Примеры чувственного познания: Приведите примеры рационального и чувственного познания

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: TelegramВконтактеFacebook

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Познавательные процессы
  • Психическое отражение
  • Опыт обучения: модель Гиббса
  • Психические процессы: виды и краткая характеристика
  • Чувства, эмоции и ощущения: первый шаг к профайлингу
  • Почему люди верят в магию
  • Теория когнитивной нагрузки
  • Управление эмоциями с помощью цвета
  • Что такое сознание?
  • Ощущения: что это такое и какими они бывают

Ключевые слова:_D1027, 1Когнитивистика, 4Психорегуляция

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Вопрос №9. Ощущение, восприятие и представление личности. Их сущность, функции

Ощущение, чувственный опыт


простейший психический процесс
, представляющий собой психическое
отражение отдельных свойств и состояний внешней среды
, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. В психологии ощущения считаются первой стадией ряда биохимических и неврологическихпроцессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию).

Ощущение

— это проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.

Физиологическим механизмом ощущений является деятельность нервных аппаратов — анализаторов, состоящих из 3 частей:

* рецептор — воспринимающая часть анализатора (осуществляет преобразование внешней энергии в нервный процесс)

* центральный отдел анализатора — афферентные или чувствительные нервы

* корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира. Функция ощущений

– получать информацию о состоянии внешней и внутренней среды с помощью органов чувств.

Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

Пять основных видов ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус

— были известны уже древним грекам. В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.

Восприятие


целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств
. Это
психический процесс
, заключающийся в
отражении предмета или явления в целом
при его воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Функция восприятия

— создание осмысленного представления об окружающем мире.

Представление


воссоздание образа предмета или явления в данный момент не воспринимаемого
, но
зафиксированного памятью
(появление которой обусловлено развитием мозга сверх пределов, необходимых для простой координации функций отдельных органов), а так же (на последнем этапе развития познания), образ, созданный продуктивным воображением, опирающимся на абстрактное мышление (например, визуальное изображение ни разу не виденной солнечной системы из одного лишь рассудочного знания).

ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Сигнальная (на потом в деятельности), регулирующая (на сейчас в деятельности), настроечная (формир. прогноз действий).

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Примеры

Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.

В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.

Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.

Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.

Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т. д.

Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.

По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.

При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.

Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Понятие и характеристика

Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.

Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.

Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.

Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.

Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.

Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.

По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.

Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Почему чувственное восприятие важнее мышления?

Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать — это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм — мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.

В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое — то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.

По сути, слова — это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.

Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.

В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории — тем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению — тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.

Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс — мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.

И в результате чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам — тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия — мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.

А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия — это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность — он теряет способность действовать в ней.

Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление — это вторичный от реальности продукт.

Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье — полное, без исключений, проживание собственной жизни.

Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать — тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Перестав фиксироваться на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.

Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.

Теги: самоанализ, мышление, личностная психология, работа над собой, чувства, мысли

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Рациональное познание и его формы

А сейчас кратко рассмотрим особенности рационального познания. Данная форма исследования этого мира отличается от инстинктивного восприятия тем, что базируется на логическом мышлении и накоплении знаний.

Абстрактный ход мыслей помогает нам выходить за рамки чувственного познания и принимать важные решения.

К рациональному познанию относится три метода осязания:

  1. Понятие

    характеризуется возможностью создать собирательное понятие о том или ином предмете. Например, понятие «тетрадь» будет иметь для человека общее понятие и набор определенных характеристик, которые не зависят от времени или места нахождения.

  2. Суждение

    является особой формой познания, которое способно суммировать количество имеющихся понятий и формировать собственное суждение об окружающей среде. Также сюда включают соотношение жизненных событий и обстоятельств, на основе которых человек делает определенные выводы. Например, чтобы сделать вывод, что такое психология, нам не будет достаточно прочесть одно правило в учебнике. Для этого нужно усвоить массу понятий из психологии и углубленно изучить тему, чтобы, наконец, составить собственное субъективное мнение.

  3. Умозаключение

    , в свою очередь, базируется на совокупности суждений и помогает нам найти истину. Чтобы сформировать окончательное мнение, не достаточно собрать определенное количество понятий. Для этого нужно путем сбора суждений сделать единый вывод, который будет для человека истинным.

Одним словом, рациональное познание – это разумный подход к тому или иному вопросу. Чтобы успешно задействовать этот вид осязания, нужно хорошо владеть логикой и абстрактным мышлением. Для этого необходимо повышать свой уровень оперирования суждениями, понятиями и умозаключениями.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Методы чувственного познания в науке Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум

Работа выполнена в рамках гранта 16-23-01004 «а(м)». РГНФ-БФФИ. Философско-методологические и естественнонаучные основания современных биологических и экологических концепций.

Особая роль чувственного уровня научного познания заключается в том, что он является исходным и базовым для научного познания, поскольку именно на нем происходит непосредственное взаимодействие субъекта научного познания с познаваемыми им объектами реальности [1, 5, 8].

