Разбор примеров ситуаий с конфликтами: как правильно их разрешать
Содержание:
- Понятие конфликтной ситуации
- Виды конфликтов
- Решение конфликтных ситуаций
- В жизни
- В семье
- На работе
- Разбор конфликта
- Видео
Конфликт – нормальная сторона жизни. Даже в самой дружной социальной группе могут столкнуться противоположные интересы. Это потенциально может развернуться в конфликт. Любые трудности в отношениях ведут к их развитию, если к ним правильно относиться.
Конфликт между мужчиной и женщиной
Каждый легко сможет привести примеры конфликтных ситуаций. С ними сталкивается даже самый мирный человек. История насчитывает два глобальных конфликта, которые привели к смерти огромного количества людей, и множество мелких. Поэтому способность продуктивно разрешать конфликты является одной из наиболее важных в жизни.
При этом почти каждый может привести пример конфликта и его разбор, если данная ситуация уже решена. К сожалению, мало кто опирается на успехи и использует свой удачный опыт при последующих трудностях в отношениях.
Понятие конфликтной ситуацииКонфликтная ситуация – наличие противоположных интересов, мотивов и взглядов на жизнь. Например, руководитель и его заместитель имеют разное видение стратегии компании, но оба заинтересованы в ее развитии. Это конфликтная ситуация. Потенциально она может развиться дальше, когда каждая из сторон будет навязывать другой свое видение. В таком случае ситуация перерастает в полноценный конфликт.
Основное отличие конфликтной ситуации от конфликта в том, что последний – это уже имеющееся столкновение, в то время как первая – лишь предпосылка к нему.
Конфликтная ситуация
В обыденной жизни эти понятия не различаются, как в литературе по психологии или конфликтологии. Поэтому для упрощения понимания темы можно считать конфликтную ситуацию и конфликт синонимами.
Внимание! В конфликтологии выделяются понятия предмета и объекта конфликта. Предмет – это противоречие, которое лежит в его основе. Объект – это та ценность, на почве которой конфликтуют. Это могут быть не только деньги, но и хорошие должности в организации или ролевые права (когда хотят стать начальником, например).
Виды конфликтовТипы конфликтных личностей — что это такое и их характеристика
Классификация разновидностей конфликтов очень большая. Выделяют 8 признаков, по которым можно разделять их:
- По длительности: разовые, краткосрочные (ссора в семье), затяжные (например, длительный конфликт в супружеской паре), повторяющиеся (часто происходят, когда обе стороны регулярно высказывают свои претензии, но ничего не делают, чтобы разрешить проблемную ситуацию), долгосрочные (войны, революции).
- По объему: личные, групповые, межгрупповые, региональные, между народами.
- По источнику возникновения: субъективные, объективные и ложные. Деление условное, потому что большинство конфликтов является субъективным. Человеку кажется, что полно противоречий, хотя разрешить их можно всегда.
- По средствам конфликты делятся на насильственные и ненасильственные. Война – типичный пример насильственного конфликта. Тоже деление условное, потому что все конфликты основаны на разных формах насилия: экономической, психологической, физической и так далее.
- По форме:
- Внутренние. Типичный пример – внутриличностный конфликт, когда человек не может принять решение, познакомиться с человеком противоположного пола или нет. С одной стороны, хочется, но с другой – страшно
- Внешние. Конфликт между двумя разными людьми.
- Антагонистичные. Конфликты, которые происходят между двумя абсолютными противоположностями.
- По результатам: прогрессивные и регрессивные. Первые – ведут к прогрессу, другие – приводят к разрушениям.
- По характеру развития: преднамеренные (создаются провокатором для достижения своих целей), спонтанные (например, когда дошкольники в детском саду отравились пищей), и родители к этому не были готовы.
- По сфере жизни: семейные, религиозные, экономические и так далее.
Конфликт между начальником и подчиненной
Это далеко не все виды конфликтов, выделяемые психологами, которые можно привести. В библиотеке есть множество книг по этой теме. Там описываются различные конфликты, начиная угнетением школьников их одноклассниками (буллинг), скандалами с родителями в подростковом периоде жизни и заканчивая столкновением интересов пожилого пациента с доктором.
Выделяют пять стратегий поведения в конфликте:
- Приспособление. Человек поступается своими интересами ради интересов другого. Так ведут себя дети, которых угнетают учителя в начальной школе, поскольку у них не остается другого выхода.
- Соперничество. Человек отстаивает свои интересы, игнорируя другую сторону и не желая идти на компромисс.
- Избегание. Человек делает все, чтобы не допустить конфликта. Примеры конфликтов такого типа встречаются повсеместно.
- Компромисс. Люди выстраивают общение так, чтобы добиться частичного удовлетворения своих интересов. Очень хорошо это видно в торговле на рынке. Один человек хочет купить товар по одной цене, продавец не хочет сбывать его по такой стоимости. В результате они сходятся на сумме, которая является чем-то средним.
- Сотрудничество. Ориентирование на взаимовыгодный результат.
Этапы отношений между мужчиной и женщиной — описание основных периодов
Нет хорошей или плохой стратегии поведения в конфликте. Если он возник по незначительной причине, то можно и уступить. Это только укрепит отношения. Можно и соперничать, если это принесет пользу. Например, когда родители заставляют ребенка помыть руки, это тоже конфликт, но такая стратегия будет правильной.
Важно! Может быть разумнее сотрудничать с малышом: убедить его. Все зависит от родителей и конкретного ребенка.
Медитация во время конфликта
Важно привести примеры конфликтных ситуаций и их решения, чтобы понять способы их разрешения более детально.
В жизниЛюбой конфликт в жизни решается следующим образом: необходимо четко определить свои и чужие интересы, найти основное противоречие, обострить его и подумать, как разрешить. Эта схема взята из теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Решение любого конфликта – задача творческая, единственно правильного действия быть не может. Оно должно быть максимально близким к идеальному конечному результату.
Можно привести такой пример описания конфликта по предмету «теория конфликтов» (и осуществить его разбор). Друг одолжил деньги, но не хочет их отдавать. Сумма приличная, поэтому конфликт так просто не уладить. Учитывая то, что каждый на эмоциях, со временем скандал перешел и на другие сферы, которые уже не касаются предмета конфликта.
Схема решения проблемной ситуации в таком случае:
- Стороны успокаиваются.
- Определяют суть проблемной ситуации в деталях. Заемщик взял деньги тогда-то, размер долга такой-то, не хочет отдавать. В свою очередь, «кредитор» требует эти деньги. Только в деталях.
- Обостряют противоречия, которые не получается разрешить. Весь этот массив информации нужно свести к одному или нескольким противоречиям, две части которых полностью противоположны. Например, чтобы сторона А была довольной, нужно отдать долг. Чтобы сторона Б была удовлетворена, ей нужно не отдавать долг.
- Находятся способы их преодоления. Согласно теории ТРИЗ, идеальный конечный результат (ИКР) – это когда действие/объект отсутствует, а его функция выполняется. В данной ситуации нужно не отдавать долг, но добиться того, чтобы деньги были возвращены. Необходимо найти вариант, наиболее близкий к ИКР. Возможные способы разрешения ситуации: рассрочка, помощь в деле, которое поможет сэкономить стороне А сумму, равную долгу, поработать на сторону А какое-то время, организовать совместное дело и какое-то время получать меньший процент от каждой сделки, пока долг не будет возвращен, или оказать такую сильную помощь, что от благодарности сторона А простит долг.
Важно! По похожей схеме решаются все конфликты. Можно также подумать, какая из описанных выше стратегий наиболее близка к идеальному конечному результату в данном случае.
Возможны и другие примеры конфликтов из жизни. Решаются они аналогичным образом.
В семьеСхема разрешения семейных конфликтов принципиально не отличается, за исключением того, что один скандал является логичным продолжением всех предыдущих. Распутать такой клубок не всегда просто, поскольку могут выдвигаться не связанные с основным конфликтом претензии десятилетней давности, в том числе невысказанные. В любом случае последовательность действий такая же.
На работеКонфликты на работе могут быть между подчиненным и начальством, разными подчиненными, целыми подразделами, подразделом и руководителем.
Медиатор во время конфликта
Обычно конфликты на работе требуют подключения отдельного независимого лица – медиатора. Это посредник, задача которого – найти интересы, являющиеся предметом конфликта и примирить враждующие стороны. В идеале медиатор должен найти решение, удовлетворяющее каждого. На практике это сделать сложно, поэтому конфликт регулируется в несколько этапов:
- Определение интересов.
- Достижение компромисса.
- Поиск взаимовыгодного решения.
- Внедрение решения в жизнь.
Сначала нужно потушить пожар, найти компромисс.
Важно! Это лишь временная мера, потому что недовольство каждой стороны рано или поздно перерастает в новый конфликт. Поэтому обязательно после достижения компромисса надо искать более эффективный способ решения проблемной ситуации.
Разбор конфликтаКак поднять настроение девушке по переписке — примеры и советы
Редко конфликтующие пытаются сделать детальный разбор ситуации. Хотя только в таком случае противоречия в интересах каждой стороны могут стать источником развития и способствовать лучшему взаимопониманию.
Описанная выше методика разрешения конфликтов основана на их разборе. Это не единственный метод разбора, но очень эффективный. Чтобы быстро решить задачу, необходимо научиться ее правильно формулировать. Разбор сложной ситуации помогает этому.
В этой статье были приведены пример конфликта и его решение. Независимо от его вида (межличностного, межкультурного, педагогического), путь к разрешению приблизительно одинаковый.
ВидеоАвтор:
Нaтaлия ПогорелаяПример конфликтной ситуации в организации
Конфликты в организации – явление, которое не всегда носит резко негативный характер. Иногда такие ситуации позволяют разрешить противоречия между сторонами и прийти к взаимовыгодному соглашению. Рассмотрим пример конфликтной ситуации в организации и выясним, какими способами можно решать возникшую проблему.
Содержание:
- Классификация конфликтов
- Примеры конфликтных ситуаций в организации
- Основные причины разногласий
- Кто должен урегулировать рабочий конфликт
- Пути разрешения
Классификация конфликтов
Универсального подхода к классификации не существует. Выделяют множество видов конфликтных ситуаций на основе многочисленных критериев.
Один из наиболее распространенных критериев – субъекты конфликтных ситуаций. В этой модели конфликты подразделяют исходя из того, кто в них участвует.
Выделяют такие виды:
- Межличностные. Считается наиболее распространенной категорией. В конфликте участвует 2 человека. Чаще всего столкновение происходит из-за разных взглядов, интересов или целей.
- Личностно-групповые. В организациях распространены случаи, когда один человек вступает в конфликт с группой людей, чья позиция отличается. Чаще всего участниками выступает группа подчиненных, которые противодействуют руководителю.
- Межгрупповые. В состав организации входит множество формальных и неформальных групп. Между ними возможны конфликтные ситуации, причем они могут возникать практически по любым причинам. Такие конфликты считаются весьма опасными, так как могут крайне негативно отразиться на эффективности коллективного труда и общей производительности.
- Внутриличностные. У сотрудников организации встречаются внутриличностные конфликты. Преимущественно они связаны с несоответствием ожиданий и фактических впечатлений от собственной работы. Также причиной ролевого конфликта может стать неадекватная оценка собственных возможностей.
Еще одна распространенная классификация предусматривает выделение нескольких видов конфликтов исходя из их коммуникативной направленности. Такие конфликты особенно актуальны в организациях.
Выделяют такие типы:
- Горизонтальные. К этой категории относятся конфликты, участники которого находятся на одном уровне подчиненности. К примеру, это может быть размолвка между двумя коллегами из одного структурного подразделения. Также в эту категорию могут включаться межгрупповые конфликты при условии, что все их участники находятся на одном иерархическом уровне.
- Вертикальные. К этой категории относятся конфликты, участники которых находятся на разных иерархических уровнях. Наиболее распространенные варианты: стычка между одним сотрудником и руководителем либо целой группой подчиненных с начальством.
- Смешанные. Конфликтные ситуации, в которых одновременно вовлекаются несколько сторон разной иерархической принадлежности.
Возникшие конфликты могут по-разному влиять на коллектив и в разной степени отражаются на продуктивности организации. Исходя из этого предусмотрен еще один, довольно распространенный, подход к классификации.
Исходя из последствий для организации выделяют:
- Негативные. Ситуации, плохо влияющие на производительность предприятия. Обычно разрешение таких конфликтов связано с применением дисциплинарных мер или других способов, при которых одна или обе стороны не приходят к взаимовыгодному решению возникшей проблемы, из-за чего сохраняется напряженность.
- Позитивные. Ситуации, разрешение которых приводит к развитию организации. Обычно сопровождается поиском решения, которое будет удовлетворять все стороны.
На заметку! Выделяют еще 2 вида конфликтов: конструктивные и деструктивные. К первой группе относятся ситуации, вызванные объективными проблемами. Устранить эти противоречия проще. Деструктивные конфликты связаны с субъективными противоречиями и часто остаются нерешенными.
Примеры конфликтных ситуаций в организации
Вариантов конфликтных ситуаций очень много. Такая вариативность особенно выражена в организациях с многоуровневой иерархической системой, где множество отдельных работников или групп постоянно взаимодействуют между собой. Рассмотрим несколько примеров и попытаемся определить пути их решения.
Пример 1. В компании появляется новый менеджер по продажам, который, несмотря на отсутствие опыта, успешно справляется со своими обязанностями. Его коллега – более опытный менеджер, беспокоится из-за того, что новичок привлечет больше клиентов. В свою очередь, новый сотрудник, стремится показать себя, проявляет лидерские качества.
Это типичный для многих сфер деятельности межличностный конфликт. Он связан с постепенно растущей конкуренцией между двумя сотрудниками. Несмотря на сложную, на первый взгляд, ситуацию, решение довольно простое – разделить клиентскую базу между двумя менеджерами, удовлетворив таким образом потребности обоих работников.
Пример 2. Рекламный отдел запрашивает дополнительное финансирование на реализацию эффективной кампании. По их мнению, это позволит увеличить приток клиентов, повысить конкурентоспособность предприятия и привлечь инвестиции. Бухгалтерский отдел выступает против, ссылаясь на то, что вложение может не окупиться и привести к убыткам.
Окончательное решение в данном вопросе в любом случае принимает руководство. Оптимальный вариант развития событий – проведение трехсторонних переговоров, в ходе которых каждая сторона может изложить свое видение ситуации. Это поможет найти взаимовыгодный вариант, удовлетворяющий представителей каждого отдела.
Пример 3. Руководитель просит нескольких сотрудников выйти в выходной день. Утвержденный на предприятии график не предусматривает сверхурочную занятость, поэтому работники имеют полное право отказаться. С другой стороны, это может повлечь за собой несоблюдение сроков, из-за чего клиент не получит заказ своевременно. Руководитель настаивает на сверхурочной работе, из-за чего его просьбы больше похожи на принуждение.
Договориться с сотрудниками, которые не хотят выходить в положенный выходной можно, предложив денежную компенсацию. Альтернативный вариант – оплачиваемый отгул в любой день по запросу. Подобное решение с большой вероятностью удовлетворит сотрудников и позволит сохранить уважительные взаимоотношения с руководством.
На заметку! Как руководитель, так и сотрудник может урегулировать конфликтную ситуацию, если хорошо разбирается в трудовом законодательстве и знает собственные права и обязанности.
Подробнее о решении споров на видео:
Основные причины разногласий
Рассмотрев примеры конфликтов, стоит уделить внимание их причинам. Существует несколько типичных факторов, провоцирующих разногласия между участниками трудового процесса.
Среди них:
- неравномерное распределение ресурсов организации;
- взаимозависимость обязанностей у сотрудников;
- расхождения в ценностях, целях, жизненном опыте;
- острая реакция на нестандартные манеры поведения;
- низкий уровень развития коммуникативных навыков;
- нарушение норм и порядков, принятых в конкретной группе либо во всем коллективе;
- плохая организация трудового процесса;
- недостаток информации;
- давление со стороны руководителя.
Конфликты в коллективе могут возникать по другим причинам. Некоторые факторы влияют не только на сферу трудовых взаимоотношений. Определенные обстоятельства могут провоцировать конфликты как в коллективе, так и за его пределами.
К таким факторам можно отнести:
- низкий уровень заработной платы;
- физическое и/или психоэмоциональное переутомление;
- профессиональное выгорание;
- трудовая деятельность с ненормированным графикам;
- выраженный перфекционизм;
- частая смена руководящего звена.
Конфликты на работе учащаются, если сотрудники не чувствуют, что их труд приносит пользу. Также вероятность разногласий увеличивается в таких направлениях, при которых работнику нужно постоянно общаться с незнакомыми людьми, либо напротив, он лишается коммуникаций.
Кто должен урегулировать рабочий конфликт
В данном вопросе многое зависит от специфики организации и структуры коллектива. Во многих случаях конфликтные ситуации разрешаются его участниками. Причем инициатором примирения может стать любая сторона.
В крупных компаниях, в которых задействуется большое количество сотрудников и существует несколько структурных подразделений, разрешением конфликтов занимается менеджер по управлению персоналом или HR-менеджер. Также эта обязанность может быть возложена на представителя кадрового отдела, но в последнее время такой вариант практикуется редко. Это объясняется тем, что решение конфликтных ситуаций не является прямой обязанностью кадровиков.
В небольших компаниях решением разногласий может заниматься управляющий или непосредственный руководитель предприятия. При этом он обязан оперировать действующими нормами трудового законодательства.
Пути разрешения
Решение конфликтной ситуации является многоступенчатым процессом. В значительной мере способ разрешения зависит от того, какие позиции занимают стороны. Основная задача при разрешении конфликта – снизить уровень деструктивных последствий.
Выделяют следующие стратегии разрешения конфликтов:
- Дистанцирование. Предусматривает минимизацию взаимодействий с личностью или группой, с которой может возникнуть конфликт. К сожалению, этот подход плохо действует в организациях, где потенциальные стороны рано или поздно все рано столкнуться между собой.
- Сглаживание. При возникновении конфликта одна из сторон стремится сгладить разногласия, принимая навязываемые условия. Подход неэффективный, так как причина появления спорных моментов никуда не девается.
- Навязывание. Ситуация, при которой завершение конфликта инициируется третьей стороной. В условиях организации эту роль обычно выполняет руководитель. Метод может быть эффективен, если при разрешении сложившейся ситуации учитывается мнение каждой стороны.
