
1.2. Классификация этнических конфликтов
Приоритетные цели конфликта
Этнотерритори
альные
Социальноэкономические
Этнодемограф
ические
Глава 2. Национализм и его роль в развитии общественных
отношений.
2.1. Проблемы этносоциального конфликта.
Межнациональные конфликты в обществе, как правило, сопровождаются национализмом —
исключительности и национального превосходства.
Национализм нельзя уничтожить, но с ним не следует и мириться, так как он ведет не только к
обострению конфликтов между народами, но и к разрушению собственной нации.
Механизм национализма нередко кроется в сфере обыденной этнопсихологии и связан с
действием одного из базовых социально-психологических механизмов человеческого сознания —
формированием, укоренением и противопоставлением в психике представителей той или иной
социальной общности антитезы «мы — они».
Основу данной антитезы могут составлять наиболее ярко выраженные внешние признаки,
совокупность социокультурных отличий, особенности образа жизни, уклада экономики и др.
2.1. Национализм как следствие и
причина этносоциальных
конфликтов.
В нормальной, естественной ситуации через
противопоставление «мы — они», «свои — чужие» идет
развитие национального самосознания. В ситуации
угрозы
и
дестабилизации
такое
самосознание
реализуется средствами собственной сверхценности. Как
следствие, происходит «дегуманизация» этнических
врагов — приписывая им причины социальных бед и
ограничивают
их
в
правах,
ущемляют
достоинство,
навешивают
ярлыки
«негодяев».
Национальное насилие проявляется в вытеснении,
подавлении или принижении нации, запрещении и
преследовании языка, культуры, традиций, религии.
2.3. Формы и проявления национализма
Антисемит
изм
враждебное
отношение
к
лицам еврейской
национальности
Расизм
Фашизм
Шовинизм
неравноценность
человеческих рас
и о решающее
влиянии расовых
различий на
историю и
культуру
выражает
интересы
наиболее
реакционных и
агрессивных сил
монополистическ
ого капитала
превосходство с
целью
обоснования
права на
дискриминацию и
угнетение других
народов
Глава 3. Модели по предотвращению и решению этносоциальных
конфликтов
3.1. Пути разрешения межнациональных конфликтов
В
современном
процессе
политического
урегулирования
межнациональных
конфликтов
обозначилось
ряд
тревожных
тенденций,
и
существенных проблем, решение которых возможно на
основе более широкого использования принципов
системности и ненасилия.
ПРАВИЛЬНЫЙ КОТЁЛ
Традиции иммигрантов не устраняются в
смешиваются
и
образуют
новые
развивающиеся модели культуры
AССИМИЛЯЦИЯ
Иммигранты отказываются от своих
исконных обычаев и формируют свое
поведение в соответствии с ценностями
и нормами коренного населения
КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ
Способствие
развитию
подлинно
плюралистического
общества
—
многочисленные различные субкультуры
признаются в равной степени ценными
Список источников
и литературы
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
1.
Психея [https://psy-files.ru]. — В чем опасность и пути решения
конфликта — Текст: электронный. — Режим доступа: https://psyfiles.ru/states/priciny-konfliktov-socialnyh-meznacionalnyh-v-organizacii.html
(дата обращения: 28.04.2021).
2.
StudRef
[https://studref.com].
Национализм
как
источник
межнационального конфликта. — Текст: электронный. — Режим доступа:
https://studref.com/459377/sotsiologiya/natsionalizm_istochnik_mezhnatsionalnogo
_konflikta (дата обращения: 29.04.2021).
3.
Научная электронная библиотека [https://monographies.ru/ru]. Национальное самосознание. — Текст: электронный. — Режим доступа:
https://monographies.ru/ru/book/section?id=8255 (дата обращения: 29.04.2021).
INTELLECT [https://centr-intellect.ru]. — Этносоциальные конфликты. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI веке. — Текст:
электронный.
Режим
доступа:
https://centrintellect. ru/2019/01/06/jetnosocialnye-konflikty-mezhnacion (дата обращения:
29.04.2021).