Уровень чувственного знания в науке представлен данными наблюдения и эксперимента над объектом познания. Его результатами являются чувственные схемы и модели познаваемых объектов как «вещей в себе». Необходимо различать объекты внешнего мира, существующие независимо от сознания и познания («вещи в себе» – Кант), и чувственные объекты, как исходное и непосредственное начало науки. Чувственный объект – это уже

модель «вещи в себе», создаваемая средствами чувственного познания человека (ощущений, восприятий, представлений) [3, 6]. Основа и своего рода гарантия объективности содержания чувственного объекта и чувственного познания вообще – норма чувственного восприятия человека, которая у большинства людей одинакова или имеет минимальные отклонения. В науке объективность содержания чувственных восприятий исследователя дополнительно гарантируется и контролируется с помощью различного рода научных приборов и измерительных устройств (микроскоп, телескоп, фото-, видео- и киносъемка, термометр, барометр, химические реагенты и т.д.) [1, 5]. Критерий существования чувственных объектов в свое время был сформулирован британским философом и епископом Дж. Беркли: для подобного рода объектов «существовать» означает «быть воспринимаемым». К этому критерию Беркли необходимо добавить еще один: быть повторно воспроизводимым и идентифицируемым с помощью органов чувств или приборов. Множество чувственных объектов с их свойствами и отношениями образует
чувственную реальность
. Эта реальность имеет особый статус и характер, являясь посредствующим звеном между объективной реальностью (множеством «вещей в себе» – Кант) и эмпирической реальностью науки. 

В современной общей психологии восприятия твердо установлено, что чувственное восприятие познающим субъектом вещей в себе, формирование о них определенных чувственных образов не является пассивным созерцанием объективного мира.

Это активный, творческий процесс их моделирования сознанием субъекта, результат которого (чувственная модель объекта) существенно зависит не только от содержания вещей в себе, но и от целей, потребностей и познавательных установок субъекта познания. Поэтому чувственная реальность – это не чисто объективная, а объективно-субъективная данность [6, 7]. Один и тот же объект может восприниматься по-разному в зависимости от объективных и субъективных условий познания. Вот почему в психологии познания четко различают два близких понятия: «смотреть» и «видеть». Два различных субъекта или один и тот же, но в разных условиях, могут смотреть на один и тот же объект, но видеть в нем разное содержание. Чем обусловлено это различие? Во-первых, огромным разнообразием свойств любого реального объекта. Во-вторых, диспозиционным и релятивным характером многих свойств объектов. Например, такие свойства, как быть твердым, тяжелым, высоким, низким, большим, маленьким, быстрым, медленным, корпускулярным, волновым и т.
п. И наконец, в-третьих, зависимостью содержания восприятия от условий познания (средств познания, а также целей и намерений субъекта познания) [6, 7]. Указанное в полной мере относится и к чувственному познанию в науке. Только здесь этот процесс имеет определенную специфику, поскольку осуществляется с помощью различных научных приборов, экспериментальных установок и измерительной техники. И этот процесс носит название «научного наблюдения».

1. Научное наблюдение – основное средство чувственного познания в науке. Научное наблюдение – это целенаправленный процесс получения чувственной информации об объекте научного познания, который обусловлен приборной базой наблюдения, а также когнитивным и (или) практическим

интересом исследователя. Научное наблюдение отличается от обычного чувственного восприятия четко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и операциональных средств фиксации и количественной оценки поступающей чувственной информации об объекте исследования. При этом решающая роль принадлежит применяемому методу наблюдения. Он должен обеспечить потенциально бесконечную воспроизводимость результатов наблюдения, а также необходимую точность и однозначность чувственной информации об объекте. Соблюдение этих требований является необходимым и достаточным условием объективного характера получаемой чувственной информации [1, 3]. 

Прибор – познавательное средство, представляющее собой искусственное устройство или естественное материальное образование, которое ученый приводит в специфическое взаимодействие с исследуемым объектом с целью получения о последнем полезной информации. По специфике получаемой информации и своим функциональным характеристикам научные приборы подразделяются на три класса: приборы-усилители, приборы-анализаторы и приборы-преобразователи [2].

Примерами приборов-усилителей являются микроскоп, телескоп и т.п., прибора-анализатора – спектроскоп, с помощью которого определяется химический состав исследуемого вещества, приборов-преобразователей – термометр, манометр, спидометр и др.

При этом все научные приборы выполняют функции регистрации и количественного измерения свойств и отношений исследуемых объектов. Разумеется, возможны и другие классификации научных приборов, различение их по другим основаниям (например, по степени точности, информационной емкости, техническим и эксплуатационным характеристикам и т.п.).

Говоря о роли приборов в научном познании, необходимо отметить их влияние на изучаемый объект и его свойства. В классической физике этим влиянием можно было пренебречь в силу его ничтожно малой величины по сравнению с массой-энергией изучаемых объектов макромира и мегамира (астрономия и космология). По крайней мере, допускалось, что это влияние всегда можно учесть и вычесть впоследствии из описания свойств «объекта самого по себе». При изучении же объектов микромира, мира квантовых сущностей, оказалось, что влияние приборов на их поведение и свойства столь значимо, что не учитывать это влияние уже принципиально нельзя. Так, при изучении элементарных частиц с помощью одних приборов (например, счетчика Гейгера), они ведут себя как корпускулы; при изучении же их свойств с помощью других приборов (например, при пропускании их через дифракционную решетку) они ведут себя уже как волны.

