Примеры функции социализации: Функции и цели социализации личности

основные виды, функции первичного фактора, институты формирования личности

Не хватает времени написать работу?

Доверьте это профессионалам.

Узнать стоимость

Обществознание

12.11.21

9 мин.

В обществознании, как комплексе дисциплин, изучающих разные стороны жизни, существует понятие — агенты социализации. Схема этого определения включает в себя не только ближайшую к человеку среду, но и важные факторы, влияющие на его формирование. Важность их влияния на становление индивида зависит от длительности и частоты контактов с ним.

Оглавление:

  • Основные разновидности
  • Роль первичной социализации
  • Приобретение вторичных навыков

Основные разновидности

Социализация является основной процедурой получения человеком конкретных навыков, которые необходимы для полноценной жизни. Этот процесс отличает его от других живых существ, которые получают свое поведение только биологически.

Существуют различные виды социализации:

  1. Первичная — начинается с рождением ребенка и продолжается до зрелого возраста. Этот вид важен тем, что на нем основывается весь остальной процесс социализации. Здесь особое значение имеет семья, которая считается начальным звеном для познания общества, его норм и ценностей. Например, у родителей существует негативное мнение по поводу деятельности какой-либо социальной группы. Ребенок будет воспринимать такое отношение, как приемлемое и устоявшееся в обществе. Затем основой станет школа, класс, где подросток будет получать новую информацию, согласно которой он будет действовать.
  2. Вторичная (ресоциализация) — процедура отказа от ранее полученных качеств поведения в обществе и приобретения новых. При этом индивид испытывает разрыв со сложившимся прошлым, ощущает важность изучения и взаимодействия с другими ценностями, которые радикально отличаются от прежних. В этом случае наблюдается меньшее количество изменений, чем при первичном виде, а ресоциализация продолжается в течение всей жизни.

В свою очередь, основные виды социализации подразделяются на несколько типов, которые отображены в таблице:

Тип социализацииФункции
ГрупповаяПолучение навыков и норм поведения происходит внутри определенной группы
ГендернаяОсновывается на процессе изучения навыков и знаний, которые необходимы для конкретного пола
ОрганизационнаяВ результате этих мероприятий человек, устроившись на новое место работы, проходит процедуру изучения истории организации, нормы поведения коллег на работе
ДосрочнаяИмитирование или репетиция социальных отношений, который на данный момент не соответствуют степени физиологического и психологического развития

Между агентами могут происходить конкурентные противоречия. Например, родственники обучают личность одним ценностям, а друзья — другим.

Роль первичной социализации

Каждый навык первичной социализации может выполнять несколько функций в становлении подростка, а вторичной — одну или две. Отец одновременно считается опекуном, воспитателем и другом ребенка. К агентам относятся:

  1. Семья — этот институт можно назвать самым важным в жизни человека, так как его агенты (родители, братья, сестры) считаются центром становления ребенка, который полностью зависит от опекунов. Но в то же время подростки учатся у окружающей среды, пытаясь проанализировать и перенять поведение взрослых. Кроме того, дети довольно рано узнают о существовании социальных групп и знакомятся с ними. В результате чего у подростков складываются конкретные отношения к каждой из них.
  2. Группы по увлечениям — сюда входят агенты (сверстники), которые обладают общими интересами, одинаковым возрастом и социальным положением. В этом случае подростки бесконтрольно могут научиться формировать социальные отношения сами по себе. В отличие от семьи, такие группы оказывают краткосрочное влияние.
  3. Образование — период обучения не всегда имеет социальное влияние, а он может иногда основываться только на приобретенном опыте. Причем подросток во многих случаях самостоятельно выбирает выгоду из социальных мероприятий.
  4. Спорт — агент первичной социализации, который позволяет получить физические навыки для дальнейшей здоровой жизни. Специалистами доказано, что этому фактору следует уделять больше внимания. В действительности существует множество причин, по которым подростки редко посещают физкультурные мероприятия. К ним можно отнести: большую загруженность в школе, отдаленность спортивных секций и сооружений, низкую мотивацию у детей. Процесс социализации через спорт позволяет заполнить недостающие навыки, которые личность не может получить от других агентов.

В последнее время большое значение на становление молодежи оказывает интернет. Особенно стоит указать на негативное влияние игр с виртуальным миром, которые воздействуют на психологическое состояние личности.

В этом случае влияние оказывают формальные учреждения и официальные организации, к которым относятся администрации: школы, вуза, армии, полиции, государства. Все они считаются агентами вторичной социализации, а еще их называют институтами.

Важная роль отводится СМИ, особенно телевидению, которое за короткий период может произвести переворот в сознании масс. При этом новая информация может стать источником разрушения системы ценностей и идеологических стереотипов, которые человек познавал десятилетиями.