5.
disserCat [https://www.dissercat.com]. — Современный межнациональный
конфликт: природа и особенности развития. — Текст: электронный. — Режим
доступа:
https://www.dissercat.com/content/sovremennyi-mezhnatsionalnyikonflikt (дата обращения: 29.04.2021).
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Московский приборостроительный техникум
Этносоциальные конфликты
в современном мире
Москва 2021
Подготовил:
И.И. Ефремов
Студент группы
ИСиП-3-20
Руководитель
проекта:
Ключник Н.Е.
English Русский Правила
Trojden | Этносоциальные проблемы и опыт их решения: Загладин Н. В.
В 1950 — начале 1960-х гг. рабочее движение, профсоюзы развитых стран Западной Европы относились к трудовым миграциям нейтрально. Рабочие-иммигранты были заняты в непрестижных и мало оплачиваемых сферах деятельности (коммунальные службы, младший медперсонал, неквалифицированная, вспомогательная работа на производстве). Протесты с их стороны выражались редко, поскольку заработки, которые они получали, были намного выше, чем на родине. Аналогичным образом представители расовых, этнических меньшинств в США (афро-американцы, испано-американцы, выходцы из латиноамериканских стран) довольствовались выполнением неквалифицированного и малоквалифицированного труда.
Межэтнические конфликты 1960—1970-х гг. в странах Запада. С середины 1960-х гг. положение стало меняться. В Европе дети иммигрантов, родившиеся и получившие образование в стране пребывания их родителей, считающиеся ее гражданами, не желали мириться с приниженным социальным статусом. В США, благодаря развитию государственной системы образования, уровень профессиональной подготовленности, квалификации молодежи из среды этнических меньшинств также возрос. Это побуждало ее искать работу в новых, более перспективных сферах занятости. Однако общество в целом, наниматели не были готовы рассматривать представителей этнических меньшинств в качестве равноправных граждан. Им постоянно приходилось сталкиваться с явными и косвенными формами дискриминации, предвзятого к себе отношения.
Положение особенно обострилось в 1970-е гг. Начало модернизации экономики, связанный с нею рост безработицы усилили конкуренцию на рынке труда. Небелые граждане при экономических трудностях первыми теряли работу и последними получали ее. Доступ к престижным, высокооплачиваемым сферам занятости для них оказался если не закрыт, то существенно ограничен.
В итоге среди этнических меньшинств развитых стран безработица постоянно была в среднем вдвое выше, чем у основной массы населения. Тенденция к формированию специфического слоя маргиналов создавала массу проблем для общества. Безысходность положения, потребность в дополнительном заработке определяли рост преступности, наркомании в среде этнических меньшинств. Это стало причиной быстрого роста напряженности в этнических отношениях во многих городах Западной Европы и США.
Борьба с расизмом и расовой дискриминацией. В 1960-е гг. в США развернулась массовая кампания протестов небелого населения Америки против расовой дискриминации. Возглавлявший ее Мартин Лютер Кинг стоял на позициях ненасилия, тем не менее, многие города стали ареной беспорядков на расовой почве.
В Европе в 1970-е гг. во многих городах поднялась волна насилия, серьезно обеспокоившая «средний класс». Периодически возникали столкновения между безработной молодежью из общин иммигрантов и сторонниками ультраправых, откровенно расистских организаций, в том числе фашистского толка. Они использовали существующие в обществе расовые предрассудки, требовали депортации (высылки из страны) иммигрантов. Во Франции лидер Национального фронта Ле Пен впервые выдвинул свою кандидатуру на общенациональных президентских выборах в 1974 г. и получил лишь 0,75% голосов. Но уже через десятилетие Национальный фронт стал серьезной политической силой, получающей поддержку свыше 10% избирателей. Все это угрожало социальной и политической стабильности, привлекало к себе внимание и правящих кругов, и общественности.
Меры, направленные на снижение расовой напряженности в обществе, включили принятие законов, укрепляющих основы равноправия этнических меньшинств, в том числе и в социальной сфере. Первыми пример в этом плане подали США, где в 1960-е гг. были приняты законы о запрещении дискриминации при найме на работу и обслуживании в общественных местах, сдаче в аренду и продаже жилья, защите избирательных прав небелых американцев. Во многих штатах были введены системы квот, подразумевающие, что определенная доля рабочих мест в системе местного самоуправления, на предприятиях должна резервироваться для представителей этнических меньшинств. В Западной Европе были приняты меры по ограничению иммиграции и в то же время укреплены основы антидискриминационного законодательства.
Значительно большее внимание проблемам социального и политического статуса этнических меньшинств стали уделять неправительственные структуры гражданского общества. Так, профсоюзы включили в свои требования при переговорах с предпринимателями специфические запросы представителей этнических меньшинств. Возникли отделения, представляющие их интересы. Их лидеры вошли в состав руководства профсоюзов в США в 1970-е гг., в Великобритании — в 1980-е гг. При общем спаде активности профсоюзного движения значительную часть их членов стали составлять представители меньшинств. В США при участии в профсоюзах лишь 15% самодеятельного населения среди небелых американцев эта доля достигает 24%. В Германии в профсоюзы входит 54% работающих иммигрантов (среди немцев — всего 30%).
Ведущие политические партии стали создавать отделения для представителей этнических меньшинств. В округах, где их доля среди избирателей была значительной, кандидаты из их среды стали выдвигаться от общенациональных политических партий на выборах в парламенты, местные органы власти. В Великобритании в 1987 г. впервые в палату общин были избраны четыре представителя этнических меньшинств. В США в 1989 г. впервые в истории этой страны мэром Нью-Йорка был избран представитель афро-американской общины.
В рамках социальных программ как помощи малоимущим, так и поощрения частнопредпринимательской деятельности большее внимание стало уделяться целевой помощи представителям этнических меньшинств. В США с 1960-х по начало 1990-х гг. реальные доходы афро-американцев, из расчета на душу населения, возросли на 50% (у белых — на 40%). Примерно треть афро-американских семей имела годовой доход выше среднего по стране, половина жила в собственных (или приватизированных) домах. В Великобритании примерно десятая часть выходцев из стран Азии, которые в 1970-е гг. были наемными работниками, за десятилетие стали мелкими предпринимателями.
Важно отметить, что, принимая меры по преодолению маргинализации небелых меньшинств, более полноценному их вовлечению в политическую и экономическую жизнь общества, правительства развитых стран подчеркивали свое уважение к особенностям их культуры и традиций. В США в 1980-е гг. утратила популярность идея восприятия Америки как плавильного котла или тигля, в котором формируется американская нация. Официальной доктриной стала идея этнического плюрализма и мультикультурализма, подразумевающая, что единство нации не исключает, а, напротив, подразумевает расцвет всех составляющих ее культур, принимающих ряд общих базовых принципов демократической традиции, уважающих общегосударственные интересы.
Конечно, нет оснований считать, что все проблемы, связанные с этносоциальными отношениями, в развитых странах нашли свое решение. Представители общин этнических меньшинств нередко выражают раздражение по поводу жесткой иммиграционной политики. Еще не достигнуто полное равенство возможностей в доступе к наиболее престижным и высокооплачиваемым профессиям. Тем не менее, развитые страны наглядно продемонстрировали, что демократические принципы подхода к возникающим проблемам при достаточных материальных ресурсах и готовности использовать их для достижения социального мира и политической стабильности обеспечивают решение основных проблем общественного развития, в том числе и в периоды модернизаций.
Межнациональные конфликты 1990-х гг. Значительно сложнее дело обстоит в государствах, не располагающих столь значительными материальными ресурсами и столкнувшихся с этносоциальными конфликтами, которые угрожают в XXI веке стать намного более серьезным источником проблем, чем классовая борьба прошлого.
Из 164 государств мира с населением более 1 млн. человек (не считая стран, образовавшихся в результате распада СССР и Югославии) менее половины является относительно однонациональными, в них свыше 95% населения принадлежит к одному этносу. Еще в 62 государствах можно выделить преобладающую этническую группу, составляющую от 60 до 95% их населения. Остальные 57 государств являются многонациональными. При этом на упомянутые 164 государства приходится 1357 учтенных различных этнических групп (крупных — 589), большинство из которых не имеет своей государственности, многие проживают на территориях двух или более государств.
Многонациональный состав населения не предопределяет неизбежности возникновения этносоциального конфликта. Тем не менее, мир уже столкнулся с серьезным обострением таких конфликтов, в том числе и в их крайней, вооруженной форме. К концу 1980-х гг. из 111 вооруженных конфликтов, полыхавших в мире, 63 были внутригосударственными, 36 из них (около трети) произошли на почве межэтнических отношений. Тогда ареной большинства из этих столкновений были страны Азии и Африки. Но с распадом СССР на его бывшей территории возникли десятки очагов межэтнической напряженности, появились самопровозглашенные, не признающиеся международным сообществом республики Абхазия, Приднестровская, Ичкерия (Чечня). Центром межэтнических конфликтов стала территория бывшей Югославии. Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика, преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине, Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.
В 1991 г. Югославия распалась. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. Сохранившие тесные связи Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ). На этом кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых государств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1991—1994 гг. оказался центром внимания международного сообщества. Затем на первый план вышла проблема положения этнических албанцев в сербском округе Косово.
Причины обострения этносоциальных конфликтов коренятся в следующем.
С одной стороны, отсутствуют материальные ресурсы для удовлетворения социально-экономических запросов этнических меньшинств.
С другой — правящие элиты, значительная часть населения оказываются не готовы признать наличие глубинных причин обострения межнациональной розни. Предрассудки, идеологические мотивы мешают им принять принцип муль-тикультурализма и этноплюрализма. Попытки сохранения единства государства репрессиями, этническими чистками, как показывает опыт многих стран, чаще всего и становятся причиной распада ткани государственности.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве». М., 1997. С. 162:
«Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение <…> а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества».
Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке». Нью-Йорк, 1979.С.151:
«Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно — как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального несогласия, если в обществе существуют меньшинства, не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма, который часто приобретает социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно, этот протест не укладывается в рамки привычного противостояния левых и правых сил политического спектра<…>
Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных, неудачных решений».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Объясните, чем было вызвано обострение этносоциальных отношений в развитых странах в 1960—1970-е гг.? В чем оно проявилось?
2. Сравните подходы к решению этнических проблем в развитых странах и странах среднего и низкого уровня развития. Сформулируйте выводы.
3. Назовите основные очаги межэтнических конфликтов в современном мире. Как вы думаете, от каких факторов зависит урегулирование этих конфликтов?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Этно-религиозный конфликт внутри политической системы: межэтнические и партийные договоренности
Введение
Я хотел бы поблагодарить Международный центр этно-религиозного посредничества (ICERM) за организацию этой ежегодной международной конференции и за приглашение меня выступить с докладом об «этнорелигиозных конфликтах внутри политической системы: договоренности по этническим и партийным линиям». Как видно из названия статьи, в этнорелигиозные конфликты вовлечены группы разного вероисповедания и этнического происхождения. И религия, и этническая принадлежность могут спровоцировать этнорелигиозные конфликты. В сочетании, последующий конфликт может быть очень смертельным.
Религиозный раскол существует веками. Я хотел бы обратить ваше внимание на Ближний Восток и Африку, где этнорелигиозные конфликты были очень распространены, особенно в многоконфессиональных и многоэтнических обществах.
Как недавно было сказано в отчете под названием «Суннитско-шиитский раскол», опубликованном Советом по международным отношениям, «древний религиозный раскол способствует возобновлению конфликтов на Ближнем Востоке и в мусульманских странах…. борьба между суннитскими и шиитскими силами подпитывает сирийскую гражданскую войну, которая угрожает изменить карту Ближнего Востока… Это усугубляется межконфессиональными столкновениями, которые «также вызвали соперничество транснациональных сетей джихада, которые представляют угрозу за пределами региона». По всему Ближнему Востоку существуют организованные сети сектантских боевиков. В Ираке существует раскол между шиитами и суннитами; В Сирии есть алави, неортодоксальная шиитская секта, воюющая против суннитов. Силы, выступившие против режима Башара Асада, в основном суннитские, например, ИГИЛ (Исламское государство). Внешняя поддержка Асада со стороны Ирана и «Хизбаллы» исходит в основном от шиитов, тогда как большинство населения Сирии составляют сунниты. Противоположностью ситуации в Сирии является Бахрейн, где правящим меньшинством является суннитский режим, а не большинство шиитской оппозиции. Опять же, здесь Иран поддерживает шиитов.
Итак, если взглянуть на конфликты в некоторых странах Ближнего Востока, можно легко увидеть взаимодействие геостратегических политических войн по доверенности со стороны суннитских и шиитских держав – Саудовской Аравии и Ирана соответственно. Новая идеология исламизма, подпитывающая эти конфликты, ощущается и в других частях мира, особенно в Африке.
В этой презентации я намерен использовать Нигерию в качестве примера этнорелигиозных конфликтов внутри политической системы. Почему Нигерия? Нигерия, многоэтническая и религиозная страна, имеет более 400 этнических групп и три основные религии (христианство, ислам и традиционные религии) с несколькими конфессиями и периодическими приступами политической нестабильности. В стране происходят как внутрирелигиозные, так и межрелигиозные конфликты между соперничающими религиозными и этническими группами, имеющие политические и экономические последствия.
После окончания колониального господства в Нигерии религия сама по себе не привела к кризису. Скорее, именно политики внутри политической системы использовали религиозные и этнические факторы в своих интересах для разжигания политически мотивированных конфликтов.
В своей книге «Поля смерти: [религиозное насилие в Северной Нигерии]» Шеху Сани перечисляет множество причин этнорелигиозных, политических и социальных конфликтов, таких как «синдром коренного населения-поселенца, безработица и бедность, маргинализация, процесс создания очагов распределения власти, рост этнических ополчений, пограничные и земельные споры и конфликты из-за ценностей». К причинам этнорелигиозных конфликтов можно также добавить пренебрежение, угнетение, доминирование, эксплуатацию, виктимизацию, кумовство и фанатизм.
«Этнические партии затрудняют посредничество в групповых интересах, и это помогает объяснить, почему системы этнических партий так часто подвержены конфликтам. Предсказуемость этнических партий способствует конфликту. Совпадение партийных и групповых границ препятствует осуществлению выбора избирателями».
Эта статья призвана объяснить политические договоренности по этническим и партийным линиям, различия в распространенности многоэтнических партий и коалиций, а также изменчивость, влияющую на склонность партийных систем к углублению разногласий и их способность развивать механизмы этнического примирения.
Этнические партии и партийные системы
В соответствии с Конституцией Ричарда 1946 года Нигерия для административных целей была разделена на три региона по трем основным этническим группам – игбо, хауса-фулани и йоруба. В Нигерии были созданы различные политические партии по этническому признаку. Чтобы получить более широкое национальное признание и соответствовать конституционным требованиям, эти партии расширяются за счет включения меньшинств и влиятельных лиц из других этнических групп. Но костяк партий сохраняет их первоначальную этническую идентификацию. Средний нигериец был более сговорчивым, пока политика не смешалась с этнической принадлежностью и религией.
Когда колониальное правление закончилось в Нигерии, три основные политические партии, Национальный совет Нигерии и Камеруна (NCNC), возникшие из Союза игбо; Группа действий (АГ), возникшая из Культурной ассоциации йоруба, Эгбе Омо Одудува; и Конгресс народов Севера (НКН), возникший из Джамийер Арева. NCNC отождествляли с группой игбо. База власти NCNC находилась в Восточной Нигерии, где преобладали игбо. Точно так же Группа действий была отождествлена с этнической группой йоруба в Западной Нигерии, где партия сохранила свою опору власти. NPC также отождествлялся в основном с этнической группой хауса / фулани в Северной Нигерии, где партия снова сохранила свою основу власти. Эти три региональные партии боролись за власть на национальном уровне, используя свою различную этническую основу.
Чтобы не остаться в стороне, меньшинства в каждом из трех регионов создали свои собственные политические партии. Эти партии пытались обеспечить трансэтнические связи, но были слишком малы, чтобы что-то изменить. Три основные партии доминировали на политической сцене, поскольку они процветали благодаря племенным связям. И по мере того, как борьба за власть набирала обороты, этнические, религиозные и региональные разногласия приводили к конфликтам, которые приводили к огромным смертям по всей стране. Гражданская война 1967 года — хороший тому пример.
Гражданская война изображалась в некоторых частях страны как война между хауса-фулани северного региона и игбо восточного региона. Два других региона, запад и средний запад, поначалу не решались ввязываться в войну, поскольку видели войну между двумя разными этническими группами с мусульманского севера и христианского востока. Этническая и религиозная напряженность, среди прочего, привела к гражданской войне, которая длилась три года.
Когда гражданская война закончилась 19 января70 г. тогдашний глава государства генерал Якубу Говон провозгласил «ни победителя, ни побежденного» и учредил программу примирения, восстановления и реконструкции, которая помогла залечить раны войны. Шрамы войны остались, и игбо чувствовали себя еще более маргинализированными. Шариатские беспорядки и угроза Боко Харам в северной Нигерии вновь вскрыли старые раны гражданской войны. К счастью, нынешнее правительство Нигерии твердо уверено, что Нигерия не вернется к темным дням гражданской войны.
Политики постоянно манипулируют религией и этнической принадлежностью, чтобы вызвать этнорелигиозные конфликты в стране. Всегда есть лидеры, которые сделают все, в том числе используя этническую принадлежность и религию, чтобы получить и сохранить власть. Политики стали очень искусны в этом. Они используют СМИ как средство манипуляции. Когда в Руанде и Кот-д’Ивуаре происходили конфликты, политические партии использовали радио для распространения своего ненавистнического послания, тем самым ухудшая ситуацию.
Когда шариат был вновь введен в Нигерии в 2000 году, религия стала не только важным инструментом нигерийской политики, но и вершиной политизации религии. В Кадуне вспыхнули беспорядки между христианами, в основном из этнической группы игбо, и мусульманами, в основном из группы хауса/фулани, когда губернатор штата Кадуна (где христиане и мусульмане почти равны) ввел шариат в феврале 2000 года. Введение шариата в некоторые северные штаты с 2000 по 2002 год вновь разожгли глубоко укоренившуюся вражду между этническими и религиозными группами, что привело к гибели тысяч людей и разрушению церквей, мечетей и имущества.
Многие считали введение шариата политически мотивированным, но конфликты быстро приобрели смертельную религиозную и этническую окраску. В то время как беспорядки происходили в основном в северной Нигерии, введение шариата вселило страх перед мусульманским засильем среди южан. С тех пор этнорелигиозная вражда, тлеющая внутри, приняла экспоненциальный размах по всей стране.
Когда происходят подобные конфликты, обычно в основе напряженности лежат политические, экономические и геостратегические факторы. На международном уровне, особенно в рамках некоторых организаций, таких как Организация Объединенных Наций, предпринимаются усилия по разрешению возникающих конфликтов посредством диалога и контрмер. Несмотря на определенные успехи, не секрет, что межконфессиональные и религиозные конфликты чрезвычайно трудно урегулировать. Ярким примером является Центральноафриканская Республика, где с сентября 2013 года обостряется кровавый религиозный конфликт. Христианские ополченцы антибалака убили сотни преимущественно мусульманских сил бывшей «Селеки». Силы экс-Селеки начали с убийства христиан, а взамен ополченцы антибалака повернулись против сил экс-Селеки. К сожалению, убийства все еще продолжаются, даже при вмешательстве Организации Объединенных Наций и Европейского союза. У нас похожая ситуация в Мали, где исламисты восстали против остальной части страны. В обоих случаях международное сообщество выступает посредником в конфликтах.