То есть одни приборы актуализируют одни свойства изучаемого объекта, другие приборы – другие свойства. Эту познавательную ситуацию один из создателей квантовой механики Н. Бор зафиксировал в виде принципа относительности свойств объекта к средствам его наблюдения (а позднее обобщил это на все условия его познания). Согласно этому принципу любой прибор всегда ограничивает полноту возможных наблюдаемых свойств объекта, актуализируя одни его свойства и одновременно «затемняя» («уводя в тень») другие. Однако «хуже» оказалось другое, зафиксированное уже в принципе неопределенности В. Гейзенберга, другого создателя квантовой механики. Согласно этому принципу, точное измерение одной величины (или свойства) какого-либо объекта (прежде всего, элементарных частиц) делает принципиально невозможным точное определение в то же самое время некоторой другой величины, сопряженной с первой. Например, принципиально невозможно одновременно точно определить импульс элементарной частицы и ее пространственное положение (координату).
Как и, наоборот. Одна из формулировок принципа неопределенности такова: если dx – неопределенность значения координаты х квантово-механического объекта, а dp – то же для ее импульса р, то произведение неопределенностей этих величин не может быть меньше постоянной Планка: dx∙dp ≥h. Сопряженными величинами являются также энергия и время, координата и скорость и др. Конечно, эта неопределенность и неточность с практической точки зрения (т.е. с позиций характеристик макромира) чрезвычайно мала. Однако с теоретической точки зрения важно то, что такая неопределенность всегда существует. А это уже имеет принципиальное гносеологическое значение, так как говорит о невозможности получения в науке с помощью приборов абсолютно точного знания изучаемых свойств объектов в ряде случаев, в частности, при изучении явлений микромира – фундамента материи. Таким образом, использование приборов в качестве средств научного познания существенно влияет на актуализацию и точность наблюдаемых свойств объектов, на образ познаваемого объекта и, соответственно, на его истинность.
И дело здесь, как оказалось, отнюдь не в несовершенстве измерительной техники или статистическом характере результатов любых измерений. Квантовая механика в отличие от классической механики утверждает принципиальную невозможность получения абсолютно точных значений всех изучаемых свойств, даже если это делать с помощью абсолютно совершенных приборов и допустить абсолютную однозначность результата каждого измерения. 

Наряду с научным наблюдением другим важнейшим методом получения в науке достоверной чувственной информации о познаваемом объекте является научный эксперимент.

2. Научный эксперимент. Очевидно, что проведение любого научного эксперимента (особенно – сложного) всегда основано на использовании множества научных приборов и различных тестирующих средств. Однако между научным наблюдением и научным экспериментом имеется одно существенное различие. Эксперимент – это исследование отдельных материальных систем и процессов путем контролируемого материального воздействия на них и последующего наблюдения за происходящими в них изменениями в результате оказанного воздействия. Эксперимент как средство познания использовался (как и систематическое наблюдение) с незапамятных времен, а в физическом познании он сознательно и широко использовался уже знаменитым древнегреческим ученым Архимедом. Однако в качестве основного метода научного исследования эксперимент был признан лишь в эпоху Возрождения и Новое время (Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Р. Бойль, Ф. Парацельс, Р. Гук и др.) [8]. Это стало возможным только тогда, когда главная цель научного познания сместилась из теоретико-мировоззренческой плоскости в плоскость практического предназначения науки. Соответственно, целью науки была провозглашена не абстрактная объективная истина, а конкретное практически полезное знание – практическая истина («Знание – сила» – Ф. Бэкон). Слово «эксперимент» пришло в новоевропейскую науку из словаря средневековой инквизиции, где буквально означало «пытку», т.е. пристрастный допрос подозреваемого с применением к нему контролируемого физического воздействия для получения от него признания (или непризнания) в приписываемом ему преступлении или грехе.  

Эксперимент в науке является средством достижения следующих целей: 

  • исследования вырванных из целостного контекста природы ее отдельных систем, явлений и процессов путем изучения их свойств и поведения с помощью дозируемого и контролируемого материального воздействия на эти системы; 
  • контролируемого изучения поведения искусственно созданных учеными материальных систем (артефактов) различного рода: технических и инженерных устройств, систем, механизмов, технологических процессов; 
  • контролируемого исследования материальных моделей исследуемых процессов [1, 5]. 

Двумя видами отношений, лежащих в основе любого эксперимента, являются: 

  • отношение «причина – следствие» для установления причинных законов, которым подчиняется исследуемый объект;
  • отношение «вход – выход» для установления законов функциональной связи между определенными свойствами исследуемой системы и степени количественной определенности этой связи [3].  

Классическим примером эксперимента последнего вида является эксперимент Г. Галилея по изучению скорости движения шарика по наклонной плоскости для определения величины (закона) ускорения свободного падения тел в идеальном пространстве (пустоте) [4, c. 166]. 

Рисунок 1 – Схема эксперимента Г. Галилея

(s – путь, пройденный телом по наклонной плоскости; а – ускорение тела при движении по наклонной плоскости; t – время прохождения расстояния S наклонной плоскости; g – ускорение свободного падения тела в свободном пространстве)

В результате эксперимента Г. Галилей пришел к выводу, что a≈9,8 м/сек2, но поскольку g=а для идеальной наклонной плоскости, постольку g=9,8 м/сек2.

Как известно, главный философ античного естествознания Аристотель был категорически против эксперимента как средства изучения природы, ее свойств и законов, так как считал, что в ходе эксперимента мы исследуем не саму по себе природу и ее объекты в их естественном состоянии, а лишь результаты нашего воздействия на природу. А это описание законов практической деятельности человека, но отнюдь не самой по себе природы, существующей объективно и независимо от человека. Целью науки, по Аристотелю, является именно нахождение и установление объективной истины о самом познаваемом мире (природе, обществе, человеке). И путь к достижению такой истины может быть по Аристотелю только один – чувственное и мысленное созерцание природы, осторожное и внимательное «подглядывание» за естественным ходом событий. Согласно Аристотелю научное познание не должно зависеть от текущих практических запросов и потребностей человека и общества. Оно должно быть направлено исключительно на изучение объективной, вневременной, всеобщей и абсолютной Истины. Радикально другое отношение к науке и ее предназначению стало утверждаться в Новое время. Главная цель науки теперь виделась в том, чтобы быть средством достижения господства человека над Природой, использования научного знания для умножения богатства и процветания человека и общества, удовлетворения их многообразных материальных и духовных потребностей для счастливой жизни на Земле. Непосредственным же предметом науки является не сама по себе Природа, а создаваемая учеными экспериментальная реальность, точные законы которой можно впоследствии эффективно использовать в технических и технологических целях, для создания новых орудий и средств материального производства – главного источника богатства и могущества общества.

Два основных метода чувственного познания в науке – наблюдение и эксперимент – реализуются в огромном числе разного рода их методик. Эти методики достаточно жестко привязаны к содержательным особенностям объектов и процессов изучаемых в той или иной науке: физике, астрономии, химии, биологии, геологии, географии, физиологии, медицины, почвоведения, агрономии, экономики, технических и технологических науках, социальных и гуманитарных науках. В разных науках и областях науки методики наблюдения и эксперимента существенно разнятся друг от друга, а их усвоение требует специальной подготовки, которая дается в процессе длительной подготовки специалистов соответствующей отрасли научного знания или научной дисциплины. Такого рода методики есть особое когнитивное искусство («когнитивное техно»), знание о которых и искусство владения которыми может быть передано только непосредственно от учителя к ученику, что называется «из рук в руки» путем практической демонстрации их применения. Вот почему описание конкретных технологий наблюдения и эксперимента не входит в задачи философской методологии. Это дело самих конкретных наук. Задачей же философии в области методологии науки является лишь описание и обоснование общей структуры методологии науки и общих методов научного познания на его различных уровнях.  

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что научное наблюдение и эксперимент сами по себе являются средствами именно чувственного познания в науке, но еще не эмпирического уровня научного познания. Они лишь подготавливают почву для эмпирического познания как первой ступени рационального познания в науке. Смысл этой ступени заключается в применении к содержанию чувственного знания методов мышления, рациональном моделировании чувственной информации об объекте и ее закреплении в научном дискурсе (научном языке) [2, 3].

3. Измерение – метод сравнения двух объектов, осуществляемый с помощью научных приборов; его результатом является экспериментальное установление количественного соотношения между познаваемым объектом и другим объектом, принятым за эталон. На теоретико-множественном языке измерение часто определяют как операцию установления соответствия между элементами двух множеств, одно из которых есть интенсивность (величина) некоторого свойства (длины, веса и т.п.), устанавливаемая с помощью некоего произвольного эталона квантования, а другое множество – это ряд чисел (например, натуральных). Результат измерения всегда представляет собой высказывание о численной величине предмета измерения в определенных единицах измерения (5 кг, 3 см, 5 ампер, 320 вольт и т.д.).

По мнению многих ученых и философов, научное познание в собственном смысле этого слова начинается только с измерения изучаемых свойств. Оно отличается от ненаучного знания, прежде всего, своим количественным характером, использованием при описании свойств и отношений познаваемых объектов языка математики. Кант: «В каждой науке столько науки, сколько в ней математики». Галилей: «Книга природы написана Богом на языке математики». А еще раньше Пифагор: «Все есть число». В современной науке, особенно в естествознании и технических науках, измерение имеет исключительно большое значение. Существует даже специальная научная дисциплина – метрология, которая занимается специально этими вопросами (единицами измерения, методиками измерения, практической стороной осуществления измерительных процедур, конструированием и испытанием различной измерительной техники, аппаратуры, приборов и т.д.). Все многочисленные научные приборы построены и эксплуатируются на основе метрологического знания [1, 5].

Сенсорно-когнитивные взаимодействия у пожилых людей

(*= статьи из 34, найденных в результате онлайн-поиска литературы)

Дополнительные ссылки (среди 34, найденных в онлайн-поиске, но не проанализированных далее в статье из-за несоответствия кластерам подтем) :

Акеройд М. А. Связаны ли индивидуальные различия в восприятии речи с индивидуальными различиями в когнитивных способностях? Обзор двадцати экспериментальных исследований с нормальными и слабослышащими взрослыми. Int J Audiol. 2008; 47 (дополнение 2): S53–S71. [PubMed] [Академия Google]

* Albers MW, Gilmore GC, Kaye J, et al. На стыке сенсорных и моторных дисфункций и болезни Альцгеймера. Демент Альцгеймера. 2015;11:70–98. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Altieri N, Pisoni DB, Townsend JT. Некоторые поведенческие и нейробиологические ограничения теорий аудиовизуальной интеграции речи: обзор и предложения для новых направлений. Видеть Воспринимать. 2011; 24: 513–539. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Anstey KJ, Lipnicki DM, Low LF. Холестерин как фактор риска деменции и снижения когнитивных функций: систематический обзор проспективных исследований с метаанализом. Am J Гериатр Психиатрия. 2008; 16: 343–354. [PubMed] [Академия Google]

