Социометрия и диагностика для классного руководителя
Диагностическая методика «НАСТРОЕНИЕ»
Цель: выявить отношение обучающихся к учению и изучению отдельных предметов.
Обучающимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают в школе. Рядом с каждым предметом изображены три смайлика. Ученику предоставляется право выбрать тот смайлик, который соответствует чаще всего его настроению при изучении этого предмета, поставить напротив знак (+).
Результаты диагностики
Предметы | |||
Русский язык | |||
Литература | |||
Математика | |||
История | |||
Биология | |||
География | |||
Английский язык | |||
Немецкий язык | |||
Физическая культура | |||
Музыка | |||
ОБЖ | |||
Технология | |||
ИЗО |
Дата________________ Класс_____________
ФИ____________________________________________________________
Предметы | |||
Русский язык | |||
Литература | |||
Математика | |||
История | |||
Биология | |||
География | |||
Английский язык | |||
Немецкий язык | |||
Физическая культура | |||
Музыка | |||
ОБЖ | |||
Технология | |||
ИЗО |
Дата________________ Класс_____________
ФИ____________________________________________________________
Предметы | |||
Русский язык | |||
Литература | |||
Математика | |||
История | |||
Биология | |||
География | |||
Английский язык | |||
Немецкий язык | |||
Физическая культура | |||
Музыка | |||
ОБЖ | |||
Технология | |||
ИЗО |
Социометрия.
Исследование школьного коллектива.
Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений).
Задачи: 1.Оценить социометрический статус каждого учащегося.
2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе.
3. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами».
Объект исследования: учащиеся ____ класса ____ человек.
Для учеников выбрана анкета.
Анкета — самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы хотим, чтобы наш класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно.
Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».
На бланке анкеты напечатаны вопросы (критерии) и определено место для ответов. Для учеников можно использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором, или же таблицу с готовым списком обучающихся. Важна для школьников и формулировка вопроса. Он должен быть понятен, а ситуация выбора — ценной для ребёнка.
Анкета для мониторинга.
Фамилия и имя ученика _________________________________
Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания?
Ответ:
Выбор 1.
___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы не позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.
___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Анкета для мониторинга.
Фамилия и имя ученика _________________________________
Вопрос 1: С кем ты хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 2: С кем ты не хотел бы сидеть за одной партой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 3: С кем бы ты хотел делать домашние задания?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 4: Кого ты хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.
___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 5: Кого ты не хочешь пригласить на свой день рождения?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 6: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 7: Если бы ты переходил в другую школу, кого бы не позвал с собой?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 8: Кого бы ты попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Вопрос 9: Кого бы ты не попросил о помощи в трудной ситуации?
Ответ:
Выбор 1.
___________________________________________
Выбор 2.___________________________________________
Анализ результатов.
Класс характеризуется средним уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).
Показателем среднего уровня сплоченности является частичная оценка формальных и неформальных лидеров, средний процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» — коммуникативных – качеств.
По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.
Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах.
Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.
Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.
1.
2.
3.
Группа 2 – «популярные» — имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников
1.
2.
3.
Группа 3 – «принимаемые» — дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.
1.
2.
3.
Группа 4 – «робинзоны» — дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.
д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.
1.
2.
3.
Наличие в классе более 4х «робинзонов» может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике, следует исключить также случаи, ориентированные на медицинское вмешательство.
Рекомендации к работе классного руководителя.
Не афишировать результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях – «робинзонах».
В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся — социометрических лидеров – формальных и неформальных, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения.
Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т.
д.
Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость).
Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года. Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.
Социограммы
СоциограммыРеклама
1 из 47
Верхний вырезанный слайд Скачать для чтения офлайнОбразование
Социограммы
Реклама
Реклама
Реклама
Социограммы
- «Если у вас были вечеринка на день рождения, кто из твоих троих одноклассники бы ты приглашаешь?
- Социограммы
- СОЦИОГРАММЫ «графическое представление социальных ссылки, которые есть у человека» Он используется для анализа выбора или предпочтения, которые делает каждый ученик внутри группы
- Социограмма создана учителем
устройство, которое определяет, как
студент просматривается его / ее
сверстников, когда он / она взаимодействует с
одноклассники.
СОЦИОГРАММЫ - Создается после каждый ученик отвечает на вопрос, который пытается прощупать социальную принадлежность с другими учениками (или одноклассники) СОЦИОГРАММЫ
- Результат социометрический тест сведены в таблицу, чтобы определить, как много раз каждый ученик выбрано и кем СОЦИОГРАММЫ
- Категории учащихся в классе Звезда Студент, который выбирают самые номер его одноклассники
- Изолировать Студент, который не выбранный любым из его одноклассники Категории учащихся в классе
- Взаимный выбор Студенты, выбравшие друг друга Категории учащихся в классе
- Выбор в одну сторону Студенты, выбравшие кто-то, кроме выбор не отвечал взаимностью Категории учащихся в классе
- Клика Группа из трех и более человек ученики в классе кто все выбирают каждый другой Категории учащихся в классе
- Как составить социограмму 1. Придумайте простой и Легко понять напр. «Если бы у тебя был день рождения партия, кто из трех твоих одноклассников ты пригласишь?
- Как составить социограмму
2.