Дебаты о шариате
Нигерия всегда была светским государством. Но в 1978 году, когда военные готовились передать управление страной гражданским лицам, в конституцию был введен шариат, система, основанная на исламе. Компромисс был в конце концов согласован и включен в конституцию 1979 года, которая положила начало второй республике в стране. Но джин был выпущен из бутылки, и с тех пор религиозная нетерпимость и напряженность привели к серьезным конфликтам между христианами и мусульманами. Религия была политизирована.
С 1980 по 1985 год Движение Майтацин развязало ожесточенные конфликты в северной части Нигерии. Хотя правительство потерпело поражение, его последствия сегодня отражаются в появлении Боко Харам, которая приобрела новое измерение межрелигиозных и внутрирелигиозных конфликтов со смертельными последствиями. Это группа, членами которой являются последователи из Чада, Камеруна, Нигера и Нигерии, а также связи с несколькими другими африканскими странами. Он не только ненавидит христиан и выходцев с Запада, он хочет, чтобы законы шариата навязывались всей стране. Безработица, бедность, коррупция, этническая принадлежность, неграмотность и религиозное невежество способствовали способности Боко Харам вербовать новых членов и получать поддержку на местах в районах своей деятельности на северо-востоке Нигерии.
Решение этнорелигиозных конфликтов в Нигерии
Как решается этнорелигиозных конфликтов в Нигерии? Я считаю, что инклюзивная система Демократической партии для межэтнического примирения и согласия в целостной обстановке является правильным подходом.
Хотя посредничество поощряется для предотвращения этнорелигиозных конфликтов, крайне важно, чтобы правительства предпринимали серьезные попытки контролировать и регулировать религиозную деятельность. Это может быть ошибочно истолковано как вмешательство в религию. Но в ситуациях, когда религиозные группы действуют без государственного регулирования, неизбежны конфликты. Надлежащее управление и принятие превентивных мер могут также предотвратить этнорелигиозные конфликты или сделать их более управляемыми.
В качестве представителя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в Гвинее-Бисау (2006–2008 гг.) я тесно взаимодействовал с гражданским обществом и, в частности, с религиозными лидерами, чтобы предотвратить или взять под контроль конфликты, когда они возникают в страна. Я регулярно встречался с ними, чтобы узнать их мнение о сложившейся ситуации в стране. Не дожидаясь начала конфликта перед встречей с ними, я смог лучше понять тонкие этнические и религиозные разногласия в стране и вступить в мирный диалог с заинтересованными сторонами. Фактически, мои регулярные встречи с заинтересованными сторонами служили своего рода механизмом раннего предупреждения, который я нашел очень полезным при выполнении своих обязанностей.
Еще раз хочу поздравить ICERM с организацией этой конференции и ее ролью в поиске решений этнорелигиозных конфликтов.
Это выступление было произнесено на 1-й Ежегодной международной конференции Международного центра этно-религиозной медиации по разрешению этнических и религиозных конфликтов и миростроительству, состоявшейся в Нью-Йорке, США, 1 октября 2014 г.
Мнение экспертов:
«Этно-религиозный конфликт внутри политической системы: договоренности по национальному и партийному признаку»
Докладчик:
Посол Шола Омореги, основатель и главный операционный директор, Африканская поддержка мира и бывший представитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций в Гвинее-Бисау.
Меньшинства и их права имеют значение для предотвращения конфликтов, говорит эксперт
«Положение меньшинств во всем мире тяжелое – и оно ухудшается из-за роста разжигания ненависти и преступлений на почве ненависти, направленных против меньшинств во всем мире», – сказал Фернан де Варенн. , Специальный докладчик по вопросам меньшинств.