Арлингер С. , Гейтхаус С., Бентлер Р.А., Бирн Д., Кокс Р.М. и др. Отчет семинара Эриксхольма по слуховой депривации и акклиматизации. Ухо Слушай. 1996; 17:87С–98С. [PubMed] [Google Scholar]

* Benichov J, Cox LC, Tun PA, et al. Распознавание слов в языковом контексте: влияние возраста, остроты слуха, вербальных способностей и когнитивных функций. Ухо Слушай. 2012;32:250. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Busey T, Craig J, Clark C, et al. Связанные с возрастом изменения в производительности визуального суждения о временном порядке: связь с сенсорными и когнитивными способностями. Видение Рез. 2010;50:1628–1640. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Буш А.Л., Листер Дж.Дж., Лин Ф.Р. и др. Периферийный слух и познание: данные исследования «Оставайся внимательным в дальнейшей жизни» (НАВЫК). Ухо Слушай. 2015 13 января; epub перед печатью [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Clay OJ, Edwards JD, Ross LA, et al. Зрительная функция и когнитивная скорость обработки данных опосредуют возрастное снижение объема памяти и подвижного интеллекта. J Старение здоровья. 2009; 21: 547–566. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Craig JC, Rhodes R, Busey TA, et al. Старение и тактильный временной порядок. Atten Percept Psychophys. 2010;72:226–235. [PubMed] [Академия Google]

Данеман М.Р., Карпентер Пенсильвания. Индивидуальные различия в интеграции информации между предложениями и внутри них. J Exp Psychol: Учись, мем. шестерня 1980; 9: 561–584. [Google Scholar]

Devanand DP, Tabert MH, Cuasay K, et al. Дефицит обонятельной идентификации и MCI в выборке многоэтнического пожилого сообщества. Нейробиол Старение. 2010;31:1593–1600. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Dickinson CVM, Rabbitt PMA. Имитация нарушения зрения: влияние на понимание текста и скорость чтения. Клин Vis Sci. 1991;6:301–308. [Google Scholar]

Дубно Дж. Р., Хорвиц А. Р., Альстром Дж. Б. Спектральные и пороговые эффекты распознавания речи на уровнях выше нормы. J Acoust Soc Am. 2006; 120:310–320. [PubMed] [Google Scholar]

* Dupuis K, Pichora-Fuller MK, Chasteen, et al. Влияние нарушений слуха и зрения на Монреальский когнитивный тест. Старение Нейропсихология Cogn. 2015;22:413–437. [PubMed] [Google Scholar]

Эккерт М.А., Милый С.Л., Ваден К.И., Кучинский С.Е., Дубно М.Р. Слуховая кора — признаки возрастной тугоухости. J Assoc Res Otolaryngol. 2012; 13:703–713. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Фогерти Д., Хьюмс Л.Э., Кьюли-Порт Д. Слуховая обработка последовательностей гласных во временном порядке молодыми и пожилыми слушателями. J Acoust Soc Am. 2010;127:2509–2520. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Folstein MF, Folstein SE, McHugh PR. Мини-психическое состояние: практический метод оценки когнитивного состояния пациентов для клинициста. J Psychiatr Res. 1975; 12: 189–198. [PubMed] [Google Scholar]

* Fullgrabe C, Moore BC, Stone MA. Различия возрастных групп в идентификации речи, несмотря на соответствующий аудиометрически нормальный слух: вклад слуховой временной обработки и познания. Front Aging Neurosci. 2015;6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Гейтс Г.А., Андерсон М.Л., Фини М.П., ​​МакКарри С.М., Ларсон Э.Б. Центральная слуховая дисфункция у пожилых людей с нарушением памяти или деменцией Альцгеймера. Хирургия головы и шеи Arch Otolaryngol. 2008; 134: 771–777. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Гейтс Г.А., Гиббонс Л., МакКарри С., Крейн П., Фини М.П., ​​Ларсон Э. Исполнительная дисфункция и пресбиакузис у пожилых людей с деменцией и без нее. Cog Behav Нейрол. 2010;23:218–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Глайд Х., Кэмерон С., Диллон Х. и др. Влияние нарушения слуха и старения на пространственную обработку. Ухо Слушай. 2013; 34:15–28. [PubMed] [Google Scholar]

Грант KW. Меры слухо-визуальной интеграции для понимания речи: теоретическая перспектива (L). J Acoust Soc Am. 2002; 112:30–33. [PubMed] [Google Scholar]

Грант К.В., Тафтс Дж.Б., Гринберг С. Эффективность интеграции для восприятия речи внутри и между сенсорными модальностями людьми с нормальным слухом и людьми с нарушениями слуха. J Acoust Soc Am. 2007; 121:1164–1176. [PubMed] [Академия Google]

Graves AB, Bowen JD, Rajaram L, et al. Нарушение обоняния как маркер снижения когнитивных функций. Взаимодействие со статусом аполипопротеина E ε4. Неврология. 1999; 53:1480. [PubMed] [Google Scholar]

* Генрих А., Шнайдер Б.А. Влияние уровня представления на производительность памяти. Ухо Слушай. 2011; 32: 524–532. [PubMed] [Google Scholar]

* Heyl V, Wahl H. Управление повседневной жизнью с возрастной сенсорной потерей: когнитивные ресурсы приобретают все большее значение. Психологическое старение. 2012;27:510. [PubMed] [Академия Google]

* Хьюмс LE. Возрастные изменения когнитивной и сенсорной обработки: фокус на взрослых среднего возраста. Ам Дж Аудиол. 2015: 1–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Humes LE, Busey TA, Craig J, et al. Зависят ли возрастные изменения когнитивных функций от возрастных изменений сенсорной обработки? Atten Percept Psychophys. 2013; 75: 508–524. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Humes LE, Busey TA, Craig JC, et al. Влияние возраста на сенсорные пороги и обнаружение временного промежутка в слухе, зрении и осязании. Atten Percept Psychophys. 2009 г.;71:860–871. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Humes LE, Dubno JR. Факторы, влияющие на понимание речи у пожилых людей. В: Гордон-Салант С., Фризина Р.Д., Поппер А.Н., Фэй Р.Р., редакторы. Стареющая слуховая система. Спрингер; Нью-Йорк: 2010. С. 211–258. [Google Scholar]

Humes LE, Kewley-Port D, Fogerty D, et al. Показатели порога слышимости и временной обработки на протяжении взрослой жизни. Услышьте рез. 2010; 264:30–40. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Хьюмс Л.Э., Кидд Г.Р., Ленц Дж.Дж. Слуховые и когнитивные факторы, лежащие в основе индивидуальных различий в понимании речи у пожилых людей. Фронт Сист Нейроци. 2013;7:55. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Houtgast T, Festen J. О слуховых и когнитивных функциях, которые могут объяснить индивидуальное повышение порога восприятия речи в шуме. Int J Audiol. 2008; 47: 287–295. [PubMed] [Google Scholar]

Международная организация по стандартизации . Акустика — статистическое распределение порогов слышимости в зависимости от возраста, ISO 7029. ИСО; Geneva: 2000. [Google Scholar]

* Jefferis JM, Collerton J, Taylor J, et al. Влияние нарушений зрения на минимальные оценки психического состояния в исследовании Newcastle 85+. Возраст Старение. 2012; 41: 565–568. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Just MA, Carpenter PA. Теория возможностей понимания — индивидуальные различия в рабочей памяти. Psychol Rev. 1992; 99: 122–149. [PubMed] [Google Scholar]

Kane MJ, Hambrick DZ, Tuholski SW, et al. Общая емкость рабочей памяти: латентно-вариативный подход к объему вербальной и зрительно-пространственной памяти и рассуждению. J Exp Psychol: Gen. 2004; 133: 189.–217. [PubMed] [Google Scholar]

* Kiely KM, Anstey KJ, Luszcz M. Двойная потеря чувствительности и депрессивные симптомы: важность слуха, ежедневного функционирования и активности. Передний шум нейронов. 2013;7:837. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Kiely KM, Gopinath B, Mitchell P, et al. Когнитивные, медицинские и социально-демографические предикторы продольного снижения остроты слуха у пожилых людей. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2012;67:997–1003. [PubMed] [Академия Google]

* Киллен А., Фирбанк М.Дж., Коллертон Д. и др. Оценка когнитивных функций у слабовидящих пожилых людей. Возраст Старение. 2013;42:98–102. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Ковач Т. Механизмы обонятельной дисфункции при старении и нейродегенеративных расстройствах. Aging Res Rev. 2004; 3: 215–232. [PubMed] [Google Scholar]

Lewandowsky S, Oberauer K, Yang L-X, et al. Батарея тестов рабочей памяти для MATLAB. Методы поведения Res. 2010;42:571–585. [PubMed] [Академия Google]

* Линь Фр. Потеря слуха и познания среди пожилых людей в Соединенных Штатах. J Gerontol A Biol Sci Med Sci. 2011;66:1131–1136. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Lin FR, Ferrucci L, Metter EJ, et al. Потеря слуха и познание в Балтиморском лонгитюдном исследовании старения. J Нейропсихология. 2011; 25:763–770. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Lin FR, Metter EJ, O’Brien RJ, et al. Потеря слуха и инцидентная деменция. Арх Нейрол. 2011;68:214–220. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Лин Ф.Р., Яффе К., Ся Дж. и др. Потеря слуха и снижение когнитивных функций у пожилых людей. JAMA Стажер Мед. 2013; 173: 293–299. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lin FR, Ferrucci L, An Y, Goh JO, Doshi J, Metter EJ, Davatzikos C, Kraut MA, Resnick SM. Связь нарушений слуха с изменениями объема головного мозга у пожилых людей. НейроИзображение. 2014;90:84–92. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Lindenberger U, Baltes PB. Сенсорное функционирование и интеллект в пожилом возрасте: прочная связь. Психологическое старение. 1994;9(3):339–355. [PubMed] [Google Scholar]

Massaro DW. Восприятие речи слухом и глазом. В: Додд Б., Кэмпбелл Р., редакторы. Слух глазами: психология чтения по губам. Лоуренс Эрлбаум; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1987. стр. 53–83. [Google Scholar]

Mesholam RI, Moberg PJ, Mahr RN, et al. Обоняние при нейродегенеративных заболеваниях — метаанализ обонятельного функционирования при болезнях Альцгеймера и Паркинсона. Арх Нейрол. 1998; 55:84–90. [PubMed] [Google Scholar]