Попросите учащихся записать свои ответы к вопросу. (четко указать любые ограничения на выбор быть произведенным) напр. количество вариантов, только одноклассники - Как составить социограмму 3. Подсчитайте, сколько раз каждый ученик выбран.
- Как составить социограмму 4. Составьте схему, состоящую из нескольких круги. (Каждый кружок содержит имя учащегося. укажите стрелкой ученика, который выбрал другого одноклассника.)
- Как составить социограмму 5. Оцените схему, чтобы определить, кто среди студентов наиболее популярен и самый непопулярный.
- Пример социограммы
- Использование социограмм 1. позволяет ученику работать с выбранный одноклассник или друзья
- 2. размещение изолята в ситуации где он мог быть шарадой лидер или капитан команды Использование социограмм
- 3. обучение социальным навыкам к изолятам или односторонний выбор студенты Использование социограмм
- 4. определение путей социального прием студентов, которые часто плохо себя ведут Использование социограмм
- В некотором смысле социограмма может
определить тех, кто в друзьях
и те, кто нет.

- Ограничения Социограммы 1. Социограммы показывают только выбор, а не причины для такого выбор
- 2. Социограммы не обязательно отражают истинное общественное признание или интеграция в случае взаимного выбор и клики Ограничения Социограммы
- 3. Социограммы на самом деле не отражать изоляты как отвергнутые его одноклассники. Изоляты могут быть учениками кто новенький или застенчивый в классе Ограничения Социограммы
- 4. Социограммы могут указывать популярность или изоляция на основе вид задаваемых вопросов. Если ситуация должна была измениться, т. выбор может быть совсем другим. Ограничения Социограммы
- Чтобы сделать социограммы более достоверными и надежны, их следует использовать на старте и конец учебного года или, возможно, провести социометрический тест в середине учебного года с различным набором вопросы, заданные в разных ситуациях.
- Измеряемые значения
- Значения определяются как
представления человека об идеале
поведение в поисках истины,
мудрость и красота.

- Значения обычно запоминаются и признается важным группами людей. Брак поддерживается обществом как священная церемония и любой, кто отказывается принимать его таким, какой он есть считается социальным девиантом.
- Значения должны быть предварительно выбраны добровольно из набора альтернатив. Затем они должен дорожить человеком. Наконец, на них нужно неоднократно воздействовать человек.
- Процесс уточнения включает следующие шаги: C- охотно выбирать из альтернатив P- приз значение A- многократно воздействовать на это значение
- Кластеры ценности Самодисциплина Чистота, порядок, физкультура, здоровье, экологическая гармония, упорядоченность поведение и самоконтроль
- Кластеры ценности Честность Верность себе, правдивость, надежность, искренность и честность
- Кластеры ценности Мужество Активность, позитивный настрой, духовная сила
- Кластеры значений Уважение Забота, забота, терпимость, рассмотрение
- Кластеры ценности Ответственность Обязательство, ответственность, надежность
- Кластеры ценности Национализм/культурный Верность, патриотизм, уважение наследие, гордость за свою страну
- Кластеры ценности Мир / благоразумие Справедливость, справедливость, гармония, спокойствие
- Кластеры ценности Уверенность в себе Надежность, независимость, трудолюбие, находчивость, креативность
- Кластеры ценности Любовь / Самоотверженность Обслуживание, доброта, дружелюбие, братство
- Кластеры ценности Совершенство Производительность, качество, упорство
- Кластеры ценности Духовность Смирение, осознание единства с других людей и существ, чистоту, чувствительность к религиозным ценностям
- Кластеры ценности Гармония Красота и простота
- При измерении определенного значения, усваивается учащимся, конкретный показатели должны быть прописаны и варианты могут быть перечислены следующим образом: Всегда, часто, иногда, редко и Никогда
- Пример шкалы оценки
патриотизм
Индикатор Всегда
5
Часто
4
Иногда
3
Редко
2
Никогда
1
Я покупаю продукты филиппинского производства
Я пою «Лупанг Хиниранг».
Я говорю другим посетить прекрасное
мест в стране.
Я говорю другим восхищаться историями
о наших национальных героях.
Я читал книги о нашей национальной
герои. - Деятельность
Реклама
САД YOKUFUNDISA: СОЦИОГРАММЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Социальные Взаимодействие играет важную роль в развитии личности индивидуальный. Дети в школьных ситуациях в основном взаимодействуют в группах. родители-педагоги, социальные работники, психологи и другие лица, заинтересованность в улучшении общественных отношений должна изучать механизм, который действуют в социальном взаимодействии. Для эффективного взаимодействия с социальными группами необходимо изучить динамику социального поведения. Шериф и Шериф в своей книге по социальной психологии определял группу как «группа – это социальная единица, состоящая из индивиды, находящиеся в ролевых и статусных отношениях друг с другом, стабилизировались в некоторых отношениях друг к другу, стабилизировались в какой-то степени в время и которые обладают набором значений собственных норм, регулирующих их поведение, по крайней мере, в вопросах, имеющих значение для группы.

| Селектор Выбранный | А | Б | С | Д | Е |
| А | 1 | -1 | |||
| Б | 1 | -1 | |||
| С | 1 | -1 | |||
| Д | 1 | -1 | |||
| Е | 1 | -1 | |||
| Итого | 3 | +1 -1 | -1 +1 | -3 |
Итого для каждого ученика может быть
посчитали и вошли. Это дало бы меру принятия или популярности для
положительные ответы и отказ или непопулярность для отрицательных ответов. Некоторый
исследования могут опасаться, что разоблачение отрицательного выбора вызовет проблемы со стороны
хулиганы и озлобленные отношения. Учителя могли обеспечить конфиденциальность
ответы учеников и предотвратить утечку информации о предпочтениях, учеников можно убедить
заполнить оба набора вопросов. Martix также может быть представлен в виде
диаграмма, называемая социограммой. Чтобы нарисовать такую диаграмму, необходимо соблюдать несколько правил.
последовал. Например. Если «А» нравится «Б», это представляется таким образом; А Б. Если «Б»
по очереди, как «А», становится взаимным выбором AB Если «А» не нравится «Б», это
представлено так: A——-B. Если «А» было
чтобы понравиться «B» и «B» должны были отвергнуть, это представлено таким образом A B.
Если ни одна из ломаных линий
к студенту не проводится непрерывная линия. Надо понимать, что
студент игнорируется.
У них привлекательное телосложение или хорошее здоровье 2.
У них обычно интеллект выше среднего 3.
У них лучше или выше успеваемость в классе 4.
У них экстравертная личность 5.
У них высокая самооценка и высокая самооценка или высокая самооценка.
уровень стремления. 6.
Они разговорчивы или принимают участие во всех типах разговоров
и иметь уверенность в себе. 7.
Они очень общительны и помогают другим. Учитель
может воспользоваться помощью популярных студентов в организации эффективного обучения. Они есть
полезно для корректировки изолятов класса. Проблема в классе может быть
легко решается учителем, принимая их на свой счет, но он не должен
придавать им чрезмерный вес. они могут играть конструктивную роль в
учебная ситуация в классе. Изолированные учащиеся классной комнаты,
ученик класса любит или не дружит с ними, такие ученики
называются изолятами или отвергнутыми учениками класса.
Они требуют помощи со стороны
учитель. 1.
Учитель должен попытаться выявить их проблемы,
обсуждая с ними. Физические, психологические и образовательные тесты должны
использоваться в целях диагностики. 2.
Изоляты должны быть осведомлены о характеристики звезд. 3.
Учитель должен умеренно хвалить изолятов.
всякий раз, когда они преуспевают в какой-либо школьной работе. 4.
Учитель должен выяснить те навыки и увлечения, в которых
изоляты кажутся многообещающими, и их следует попытаться развить. 5.
Учитель должен обсудить проблему изолятов с их родители. 6.
Их следует поощрять, а учитель должен заниматься
сочувственно разрабатывая отчет с ними. Взаимный
пары — это те ученики, у которых есть взаимное притяжение симпатии друг к другу.
другой. У студентов есть близкая дружба или взаимное влечение, известное как взаимные пары
друзья. Есть
цепочки аттракционов среди учеников класса.
Взаимные пары имеют
им нравится третий или четвертый
студенты. Третий и четвертый имеют
достопримечательности или симпатии с шестым или седьмым учеником. Таким образом, их симпатия или притяжение образуют цепочки
отношений между одноклассниками. Другое
категория студентов – «отказники». А
отвергнутый — это тот, кто создает неудобства в
класса частыми драками и ссорами.
Его одноклассники могут избегать его из-за страха. Он может быть полностью. Тот, кто получает максимум Число
отрицательных оценок является отклонением. Его не любят большинство одноклассников. НЕКОТОРЫЕ
РУКОВОДНЫЕ ПОСТЫ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИОМЕТРИЕЙ 1.
Учащиеся в классе должны быть хорошо знакомы с каждым
другой. Социометрия
тест не следует проводить в первую неделю. Минимальный шестинедельный интервал должен
допустимо. 2.
Должны существовать позитивные отношения между учителем и учеником 3.
Ответы учащихся должны быть конфиденциальными.
СОЦИОГРАММЫ


Я говорю другим посетить прекрасное
мест в стране.
Я говорю другим восхищаться историями
о наших национальных героях.
Я читал книги о нашей национальной
герои.