- Поиск компромисса. Предусматривает взаимовыгодное разрешение конфликта, при котором каждая сторона остается довольной. Наиболее сложная, но при этом самая эффективная стратегия.
Стоит отметить, что большинство конфликтных ситуаций можно предотвратить. Для этого в организации должна действовать грамотная система отбора персонала и выверенная кадровая политика. Руководитель не должен подрывать собственный авторитет. Снизить частоту возникновения размолвок поможет грамотная мотивация персонала и создание благоприятного психологического климата.
Конфликты в организации могут возникать между отдельными сотрудниками либо целыми группами. Чтобы успешно разрешить ситуацию, необходимо четко определить причину разногласий. Это позволит применять одну из эффективных техник, направленных на разрешение конфликта и минимизировать негативные последствия.
Наверх
Напишите свой вопрос в форму ниже
Примеры и способы разрешения конфликтов
Командные конфликты неизбежны. Команда может хорошо работать вместе, но почти наверняка в какой-то момент возникнет один или несколько конфликтов между членами команды. Однако то, как улаживается конфликт, создает или разрушает команду.
Если в команде не принято немедленно решать и разрешать конфликты, команда, вероятно, продолжит борьбу. Результатом плохого разрешения конфликтов является ухудшение производительности, снижение эффективности и производительности внутри команды.
Хорошей новостью является то, что есть несколько стратегий разрешения конфликтов, которые команды могут одобрить и которые могут предотвратить любые споры, которые могут сказаться на производительности команды.
В этой статье мы рассмотрим, что такое конфликты в командах, почему они возникают и почему их разрешение так важно, а также стратегии их решения. Мы также рассмотрим различные типы конфликтов.
Что такое командный конфликт?
Конфликт в командах возникает из-за отсутствия согласия между двумя или более членами команды. Они могут принимать форму споров, проблемных отношений, негативного поведения или даже агрессивных действий.
Эти конфликты могут возникать из-за расхождений в целях, ценностях или методах внутри команды и приводить к нарушению рабочего процесса и отрицательным результатам команды. Однако конфликты по своей сути не вредны для команды — если их решать целостным и конструктивным образом, они действительно могут быть полезными.
Таким образом, влияет ли конфликт на производительность или нет, зависит от того, как происходит его разрешение. Важно отметить, что конфликты не только распространены в командах, но и являются естественным явлением.
Это потому, что команды обычно состоят из разных людей, каждый из которых имеет разный опыт, области знаний и точки зрения.
Почему важно решать и разрешать конфликты?
Управление конфликтами — ключевой навык командной работы, которым должны обладать не только лидеры, но и любой ценный член команды. Хотя поведение избегания не редкость, если организационный конфликт не решить немедленно, это может повредить моральному духу и негативно повлиять на работу команды.
Не говоря уже о затратах на психическое здоровье работника. Решение конфликтов может помочь создать более позитивные связи между членами команды и, следовательно, способствует созданию более здоровой рабочей среды, что предотвратит возникновение новых конфликтов в будущем. Все сводится к более высокой производительности и продуктивности, которые необходимы для любой успешной организации.
Ниже перечислены некоторые негативные последствия неразрешенного конфликта:
- Снижение мотивации
- Стресс на рабочем месте
- Пониженный боевой дух
- Снижение производительности и эффективности
- Низкая производительность команды
Преимущества разрешения конфликтов в команде
Ни для кого не секрет, что конфликты мешают достижению качественных командных результатов, но это просто. На самом деле конфликты на рабочем месте могут иметь ряд негативных последствий.
Может формироваться негативная рабочая среда, которая влияет практически на все аспекты команды и ее работы. Соответственно, быстрое и эффективное разрешение конфликтов имеет ряд положительных эффектов.
Команды, которые успешно преодолевают прошлые конфликты и извлекают из них уроки, как правило:
Имеют более высокую производительность
Вместо того чтобы зацикливаться на мелких спорах и цепляться за обиды или недовольство, члены команды немедленно прекращают конфликт.
Следовательно, они могут выполнять свою работу быстрее и эффективнее, поскольку они не беспокоятся о негласной напряженности в офисе, что приводит к более эффективной команде.
Инновации больше
Члены команды чувствуют себя в безопасности, предлагая новые и нестандартные идеи, поскольку они знают, что остальная часть команды не будет осуждать или унижать их, даже если они не согласны с вами.
Конфликт в командах рассматривается как конструктивная возможность узнать что-то новое и повысить творческий потенциал и инновации.
Стать более сплоченным
Преодолевая конфликты вместе, члены команды могут развивать доверие и признательность друг к другу, что укрепляет их межличностные связи и, следовательно, повышает уровень командной сплоченности. В свою очередь, более высокая сплоченность предотвращает возникновение новых конфликтов.
5 Стратегии разрешения конфликтов
Команды должны поддерживать эффективные стратегии управления конфликтами, чтобы их гармония не нарушалась из-за бесплодных споров. Можно применить на практике несколько стратегий, направленных на предотвращение и облегчение разрешения всех типов командных конфликтов.
Ниже описаны 5 стратегий разрешения конфликтов:
Немедленное решение
Крупный организационный конфликт может возникнуть из-за малейшего разногласия. Сначала это может потребовать простого решения, однако, если команда решит избежать этого или заместит его под ковер, со временем оно может обостриться пропорционально.
В то время как некоторые предпочитают избегать конфронтации, молчание о «слоне в комнате» только усилит напряженность между членами команды и создаст общую некомфортную рабочую атмосферу.
Стремление разрешать конфликты в реальном времени вместо того, чтобы позволять членам команды мучительно задерживаться на проблеме, может иметь большое значение. Быстрое решение окажет гораздо меньше негативного влияния на результаты команды.
Улучшение коммуникации
Точно так же, как хорошая коммуникация является одной из ключевых характеристик высокоэффективных команд, плохая коммуникация или ее отсутствие может привести к конфликтам на рабочем месте. Членам команды практически невозможно прийти к соглашению по какому-либо вопросу, если они не выражают своих истинных мнений и точек зрения и не активно слушают.
Неправильное общение, скорее всего, приведет к недовольству и недовольству окружающих, а также к значительному снижению производительности. Таким образом, если вы столкнетесь с конфликтом внутри команды, особое внимание следует уделить общению между членами команды.
Это означает обсуждение самого конфликта, почему он стал проблемой и что может быть его причиной. Обе стороны в разногласии могут выразить свою точку зрения, но обе должны также слушать и прилагать усилия, чтобы понять точку зрения друг друга.
Будьте чуткими
С годами и благодаря таким авторам, как Дэниел Гоулман, стало известно, что высокий уровень эмоционального интеллекта (EQ) так же (если не более) важен, как и высокий коэффициент интеллекта (IQ). ).
Это особенно актуально для команд и вообще для любой работы, в которой вам необходимо работать вместе с другими людьми. Обладать сильным EQ означает иметь повышенную способность распознавать эмоции как в себе, так и в других, что позволяет нам лучше осознавать и понимать трудности других людей.
По этой причине из эмпатов получаются ценные командные игроки и лидеры, и в целом у них больше шансов добиться успеха в командной обстановке. Тем не менее, если возникает межличностный конфликт, важно обеспечить справедливое решение, учитывающее обе стороны спора.
Их точки зрения и опасения могут различаться, но они, безусловно, оба обоснованы — по крайней мере, в определенной степени. Столкновение с их различиями, проявляя сочувствие, будет способствовать взаимопониманию. Это поможет прийти к взвешенному решению, которое оставит всех довольными и почувствует, что их голос услышан.
Устранение основных проблем
Чтобы найти хорошее долгосрочное решение конфликта, необходимо начать поиск его основных проблем. Поначалу это может быть неочевидно, однако открытое общение и создание атмосферы психологической безопасности является ключом к более широкому пониманию того, откуда возникает конфликт.
Члены команды должны иметь возможность честно делиться своими точками зрения и безопасно демонстрировать несогласие. Этого можно добиться, побуждая команду делиться истинными мыслями и опасениями, а не хранить секреты и затаивать обиды. Короче говоря, важно развивать позитивную рабочую культуру.
Краткосрочные решения могут работать как быстрое решение, но если команда не устранит корень проблемы, она будет возникать снова и снова. Как только основные причины известны, их непосредственное устранение всегда является более сильным решением, которое не только разрешит конфликт навсегда, но и предотвратит возникновение подобных конфликтов в будущем.
Найдите точки соприкосновения
Члены команды должны разделять командные ценности, которые дают им мотивацию и стремление работать для достижения общей цели. Это то, что заставляет команду работать как единое целое.
Еще лучше, если видение и цели команды лично находят отклик у членов команды, повышается удовлетворенность работой. При межличностном конфликте может быть хорошей идеей сместить акцент с того, что разделяет членов команды в данный момент, на то, что объединяет их как команду.
Переключение внимания на согласованные действия и общие основания между сторонами в споре может облегчить решение и улучшить межличностные отношения по делу.
4 наиболее распространенных типа командных конфликтов
Командные конфликты не одинаковы. Существует 4 различных общепризнанных типа конфликтов, которые обычно возникают в командах, и каждый из них создает различные проблемы для управления конфликтами.
Ниже приведен краткий анализ типов конфликтов и их атрибутов.
Конфликт на основе задачи
Этот тип конфликта возникает из-за разногласий по поводу конкретной задачи. Это может быть связано, например, с решением относительно задачи или с отставанием товарища по команде от графика при выполнении ее части.
Из-за взаимозависимости задач эти конфликты могут затруднить для команд их успешное и своевременное выполнение или даже решение задачи в первую очередь. Как следствие, выполнение задач, достижение целей и общая производительность имеют тенденцию к снижению.
Конфликт процессов
Конфликт процессов обычно возникает из-за различий в стилях работы членов команды. Хотя у человека может быть предпочтение выполнять свою работу определенным образом, коллеги могут не согласиться с тем, что это самый практичный или быстрый подход, который может сказаться на производительности всей команды.
Подобные ситуации могут вызвать разногласия, например, относительно решения, связанного с делегированием задач. Кроме того, конфликты процессов могут привести к конфликтам в отношениях, если члены команды чувствуют, что на них нападают лично.
Конфликт отношений
Эти конфликты возникают, когда проблемы между членами команды становятся личными или когда возникает конфликт между личностями, отношениями или ценностями. Конфликты в отношениях — обычное дело в командах — не всегда у всех получается найти общий язык.
Тем не менее, они также наиболее вредны для командной работы. Враждебные разногласия могут создать сложную рабочую среду, из-за которой всем будет труднее работать вместе.
Конфликт статуса
Конфликт статуса обычно связан с разногласиями по поводу полномочий и ролей, связанных с принятием решений. Каждый менеджер отличается своим стилем руководства, и он не всегда будет нравиться всем в команде.
Сотрудники также могут не согласиться с тем, кто должен быть главным, что приведет к неподчинению. Точно так же лидеры часто не соглашаются с ними, что может повредить моральному духу команды.
Каковы причины конфликтов в команде?
Согласно международному исследованию, проведенному CPP Global в 2008 году, наиболее распространенными причинами конфликтов на рабочем месте являются:
- Различия в характере (49%)
- Стресс (34%)
- Несоответствующие рабочие нагрузки (33%)
- Плохое руководство (29%)
- Проблемы со связью (26%)
Как улучшить навыки управления конфликтами
Хотя лидеры играют решающую роль в управлении конфликтами, все члены команды должны обладать базовыми навыками разрешения конфликтов, так как это важные компетенции для всех, кто работает в команде.
Возможность справиться с любым конфликтом и разрешить его в режиме реального времени меняет правила игры для производительности команды. Таким образом, это очень желательный навык, который рекрутеры ищут в соискателях.
Не говоря уже о том, что функциональное понимание причин конфликта и использование конструктивных стратегий для поиска решений имеют решающее значение для роста команды и инноваций.
Организации могут предлагать своим сотрудникам тренинги по урегулированию конфликтов, чтобы помочь им улучшить и освоить новые навыки управления конфликтами. Прохождение обучения может даже укрепить организационные команды, помогая членам развивать здоровые отношения между собой и, следовательно, предотвращать будущие конфликты.
Часто задаваемые вопросы о командном конфликте
Как справиться с командным конфликтом Вопрос на собеседовании?
На собеседовании лучший способ ответить на вопрос о конфликте в команде — привести конкретный пример того, как вы успешно справлялись с прошлым конфликтом. Опишите сложную конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. Затем объясните, что ее вызвало и какова была ваша стратегия ее решения, и перечислите положительные результаты для команды.
Как справляться с конфликтами в команде в качестве менеджера?
Если коллеги, находящиеся в разногласиях, не могут найти решение самостоятельно, во многих случаях руководитель должен вмешаться и помочь разрешить конфликт.
В обязанности менеджера входит разрешение споров между членами команды и принятие справедливых и беспристрастных решений по их разрешению. Однако каждый в команде обязан внести свой вклад в управление конфликтом.
Есть ли преимущества конфликта задач?
Да, конфликты, связанные с задачами, могут оказать положительное влияние на команду. Это, однако, тесно связано с подходом команды к конфликту. Чтобы конфликт был конструктивным, члены команды должны приложить усилия, чтобы понять, что его вызвало, и извлечь из этого уроки.
Таким образом они предотвращают конфликты и улучшают будущие результаты. Участие в конструктивном поведении в командном конфликте может заключаться в обмене разными мнениями, а также в повышении креативности и инноваций.
Вопросы для интервью по разрешению конфликтов
Никто не любит конфликтов, особенно на работе. Но разногласия между коллегами неизбежны, и очень важно показать потенциальным работодателям, что вы хорошо разбираетесь в разрешении конфликтов. Будете ли вы участвовать в ближнем бою или можете отступить и оставаться хладнокровным?
Очевидно, что не все в вашей карьере будет легким, будь то столкновение с человеком, который украл ваш обед из офисного холодильника, или переговоры о новом контракте с клиентами, или обсуждение нового предложения о работе. В такой разнообразной среде, как современное рабочее место, будут различия во мнениях и поведении. Работодатели должны быть уверены, что вы можете хорошо ладить с другими.
Разрешение конфликтов — это лишь одно из многих препятствий, с которыми вам может столкнуться рабочее место. Вот пять распространенных вопросов, которые менеджеры по найму задают, чтобы оценить ваши навыки разрешения конфликтов и лучший подход к ответам на них.
ВОПРОС 1: Как вы справляетесь с конфликтами?Люди не всегда будут ладить друг с другом. Это просто факт. Работодатели хотят знать, что вы можете реагировать на конфликт дипломатично. Если вы относитесь к типу «по-моему или по-максимуму», на собеседовании вы далеко не уйдете.
Начните с акцента на общении и уважении как средстве разрешения конфликтов. Например: «Я всегда отвожу человека в сторону и обсуждаю проблему наедине. Я активно слушаю, чтобы убедиться, что понимаю точку зрения другого человека, и работаю с этим человеком, чтобы вместе выработать решение». Подчеркните, что даже если вы оба не совсем согласны с конечным результатом, вы пытались хотя бы пойти навстречу друг другу.
ВОПРОС 2: Расскажите мне о случае, когда у вас возникла проблема с коллегойЭто вопрос поведенческого интервью, то есть вы должны использовать его как возможность поделиться историей успеха о том, как вы решили проблему с коллега в прошлом. Вы хотите убедиться, что выбрали инцидент, в котором вы и ваш коллега смогли решить проблему между собой, не привлекая вашего начальника или других вышестоящих лиц. Продемонстрируйте свою компетентность в решении проблем.
Сосредоточьте свой ответ на фактах, а не обвиняйте другого человека. Вместо того, чтобы говорить: «Джим был таким бездельником», просто объясните ситуацию и какие шаги вы предприняли для решения проблемы: «По крайней мере в трех случаях Джим сорвал сроки, что отодвинуло наш производственный график. После того, как я обсудил это с ним, вместе мы нашли способ улучшить систему рабочего процесса».
ВОПРОС 3: Расскажите мне о случае, когда вы не согласились со своим начальникомБудьте осторожны. (И да, мы знаем, что это может быть непросто.)
Чтобы задать позитивный тон, начните свой ответ с признания сложности ситуации: «Нелегко спорить с вашим менеджером, но я понял, что это необходимо делать несколько раз».
Затем выберите анекдот, который показывает, что вы уважаете мнение своего начальника: «Когда мой начальник предложил изменить нашу рекламную кампанию на новых клиентов, мы выяснили, что не работает, и вместе разработали новую стратегию».
ВОПРОС 4: Как вы справляетесь с разногласиями при работе в команде?Разрешение конфликтов часто является совместной работой. Не всегда легко найти общий язык с коллегами, но это не повод сбрасывать со счетов их вклад. Неудивительно, что многие работодатели ищут кандидатов на работу, которые демонстрируют сильные навыки работы в команде.
Менеджеры по найму хотят услышать, что вы цените разнообразие мнений и понимаете, как разные точки зрения могут способствовать лучшему решению, чем если бы все сразу согласились друг с другом.
Таким образом, ваш ответ на этот вопрос должен указывать на то, что вы приветствуете альтернативные точки зрения: «Я всегда ценю точки зрения, отличные от моей собственной. Когда кто-то выражает другое мнение, я внимательно слушаю, что говорит человек, и использую эту обратную связь».
ВОПРОС 5: Расскажите мне о случае, когда вам приходилось отвечать недовольному клиенту или клиентуКогда вы проходите собеседование на должность клиента или клиента, вы претендуете на должность представителя компании и этот тип роли влечет за собой большую ответственность.
Особенно в эпоху Интернета то, как вы реагируете на конфликты с клиентом, является общественным делом. Потеря крупного клиента или клиента может стоить компании больших денег. Покажите, что вы готовы сделать все возможное, чтобы клиенты были довольны. Это показывает, что вы понимаете ценность обслуживания клиентов.
Как и в случае с другими вопросами о поведенческих интервью, ваш анекдот должен быть сосредоточен на положительном исходе: «Вот как я разрядил ситуацию и сделал клиента счастливым в будущем».
Покажите менеджерам по найму, что вы не лелеете раздутое эго и готовы принять участие в процессе поддержания мира. Такое отношение может не только сослужить вам хорошую службу на рабочем месте, но и улучшить отношения в нерабочей среде.
Научившись мирно сосуществовать с коллегами, вы далеко зайдете. Хотите узнать больше от экспертов, чтобы преуспеть в работе? Monster может отправить вам бесплатные советы по карьере и поиску работы, чтобы вы научились сохранять хладнокровие, когда давление неизбежно нарастает.