* Moore DR, Edmondson-Jones M, Dawes P, et al. Связь между порогом речи в шуме, потерей слуха и когнитивными функциями от 40 до 69 лет.возраст. ПЛОС ОДИН. 2014;9(9):e107720. doi:10.1371/journal.pone.0107720. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

* Ong SY, Cheung CY, Li X и др. Нарушение зрения, возрастные заболевания глаз и когнитивные функции: Сингапурское исследование малайских глаз. Арка Офтальмол. 2012; 130: 895–900. [PubMed] [Google Scholar]

Оусли С. , Секулер Р., Симсен Д. Контрастная чувствительность во взрослом возрасте. Видение Рез. 1983; 23: 689–699. [PubMed] [Google Scholar]

Peelle JE, Troiani V, Grossman M, Wingfield A. Потеря слуха у пожилых людей влияет на нервные системы, поддерживающие понимание речи. Дж. Нейроски. 2011;31:12638–12643. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Пичора-Фуллер М.К., Шнайдер Б.А., Данеман М. Как молодые и старые слушают и запоминают речь в шуме. J Acoust Soc Am. 1995; 97: 593–608. [PubMed] [Google Scholar]

* Piquado T, Cousins ​​KAQ, Wingfield A, et al. Влияние ухудшенного сенсорного ввода на память для речи: поведенческие данные и тест биологически ограниченных вычислительных моделей. Мозг Res. 2010;1365:48–65. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Piquado T, Benichov JI, Brownell H, Wingfied A. Скрытый эффект остроты слуха на воспроизведение речи и компенсаторные эффекты самостоятельного прослушивания. Международный журнал аудиологии. 2012; 51: 576–583. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Кролик PM. Емкость канала, разборчивость и немедленная память. Q J Exp Psychol. 1968; 20: 241–248. [PubMed] [Google Scholar]

Rabbitt P. Легкая потеря слуха может вызвать явные нарушения памяти, которые усиливаются с возрастом и уменьшаются с увеличением IQ. Акта Отоларингол. 1991; 111 (S476): 167–176. [PubMed] [Google Scholar]

* Ronnberg J, Danielsson H, Rudner M, et al. Потеря слуха отрицательно связана с эпизодической и семантической долговременной памятью, но не с кратковременной памятью. J Speech Lang Hear Res. 2011;54:705–726. [PubMed] [Академия Google]

* Ronnberg J, Hygge S, Keidser G, et al. Влияние функциональной потери слуха и возраста на долговременную и кратковременную зрительно-пространственную память: данные из ресурса британского биобанка. Фронт старения неврологии. 2014;6 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Salthouse TA. Основные проблемы когнитивного старения. Издательство Оксфордского университета; Лондон: 2010. [Google Scholar]

Шнайдер Б.А., Пичора-Фуллер М.К. Последствия обработки восприятия для исследования когнитивного старения. В: Craik FIM, Salthouse TA, редакторы. Справочник по старению и познанию. 2-е изд. Лоуренс Эрлбаум Ассошиэйтс; Нью-Йорк: 2000. [Google Scholar] 9.0003

Шнайдер Б.А., Пичора-Фуллер М.К., Данеман М. Влияние возрастных изменений слуха и познания на понимание разговорной речи. В: Фрисина Р.Д., Гордон-Салант С., ред. Стареющая слуховая система. Спрингер; Нью-Йорк: 2010. С. 167–210. [Google Scholar]

Skafte MD. Рынок слуховых аппаратов 1999 г. — взгляд продавца. Слушание Откр. 2000; 7:8–40. [Google Scholar]

* Sternang O, Jonsson B, Wahlin A, et al. Изучение учета общей причины в популяционном лонгитюдном исследовании с узкой возрастной когортой. Геронтология. 2010; 56: 553–563. [PubMed] [Академия Google]

Стром К.Е. Опрос дистрибьюторов HR 2006. Hearing Rev. 2006;13(6) [Google Scholar]

Studebaker GA, Sherbecoe RL, McDaniel DM, Gwaltney CA. Распознавание односложных слов при более высоких, чем обычно, уровнях речи и шума. J Acoust Soc Am. 1999;105:2431–2444. [PubMed] [Google Scholar]

Sumby WH, Pollack I. Визуальный вклад в разборчивость речи в шуме. J Acoust Soc Am. 1954; 26: 212–215. [Google Scholar]

Саммерфилд В. Некоторые предварительные сведения к всестороннему отчету об аудиовизуальном восприятии речи. В: Додд Б., Кэмпбелл Р., редакторы. Психология чтения по губам. ЛЕА; Хиллсдейл, Нью-Джерси: 1987. С. 3–50. [Google Scholar]

* Surprenant AM, DiDonato R. Пожилые люди с потерей слуха, живущие в сообществе, со временем испытывают большее снижение когнитивных функций, чем люди с нормальным слухом. Медсестры на основе Evid. 2014;17:60–61. [PubMed] [Google Scholar]

* Verhaegen C, Collette F, Majerus S. Влияние старения и состояния слуха на краткосрочную вербальную память. Старение Нейропсихология Cogn. 2014;21:464–482. [PubMed] [Google Scholar]