Основную массу могут составить кинофильмы и сериалы, формирующие у людей стереотипы поведения, которые не встречаются в семье и близком окружении. Благодаря современным средствам информации, компенсируется разрыв в расширении кругозора между богатыми и бедными, жителями городов и глухих поселков.

Для многих людей средством самостоятельной идентификации является трудовая деятельност

ь. Она помогает человеку интегрироваться в мир взрослых и найти свое место в социальной системе. Обычно работать начинает уже сформированная личность, на которую оказывали влияние агенты первичной социализации.

Часто работник критически относится к ценностям, предлагаемым ему в трудовом коллективе. В итоге он отказывается воспринимать негативные явления, останавливаясь только на тех, что считает более приемлемыми.

Оцените материал

(4.15)

Поделиться

Не успеваете написать работу?

Заполните форму и узнайте стоимость

Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация

Контактные данные — строго конфиденциальны!

Указывайте телефон без ошибок! — потребуется для входа в личный кабинет.

* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Подтверждение

Ваша заявка принята.

Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.

Ошибка оформления заказа

Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.

Функции семьи: самая суть с примерами

Основные функции семьи — это социализации и воспитания, социального контроля, досуговая, рекреационная, социально-статусная, хозяйственно-экономическая. В этой статье мы доходчиво и  на примерах разберем каждую из них.

Продолжаем наш цикл полезных статей и сегодня разберем функции семьи как малой социальной группы и как социального института. Тема эта краеугольная. И входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ по обществознанию. 

Уникальность нашего материала в том, что статья написана социологом кратко и понятно. В статье все акценты расставлены верно, так как нужно для подготовки к государственным экзаменам. Поэтому дочитайте ее до конца!

Семья как социальная группа

Мало кто понимает, что семья в обществе — это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт. Если не знаете, что такое группы и институты, смело переходите по ссылкам и читайте. Потому как дальше без знания этих понятий Вам путь заказан!

Ну так вот, семья как малая группа — это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.

Итак, вот какие основные из них надо знать и их характеристики в современном обществе:

Репродуктивная. В учебниках ее называют «воспроизводство населения». Тут все просто: цель создания семьи — рождение и воспитание детей. По крайней мере так описано в социологии, психологии и педагогике. Однако вам следует понимать, что это не такая уж и обязательная функция: ведь существует множество семей и бездетных. Люди просто живут друг с другом, потому что им хорошо вместе.

Конечно, таких семей не большинство, но они есть. Кроме того, имейте в виду, что в современном мире существуют однополые семьи, которые биологически не могут никого воспроизводить. Они усыновляют или удочеряют детей из государственных интернатов. Поэтому функция — эта — репродуктивная — вообще спорная в современных реалиях. Не согласны? Напишите в комментариях, почему!

Воспитательная. Воспитание — это непрерывный процесс социально-психологического воздействия семьи на ребенка с целью формирования у него определенных личностных качеств, да и личности в целом. 

Семья, родители, родственники — это основные субъекты воспитания. Понятно, что если дети-сироты, то эту функцию берет на себя государство в  лице интернатов. Тут тоже ничего сложного. Примеров воспитания много. Например, отец Джона Кеннеди был бизнесменом и стравливал своих детей между собой, чтобы воспитать в них бойцовские качества. Его детей так и называли волки-Кеннеди.

Воспитание включает в себя усвоение норм морали, правил этикета и всего остального, что делает нас цивилизованными людьми. Семейный кодекс РФ конкретно не определяет, как именно должно проходить воспитание. Однако в статье 65 четко обозначено, что родители не могут причинять никакого вреда в ходе воспитания, а все вопросы воспитания решаются родителями совместно.

Понятно также, что воспитание зависит от типа семьи. В патриархальной в этом процессе будут задействованы традиции и обычаи, а в нуклеарной — современные представления о морали и нравственности

Социализация. Следует различать воспитание и первичную социализацию детей. Эти понятия соотносятся как частное с общим: воспитание является частью социализации. Последняя длится всю жизнь и включает непрерывное освоение социальных ролей, интеграцию в существующую социальную систему. Семья является агентом социализации, то есть непосредственно участвует в этом процессе. Семьи, которые не в состоянии обеспечить ребенку социализацию называют неблагополучными.

Например, разговоры с ребенком о том, как нужно себя вести с другими людьми, может быть примером социализации. 

Хозяйственная. Она включает в себя реализацию домашних обязанностей членами семьи. Если взрослые члены из-за болезни не могут осуществлять их, то эти функции должны брать на себя младшие члены семьи.

Экономическая. Экономика — это всегда труд и финансы. Это функция прямо вытекает из правового поля и означает в первую очередь, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. А совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Также к этой функции относятся алименты и прочее. 