Де Варенн выступал перед Советом по правам человека в Женеве, где представил свой доклад о предотвращении конфликтов посредством защиты прав меньшинств.
Коренные причины большинства насильственных конфликтов
В отчете указывается, что первопричины большинства насильственных конфликтов связаны с нарушениями прав человека меньшинств, и содержится призыв учитывать вопросы меньшинств в усилиях по предотвращению конфликтов.
Конфликты во всем мире все чаще возникают внутри стран, говорится в отчете, часто начиная с скрытой напряженности в отношении обращения с меньшинствами или их слабого положения и места.
Де Варенн сказал, что для устранения общих первопричин большинства конфликтов важно иметь дело с обидами, реальными или мнимыми, до того, как они могут быть использованы политическими силами или создать взрывоопасные условия, ведущие к насилию.
«Поскольку в большинстве современных насильственных конфликтов участвуют потерпевшие меньшинства, стратегии предотвращения конфликтов с участием меньшинств должны занимать видное место в международных, региональных и национальных инициативах и непосредственно устранять коренные причины изоляции и несправедливости», — сказал он.
Это включает в себя обеспечение равного доступа к экономическим и социальным возможностям для меньшинств, эффективное участие и представительство в политической жизни, меры по обеспечению их самобытности и, в частности, использования их языков в образовании, а также конструктивное развитие практики и институциональных механизмов для учета разнообразия внутри общество.
Ненавистнические высказывания в социальных сетях подпитывают насилие
Специальный докладчик также предупредил о новых тенденциях, которые добавили еще один мощный фактор, способствующий глобальному росту насильственных конфликтов: рост ненавистнических высказываний, ксенофобии, расизма и популистского национализма в социальных сетях, которые разжигает насилие и нападения на меньшинства во всем мире.
«Феномен разжигания ненависти в социальных сетях не был столь заметен и заметен в 2010 году, но сейчас он, по-видимому, является важной движущей силой в создании контекста, в котором меньшинства могут становиться все более мишенью как «другие» или как угроза большинству». нации», что ведет к поляризации «мы против них», используемой мажоритарными политическими деятелями для краткосрочных электоральных успехов», — говорится в отчете.
«Внедрение системы прав человека и прав меньшинств необходимо как для обеспечения более эффективного инструмента раннего предупреждения, помогающего предотвратить насильственные конфликты, так и для предотвращения использования недовольства меньшинств внешними сторонами».
Несмотря на то, что в 2022 году исполняется 30 лет со дня принятия Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, присутствие, положение и обращение с меньшинствами в последние годы не улучшились.
Де Варенн заявил, что ООН не выполнила рекомендации первого независимого эксперта по вопросам меньшинств по предотвращению более 10 лет назад. В этих рекомендациях говорилось, что внимание к правам меньшинств на раннем этапе — до того, как недовольство приведет к напряженности и насилию — спасет бесчисленное количество жизней и будет способствовать миру и стабильности.
«Даже в Организации Объединенных Наций и ее инициативах слишком многие избегают или игнорируют тот факт, что определенные меньшинства часто входят в число самых уязвимых сообществ в мире — и не случайно.»
Эксперт заявил, что международное сообщество должно заполнить значительные пробелы в механизмах раннего эффективного предотвращения конфликтов, которые не могут сосредоточиться на основных движущих силах большинства современных конфликтов.
«Опасный дрейф в сторону исключения» в США
В своем обращении к Совету де Варенн также рассказал о своем недавнем отчете о миссии в Соединенные Штаты.
Похвалив администрацию Байдена за то, что он назвал обязательством уважать международные права человека и воссоединиться с международным сообществом в области меньшинств, Специальный докладчик выразил обеспокоенность по поводу «опасного смещения в сторону исключения людей с другим цветом кожи, формы или молитвы, или звуки их голосов».
Специальный докладчик заявил, что меньшинства в США уязвимы из-за пробелов и упущений в разрозненных федеральных законах и законах штатов о правах человека и мерах защиты, впервые принятых в 19Движение за гражданские права 60-х годов.