Wang J, Eslinger PJ, Doty RL и др. Обонятельный дефицит, обнаруженный фМРТ в ранней стадии болезни Альцгеймера. Мозг Res. 2010;1357:184–194. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Wiig EH, Nielsen NP, Minthon L, et al. Быстрый тест когнитивной скорости (AQT) Пирсон; Сан-Антонио, Техас: 2002. [Google Scholar]

Зеквельд А.А., Джордж Э.Л., Крамер С.Е. и др. Разработка теста порога восприятия текста: визуальный аналог теста порога восприятия речи. J Speech Lang Hear Res. 2007; 50: 576–584. [PubMed] [Google Scholar]

Гиги Б., Шафиро В. Слуховые и когнитивные эффекты старения на восприятие звуков окружающей среды в естественных слуховых сценах. J Speech, Lang Hear Res. 2013;56(5):1373–1388. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Перлмуттер М.С., Бхорад А., Гордон М., Холлингсворт Х.Х., Баум М.С. Когнитивные, зрительные, слуховые и эмоциональные факторы, влияющие на участие пожилых людей. Am J оккупировать Ther. 2010;64(4):570–579. [PubMed] [Google Scholar]

Ровнер Б.В., Кастен Р.Дж., Массоф Р.В., Лейби Б.Е., Тасман В.С. Психологические и когнитивные детерминанты функции зрения при возрастной дегенерации желтого пятна. Арка Офтальмол. 2011;129(7):885–890. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

Sugiura S, Yasue M, Sakurai T, Sumigaki C, Uchida Y, Nakashima T, Toba K. Влияние воздействия ушной серы на слух и когнитивные функции у японских пожилых людей с когнитивными нарушениями нарушение. Международная гериатрия и геронтология. 2014; 14 (Прил.): 256–61. [PubMed] [Академия Google]

Зеквельд А.А., Крамер С.Е., Фестен Дж.М. Когнитивная нагрузка при восприятии речи в шуме: влияние возраста, потери слуха и познания на реакцию зрачка. Ухо Слушай. 2011;32(4):498–510. [PubMed] [Google Scholar]

Когнитивная обработка – Исследование сенсорного восприятия

То, как мы воспринимаем мир, определяет то, как мы с ним взаимодействуем.

Одной из основных функций человеческого мозга является получение информации из внешнего мира и ее осмысление, чтобы мы могли успешно взаимодействовать с окружающей средой. Многие из ранних шагов в этом процессе включают создание восприятия мира на основе сенсорной информации. Эти восприятия являются ранними строительными блоками почти для всех когнитивных процессов более высокого уровня, таких как память или язык.

Используя память в качестве примера, если вы попросите кого-то вспомнить определенный цвет, его память о цвете будет основана на визуальном восприятии того, что он видел. Несмотря на то, что длины световых волн, попадающих на обе ваши сетчатки, были одинаковыми, если вы воспринимали цвет по-разному, вы и запоминали его по-разному. В крайнем случае этого примера, если вы дальтоник, ваша память о цвете действительно будет совсем другой.

Этот пример распространяется почти на все когнитивные процессы. Успешная социальная коммуникация зависит от вашей способности воспринимать визуальную и слуховую информацию от человека, с которым вы разговариваете. Ходьба по коридору зависит от вашей способности видеть объекты в коридоре, которые вы должны обойти. Хотя аспекты сенсорного восприятия более низкого уровня в этих задачах часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, они являются неотъемлемой частью нашей повседневной когнитивной деятельности.

Исследования нашей лаборатории в этой области сосредоточены на том, как визуальное и слуховое восприятие влияет на когнитивную обработку высокого порядка. Это включает, но не ограничивается:

  1. Как индивидуальные различия в восприятии влияют на выполнение задач более высокого уровня, таких как восприятие речи и память?
  2. Как трудности восприятия в клинических группах, такие как аутизм и потеря слуха, влияют на способность человека выполнять эти когнитивные функции?

Рецензируемые публикации по этому направлению исследований см. по адресу:

Stevenson, R. A. , Segers, M., Ferber, S., Barense, M.D., & Wallace, M.T. (2014). Влияние дефицита мультисенсорной интеграции на восприятие речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Границы психологии , 5(379), 1-4. (2014). Мультисенсорная темпоральная интеграция при расстройствах аутистического спектра. Journal of Neurocience, 34(3), 691-697.

Шлезингер, Дж. , Стивенсон, Р. А. , и Уоллес, М. Т. (2014). Влияние мультисенсорной тренировки на восприятие высоты звука пульсоксиметром. Анестезия и обезболивание, 118(6), 1249-1253 .

Стивенсон Р.А. , Земцов Р.К. и Уоллес М.Т. (2012). Индивидуальные различия в мультисенсорном временном окне связывания предсказывают восприимчивость к аудиовизуальным иллюзиям. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность, 28(6): 1517-1529.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Искать:

Последние сообщения

  • ИНСАР
  • Вышли новые документы
  • ИМФАР 2017
  • Сегодня публичная лекция!
  • Лаборатория SRCD
  • ЛЮБОВЬ. для лаборатории
  • Добро пожаловать из ИМТ
  • Декабрьские раунды исследований CPRI
  • Плакат Общества нейронаук, 2016 г.
  • Приняты новые документы CI и SCZ
  • Добро пожаловать в лабораторию!
  • Размещено 4 новые публикации 2016 года
  • ИМФАР 2016
  • 12 января 2016 г.

Добавить комментарий