Рекреационная. О ней подробно читайте здесь.

Сексуальная. Если честно, я против выделения этой функции как отдельной. Ведь понятно, что естественные потребности удовлетворяются в ходе осуществления репродуктивной функции. А сексуальное воспитание относится к воспитанию. То есть выделять отдельную сексуальную функцию, на мой взгляд, просто бред. Однако в пособиях такое выделение происходит. Хотя в тестах ЕГЭ я ни разу не встречал, чтобы эта функция как-то выделялась. А я, к слову сказать, прорешал все задания ФИПИ ЕГЭ, ответы, кстати, выложены здесь.

Социальный контроль. Это довольно понятная функция. Она заключается в том, что взрослые члены семьи должны выступать агентами социального контроля: делать замечания детям, если их поведение выходит за рамки. Применять способы воспитания, чтобы недопустимого поведения больше не происходило.

Социально-статусная. Семья наделяет своих членов статусами: муж, жена, дочь, сын, брат, сват и пр. Это все социальные статусы, которые подразумевают определенную модель поведения — определенную социальную роль.

Ну и понятно, что мы должны сделать в промежуточном выводе и ответить на вопрос: справляется ли семья как социальная группа с этими всеми функциями. И ответ будет конечно же нет! Я достаточно проработал в сфере образования, чтобы напрямую об этом судить. Семья перекладывает свои функции на другие социальные институты. При этом господствует такое оправдание: мол, я, как родитель работаю, поэтому пусть моего ребенка воспитывают воспитатели в детском саду, или учителя в школе.

Между тем такие родители (коих большинство) забывают одну простую вещь, что ни воспитатели в детском саду, ни учителя в школе не имеют реальных механизмов для воспитания подрастающего поколения. К примеру, ребенок на уроке обозвал учительницу матом. При том, что учитель вполне корректен и так сам на уроках никогда не ругался. Что ему делать? В реальности ничего.

Между тем, ругаясь на уроках в школе (то есть в общественном месте) нецензурной бранью, ребенок нарушает КОАП РФ. Соответственно, он, по закону, или его родители должны быть оштрафованы на сумму административного штрафа за нецезурную брань в общественном месте. Я больше чем уверен, что если бы система работала, мата в школах, да и в других учебных заведениях не было бы вовсе. Для реализации этого достаточно того, чтобы в школе вместо невменяемого вахтера дежурил сотрудник полиции, коих сейчас развелось немерено. 

Таблица Функции семьи

То есть если ребенок ругается на уроках матом, учительница по кнопке вызова вызывает полицейского и тот выписывает родителям ученика акт об административном правонарушении. И всё. Пара судебных дел с присуждением штрафа и в школе дети будут все культурные и ходить шелковые.

Но это мое личное мнение. А вы что думаете по этому поводу?

Кстати, важно понимать, что функции семьи меняются с изменением условий общественного развития. Например, в традиционном обществе они сводились в основном к защитной и хозяйственной, а социализация сводилась к обучению навыкам труда. В индустриальном обществе семья уже начала брать верх функция социализации и воспитания, а также социального контроля.

Семья как социальный институт

Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.

То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.

Вот какие основные такие функции надо знать: 

Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.

Защитная.  Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.

Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!

По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.

И еще. Если вам непонятны многие понятия, которые я использую, значит Вам надо на наши курсы подготовки. В рамках курсов я все разъясняю на более детальных примерах, использую много иллюстраций. Узнать больше о наших курсах можно тут=>>. Если курсы для Вас финансово неподъемны, есть видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». В нем в формате видеоуроков все четко разъясняется.

Пишите, что думаете обо всем этом в комментариях! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Поделиться в соц. сетях

    Информация для студентов и преподавателей

    «Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


    Крис Дрю, доктор философии
    Основатель и главный редактор

    О курсе «Уверенность в написании эссе»

    Что говорят мои ученики

    «ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


    Джессика Т.
    Студент социальных наук

    «Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


    Салли Р.
    Бакалавр педагогических наук

    «Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


    Кристин С.
    Молодежная студентка

    «Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


    Джеймс Л.
    Бакалавр гуманитарных наук Студент

    Пройдите курс по написанию эссе

    Как показано в

    The Economist

    Readers Digest

    Times Высшее образование

    Журнал eLearn

    Просмотр сайта


    Академическое письмо Навыки

    Поиск


    Советы по учебе в колледже

    Поиск


    Тематические учебные пособия

    Поиск


    Поиск учебных пособий

    Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

    Как написать введение, которое поразит вашего учителя

    Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

    Как не прокрастинировать во время учебы

    Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

    Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

    Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

    Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

    Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

    Моя идеальная формула структуры абзаца

    Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

    Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

    Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

    Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

    Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

    Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

    Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий